Вертикальная социальная мобильность.

Виды знаний.

Власть.

Влияние международной торговли на национальную экономику

Влияние политического сознания на политическое поведение.

Воздействие экономики на социальную структуру общества

Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба

Выборы как форма политического участия (фипи)

Глобализация современного общества (фипи).

Глобальные проблемы.

Государственная власть в РФ.

Государственный бюджет.

Государство в рыночной экономике.

Государство его формы и функции.

Гражданские правоотношения.

Гражданский процесс.

Гражданское общество и государство

Гражданство РФ.

Демократия.

Демократический механизм принятия решений.

Деньги и проблемы денежного обращения.

Деятельность фирмы в условиях конкуренции.

Деятельность человека.

Деятельность и мышление.

Доходы населения и социальная политика (фипи).

Духовная деятельность

Духовная культура как сфера жизни общества

Духовный мир человека

Духовное производство

Духовные ценности как компонент духовной культуры общества

Закон предложения и деятельность фирм.

Законодательство РФ о выборах

Законотворческий процесс

Занятость и трудоустройство

Заработная плата и стимулирование труда.

Избирательная компания в РФ.

Избирательная система РФ.

Изменение взаимодействия человека и природы в процессе

Общественного развития

Имущественные и личные неимущественные права (правоотношения)

Индивидуальные и социальные характеристики личности

Инфляция.

Искусство.

Истина.

Как рынок согласует спрос и предложение.

Конкуренция и ее функции в рыночной экономике.

Конституционные принципы национальной политики в РФ.

Конституция РФ

Культура в современном мире

Личность.

Малая социальная группа и ее роль в обществе.

Международное право

(защита прав человека в условиях мирного и военного времени)

Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты.

Мировая торговля (фипи).

Мировая экономика

Мировоззрение, его виды и формы

Мировые религии.



61. Многовариантность и движущие силы развития общества

Многообразие путей познания мира.

Многопартийность и партийные системы.

Молодежная культура в современной России.

Молодежь как социальная группа.

Мораль как регулятор социальных отношений

(Мораль в системе социальных норм).

Мышление и деятельность

Налоги в РФ.

Наука в жизни современного общества

Наука. Основные особенности научного мышления.

Естественные и социально-гуманитарные науки.

Научное познание.

Нации и межнациональные отношения в современном мире

Национальная политика РФ на современном этапе.

Неравенство доходов и его последствия.

Образование как социальная ценность.

Общение как форма межличностных отношений

Объекты микроэкономики.

Общественный прогресс.

79. Общество и его структура (общество как система)

Организационно-правовые формы и правовой режим

Предпринимательской деятельности

Организация власти в демократическом государстве.

Организация международной торговли.

Органы государственной власти РФ.

84. Органы государственной власти в условиях демократии (фипи).

Основные институты общества

Основные источники финансирования бизнеса

Основные правила и принципы гражданского процесса.

Основы конституционного строя России.

Основы национальной политики РФ на современном этапе.

Особенности административной юрисдикции

Особенности научного мышления.

Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Особенности уголовного процесса

Отклоняющееся поведение и его виды.

Познание (познавательная деятельность)

Политическая власть как особый тип общественных отношений

Политическая система и ее роль в обществе (фипи).



Политическая элита

Политические институты.

Политические организации.

Политические партии и движения

Политические права и свободы граждан.

Политический процесс

Политические режимы

Политическое лидерство.

Политическое сознание.

Политическое участие

Понятие истины и ее критерии

Постоянные и переменные затраты.

Потребности и интересы человека.

Порядок заключения и расторжения брака.

Порядок приема на работу, порядок заключения и

Расторжения трудового договора

В последние десятилетия брак в социологическом смысле рассматривался в России в основном как «союз между лицами мужского и женского пола, посредством которого регулируются отношения между полами и определяется положение ребенка в обществе», или как «исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их отношения друг к другу и к детям» . В современной отечественной энциклопедической литературе под браком, как правило, понимается семейный союз мужчины и женщины (супружество), порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. .

