Конспект занятия по рисованию на тему

«Дымковская барышня ».

Подготовительная к школе группа.

Цель. Продолжать знакомство детей с особенностями и своеобразием дымковской игрушки (история возникновения, цвета, элементы).

Побуждать упражняться в технике прорисовки овалов, кружков, точек, прямых и волнистых линий.

Закреплять приемы рисования концом кисти и плашмя.

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Развивать чувство симметрии, ритма.

М атериал . Дымковские игрушки (для рассматривания), контуры дымковских барышень (на каждого ребенка), образцы элементов росписи на фланелеграфе, кисти, краски разного цвета.

Воспитатель Николаева Оксана Евгеньевна

Ход занятия.

Дети садятся на ковер. Слышится стук в дверь.

Воспитатель. Кто это к нам пришел? Это почтальон. (Почтальон передает посылку.)

От кого же она? От дымковских мастеров.

Кто такие дымковские мастера? Это люди, которые изготавливают дымковские игрушки.

Давайте посмотрим, что лежит в посылке. Письмо. (Читает. )

«ЗДРАВСТВУЙТЕ РЕБЯТА! ПИШУТ ВАМ НАРОДНЫЕ УМЕЛЬЦЫ ИЗ СЕЛА ДЫМКОВО . С ДАВНИХ ВРЕМЕН В НАШЕМ СЕЛЕ МНОГИЕ ПОКОЛЕНИЯ МАСТЕРОВ ДЕЛАЮТ КРАСИВЫЕ ГЛИНЯНЫЕ ИГРУШКИ, ПОТОМ РАСПИСЫВАЮТ ИХ ЯРКИМИ КРАСКАМИ, СЕЛО НАШЕ НАЗЫВАЕТСЯ «ДЫМКОВО» ПОТОМУ, ЧТО ИЗ КАЖДОГО ДОМА, ГДЕ МАСТЕР ОБЖИГАЛ В ПЕЧИ ИГРУШКИ, ВЫСОКО В НЕБО ПОДНИМАЛСЯ ДЫМ. ТАК БЫ МЫ И ДЕЛАЛИ НАШИ ЧУДЕСНЫЕ ИГРУШКИ И РАДОВАЛИ ЛЮДЕЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ СЛУЧИЛОСЬ НЕСЧАСТЬЕ: ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК ЧЕРНУШКА УКРАЛ ВСЕ НАШИ КРАСКИ, И МЫ ОСТАЛИСЬ БЕЗ РАБОТЫ. НЕЧЕМ ТЕПЕРЬ РАСПИСЫВАТЬ ДЫМКОВСКИХ БАРЫШЕНЬ. МЫ ПРИСЛАЛИ ВАМ ВСЕ, ЧТО УСПЕЛИ НАРИСОВАТЬ, И ПРОСИМ ЗАВЕРШИТЬ РАБОТУ И РАСКОЛДОВАТЬ БАРЫШЕНЬ ОТ ЗАКЛЯТЬЯ ВОЛШЕБНИКА».

Дети, давайте посмотрим, где эти заколдованные барышни? Вот одна из них (показывает изображение дымковской барышни, нарисованное на ватмане)

Вы узнали ее?

Только что-то наша барышня очень грустная. Как вы думаете, почему? (у нее юбка белая, без рисунков.)

У нас в группе уже живет настоящая дымковская барышня. Она такая важная и красивая, потому что одета в яркие, пышные наряды. Во что одета барышня? (юбка, кофточка с воротничком в складку, кокошник .)

Какими элементами художник украсил юбку?

Верно. Кругами, овалами, точками, прямыми и волнистыми линиями. Посмотрите, как красиво составлен узор. Он повторяется: овалы чередуются с кругами, вокруг точки. Давайте поможем нашей заколдованной барышне и украсим ее юбку. Посмотрите, в посылке есть круги, овалы, точки. В письме мастера нам подсказывают, что нужно делать : краски брать самые яркие, чтобы они лучше были видны, наносить их на белый фон юбки. Узоры дымки повторяются, и поэтому лучше разделить юбку на части: две боковые части одинаковы. Давайте попробуем! (Воспитатель и дети показывают на фланелеграфе несколько узоров на юбке барышни.)

