Издавна природой положено так, что человек должен общаться. Почти все детки рождаются с тонкими голосами, а к подростковому возрасту начинает происходить ломка голоса. На самом деле этот процесс затрагивает как мужские, так и женские связки, правда, у девочек это не так заметно.

Как выглядит сам процесс?

В рождении звука участвуют:

  1. гортань;
  2. голосовые складки;
  3. легкие;
  4. грудная клетка;
  5. носоглотка.

Начало воздушной волны идет из легких, достигает связок и заставляет их колебаться. Что касается грудной клетки и носоглотки, то они выступают в роли резонаторов. Высота звука зависит от толщины голосовых связок – чем они тоньше, как у девочек, тем голосок выше, и наоборот – чем связки толще, как у мальчиков, тем ниже.

Природа позаботилась о том, чтобы родители всегда слышали своего ребенка. Поэтому с рождения каждый человек имеет небольшие и тонкие связки.

По мере роста они увеличиваются в размерах и утолщаются, соответственно, звук меняет свою тональность.

Но в период полового созревания, скорость и степень роста имеет гендерные отличия. Женская гортань изменяется в два раза, в то время как мужская на 70%.

Именно поэтому подростки имеют такие существенные различия в тембре, причем как по половой принадлежности, так и между друг другом. Но сразу стоит сказать, что такой процесс абсолютно индивидуален, поэтому и некоторые мальчики имеют бас уже 12 лет, а другие и в 15 еще общаются тенором.

Есть три основных этапа мутации.

  • Предмутационный период. В это время, организм готовится к будущим перестройкам, причем в этот этап задействуются все системы.
  1. звучание становится более хриплым;
  2. отмечаются хрипота, першение, которые сопровождаются легким кашлем.

Но стоит отметить, что, если юноша или девушка занимаются пением, то такие симптомы могут проявить себя несколько по-другому, ведь у певцов связки более натренированные. Во-первых, высокие ноты начнут даваться не так легко, как прежде. Во-вторых, ребенок может начать жаловаться на болезненные ощущения в гортани во время занятий пением.

Сами же преподаватели по вокалу, начнут делать замечания по поводу «грязи» в звуке. Хотя в «спокойном» состоянии таких признаков может и не наблюдаться. Для голосовых связок в это время нужен отдых, так как процесс перестройки и одновременная на них нагрузка, могут привести к тому, что человек попросту потеряет «свой звук» .

Поэтому если заглянуть в рот подростку, то можно увидеть, что поверхность голосовых связок приобрела красный цвет. Именно такое состояние требует покоя, так как повышенная нагрузка может привести к недоразвитию органа.

В такой период стоит с особой тщательность беречь себя от простудных и вирусных болезней, иначе после того, как пройдет подростковый период, есть риск, что у мальчиков останется звучание тенора.

  • Послемутационный период. Это процесс индивидуальный. Тут играет роль множество факторов, начиная от национальной принадлежности, и заканчивая личными физиологическими, а порой и генетическими особенностями. У мальчиков и у девочек он может происходить по-разному, и занимать разное количество времени. Обычно к концу становления «собственного звука» ребенок начинает жаловаться на быструю утомляемость голосовых связок. Но теперь станет более заметно, что голос не имеет перепадов больше, он становиться более стабильным.

Влияние гормонов

Подростковый период характеризуется бурной активизацией гормональных процессов. Именно такие вещества отвечают за внешние и внутренние изменения в человеческом организме:

  1. У мальчиков начинают активно расти волосы по всему телу, происходит половое созревание, наблюдается поллюция, резкий рост скелета и мышечной массы.
  2. Что касается девочек, то у них начинает расти грудь, меняется форма тела, начинается менструация.

Большинство подростков даже не замечают того, как у них ломается голос. Это связано с тем, что такой процесс просто не доставляет им никакого дискомфорта.

Разные дети одного возраста могут иметь разную тональность голоска, так как их гортани будут находиться на разном этапе развития. Но в независимости от того, в каком состоянии находиться ребенок, родители должны знать, какие действия в этот период допустимы, а отчего стоит воздержаться.

