Знакомство с фольклором происходит у маленького человечка с самого раннего детства. С первых месяцев жизни младенец слышит ласковый голос матери, улавливает его интонацию, учится различать настроение. Самый родной в мире человек поет малышу колыбельные песни, и через них кроха чувствует любовь и заботу, с которой мамочка нежно обращается к нему. Становясь старше, ребенок учит наизусть забавные стихи, запоминает загадки и считалки. Все это формирует его как личность, помогает развиваться: происходит тренировка памяти, мышления, воображения, внимания и речи.

Детский фольклор - неотъемлемая часть жизни каждого маленького человечка. Без него не происходит становление ребенка как личности, становится невозможным развитие эмоциональной сферы. Ведь когда мать поет своему малышу колыбельную песню, он эмоционально реагирует на нее: успокаивается, чувствует комфорт и удовлетворение. развивают физическую активность ребенка, помогают ему влиться в коллектив сверстников, стать его частью. Загадки способствуют развитию интеллектуальных способностей.

Жанры детского фольклора известны всем: всевозможные загадки, пестушки, заклички, считалки, потешки... Их знание нередко становится своеобразным «пропуском» в детский коллектив: ребятишки часто рассказывают друг друга разные страшилки, дразнилки, считалки. Именно поэтому ребенок, который не посещает детский сад, а воспитывается дома, может не знать того, что дети передают друг другу, и в дальнейшем ему становится трудно адаптироваться в среде сверстников. Фольклор в детском саду - своя, особенная реальность, необходимая для полноценного роста и развития крохи.

Колыбельные песни

Колыбельная - это первый с которым ребенок знакомится, придя в этот мир. Малыш еще не умеет говорить, понимать окружающую действительность, но посредством колыбельной песни становится причастным к этому миру. Голос матери звучит ласково и нежно. Она трепетно гладит своего малыша по голове.

Никогда после он не испытает по отношению к себе такой абсолютной любви, как в раннем младенчестве, когда он любим не за какие-то заслуги, а сам по себе, просто потому, что он есть. Вот на что способен детский фольклор. Колыбельные песни убаюкивают младенца, дарят чувство совершенного покоя, радости, счастья, успокоения. Малыш растет счастливым, часто улыбается, ему снятся радужные сны.

Примеры детских колыбельных песен:

Люли, люли люленьки
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стали Дашеньку качать,
Стали Дашеньку качать,
Стала Даша засыпать.

Спи, сыночек мой, усни
Люли, люшеньки, люли...
Скоро ноченька пройдет,
Красно солнышко взойдет.
Свежи росушки падут,
В поле цветушки взрастут,
Сад весенний расцветет,
Вольна пташка запоет.
Люли, люшеньки, люли,
Ты, сыночек, крепко спи.

Баю-баю-баюшки,
Да прискакали заюшки,
Люли-люли-люлюшки,
Да прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать,
Да стал мой милый засыпать.

Пестушки

Значение слова «пестушка» происходит от «пестовать», «воспитывать». Мать, которая поет своему младенцу пестушки, выполняет разные действия, показывает, где у малыша ножка, где ручка, и на самом деле незаметно учит его понимать сигналы внешнего мира. Чувствуя ласковые прикосновения материнских рук, ребенок одновременно получает и эмоциональную составляющую взаимодействия, и духовную, и информационную. Чем больше мама уделяет внимания малышу, тем лучше для его развития, тем скорее он запомнит, что ножки нужны, чтобы «топать по дорожке», а ручками можно звонко хлопать в ладошки. Примеры детского фольклора в жанре пестушек можно встретить в любых детских книжках, ориентированных на возраст от нескольких месяцев до полутора-двух лет.

Потешки

Потешки известны как жанр, где создается элементарная игровая ситуация и проигрывается какая-то простая деятельность. Цель потешек - развеселить, добиться от ребенка ответной реакции.

Например, когда играют с малышом в «ладушки», то от крохи требуется выполнять несложные действия - хлопки. Кроме этого, у ребенка обязательно поднимается настроение, он весело хохочет. Все эти радостные эмоции приносит фольклор. В детском саду потешки могут применяться в качестве развлекательно-познавательной деятельности, например, после дневного сна, когда нужно взбодрить малышей. Потешки предназначены для ребят от полутора до трех лет.

Примеры детских потешек:

Идет, идет петушок,
Набок колпачок,
Красная бородка,
Костяная головка,
Сам рано встает
И другим спать не дает,
На заборах сидит,
Больше всех кричит.

Петушок, петушок,
Золотой гребешок!
На соломе спал,
Раным-рано встал,
По водичку пошел,
Молодичку нашел,
Молодичка - добра
Сапожки дала.
Не успел он их сносить,
Как другие стал просить.