Однако в СК отсутствует определение брака как конкретного юридического факта и одного из главных институтов семейного права, что вполне закономерно, поскольку отрицательный подход к нормативному закреплению понятия брака был характерен на протяжении длительного времени и для ранее действовавшего семейного законодательства России, включая три предыдущих брачно-семейных кодекса послереволюционного периода (1918, 1926 и 1969г.). Как подчеркивается в современной юридической литературе, отсутствие законодательно установленного определения брака связано с тем, что брак является сложным комплексным социальным явлением, находящимся под воздействием не только правовых, но и этических, моральных норм, а также экономических законов, что ставило бы под сомнение полноту определения брака только с правовых позиций, тем более что «духовные и физические элементы брака, безусловно, не могут регулироваться правом» . Подобная позиция не нова и в целом согласуется с теоретическими выводами известных правоведов А.М. Беляковой, Н.В. Орловой, В.А. Рясенцева и др. о том, что «юридическое определение брака неизбежно было бы неполным, так как не могло бы охватить существенные признаки брака, лежащие за пределами права» .

В этой связи представляется целесообразным дать обзорный сравнительный анализ различных точек зрения на понятие брака, существовавших в российском семейном праве в нынешнем столетии. Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что данное Г.Ф. Шершеневичем еще в начале века определение брака с юридической точки зрения как союза мужчины и женщины с целью сожительства, основанного на взаимном соглашении и заключенного в установленной форме, в целом содержало совокупность основных условий, при наличии которых «сожительство лиц разного пола приобретает законный характер, то есть влечет за собой все последствия законного брака». Не случайно предложенное Г.Ф. Шершеневичем понятие брака во многом явилось определяющим и для последующего обоснования точек зрения на брак именно как на добровольный союз мужчины и женщины (в различных вариациях), хотя и подвергалось критике в советском семейном праве «за претензии на унифицированную пригодность для всех времен и народов» и отсутствие специфических признаков брачного союза определенной исторической формации .

Как известно, в советской юридической науке прослеживалась устойчивая тенденция обосновать брак как принципиально новую форму семейного союза мужчины и женщины социалистического общества, отличную от форм брака, применявшихся в зарубежных странах. Предпринимались и попытки закрепить понятие брака в семейном законодательстве РСФСР, которые, однако, не принесли положительного результата . В современных исследованиях отмечается, что одним из основных признаков брака в послереволюционной России признавалась прежде всего взаимная склонность (любовь) супругов, в связи с чем в монографиях того периода под браком понималось «отношение совместного сожительства, основанное на началах любви, дружбы, сотрудничества» или «свободное сожительство двух лиц». Кроме того, исходя из особенностей анализируемой исторической эпохи обязательным элементом брака являлось также наличие общего хозяйства со взаимной материальной поддержкой супругов и совместное воспитание детей , что фактически было закреплено в Кодексе законов о браке, семье и опеке 1926 г. как отражение существовавшего в тот период взгляда на семью как на своеобразное «трудовое объединение» мужчины и женщины .

В последующем понятие брака в науке советского семейного права претерпевало с развитием общества определенные изменения, с сохранением, однако, понимания его главной сущности в виде союза мужчины и женщины в целях создания семьи. Необходимо отметить, что на результатах исследований по данному вопросу не могла не отразиться существовавшая в тот период общественно-политическая обстановка. Поэтому достаточно часто применялся термин «социалистический брак», формально подчеркивающий его якобы принципиальное отличие от брака «буржуазного». Одновременно констатировался факт, что в законодательстве зарубежных стран брак, как правило, рассматривается не в виде свободного и равноправного союза мужчины и женщины, а как гражданско-правовая сделка . Поэтому, например, подвергалось критике данное французским правоведом Жюллио де ла Морандьером определение брака как гражданского договора, который соединяет мужчину и женщину для совместной жизни и взаимного оказания поддержки и помощи под руководством мужа . При этом в большинстве научных работ неизменно подчеркивалось, что брак не может быть сделкой или договором, а является юридически оформленным свободным и добровольным союзом мужчины и женщины, направленным на создание семьи, порождающим взаимные права и обязанности .