Цель урока: Ознакомить с традиционными элементами росписи женских фигурок в Дымковской народной глиняной игрушке.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Познакомить с произведениями русского народного промысла и историей развития Дымковской игрушки.
  2. Учить украшать игрушку-барыню узорами, сохраняя традиции Дымковских мастеров.

Развивающие:

  1. Развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главные и отличительные черты и особенности росписи Дымковских барынь.
  2. Развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на роспись мастеров.
  3. Сформировать навыки выполнения элементов традиционной росписи.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству.
  2. Повышать интерес учащихся к изделиям народного искусства.
  3. Воспитывать художественный вкус.

Оборудование: медиапроектор, ноутбук, экран, гуашь, кисти, палочки, трафареты.

  • Литературный ряд: стихи.
  • Музыкальный ряд: народные песни.
  • Зрительный ряд: электронная презентация «Роспись Дымковской барыни».

Ход урока

1. Организационный момент (1-2 мин.)

Подготовка учащихся к уроку (кисточки, гуашь, вода, ушные палочки, салфетки, трафареты барынь) Проверка готовности.

2. Постановка цели урока (3 мин. )

Слушаем музыку. Сегодня у нас весело не случайно.

(Выходят 2 учащихся в русских костюмах)

На ярмарку, на ярмарку
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья.

Здесь игрушки знатные
Складные да ладные
Всегда повсюду славятся
Они и вам понравятся!

Ярмарка – это торги, устраиваемые в одном месте в одно время

На Руси очень любили ярмарки-базары. Здесь всегда весело: музыка, песни, свист, шум.

И везут на ярмарку со всех мест своими руками сделанный товар. Тут и доски расписные, и кружева и посуда золоченая, игрушки глиняные. Эти красивые вещи не только служат нам в жизни, люди их используют для украшения окружающего нас. Люди издавна занимались созданием красивых вещей. Целые деревни занимались народными промыслами – производством декоративно-прикладных изделий. В них польза и красота, мудрость народа.

Сегодня мы познакомимся с традиционной росписью женских фигурок в народном промысле Дымковская глиняная игрушка.

III. Объяснение нового материала (15-20 мин. )

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного, что серости серей.
В ней что-то есть от радуги, от капелек росы,
В ней что-то есть от радости, звенящей как басы!

У каждого есть любимая игрушка. Еще в первобытном обществе земледельцы делали из глины фигурки женщины, украшали ее зернами пшеницы, рисовали на них узоры. В России игрушки делали повсеместно, им приписывали особую силу – охранять, оберегать людей от всякого зла. Вот и появились такие игрушки – вроде бы одинаковые, а в тоже время разные. Своя форма каждой игрушки, свой цвет, свой узор росписи придают игрушке неповторимую прелесть.

Поскольку сегодня мы знакомимся с Дымковской барыней, давайте подумаем кто такая барыня? (Жена барина, важная высокомерная избалованная женщина) Такая ли она?

Чтобы все узнать о Дымковской барыни давайте совершим фотопутешествие.

Включаю презентацию.

Слайд 1. Широка, раздольна и красива земля Вятская, город основан в 12 веке, но только в 19 веке возник промысел глиняной игрушки. С 1934 г. Вятка переименована в город Киров.

Слайд 2. Жили в г. Вятка замечательные русские женщины, носили русский народный костюм, разнообразные головные уборы и очень любили украшения.

Слайд 3. В разных центрах женские лепили и расписывали по разному. Но Дымковскую не спутаешь ни с чем! Не женщина – барыня, красивая, статная и нарядная.

