Диагностика развития детей 5 – 6 лет поможет Вам самостоятельно оценить уровень психического развития Вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает одиннадцать небольших тестов, которые займут у Вас совсем немного времени. Если результаты диагностики Вас обрадуют, то продолжайте заниматься с ребенком так, как оно у Вас есть, у Вашего ребенка есть все необходимое для полноценного развития. Если диагностика показывает низкий уровень развития Вашего ребенка, то Вам стоит провести более углубленную диагностику для определения причин низкого уровня развития того или иного психического процесса. В этом случае лучше обратиться к психологу, который профессионально проведет углубленную диагностику и даст соответствующие рекомендации.

Цель: выявление самооценки ребенка.

Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. На самую верхнюю ступеньку ставят самых хороших ребят, на самую нижнюю ступеньку - самых плохих. На средней ступеньке - ни плохих, ни хороших. Чем выше ступенька - тем лучше дети. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит воспитатель? Мама? Папа? (можно спросить про других близких родственников)».

Критерии оценки

  • Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие», «самые хорошие» дети. Положение на любой из нижних ступенек (тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
  • Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.

Цель: выявление знаний ребенка об окружающем мире, способности эмоционально откликаться на нелепость рисунка.

Процедура проведения. Ребенку предлагают картинку со словами: «Посмотри на эту картинку». Если ребенок рассматривает ее молча (или вообще никак не реагирует), взрослый может спросить: «Ты рассмотрел картинку? Смешная? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно?» При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на полученную им оценку. Ребенок должен увидеть нелепости и затем объяснить, как должно быть на самом деле. Если ребенок затрудняется, взрослый может оказать ему помощь, задав следующие вопросы: «Может ли коза жить в дупле? Где она должна жить?», «Где и как растет морковка, редиска?». И т.п.

Критерии оценки

  • Ребенок реагирует на нелепости, изображенные на картинке, живо и непосредственно, без вмешательства взрослого, улыбается, с легкостью указывает на все нелепости - 2 балла.
  • Ребенок реагирует не сразу, находит нелепые места с небольшой помощью взрослого (один-два вопроса) - 1 балл.
  • Ребенок эмоционально никак не реагирует на нелепость картинки и только с помощью взрослого находит несоответствие в ней - 0 баллов.

Цель: выявление уровня сформированности представлений о временах года.

Процедура проведения. Ребенку показывают в случайном порядке 4 картинки с изображением времен года: «Здесь нарисованы времена года. Какое время года изображено на каждой картинке? Покажи и назови. Почему ты так думаешь?»

Критерии оценки

  • Ребенок понимает задание, уверенно соотносит изображение всех времен года с названиями - 2 балла.
  • Ребенок понимает задание, но называет правильно только два времени года, соотнося их с картинками, - 1 балл.
  • Ребенок не понимает задания - 0 баллов.

Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.

Процедура проведения. Ребенку показывают лист с рисунками.
Инструкция: «Здесь нарисовано в каждом ряду по 4 картинки. Посмотри внимательно на первую картинку (в верхнем ряду) и найди точно такую же». Затем по очереди предъявляют остальные 5 рядов.

Критерии оценки

  • Ребенок выполняет задание верно в 5-6 случаях - 2 балла.
  • Ребенок выполняет задание верно в 3-4 случаях - 1 балл.
  • Ребенок выполняет задание верно в 1-2 случаях либо не понимает и не выполняет совсем - 0 баллов.

Цель: анализ объема непосредственной образной памяти у ребенка.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, назови нарисованные предметы и постарайся их запомнить». Затем картинку убирают и предлагают ребенку перечислить предметы, которые он запомнил.

Критерии оценки

  • Ребенок запомнил 5-6 предметов - 2 балла.
  • Ребенок запомнил 4 предмета - 1 балл.
  • Ребенок запомнил менее 4-х предметов - 0 баллов.

