Тема занятия: «Традиции моей семьи».

Возрастная группа :13-17 лет

Воспитатель: Барздун Наталья Сергеевна

Цель занятия: формирование у воспитанников представлений о семейных традициях.

Задачи:

Воспитание чувства любви к своей семье, уважения к родителям;

Формы и методы:

3. частично - поисковый;

4. игровая деятельность;

5 . рассказ

6. показ иллюстраций;

9. групповая работа;

10. физическая разминка.

Оборудование:

Медиа оборудование,

Основные термины, понятия: Семья, генеалогическое древо, династия, семейный альбом, традиции.

Предварительная подготовка к занятию:

Составление воспитанниками генеалогических деревьев;

Поиск фотографий о фирменном семейном блюде.

Структура занятия:

1. Организационный момент

2.Основная часть

1Традиция «Мое родословное древо».

3. Традиция « Трудовые династия».

5.Физкультминутка

6. Традиция «Проведение отпусков и свободного времени вместе»

7. Традиция « Составление семейного альбома».

8 Традиция « Хранение старинных вещей»

9Традиция «Застолье и фирменное блюдо».

11.Традиция «Семейный герб».

3. Заключительная часть.

Итог занятия. Рефлексия.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Круг радости.

Воспитатель : Встаньте, возьмитесь за руки и поприветствуйте друг друга словами

Доброе утро людям и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Улыбнемся друг другу.

Объявление темы и целей занятия.

Вводная беседа

Звучит фонограмма песни «Под крышей дома твоего» (Ю. Антонов)

Воспитатель: " Семья - один из шедевров природы, - говорил Джордж Сантаяна. Народная мудрость гласит: «Без корней даже полынь не растёт». Сегодня наше занятие о семейных праздниках и традициях. Мы с вами узнаем, какие же семейные традиции хранятся в семье у каждого из вас. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете. Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Давайте обратимся к значению слова «семейные традиции»? Воспитанники находят в толковом словаре значение слова «Традиции».

2.Основная часть

1.Традиция «Мое родословное древо» .

Воспитатель: Человек рождается на свет, растёт, и начинает задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи.«Память, без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память- это то, что связывает нас со своими корнями». И вот мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имен, как в родословной А.С.Пушкина. Я думаю, что мало у кого дома составлено генеалогическое дерево. Попробуйте вместе с родителями и родственниками составить его, чтобы можно было сохранить его для ваших потомков. Пусть это станет хорошей традицией в вашей семье.

Мой совет : не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение (и может быть, в вашей семье зародится традиция). И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.

Выставка «Мое родословное древо». (Воспитанники рисовали на предыдущем занятии)

Игра «А ты мне кто?»

Воспитатель: - Кто нам брат, кто нам друг, становись скорее в круг! Друг друга за руки возьмем и играть сейчас начнем.

Дети становится в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын). Кто ответил, становится рядом и задает другому вопрос: я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т.д., а ты мне кто?

2. Традиция « Гордость за своих предков».

Воспитатель: Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям. (показ свитков на слайдах). Еще одной славной традицией было то, что люди гордились своими знаменитыми предками. И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, вы можете ими гордиться!Назовите их сейчас и расскажите о них.

Воспитанники рассказывают о близких, которыми они гордятся.

3.Традиция « Трудовые династия» .

Воспитатель:

Династия - гордое слово!

Сплелись поколения в нём.

Мы славу труда наших предков

Достойно сквозь годы несём.

Не просто несём - умножаем. Р

Их труд путеводной звездой

С потомками в ногу шагая,

Стал в жизни желанной судьбой!

Потомственный врач иль учитель.

Как славно и громко звучит!

И в русле семейного счастья

Дух единенья кипит.

Воспитатель: Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии: гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей… Ребята, а в нашей группе есть семьи, где сформировались династии? (рассказывают о династиях в их семье.)

Игра «Да - Нет»

Воспитатель загадывает какую-либо династию. Воспитанники задают вопросы, а воспитатель только отвечает да или нет. (династия учителей)

Примерные вопросы:

Это мужчина или женщина?

Профессия связана с сельской местностью или с городом?

Представители этой работы работают иголкой и ножницами? и т.д.

4.Традиция «Называть детей в честь кого-то из членов семьи»

Воспитатель: Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи. Человек рождается, получает имя. Оно дается или по святцам – церковным книгам в честь какого–нибудь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников. Подростки, названные в честь кого – либо из родственников, рассказывают о них.

Игра «Продолжи цепочку»

Воспитатель:

Мы будем передавать по кругу мяч называть свои ласковые имена, «мне нравится, когда меня называют… »

5.Физкультминутка

Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас. Слушайте задание и выполняйте.

Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши

У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой

Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши

У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх

Хлопните те, кто очень любит свою семью.

6.Традиция «Проведение отпусков и свободного времени вместе»

Воспитатель: Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени. Воспитанники рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.

Творческая деятельность. Работа в группах.

Звучит музыка.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам составить коллаж о том, как вы отдыхаете вместе с семьёй. Возьмите на столе файл в нем вырезки, рисунки о семейном отдыхе, о котором вы составляете коллаж. В коллаж вы можете добавить свои рисунки, добрые слова о семье. Работу вы должны будете представить и дать по ней комментарии.

7.Традиция « Составление семейного альбома» .

Воспитатель: С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были- загляните в семейный альбом»- поется в одной из песен.

