Елена Фоменко
Развитие музыкально-сенсорных способностей детей дошкольного возраста

1. Характеристика музыкально – сенсорных способностей

Сенсорное развитие – не самостоятельный и изолированный процесс. Ведущий путь сенсорного воспитания – педагогическая организация восприятия ребенком предметов, явлений, их различных свойств, их разнообразных отношений.

Назначение сенсорного воспитания очень часто рассматривается лишь в плане развития органов зрения и осязания и направлено на ознакомление детей с формой , цветом, пространством. Почти совсем не уделяется внимание развитию слуховых ощущений , лежащих в основе таких важных для художественной деятельности способностей , как музыкальный и фонематический слух.

В современном музыкознании существует определение принципов художественного воздействия музыки на слушателя .

Первый из этих принципов : музыка воздействует наилучшим образом в условиях одновременного совместного воздействия нескольких средств музыкальной выразительности .

Второй принцип отражает требования экономии средств музыкальной выразительности и сводится к тому, что наиболее важные из них несут сразу несколько функций : выразительную, формообразующую, техническую и. т. д.

Необходимо учесть также, что в музыкознании существует абсолютное и относительное понятие высоты, длительности звука и. т. д. Первое из них определяется законами акустики, мерами времени; второе – соотношением между звуками.

Процессы, сопровождающие восприятие музыки , не однородны, так как они должны быть адекватны столь же не однородному и многоплановому характеру музыкальных образов . Воспринимая их. ребенок встречается с большим разнообразием музыкальных средств и их сочетаний. В результате возникает динамика переживаний, появляются зачатки творчества. В основе музыкально – эстетического переживания лежит чувственная основа.

В музыкальном переживании трудно выделить его сенсорное зерно, так как по существу, оно все сенсорно, начиная с простейших музыкальных звучаний и кончая развитием сложных музыкальных образов ; музыка всегда чувственно воспринимаема. Поэтому о границах сенсорной и эстетической зоны можно говорить весьма условно.

Однако в более широком смысле можно выделить общие и специальные группы сенсорных процессов.

Первые из них характеризуются целостностью восприятия средства музыкальной выразительности выступают в разнообразных и сложных взаимосвязей, которые улавливаются воспринимающим субъектом. В этом случае речь идет о развитых формах сенсорных процессов.

Вторая группа объединяет более частные, локальные процессы, связанные с восприятием отдельных свойств музыкальных звуков .

В основе музыкальной системы лежит музыкальный звук с его четырьмя основными свойствами : высотой, длительностью, тембром, силой. В целях всестороннего и гармоничного музыкального развития ребенка нельзя упускать развитие восприятия их тембра и динамики звучания.

В структуру же музыкальных сенсорных способностей входят следующие компоненты : различение не только свойств музыкальных звуков , но и их выразительных соотношений и качество обследования музыкальных явлений .

Способ обследования музыкальных явлений предполагает : вслушивание, узнавание свойств музыкальных звуков ; сравнивание их по сходству и контрасту; выделение из комплекса других звуков; различение их выразительного значения; их воспроизведение с одновременным слуховым контролем в певческих интонациях, в игре на инструменте, в выразительных ритмических движениях; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с приятными эталонами.

Формирование слуха происходит в процессе установления тесных взаимосвязей между восприятием, воспроизведением и творчеством. Нет ни одного вида практической музыкальной деятельности , при которой можно обойтись без сенсорного опыта.

Сенсорные акты, не однородны на каждом этапе их развития : наиболее простые – различение свойства звуков в их простейших сочетаниях; сложные – восприятие музыкальных образов .

Каждый из этих этапов характеризуется своими задачами

целенаправленного восприятия.

2. Музыкально – сенсорное воспитание детей

Задачи :

Формировать слуховое внимание детей ;

Приучать их вслушиваться в разнообразные. гармоничные звуковые сочетания;

Улавливать смену контрастных и сходных звуковых соотношений;

Обучать способам обследования музыкального звучания ;

- развивать музыкально – сенсорные способности .

Под сенсорным музыкальным развитием понимается определенный уровень слуховых ощущений, восприятий, представлений, связанный с выразительными средствами музыки в их простейших сочетаниях.

Предполагается также наличие сенсорных способностей : вслушивания, различения, узнавания, сопоставления, обследования, комбинирования звуковысотных и ритмических, тембровых и динамических отношений в условиях различной музыкальной практики .