Цели: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают в ряд по одной картинке из категорий: посуда, одежда, транспорт, фрукты, мебель, овощи. Остальные картинки выкладываются под ними в случайном порядке. Инструкция: «Посмотри внимательно, какие картинки лежат в верхнем ряду, назови их. Теперь я возьму одну картинку (взрослый берет картинку, относящуюся к той же группе, что и первая) и положу ее вот сюда (кладет под первой картинкой)». Затем берет любую другую карточку и спрашивает ребенка: «А куда ты положишь вот эту картинку?» И т.п. В результате должно получиться шесть групп по четыре карточки, которые в каждой группе располагаются одна под другой. Ребенок должен объяснить, почему он объединил картинки в одну группу. Если задание вызывает у ребенка затруднение, можно оказать ему помощь, выложив второй ряд картинок по категориям или попросив его назвать одним словом карточки, лежащие в одном ряду, например: «Как можно назвать одним словом апельсин и яблоко?»

Другой вариант выполнения задания: Покажите ребенку любую из картинок, изображенных на рисунке. Предложите ему назвать ее. Затем покажите ребенку другую картинку и помогите ему определиться, подходит ли она к первой картинке или нет, если не подходит, то к какой картинке подходит. Следующие картинки пусть ребенок сам рассортирует. После выполнения задания спросите у него, почему он объединил картинки в одну группу.

Критерии оценки

  • Ребенок принимает и понимает задание, классифицирует картинки с учетом основного признака и может осуществить обобщение в речевом плане - 2 балла.
  • Ребенок понимает задание, раскладывает картинки правильно, но не обобщает вербально, либо не сразу понимает задание, но после помощи взрослого переходит к самостоятельному выполнению - 1 балл.
  • Ребенок не понимает условие задания и не использует помощь взрослого - 0 баллов.

Цели: определение уровня развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство.

Процедура проведения. Ребенку показывают изображение рыбки, состоящее из разноцветных геометрических фигур (схему). Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что здесь нарисовано? Правильно, это рыбка». После этого ему предлагают набор геометрических фигур, из которых можно собрать изображение рыбки: «Выложи, пожалуйста, рядом точно такую же рыбку». По ходу выполнения задания можно попросить ребенка показать знакомые геометрические фигуры, назвать их и сказать, какого они цвета.

Критерии оценки

  • Ребенок самостоятельно анализирует схему и на основе анализа без затруднений воспроизводит изображение - 2 балла.
  • Ребенок недостаточно полно и точно анализирует схематическое изображение, построение осуществляется путем проб - 1 балл.

Цели: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; получение общего представления об интеллекте ребенка в целом. Перед ребенком в произвольном порядке выкладывают картинки и предлагают внимательно их рассмотреть. «Все эти картинки перепутаны. Разложи их по порядку таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ» (Возможный вариант - пусть ребенок на экране компьютера покажет последовательность картинок).Цель: выявление уровня развития восприятия, умения воспроизводить целостный образ предмета.

Процедура проведения. Возьмите картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрежьте ее на 4 части, как показано на рисунке. Ребенку предлагают разрезанное изображение предмета. Карточки раскладываются хаотически. Ребенка просят собрать картинку после того, как он узнает нарисованный предмет.

Критерии оценки

  • Ребенок узнает по частям изображенный предмет и собирает картинку самостоятельно - 2 балла.
  • Ребенок не может определить, что нарисовано на разрезанных картинках, до начала работы, но впоследствии при помощи проб самостоятельно собирает картинку - 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием - 0 баллов.

Оценка результатов

Высокий уровень - 16-20 баллов.
Средний уровень - 10-15 баллов.
Низкий уровень - 0-9 баллов.

I. Вопросы, направленные на изучение общего кругозора:

    Что нужно сделать, чтобы вода закипела? (лучший ответ - поставить на огонь, на плиту, зажечь газ, включить плиту и т.п.).

    Назови мне четыре времени года. (ответ - зима, весна, осень - в любом порядке; подсказка - какое время года сейчас? что у нас сейчас?).

II. Вопросы, направленные на изучение способности к самостоятельному принятию решения, сообразительности:

    Что ты будешь делать, если потеряешь игрушку, которую тебе дали на время поиграть, например, твой друг? (лучший ответ - отдам свою, достану такую же и отдам, попрошу родителей купить такую игрушку и отдам другую и т.п.)