Вот тут больше совет относится к родителям мальчиков, нежели девочек. Чрезмерная нагрузка на голосовые связки провоцирует образование узелков, которые в дальнейшем приводят к хрипоте. Такой дефект может пройти сам, но в некоторых случаях без хирургии не обойтись;
  • В период мутации стоит беречь ребенка от простуд. Это может затянуть ломку голоса. Если юноша долгое время продолжает иметь высокие тона, то родителям рекомендуется показать его такому специалисту, как фониатр;
  • Родители должны объяснить ребенку, что «собственный звук» уникален, и он будет таким, как заложено природой. Очень часто маленькие мальчики стараются подражать тому или иному герою. Такой фанатизм может привести к тому, что юноша перегрузит свои связки и они попросту « сорвутся» .
  • Подростковый период – один из наиважнейших в жизни каждого ребенка: в эту пору в растущем организме происходит немало сложных изменений. К подобным трансформациям относят и ломку голоса у мальчиков. И даже став взрослыми, многие мужчины не любят вспоминать о времени, когда приятный юношеский басок предательски сменялся полудетским дискантом.

    Как рождается голос?

    Человек получает возможность «высказываться» благодаря сразу нескольким органам: гортани, легким, грудной клетке, носоглотке, голосовым связкам. Последние являются своеобразными струнами, позволяющими голосу человека звучать, в то время как все прочие «составляющие» служат резонаторами. Интересно, что качество звука может разниться: чем толще и длиннее связки человека, тем ниже окажется его голос. У «маленьких взрослых» голосовые складки пока невелики – соответственно, голосок у ребят звонкий и высокий. Но так и было задумано природой: каждого малыша должно быть слышно вопреки «немощности» его звукообразующей системы.

    Изменения голоса в детском возрасте – когда и как?

    Так называемая ломка голоса – это изменение его тональности в связи с ростом и утолщением голосовых связок. Происходит это под воздействием гормонов роста… В итоге голос мальчика может понизиться на 5-6 тонов. В то же самое время начинает развиваться и мужской кадык (адамово яблоко). Когда это случается?

    Чаще всего такие трансформации настигают детский организм в 13-14 лет, но возможны и вариации… В это время ребенку нужно «подружиться» со своими укрупненными связками и научиться по-новому продуцировать звуки. Однако пока мальчик постигает премудрости иного механизма речеобразования – он может говорить то высоким, то низким голосом попеременно. Столь неприятный для каждого юноши период длится несколько месяцев.

    Родителям на заметку…

    Взрослые должны кое-что знать о сложностях, подстерегающих ребенка во время голосовой мутации.

    • Хотя простудные заболевания способны продлить период ломки голоса, не нужно думать, что красное горло – всегда примета прогрессирующей инфекции. Активное развитие голосовых связок сопровождается усилением кровообращения – вот ткани и приобретают пунцовый оттенок.
    • Мутация «не терпит» высокой нагрузки на голосовые складки. А потому нужно пояснить сыну, что частое напряжение связок приводит к образованию на оных так называемых «узелков крикунов». Из-за них процесс вибрации видоизменяется, а голос приобретает хрипотцу. Одна часть узелков со временем может рассосаться, с другой же – способны справиться лишь хирурги.
    • Порой прекрасный чистый голос после мутации становится самым заурядным, ничем не выделяющимся ни по тембру, ни по силе. А потому если ребенок увлечен пением – его будущее под большим вопросом. Естественно, в эту сложную пору родители должны поддерживать маленького певца психологически.
    • В большинстве своем подростки быстро приучаются к «взрослому» механизму звукоизвлечения, но иногда бывает полезна и помощь фонопеда (уже одно занятие может оказать практическую пользу).

    А как у девочек?

    У юных барышень голосовые связки увеличиваются несколько медленнее, чем у мальчишек. И хотя тембр голоса у девочек тоже видоизменяется, но более плавно и менее явно, нежели у будущих мужчин. А поскольку такая трансформация практически не связана с гормональными перестройками девичьего организма, специалисты не склонны называть ее голосовой мутацией.

    И еще…

    Любопытно, что гормональные сдвиги оказывают влияние и на голос пожилых людей. «Возрастные» дамы и джентльмены утрачивают часть гормонов, свойственных собственному полу, вот голосовые складки и «шалят»: женщины начинают «звучать» ниже, а мужчины – выше и звонче.