Сенсорное музыкальное воспитание отличается социальной направленностью. Его результаты – определенный уровень сенсорного развития детей .

Так высотные отношения в музыкальных произведениях выступают перед детьми в виде контрастных сопоставлений звуков, различных по высоте, в виде изменения направления движения мелодии, разнообразных интонационных ходов, выражающих определенную мысль, нюансы чувств.

Ознакомление с ритмическими отношениями происходит путем сопоставления длительностей (преимущественно четвертей и восьмых, вариативное сочетание которых очень выразительно и разнообразно, что позволяет видоизменять задачи восприятия и воспроизведения.

Тембровые свойства демонстрируются реальным звучанием различных инструментов, певческих голосов и звукоподражанием голосам животных, птиц.

Динамические зоны, группирующие основные оттенки, а также другие нюансы, направленные на выражение эмоционального содержания музыки , раскрывают перед детьми их выразительное значение.

Все эти отношения, звуковые сочетания выполняют выразительные функции.

Первоначальная ориентировка в музыкальных явлениях требует от детей :

Умение вслушиваться в музыкальное звучание ;

Умение выделить то или иное свойство музыкальных звуков из общего их комплекса, услышать динамические, ритмические и другие изменения.

Усвоение способов вслушивания предполагает у детей наличие :

Умение сопоставлять сходные и контрастные сочетания свойств музыкальных звуков ;

Умение относить явления, свойства звуков к тем или иным группировкам;

Умение находить те или иные свойства музыкальных звуков в условиях различной музыкальной практики .

Усвоение способов координации восприятия и воспроизведения требует от детей :

Умение контролировать слухом качество своего исполнения во время практической деятельности;

Умение подбирать, импровизировать, комбинировать различные сочетания звуков в их гармоничном звучании.

В процессе обучения пению хорошо формируется звуковысотный и ритмический слух. Но характер этого обучения должен отвечать определенным требованиям, в том числе и сенсорным. Нельзя опускать сенсорные звенья в системе музыкального развития .

В процессе обучения пению меньше уделяется внимания развитию динамического и тембрового слуха. Тем ни менее дети должны пытаться слиться голосами при исполнении динамических оттенков и подравняться по тембру.

Ритмический слух успешно формируется при опоре на моторные ощущения. Маршировка, бег, хлопки очень хорошо моделируют простейшие ритмические рисунки.

Динамические нюансы музыкальных произведений естественно выражаются в движении. Начиная от таких простых, как внезапная смена громкого и тихого звучания, сопровождаемая аналогичной сменой динамики в хлопках, и кончая более сложными – усилением и ослаблением звучания музыки , выражаемого в движениях большей или меньшей амплитуды, их энергичностью, сменой участия в движении всего коллектива детей или небольшой его группы,- все это является хорошим материалом для развития динамического слуха на занятиях ритмикой.

А вот тембровые отношения могут быть связаны :

Может иметь место имитация игры на инструментах, и ребенок воссоздает в своем воображении их тембр;

Происходит смена характера движения в соответствии с игрой на настоящих музыкальных инструментах ;

Шире могут быть использованы игровые приемы, направленные на решение задач различения тембров голосов детей , различных звукоподражаний.

На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие , но этим не стоит ограничиваться. Нужна еще такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действий , самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки.

3. Музыкально – дидактические игры как средство развития сенсорных способностей .

В процессе игр происходит ознакомление с эталонами, которые легко принимаются детьми, так как они основаны на имеющемся у них опыте. Дидактические игры открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Музыкально –дидактическая игра по своей структуре должна включать развитие игровых действий и отражать единство музыки и движения . Игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки , а затем и действовать с ними.

Условно можно отметить некоторые наиболее характерные виды и структуры игр в связи с развертыванием игровых действий и постановкой дидактических задач.

Наиболее распространенная структура предполагает спокойное музицирование и носит характер соревнования в умении вслушиваться в музыку . Этот вид напоминает хорошо известные настольные дидактические игры по развитию чувства формы , цвета, объема предметов. Здесь же происходит различение свойств и характера музыкального звучания . Имеются в виду не только игры – пособия (нотное лото, музыкальные шкатулки , музыкальные лесенки и . т. д., но и игры с пением и движением.