    Что ты будешь делать, если придешь в магазин за хлебом, а хлеба в магазине нет? (лучший ответ - пойду в другой магазин, спрошу, когда привезут и приду попозже, куплю что-нибудь взамен - булку и т.п.).

III. Вопросы, направленные на изучение способности ребенка к обобщению, нахождению общих признаков предметов:

    Чем похожи кошка и мышка, а что между ними общего? (лучший ответ - животные, млекопитающие, живые существа, звери. Допустимо перечисление отдельных общих признаков: хвост, усы, 4 лапы и т.п. Подсказка: Кто это, как их можно назвать одним словом?).

    Чем похожи пианино и скрипка? (лучший ответ - музыкальные инструменты).

Ребенок должен правильно ответить хотя бы на три вопроса, по одному из каждой группы.

Дети, не способные правильно ответить на данные вопросы, нуждаются в дополнительном обследовании психоневролога или психолога. Они вряд ли готовы к школьному обучению по общей программе.

Обследование детей 9-10 лет

Оценка сформированности абстрактно-логических операций, логических суждений:

I. Ребенку предлагается найти общее в двух сравниваемых предметах. Инструкция: «Я назову тебе два предмета, а ты подумай и скажи, что между ними общего? Как их можно назвать одним словом?

Пары для сравнения:

    Слива - персик (Правильные ответы: фрукты, фруктовые деревья, плоды).

    Кошка - мышка (Животные, млекопитающие, живые существа).

    Пианино - скрипка (Музыкальные инструменты).

II. Ребенку предлагается ряд вопросов, к каждому из них имеется три варианта ответов, ребенок должен выбрать один из них.

    Какое слово будет противоположным по значению к слову «Собирать»? (Правильные ответы: раздавать или накапливать или беречь).

    Дан цифровой ряд: 7, 5, 3, какая следующая цифра в этом ряду? 2 или 1 или 9.

    В одном доме живут три мальчика: Вова, Петя и Сережа. Вова моложе Пети, а Сережа моложе Вовы. Кто самый старший? Вова или Петя или Сережа.

Для детей данного возраста выполнение этих заданий обязательно.

Правильные ответы свидетельствуют о сформированности абстрактно-логических суждений. Если ребенок испытывает трудности, то можно говорить о превалировании форм мышления, о задержке развития.

В дополнение детям данного возраста можно предложить задания, связанные со счетными операциями и решением задач.

Задачи:

    У продавца было 12 газет, он продал 5. Сколько осталось?

    Сколько стоят 3 карандаша по 7 копеек каждый?

    У четырех мальчиков было 73 копейки. Они их разделили между собой поровну. Сколько стало у каждого?

Предлагаемые задания ребенок данного возраста должен решать без ошибок. Если он испытывает трудности, необходимо выяснить какого они рода.

Невозможность составить план решения и выбрать необходимую математическую операцию говорит о несформированности умственного плана действий, что свидетельствует в пользу задержки психического развития.

Эта статья предназначена для родителей, учителей и психологов - для всех, кто взаимодействует с детьми среднего школьного возраста. Здесь собраны основные психологические тесты, предназначенные для детей 10-12 лет.

Основная, отличительная особенность детей данного возраста - потребность в самопознании. Это означает, что дети сильнее, чем когда-либо, начинают интересоваться своим внутренним миром. Ребенок задается вопросами: «Какой я? Хороший ли я друг? Лучше я или хуже других детей? Смогу ли я быть лидером?»

Психологические тесты - это своего рода инструмент измерения личности ребенка. С их помощью он сможет узнать много нового о себе, найти ответы на волнующие вопросы.

Знание личностных особенностей конкретного ребенка поможет улучшить взаимоотношения с ним, просто изменив подход к нему. Используя сильные и слабые его стороны, можно помочь ребенку самому стать лучше. И наконец, зная психологические проблемы ребенка, можно вовремя обратиться с ним к специалисту и лично оказать ему поддержку.

Какими бывают тесты

Существуют психологические научно обоснованные, а также развлекательные тесты. Последние не несут в себе достоверной информации, а служат просто для развлечения детей и их родителей. Ниже представлен список самых известных научно обоснованных психологических тестов. Все они подходят для детей 10-12 лет. Используют их в основном психологи, но и родители, и учителя могут при желании разобраться.