    О мутационных изменениях голоса у мальчиков написано немало научных трудов, хотя это явление вполне обычное. Изменение тембра голоса происходит в процессе роста голосового аппарата. Гортань сначала значительно увеличивается в размерах, при этом щитовидный хрящ наклоняется вперед. Голосовые складки удлиняются, а гортань опускается вниз. В связи с этим происходит анатомическое изменение органов голосообразования. Если говорить о мутации голоса у мальчиков, то в отличие от девочек, у них всё проходит более выражено.

    Механизм ломки голоса у мальчиков

    Как было сказано ранее, изменение голоса происходит посредством увеличения гортани в процессе роста. Однако в пубертатный период у юношей гортань увеличивается на 70%, в отличие от девушек, голосовая трубка, которых увеличивается лишь вдвое.

    1. Предмутационный период.

    Проявляется этот этап в качестве подготовки организма к перестройке голосового аппарата. Если говорить о разговорном голосе, то могут наблюдаться срывы голоса, хрипота, кашель, неприятное «першение». Певческий же голос более информативен в этом случае: срывы голоса при взятии предельных нот диапазона юноши, неприятные ощущения в гортани во время занятий вокалом, «грязная» интонация, случается и потеря голоса. При первых же звоночках стоит прекратить занятия, поскольку этот период требует отдыха голосового аппарата.

    1. Мутация.

    Данный этап характеризуется отеком гортани, а также чрезмерным или недостаточным выделение слизи. Эти факторы вызывают воспаление, тем самым поверхность связок приобретает характерный цвет. Перенапряжение может привести к хрипам, а в последствие к «несмыканию голосовых складок». Поэтому в этот период стоит внимательно отнестись к , в том числе профилактике простудных и вирусных заболеваний. Наблюдается нестабильность голоса, искажение звука, а так же характерная хрипота. При пении наблюдается напряжение голосового аппарата, особенно при скачках на широкие интервалы. Поэтому в занятиях стоит склоняться к певческим упражнениям-распевкам, а не произведениям.

    1. Послемутационный период.

    Как и любой другой процесс, мутация голоса у мальчиков не имеет четкой границы завершения. Несмотря на окончательное становление, могут наблюдаться переутомление и напряжение связок. В этот период происходит закрепление произошедших изменений. Голос приобретает фиксированный тембр и силу. Однако этап опасен своей нестабильностью.

    Особенности мутации у мальчиков

    Признаки ломки голоса у юношей происходит заметнее и связано это, в первую очередь, с тем, что мужской голос, по сути, намного ниже женского. Мутационный период протекает в короткие сроки. Встречаются случаи, когда происходит практически мгновенно. Однако в большинстве случаев перестройка организма затягивается на несколько месяцев. Еще вчера мальчишеский дискант способен перерасти в тенор, баритон или мощный бас. Все зависит от генетически заложенных показателей. У одних юношей происходят значительные изменения, у других – переход ко взрослому голосу не выражен ярким контрастом.

    Мутация голоса у мальчиков чаще всего происходит в 12-14 лет. Впрочем, ориентироваться на этот возраст как на норму не стоит. Существует множество факторов, которые способны повлиять как на срок начала, так и на продолжительность процесса.

    Во-первых, несомненно, влияет природный климат. Проводимые исследования доказали, что в различных климатических условиях процесс «взросления» голоса происходит по-разному, и возраст перестройки колеблется от 11 до 20 лет.
    Во-вторых, генетический фактор. Изначально заложенные в организме установки изменить нельзя.
    В-третьих, механический фактор. То есть перестройка может быть нарушена по каким-либо причинам. Ими могут стать, например, нарушения голосового аппарата, соматические заболевания.

    Гигиена певческого голоса в период мутации у мальчиков

    Мутация певческого голоса – процесс сложный, требующий большого внимания со стороны педагогов вокала или фониатров, сопровождающих учебный процесс. Мероприятия по охране и гигиене голоса должны проводиться комплексно, при этом их начало должно приходиться на предмутационный период. Это позволит избежать нарушения развития голоса, как на физическом, так и механическом уровне.

    Занятия вокалом должны проводиться в щадящем режиме. Однако в этот период лучше отказаться от индивидуальных уроков, поскольку подобные занятия рассчитаны на всестороннее развитие голосовых данных. А в период ломки голоса у мальчиков любое перенапряжение связок запрещено. Однако существует альтернатива – это хоровые занятия и ансамбли. Как правило, юношам дают легкую партию, диапазон, которой не превышает квинты, чаще в малой октаве. Все эти условия не действительны в том случае, если процесс сопровождается периодическими срывами голоса, хрипом или нестабильностью унисонных произношений.