Слайды 4–6. Замечательны и веселы игрушки! Слепленную из местной красной глины игрушку, белили молоком с мелом, а затем расписывали темперной краской. Барыня традиционна была одета в кофточку и юбочку, на голове – кокошник, венец, платочек или разнообразные шапочки. Часто можно было встретить передники.

Слайд 7. Так лепилась Дымковская барыня.

Слайды 8–19. Последовательность росписи барыни.

Лицо: щеки и рот - круги красного, разового, оранжевого цветов

Брови: тонкие дуги черного цвета.

Глаза: точки черного цвета.

Юбка у барыни всегда расписная, простые узоры наносят кистью от руки по белому фону.

Одноцветная кофточка по цвету сочетается с любым цветом украшения юбки.

Головные уборы – кокошники, венцы чаще всего выкрашиваются в желтый, оранжевый или красный цвета, являясь символами небесных светил. Разнообразные шапочки сочетаются по цвету с узорами на юбке.

Волосы коричневого цвета различных оттенков.

Серьги желтые или оранжевые.

Передники остаются белыми, тонкой кистью наносятся узоры-точки, крестики, волнистые линии, подражая народной вышивке.

Слайды 20–22. Наклеиваем из золотой фольги небольшие ромбики на выступающие части игрушки и чудесные барыни готовы!

А теперь прошу вас ответить на мои вопросы. На них легко может ответить тот, кто внимательно смотрел наше фотопутешествие.

Все ли Дымковские барыни выгладят одинаково? Не выглядит ли некоторые барыни более нарядными, а некоторые барыни более простыми?

Действительно женские фигурки можно разделить на сельские и городские.

У сельских барынь меньше украшений на одежде, «деревенские» головные уборы, чаще всего их лепят в передничках. В руках сельских барынь каравай хлеба, самовар, животные или птицы, барыни-няньки окружены детьми.

Городские барыни более нарядны: на юбке и на кофте изобилие воланов, причудливые шапочки, отсутствуют передники. В раках у них зонтики, сумочки, маленькие собачки.

А вот узоры у всех хороши!

Перечислите, пожалуйста какие элементы узоров мы встречаем в росписи юбок? (круги, полоски, ромбы, клетки, волнистые линии…)

Как вы думаете, с чем сравнивали сельские жители эти линии? (Волнистая линия – волны на воде, неровная дорога, круги – солнце, небесные светила, точки – зернышки, брошенные в землю, клетка-поле. Каждый символ передавал образ природы, которая окружала человека.

Как вы думаете узоры росписи растительные или геометрические? (Геометрические)

Цветовая гамма в росписи разнообразна Излюбленными цветами были красный, синий, желтый, зеленый. В росписи игрушки, в зависимости от размера использовали в среднем от 6 до 8 цветов. Цвета разбеливали, чтобы получить более светлый цвет. Дымковские мастерицы создали 250 видов орнаментов женских юбок и 100 видов фартуков.

Прежде чем приступить к работе рассмотрим как по-разному расположены элементы в узорах (Рассматриваем пособия на доске)

  1. Элементы расположены в ряд
  2. Элементы расположены в шахматном порядке.
  3. В клетке между линиями.

Точки расположены между кольцами, на кольцах, по краям колец.

Физкультминутка (1–2 мин. )

Поедем с вами весело!
Поехали-поехали
В лес за орехами! (Дети встают, маршируют)
Наклонились – собираем!
Потянулись вверх – срываем!
Их в корзиночку кладем и на ярмарку везем!

IV. Практическая работа (20 мин .)

Сейчас я предлагаю вам стать мастерами игрушечных дел и расписать каждому свою игрушку-барыню.

Обводим трафарет игрушки в вертикальном формате листа A4

Отделяем простым карандашом юбочку от кофточки, кончики ручек у барыни также останутся белыми.

Выделяем головной убор и передничек (если есть)

Открываем гуашь, основной инструмент – кисточки и ушные палочки для проставление точек

А теперь ваш черед показать свое мастерство!