Игры отличаются и по своим игровым действиям, и по сенсорным заданиям. В связи со структурой музыкально – дидактических игр отчетливо выступает роль игровых правил.

Обобщенно правила направлены на какое-то преимущество :

Входят в домик, если узнают, кто в нем сидит и кто мяукал – большая ли кошка. или котенок (различение высотных отношений в игре «Чей домик?» );

Становятся ведущими, если различают тембр звучания инструментов («Бубен с погремушкой» );

Выполняют роль дирижера (различение тембра инструментов в игре «Оркестр» );

И наоборот, не выполнившие задания выходят из игры, получают меньше очков и. т. д.

В музыкально -дидактических играх особую роль играют музыкальные произведения , на основе которых развертывается игровое действие . Они должны отвечать эстетическим требованиям, вызывать чувства детей , положительно влиять на их вкус и особенно побуждать к выразительному движению.

Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности, на свойствах музыкальных звуков и т. д.

Музыкальное сенсорное восприятие имеет огромное значение в развитие ребенка, так как отличается необыкновенной эмоциональностью, целостностью и непосредственностью. В восприятии музыки имеют место общие и специальные группы сенсорных процессов. Первые из них характеризуются целостностью восприятия. При этом средства музыкальной выразительности выступают в разнообразных и сложных взаимосвязях. Вторые – объединяют процессы, связанные с восприятием отдельных свойств музыкальных звуков, а именно их высоты, длительности, тембра, динамики. Существует также сенсорная способность вслушивания в музыкальную ткань, узнавания свойств музыкальных звуков и сравнения их по сходству и контрасту.

Правильное уяснение задач сенсорного воспитания в детском саду и их осуществление соответствующими формами работы возможно только на основе учета закономерности сенсорного развития ребенка. Прежде всего, следует дать характеристику психологической природы сенсорного развития ребенка

Музыкально-сенсорное воспитание отличается социальной направленностью. Его результаты – определенный уровень сенсорного развития детей, позволяющий им более эмоционально, сознательно относится к музыке, отражающей жизненные явления, чувствовать красоту ее звучания в единстве с мыслями и чувствами, выраженными в ней. Это происходит благодаря содержательной и разнообразной деятельности, в процессе которой формируются сенсорные процессы, опыт и способности. Оно предполагает задачи: формировать слуховое внимание детей; приучать их вслушиваться в разнообразные гармоничные звуковые сочетания; улавливать смену контрастных и сходных звуковых соотношений; обучать способам обследования музыкального звучания; развивать музыкально – сенсорные способности. В результате сенсорного опыта дети приобретают конкретные представления о музыкальных явлениях. Содержание развития музыкально-сенсорных способностей предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности, что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности.

Основное требование развития музыкально-сенсорных способностей – практическое обучение навыкам восприятия, способам действий, активизирующим слуховое внимание. Организация первоначального сенсорного опыта нуждается в создании моделей свойств музыкальных звуков, так как понятия о них слишком сложны для дошкольников. Практическое обучение навыкам восприятия, способам вслушивания в музыкальное звучание удается в том случае, если они становятся наглядными, „вещественными”. Моделирование происходит путем использования музыкально–дидактических пособий, игр, игрушек, побуждающих детей к музыкальной самостоятельности. На этой основе детям напоминаются или вновь сообщаются обозначения различных свойств музыкальных звуков. Получение этих знаний строится на крепкой сенсорной основе и подводит детей к самостоятельным обобщениям. Внешнее моделирование помогает возникновению первых самостоятельных обобщений, которые в дальнейшем все более осознаются уже без опоры на модель. Вся эта организованная деятельность происходит в процессе музыкальной практики: пения, слушания, движения, игры на музыкальных инструментах.

И.Л Дзержинская с своих совместных работах с Н.А Ветлугиной пишет,что намечается программа музыкального сенсорного воспитания, которая предполагает развитие не только музыкальной сенсорики на занятиях, но и самостоятельное развитие,и деятельность ребенка. Можно сделать вывод о том, что необходимость формирования восприятия отдельных свойств музыкальных звуков очень высока, также говориться о том, что с помощью этого возможно повысить культуру музыкального восприятия.Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в музыке,и в ее особенностях,как в виде искусства. Стоит заметить, что уяснение задач сенсорного воспитания в детском саду и их осуществление соответствующими формами работы возможно только на основе учета закономерности сенсорного развития ребенка. Необходимо подчеркнуть то, что между развитием восприятия ребенка,и сенсорным развитием имеется очень тесная взаимосвязь. Процесс формирования детского восприятия проходит длинный и сложный путь развития, причем, сам процесс протекает не спонтанно, а путем обучения познанию окружающей действительности.

