Здравствуйте, мои дорогие читатели!

Сегодня я хочу рассказать Вам о способах и методах звукоизвлечения при игре на гитаре, проведя обзор самых популярных техник, приемов и предметов, с помощью которых можно добиваться разнообразного звучания Вашего инструмента. Надеюсь, что после прочтения этой статьи и просмотра всех видео Ваш гитарный кругозор заметно расширится.

Пальцевая техника

Пальцевая техника подразумевает работу правой руки почти без вмешательств инородных предметов («почти» из-за
накладных и наклеиваемых когтей). Эта техника берет свое начало у классической гитары с момента её появления. Но по ходу развития гитарного мастерства, техника пальцевой игры совершенствовалась и теперь можно выделить несколько способов игры на гитаре пальцами.

С него-то и начинают все без исключения гитаристы, у которых только что появилась гитара. Подразумевает данный способ обязательную «классическую» постановку правой руки таким образом, чтобы запястье не касалось корпуса гитары. При такой постановке возможна максимальная скорость игры с минимальной усталостью пальцев гитариста. Кроме этого, важно при игре на гитаре держать палец «р» (большой палец правой руки) не в кулаке, не напротив указательного, а двигать им как бы «вокруг» остальных пальцев, при этом, если посмотреть вниз на свою правую руку, нужно видеть «треугольник» между струной, указательным (i) и большим пальцем (р). Этот треугольник может быть большим, маленьким, средним – на Ваш выбор. Главное, чтобы он был. Зачем? Чтобы работали только пальцы без участия запястья или локтевого изгиба, потому что если Ваш большой палец будет находиться напротив указательного, то Вы не сможете выполнить четкий щипок без «подпрыгивания» кистью, что недопустимо при пальцевой технике игры на гитаре. Если Вы будете прятать Ваш большой палец внутрь кулака, то остальные пальцы (I, m, a, e) расположатся под острым углом к струнам, что повлечет за собой звукоизвлечение с шерохом и скрипом пальцев (ногтей) об струны. Руку (особенно кисть) при этом не напрягать. Она должна просто свисать вниз, а работать нужно пальцами. Ниже я привожу иллюстрацию классической постановки правой руки. Вариант «А» — правильный, В — неправильный.

Хочу добавить к пальцевой теме описание способ игры на гитаре пальцами:

Безногтевой способ игры на гитаре

Подразумевает звукоизвлечение при помощи подушечек пальцев путем небольшого оттягивания и отпускания струны под небольшим углом вверх в сторону запястья. Звук будет приглушенным, но равномерно тихим. Чтобы добиваться более громких звуков, необходимо сильнее поддергивать струну, что может привести к быстрой усталости пальцев при отсутствии опыта игры. Этот метод подойдет для начинающих, как первый шаг к освоению. После него можно переходить на

Ногтевой способ игры на гитаре

Звуки, сыгранные ногтями, чётче, громче и ярче. Но для игры с помощью ногтевого способа мало просто отрастить ногти. Большинство учебников пишет, что ногтевая пластина должна быть длиннее пальца (в среднем по учебникам) на 1-3 и до 5 мм и иметь закругленную или квадратную форму. И всё. Хочу добавить от себя, что здесь важно, в первую очередь, оценить несколько моментов, чтобы подобрать оптимальную длину ногтей:

    1. Высота Вашего запястья относительно струн. Чем оно выше, тем ногти должны быть короче
    2. Техника игры. Если Вы чаще играете апояндо (с опорой на соседнюю струну после атаки), то Вам больше подойдут короткие ногти (1-1,5 мм), если любите тирандо (без опоры на соседнюю струну), особенно с быстрым тремоло, то отращивайте ногти длиннее, чем 1,5 мм.
    3. Здоровье ногтей. В случае с тонкими и ломкими ногтями, большую длину отрастить не получится, так как они будут ломаться. Здесь есть три варианта выхода из положения: 2-3 слоя укрепляющего лака, надевание специальных «когтей» и приклеивание многоразовых синтетических (обычно акриловых) накладных ногтей (специальных) на родную ногтевую пластину специальным гелем. Отвечаю на вопрос о нарощенных в салоне ногтях: «НЕТ!». Они очень быстро стираются и ими крайне неудобно играть на гитаре.
    4. Ухаживайте за Вашими ногтями и следите за их сохранностью. Если привык играть с ногтями, то без них уже не сможешь. Поэтому думайте, прежде чем за что-то схватиться. Враг №1 для ногтей – дверные ручки. Будьте осторожны. А так же обязательно следите за гигиеной ногтей. Грязи под ними быть не должно.