Звучит песня «Семейный альбом» . Воспитатель демонстрирует воспитанникам свой семейный фотоальбом. Воспитанники рассказывают о своих альбомах, которые есть у них дома.

8.Традиция « Хранение старинных вещей»

Воспитатель: У многих дома хранятся старинные вещи. Человека уже нет, но мы храним,а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции. Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей.

9.Традиция «Застолье и фирменное блюдо».

Воспитатель: Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем. Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас. Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.

Воспитатель:

Назовите по одному традиционному блюду в вашей семье. И представьте его на фотографии. (Воспитанники показывают фотографии и рассказывают о блюде)

10.Традиция «Семейные праздники».

Воспитатель: Отмечать семейные праздники – то же традиция.

Какие праздники отмечают в вашей семье? Подростки рассказывают, как в их семье отмечают праздники.

Для чего нужны «Семейные праздники»?:

Семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться - не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Сам по себе праздник не получится. Не придет в дом новогодняя елка. Не испечется вкусный торт. Не появятся подарки - сюрпризы, которые сделаны своими руками и берегут их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость- чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда!

Воспитанникам нужно соотнести картинки и цифры и объяснить что их объединяет. (Годовщины свадеб) (Приложение)

Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.

Наша группа - тоже семья. И все, что происходит в ней, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает вся группа. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает вся группа. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свою группу как за одну большую семью.

11.Традиция «Семейный герб» .

Воспитатель: Издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности. Я предлагаю вам создать общий образ семейного герба.

Для этого, вам нужно подумать каким может быть герб семьи?

Как вы его представляете?

Какие цвета вы бы внесли в семейный герб?

Что может быть в гербе? (возможные ответы)

Я думаю, что фон семейного герба должен быть голубым и на этом фоне голубь. Голубой цвет и голубь символ мира и дружбы. (появляются голубой цвет и голубь) Я думаю, что в гербе должно быть солнце, как символ тепла и света. (появляется солнце). Мне кажется, что здесь должны быть руки женщины, т.к. они очень много делают для семьи,они будут означать материнское тепло, ласку, ведь благодаря матери, её рукам в доме уютно, спокойно, благополучно и мирно.. (появляются руки).А мне семья представляется в виде цветка: центр – это ядро семьи, а лепестки – это мы, её члены. (появляется цветок) А мамины руки нежно держат этот цветок. – Прекрасно. А на чём держится семья? (семья держится на любви и верности. – А как их можно изобразить?(Любовь в виде амура. Верность можно изобразить в виде двух лебедей.(появляется амур и лебеди) – Ребята, как вы думаете, этого достаточно? – Вот у нас с вами и получился общий семейный герб.

Творческое задание. Нарисовать герб своей семьи. Выставка работ.

3.Заключительная часть.

Рефлексия. Итог занятия.

Это близкие и родные люди.

Тема занятия: «Традиции моей семьи».

Возрастная группа :13-17 лет

Воспитатель: Барздун Наталья Сергеевна

Цель занятия: углубить представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.

Задачи:

Раскрыть значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы о близких, проведения праздников и организации совместного отдыха.

Развивать навыки ответственного поведения в семье

Развитие интереса к семейным традициям, праздникам;

Развитие творческих способностей.

Воспитание чувства любви к своей семье, уважения к родителям.

Формы и методы:

1. познавательное групповое занятие с элементами ТРИЗ;

2. объяснительно - иллюстративный метод;

3. частично - поисковый;

4. игровая деятельность;

5 . рассказ

6. показ иллюстраций;

7.использование медиа оборудования;

8. использование графических упражнений;

9. групповая работа;

10. физическая разминка.

Оборудование:

Медиа оборудование,

Презентация « Семейные традиции»,

Фонограмма песни «Родительский дом»,

Фонограмма песни «Под крышей дома твоего» (Ю. Антонов),

Иллюстрации церковных книг (Святцы)

Альбомные листы, карандаши, фломастеры, листы формата А3 для составления коллажа, ножницы, клей.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

«Круг радости».

Создание положительной эмоциональной обстановки на занятии.

Объявление темы и целей занятия.

2.Основная часть

п,п

Актуализация опыта детей

Методы и приемы

Наглядность

Традиция «Мое родословное древо»

  • Выставка «Мое родословное древо»
  • Игра «А ты мне кто?»

демонстрация

Создание игровой ситуации.

На альбомных листах нарисованы родословные древа детей.

Традиция « Гордость за своих предков».

  • Показ скультурных портретов предков -лары, которым они поклонялись.
  • Рассказ воспитанников о своих предках, которыми они гордятся.

Демонстрация.

Рассказ

Слайды презентации.

Традиция « Трудовые династия» .

  • Рассказ воспитанников о трудовых династиях в их семье»
  • Игра «Да- Нет».

Рассказ.

Прием Да-нетки. Технология ТРИЗ

Традиция «Называть детей в честь кого-то из членов семьи»

  • Показ церковных книг (Святцы), по которым давали имя ребенку
  • рассказ воспитанников в честь кого они были названы.
  • Игра «Продолжи цепочку»

Показ иллюстраций.

Составление рассказа.

Создание игровой ситуации.

Иллюстрации

Физминутка

Физическая разминка.

Традиция «Проведение отпусков и свободного времени вместе»

  • Рассказ воспитанниками о том, как они проводят свободное время все вместе.
  • Составление коллажа «Семейный отдых». Работа по группам.

Составление рассказа.