    Мутация у юношей – процесс, несомненно, сложный, но при правильном подходе и соблюдении постулатов охраны и гигиены голоса можно «пережить» его без последствий и с пользой.

  • 6. Характеристика мутационных изменений голоса.
  • 7. Общая характеристика нарушений голоса. (Афония, дисфония, фонастения и др.)
  • Этиология голосовых расстройств:
  • Классификации расстройств голоса:
  • 8. Основные причины нарушения голоса. (см.7)
  • 9. Функциональные нарушения голоса. Причины и механизмы нарушений.
  • 10. Органические нарушения голоса. Причины и механизмы нарушений.
  • 11. Причины, клиническая картина, течение и принципы коррекционного воздействия при функциональных нарушениях голоса центрального происхождения.
  • 12. Причины, клиническая картина, течение и принципы коррекционного воздействия при функциональных нарушениях голоса периферического происхождения.
  • 14. Причины, клиническая картина, течение и принципы коррекционного воздействия при органических нарушениях голоса периферического генеза.
  • 16. Профилактика нарушений голоса у лиц голосо-речевых профессий.
  • 17. Профилактика нарушений голоса у детей.
  • 18. Цели, задачи и принципы коррекционной работы при различных нарушениях голоса.
  • 19. Методика коррекционной работы по восстановлению голоса при параличах и порезах гортани.
  • 20. Методика коррекционной работы по восстановлению голоса при хронических ларингитах.
  • 21. Методика коррекционной работы у детей с органически изменениями гортани.
  • 22. Методика коррекционной работы по восстановлению функциональных нарушений голоса.
  • 23.Особенности работы над дыханием при восстановлении голоса. (см. В дополнительных материалах)
  • 24. Общая характеристика ринолалии.
  • 25. Классификация ринолалии.
  • 26. Характеристика закрытой ринолалии.
  • 27. Общая характеристика открытой ринолалии.
  • 28. Этиология и патогенез функциональной открытой ринолалии. (см.31)
  • 29. Этиология и патогенез открытой ринолалии (см.31)
  • 30. Характеристика различных видов расщелин при органической открытой ринолалии.
  • 31. Структура дефекта при открытой ринолалии. Первичные и вторичные дефекты.
  • 32. Характеристика речи у ребенка с открытой ринолалией.
  • 33. Цели, задачи и содержание коррекционной работы при закрытой ринолалии. Профилактические мероприятия.
  • 34. Задачи и содержание логопедической работы при открытой ринолалии.
  • 35. Основные задачи и направления коррекционной работы с детьми, страдающими открытой ринолалией в дооперационный период.
  • 36. Основные задачи и направления коррекционной работы с детьми, страдающими открытой ринолалией в послеоперационный период.(см. 35)
  • 37. Методика работы по формированию речевого дыхания у детей, страдающих открытой ринолалией в послеоперационный период.
  • 38. Методика работы по формированию звукопроизношения у детей, страдающих открытой ринолалией в послеоперационный период.
  • Дополнительные материалы
  • Методика коррекционной работы по восстановлению голоса при параличах и порезах гортани.
  • Нарушения голоса
  • Этиология голосовых расстройств:
  • Классификации расстройств голоса:
  • Функциональные нарушения голоса:
  • Классификация функциональных нарушений голоса:
  • Органические нарушения голоса:
  • Выявления и включения компенсаторных возможностей организма.
  • Методика коррекционной работы по восстановлению голоса при хронических ларингитах.
  • Методика коррекционной работы по восстановлению голоса при хронических ларингитах.
  • Методика коррекционной работы у детей с органически изменениями гортани.
  • Методика коррекционной работы по восстановлению функциональных нарушений голоса.
  • 1) Периферические функциональные нарушения голоса.
  • 2) Центральные функциональные нарушения голоса.
  • Работа над дыханием при восстановлении голоса.
  • Голосовые упражнения при нарушениях голоса.
  • Причины, клиническая картина
  • Перспективный план работы на дооперационных период.
  • Массаж при ринолалии.
  • Массаж при мышечном напряжении в области лба, носа и щечно-скуловой области
  • Карта обследования ребенка с врожденными расщелинами нёба
  • Ермакова и.И. Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция
  • Движение мягкого нёба
  • 6. Характеристика мутационных изменений голоса.