Рисуночные тесты

Рисуночный тест «Моя семья»

Ребенку дается инструкция: «Нарисуй свою семью». Только одна фраза, без каких-либо пояснений. После того как ребенок закончит рисунок, можно оценить, насколько он удовлетворен семейными отношениями.

  • наличие на рисунке всех членов семьи;
  • все члены семьи расположены близко друг к другу либо заняты одним делом;
  • основную часть рисунка занимают члены семьи, а не вещи или предметы;
  • все члены семьи улыбаются (но не «скалятся»);
  • отсутствие штриховки и слишком слабого или сильного нажима карандаша.

Рисуночный тест «Несуществующее животное»

Инструкция для ребенка: «Нарисуй животное, которого не существует в природе, и дай ему имя». Этот тест позволяет узнать, насколько благополучно эмоциональное состояние ребенка, насколько комфортно ему в окружающем мире.

«Благополучными» признаками являются:

  • животное имеет что-то похожее на рот, глаза, уши, руки и ноги человека;
  • животное сочетает в себе признаки различных живых существ (но не неодушевленных предметов);
  • животное дружелюбно, не прячется от окружающего мира, не имеет средств нападения или защиты (когти, зубы, панцирь);
  • животное имеет четкие (но без нажима) контуры;
  • отсутствие штриховки;
  • имя животного несет в себе позитивный смысл.

Рисуночный тест «Мое дерево»

Инструкция: «Нарисуй любое дерево».

После того как рисунок будет готов, анализируются размер и расположение дерева. Например, крупное дерево с толстым стволом может говорить об энергичности. Маленькое дерево внизу листа может говорить о низкой самооценке и подавленном состоянии. Также обращается внимание на составные части дерева: корни, ветки, листья. Засохшее или сломанное дерево может говорить о психологической травме.

Определение темперамента

Тест содержит 57 вопросов, на основании ответов ребенка определяется один из четырех типов темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

Темперамент подразумевает под собой тип нервной системы человека. Он является врожденным и не поддается изменению. Тип темперамента определяется на основе таких характеристик нервной системы как сила, уравновешенность и подвижность. Темперамент может объяснить многие поведенческие особенности человека. Зная темперамент, можно выстроить правильный подход к ребенку. Так, например, нельзя требовать от меланхолика активности и энергичности, а от холерика - тихого и спокойного поведения.

Тест позволяет заодно определить, кем является ребенок — экстравертом (сангвиник и холерик) или интровертом (флегматик и меланхолик). Экстраверты предпочитают чаще быть среди людей, в то время как интроверты предпочитают уединение. Хотя у интровертов тоже есть потребность в общении, а экстраверты иногда хотят побыть одни.

Самооценка и тревожность

Цветовой тест Люшера (адаптированный детский вариант)

Ребенку показывают 8 карточек, каждая из них определенного цвета. Инструкция: «Выбери цвет, который тебе больше всего нравится в данный момент». Выбранная карточка откладывается, затем инструкция снова повторяется. И так до тех пор, пока не останется только один цвет.

На основании выбранных цветов можно судить об эмоциональном комфорте ребенка. Можно вовремя выявить у него депрессивное состояние (в этом случае он будет выбирать сначала темные цвета). Взрослый сможет выявить причины такого состояния и устранить их.

Тест на определение самооценки «Лесенка»

Ребенку показывают лесенку из 5-7 ступеней, нарисованную на бумаге. Затем говорят: «На самой верхней ступеньке находятся самые хорошие (добрые, умные, трудолюбивые) люди, а на самой нижней - худшие (злые, глупые, ленивые)».

Так определяется отношение ребенка к самому себе. Низкая самооценка может быть также признаком депрессивного угнетенного состояния. Крайне высокая самооценка - уже не является адекватной для данного возраста, это тоже повод задуматься.

Тест-опросник школьной тревожности

Ребенку задают 58 вопросов. На основании ответов можно определить не только общий уровень школьной тревожности, но и конкретные страхи. Например, страх перед ответом у доски, боязнь учителя, страх раскрываться перед другими людьми и прочее. Выявив конкретный источник тревожного состояния в школе, будет проще помочь ребенку проработать свой страх.