Групповая работа

Клей, ножницы, вырезки из журналов, карандаши.

Традиция « Составление семейного альбома» .

  • Рассказ воспитателя о роли фотографии для человека.
  • Рассказ воспитанников о семейных семейных фотоальбомах, которые хранятся дома.

Рассказ

рассказ с демонстрацией.

Демонстрация воспитателем своего личного фотоальбома.

Традиция « Хранение старинных вещей»

  • Рассказ и показ старинных вещей воспитателем на слайдах презентации.

Рассказ и демонстрация

Слайды презентации.

Традиция «Застолье и фирменное блюдо».

  • Демонстрация фотографий и рассказ воспитанников о фирменном семейной блюде

Демонстрация и рассказ

фотографии фирменных блюд.

Традиция «Семейные праздники».

  • Беседа о праздниках, которые являются традиционными в семье у воспитанников.
  • Дидактическое упражнение « Что обозначают эти цифры?».

Беседа

ТРИЗ

Слайды презентации о семейных праздниках.

Картинка с изображением предметов.

Традиция «Семейный герб» .

  • Составление со всеми детьми общего герба.
  • Творческая работа. Воспитанники рисуют герб своей семьи.

Выставка работ.

Фронтальная работа.

Выполнение творческого задания.

Рисование.

Слайд презентации.

Листы, карандаши, фломастеры.

3. Заключительная часть.

Рефлексия. Итог занятия

Итак, ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас? Правильно, семья!

Это близкие и родные люди.

– Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.

– Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.

– Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.

Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны?

Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.

Все вместе поют песню «Родительский дом».


Тема: Семейные традиции. 4 класс

Цель: углублять представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких

Задачи:

Раскрывать значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы к близким, проведения праздников и организации совместного отдыха

Развивать навыки ответственного поведения в семье

Показать необходимость уважительного отношения к родным и близким.

Оборудование урока : распечатки текстов; листы формата А3 для составления коллажа; рисунки, вырезки по теме урока, ножницы, клей, маленькие солнышки на каждого участника, музыкальное сопровождение урока: песня «Дорога добра».

Ход урока

Круг радости

Встаньте, возьмитесь в группе за руки и поприветствуйте друг друга словами:

Доброе утро людям и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Сегодня мы продолжим говорить о самом важном, что есть в жизни каждого человека. Это его семья.

Дома вам было задано домашнее задание – составить не большое сочинение – рассказ о своей семье и ее традициях.

(опрос домашнего задания)

    Что для вас семья?

    Почему семья нужна человеку?

    Вы гордитесь своей семьей? Почему?

На доске написаны слова. Как вы понимаете эту запись?

«Я + Я = счастливая и дружная, надежная и верная семья»

Вывод: В семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером; могут быть общие интересы, увлечения.

В каждой семье существуют свои традиции. – Что это такое? Давайте разберемся вместе.

Традиции – это обычаи, перешедшие от старших поколений к младшим.

Всем хорошо известны такие народные традиции, как Сабантой.

Сабантой – традиционный праздник мусульман, с национальными играми и угощениями.

Масленица - праздник сохранившийся с древних времен. Это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны.

Многие народные традиции стали теперь семейными. А что же такое семейные традиции?

Семейные традиции – это принятые в семье правила, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми.

Работа с учебником

Читаем стр.48-49 рассказ «О чем рассказали ребята». Узнаем, какие бывают семейные традиции.

Какая традиция кажется вам наиболее важной для сплочения семьи?

Поразмышляем вместе

В каждой семье существуют разные традиции. Я вам дала не большие тексты, давайте, почитаем их и объясним о какой семейной традиции здесь говорится.

Текст 1 – гостеприимство

Текст 2 – отдых на природе

Текст 3 – генеральная уборка

Текст 4 – забота друг о друге

Разминка

Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминочки. Слушайте задания и выполняйте.

Те, у кого есть старший брат, хлопните в ладоши

У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой

Кто помогает дома близким, хлопните в ладоши

У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх

Хлопните те, кто очень любит свою семью

Ребята, мы сегодня очень много говорим о семейных традициях. А, теперь давайте поговорим о праздниках и традициях нашего государства.

Как вы думаете, зачем люди придумали праздники?

Почему нам нужно знать о праздниках, которые отмечаются с давних времен?

Вывод: Народные праздники и традиции – это часть истории культуры. Поэтому каждый образованный человек должен стремиться знать и праздники, и традиции своей земли, своей Родины.

Творческая работа

Составьте коллаж и угадайте «Что здесь за праздник?» и вам придется рассказать об этом празднике, что вы о нем знаете. (Наурыз; День Президента)

Ребята, мы сегодня говорили о Семье. Семья – это наш общий дом, а значит и традиции общие. Чем больше традиций. Тем интереснее жизнь в семье.

На солнышках, которые лежат, у вас на парте напишите свои пожелания своей семье.

Текст № 1

Приехал долгожданный гость,

Давно он не был в нашем доме.

Его встречать нам довелось

С радушьем, в вежливом поклоне.

И угощенье принесли

С гостеприимством достархана.

В казане бишпармак кипит

Из мяса жирного барана.

Пока варился наш обед,

Мы гостя дружно привечали,

Он был заботою согрет

И ароматной чашкой чая.

И вот на блюде бишпармак,

Баранья голова дымится…

Традиций знанье – не пустяк,

Мне это в жизни пригодится!

Текст № 2

Мы очень любим активный отдых, поэтому поездки на природу – это наша семейная традиция. Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, куртку, взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше? Разве рыбалка?