В юридической литературе длительное время также высказывалась точка зрения о том, что брак как союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, в принципе должен иметь пожизненный характер. Подобная позиция основывалась на естественном предположении, что одной из основных целей семьи должно являться рождение и воспитание детей . Причем такой подход к определению целей заключения брака и создания мужчиной и женщиной семьи был характерен не только для советского семейного права, но и находил отражение в законодательстве некоторых зарубежных стран, содержащем нормы о заключении брака «на всю жизнь», хотя из-за значительной распространенности разводов носил скорее морально-этический, чем императивный характер . Практическая уязвимость тезиса о браке как пожизненном союзе (life-long marriage) стала очевидной и в связи с распространенностью в последние десятилетия в некоторых странах брака в форме брака-товарищества (partnership) . Однако принцип пожизненности брака и во времена «развитого социализма» в СССР носил скорее желаемый, чем фактический характер, а ныне не может признаваться обязательным признаком брака исходя из содержания СК. По аналогичным причинам некорректным являлось бы и предлагаемое ранее некоторыми авторами включение в определение брака в качестве необходимого признака цели в виде рождения и воспитания детей , что признается в современной юридической литературе.

Таким образом, по очевидным причинам, не все из признававшихся в советском семейном праве признаков брака как специфической формы брака «социалистической формации» могут признаваться таковыми и в современном семейном праве России, отличающемся многообразием взглядов на брак. Безусловно, подобная ситуация является отражением не только существенного смещения акцентов в научных исследованиях по семейному праву в сторону более свободного обсуждения дискуссионных вопросов, но и значительного усиления договорных начал в новом СК, включая совершенствование правового института брачного договора, первоначально введенного в РФ ст. 256 ГК (часть первая) с 1 января 1995 г. На этой почве возникают совершенно новые, нетрадиционные для отечественной юридической науки взгляды на брак, принципиально отличающиеся от ранее существовавших в советском семейном праве точек зрения. Например, М.В. Антокольская, последовательно исследуя правовые теории брака как договора, как таинства и как института особого рода (sui generis), приходит к выводу, что «соглашение о заключение брака по своей правовой природе не отличается от гражданского договора. В той части, в какой оно регулируется правом и порождает правовые последствия, оно является договором». При этом брак во внеправовой сфере может расцениваться вступающими в брак «как клятва перед богом или как моральное обязательство или как чисто имущественная сделка». Однако сама же М.В. Антокольская отмечает, что большинство ученых-правоведов в РФ не признают соглашение о заключении брака гражданским договором, так как будущие супруги не могут определять I для себя содержание брачного правоотношения в силу того, что их права и обязанности установлены императивными нормами закона, что не характерно для договорных правоотношений. Кроме того, цель заключения брака -- не только возникновение брачного правоотношения, но и создание союза, основанного на любви, уважении, взаимопомощи, взаимной поддержке и т. п. .

С другой стороны, в теории современного отечественного семейного права в основном продолжают преобладать взгляды на брак как свободный, добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, основанный на чувствах взаимной любви и уважения, заключаемый в органах записи актов гражданского состояния для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов. Подобное определение приводится в научной и монографической литературе по семейному праву с некоторыми коррективами. Так, О.А. Хазова понимает под браком «моногамный добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением установленного законом порядка и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности». Примерно такое же понятие брака приводится и другими авторами . А.М. Нечаева, также давая традиционное понятие брака как союза мужчины и женщины, влекущего за собой правовые последствия, вместе с тем, одновременно расценивает его как форму отношений между лицами разного пола и как своеобразный символ для вступающих в брак и для государства .

В то же время, как справедливо указывает Е.С. Гетман, в юридической литературе нет единства мнений относительно правовой природы брака как соглашения супругов . При этом одни авторы рассматривают брак как волевой целенаправленный акт, совершенный с целью породить правовые последствия, и в этом проявляется сходство брака с гражданской сделкой (это позиция О.С. Иоффе) , другие же -- как обычный гражданский договор. Целью вступления в брак, например, О.С. Иоффе определял желание лиц получить государственное признание созданного союза, основа которого -- взаимная любовь и уважение -- не входит в его юридическое содержание. Как только эта основа будет подорвана, брак может прекратиться в любое время, что невозможно в гражданско-правовых сделках. Поэтому социальное содержание, цели и правовые особенности брака исключают его оценку как одной из разновидностей гражданско-правовых сделок .