    Мутация - это физиологическое изменение голоса во время перехода к зрелому возрасту, сопровождающееся рядом патологических явлений в голосе и в голосовом аппарате.

    Вопрос о том, сопровождается ли период мутации переломом голоса или его постепенным изменением, решается исследователями в пользу последнего. Указывается, что только меньшинство юношей страдает от перелома голоса, для большинства же этот процесс протекает почти незаметно.

    Мутация голоса связана с быстрым ростом гортани. Голосовые складки у мальчиков удлиняются на 6-10 мм, т.е. на 2/3 длины. При ларингоскопии обнаруживается гиперемия слизистой оболочки гортани, отсутствие замыкания голосовой щели. У девочек голосовые складки удлиняются только на 3-5 мм.

    Суть мутации заключается в том, что рост отдельных частей голосового аппарата подростка происходит дисгармонично. Например, голосовые складки увеличиваются в длину, а ширина их остается прежней, резонаторные полости отстают от роста гортани, а надгортанник часто и у юноши остается детским. Вследствие этого нарушается координация в совместной работе дыхания и гортани. Все эти причины приводят к тому, что голос у мальчика срывается, становится жестким, низким, грубым, интонация - неуверенной. Наблюдается диплофония (би-тональность), т.е. быстрое чередование высокого и низкого тонов, отстающих друг от друга иногда на целую октаву, при этом вибрируют и истинные, и ложные голосовые складки.

    У мальчиков подчас возникает напряженное дыхание, так как смыкание голосовых складок неполное и для произведения звука полной силы выдыхательные мышцы должны усиленно, форсированно работать.

    Нормально протекающая мутация может проявляться в нескольких формах .

    Так, нередко голос меняется очень медленно, незаметно как для самих детей, так и для окружающих; изредка лишь наблюдается небольшая хрипота и быстрая утомляемость голоса. В других случаях (что встречается чаще) голос у мальчика во время речи или пения начинает срываться, появляются низкие ноты басового тембра. Такое «соскакивание» звуков сначала возникает все чаще и чаще, затем проявляется реже, и, наконец, детский тембр заменяется мужским.

    Встречается и такая форма мутации, когда тонкий мальчишеский голос внезапно принимает огрубелый характер, появляется хрипота, иногда полная афония. Когда охриплость исчезает, у юноши устанавливается вполне сформированный мужской голос.

    Недоразвитие половой сферы подростка, острый или хронический ларингит, различные инфекционные заболевания, перенапряжение голосового аппарата при громком пении не в своем голосовом диапазоне, некоторые внешние вредные факторы (пыль, дым) могут осложнить течение мутации, придать ей патологический, длительный характер и привести к стойкому нарушению голоса.

    Наиболее часто встречается персистирующий (т.е. упорно держащийся) фальцетный голос, который возникает при судорожно поднятой гортани и значительном натяжении голосовых складок во время фонации. Это голос высокий, слабый, писклявый, неприятный на слух.

    В других случаях нарушение голоса проявляется в затянувшейся мутации. При этом голос на протяжении нескольких лет не переходит в нормальный мужской голос: он продолжает оставаться детским (фальцетным), или фальцетные звуки прорываются на фоне преобладающего мужского звучания.

    У мальчиков встречается иногда преждевременная мутация (в 11-12 лет), когда голос раньше времени становится низким, грубым. Причина этого явления - преждевременное наступление половой зрелости и длительная, чрезмерно напряженная работа голосового аппарата (при крике, форсированном пении, пении в высокой тесситуре).

    У девочек изредка наблюдается извращенная мутация, когда голос значительно понижается, лишается своей мелодичности и музыкальности.

    Возрастные изменения голоса: происходят, как правило, в 12-15 лет. Возрастная мутация обусловлена изменениями гортани (увеличивается в размере у мужчин в 1,5-2 раза, у женщин на 1/3). Голосовые складки увеличиваются в размере по всем параметрам (длина, ширина, толщина), начинают колебаться всей массой. Увеличивается корень языка. Голос не успевает приспособиться к быстрым анатомическим изменениям и звучит неустойчиво. Голос мальчиков понижается на октаву, у девочек - на 1-2 тона. Причинами изменения голоса в период мутации являются нарушения координации функций наружных и внутренних мышц гортани и отсутствие согласованности между дыханием и фонацией.