V. Подведение итогов урока (2 мин. )

Завершенные и аккуратные работы вывешиваем на доске, словно расставляем на ярмарочном столе. Как вы думаете, покупатели догадаются, откуда привезли этих барынь?

Давайте выберем понравившуюся игрушку.

Галина Ефимова
Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе малокомплектного детского сада «Дымковская барышня»

Конспект занятия в старшей группе

по рисованию на тему :

«Дымковская барышня »

(Малокомплектный детский сад )

Цель : - вызвать интерес детей к росписи дымковской игрушки ;

Закрепить знание детей об элементах дымковской росписи ;

Побуждать упражняться в технике прорисовывания овалов, кружков,

точек, прямых и волнистых линий;

Закреплять умение рисовать концом кисти и всем ворсом кисти;

Учить располагать узор на полукруге;

Развивать чувство цвета, симметрии, ритма.

Предварительная

работа :

Рассматривание дымковских игрушек .

Проведение дидактических игр : «Узнай элемент, «Найди пару»

Материал к занятию : демонстрационный

Костюм воспитателя- расписной кокошник, длинная юбка.

Образцы узоров дымковской росписи .

Раздаточный :

Для каждого ребенка - бумажные контуры дымковских барышень ;

Таблица элементов росписи;

Палитра;

Гуашь разного цвета

Ход занятия

Заведующая дет. садом : Ребята! Сегодня к нам приехала гостья.

Проходите, пожалуйста, милости просим!

Воспитатель

(в наряде дымковской

мастерицы) Здравствуйте, ребятишки! Узнали меня?

Я, мастерица, из Дымково . Пришла к вам по делу.

С давних времен в нашем селе мастера делают красивые глиняные игрушки, потом расписывают их яркими красками.

Село наше называется «Дымково » потому, что из каждого дома, где мастер обжигал в печи игрушки, высоко в небо поднимался дым из печи.

Так бы мы и делали наши чудесные игрушки и радовали людей, если бы не случилось несчастье : злой волшебник Чернушка украл все наши краски, и мы остались без работы. Нечем теперь расписывать дымковских барышень .

Я привезла вам все, что мы успели нарисовать, и прошу вас, помочь завершить работу и расколдовать барышень от заклятья волшебника.

Согласны?

(достает из коробки силуэты дымковских барышень , показывает одну из них).

Посмотрите, какая грустная барышня . Как, вы думаете, почему?

- (у неё юбка белая, без рисунков) .

А теперь посмотрите на мой наряд. Что на мне надето?

- (юбка, кофта с воротником. кокошник) .

Как украшена моя юбка? Какие элементы вы видите на моей юбке?

Нравится вам этот узор?

Давайте поможем нашим заколдованным барышням и украсим их юбки .

Но прежде, давайте рассмотрим образцы тканей, которые я принесла с собой.

Потрите, какие красивые узоры. (показывает два образца)

Чем они отличаются? (ответы детей)

Верно, здесь нарисованы кольца, а здесь линии.

Кольца круглые, чтобы из далека были видны. Какого они цвета?

Смотрите, узоры на ткани повторяются. Как расположены полоски на ткани?

(показать жестом, что линии находятся на одинаковом расстоянии) .

Как вы будете рисовать прямые линии (кистью плашмя, показывает на рисунке) .

Можно ли в одной клеточке нарисовать кольцо, а в другой «булочку» .

Почему нельзя? (должен повторяться один и тот же узор)

А как можно нарисовать «Булочку» , чтобы они получались одинаковые?

Конечно, просто примакиванием.

Если вы будете рисовать горошины, лучше рисовать тычком, тогда они будут одного размера, и узор будет ещё краше.

Видите, сколько секретов надо знать, чтобы составить красивый узор.

А теперь ваша группа превращается в художественную мастерскую, а мы с вами в художников.

Давайте приниматься за работу. «Делу время – потехе час»

Красим юбки заколдованным барышням . Постарайтесь придумать им красивые узоры.