Текст № 3

Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам – тоже наша традиция! У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама поет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.

Текст №4

Самой важной традицией в нашей семье считается забота друг о друге и помощь тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Совсем недавно моей бабушке нужно было сделать сложную операцию. И буквально за несколько дней родственники собрали нужную сумму денег и без колебаний отдали её нам. Бабушка уже поправилась, и я очень благодарен своей большой семье за помощь, поддержку и заботу друг о друге.

1. Конкурс «Кто это?»

1) Брат жены.

2) Брат мужа.

3) Сестра мужа.

4) Мать жены.

5) Отец жены.

6) Мать мужа.

7) Отец мужа.

8) Дочь брата или сестры.

9) Брат отца или матери.

10) Сестра отца или матери.

2. Работа с пословицами.

Объяснить значение пословиц:

На что клад, коли в семье лад.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Согласную семью и горе не берёт.

Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.

Дружная семья и землю превращает в золото.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

Какая из пословиц подходит для вашей семьи?

Тема: « Что значит быть настоящим другом»
Цель: Помощь детям разобраться в том, каким должен быть настоящий друг.
Задачи:
1. Определить важные для дружбы нравственные качества и содействовать их формированию.
2. Способствовать развитию критического отношения к себе; побуждать к анализу собственных поступков; прививать навыки терпимости и корректности в общение с друзьями.
3. Воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу.
Ход занятия
I.Организационный момент.
-Ребята здравствуйте! Сегодня у вас необычное для вас занятие, потому что буду его проводить я. Надеюсь на наше сотрудничество. Вижу у вас хорошее настроение. Давайте посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать.
II. Вступительное слово воспитателя.
(на фоне музыки).
Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.
- Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы?- спросил пастух.
- Мы – дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь- выбирай сам!
Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.
- Ребята, какая проблема стояла перед пастухом? (кому открыть дверь?)
- Какое решение он принял? (ответы детей).
- Значить о чем мы будем говорить сегодня на нашем занятие? (ответы детей)
- И так, сегодня мы должны сказать лучшие слова о дружбе, друзьях. А начнем мы наш разговор с одной из версий возникновения слова друг.
Стихотворение.
Когда еще никто не знал ни слова-
Ни «здравствуйте», ни « солнце» ни «корова»,-
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи, (что одно и тоже),
Но, словом стал гортанный звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово « друг»
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей- людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю
-Да, слово друг известно давно. Дружба это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она нас делает лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Но всех ли людей, которые нас окружают в школе, на улице, можно назвать друзьями? (ответы)
III.Словарная работа « знакомый, приятель, товарищ, друг»
- Посмотрите на доске слова. Можно ли сказать, что речь идет об одном и том же человеке?
-Я прочитаю определение, а вы догадайтесь о ком идет речь.
- О человеке, с которым вы просто здороваетесь на улице, во дворе (знакомый)
- О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события вы скажите (приятель)
-Об однокласснике, с которым за 8 лет съели пуд соли, скажите (товарищ)
_ О человеке которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, волнуетесь, переживаете (друг)
IV. Работа по теме.
- Ребята, давайте определим нравственные качества настоящего друга. На листочках напечатаны качества личности (на каждой парте один лист). Прочитайте их. Поработайте в парах, обсудите и вычеркните те качества личности, которыми настоящий друг обладать не должен.
Доброжелательность, грубость, лживость, терпеливость, уступчивость, отзывчивость,
равнодушие, заботливость, вредность, драчливость, жадность, честность, щедрость,
бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.
-Теперь перечислите, какими нравственными качествами обладает настоящий друг?
(карточки с положительными качествами прикрепляются на доску)
- Да, друг должен обладать этими качествами. Дружба означает близость и взаимное тяготение людей друг к другу. Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь.
_ А как вы понимаете бескорыстная помощь? (ответы детей).
_ Ты дружишь с человеком не потому, что выгодно, а потому что он близок к тебе.
Сейчас правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается с тем и дружат. Но настоящих друзей они таки не находят.
V. Проблемная ситуация « Как выбрать друга»
«…У Миши Андреева было два друга: Олег и Денис. Все в шутку называли их «три
мушкетера» . Они подружились еще в первом классе. У них было много общего:
все трое собирали модели автомобилей, втроем бегали на тренировки в бассейн,
втроем болели за «Спартак», все трое были влюблены в одну и туже девчонку. Но
в седьмом классе их дружба дала трещину, и Мишка понял, что придется выбирать,
с кем дружить: с Олегом или Денисом?
С Олегом было всегда весело, легко и интересно. Родители давали ему деньги на карманные расходы, и Олег не вылезал из игровых автоматов. Он всегда звал с собой Мишку, щедро платил за двоих, и даже угощал мороженным в кафе. Иногда они вдвоем прибегали в «игровуху» вместо школы. И это было прикольно: все пашут на уроках, как негры на плантации, а они как белые люди, трясут « однорукого бандита»
Да еще и выигрывают иногда деньги!
Дома у Олега всегда были самые новые компьютерные игры, самые последние музыкальные диски. Но главное, у него был совсем взрослый модный прикид. Одним
словом, Олег был крутым пацаном, и Мишка старался подражать ему во всем.
Ну а с Денисом они встречались теперь редко. Он продолжал ходить на плавание и говорил теперь только о нормативах, да о своих спортивных достижениях. В голове у него было полно всяких планов и целей. Но что самое противное- постоянно критиковал Мишку: за прогулы, за то, что бросил спорт, за то, что не умеет выбирать друзей. Вот Мишка и подумал, что действительно пришла пора выбирать: или Олег
или Денис.
Как вы думаете какого друга должен выбирать себе Мишка? Кто из них истинный друг, а кто мнимый?
Примерные ответы детей:
- Конечно нужно прекратить дружбу с Олегом, ничего хорошего из этого не выйдет.
- У Олега родители богатые, пристроят его в жизни, а Мишке всего нужно добиваться своим умом.
-Олег плохой друг, он думает только о себе, а Денис критикует Мишку, значит хочет
- Нужно брать пример с Дениса, у него есть цель, он самостоятельный человек.
-Мишка легко поддается влиянию, поэтому он должен выбрать Дениса, который может оказать на него хорошее влияние.
- Нужно сохранить дружбу с Олегом, помощь ему избавиться от своей пагубной привычки.
-Если Мишка будет дружить с Олегом он может сам стать игроманом.
-Ребята можно ли назвать этих трех мальчиков друзьями?
-Дружеские качества проявляются в поступках. Давайте обсудим предложенные ситуации, как в них будет действовать настоящий друг, ответим на них и сформулируем правила для настоящего друга.