Социальная адаптация

Тест фрустраций Розенцвейга

Ребенку по очереди показывают 24 рисунка. На каждом рисунке изображены 2 человека. Один из них говорит другому фразу, вызывающую фрустрацию. (Фрустрация - состояние, вызванное неудовлетворенной потребностью). Ребенку нужно придумать ответ на эту фразу.

Все ответы анализируются психологом, после чего можно сделать вывод о степени социальной адаптации ребенка. То есть можно увидеть, насколько он конфликтен с окружающими в неприятных для него ситуациях.

Проективный тест «День рождения»

Ребенку показывают схематическое изображение стола и стульев вокруг него. Инструкция: «Представь, что у тебя день рождения. Куда ты сядешь за этим столом?» Стул помечается крестиком. — «Кто будет сидеть рядом с тобой? А с другой стороны?» — Стулья помечаются инициалами выбранных ребенком людей. — «Хочешь пригласить кого-нибудь еще? Расскажи, кого куда посадишь».

Тест помогает определить самых значимых для ребенка людей. Обычно это либо семья, либо группа сверстников. Иногда бывает, что ребенок называет только вымышленных персонажей. В таком случае можно предположить, что ребенку некомфортно в реальном мире.

Заключение

Все представленные тесты проверены на большом количестве людей нескольких поколений и достаточно надежны. Но все же нельзя судить о человеке по одному тесту. Для получения более точного результата важно использовать сразу несколько методик. Но и тогда нельзя со стопроцентной уверенностью сказать, что вы знаете все о ребенке. Не последнюю роль здесь играет общее впечатление о ребенке и характер общения с ним. Желательно сообщать о результатах тестов детям. Для них это возможность лучше узнать себя и развить в себе новые качества. Это будет благодатной почвой для дальнейшего личностного развития.

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Написано статей

Галина Шалаева

РЕБЕНОК

В ВОЗРАСТЕ 6 ЛЕТ

Тесты на развитие

БВК 74.102в6 Ш 18

Оформление переплета Е. Соколовой

Ш 18 Ребенок в возрасте 6 лет. Тесты на развитие / . - М.: СЛОВО, Эксмо, 2007. - 64 с: ил. - (Индивидуальное развитие ребенка).

I8ВN -3 (СЛОВО) 18ВК 3412-7 (Эксмо)

Как определить интеллект ребенка? Как понять, на что обратить больше внимания при обучении дошкольника, как предотвратить возникновение трудностей при поступлении ребенка в школу? В новых книгах Галины Шалаевой вы найдете тесты, которые помогут понять, готов ли ваш ребенок к следующему возрастному периоду обучения. Выполнение ребенком предложенных заданий позволит определить: имеется ли у него необходимый запас знаний, умений и навыков; владеет ли он мыслительными операциями; может ли малыш понять поставленную перед ним задачу и выполнить ее самостоятельно. Все тесты представлены в форме игровых заданий, которые дети обычно выполняют с интересом и удовольствием.

УДК 373*00 ББК 74.102в6

Все права на данное издание принадлежат издательству «Филологическое общество «СЛОВО» и находятся под его охраной. Ни одна часть данного издания, включая название, не может перерабатываться, ксерокопироваться, репродуцироваться или множиться каким-либо иным способом.

© Филологическое общество «СЛОВО», 2007
18ВК -3 © Оформление.

I8ВN 3412-7 «Эксмо», 2007

Наши малыши растут и развиваются не одинаково быстро, поэтому уровень развития каждого из них нельзя определить на основании общих параметров, таких, как возраст, рост и другие, хотя они, несомненно, играют роль в достижении определенного уровня развития. Тем не менее теперь больше внимания уделяется индивидуальному развитию ребенка, а не его закономерностям. Каждый малыш в чем-то опережает других, а в чем-то отстает от них.


Разнообразные тесты для определения уровня детских способностей появились еще в начале XX века, полученные результаты свидетельствовали о том, что все дети неодинаковы. Однако подобные тесты не позволяли оценить воображение, устремленность, эмоциональность и другие качества, составляющие индивидуальность личности.