На базаре спозаранок
Накупил баран баранок:
Для барашков, для овечек
ДЕСЯТЬ маковых колечек,
ДЕВЯТЬ сушек,
ВОСЕМЬ плюшек,
СЕМЬ лепешек,
ШЕСТЬ ватрушек,
ПЯТЬ коржей,
ЧЕТЫРЕ пышки,
ТРИ пирожных,
ДВЕ коврижки
И ОДИН калач купил -
Про себя не позабыл!
А для женушки - подсолнушки.

Танцевала репка с маком,
А петрушка с пастернаком,
Кукуруза с чесноком,
Наша Таня с казаком.
А морковка не хотела
Танцевать, танцевать,
Потому что не умела
Танцевать, танцевать.

Детские игры

Детский фольклор достаточно многообразен. Многие не знают, что к нему можно отнести и подвижные детские игры. Хороводы, пляски, танцы - это все неотъемлемая составляющая Как правило, игры подразумевают большое скопление детей и приемлемы только в детском коллективе. Посмотрите, понаблюдайте за ребятишками, с каким воодушевлением они играют друг с другом!

Подвижные игры часто подразумевают выполнение всяческих спортивных упражнений. Дети охотно соревнуются друг с другом в беге, прыжках в длину и высоту, танцах. Если найти правильный подход к этим занятиям и все хорошо организовать, то детский фольклор в жанре игр становится достаточно интересным и полезным предприятием.

Дразнилки и поддевки

Какой ребенок ни разу не слышал стишков наподобие «Жадина-говядина»? Едва малыш поступает в детский сад, как на него обрушивается целый ком различных выражений и дразнилок. Часто они употребляются детьми к месту и не к месту, лишь по случайному стечению обстоятельств. Тем не менее, все это детский фольклор. Дразнилкиучат социальному общению, и их не стоит запрещать, а тем более - наказывать за это детей. Если запретить им пользоваться поддевками, дети все равно придумают что-нибудь свое.

Как это ни странно, подобные стишки помогают почувствовать себя социально значимой личностью. Ребенку гораздо проще общаться со сверстниками, если он знает детский фольклор. Дразнилки исполняют роль своеобразного определителя, позволяющего понять, насколько малыш вхож в коллектив, умеет в нем ужиться и понимает законы его существования. Таким образом, даже самый маленький ребенок, оказавшись в незнакомой групп, быстро разберется, что к чему.

Загадки

Русский детский фольклор не был бы столь богатым, если бы среди всего его разнообразия не существовало загадок. Что может быть занимательнее и необычнее, чем разгадывание рифмованных (а иногда и не очень) метафорических выражений? Дети очень любят необычные и красивые загадки, посвященные животным, природе, бытовым предметам. Вот каким занимательным может быть детский фольклор! сами дети, основываясь на собственных преставлениях о жизни и призывая на помощь богатую фантазию. Стоит сказать, что дети очень быстро запоминают тексты разных иносказательных описаний и ловко вставляют их при необходимости.

Шуточные загадки пользуются особенной популярностью среди детей: они с особым интересом задают столь "мудреные" вопросы друг другу. Тот, кто не может ответить, должен отгадать еще два-три подобных высказывания. Это самый интеллектуальный вид устного народного творчества, представляющий детский фольклор. Загадки распространены и на детской площадке среди ровесников, они встречаются на занятиях в детском саду. Прежде всего, эти миниатюры развивают внимание, память, стимулируют воображение, умение мыслить неординарно, творчески подходить к решению задачи. Примеры детского фольклора это подтверждают. Судите сами:

Из нее пьют молоко, чай, сок (кружка).

Этот предмет помогает людям договориться, когда они не могут увидеться друг с другом (телефон).

Этот предмет нужен для того, чтобы выводить на бумаге красивые надписи (карандаш, ручка).

Загадка помогает узнавать новое, учиться чему-нибудь. К примеру:

Сама говорить не умеет, но много рассказывает (книга).

Как называют человека, который любит бездельничать? (лентяй).

Оранжевый и спелый, всем ребятам в радость (апельсин).

Плачет тучка, а ее слезы поливают землю (дождь).

Висит груша - нельзя скушать (лампочка, люстра, светильник).

Охраняет дом, не пускает посторонних (собака).

Как у нашего дружка коготки-царапки, кто же он? (котенок)

Страшилки

Пожалуй, это самая интересная тема как среди младших школьников, так и среди подростков. Известно, что дети часто любят попугать своих сверстников невероятными загадочными историями, после которых страшно засыпать.

Это очень забавно и весело. Кто-то рассказывает историю, от которой холодеют руки и все внутри замирает, а все остальные слушают и потом еще долгое время после завершения рассказа «переваривают» услышанное. Детский фольклор, проявляющийся в форме страшилок, пользуется невероятной популярностью. Самое интересное заключается в том, что дети всегда с удовольствием слушают подобные истории, даже если они и вызывают у них страх.