Учащиеся работают в группах, представляют свои правила, на доске прекрепляются карточки с правилами настоящего друга.
Вера получила приз на конкурсе чтецов. Ее подруга Маша не подходит к ней и не
Поздравляет с победой, потому что сама рассчитывала получить награду.
Какой совет дадите Маше?
Правило. Не завидуй другу, умей радоваться его успехам.
Володя учиться в 8-ом классе, а его друг Коля в 6-ом классе. Володя решил посещать занятия в спортивной секции по волейболу и зовет с собой Колю
Коля не любит этот вид спорта. Володя обижается и говорит: «Коля раз ты мне друг, тои ты должен заниматься волейболом»
Правильно ли Володя понимает дружбу?
Как вы предложите, поступить Володе.
Правило. Уступай другу.
Петя не смог решить задачу, Коля дал ему списать.
Как на месте Коли поступил бы настоящий друг?
Правило. Помогай другу, если он что-то не умеет делать -научи его.
По мнению Наташи, хорошая подруга- это подруга, которая во всем будет помогать
Наташе, делиться с ней конфетами, булочками, а если нужно сделать что-нибудь
за Наташу, например, убрать класс, обязательно сделает это.
Для кого выгодна такая дружба?
Какой совет дадите Наташе?
Правило. Истинная дружба бескорыстна.
Петя с первого класса дружит с Алешей, они вместе гуляют, играют, ходят в кино.
Петя часто называет Алешу « конопушкой», потому что на лице у Алеши много веснушек. Алеше это прозвище не нравится, но он ничего не говорит своему другу.
Какой вы совет дадите Алеше?
Какой совет дадите Пете?
Правило. Будь вежлив со своим другом, не давайте ему прозвищ и кличек.
Надя и Маша подруги. На перемене девочки баловались, и Надя уронила цветок.
Дежурный сделал замечание Маше. Надя промолчала. Маше было очень обидно,
но она промолчала и ничего не сказала подруге.
Что посоветуете Наде?
Что посоветуете Маше?
Правило. Если друг в чем-то не прав, скажи ему сразу об этом.
Коля и Дима учатся в одном классе и дружат. Мальчики гуляли во дворе на площадке. У Коли был с собой маркер. Он предложил Диме разрисовать детский домик, ведь их никто не видит.
Что посоветуете Коле?
Что посоветуете Диме?
Правило. Останови друга, если он делает что-то плохое.
- Ребята какие мы составили правила для настоящего друга, прочитайте их.
- Может кто –то добавит еще свои правила.
Прислушайтесь ребята к этим советам. Тогда у вас обязательно будут друзья.
Друзья на всю жизнь.
Ребята мы с вами составили правила для настоящего друга, а теперь скажите, как вы думаете легко ли быть настоящим другом?
Да, ребята дружба- это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержаться мудрые наставления, о том как сохранить дружбу. На доске написаны три пословицы: «Друга иметь – себя не жалеть»
« Друга на деньги не купишь»
« Друг познается в беде»
Я буду описывать ситуации, а вы постарайтесь подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.
Ситуация 1
Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор.
(Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть»)Ситуация 2
Вы играли футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. Доведу до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)Ситуация 3
Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму и скажу: « Друга на деньги не купишь».
Молодцы ребята, вы очень хорошо справились со всеми заданиями, а теперь давайте немного отдохнем.
VI. Релаксация « Верный друг»
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох.
Представь себе, что ты гуляешь по небольшой тропинке в лесу. Ты слышишь плеск воды, подходишь к мосту под мелкой спокойной речкой, останавливаешься посредине моста и смотришь вниз на воду. На ее поверхности видишь свое отражение.
И вдруг ты чувствуешь, что ты не один. Есть еще кто-то неподалеку, и ты чувствуешь, что его присутствие тебя успокаивает. На воде ты видишь, как рядом с твоим отражением появляется еще одно. Ты чувствуешь что это кто-то, кто очень хорошо к тебе относиться и тебя понимает. Это может быть взрослый человек, а может быть, это какое-то животное или кто-то, живущий в твоем воображении. Это не важно, главное- ты чувствуешь, что это твой верный друг, который давно знает тебя и которому ты можешь доверять. (30 сек.)
Через какое-то время он начинает говорить о тебе, о твоей жизни. Твой друг говорит тебе, что ты в любой момент можешь прийти к нему вновь, когда тебе нужна будет его помощь, совет или понимание.
Теперь поблагодари своего друга за поддержку и попрощайся с ним.
Медленно пройди к маленькому мосту. Еще раз посмотри на свое отражение в воде. Ты помнишь о том, как было приятно, когда ты оказался на этом мосту не один, как это хорошо, когда у тебя есть человек, которому можно полностью доверять.
А теперь потянись, напряги и ослабь свое тело. Медленно открой свои глаза.
VII. Самоанализ и саморефлексия.
- Ребята отдохнули, а теперь давайте каждый из вас подумает и сделает для себя вывод, насколько он обладает качествами настоящего друга. Ваши откровенные записи предназначены только для вас, их никто не будет смотреть. Возьмите листочки на которых записаны противоположные нравственные качества. Оцените себя. Поставьте крестик на шкале самооценки ближе к тому качеству, которое у вас больше развито.
Лживость скупость доброжелательность заботливость вежливость
Честность щедрость драчливость равнодушие грубость
-Посмотрите и подумайте, что вам нужно в себе изменить. Возьмите листочек и напишите то качество, которое вам мешает быть настоящим другом. Выбросите эти листочки, будем верить, что вы сможете искоренить в себе то, в чем признались только себе.
VIII. игра «Знаю ли я своего друга»
-Ребята наверняка среди вас есть те, кто считает себя друзьями (поднимите руки)
Сейчас мы узнаем хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним. Знаете ли что они любят, чем интересуются, о чем мечтают?
Участвует пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга. (одному из участников завязывают глаза)
-Какой урок у него любимый?
- На чем он любит кататься?
-Какое время года у него любимое?
-Какой вид спорта он любит?
-Что он любит поесть?
-Кем хочет стать когда вырастет?
Если ответы не совпадают посоветовать больше интересоваться жизнью друг друга.
IX. Подведение итогов.
-Ребята наше занятие подошло к концу. Хочется верить, что это занятие заставило вас еще раз задуматься о значимости дружбы, о том, каким надо быть человеком,
чтобы рядом всегда были друзья. Хочется услышать ваше мнение. Как вы считаете
полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Что запомнилось больше всего?
Примерные ответы детей.
-Полезно было узнать, что есть мнимые друзья. Понял, что и у меня есть такие друзья.
-Полезно было узнать признаки настоящей дружбы, это позволит более строго выбирать друзей.
-Понял, что у меня пока только приятели, а настоящего друга нет.
-Запомнилась игра.
Свое занятие мне бы хотелось закончить стихотворением.
Я хочу пожелать вам:
Никогда не меняйте друзей
Их нельзя разменять, как монету.
Вы поймете это поздней-
Ближе друга на свете нету.
Никогда не теряйте друзей
Ту потерю ничем не измеришь
Старый друг не вернется к тебе.
Новым другом его не заменишь.
И не стоит друзей обижать-
Станет раной на сердце обида.
Хоть друзья и умеют прощать,
Дверь в их сердце будет закрыта.
Дружбу надо беречь всегда,
Это чувство длиннее века
Лучший друг не продаст никогда,
Просто преданней нет человека.