Многообразные точки зрения на правовую природу брака существуют не только в отечественном семейном праве, но и в семейном праве зарубежных государств. В частности, Е.А. Васильев выделяет из числа существующих за рубежом три основных концептуальных точки зрения на брак: брак-договор (наиболее распространенная концепция), брак-статус, брак-партнерство .

Характерно, что, как и в России, конституционное законодательство большинства зарубежных стран устанавливает необходимость государственной защиты брака как основы семьи. Например, Конституцией Ирландии закреплено, что «государство берет на себя обязательство с особой тщательностью охранять институт брака, на котором основана семья, и защищать его от нападок» . А в некоторых государствах посчитали необходимым дать нормативное определение брака, причем именно в конституции. Так, ст. 46 Конституции Республики Болгарии 1991г. провозглашает, что «брак представляет собой добровольный союз мужчины и женщины» .

Таким образом, вышесказанное делает возможным дать следующее понятие брака: «Брак представляет собой важнейший юридический факт, вызывающий возникновение семейно-правовых связей, и представляет собой свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке с соблюдением требований закона, направленный на создание семьи». В каждом случае брак является конкретным правоотношением, порождающим у супругов определенные субъективные права и обязанности личного и имущественного характера.

Брак- это институт права (входящий в отрасль семейного права), включающий правовые нормы, закрепляющие и регулирующие личные и имущественные отношения, возникающие в браке. Это отношения между супругами, отношение между родителями и детьми, порядок и условия вступления в брак и прекращение его и др. Главной спецификой отношений в браке, регулируемых нормами права, является то, что их основу составляют именно личные неимущественные отношения, имущественные же отношения носят зависимый, производный от личных отношений характер. Между супругами и другими членами семьи возникает множество различных личных отношений, содержание которых они определяют сами. Духовная и физическая сторона брака, духовная сторона родительского отношения - все эти отношения не регулируются нормами правом. Только часть из них охватывается правовым регулированием, юридическую норму приобретают, как правило, материальные взаимоотношения, моральные же аспекты находятся вне сферы регулирования права.

В РФ признается только светский брак, т.е. брак заключенный в органах ЗАГСа.

Брачные правоотношения - это такое отношения, в которых стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. При незарегистрированном браке семейные отношения не порождают правовых последствий. Брачные отношения делятся на личные и имущественные. К личным отношениям относятся отношения по поводу: заключение брака, выбор фамилии при вступлении в брак, выбор профессии и места жительства и др. К имущественным относятся отношения по поводу: владения, использования и распоряжения, совместно нажитого супругами имущества, обязательства по взаимному содержанию супругов и др. Брак заключается в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС), по взаимному согласию лиц при достижении мим брачного возраста (18 лет). Не допускаются браки: между лицами, из которых хотя бы один состоит уже в браке; между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, между полнородными и не полнородными братьями и сестрами, между усыновителями и усыновленными; между лицами признанными судом недееспособными. Права и обязанности супругов возникают лишь при заключении брака в органах ЗАГСа. Брак прекращается в случае смерти одного из супругов или объявления в судебном порядке умершим; путем развода. Брак может быть признан недействительным в случае нарушений условий закона в судебном порядке. Имущество, нажитое супругами в браке, является их общей совместной собственностью. Супруги имеют равные права владения, пользования и распоряжения этим имуществом, даже если один из них не работает.

Существует две точки зрения на брак как институт семейного права:

    многие считают, что брак нельзя причислить к договорному праву, а к разряду институтов особого рода;

    другие считают, что брак возникает на основании юридического акта, совершенного с намерением породить правовое последствия, что позволяет рассматривать брак как разновидность гражданского договора.

Признание договорной основы брака нисколько не принижает его этического значения. Брак, несомненно, играет и внеправовую роль, он может рассматриваться как клятва перед Богом или как моральное обязательство. Но это лежит внеправовой сферы. Тоже самое можно сказать и о расторжении брака, если рассматривать брак как совершение гражданского договора, то развод - расторжение этого договора.