Примеры детских страшилок:

1. Лесное чудовище

В одном лесу появилось страшное чудовище, которого все боялись. Мышь ли в лесу случайно проскочит или зайчишка серенький пробежит - огромное страшилище его обязательно съест. Большая беда заключалась в том, что чудовища этого никто никогда не видел, а если и встречался с ним нос к носу, то живым уже не возвращался. Дошло до того, что лесные обитатели боялись высунуть нос из своих домишек - настолько напугало их это чудище. А вы не боитесь, что монстр внезапно выйдет из лесу и направится в город? Тогда и вы окажетесь в опасности! Ребята, конечно, трусят: кому хочется попасться в лапы к лесному чудовищу? Из дому лишний раз не выходят, оглядываются по дороге в школу: вдруг следом за ними страшилище лесное крадется? Так и не поймали монстра, а может, его и не было никогда?

2. Кот-людоед

Жил-был на свете такой кот, который любил лакомиться людьми. Он был огромных, просто гигантских размеров, а потому мог проглотить целого слона, не то что человека. Люди, прослышав про это злобное животное, стали бояться выходить на улицу поздно вечером и ночью, так как нападал он исключительно в это время. Чаще всего подобные случаи наблюдались в полнолуние или незадолго до его наступления. В другое время никто про гигантского кота ничего не слышал. Не было известно и его местонахождение. Кота искала полиция, на него охотились разные смельчаки, но поймать "изверга" так и не удалось. Поговаривали даже о том, что это сам черт обращается в кота, чтобы причинять зло. Представляете, каково это - ходить по улицам и не быть уверенным в том, что ты сегодня вернешься домой живым? Матери стали прятать своих детей, мужья и отцы вооружились вилами и однажды пошли в лес. Хотели встать на защиту своих семей, которых кот-людоед вознамерился уничтожить. Долго они пытались отыскать мерзкое животное, но это оказалось непросто. Все дело в том, что кот-людоед был чрезвычайно хитрым и ловко умел замаскировать себя: едва к нему приближались, как он делался невидимым. Мужики вызывали его на бой, он прятался и делал вид, что его здесь нет. Его называли трусом и подлецом - кот никак не реагировал. А однажды случилось такое: в один из домов как-то проник обыкновенный серый кот с темными отметинами на груди и утащил у хозяйки кусок сала. Когда его поймали, он внезапно растворился в воздухе и сгинул. Наверное, это и был кот-людоед...

Стихи

Много поклонников есть и у детских стихов. Такие замечательные детские авторы, как Агния Барто, Самуил Маршак, Сергей Михалков, известны всем и каждому. Их произведения любит весь мир и знает наизусть. Дети легко запоминают забавные рифмованные строчки, которые вызывают улыбку и хорошее настроение. Запоминание стихов тренирует активность мозга, развивает память, мышление, воображение, внимание и речь. Малые жанры детского фольклора особенно любимы детьми.

Примеры детских стихов:

ДУМАЙ, ДУМАЙ...

Это Вовка, вот чудак!
Он сидит угрюмый,
Сам себе твердит он так:
"Думай, Вовка, думай!"

Заберется на чердак
Или мчится, вот чудак,
В дальний угол сада;
Сам себе твердит он так:
"Думать, думать надо!"

Он считает, что от дум
У него мужает ум.

А Маруся, ей пять лет,
Просит Вовку дать совет
И сказать: во сколько дней
Ум становится умней?

Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
- Ничего, - шепнул он будто, -
Посидим и в тишине!..

Песни

Детские песни часто звучат на занятиях в детском саду. Под музыку выполняются различные ритмичные движения: танцы, игры и т. д. Все это также относится к категории « » .

Песни исполняются под самую различную музыку и на самую разнообразную тематику. В основном преобладает тема народного творчества. Детский народный фольклор пользуется особой популярностью. Русские песни разучивают даже с трехлетними детьми, поскольку их тексты очень легко запоминаются.

Считалки

Считалки помогают детям определять очередность в различных играх. Замечено, что вместо того, чтобы просто договориться между собой, кто за кем следует, ребятишки почему то предпочитают считаться. В качестве считалки обычно выступает короткое стихотворение, наделенное динамичностью и представляющее значительный интерес. Может быть, именно такой подход позволяет им иногда избегать лишних споров и разногласий, которые нередко приводят к ссорам внутри детского коллектива. Эти стишки тоже представляют собой детский фольклор. Считалки замечательны тем, что помогают определиться в выборе игры заранее и не тратить время на споры, что очень важно для сохранения внутреннего микроклимата. Кроме того, это просто забавные произведения устного народного творчества, легко запоминающиеся, веселые, добрые. Таким образом, очень полезным оказывается детский фольклор. Считалки как нельзя лучше подходят для любых игр. И только попробуйте начать отговаривать деток пользоваться этим чудесным инструментом! Мало того, что уже через пять минут они все перессорятся, так еще и испортят настроение всем, кто в данный момент окажется поблизости.