Нуртдинова Лилиана Рамисовна

Внеурочное занятие на тему «Семья и семейные традиции»

Говорите чаще о семье….

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость; плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми».

Макаренко

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

В жизни каждого человека огромное значение имеет семья. В семье закладываются основы важнейших человеческих качеств. Особенностью семейного воспитания является то, что дети постоянно видят пример для подражания в лице своих родителей. Этот пример не всегда бывает положительным, но и отрицательным. Подражая взрослым, ребенок учится строить свои отношения не только с родственниками, но и с теми, кто находится за ее пределами. Поэтому очень важен положительный опыт семейного воспитания.

Цель данного мероприятия: обмен положительным опытом семейного воспитания, распространение его. Оно позволяет лучше узнать друг друга, помогает определить семейные ценности.

Внеурочное занятие «Семья и семейные традиции».

Цели:

1. Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи.
2. Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников.
3. Формирование представлений о жизненном идеале семьи.
4. Сплочение классного коллектива.

Ход мероприятия.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дорогие ребята! У нас сегодня необычное занятие. Сегодня мы будем говорить о самом важном в жизни каждого человека. Каждый из вас должен будет вырастить цветок. А вот что за цветок, мы сейчас узнаем.

Посмотрите на доску. Разгадайте ребус.

7-я

Семья.

2. Беседа «Что такое семья»

Что такое семья? (варианты ответов)

Сегодня наш разговор пойдет о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

Слова на доске.

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто платье сошьет, постирает белье.

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос подруга моя..?

– «Я, я, я» – Ева молвила – «Я».

Сказала она знаменитых семь «Я».

И так на земле появилась семья.

Люди, живущие вместе и связанные кровным родством или браком, называются семьёй. Семья – маленькая часть общества, в которой человек приобретает первые знания и умения. Основа семьи – это любовь, уважение и внимание друг к другу.

Очень много красивых строчек можно найти о семье. Но мне захотелось познакомить вас со следующими строчками. Стихотворение заранее по строчкам раздается детям. Читают наизусть.

  1. Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

  1. Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

  1. Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

  1. Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

  1. Семья – это важно!