Тесты, которые предлагаются в этой книге, разработаны как раз с учетом этих качеств и показывают общий уровень, на котором ребенок выполняет задания. Таким образом, помимо уровня развития (достаточный, высокий и одаренный) родители могут также по результатам тестирования вычислить так называемый коэффициент интеллекта своего ребенка [ IQ ]. Этот коэффициент можно вычислить путем деления так называемого умственного возраста, показанного ребенком, на его действительный возраст. Например, ребенок с умственным возрастом 7 и действительным 5 имеет коэффициент интеллекта (7: 5 = 1,40 или 140, как принято считать в международном измерении).

Тест первой степени сложности

(для ребенка с достаточным уровнем развития)

Задание 1

Чашка, вилка, блюдце, кастрюля, чайник, сыр. Скажи, что в этом списке лишнее и почему.

Правильный ответ - 2 балла

Неправильный ответ - 0 баллов

Задание 2

Реши логическую задачу.

У пяти родных братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?

Правильный ответ - 5 баллов

Неправильный ответ - 0 баллов

Задание 3

Правильный ответ - 1 балл

Неправильный ответ - 0 баллов

Задание 19

Скажи: кто плетет паутину?

Правильный ответ - 1 балл

Неправильный ответ - 0 баллов

Задание 20

Скажи, есть ли цифра 3 в твоем домашнем телефонном номере?

Сколько цифр и каких в твоем домашнем телефонном номере?

Скажи, есть ли цифра 2 в номере твоего дома?

Сколько цифр и каких в номере твоего дома?

Скажи, есть ли цифра 5 в номере твоей квартиры?

Сколько цифр и каких в номере твоей квартиры?

Скажи, как называется улица, на которой ты живешь?

Назови буквы, которые входят в название твоей улицы?

Какие буквы повторяются в названии твоей улицы?

Неправильный ответ - 0 баллов

Задание 21

Угадай профессию.

Каждый правильный ответ - 1 балл

Неправильный ответ - 0 баллов

Задание 22

Какой характер у каждого из этих животных? Подбери пары слов.

ласковая

трусливый

злой

хитрая

умная

Неправильный ответ - 0 баллов

Задание 23

Галя ищет туфли. Какие еще предметы, начинающиеся на букву «Т», она может найти?

Каждый правильный ответ - 2 балла
Неправильный ответ - 0 баллов

Задание 24

Скажи, почему милиционер остановил пешеходов. На какой свет светофора они могут опять начать движение?

Правильный ответ - 2 балла

Неправильный ответ - 0 баллов

Задание 25

Скажи, кто как и что ест. Выбери подходящее слово в каждом столбике.

корова пьёт траву

курица грызёт зерно

кошка жуёт молоко

собака клюёт кость

Каждый правильный ответ - 1 балл

Неправильный ответ - 0 баллов

Задание 26

Скажи, кто из зверей на чем любит кататься.

Каждый правильный ответ - 1 балл

Неправильный ответ - 0 баллов

Задание 27

Ответь на вопросы:

Сколько этажей в твоем доме?

Какие улицы находятся рядом с твоим домом?

Каждый правильный ответ - 1 балл

Неправильный ответ - 0 баллов

Задание 28

Какие из этих предметов имеют овальную форму?

Правильный ответ - 1 балл.

Неправильный ответ - 0 баллов

Задание 29

Соедини в комплекты.

Правильный ответ - 3 балла

Неправильный ответ - 0 баллов

Задание 30

Обведи кружком самый лёгкий предмет.

Правильный ответ - 3 балла

Неправильный ответ - 0 баллов

Задание 31

Обведи кружком самое медленное животное.

Правильный ответ - 3 балла

Неправильный ответ - 0 баллов

Задание 32

Ответь на вопросы.

Кто ползает быстрее: черепашка или заяц?

Что больше: длина полоски или ширина?

Что больше: ширина или толщина книги?

Каждый правильный ответ - 3 балла
Неправильный ответ - 0 баллов

Итоги теста:

Если ребенок набрал 120 баллов и больше, то у него несомненно высокий для шести
летнего ребенка уровень раз вития.