Примеры детских считалок:

Тише, мыши, кот на крыше,
а котята ещё выше.
Кот пошёл за молоком,
а котята кувырком.
Кот пришёл без молока,
а котята ха-ха-ха.

Раз, два, три, четыре, пять,
Научились мы считать.
Ну а дальше мы не знаем,
Может, вместе посчитаем?

Шесть - конфеты любим есть,
Семь - мы помогаем всем,
Восемь - мы друзей в беде не бросим.
Девять - учимся на пять,
Десять - кончили считать.

Кони, кони, кони, кони,
Мы сидели на балконе.
Чай пили, чашки били,
По-турецки говорили.

Жили-были у жилета
Три петли и два манжета.
Если вместе их считать,
Три да два, конечно, пять!
Только знаешь, в чём секрет?
У жилета нет манжет!

Таким образом, детский фольклор имеет большое значение в контексте русского устного народного творчества. Изучать этот пласт культуры обязательно нужно, потому что дети - большие выдумщики и мастера придумывать забавные загадочные истории. При внешней похожести продуктов творчества все они оказываются уникальными и неповторимыми по своей сути.

Ребята, изучая всевозможные загадки, считалки, стихи, песни, принимая участие в подвижных и интеллектуальных играх, получают на будущее полезный урок. Детский фольклор развивает творческое мышление, учит анализировать, размышлять, относиться с величайшим вниманием к звучащему слову, любить и беречь природу. Фольклористы специально ездят по деревням и собирают материал для своих практических исследований.

Напоследок добавим, что жанры детского фольклора не исчерпываются перечисленными в этой статье произведениями. Существуют еще прибаутки, приговорки, всевозможные кричалки и оралки. Все эти направления только подчеркивают красоту и многообразие устного народного творчества.

Инна Орленок
«Веселые посиделки». Фольклорное развлечение для детей и родителей подготовительной группы

«Веселые посиделки »

Фольклорное развлечение для детей и родителей подготовительной группы .

Цель : Приобщать детей к традициям русского народа, народной культуре, к русскому творчеству. Создать эмоционально-положительное настроение, как результат совместной деятельности детей и родителей при общении с русским фольклором .

Задачи :

Закреплять представление детей о жанрах русского народного фольклора . Расширять их знания о народном творчестве с помощью народных песен, частушек, потешек, прибауток, пословиц, загадок, поговорок, танцев, хороводов, игр.

Учить детей эмоционально воспроизводить образное содержание фольклорного материала ; пробуждать желание выступать, выразительно исполняя народные произведения и правильно передавая их характер.

Воспитывать у детей добрые чувства посредством приобщения их к народным традициям и совместной деятельности со взрослыми. Способствовать установлению в семьях дружеских, добрых взаимоотношений.

Оборудование :

детские музыкальные инструменты (ложки, трещетки, бубны, треугольники, колокольчики, дудочка) ;

дидактические игрушки (корова, корзина с загадками и пословицами, фанты, маска медведя;

русские народные костюмы для детей и взрослых .

Участники : дети, родители , ведущая, сказочница.

Ход развлечения.

Ведущая. Приглашаем всех на посиделки ! Усаживайтесь, гости желанные. Начинается веселое представление с играми – потехами, с хороводами, с песнями.

Мальчик. Заходите, девчата, садитесь! Устраивайтесь поудобнее.

Под веселую рус . нар. мелодию заходят, пританцовывая девочки и проходят к своим стульчикам. Садятся.

Ведущая. Проходи, честной народ! Не пыли дорожка!

Добры молодцы идут погулять немножко!

Под медленную рус. нар. музыку в зал входят мальчики переменным шагом и проходят к своим стульчикам. Садятся.

Ведущая. Давно мы вас поджидаем, без гармошки праздник не начинаем.

Исполняются частушки-переклички :

Мальчик. Девочки-беляночки,

Где вы набелилися?

Девочка. Мы вчера коров доили –

Молоком умылися!

Мальчик. Вы послушайте, девчата,

Нескладуху буду петь.

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.

Девочка. А вы кто такие, чьи?

Откуда появилися?

У нас нет таких девчонок,

Чтобы в вас влюбилися.

Мальчик. Запрягу я кошку в дрожки,

А котенка в тарантас.

Повезу свою подружку

Всем соседям на показ.

Девочка. У меня на сарафане

Косолапы петухи.

Когда вырасту большая,

Берегитесь, женихи.

Девочка. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

Ведущая. Ну и музыка играет

Ноги сами рвутся в пляс.

И нарядные детишки

Спляшут «Сударушку» для вас.

Дети исполняют танец «Сударушка» (р. н. м.)

Ведущая. А какие посиделки без шуток-прибауток ?

Дети исполняют шутки-прибаутки :

«Сапожник» - Был сапожник? - Был!

Шил сапожник? - Шил!

Для кого? - Для соседской кошки!

«Помощник» - Где ты был, Иван? - В горнице.