Формируя способность восприятия, необходимо одновременно развивать у детей умения выражать свои впечатления,эмоции, это все связано с обогащением детской речи,и повышением словарного запаса. Стоит заметить,что формирование представлений,закрепленных словах является очень важным фактором развития детей. Как уже было сказано,формирование музыкальных представлений тесно связано с восприятием. Музыкально сенсорное развитие наиболее успешно и благоприятно происходит наиболее успешно при специально организованном воспитании и обучении. Усвоение детьми способов сенсорных действий при правильной организации приводит к активизации и развитии музыкальных переживаний ребенка.Важно знать, что под музыкально-сенсорными способностями понимаются те, которые развивают качество восприятия, то есть:

Различение свойств музыкальных звуков;

Различение их выразительности соотношений;

Качество обследования музыкальных явлений.

Обследование музыкальных явлений предполагает: вслушивание; узнавание свойств музыкальных звуков; сравнение их по сходству и контрасту; выделение из комплекса других звуков; различение их выразительного звучания; воспроизведение с одновременным слуховым контролем в пении, на музыкальном инструменте; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами. Музыкально-сенсорное воспитание отличается социальной направленностью. Его результаты – определенный уровень сенсорного развития детей, позволяющий им более эмоционально, сознательно относится к музыке, отражающей жизненные явления, чувствовать красоту ее звучания в единстве с мыслями и чувствами, выраженными в ней. Это происходит благодаря содержательной и разнообразной деятельности, в процессе которой формируются сенсорные процессы, опыт и способности. Сенсорное воспитание предполагает задачи: формирование слухового внимания детей,приучение детей,к вслушиванию в разнообразные звукосочетания, улавливание смены контрастных и сходных звуков, и обучение способам обследования музыкального звучания. В результате сенсорного опыта дети приобретают конкретные представления о музыкальных явлениях. Само содержание музыкального опыта предусматривает воспитание у детей восприимчивости,любви к музыке,и интереса, формирует эмоциональную отзывчивость, и приобщает к различным видам музыкальной деятельности,что позволяет развивать музыкальность ребенка, и его творческие способности.

Первоначальный сенсорный опыт предполагает создание моделей свойств музыкальных звуков, так как сами понятия слишком сложны для восприятия дошкольников. Стоит помнить, что практическое обучение навыкам восприятия способов вслушивания в музыкальное звучание удается только в том случае, если они становятся наглядными. Моделирование происходит путем применения музыкально дидактических игр, игрушек,пособий, которые побуждают детей с самостоятельной музыкальной деятельности На этой основе детям напоминают или же заново сообщаются обозначение различных свойств музыки. Получение этих знаний строится на крепкой сенсорной основе,и подводит детей к самостоятельным обобщениям, которые в дальнейшем все больше и больше осознаются ребенком,но уже без опоры на модель. Вся эта организованная деятельность происходит в процессе музыкальной практики то есть: слушания музыки,пения, движения, и игре на музыкальных инструментах. Таким образом, можно сделать вывод, что основная цель, роль, музыкально-сенсорного воспитания детей старшего дошкольного возраста, это- практическое обучение навыкам, умениям, и способам действий,активизирующим слуховое внимание.

Германизация общественной жизни - одна из глобальных проблем современности. Она требует от человечества пересмотра содержания наук, которые воспроизводят его духовный потенциал.

Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкально-сенсорных способностей, развитие которых остается актуальным в современном музыкальном воспитании.

Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальный для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды обучения и воспитания.

Эмоциональная отзывчивость на музыку может проявиться у детей очень рано, в первые месяцы жизни. Ребенок способен оживленно реагировать на звуки веселой музыки - непроизвольными движениями и возгласами, и сосредоточенно, со вниманием воспринимать спокойную музыку. Постепенно двигательные реакции становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными.

По утверждению специалистов, дошкольный возраст - синзетивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От него и только от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. «Музыка детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь».

Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное воспитание ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих и музыкально-сенсорных способностей ребенка уйдет невосполнимо. Поэтому область исследования - методика музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Безусловно, сама организация использования музыкально-дидактических игр требует от педагога понимания значимости и ценности музыкально-сенсорного развития детей, большого творчества и мастерства, умения и желания эстетично изготавливать и оформлять материал, а таковыми способностями обладает далеко не каждый музыкальный руководитель.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека.

Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает более значительный эффект в формировании его музыкальности. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир.

Все от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Ранее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

Музыкальные способности у всех детей проявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте.

У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам.

Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические пособия, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.

Все пособия условно делятся на три группы:

Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш). «Солнышко и тучка», «Подбери музыку»

Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах. «Узнай сказку», «Подбери картинку»

Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности. «Музыкальный домик», «Кого встретил колобок».

Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.

Музыкально-дидактические пособия способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства

Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них и музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры и пособия. Это еще одна из целей которой, служат эти игры и пособия.

Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий - формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Применения музыкально-дидактических игр и пособий на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно.

В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, выступают как отдельный вид музыкальной деятельности и имеют обучающий характер

Музыкальные задания, выполненные с помощью музыкально-дидактических игр и пособий, вызывает интерес, активность у детей, развивают самостоятельность в музыкальной деятельности, которая приобретает творческий характер.


Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.

Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека.

Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает «фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем».(15; с.200)

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. Понятия «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности само по себе является абсурдным.

Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает более значительный эффект в формировании его музыкальности. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир.

Все от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Ранее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

Специальные или основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство, чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на «вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства».

Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальный для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды обучения и воспитания.

На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики, и в настоящее время в разработке теоретических, а, следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей существуют различные подходы.

Б. М.Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он четко определил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, по мнению Теплова, объединяются в понятие «музыкальность». А музыкальность, это «комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельности в отличие от всякой другой, но в тоже время связанных с любым видом музыкальной деятельности».

У человека есть и общие способности, проявляющиеся в разных видах деятельности. Качественное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое по сравнению с музыкальностью понятие музыкальная одаренность.

У каждого человека имеется оригинальное сочетание способностей определяющие успех протекания той или иной деятельности.

Музыка – это движение звуков, различных по высоте, тембру, динамике, длительности, определенным образом организованных в музыкальных ладах (мажорном, минорном), имеющих определенную эмоциональную окраску, выразительные возможности. Чтобы глубже воспринять музыкальное содержание, человек должен обладать способностью дифференцировать движущиеся звуки слухом, различать и воспринимать выразительность ритма.

Музыкальные звуки обладают различными свойствами, они имеют высоту, тембр, динамику, длительность. Их различение в отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей.

Длительность звука лежит в основе музыкального ритма. Чувство эмоциональной выразительности, музыкального ритма и воспроизведения его образуют одну из музыкальных способностей человека – музыкально-ритмическое чувство. Высота, тембр и динамика составляют основу соответственно звуковысотного, тембрового и динамического слуха.

Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма составляют три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности.

Ладовое чувство. Музыкальные звуки организованны в определенном ладу.

Ладовое чувство – это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Имеют свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада. Из семи ступеней лада одни звучат устойчиво, другие - неустойчиво. Из этого можно сделать вывод, что ладовое чувство – это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками – устойчивыми, завершенными и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие». Теплов Б.М. называет его «перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха». Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении ладовой окраски звуков. В дошкольном возрасте показателями развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. И значит ладовое чувство 0 одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку.

Музыкально-слуховые представления.

Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии – вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения.

Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо ее запомнить. Поэтому музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение.

Музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух – это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями. Экспериментальные наблюдения доказывают, что для произвольного представления мелодии многие люди прибегают к внутреннему пению, а обучающиеся игре на фортепиано сопровождают представление мелодии движениям пальцев, имитирующими ее воспроизведение на клавиатуре. Это доказывает связь музыкально-слуховых представлений с моторикой, особенно тесна эта связь тогда, когда человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать ее в памяти.

«Активное запоминание слуховых представлений, - отмечает Б. М. Теплов, - делает участие двигательных моментов особенно существенным».

Педагогический вывод, который вытекает из этих наблюдений – возможность привлекать вокальную моторику (пение) или игру на музыкальных инструментах для развития способности музыкально-слуховых представлений.

Таким образом, музыкально-слуховые представления – это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодии. Она называется слуховым, или репродуктивным компонентом музыкального слуха.

Чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке.

Как свидетельствуют наблюдения, и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов.

Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма. Но чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же - одно из выразительных средств музыки, с помощью которого передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Чувство ритма - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Итак, Теплов Б.М. выделяет три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Н.А. Ветлугина называет в качестве основных музыкальных способностей две: ладовысотный слух и чувство ритма. В таком подходе подчеркивается неразрывная связь эмоционального (ладовое чувство) и слухового (музыкально-слуховые представления) компонентов музыкального слуха. Объединение двух способностей (двух компонентов музыкального слуха) в одну (ладовысотный слух) указывает на необходимость развития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ.

Нередко перед исследователями возникает вопрос, в каких же видах деятельности развиваются музыкально-сенсорные способности?

Например, эмоциональная отзывчивость на музыку может быть развита во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения.

Эмоциональная отзывчивость на музыку может проявиться у детей очень рано, в первые месяцы жизни. Ребенок способен оживленно реагировать на звуки веселой музыки – непроизвольными движениями и возгласами, и сосредоточенно, со вниманием воспринимать спокойную музыку. Постепенно двигательные реакции становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными.

Ладовое чувство может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.

Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, и в игре на звуковысотных музыкальных инструментах.

Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки.

Тембровый и динамический слух, исполнительские и творческие способности.

Тембр и динамический слух – разновидности музыкального слуха, которые позволяют слышать музыку во всей полноте ее выразительных, красочных средств. Основное качество музыкального слуха – различение звуков по высоте. Тембровый и динамический слух формируются на основе звуковысотного. Развитие тембрового и динамического слуха способствует выразительности детского исполнительства, полноте восприятия музыки. Дети узнают тембры музыкальных инструментов, различают динамику, как выразительное средство музыки. С помощью музыкально-дидактических игр моделируются звуковысотные, тембровые и динамические свойства музыкальных звуков.

Музыкальные способности у всех детей проявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте.

У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но это не является, по мнению Б.М.Теплова, показателем слабости или отсутствия способностей.

Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Бывает так, что если какая-либо способность отстает в развитии, то это может тормозить и развитие других способностей. Поэтому, признавая динамичность и развиваемость музыкальных способностей бессмысленно проводить какие-либо разовые испытания и на основании их результатов предсказывать музыкальное будущее ребенка. По мнению Л. С. Выготского, нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая 1-2 раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.

Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того, чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но в первую очередь музыкальных способностей детей.

Основными носителями содержания музыки являются звуковысотные и ритмические движения. Их сенсорная основа заключается в узнавании, сопоставлении движущихся звуков (различных по высоте, динамике, длительности, тембру) и их воспроизведении. Таким образом, под сенсорными музыкальными способностями понимаются качества, которое различают слуховое восприятие, лежащее в основе познания музыки

Это выражают следующие характеристики:

· Различие свойств музыкальных звуков;

· Различие их выразительных соотношений;

· Качество обследования музыкальных явлений, предполагающее узнавание свойств музыкальных звуков, сравнение их по сходству и контрасту;

· Выделение из комплекса других звуков;

· Различие из выразительного звучания;

· Воспроизведение с одновременными слуховым контролем в пении, на музыкальном инструменте;

· Комбинирование звуковых сочетаний;

· Сопоставление с принятыми эталонами.

В соответствии с этими музыкально-сенсорное воспитание предполагает (Н.А.Ветлугина, О.П.Радынова и др.):

· Формирование слухового внимания детей;

· Концентрацию внимания на разнообразных звуковых сочетаниях;

· Умения улавливать смену контрастных и сходных звуков и звуковых комплексов.

Музыкальное сенсорное развитие наиболее успешное осуществляется,по мнению ученых, при специальной организации процесса воспитания и обучения – в восприятии, пении, движении, игре на музыкальных инструментах. В то же время ни один вид музыкальной деятельности не обходится без сенсорного опыта. Поэтому музыкальной деятельности, как и в любой другой, чувственный, т.е. обобщая, отметим, что ученые указывают на важность и значимость музыкально- сенсорного развития, в процессе которого происходит:

· Целостное развитие органов чувств ребенка;

· Формирование сенсорных процессов;

· Побуждение к эмоциональным эстетическим переживаниям т.е. развитию личности ребенка.

Возрастные особенности проявления музыкальности у дошкольников 5-6 лет.