Если ребенок набрал меньше 100 баллов и больше, то у него вполне достаточный уровень развития.

Если ребенок набрал менее 80 баллов, то попробуйте
пройти с ним тест первой степени сложности, чтобы
определить, что нужно подтянуть в его знаниях.

Тест третьей степени сложности

( для одарённого ребенка)

Задание 1

Назови цифры в порядке возрастания. Назови цифры в порядке убывания.

(Важно именно так формулировать вопрос, поскольку в возрасте шести лет ребенок должен знать, что такое порядок убывания или возрастания чисел. Потому что просто перечислить цифры от 1 до 10 и наоборот способен ребенок и в четыре, пять лет).

Неправильный ответ - 0 баллов

Задание 2

Какие два слова из этого списка являются антонимами (противоположны по значению)?

мягкий большой

чёрный кислый

маленький ровный

Правильный ответ - 5 баллов

Неправильный ответ - 0 баллов

Задание 3

Какую фигуру напоминают:

https://pandia.ru/text/78/413/images/image065_2.gif" width="366" height="132">

земляника

стакан

Каждый правильный ответ - 5 баллов
Неправильный ответ - 0 баллов

Задание 5

Для чего растению нужен корень?

Правильный ответ - 1 балл

Неправильный ответ - 0 баллов

Задание 6

Что не станут есть дождевые черви?

овощи, почву, сочный кусок мяса

Правильный ответ - 5 баллов

Неправильный ответ - 0 баллов

Задание 7

Реши логическую задачу.

На ветке сидит несколько синичек. У них всего 6 крыльев. Сколько у них головок?

Правильный ответ - 3 балла

Неправильный ответ - 0 баллов

Задание 8

Найди на картинке предметы, которые начинаются с буквы «Р».

Каждый правильный ответ - 1 балл

Неправильный ответ - 0 баллов

Задание 9

Зачеркни те предметы, которые не нужны строителю.

Правильный ответ - 1 балл

Неправильный ответ - 0 баллов

Задание 10

Скажи, с помощью какого органа ты узнаешь вкус продуктов"

Правильный ответ - 3 балла

Неправильный ответ - 0 баллов

Задание 11

Назови деревья, которые остаются зелеными даже зимой.

Правильный ответ - 1 балл

Неправильный ответ - 0 баллов

Задание 12

Скажи, чем похожи и чем отличаются эти предметы.

Каждый правильный ответ - 1 балл

Неправильный ответ - 0 баллов

Задание 13

Что из вещей нужно взять Пете, чтобы согреться?

Правильный ответ - 3 балла.

Неправильный ответ - 0 баллов

Задание 14

Отбери предметы для портнихи, врача, строителя, парикмахера

Правильный ответ - 2 балла

Неправильный ответ - 0 баллов

Задание 15

Какой предмет в каждой группе не подходит к остальным?

Правильный ответ - 3 балла

Неправильный ответ - 0 баллов

Задание 16

Какие из этих животных живут в лесу, а какие в наших домах?

Ф

Правильный ответ - 2 балла

Неправильный ответ - 0 баллов

Задание 17

Какой предмет на рисунках встречается всего пять раз?

Правильный ответ - 2 балла

Неправильный ответ - 0 баллов

Задание 18

Сколько детей пришло в школу?

Правильный ответ - 2 балла

Неправильный ответ - 0 баллов

https://pandia.ru/text/78/413/images/image080_2.jpg" align="left hspace=12" width="152" height="162">

Если Ваш ребенок набрал 50 баллов и больше, то у него высокий уровень развития.

Если Ваш ребенок набрал меньше 40 баллов, то у него достаточный уровень развития, но если вы хотите его приблизить к высокому, то Вам нужно немного позаниматься о ним по тем темам, на которые он ответил неправильно или затруднялся ответить.

Для детей младшего школьного возраста характерна учебная деятельность, при выполнении которой у ребенка возникают главные психические новообразования - анализ и планирование, которые определяют существенные качественные изменения в развитии познавательных процессов ребенка, так и всей его потребностно-эмоциональной и личностной сферы.