А что делаешь? - Помогаю Петру.

А Петр что делает? - Да на печи лежит.

«Кошка» Пекла кошка пирожки из гороховой муки

Лист из печки вынула, на пол опрокинула.

Покатился колобок прямо к мышке под порог.

Мышка Просковья пищит из подполья :

Катись, колобок, на мышкин зубок!

Мышка-то рада, а кошке – досада.

Ведущая. В гости к нам пожаловала бабушка-сказочница. Дорогая Сказочница, здравствуй!

Сказочница. Я весной на даче, а зимой в горнице поживаю. Сижу, на народ гляжу, все всегда запоминаю и в корзинку собираю. Вот моя корзинка – копилка. В ней лежат загадки. Послушайте.

Бабушка-сказочница достает карточки из корзинки и читает загадки :

1. Кто приходит, кто уходит –

Все ее за ручку водят (дверь)

2. Межи деревянные,

А полы стеклянные (окно)

3. Под крышей четыре ножки,

А на крыше суп, да ложки (стол)

Ведущая. А мы, дорогая, Сказочница, знаем много пословиц и поговорок. Не хочешь ли ты положить их в свою копилку?

Сказочница. Конечно, хочу!

Дети по очереди читают пословицы и поговорки :

1. Не та собака кусает, что громко лает,

А та, что молчит, да хвостом виляет.

2. За окном солнышко,

Да на сердце горюшко.

3. Сбил, сколотил – вот колесо,

Сел да поехал – ах, хорошо.

Оглянулся назад – одни спицы лежат.

«При солнышке тепло, при матери добро»

«Труд человека кормит, а лень портит»

«Землю красит солнце, а человека труд»

Ведущая. А я знаю девочку, которая рано встает, чтобы пасти свою корову.

Девочка. Уж как я ль свою коровушку люблю.

Я весною ей крапивушки нарву.

Кушай вволюшку, коровушка моя,

Кушай досыта, Буренушка моя.

Инсценировка русской народной песни «Ой, вставала я ранешенько»

Ведущая. А сейчас про нашу коровушку дети сказку покажут.

Сказка «Как хозяин корову продавал» :

Ведущая. На рынке хозяин корову продавал.

Хоть многим была коровенка нужна,

Но, видно, не нравилась людям она.

Покупатель. Хозяин, продашь нам корову свою?

Хозяин. Продам. Я с утра с ней на рынке стою.

Покупатель. Не много ли просишь ты за нее?

Хозяин. Да где наживаться! Вернуть бы свое!

Покупатель. Уж больно твоя коровенка худа.

Хозяин. Болеет, проклятая! Прямо беда!

Покупатель. А много ль корова дает молока?

Хозяин. Да мы молока не видали пока.

Ведущая. Весь день на базаре старик торговал,

Никто за корову цены не давал.

Один паренек пожалел старика.

Паренек. Папаша, рука у тебя не легка.

Я возле коровы твоей постою,

Авось, продадим мы корову твою.

Ведущая. Идет покупатель с тугим кошельком

И вот уж торгуется он с пареньком.

Второй покупатель. Корову продашь?

Паренек. Покупай, коль богат!

Корова, гляди, не корова, а клад!

Второй покупатель. Да так ли? Уж выглядит больно худой.

Паренек. Не очень жирна, но хороший удой.

Второй покупатель. А много ль корова дает молока?

Паренек. Не выдоишь за день –

Устанет рука.

Ведущая. Хозяин посмотрел на корову свою.

Хозяин. Зачем я, Буренка, тебя продаю?

Корову свою не продам никому,

Такая скотина нужна самому!

(Хозяин обнимает корову и уносит ее)

Сказочница. Да, хороша сказка про Буренку. Положу я ее в свою корзинку – копилку. Походила я по свету, лучше русской песни нету!

Звучит рус. нар. песня «Ивушки» в исполнении музыкального руководителя и двух бабушек.

Ведущая. Позабавили нас подружки – веселушки , позабавим и мы вас!

Звучит рус. нар. песня «Виноград расцветает» (a’capella)

в исполнении детей .

Ведущая. А вы знаете, что такое небылицы в лицах? А вот наши мамочки вместе с детьми знают.

Мальчик. Небылицы в лицах

Сидят в тереме-светлице,

Щелкают орешки,

Да творят насмешки.

Дети с мамами инсценируют свои небылицы :

«Федул, что губы надул?»

Федул, что губы надул?

Кафтан прожег.

Можно зашить?

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался!

«Про медведя»

Я медведя поймал!

Так веди его сюда.

Не идет.

Так сам иди!

Да он меня не пускает!

«Удалой молодец»

Вдоль улицы во конец

Шел удалый молодец.

Не товар продать,

Себя показать.

Куда, Ваня, едешь,

Куда погоняешь?

Сено косить!

А на что сено?

Коров кормить!

А на что тебе коровы?

Молоко доить, малых детушек кормить!