(звучит тихая музыка; по ходу помогаю подобрать красивые сочетания цветов, по окончание работы дети выставляют своих барышень на стол )

Воспитатель :

Наша художественная мастерская закрывается.

Смотрите, барышень веселых ряд выходит на свет показать свой наряд.

Ребята, в нашей мастерской есть столик, да непростой, а волшебный

Как только барышни попали на этот стол , они ожили, заговорили, стали похваляться друг перед другом своими нарядами.

Давайте послушаем, что они говорят.

Воспитатель :

(рассказывает о наряде одной из барышень )

Какая у меня красивая кофточка, с длинными рукавами и красным воротничком, на юбке клеточки с красными кольцами и желтыми горошинами.

Мой мастер очень хорошо потрудился, красивые цвета подобрал.

- А мой наряд ещё лучше : здесь и кольца оранжевые и горошины зеленые.

Видно, веселое было настроение у художника, который его рисовал.

Воспитатель : - А что рассказала о своем наряде твоя барышня ?

(спрашивает нескольких дней)

Ребенок :1 Кофточка цветная,

юбка расписная,

шляпка трехэтажная,

статная, да важная.

Мой узор состоит из клеток и кружков.

Ребенок : 2 Посмотри, как хороша

Эта девица – душа,

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива !

Воспитатель : Все юбки не простые,

А волшебно расписные

Белоснежны, как березки,

А на них – кружочки, клеточки, полоски.

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор

Спасибо вам, ребятишки, за помощь. Пусть эти барышни живут в вашей группе и радуют взор .

А мне пора, до свидания!

(звучит веселая музыка, дети рассматривают барышень )

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с дымковской игрушкой, учить видеть ее красоту и самобытность. Закрепить знание о промысле.
  2. Учить лепить фигуру барышни, передавать форму частей, плотно их соединять. Передавать характерные признаки дымковской игрушки (кокошник, оборки и прочее) .
  3. Воспитывать интерес к народной глиняной игрушке.
  4. Продолжать учить детей круговыми движениями ладоней раскатывать пластилин в шар.
  5. Закреплять умение скатывать «колбаску» и расплющивать его кончиками пальцев, по краю наносить «узор» с помощью пальчика; украшать изделие.
  6. Развивать эстетическое восприятие от аккуратно выполненной работы. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  7. Развивать и активизировать разговорную речь детей; развивать умение отвечать на вопросы.

Направление: Художественно-эстетическое развитие.

Методы и приемы:

  • Наглядные: дымковская барышня, иллюстрации с изображением дымковской игрушки, показ приемов лепки.
  • Словесные: беседа, ситуативный разговор, уточнение приёмов выполнения, вопросы к детям, поощрения.
  • Практические: подбор материала для лепки, лепка игрушки.
  • Игровые: пальчиковая игра, физминутка.

Материал: дымковские барышни, иллюстрации с изображением дымковской барышни, пластилин, отрезанная верхняя часть от пластиковой бутылки, доска, салфетки.

Предварительная работа:

Познакомить детей с дымковской игрушкой. Рассмотреть варианты выполнения дымковских барышень (одежду, украшения, головные уборы, оборка и т. п.) , рассматривание иллюстраций в детских книгах, художественных открыток, альбомов с изображением дымковской игрушки. Чтение потешек.

Ход занятия:

Дети заходят в группу.

Ребята, я приглашаю вас сегодня на выставку. Пойдем?

(Да, пойдем)

На мольберте висят иллюстрации дымковских барышень, на полочке стоят фигурки дымковской игрушки, вылепленной из глины.

  • Посмотри, как хороша

Эта девица-душа

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

Ребята, о ком это стихотворение?

(О дымковской игрушке)

Посмотрите, какие красавицы! А все ли барышни одинаковые?

(Нет. Одна с зонтиком, другая с ведрами, а эта с детьми)

Воспитатель предлагает рассмотреть Дымковскую барышню

Как она одета?

(Красивая юбка, на голове шляпа)

Это богатая барышня.