Семья – это сложно!

  1. Всегда будьте вместе, любовь берегите,
  1. Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Вы назвали 7 важных строчек. Подумайте. В какой строчке вы смогли разглядеть свою семью.

(называют строчки из стихотворения)

А кто хочет, чтоб все эти строчки были о вашей семье.

В какой строчке говориться, что один человек жить счастливо не может.

Но счастливо жить одному невозможно!

Почему так говорят?

Скажите, а 2 человека- это семья.

Есть такое понятие - многодетная семья

Семья из Воронежской области, отмечена в Книге рекордов Гиннеса, как самая большая семья России. Вв ней 20 собственных детей. Это семья Шишкиных.

Еще одна многодетная семья.

Николаевы - Татьяна Евгеньевна и Сергей Иванович.

– Президент России Владимир Путин подписал указ о награждении Татьяны Николаевой орденом Почета. Награда присуждена за воспитание 27 детей. Скоро исполнится ровно 21 год с тех пор, как Николаевы - Татьяна Евгеньевна и Сергей Иванович - взяли в семью первых пятерых сирот.

Семья - это целый мир, отдельная вселенная, в которой есть свой устав, свои правила и нравы. Ради своей семьи человек способен горы свернуть. А как же приятно осознавать, что семья, которую мы создаем и лелеем самая счастливая и крепкая, самая независимая и дружная.

3. Беседа о традициях.

Все ли семьи одинаковые? (нет)

– Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, количеством, национальностью, отношениями, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.

Слова “семейные традиции” обычно вызывают у людей ассоциации со старинными родами, большими семьями, некими жестко установленными правилами и странными обычаями. На самом деле семейные традиции - это все то, чего люди придерживаются в кругу своей семьи, каких бы размеров она ни была. Если у вас заведено каждый день перед сном читать ребенку книги, а в воскресенье вы всей семьей выезжаете на природу, значит, вы храните и соблюдаете традиции вашей семьи. Они могут выражаться в обычаях, вещах, празднованиях памятных дат и во многом другом.

Семейные традиции сближают всех близких родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Кроме того, семейные традиции и ритуалы позволяют ребенку ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде" в вашей семье состоится то, что заведено; дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;

Посмотрите. Что это за игра. Пазлы. (Изготавливаются из любой журнальной страницы, на которой изображена семья. Листок разрезают)

Нам нужно разбиться на маленькие группы. (по 4 человека)

Как только вы соберете пазл, подумайте, о какой семейной традиции здесь идет речь. Назовите её и расскажите о ней.

(прогулки с семьёй, посещение театров, занятие спортом, семейные праздники, выезд за город, поход за ягодами или за грибами ). Пазлы приклеивают на листочек, вывешивают на доску.

4.Поговорим об отношениях в семье.

Посмотрите на свои столы. На них очень много лепестков. Выберите лепестки, которые на ваш взгляд показывают, какое отношение должно быть в семье между членами семьи.

Назовите их: д ружеские, завистливые, доверчивые, грубые, терпеливые, злопамятные, справедливые, любящие, уважительные, добрые, бескорыстные, плохие, ласковые….

Выберите 7 самых важных на ваш взгляд понятий.

Давайте соединим эти лепестки. У вас получился цветок. Приклеивают лепестки. Дорисовывают цветок.

Скажите, если оторвать хотя бы один лепесток, что произойдет с цветком. (Он будет не полным, не очень красивым).

Каждая команда получает желтый листочек.

Прочитайте вопросы. Ответить должен каждый. Не повторяйтесь.

  1. Что нужно сделать, чтобы отношения были дружескими (слушаться родителей, не кричать друг на друга….)
  2. Кто в семье должен уступать и почему?(младшие всегда уступают старшим….)
  3. Какому лепестку подойдет пословица «В семье согласно, так идёт дело прекрасно».
  4. Кто в семье должен помогать(все друг- другу)
  5. Как проявляется уважение в семейных отношениях?

Физминутка

Давайте сделаем один большой круг. По кругу под музыку передаем мячик. Как только музыка остановиться, нужно быстро перечислить имена всех членов семьи и назвать, чем они любят больше всего заниматься. Начинает учитель.

Вот сколько нового мы узнали друг о друге. Садитесь на места.

  1. Работа с пословицами

Прочитайте пословицу.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

О каком качестве семьи идет речь? О силе.

О физической силе? Когда так говорят?

(Семья дружная, всё делают сообща)

Бывает много крыш в доме? (нет)

Что могут означать слова: когда над ней крыша одна.

(Когда в семье одна цель, общие взгляды и делают все сообща)

Попробуйте и вы правильно составить пословицы.

Конверты со словами. Если используется интерактивная доска, то можно дать задание соединить две половинки.

  • В семье и каша гуще.
  • Семейное согласие всего дороже.
  • Земля без воды мертва, человек без семьи - пустоцвет.
  • В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Дерево держится корнями, а человек семьёй.
  • Вместе тесно, а врозь скучно.
  1. Итог

Какие выводы вы сделали по сегодняшнему занятию.

Какие традиции вам понравились больше всего?

Подумайте, чего не хватает в вашей семье?

Посмотрите на цветок, который получился у вас. Помните, что и от вас зависит, какие отношения будут складываться в вашей семье.

Ребята, а давайте на следующем занятии поговорим генеалогическом дереве.

Я попрошу всех поинтересоваться у своих родителей о своих бабушках и дедушках. Узнайте, как их звали. Сколько детей у них было. А мы на занятии попробуем разобраться, что это за дерево.