Ведущая. Напелись, наплясались, но пора и гостям нашим в веселье участие принять . Самое время в фанты поиграть (фанты собрать у гостей до начала развлечения ) . А разыгрывать фанты мы попросим…. (выбирается любой из гостей)

Ведущая. Скажите, пожалуйста, что этому фанту делать? (попрыгать, почесать за ухом, спеть частушку, прокукарекать)

Мама. Солнце уже спать идет,

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары –

Ложки, самовары.

Все хотят помочь-

Одолеть гору баранок маковых,

Кренделей печеных,

Пирожков слоеных,

Да варенья разного.

Ох, Россия ты, Россия,

Славы не убавилось.

Угощеньем и уменьем

На весь мир прославилась!

Ведущая. Ну-ка, русскую давайте,

Веселее начинайте !

Ложки громко застучали,

Чтобы вы не унывали!

В исполнении детей звучит «Оркестр» народных музыкально-шумовых инструментов на рус. нар. мел. «Посею лебеду»

Ведущая. Гости, будьте все здоровы,

А мы уезжаем до дома, до хаты.

От редактора

Сборник «Жаворонушки» составлен молодым увлеченным собирателем фольклора Г Науменко, который предлагает читателю свои записи-наблюдения в особой области русского народного творчества, связанной с детьми. Г Науменко уже несколько лет выезжает в летнее время в разные области и районы РСФСР (Смоленскую, Калужскую , Калининскую, Ивановскую, Московскую). Часть записей сделана им в районах севера (Муезерском и Медвежьегорском районах Карельской АССР). Записи производились им с 1962 г. по 1974 г. с помощью магнитофона и лишь небольшая их часть слуховые.

Страница за страницей раскрывается в первой части книги светлый мир, окружающий ребенка с самой колыбели, любовь и внимание взрослых к малышам. А затем, во второй части, в произведениях самих детей раскрыто чисто детское восприятие окружающей жизни и непосредственный отклик ребятишек на те или иные явления природы.
Непритязательные напевы, нередко простые повторяющиеся попевки или речитативные возгласы сочетаются с самобытным поэтическим языком многочисленных и жанрово-разнообразных произведений.
Неизбежные при показе одного жанра или вида народного творчества интонационные повторы и близость ритмических формул компенсируются многообразием поэтических образов и возможностью проследить вариантные различия.

При знакомстве с материалом следует учитывать особый характер исполнения — большую агогическую свободу (ускорения, ферма-то, переход с пения на говорок и т. п.).
В сборнике нашли свое отражение устные произведения народного творчества, составляющие его наследие. Это наследие органично вплетается в жизнь современной советской деревни. В процессе своей работы автор сборника обращался к детям разного возраста. Ребятишки охотно спели собирателю современные школьные песни советских композиторов, неприхотливые по мелодии школьные частушки. Доверчиво раскрыли они и свои тайнички: поведали собирателю ю своих детских забавах и песенках по тому или иному случаю, которые не всегда удается увидеть и услышать взрослым, так как дети нередко застенчиво прячут от взрослых свои игры и забавы.
Не претендуя на полное и систематическое освещение темы — «детское народное творчество», Г Науменко дает все же большой материал, который широко знакомит читателя с мало обследованной областью русского народного творчества и показывает некоторые из его разновидностей с напевами впервые (детские трудовые припевки, приговорки, скороговорки, считалки и др.).
В сборнике делается также попытка объединить и в известной степени систематизировать по жанрам и видам собранный материал.

Наряду с широко известными и детям и взрослым играми, сказками и детскими песенками в сборнике можно найти много нового и интересного: зааукивание грибов, ягод, цветов, подражание голосам птиц, скороговорки и т. п.
Сборник адресован самому широкому кругу всех интересующихся русским народным творчеством. Он имеет определенную познавательную ценность и дает возможность его практического использования. Мы обращаем внимание на богатую поэтическую речь, яркий реализм и национальную самобытность скромных по напевам произведений, которые при добром внимании могут привлечь к себе и исследователя фольклора и работника детского сада, композитора и поэта, и руководителя детского коллектива самодеятельности.

Развлечение по Народному творчеству для детей 1 смешанной, 2 смешанной групп.

На переднем плане русский терем, перед ним скамейки. Мальчики на скамейке, девочки в тереме. Выбегает мальчик.

1. Ото всех дверей

Ото всех ворот

Приходи скорей,

Торопись народ.

2. Открываются ворота

Выходи кому охота

3. А кому неохота

Тоже выходи.

(Из ворот выходят остальные мальчики, садятся на скамейку). Фома стоит перед теремом.