Что можно рассказать об этой игрушке?

(У нее на руках малыш, на голове шапочка.)

Это кормилица. Она кормит и нянчит малыша.

Игрушки лепили для детей, старались их развеселить, поэтому и лепили такие забавные игрушки..

Посмотрите, что у меня есть (показываю пластиковую заготовку) . На что она похожа?

(На юбку дымковской барышни)

Я предлагаю вам изготовить дымковскую барышню. Согласны?

Присаживайтесь за столы. Перед вами на подносах лежит заготовка юбки и кусочки пластилина разного размера и цвета. Нам нужно будет вылепить голову и руки барышне. Сначала мы слепим голову. Какой кусок пластилина возьмем?

(Самый большой)

Голова, какой формы?

(Круглой, шар)

Как будем ее лепить? Какими движениями?

(Дети показывают, круговые движения)

Теперь нам надо прикрепить голову к туловищу.

Воспитатель показывает, как прикрепить заготовку, напоминает приемы примазывания.

Голова готова. Теперь будем лепить руки. Сколько рук у барышни?

(Две)

А кусок пластилина один. Что надо сделать?

(Разделить пополам, на две части)

Как мы будем лепить руки? Какой они формы? На что похожи?

(руки похожи на «колбаски» , показывают раскатывание пластилина прямыми движениями рук)

Что теперь нужно сделать?

(Прикрепить руки к туловищу)

Посмотрите, у нас получилась куколка. Но чего-то не хватает. Как выдумаете, чего не хватает?

(Головного убора: корона, шляпка, глаза, ротик)

Конечно. Сделаем куколке лицо, шляпку, фартучек, воротничек.

- А теперь, вы слепите своих барышень. Но сначала, мы разомнем пальчики, чтобы они лепили, не ленились:

Есть у нас игрушки: (Хлопки)
Пластмассовые погремушки, (Встряхивают кулачки)
Мишка мягкий меховой, (Сжимают и разжимают пальцы)
Мяч резиновый цветной, (Делают шар из пальцев)
Шарик легкий надувной, (Руки сложить в круг перед собой)
Я люблю играть с тобой. (Хлопают в ладоши)

Дети приступают к работе. Воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми, корректирует действия, подсказывает, советует.

Какие красивые барышни у вас получились! Но мне кажется, они немного грустные. Чего-то не хватает. Как вы думаете, чего?

(Узоров на юбке, рюшечек, фартучка)

Давайте, украсим наших барышень. Согласны?

(Согласны)

На ваших подносах лежат разноцветные кусочки пластилина. Вы можете использовать их для того, чтобы украсить наряд куклы.

А теперь, давайте поставим ваших дымковских барышень в хоровод и полюбуемся, какие они получились гордые, важные, веселые.

Девица в венце,
Румянец на лице,
Собой хороша,
Стоит не дыша.

(Э. Котляр)

Этот хоровод мы поставим в раздевалке, чтобы ваши мамы, папы, бабушки и дедушки смогли тоже полюбоваться вашими красавицами.

Конспект

непосредственно образовательной деятельности по образовательной области

«Художественно – эстетическое развитие»

(Рисование)

в подготовительной к школе группе

компенсирующей направленности

на тему:

«Дымковские барышни»

Возрастная группа : подготовительная к школе группа компенсирующей направленности.

Тема НОД : «Дымковские барышни».

Ведущая образовательная облас ть: Художественно-эстетическое развитие

Цель. Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов.

Задачи.

Обучающие:

Закрепить у детей знания об основных средствах выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи;

Формировать умение украшать элементами росписи бумажные силуэты дымковских игрушек, создавая свой узор;

Самостоятельно выбирать приемы и элементы рисования дымковской росписи: круги, решетки, линии, волнистые линии, кольца, овалы, круги, точки;

Подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки; закреплять приёмы рисования гуашью.

Развивающие:

Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре;

Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности дымковских изделий;

Развивать у детей чувство ритма, цвета, творческую активность, самостоятельность.