Теппинг

Теппингу я в своих дальнейших очерках обязательно посвящу отдельную статью в своем гитарном блоге. Сейчас кратко опишу данный вид звукоизвлечения. Теппинг (техника больше характерна для ) подразумевает работу либо одной руки на грифе (одноголосый, как у Van Halen), либо обеих (полифонический, как у Stanley Jordan или Энвера Измайлова). Я не говорю конкретно о левой или правой руках, так как статью могут читать и левши, поэтому в этом абзаце будем различать их иначе. Пальцы при теппинге совершают постоянные легатные приемы hammer on (восходящее легато), pull off (нисходящее легато), slide (глиссандо) и иногда band (подтяжки). При работе одноголосым теппингом, вторая (свободная) рука может глушить лишние струны, встав ниже положения играющей руки. При полифоническом теппинге для глушения лишних нот возле верхнего порожка можно надевать обычную резинку для волос. Гитаристу широкого профиля, вроде меня, которые играют на всех видах гитар, тяжело работать теппингом с длинными ногтями, поэтому длина моих ногтей обычно не превышает 3 мм или я использую медиатор для ударов по грифу. Важно выполнять приемы четко, точно и с одинаковой силой, чтобы не было скачков по динамике. Изобретение теппинга вывело игру на гитаре на новый уровень. Синонимом данного метода является «фортепианная техника», что подразумевает использование до 10-ти пальцев рук (особенно, если положить гитары на специальный стол или колени). Сложность этого метода оправдывается эффектностью и завораживающими мелодиями, которые можно сыграть этим способом.

Игра чесом («боем»)

Этот способ игры характерен для эстрадного исполнения песен при аккомпанементе вокалу. Как «неклассический» метод, он мало описан в учебниках высшей гитарной школы, но и у него есть некоторые нюансы. А именно, если при пальцевой игре важно держать кисть неподвижной, то здесь запястье должно работать на всю свою амплитуду, немного «докручивать» локтевым изгибом, а пальцы, держась в легком напряжении, практически не гнутся. Запомните правило №1 работы чесом: рука должна быть расслаблена! Никакого напряжения. Отдыхайте между ударами по струнам, подобно отдыху пловца между загребанием очередной порции воды в бассейне, иначе у Вас очень быстро устанет рука.

Данную статью мы бы хотели посвятить такому важному вопросу, как уход за ногтями правой руки. Ведь качество Вашего звука во многом зависит от состояния ногтей. Среди исполнителей классической гитарной музыки даже ходит такая поговорка «ногти для гитариста – всё равно, что смычок для скрипача» – и это действительно так.
К сожалению, не все обладают от природы здоровыми крепкими ногтями, тем более от постоянных занятий более слабые ногти быстро стачиваются и теряют необходимую длину и форму. О том, какой длины и формы должны быть ногти гитариста и какими шлифовками следует для этого пользоваться мы достаточно подробно освятили в разделе видео-уроки. А сейчас хотелось бы более подробно рассказать о том, как сделать ногти более крепкими и здоровыми . Конечно, в интернете можно найти массу различных способов, как это сделать, и каждый сам выбирает для себя более удобные и доступные, но я расскажу Вам о более действенных и проверенных в практике.
Итак, прежде всего, хотелось бы сказать, как это не банально звучит, крепость ногтей во многом зависит от питания . Недостаток витаминов сразу отражается на здоровье Ваших ногтей. Для начала, можно пропить курс витаминов с кальцием типа «Кальцид», «КальцийД3» или еще что-то в этом роде. Не плохие витамины «Супрадин» , которые содержат комплекс всех минералов и витаминов и плюс помогают при повышенной утомляемости, но, конечно, подбор препаратов достаточно индивидуальный процесс, тут нужно смотреть, чтобы не было противопоказаний, можно даже проконсультироваться с врачом. Естественно, все мы знаем, что искусственные витамины нельзя употреблять постоянно, обычно, нужно пропить только определенный курс, а потом придется получать витамины из продуктов , которые мы употребляем в пищу. Старайтесь пить больше натуральных молочных продуктов , есть морепродукты , а так же хорошо укрепляет ногти употребление орехов (грецкие, кешью, миндаль, фундук, арахис и т.д.).
С питанием мы разобрались, теперь можно рассказать и о способах укрепления ногтей непосредственно.
Советую делать ванночки с морской солью хотя бы 3 раза в неделю. Туда же, в воду можно добавить сок лимона, соду или различные эфирные масла .
Ежедневно перед сном (можно и несколько раз в день) втирать в ногти следующее (вариантов много, можете выбрать, что Вам нравится): касторовое масло, витамины Е или А в масле, также очень хорошо помогают эфирные масла - лимона, авокадо, иланг-иланга, майораны, розмарина.
Среди желающих укрепить ногти бытует мнение, что хорошо их мазать йодом. Лично мне этот способ не подошел, от йода ногти сначала вроде бы и укрепились, но со временем стали еще более хрупкими. Йод словно высушил их.
И еще, хотелось бы обратить внимание лиц женского пола – использование всевозможных декоративных лаков для ногтей значительно ухудшает состояние ногтей.
Стоит отметить, что все вышеперечисленные процедуры должны быть комплексными , если Вы один раз в месяц чем-нибудь намажете свои ногти или вымочите их в ванночке с солью, то эффекта никакого не будет.
Вот основные советы, которые можно дать для укрепления ногтей гитаристов. Вы можете выбрать для себя любой или найти другой индивидуальный способ, только не забывайте всегда следить за ногтями и главное содержать их в чистоте и порядке.