Стоит Фома посреди двора

Супротив терема высокого

Супротив крыльца широкого

Не тёсан терем, не тёсан,

Только хорошо раскрашен (имитирует игру на балалайке)

Заиграй – ка балалайка

Заиграй – ка позвончей

Дома ль Марья

Дома ль Дарья

Дома ли Катюшенька (из терема слышны голоса девочек)

«Мы туточки!» (выглядывают в окно )

Егор: Красны девицы гулять просятся

Выходите – ка красны девицы,

Выходите – ка красавицы

Себя показать

На народе поплясать

(Девочки под музыку выходят из терема, садятся на скамейку)

Русский народный хоровод «Мы на луг ходили» (средняя группа)

Ведущий: Красны девицы, послушайте загадки и отгадайте их.

1. Бел да не сахар (снег)

2. Висит груша нельзя скушать (лампочка )

3. Сто одёжек и все без застёжек (капуста )

Ведущий: А теперь вы – добры молодцы.

1. Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает

Тот слёзы проливает (лук )

2. Без рук, без ног, а рисовать умеет ()

3. Сидит девица в темнице,

А коса на улице (морковь )

Ведущий: А теперь загадки для гостей:

1. Не огонь, а жжётся (крапива )

2. Не лает, не кусает и в дом не пускает (замок )

Ведущий: Так уж повелось на Руси, работали да песни пели. С песней и дело спорилось.

Песня « Во кузнице» (старшая группа)

Ведущий: Эй, девчонки – хохотушки,

Затевайте – ка частушки

Затевайте поскорей

Чтоб порадовать гостей.

Распляшемся, разгуляемся

И частушечки пораспеваемся.

Частушки поют девочки

1. Эх топни нога

Топни правенькая

Я плясать пойду

Хоть и маленькая.

2. Не хотела я плясать

Стояла и стеснялася

А гармошка заиграла

Я не удержалася.

3. Едет трактор синенький

Тракторист красивенький

Я хотела ручку дать

Да за дымом не видать.

Ведущий: Услыхали ложки

Вытянули ножки

Да давай подпевать

Да давай танцевать.

Частушки поют мальчики

1. Балалаечка – гудок

Своё дело знает

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

2. Я плясал в 3 ноги

Потерял сапоги

Оглянулся назад

Сапоги мои лежат.

3. А у нас во дворе

Квакали лягушки

Таня с печки босиком

Думала подружки.

4. Сидит ёжик на берёзе

Белая рубашка

На головке сапожок

А на ноге фуражка.

Ведущий: Я сейчас буду начинать пословицу, а вы заканчивайте.

Я начну, а вы кончайте

Хором дружно отвечайте.

1. В гостях хорошо, а ……(дома лучше).

2. Маслом кашу ….. (не испортишь).

3. Делу время ….. (а потехе час).

4. Терпение и труд ….. (все перетрут).

5. Поспешишь ….. (людей насмешишь).

Ведущий: А теперь для гостей.

1. Сделал дело … (гуляй смело).

2. Что посеешь, … (то и пожнешь).

3. Без труда …(не вытащишь и рыбку из пруда).

Как у наших у ворот

Собирается народ

Все со скрипочками

Да с балалаечками.

Уж как сядем мы играть

Слушает вся улица

Петух и курица

Кот и кошка

Мой друг Ермошка

И я немножко.

«Оркестр» (подготовительная группа )

Ведущий: Красна песня ладом,

А сказка складом

Нашему празднику,

Как сказке приходит конец, а кто слушал молодец.

И надо бы каждому молодцу с огорода по огурцу.

Да пока вы пели, слушали

Огурцы на огороде зайцы скушали

Вот вам и не досталось.

Игра: «Гори-гори ясно»

1,2,3,4,5 собрались мы поиграть

А сорока прилетела

А кому водить велела?

Обойди хоть всю планету

Лучше русской пляски нету

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь.

Раздайся, народ!

Меня пляска берет

Пойду попляшу

На людей погляжу.

Ой вы гости дорогие

Нам похлопайте в ладоши

Чтобы лучше нам плясалось

Чтобы скуки не осталось.

Пляска «1,2,3,4 круг поуже, круг пошире».


Для второй младшей группы

Цель праздника : Приобщать детей к истокам русской народной культуры на основе активного использования фольклора (потешек, прибауток, песен, загадок); продолжать развивать общую и мелкую моторику, положительные эмоции, речевую активность, музыкально-творческие способности, певческие навыки.

Атрибуты для праздника : Русская изба, печка, кочерга, чугун, ухват, скатерть, лавочка из дерева, домотканные половички, самовар, чудо - короб с музыкальными инструментами, русские народные костюмы.

Начало праздника:

Музыкальный руководитель: Предлагает поехать на лошадке в деревню к бабушке и к дедушке. Дети едут и напевают «едем, едем к бабе, к деду на лошадке но-но-но» (3 раза поют, объезжая зал).

Музыкальный руководитель : Ехали мы ехали, наконец приехали!

Встречают у домика петушка и поют ему песенку (русская народная песенка).

За огородом пробежал зайка и детям предлагает спеть песенку «Заинька -зайка», после песни дети угощают зайку морковкой.