Для того чтобы обеспечить благоприятные условия для развития музыкальных способностей, необходимо знать особенности и признаки их проявления.

Для музыкальных способностей характерно очень раннее проявления (до 2 лет).

5 год жизни ребенка: определяют настроение музыки, узнают знакомые песни, мелодии, улавливают ритмический рисунок, пытаются выразительно передавать в движении игровые образы; согласовывают свое пение с другими детьми; укрепляются голосовые связки, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые представления.

6 год жизни ребенка: появление устойчивый интерес к музыке, расширяются высоту, силу, тембр звуков: понимают поставленную перед ними задачу и самостоятельную выполняют указания; восприятие приобретает целенаправленный характер может одновременно обращать внимание на характер музыки, форму и некоторые средства выразительности; проявляют элементы творчества в пении; выразительно передают музыкальные образы; анализируют, делают обобщения и простейшие умозаключения; свои замыслы выражают в словесной форме; планируют свои игровые действия.

Характеристика возрастных особенностей детей 5-6 лет.

Физическое развитие.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем широко, создает основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя – пробудить интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения. Воспитатель поддерживает творческие инициативы детей, создает в группе атмосферу коллективной творческой деятельности по интересам.
Серьезное внимание уделяет воспитатель развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.
Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в группе старших дошкольников. Интерес к школе развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное – связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста своих достижений, с потребностью познания и освоения нового. Воспитатель стремится развить внимание и память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этому помогают разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями. Такие игры ежедневно проводятся с ребенком или с подгруппой старших дошкольников.
Организованное обучение осуществляется у старших дошкольников преимущественно в форме подгрупповых занятий и включает занятия познавательного цикла по математике, подготовке к освоению грамоты, по ознакомлению с окружающим миром, по развитию художественно-продуктивной деятельности и музыкально-ритмических способностей. В самостоятельной деятельности, в общении воспитателя с детьми создаются возможности для расширения, углубления и широкого вариативного применения детьми содержания, освоенного на занятиях.
Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми.
Воспитатель старается разнообразить практику общения с каждым ребенком. Вступая в общение и сотрудничество, он проявляет доверие, любовь и уважение к дошкольнику. При этом он использует несколько моделей взаимодействия: по типу прямой передачи опыта, когда воспитатель учит ребенка новым умениям, способам действия; по типу равного партнерства, когда воспитатель – равноправный участник детской деятельности, и по типу «опекаемый взрослый», когда педагог специально обращается к детям за помощью в разрешении проблем, когда дети исправляют ошибки, «допущенные» взрослым, дают советы и т.п.
Важным показателем самосознания детей 5–6 лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своем возможном будущем облике впервые позволяет ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного Я непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.

Психическое развитие

Все больший интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка о Я- реальном и Я- идеальном разделяются более четко.

Развитие произвольности и волевых качеств позволяет ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи.

Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.

Кроме общения, развивается умение планировать свои действия, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальность (любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление), моральные (чувство гордости, стыд, дружба), эстетические (чувство прекрасного, чувство героического).

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получать одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черт способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверие взрослого, а часто, и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.

Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.

Социальное развитие

Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей . В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый, честный, заботливый и др.

В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.).Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого.

Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).

Музыкальное развитие.

У ребенка 5-6 лет уже накоплен музыкальный опыт, растет самостоятельность, поэтому он становится активным участником танцевальной, певческой инструментальной деятельности. Важно научить его пользоваться имеющимся у него средствами (голосом, движениями, приемами игры на инструментах) для создания собственных музыкальных образов, характеров, настроений. Поэтому в среднем возрасте особо значимо обучение детей технике пения, танца, музицирования. Важен подбор способов, форму, методов, репертуара, чтобы сохранить у ребенка интерес к музыке как средству самовыражения.

В старшем возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки. Дети могут устанавливать связи с литературой, живописью, театром. Особенности психических процессом старшего дошкольника позволяют формировать его художественный вкус, музыкальную эрудицию. Он не только чувствует, но и познает музыку, ее жанры, формы, композиторские интонации. Естественной базой для получения знаний становится накопленный в младшем и среднем дошкольном возрасте опыт общения с музыкой. Культура слушательского восприятия позволяет ребенку стать полноценным зрителем – слушателем доступных его возрасту концертов, музыкальных спектаклей.