Супругам и другим членам семьи всегда предоставлялась право заключать между собой любые гражданские договоры. В настоящее время с введением института брачного договора супруги получили право заключать договор, направленный на изменение режима супружеского имущества, вопросы предоставления супругами средств на содержание друг друга. Брачный договор как институт права предполагает специальный состав субъектов: ими могут быть только супруги. С 1995г вступили в силу ряд норм Гражданского кодекса и с 1 марта 96г Семейный кодекс, предусматривающие возможность заключения между супругами договора (брачного контракта). Договор, заключенный между мужчиной и женщиной вступает в силу после регистрации брака. Супруги могут заключить договори во время существования брака. В тех случаях, когда супруги решили определить свое имущественное положение, будучи уже в браке, соглашение вступает в силу с момента письменного оформления договора и нотариального удостоверения. В договоре муж и жена могут предусмотреть долевую собственность на нажитое во время брака имущество. Супруги могут договориться и о том, что имущество, нажитое каждым супругом, является его собственностью. Семейный Кодекс в принципе не ограничивает круг вопросов, которые можно урегулировать с помощью брачного договора. Существуют ограничения в ст.42 (2) Семейного кодекса в брачном договоре нельзя ограничить дееспособность супругов, в том числе и их право, обращаться в суд за защитой своих прав, и устанавливать какие-либо условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства. Брачный договор не только можно заключать в любое время во время брака, но и расторгать, по соглашению обоих супругов. Соглашение об изменении или расторжении брачного договора также совершаются в письменной форме и подлежат нотариальному удостоверению. Односторонний отказ от брачного договора законом не допускается, спорные вопросы решаются в суде.

Брак как институт семейного права. Брак- это институт права входящий в отрасль семейного права, включающий правовые нормы, закрепляющие и регулирующие личные и имущественные отношения, возникающие в браке. Это отношения между супругами, отношение между родителями и детьми, порядок и условия вступления в брак и прекращение его и др. Главной спецификой отношений в браке, регулируемых нормами права, является то, что их основу составляют именно личные неимущественные отношения, имущественные же отношения носят зависимый, производный от личных отношений характер.

Между супругами и другими членами семьи возникает множество различных личных отношений, содержание которых они определяют сами.

Духовная и физическая сторона брака, духовная сторона родительского отношения - все эти отношения не регулируются нормами правом. Только часть из них охватывается правовым регулированием, юридическую норму приобретают, как правило, материальные взаимоотношения, моральные же аспекты находятся вне сферы регулирования права.

Брачные правоотношения - это такое отношения, в которых стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством.

При незарегистрированном браке семейные отношения не порождают правовых последствий. Брачные отношения делятся на личные и имущественные. К личным отношениям относятся отношения по поводу: К имущественным относятся отношения по поводу: Брак заключается в государственных органах записи актов гражданского состояния ЗАГС, по взаимному согласию лиц при достижении мим брачного возраста 18 лет.

Права и обязанности супругов возникают лишь при заключении брака в органах ЗАГСа.

Брак прекращается в случае смерти одного из супругов или объявления в судебном порядке умершим; путем развода. Брак может быть признан недействительным в случае нарушений условий закона в судебном порядке.

Имущество, нажитое супругами в браке, является их общей совместной собственностью. Супруги имеют равные права владения, пользования и распоряжения этим имуществом, даже если один из них не работает. Существует две точки зрения на брак как институт семейного права: Признание договорной основы брака нисколько не принижает его этического значения.

Брак, несомненно, играет и внеправовую роль, он может рассматриваться как клятва перед Богом или как моральное обязательство. Но это лежит внеправовой сферы. Тоже самое можно сказать и о расторжении брака, если рассматривать брак как совершение гражданского договора, то развод - расторжение этого договора.

Супругам и другим членам семьи всегда предоставлялась право заключать между собой любые гражданские договоры. В настоящее время с введением института брачного договора супруги получили право заключать договор, направленный на изменение режима супружеского имущества, вопросы предоставления супругами средств на содержание друг друга.

Брачный договор как институт права предполагает специальный состав субъектов: С г вступили в силу ряд норм Гражданского кодекса и с 1 марта 96г Семейный кодекс, предусматривающие возможность заключения между супругами договора брачного контракта. Договор, заключенный между мужчиной и женщиной вступает в силу после регистрации брака. Супруги могут заключить договори во время существования брака. В тех случаях, когда супруги решили определить свое имущественное положение, будучи уже в браке, соглашение вступает в силу с момента письменного оформления договора и нотариального удостоверения.