Музыкальный руководитель : В домике тихо, никто нас не встречает, давайте дети потанцуем и разбудим дедушку с бабушкой «Весёлый танец».

Из домика выходят бабушка с дедушкой.

Здравствуйте, мои дорогие внучатки! Почему у дверей стоите? Проходите, мы гостям всегда рады! На крылечко ступайте. Ноги чистые? (Дети отвечают.)

Посмотрите, как в нашей горнице светло и красиво! Кругом половички домотканные да коврики рукодельные, просто загляденье! Садитесь рядком, да поговорим ладком!

Игра «Сорока - белобока кашку варила».

Бабушка: Ты, дедуля, сходи за дровами, а я тесто замешу и пряничков напеку! А ты, внученька - Дарьюшка, избу покажи.

Дарьюшка: Хорошо, хорошо, дедушка и бабушка (они уходят).

Ребята, а вы знаете, из чего изба состоит? Вам я сейчас расскажу, а вы повторяйте за мной!

Пальчиковая гимнастика

Стенка, стенка (указательными пальцами показывают щёки)

Потолок (показывают лоб)

Два окошка (указательными пальцами на глаза)

Дверь (на рот)

Звонок! Дзинь- дзинь - дзинь! (нажимают пальчиками на кончик носа)

Никто не открывает (сцепляют руки в замок)

Только зря звоним в звонок (выпрямляют большие пальцы)

На дверях большой замок

Вот он, ключик! (правую руку выставляют вперёд, соединив большой и указательный пальцы)

И открыт замок! (к левой ладошке приставляют большой и указательный палец правой руки и поворачивают их по часовой стрелке).

Дарья: Сейчас я вам загадаю загадки:

  1. В избе - изба,

    На избе - труба,

    Я лучинку зажег,

    Положил на порог,

    Зашумело в избе,

    Загудело в трубе.

    Видит пламя народ,

    А тушить не идет (печка).

  2. Руки в боки, как начальник,

    Раньше всех на стол встает,

    Сам себе плита, и чайник,

    Сам заварит, сам нальет (самовар).

Молодцы, ребятки! Отгадали все мои загадки!

А вот в эту кроватку кого можно спать уложить?

Правильно, куколку! А баюкать да приговаривать умеете?

Я вас сейчас научу:

Уж ты, котенька, коток, котя - серенький хвосток,

Приди, котя, ночевать, мою деточку качать.

Уж как я тебе, коту, за работу заплачу,

Дам кусочек пирога и кувшинчик молока.

(Дети берут кукол, укачивают их, подпевая.)

Входят в дом бабушка с дедушкой : Ну, что? Заскучали?

Музыкальный руководитель: Да нет, она научила наших деток колыбельную песенку петь.

Бабушка: Какие вы у меня умненькие - разумненькие! А как вы думаете, что в доме главное? То ли крылечко, то ли печка, то ли окошко, то ли стол да скамейка с кошкой? (Дети отвечают.)

А я вот вам скажу: как ни мечи, лучше нет печи.

Где испечь хлеб, пироги да калачи?

Где щи да кашу сварить? Конечно же, в печке!

Мала печка, да тёпленька, на ней и валенки просушить и самим погреться.

Дедушка: Прежде чем печь топить, не забудь дров нарубить да приговаривай. Дело - то быстрее пойдёт (дед колет дрова, приговаривает)

Я колю, колю дрова.

Я колю на чурочки,

Я колю, колю дрова.

Гори огонь в печурочке!

Бабушка: А я напеку вам пряничков.

Дед: Пока прянички остывают, покажу - ка я вам чудо - короб!

Вы ко мне сюда бегите, чудо - короб посмотрите.

Что глаза увидят, назовите! (Дети берут из короба деревянные ложки, погремушки, колокольчики.)

Дарьюшка: Вот какая у нас детвора!

А где детвора, непременно оркестровая игра!

Дети играют. А бабушка с дедом пляшут, а их внучка играет на трещётках.

Дед: А ещё в коробе есть платочек расписной, хотите с ним в жмурки поиграть?

Бабушка: Хотим, только жмуркой будешь ты, дедушка!

Дед: Что ж, давно я не играл, вас внучатки поджидал.

Если есть внучатки, будет и веселье!

Игра в жмурки.

Дед: А у нашей внучки сегодня именины, споём вместе «Каравай».

Бабушка: Быстро времечко бежит, самовар уже кипит (ставит на стол самовар).

А сейчас детки хотят показать дедушке, бабушке и внучке Дарьюшке какие они сделали расписные кружечки с тарелочками и пирожки с ватрушками, да с кренделями для угощения, на выставку «Русское народное творчество» совместно со своими родителями.

Дарьюшка угощает деток сушками.

Кушайте сушки, чаем запевайте, нас не забывайте!

Дети благодарят бабушку, дедушку, Дарьюшку и уезжают на лошадке домой.