Вместе тесно, а врозь скучно. Когда вернетесь домой, обязательно скажите, как вы соскучились по родным.


Цели и задачи занятия:

  • Показать, что каждая семья связана с прошлым традициями своих предков.
  • Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
  • Создавать благоприятную среду для осознания учащимися и их родителями уникальности, неповторимости каждой семьи.
  • Воспитывать чувство сплочённости учащихся и их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к истории семьи, к её генеалогии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие "Семейные традиции".

Цели и задачи:

  1. Показать, что каждая семья связана с прошлым традициями своих предков.
  2. Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
  3. Создавать благоприятную среду для осознания учащимися и их родителями уникальности, неповторимости каждой семьи.
  4. Воспитывать чувство сплочённости учащихся и их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к истории семьи, к её генеалогии.

Ход занятия

1. Вступительное слово

Здравствуйте, ребята. Я надеюсь, что сегодня на занятии вы пришли с хорошим настроением. Давайте поделимся друг с другом улыбками. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.

2. Ребус

Ребята, отгадайте ребус "7Я".

Давайте вспомним, что такое семья? (это группа близких родственников, живущих вместе).

А кого мы называем близкими родственниками? (людей, у которых общие родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки)

Семья бывает маленькой и большой. В семье могут жить несколько поколений. Как вы это понимаете? (Поколение - это родственники близкого возраста, например, старшее поколение - бабушки и дедушки, среднее поколение - родители, младшее поколение - дети, внуки бабушек и дедушек).

А у кого из вас в семье проживает несколько поколений?

Какая семья называется многодетной? (в которой 3 и больше детей).

Почти у каждого человека есть и другие родственники. Кто это? (это родные дяди и тёти, двоюродные братья и сёстры).

У каждого человека есть имя, отчество, фамилия.

Что имя? Звук, оброненный случайно,

В котором нет ни смысла, ни значенья?

Конечно, нет! И в именах есть тайна.

И таинство есть имянареченье.

Имена детям выбирают родители. Вы должны были расспросить родителей, почему вас так назвали, и попробовать выяснить, что означает ваше имя (несколько ответов детей).

Оказывается, в нашей группе самое распространённое имя среди девочек - Анастасия.

Ребята, вы знаете, что отчество присваивается человеку по имени отца, а фамилия передаётся от родителей детям.

3. Рассказ о родословной своей семьи.

Ребята, вы заранее получили задание составить родословную своей семьи. Как видим, многие из вас с этой задачей справились. Искать свои корни, знать своих предков очень важно, так как без прошлого нет будущего.

4. Работа в группах. Составление пословиц о семье.

Ребята, а сейчас вам задание в группах - соединить рассыпавшиеся пословицы о семье и затем прочитать их (раздать каждой группе набор пословиц).

5. Физкультминутка

6.Традиции вашей семьи

Да, ребята, "родители", "Родина", "род" - однокоренные слова. Эти святые слова помогают нам понять и полюбить родной язык, родную природу, традиции родного народа и традиции своей семьи. Продолжая нашу тему семьи, мы сегодня подробнее поговорим о семейных традициях (слайд 8).

Разбор понятия "традиция"

Но есть и семейные традиции.

К семейным традициям можно отнести и любимую семейную игру, и традиционное любимое блюдо семьи, и чтение сказок на ночь.

Какие из этих традиций есть в вашей семье?

Говоря о традициях, можно вспомнить традиционные народные праздники. В нашем классе учатся ребята разных национальностей: татары, башкиры, русские, чуваши. У каждого народа есть свои народные традиции. У мусульман есть свои традиционные праздники - это Сабантуй, Навруз

Как тесно всё переплелось в нашей стране! Сабантуй празднуют везде, и в России и за границей, если там проживают татары или башкиры.

Ребята, а кто из вас ездил с родителями на сабантуй? А кто это делает часто?

Значит, это можно назвать и семейной традицией?

На Руси с древних времён празднуют Масленицу.

У кого из вас дома на Масленицу бабушки или мамы пекут блины? Значит, это тоже народная традиция.

Общая народная традиция - встреча Нового года.

Семейные традиции - это плоды совместного труда взрослых и детей. Эти плоды можно сравнить с плодами яблони. У каждого из вас на парте яблочко, на котором вы дома напишете о традициях своей семьи, а на следующий урок мы эти яблочки приклеим к нашему дереву - символу рода.

Ребята, а хранятся ли в вашем доме старинные фотографии, вещи? Любите ли вы их рассматривать? Кроме семейных традиций существуют ещё и семейные реликвии.

7. Рассказ о семейных реликвиях.

Сейчас мы послушаем рассказ Егорова Андрея о его прадедушке, который был участником Великой Отечественной войны. Этот рассказ он услышал от своей бабушки, работая над родословной семьи. Старинные фотографии, медали, письма бережно хранятся в его семье и являются семейными реликвиями (рассказ ученика, показ фотографии, медали своего прадеда, семейной реликвии - национального чувашского украшения).

7. Итог урока. Рефлексия.

Итак, сегодня мы продолжили разговор о семье.

Что вы сегодня узнали такого, чего не знали раньше?

Что было для вас интересно на уроке?

Захотелось ли вам узнать как можно больше о своих семейных традициях и реликвиях?

Да, ребята. Каждому человеку очень дороги своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом. Дом - это не только крыша над головой: это самые близкие тебе люди.