(данная статья написана студентами Маркина Н.И. специально для сайта http://сайт )

Ногтевой способ звукоизвлечения на гитаре

Как основной ногтевой способ звукоизвлечения широко применяется гитаристами, работающими в стиле фламенко и исполняющими классический концертный репертуар. Преимущество такой манеры звукоизвлечения весьма очевидна, так как гитара с нейлоновыми струнами при ногтевом способе звучит громче и насыщается большей тембровой красотой. Исполнение становится более ярким за счёт увеличения звукового диапазона гитары и тембровой окраски. Ноготь придаёт удару чёткость, которой так не хватает при игре безногтевым способом звукоизвлечения особенно это хорошо заметно при исполнении пассажей и арпеджио (перебора). Применение ногтя для защипывания струны производится по способу, указанному мадридским гитаристом (1784 — 1849) в его испанской школе исполнительства на гитаре (Nuevo método para guitarra ). «Сначала защипывают струну мякотью пальца, той её частью, которая обращена в сторону большого пальца; палец несколько более вытянут и менее согнут, чем при игре без использования ногтя; затем на струну скользит ноготь». Агуадо рекомендовал использовать технику игры ногтями (он считается первым гитаристом, предложившим эту идею), достигая более яркого и сильного звука. Ноготь, будучи твёрдым, может давать более заметные оттенки струны. Теряя в мягкости, звучание выигрывает в блеске силе и контрастах. В стиле фламенко нет возможности придать всю характерность этого стиля без участия ногтя, сообщающего силу басам, лёгкость арпеджио и пронзительную резкость расгеадо. Итак, причина по которой ногтевой способ звукоизвлечения считается более практичным, заключается в том, что при исполнении произведений ногтевым способом легче управлять своим звукоизвлечением из за более широкого звукового диапазона гитары создаваемого именно ногтями. На снимке внизу показаны места касания струн подушечками пальцев прежде чем струна начнёт скользить на ноготь.


Какими должны быть ногти для игры на гитаре

Ногтевой способ звукоизвлечения требует от исполнителя определённого ухода за ногтями, который заключается в постоянном контроле над их длинной, а так же в отсутствии неровностей и шероховатостей краёв. Слишком длинные ногти придают звуку гнусавый звук, потому что при этом не используется подушечка пальца, а только ноготь. Для ухода за ногтями потребуются ножницы и пилки, так как ногти не должны слишком длинными и возвышаться над подушечкой пальца на 1 — 2 миллиметра в зависимости от индивидуального строения ногтя и пальца. При этом ноготь должен соответствовать контуру подушечки пальца (иметь закруглённую форму).

Некоторые гитаристы придают ногтю скошенную форму от начальной точка касания струны до точки схода струны стараясь увеличить площадь ногтя при сходе струны, но такая форма ногтя сугубо индивидуальна и зависит от вашего желания поэкспериментировать над звуком. На следующей фотографии представлен ноготь большого пальца правой руки. Надо отметить, что это пожалуй максимальная длинна ногтя используемая для игры на гитаре большим пальцем.

К сожалению не все могут позволить себе ногтевой способ звукоизвлечения в связи с тем, что ногти могут быть слишком тонкими, ломкими и расслаиваться. Для некоторых чтобы устранить эту причину достаточно изменить своё ежедневное меню, включив в него достаточное количество продуктов богатых витамином B, кальцием и белком (кефир, молоко, сыр, фурма). Такой продукт как творог содержит фосфор, кальций и витамин D улучшающий рост ногтей.
Многие гитаристы используют ногти даже при игре на металлических струнах, находя в этом более интересную яркость звучания своего инструмента.

Приветствую Вас, дорогие новички и желающие научиться играть:) На повестке дня у нас вопрос: как играть на гитаре с длинными ногтями? Дело в том, что многие девушки любят длинные ногти, в связи с чем у них возникают некоторые проблемы при игре на гитаре (или они боятся, что эти проблемы возникнут). Так и есть, ногти достаточно сильно мешают при игре.

Может быть несколько ситуаций:

  • длинные ногти на правой руке;
  • длинные ногти на левой руке.

Длинные ногти на правой руке

Длинные ногти на правой руке НИКАК не помешают Вам играть на гитаре. Это даже плюс. Я Вам даже больше скажу - для улучшения качества звучания и звонкости при игре покупают специальные медиаторы-когти , которые имитируют ногти. Эти медиаторы надевают на все пальцы правой руки - и играют.