    Можно выделить три периода мутации:

      начальная

    1. конечная

    Мутация продолжается от 1 месяца до 2-3 лет.

    Мутационные расстройства:

      замаскированные расстройства - в мутационном периоде характеризуются тем, что видимых признаков мутации в голосе еще нет, но часто возникают труднообъяснимые приступы кашля. Часто встречаются у мальчиков, поющих в хоре).

      преждевременная мутация - чаще у мальчиков, 10-11 лет появляется грубое звучание голоса, неестественное для детей данного возраста. Может быть обусловлено преждевременным наступлением половой зрелости или чрезмерной работой голосового аппарата (например, форсированное пение)

      запоздалая мутация - происходящая после наступления половой зрелости.

      вторичная мутация - наступает внезапно, в зрелом возрасте. Причины: нарушение работы желез внутренней секреции, перенапряжение голоса, курение и т. п.

    Это зависит от преобладания в организме той или иной эндокринной железы. Порой логопеду приходится сталкиваться с ситуацией когда, в результате роста костей черепа в высоту (долихоцефальность) увеличивается глубина и высота твердого нёба. Это создает определенные условия для голосообразования, отличные от тех, когда череп мальчика имеет округлую форму. Логопед в процессе работы с таким ребенком может отметить что, мягкие ткани надставной голосовой трубы, язык и мягкое небо в период мутации могут менять свою конфигурацию, что влияет на звукообразование.

    До мутации гортань мальчика мало чем отличается от гортани девочки, а в период мутации угол соединения пластинок щитовидного хряща, так называемый кадык, становится весьма заметным на шее мальчика. Голосовые связки увеличиваются по длине в полтора раза, вследствие чего голос опускается. Часто с такой проблемой логопед работает с теми мальчиками, которые занимаются вокалом.

    Голос мальчика до 7-8 лет — чисто детский, в гортани в толще голосовой складки почти нет вокальной мышцы. Звукообразование происходит за счет натяжения связок наружными мышцами гортани, голос фальцетный. Оформление голоса начинается с ростом вокальной мышцы в 9-10 лет.

    Заканчивается оформление голоса в 12-13 лет, это расцвет голоса мальчика. Действительно «не долог век певца» мальчика с детским голосом. Логопеду в подобной ситуации нужно помочь учащемуся расслаблять голосовые связки, ведь мальчику становится труднее справляться с верхними нотами. Появляется усталость голосовых связок. Если к логопеду вовремя обращаются с данной проблемой, то можно сократить период мутации.

    Мальчики 10-12, 13-14 лет, которым помогали с 1 класса не только педагоги, но и логопеды, пели легко и свободно, несмотря на начавшийся у них уже рост гортани. Собственно мутационный период у них отодвигался и сокращался. Явления роста голосообразующих органов, совмещенное с логопедическим тренажем, протекает у них более плавно, чем у мальчиков, которые не посещали логопеда.

    У последних в этот период разговорный голос сиплый, часто срывающийся. Обычно они жалуются на усталость при разговоре. Если мальчик, занимающийся вокалом, в нужный момент отказывается от логопедического сопровождения, это может нанести его голосу непоправимый вред. Нервно-мышечная энергия истощается тем скорее, чем менее развита мышечная система и чем более она перегружена. А логопед путем специальных упражнений на развитие силы вдоха и выдоха, правильной постановки дыхания, укрепления мышц артикуляционного аппарата отрегулирует работу детского голоса, подверженного постоянным репетициям и постановкам.

    Логопед может наблюдать разные формы мутации. Она может быть ранней или сильно запоздать. Логопеду важно правильно объяснить родителям, что ранняя профессионализация голоса вредна. Нагрузка в такой период должна быть минимальной, режим щадящим, не следует форсировать звук — от этого страдает не только звонкость, но и голосовые связки, непременное качество нормального голоса. Логопед должен вовремя привить учащемуся правильное ощущение своего голоса. Вместе с педагогом они должны найти меру свободного, ненапряженного звучания голоса — залог его здорового развития.