В договоре муж и жена могут предусмотреть долевую собственность на нажитое во время брака имущество. Супруги могут договориться и о том, что имущество, нажитое каждым супругом, является его собственностью. Семейный Кодекс в принципе не ограничивает круг вопросов, которые можно урегулировать с помощью брачного договора.

Существуют ограничения в ст. Брачный договор не только можно заключать в любое время во время брака, но и расторгать, по соглашению обоих супругов. Соглашение об изменении или расторжении брачного договора также совершаются в письменной форме и подлежат нотариальному удостоверению. Односторонний отказ от брачного договора законом не допускается, спорные вопросы решаются в суде.

Близость родства определяются при помощи установления степени родства.

Степень родства – число рождений, связывающих между собой двух лиц, состоящих в родстве. При подсчете числа рождений рождение самого предка во внимание не принимается.

(п) Мать и сын – первая степень, бабушка и внук – вторая степень.

Родству придается юридическое значение, от него следует отличать свойство.

Свойство – отношение между родственниками одного супруга (теща, зять, пасынок, падчерица, мачеха, отчим) или родственниками обоих супругов (отец жены, отец мужа).

Свойство правом не регулируется, за исключением прямо предусмотренных законом случаев (в СК свойство между мачехой и падчерицей, пасынком включено в фактический состав, порождающий алиментные обязательства).

Муж и жена не являются ни родственниками, ни свойственниками, они состоят в особом правоотношении – супружестве.

Тема 3

Брак как институт семейного права

3) Понятие брака и его сущность

4) Заключение брака

2.1 Порядок и условия заключения брака

2.2 Обстоятельства, препятствующие заключению брака

3) Прекращение брака

4) Недействительность брака

Понятие брака и его сущность

Брак является комплексным институтом и его определение неизбежно было бы неполным и не могло бы охватить все существующие признаки брака, лежащие за пределами права (Рясенцев).

Брак может определятся как моногамный, добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением установленного в законе порядка, направленный на создание семьи, порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Из этого определения можно выделить признаки:

1) Равноправие – заключается на паритетных началах. Нет дискриминации ни по одному признаку.

2) Добровольность

3) Моногамность – союз одного мужчины и одной женщины.

4) Цель союз – создание семьи. Если брак будет создан по иным соображениям, есть основание признать его недействительным.

5) Такой союз, который заключается с соблюдением правил, установленных государством (только в органах ЗАГСа).

Все эти признаки характеризуют сущность брака.

Историческая сущность брака: здесь могут быть выделены три основные правовые теории, объясняющие правовую природу брака.

ü Теория договора

ü Теория таинства

ü Понимание брака как института особого рода.

1. Теория договора

В Древнем Риме, исторически первая. Все основные формы вступления в брак носили в признаки простой гражданской сделки. Это объясняется тем, что правом регулировалось только имущественное содержание брачных отношений.

2. Теория таинства

С развитием общества семейные отношения стали регулироваться религиозными нормами и браку был придан характер мистического таинства (браки заключаются на небесах). В сферу регулирования попали этические, физические элементы брака. Для того периода времени такой подход был оправданным.

3. Институт особого рода

Историческое развитие общества привело к тому, что на место религии, а иногда наряду с ней, пришли этические представления о браке. Регулировать можно то, что прямо можно урегулировать. При этом брак не рассматривается ни как таинство, ни как институт особого рода (Зайгоровский, Шершеневич, Иоффе).

Порядок и условия заключения брака

Ст. 10 СК: действительным на территории РФ признается только брак, заключенный в органах ЗАГСа. То есть юридическое значение имеет только зарегистрированный брак – по законодательству РФ ни церковные браки, ни браки, заключенные по местным обычаям или национальным обрядам не имеют юридического значения. Эти браки не порождают ни прав, ни обязанностей.

Исключение: в настоящее время СК представляет возможность признания церковных браков, если они были заключены на оккупированных территориях СССР в период ВОВ до восстановлениях на этих территориях органов ЗАГСа. Эти браки в последующей государственной регистрации не нуждаются (п.7 ст.169 СК).