Длинные ногти на левой руке

А вот длинные ногти на левой руке - беда. Это практически всегда беда. Честно говоря, я вообще не представляю, как играть на гитаре с длинными ногтями на левой руке. Почему?

Все дело в зажиме аккорда . Ваши ногти будут постоянно мешать правильно зажимать струны - они вечно будут странно дребезжать. Вы будете каждый раз испытывать неприятные ощущения при попытке зажать аккорд.

Что делать, если длинные ногти?

Я советую сделать выбор: учиться играть на гитаре или отращивать ногти. У Вас никогда не получится совмещать эти 2 вещи одновременно. Поверьте мне, я играю 10 лет на гитаре - и длинные ногти это всегда проблема. Даже у парней: как только отрастают ногти на левой руке, возникает острая необходимость их стричь, иначе каждая игра на гитаре превратится в пытку. С длинными ногтями играть на гитаре никак не получится, увы :(

Для профессионалов давно не секрет, что от формы ногтей гитариста зависит не только красота тембра извлекаемого звука, а также форма играет большое значение в технике. Стоит сделать ногти слишком короткими, как играть становится легче, так как палец легче скользит по струнам, однако такая "заточка" негативно сказывается на звуке. Он становится слишком открытым, даже неприятным, привыкшему к красивому звуку уху. Если сделать ногти слишком длинными, то часто можно добиться красивого тембра. Однако при этом играть быстрые пассажи станоится затруднительно - ногти "тормозят" пальцы, замедляют скорость. Кстати, где-то читал, что у Пако де Лусии (короля фламенко) ногти очень короткие. О технике Пако нечего добавить. Слышал лично в живом концерте в Калуге и это было феноменально!!! Эмоции мои били через край.

Мы часто пытаемся подражать тому, что кажется нам "крутым", более совершенным, красивым. Иногда такое же происходило и со мной...

Но каково было мое удивление, когда перестав подражать кому-либо, оторвавшись от привычных способов заточки ногтей я провел мой собственный эксперимент, который, кстати, мог проделать уже много лет назад. Оказывается, можно добиться компромисса между короткими и длинными ногтями за счет изменения формы ногтя.

Почему я пишу, что этот способ является скромным и важным. Скромным - потому что мой, а я скромный человек (здесь улыбаюсь). А важным, потому что это работает! И работает именно у меня, в моем случае! Здесь хочу подчеркнуть, что если Вы повторите все в точности, как делал я, то с очень большой вероятностью у Вас не получится такой же результат. Какая прелесть))). Ведь я не могу дать совет - делайте так-то и будет Вам счастье! Зато я точно могу сказать - ищите, и найдете! И это один из способов поиска.

А почему такое происходит? Да потому, что все мы разные. И эта разность относится не только к психике, характеру, музыкальности и прочему, а также к физиологии.

Ещё хочется добавить, что есть исследователи, которые небезуспешно ищут универсальные формулы для развития техники гитариста, заточки ногтей, развития других аспектов. Совсем недавно, уже после того, как я использую свой новый способ заточки ногтей, мне попал труд Джона Тейлора "Звукоизвлечение на классической гитаре". Читать эту работу я начал с кучей сомнений, так как нашел что-то свое и мне было интересно, что же мне насоветует книга нового. И в самых последних главах, менуя кучу разных формул и доводов из области физики и геометрии, размещенных в начале книги, в конце меня ждал сюрприз. Моя формула - не новость! Тейлор различает несколько основных типов рук, типов пальцев и крепления ногтей. И на основе этого предлагаются несколько способов заточки ногтей.

Приложенные фотографии показывают мой способ заточки ногтей.

Нужно быть внимательным при постановке пальцев (ногтей) на бафик при заточке. Я имитировал здесь постановку рук на струны, пытаясь воссоздать тот же угол между пальцами и струнами.

Не секрет, форма получилась необычная. Раньше я старался найти ещё и компромисс между эстетикой ногтя (имеется ввиду не покраска ногтей лаком) и практичностью его применения в игре на гитаре. Вот это было лишним, хотя красота - дело приятное!

Конечно же, после первичной заточки требуется дальнейшая доработка деталей. Я в этом смысле делаю следующее: поправляю углы (можно видеть острые из них), которые могут быть определены в результате визуального осмотра и/или в результате игры, когда какие-то части ногтя заметно цепляются за струны, тормозя движения; полирую ногти с разных сторон, особенно предполагаемую часть ногтя, контактирующую со струной.

P.S. Подобно Джону Тейлору, в свое время Чарльз Дункан провел похожие исследования с рядом схожих открытий и доводов, которые запечатлел в своей книге "Искусство игры на классической гитаре".