Воспитательные:

воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.

Виды деятельности: двигательная, коммуникативная, изобразительная, самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Форма организации: групповая, индивидуальная

Форма реализации детских видов деятельности: рассматривание дымковских игрушек, беседа о дымковском промысле, рисование, физминутка.

Оборудование:

Раздаточный: альбомный лист, краски гуашевые, кисточки №4и №2, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек;

Демонстрационный: дымковские игрушки, аудиозапись русских народных мелодий, письмо, посылка, лист ватмана с изображением травы и цветов для оформления и размещения силуэтов дымковских барышень.

Ход НОД.

Вводная часть

Воспитатель: Дети, к нам в детский сад прислали посылку, вот и письмо, которое прикреплено к посылке. Давайте его прочитаем. Тут написана загадка, которую нужно отгадать.

Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбка,

А ну, отгадайте, кто я.

Воспитатель:

Дети, как вы, думаете о каких игрушках эта загадка. (О дымковских).

Дети, а вы хотите посмотреть, что лежит в этой посылке? Посмотрите, что это за игрушки? (Дымковские).

Основная часть

Рассматривание дымковских игрушек.

Посмотрите, хороша эта девица-душа:

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво, барышня уж так красива!

А вот другая девица-душа тоже очень хороша,

Клетчатая юбочка, фартук полосатый,

На полосках точки и вокруг – кружочки.

Как лебедушка плывет, и ребеночка несет.

А эта девица зовется Водоноска.

За колодезной водицей Водоноска-молодица

Как лебедушка плывет, ведра красные несет.

Воспитатель:

Каким узором украшены юбки у барышень? (Ответы детей).

Из каких элементов состоит дымковский орнамент? Назовите их. (Точка, линия, волнистая, круг, клетка, прямая линия, кольцо, волнистая линия, сеточка, мазок).

Покажите в воздухе движения, какими вы будете выполнять элементы узоров дымковской росписи. (Дети показывают плавными взмахами руки).

Какими приёмами выполняются узоры? (Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу).

Какими цветами пользуются дымковские мастера? (Малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый).

Как одним словом можно сказать про цвета, краски? (Яркие, нарядные, веселые, праздничные).

Вы заметили, что элементы чередуются, и получается узор. Элементы росписи не должны наталкиваться друг на друга, иначе будет некрасиво, они должны повторяться, чередоваться.

А сейчас давайте встанем, да немного поиграем.

Физкультминутка.

«Мы матрешки не простые,

(руки разводят в стороны)

В ярки краски, расписные,

(руки на поясе, повороты в права – влево)

Посмотрите, вы на нас,

(руки вперед)

Невозможно отвесть, глаз.

(глазки на ладошке показать)

Воспитатель:

- Немного отдохнули. Пора нам браться за работу. Сегодня мы будем украшать узорами бумажные силуэты дымковских барышень. Выбирайте себе понравившийся силуэт дымковской барышни. Вы можете украсить своих барышень узорами, какие вам понравились больше всего. Постарайтесь сделать яркими и нарядными. Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а точки на кругах наносим только после высыхания краски, с помощью ватных палочек (тычком). Я предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие краски вы хотите использовать и каким узором вы будете расписывать свою барышню. (Дети выбирают силуэты дымковских барышень вырезанных из бумаги).

Воспитатель:

- Присаживайтесь на свои рабочие места, вы превращаетесь в мастеров-художников, а чтобы мастерам было интереснее расписывать силуэты дымковских барышень, я включу русскую народную мелодию, ведь музыка всегда помогала людям в любой работе.

Самостоятельная работа детей. (Во время самостоятельной работы воспитатель помогает затрудняющимся детям в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ, д аёт индивидуальные объяснения по ходу работы).

Заключительная часть

Воспитатель:

Давайте сделаем хоровод из наших барышень. (Дети приносят рисунки и выставляют в хоровод на листе ватмана с фоном неба и травы).