Предлагаемая здесь система психодиагностических методик предназначена для комплексной оценки уровня психологического развития детей, учащихся начальных классов, включая характеристику их познавательных процессов, личности и межличностных отношений, оценку имеющихся у них практических умений и навыков.
На основе применения данной системы методик можно оценивать психологическую готовность детей к обучению в школе, их психологическое развитие во время обучения в начальных классах, с первого по четвертый включительно.
Психодиагностической оценке в рамках данного комплекса подлежат:

· внимание,

· память,

· воображения,

· мышление.

· Психологическая готовность младших школьников к обучению в средней школе.

· Социальная ситуация развития.
Проблема, связанная с адаптацией ребенка к классному коллективу, взаимоотношениями с учителем, в семье.

· Ведущая деятельность, сформированность компонентов структуры учебной деятельности.

· Возрастные психические новообразования.

· Предпосылки формирования учебной деятельности.

· Произвольность поведения и познавательных процессов.

Пользуясь методиками, включенными в данный комплекс, можноточно определить, в каком отношении ребенок готов и не готов к обучению в школе, в чем он больше или меньше продвинулся вперед в своем развитии. Эти методики позволяют выяснить склонности, задатки и способности детей, с первых шагов обучения ребенка в школе вести с ним целенаправленную психодиагностическую работу, связанную с выявлением и развитием его способностей.
Проведение комплексной систематической психодиагностики позволяет оценивать эффективность учебно-воспитательной работы в школе с точки зрения того, в какой мере она способствует продвижению детей вперед в своем психологическом развитии. В данный комплекс включены такие методики, которые можно применять для изучения детей от 6-7 лет до 10-11 лет и получать сопоставимые результаты.

К моменту поступления детей в школу существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического развития. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному развитию. Они, следовательно, уже могут по-разному реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации. Некоторым детям, поступающим учиться в школу, практически вполне доступны тесты, предназначенные для психодиагностики взрослых людей, другим - менее развитым - только методики, рассчитанные на детей 4-6-летнего возраста, т.е. на дошкольников. Это особенно касается таких психодиагностических методик, в которых используются вербальные самооценки, рефлексия и различные сознательные, сложные оценки ребенком окружающей среды. Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребенком. Имеющиеся данные психологической готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе, показывают, что большинство - от 50% до 80% в том или ином отношении не полностью еще готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ. Многие, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, по уровню психологического развития находятся на уровне ребенка-дошкольника, т.е. в границах 5-6-летнего возраста. Если такому ребенку предложить достаточно трудный, в принципе доступный, но малоинтересный для него серьезный психологический тест, требующий развитой воли, произвольного внимания, памяти и такого же воображения, то может статься, что он не справится с заданием. И это произойдет не в силу отсутствия интеллектуальных способностей и задатков, а по причине недостаточного уровня личностно-психологического развития. Если, напротив, те же самые тестовые задания предложить ребенку в игровой, внешне и внутренне привлекательной форме, то, по всей вероятности, результаты тестирования окажутся иными, более высокими.
Это обстоятельство непременно необходимо учитывать в психодиагностике детей, поступающих в школу, особенно первоклассников и второклассников (последние, как показывают специально проведенные исследования, еще не очень далеко ушли от детей дошкольного возраста). Что же касается детей третьего и четвертого классов, то для их психодиагностики вполне подходят тесты, предназначенные для взрослых людей, при условии, что сами тестовые задания будут им доступны.

Следует иметь в виду, что при наличии сильной мотивации, при заинтересованном, активном настрое на тестирование его итоги всегда будут выше. Если взрослый человек еще как-то в состоянии сознательно, с помощью соответствующих волевых усилий управлять своим поведением во время тестирования, то дети в течение всего младшего школьного и вплоть до подросткового возраста в большинстве своем еще не могут этого делать.
Имеются определенные ограничения, касающиеся применения тестов для взрослых в психодиагностике детей младшего школьного возраста. Эти ограничения прежде всего относятся к тестам, которые разработаны и применяются для изучения мышления, личности и межличностных отношений.

Если Вы хотите продиагностировать своего ребенка - то Вы можете это сделать через интернет (с веб камерой) обратившись ко мне, психологу

Подстраницы: