Речевые игры
Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
Результаты исследования Л.В. Антаковой-Фоминой показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, но с уровнем развития общей моторики совпадает не всегда/ Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и.рядом других учебных и трудовых навыков.
В настоящее время растет число де тей с минимальными мозговыми дисфункциями (30% от общего числа) , которые проя вляются нарушениями речи, мышления, изменениями качеств психики . Определенную роль в их возникновении играют нарушения функциональной асимметрии коры боль ших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия.
Кинезиологические упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. Занятия направлены на преодоление патологических синкинезий, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. Все упражнения выполнять, постепенно увеличивая время и сложность.
КОМПЛЕКС № 1
1. Постучите по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.
2. Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.
3. Звонок. Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.
4. Домик. Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
5. Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «1, 1-2, 1-2-3 и т.д.».
6. Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, приподнимите и опустите его. Сделайте то же левой рукой.
7. Раскатывайте на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой.
8. Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).
9. Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коробочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руку с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.
КОМПЛЕКС № 2
1. Сядьте на пол «по-турецки», положите руки на диафрагму. Поднимая руки вверх, сделайте вдох, опуская руки - выдох.
2. Снеговик. Стоя. Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения мягко упадите на пол и лежите, как лужица воды.
3. Сидя, согните руки в локтях, сжимайте и разжимайте кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполняйте до максимальной усталости кистей. Затем расслабьте руки и встряхните.
4. Свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.
5. Рожицы. Выполняйте различные мимические движения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко открывайте рот.
6. Поглаживание лица: приложите ладони ко лбу, на выдохе проведите ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.
7. Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями по и против часовой стрелки (сначала однонаправленно, затем разнонаправленно), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте с движениями рук одновременно широко открывать и закрывать рот.
8. Сделайте медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад. Затем сделайте круговые движения головой в одну сторону, затем в другую.
9. Сделайте круговые движения плечами вперед-назад и пожимания ими.
10. Возьмите в руки мяч или игрушку. По команде ведущего поднимите его вверх, вправо, влево, вниз.
КОМПЛЕКС № 3
1. Задержка дыхания . Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.
2. Дерево. Сидя на корточках. Спрячьте голову в колени, колени обхватите руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимайтесь на ноги, затем распрямляйте туловище, вытягивайте руки вверх. Напрягите тело и вытяните его вверх. Подул ветер: раскачивайте тело, имитируя дерево.
3. Внутри-снаружи. Лежа на спине. Закройте глаза, прислушайтесь к звукам вокруг себя (шум транспорта за окном, дыхание других и т.д.). Перенесите внимание на свое тело и прислушайтесь к нему (собственное дыхание, биение сердца, ощущение позы тела и т.д.). Переключите внимание на внешние шумы и внутренние ощущения несколько раз.
4. Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат) или цифры.
5. Делайте движения челюстью в разных направлениях.
6. Самомассаж ушных раковин: зажмите мочку уха большим и указательным пальцами, разминайте раковину снизу вверх и обратно. Потяните ушные раковины вниз, в сторону и вверх.
7. Попробуйте перекатывать орехи или шарики сначала в. каждой ладони, а затем между пальцами
8. Упражнение в парах: встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладоней партнера. Совершайте движения, аналогичные велосипеду.
9. Стоя на четвереньках, имитируйте потягивание кошки: на вдохе прогибайте спину, поднимая голову вверх; на выдохе выгибайте спину, опуская голову.
10. Прыгайте по команде ведущего вперед, назад, вправо, влево определенное количество раз.
КОМПЛЕКС № 4
1. Стоя, опустите руки, сделайте быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустите руки вдоль тела ладонями вниз.
2. Полет. Стоя. Сделайте несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Закройте глаза, представьте себе, что вы летите, размахивая крыльями.
3. Бегая по комнате, размахивайте руками и громко кричите. По команде остановитесь и расслабьтесь. Можно выполнять сидя или лежа на полу, размахивая руками и ногами.
4. Лежа на спине. На расстоянии вытянутой руки перед глазами хаотично двигайте какой-нибудь яркий предмет Следите за предметом глазами, не двигая головой.
5. Отработайте такие движения языка, как щелканье, цоканье, посвистыванье. Затем выполните последовательность: два щелканья, два цоканья, два посвистыванья и т.д.
6. Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое движение проделайте с другой рукой.
7. Прижмите ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимайте пальцы по одному и называйте их.
8. Встаньте на четвереньки и ползите, не задевая расставленные предметы на полу. Руки ставьте крест-накрест. С движениями рук совмещайте движения языка: сначала язык двигается за рукой, затем в противоположную сторону.
9. Сидя на полу, вытяните ноги перед собой. Совершайте движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их сначала вместе, затем поочередно. Добавьте синхронные движения кистями рук.
10. Клад. В комнате прячется игрушка или конфета. Найдите ее, ориентируясь на команды ведущего, например: «Сделай два шага вперед, один направо и т.д.».
Аппарата и речи
Снежинка на ладони
Положите на ладонь ребенку кусочек ваты, попросите малыша представить, что это снежинка, попросите ее сдуть. Усложняя задачу, кладите несколько кусочков ваты, обрывки бумаги, небольшую пуговицу и т. п. Игра способствует развитию артикуляционного аппарата, воображения.
Водяные пузыри
Вам потребуются: соломинка для коктейля, емкость с водой. Научите ребенка дуть в соломинку, один конец которой помещен в воду. Получившиеся пузыри можно ловить рукой или ситечком. Предлагайте менять интенсивность выдувания: дуть сильно, слабее, совсем слабо. Фиксируйте внимание малыша на том, какие пузыри получаются при этом. Игра способствует развитию артикуляционного аппарата, знакомит со свойствами вещества.
Гол!
Сделайте на столе арку (ворота) из кубиков или конструктора. Положите перед
малышом ватный шарик или перышко, предложите «задуть» его в ворота. Игра способствует развитию артикуляционного аппарата.
Шелест ветра
В межкомнатном проеме повесьте бумажные полоски. Попросите малыша побыть ветром и подуть на них. «Сильный ветер! Ветер затих. Слабенький ветерок. А теперь ураган!».
От топота копыт...
Научите ребенка щелкать языком, изображая цокот копыт. Попросите показать, как скачет маленький жеребенок (цокать быстро и слабо), взрослый конь (отчетливо и медленно). Игра способствует развитию артикуляционного аппарата.
Мотоцикл или КамАЗ
Предложите ребенку изобразить, как работает мотор мотоцикла, затем, легкового автомобиля, грузовика. Обращая внимание на то, как меняется громкость, тембр, интонации голоса. Игра способствует развитию артикуляционного аппарата.
Зарядка для языка
Расскажите малышу сказку, повторяйте вместе с ним все описанные действия: «Жил-был маленький язычок. Как назывался его дом? Правильно, рот. Как и в любом, доме, там был потолок, пол и стены. Проверь своим язычком, все ли на месте у тебя во рту (потрогать языком верхнее небо, щеки). А двери в его домике были крепкие-крепкие, отгадай, что это за двери Конечно, зубы. Покажи-ка двери своего домика. Когда язычок хотел выйти наружу, он приоткрывал свои двери, чуть-чуть высовывался, потом опять прятался и так несколько раз. Осмелев, он выходил наружу, смотрел вправо, влево, вверх, вниз, потом делал это быстрее, еще быстрее. Однажды язычок увидел блюдце с молоком, а он очень любил молоко, облизнулся и решил его выпить. Сначала он пил из блюдца, как из чашки (сделав губы трубочкой, втягивайте в себя воздух), но это было неудобно. Тогда он стал пить так, как это делают кошки. Выпив все молоко, он опять облизнулся и отправился домой, но перед этим помыл свои двери (проведите языком по внешней и внутренней стороне зубов)». Игра способствует развитию артикуляционного аппарата.
Экскурсия по дому
Покажите малышу куклу. Расскажите, что кукле Любе надоело жить
в своем кукольном домике, она хочет отправиться в путешествие
по всей квартире. Предложите ребенку показать Любе все, что
есть у вас дома, назвать каждую вещь и рассказать, для чего
она нужна. Кукла Люба, естественно, окажется любопытной
девочкой и будет задавать массу вопросов. Игру можно
растянуть на несколько дней.
Рядом, перед, около
Вам потребуются: несколько игрушек.
Предложите малышу проехать в «автобусе». Пусть он выберет себе
удобное место. Вокруг ребенка разместите игрушки. Поехали.
«Тот, кто сидит сзади тебя, интересуется, какая сейчас будет
остановка? Посмотри, кто это спрашивает?». Вместе с крохой
придумывайте названия остановкам или вспоминайте знакомые ему.
«Тот, кто сидит рядом с тобой, хочет знать, куда едет этот
автобус? А кто сидит рядом с тобой?» и т. д.
предметов в пространстве, развитию речи, воображения.
Размещаем гостей
У куклы День Рождения. Она пригласила гостей, приготовила
угощение. Теперь надо подумать о том, как разместить
приглашенных за праздничным столом. Рассуждайте вместе с
ребенком: «Зайчика нельзя сажать рядом с волком, тот будет
обижать зайку, давай посадим его рядом с петушком, они ведь
дружат, помнишь сказку «Заюшкина избушка», где петух спас
зайца от лисы? А волка мы поместим между лисой и медведем,
они ведь все хищники. Цыпленок сядет около своей мамы -
курицы, а курица - рядом с петухом. С одной стороны от петуха
будет заяц, а с другой - курица и т. п.». Еще раз повторите
порядок размещения. По приходе гостей, поручите малышу
рассадить их правильно.
Игра способствует развитию представлений о местоположении
предметов в пространстве, речи, внимания.
Кукла спит
Вам потребуются: кукла или мягкая игрушка. Уложите куклу
спать. Пусть ваш малыш покачает ее на руках, споет
колыбельную, уложит в кроватку и накроет одеялом. Объясните
ребенку, что пока кукла спит, вы будете говорить шепотом,
чтобы не разбудить ее. Поговорите о чем-нибудь с крохой,
задавайте ему вопросы, попросите что-нибудь рассказать (все
это делается шепотом). Не затягивайте игру, малышу может
быстро надоесть такой вид общения. Объявите, что кукле пора
вставать. «Теперь мы можем разговаривать громко!».
Игра способствует развитию речи, слуха.
Что любит наша кукла?
Вам потребуются: кукла или мягкая игрушка. «Давай спросим у
нашей куклы, что она любит делать». «Кукла, что ты любишь
делать?». Голосом куклы расскажите короткими предложениями о
ее любимых занятиях: «Я люблю играть. Я люблю бегать. Я люблю
кушать». Теперь очередь куклы спрашивать, что любит делать
ваш ребенок. Помогайте ему такими же простыми предложениями
рассказать о своих занятиях. В дальнейшем просите малыша
рассказывать о том, что любит делать мама, папа, бабушка и
т. д.
Игра способствует развитию речи, воображения.
Закончи слово
Попросите малыша закончить слово, которое вы ему назовете.
Например: доро-(га), мага-(зин), коло-(бок) и т. д. Если
ребенку трудно сориентироваться, показывайте на предмет,
который вы называете. Взяв в руки куклу, говорите: «Кук-(ла)»,
кубик - «Ку-(бик) и т. п.
Игра способствует развитию речи, памяти, внимания.
Повтори за мной
Предложите ребенку повторять за вами рифмованные строчки:
Птичка прилетела, песенку мне спела. Девочка проснулась,
сладко потянулась.
Солнышко садится, Маша спать ложится и т. д. После
многократного повторения делайте паузу перед последним словом,
даже когда читаете новые рифмовки:
Маленький зайчишка не читает... (книжки).
Яблоко или тарелка?
Задавайте малышу вопросы, предупредив его, что вы можете
ошибаться.
Яблоко и груша - это овощи?
Ложка и тарелка - это посуда?
Шорты и майка - это мебель?
Ромашка и одуванчик - это деревья? Усложняйте задания,
называя предметы из разных тематических групп:
Помидор и апельсин - это овощи?
Ложка и дерево - это посуда? И т. д.
У меня зазвонил телефон
Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». Роль телефона
могут исполнять любые предметы: кубики, палочки, детали от
конструктора и т. п. По очереди изображайте звонок телефона.
Поговорите с ребенком от своего лица, задавая ему простые
вопросы: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут твою
любимую игрушку? Во что ты играешь?» и т. д. Меняйтесь ролями:
вы - ребенок, кроха - папа или мама. Разговаривайте от имени
игрушек, животных. Стройте диалог таким образом, чтобы ответ
ребенка не ограничивался словами «Да» и «Нет». Описывайте
различные предметы, вещи, продукты и т. д.
Игра способствует развитию речи, пополнению словарного
запаса.
Что мы видим во дворе?
Посмотрите вместе с ребенком в окно. Поиграйте в игру «Кто
больше увидит». По очереди перечисляйте то, что видно из
вашего окна. Детально описывайте все увиденное. Например: «Я
вижу дерево. На нем зеленые листочки, значит, сейчас лето.
Оно высокое и толстое, у него много веток и сучьев и т. д.».
Если ребенок затрудняется описать предмет, помогайте ему
наводящими вопросами. «Ты увидел дом? Он высокий или низкий?
У него много или мало окон? Он из кирпича или из дерева? И
т. д.». Игра способствует развитию наблюдательности,
внимания, пополнению словарного запаса. Что мы видели вчера?
Вспомните вместе с малышом, где вы были вчера, что делали,
кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на
деталях. «Ты играл с Сашей? А во что вы играли? Какого цвета
было у Саши ведерко? А совочек?». Игра способствует развитию
памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного
запаса. Что мы будем делать завтра?
Предложите малышу придумать какое-нибудь важное дело на
завтрашний день: посчитать скамейки в парке, пойти в гости,
придумать сказку для куклы Маши и т. п. Утром следующего дня
поинтересоваться: помнит ли кроха о том, что вы хотели
сделать сегодня. Старайтесь при - адумывать такие дела,
исполнение которых не может быть отложено или отменено. Или
заранее обговаривайте обстоятельства, которые могут нарушить
ваши планы, например: «Мы пойдем в песочницу, если не будет
дождя».
Игра развивает навыки планирования, память, речь ребенка.
Кто кем был
Вам потребуются: картинки с изображениями взрослых животных и
их детенышей. Знает ли ваш малыш, что названия детенышей
часто отличаются от названий взрослых животных. Рассмотрите
картинки, задавая крохе вопросы о том, кто на них изображен.
Прочтите стихотворение А. Шибаева:
Кто кем становится
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок -
Взрослая... (собака).
Жеребёнок - с каждым днём
Подрастал и стал... (конём).
Бык, могучий великан ,
В детстве был... (телёнком).
Толстый увалень баран -
толстеньким... (ягнёнком).
Этот важный кот пушок -
Маленьким... (котёнком).
А отважный петушок -
Кро-о-хотным... (цыплёнком).
А из маленьких гусят
Вырастают... утки -
Специально для ребят,
Тех, кто любит шутки.
Игра способствует развитию речи.
Кто там?
Предложите ребенку поиграть в игру «Кто пришел?». Выйдите за
дверь, постучите: «Тук-тук-тук», - «Кто там?». Изобразите
какое-нибудь животное. Например:
«Это я, корова. Му-у-у». «Заходи, корова. Здравствуй, корова.
Откуда, ты, корова, идешь?». Меняйтесь ролями с ребенком,
поочередно представляйте различных зверей, людей, сказочных
персонажей. Пытайтесь вести диалог с простыми вопросами и
ответами.
Игра способствует развитию воображения, речевых навыков.
Еж - отец, ежиха - мать
Изображайте различных животных, при этом напевайте или
приговаривайте:
Если папа - серый слон,
мамочка - слониха!
А ребёнок, а ребёнок -
Маленький слонёнок!
Если папа - ёж колючий,
Мамочка - ежиха.
А колючего мальчонку
Называют все ежонком.
Если папой будет конь,
Мамой будет лошадь.
Знаешь ли, что их ребёнок -
Быстроногий жеребёнок.
Знают все наверняка,
Чуть ли не с пелёнок:
Сын коровы и быка -
Маленький телёнок.
Игра способствует развитию речи, знакомит с основами
формообразования имен существительных.
Ежик шел
Придумывайте вместе с малышом коротенькие веселые стихи,
которые расширят его познания, например:
Ёжик шёл по лесу, шёл
И один грибок нашёл.
Сел, съел
И дальше пошёл.
Так перечисляется все, что можно найти в лесу, в саду, на
огороде, а также любые другие предметы, которые может назвать
малыш. В стишок можно вставлять имя крохи - детям это очень
нравится:
Миша шёл, шёл, шёл,
Телевизор нашёл.
Сел, посмотрел
И дальше пошёл.
Настя шла, шла, шла,
Гребешок нашла.
Причесала волосы
И дальше пошла и т. д.
Игра способствует развитию речи, знакомит с функциональным
назначением предметов.
Все такое разное!
Задавайте малышу вопросы, побуждая его отвечать:
Подушка мягкая, а стол... (твердый);
Снег белый, а земля... (черная);
Слон большой, а мышка... (маленькая) и т. д.
Игра способствует развитию речи, внимания.
Артикуляционные игры
Статические артикуляционные игры
Игра «Язычок на скамеечке»
Цель игры: развить артикуляцию ребенка,
Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык и положить на нижнюю губу. Можно сделать это так: «Высуни язычок, пусть он погуляет, посидит на скамеечке». Важно следить, чтобы язык не дрожал. Пусть ребенок подержит язык в таком положении в течение 10-15 с.
Игра «Язычок-чашка»
Цель игры: развить артикуляцию.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый просит ребенка широко раскрыть рот, а язык поднять вверх так, чтобы передний и боковые его края загибались вверх, потянуться к верхним зубам, но не касаться их: «Открой ротик широко-широко, а язычок подними вот так (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Малыш должен постараться удержать язык в таком положении в течение 10 с.
Игра «Язычок потягивается»
Цель игры: развить артикуляцию,
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык далеко вперед, сделать его узким и тонким. «Язычок долго спал, пусть он потянется, высуни его вот так (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Пусть малыш подержит язык в таком положении в течение 10 с.
Игра «Мостик»
Цель игры: развить артикуляцию.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый просит ребенка приоткрыть рот, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, уперев кончик языка в нижние передние зубы, а спинку выгнув. Действия можно сопровождать словами: «Что-то язычок засиделся, пусть он немного позанимается (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Малыш должен продержать язык в таком положении 15 с.
Игра «Подуй через трубочку»
Цель игры: развить артикуляцию.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык, загнув боковые края вверх и через получившуюся трубочку подуть. Действия можно сопровождать словами: «Давай изобразим ветер, только дуть будем не просто, а по особенному, вот так (взрослый показывает ребенку, как нужно делать). Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.
Динамические артикуляционные игры
Игра «Часы»
Цель игры: развить артикуляцию.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый просит ребенка тянуться языком то к правому, то к левому углу рта: «Давай посмотрим, как ходят часы, повторяй за мной». Языком нужно двигать в медленном темпе под счет, выполнить 15 раз.
Игра «Вверх и вниз»
Цель игры: развить артикуляцию.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык и тянуться им попеременно, то к носу, то к подбородку. Действия можно сопровождать словами: «Ты любишь качаться на качелях? Пусть язычок тоже покачается, вот так». Выполнить 10 раз.
Игра «Как вкусно»
Цель игры: развить артикуляцию.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык и облизать сначала верхнюю губу, потом нижнюю. Действия можно сопровождать словами: «Представь, что ты только поел варенья. Вкусно? Покажи как вкусно, вот так (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Повторить 10-15 раз.
Игра «Прятки»
Цель игры: развить артикуляцию.
Оборудование. Специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый просит ребенка широко открыть рот и высунуть вперед язык, а потом высовывать его и убирать: «А ты знаешь, что язычок любит играть в прятки? (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Двигать языком в медленном темпе 10-15 раз.
Игра «Валик»
Цель игры: развить артикуляцию.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый просит ребенка упереть кончик языка в нижние передние зубы, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Малыш должен «выкатывать» язык вперед и убирать вглубь рта. В отличие от предыдущего упражнения язык в форме валика перемещается вперед - назад. Повторить 10-15 раз.
Игра «Язычок-кисточка»
Цель игры: развить артикуляцию,
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый просит ребенка широко открыть рот и кончиком языка провести от верхних резцов до мягкого нёба, потом от правых коренных зубов к левым: «А ты знаешь, что язычком можно работать, как кисточкой (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Выполнять в течение 10-15 с.
Игра «Как едет лошадка»
Цель игры: развить артикуляцию,
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый просит ребенка цокать языком медленно и сильно. Действия можно сопровождать словами: «А ты помнишь, как едет лошадка? Цок-цок. Давай повторим вместе». Выполнить 10-15 раз.
Игра «Как растет гриб»
Цель игры: развить артикуляцию.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку дотронуться языком до нёба и подержать его в таком положении 5-10 с. Действия можно сопровождать словами: «Знаешь, как растут грибы? Нет? Дотронься кончиком языка до нёба, вот так, а теперь аккуратно опускай подбородок». Выполнять нужно пружинящими движениями, опуская при этом подбородок вниз.
Игра «Сдуй снежинку»
Цель игры: развить артикуляцию, научить ребенка направлять воздушную струю посередине языка.
Оборудование: кусочек ваты.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку высунуть язык вперед и приподнять таким образом, как если бы он хотел достать до носа. На нос ребенку нужно аккуратно положить кусочек ваты. Действия можно сопровождать словами: «Давай поиграем. Представь, что тебе на нос упала снежинка, сдуй ее (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Взрослый должен следить за тем, чтобы выдох проводился на язык, а не на губы.
Игра «Изобрази индюка»
Цель игры: развить артикуляцию
Оборудование: специального оборудования не требуется
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку приоткрыть рот и переднем краем языка провести по верхней губе вперед и назад, не отрывая язык от губы. Теперь можно попросить малыша: «Знаешь как болбочет индюк? Бл-бл-бл, попробуй так же»
Игра «Хомячок»
Цель игры: развить артикуляцию.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку, не открывая рта, упереть язык с силой сначала в левую щеку, потом в правую, а потом приподнять и опустить его вверх и вниз, изображая хомячка, одновременно упираясь в щеку.
Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво и правильно говорил, следите за здоровьем зубов, состоянием прикуса и до конца пролечивайте заболевания.
Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластанный и образует желоб, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т.п.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка.
Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.
Следующим важным моментом в развитии речи является развитый фонематический слух, т.е. умение отличать речевые звуки (фонемы) от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал - мял, рак - лак.
Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение, мы предлагаем вам уделить внимание играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха. Следует, играя с ребенком, правильно произносить звуки в слове, обращая внимание малыша на правильное произношение.
|
1. "Рожицы".
Ребенок выполняет различные мимические движения: надувает щеки, показывает язык, вытягивает губы трубочкой, широко открывает рот и т. д.
2. Щелканье языком с широко открытым ртом.
Цоканье языком, губы растянуты в широкую улыбку. Посвистывание, при этом губы вытянуты в трубочку. После отработки этих элементов ребенку предлагается несколько раз подряд два раза щелкнуть, два раза цокнуть, два раза свистнуть.
3. Облизывание губ, зубов, тарелки или леденца на палочке.
Плевание крупой. Перекатывание орехов во рту.
4. Гимнастика для языка:
движения в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку, поддразнивание и т. д.
5. Повтори.
Повторение скороговорок улучшает подвижность органов артикуляции, развивает слуховое внимание, способствует правильному произнесению звуков.
Упражнение включает стихи и скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков. Эти задания выполняются только теми детьми, которые все звуки выговаривают правильно. Запоминать скороговорки достаточно трудно, да в этом нет необходимости. Важнее правильно произнести все звуки.
Сначала ребенок громко и медленно повторяет стихотворение или скороговорку. Если у него это получается без ошибок, можно попробовать проговорить этот же текст, постепенно ускоряя темп.
Скороговорки для занятий:
Утром, присев на пригорке,
Учат сороки скороговорки.
Кар-р-р! Картошка, картонка, карета, картуз.
Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз.
Вез на горку Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани.
Шел Егор через двор
С топором чинить забор.
Как у нас семья большая
Да веселая:
Два у лавки стоят,
Два учиться хотят,
Два Степана у сметаны
Объедаются,
Две Дашки у кашки
Питаются,
Две Ульки в люльке,
Одна Маша не наша,
Да и та хороша.
Братья сеяли пшеницу,
Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села.
Вот телеграмма от гиппопотама.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
По вторникам над мостовой
Летал воздушный шар пустой.
У храпуна - хоромы дома.
Храпит храпун в своих хоромах.
В океане плыл диван.
А на нем лежал Иван.
Так приятно в океане
Плавать,
Лежа на диване.
Вероника, Вероника,
Вареников навари-ка.
Варе и Валерику - по паре вареников.
А Толе и Боре
И того поболе!
Дорог Алику рогалик,
Алле дал рогалик Алик,
Галя Алика ругала -
А рогалик ела Алла.
Дали Маше сыворотку из-под простокваши.
Сшит колпак, связан колпак,
Да не по-колпаковски.
6. Жираф и мышонок.
Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения.
Ход игры:
Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки - вдох ("У жирафа рост большой..."). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, - выдох, с произношением звука ш-ш-ш ("...У мышонка - маленький").
Потом ребенок идет и одновременно произносит:
Наш жираф пошел домой Вместе с мышкой серенькой. У жирафа рост большой, У мышонка - маленький.
(Повторить 6-8 раз.)
|
7. Игра "Лиса-Патрикеевна".
Цель: формирование правильной артикуляции челюстей и около-ротовой мускулатуры в покое.
Материал: доска ("мостик") или широкая лента, маленькие сушки или печенье.
Ход игры:
"Мостик"-доска лежит на полу Ребенок идет по мостику, открывает рот, высовывает язык, на кончик которого ведущий кладет крекер. Пройдя мостик, ребенок съедает печенье.
8. Игра "Веселый попугайчик".
Цель: развитие звуко-фонематического анализа, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания.
Ход игры:
Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога. Ребенку говорят: "Ты - веселый попугайчик, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможешь ли ты повторить за мной и отстукать ребром ладони каждое слово? Будь внимателен".
Ребенок и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде ребенок начинает отстукивать и повторять слоги:
а) одинаковые - ра-ра-ра;
б) со сменой темпа (медленно - быстро) - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра - ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра;
в) с наращиванием ряда - па - па-па - па-па-па - па-па-па-па - па-па-па-па-па. Необходимо следить за достижением координации голоса и движений.
9. Игра "Водичка".
Цель: развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно), формирование правильного произношения звука С.
Материал: кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей.
Ход игры:
Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как "поет" текущая из крана вода (с-с-с). Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и читает потешку:
Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!
Взрослый вместе с ребенком повторяет потешку 3-4 раза и в заключение игры предлагает ему "спеть" песенку водички. Ребенок поет "длинную песенку", т.е. произносит звук С протяжно.
10. Игра "Капитаны".
Цель: развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук Ф на одном выдохе и многократно произносить звук П (п-п-п) на одном выдохе; активизация мышц губ.
Материал: таз с водой и бумажные кораблики.
Ход игры:
На маленьком столе стоит таз с водой, где плавает бумажный кораблик. Ребенок сидит на стульчике и дует на кораблик, произнося звук Ф или П.
Взрослый предлагает ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза.
Взрослый поясняет ребенку, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения зву-ка Ф. Можно дуть просто - вытягивая губы трубочкой, но не надувая щеки. Кораблик при ровном "ветре" двигается плавно и уверенно плывет к цели.
"Но вот налетает порывистый ветер, - говорит взрослый, - он дует неровно: п-п-п. Ребенок повторяет и стремится пригнать кораблик к определенному месту.
Взрослый следит за тем, чтобы при произнесении звука Ф ребенок не надувал щеки; звук П произносил на одном выдохе 2-3 раза и тоже не надувал при этом щеки. Заканчивая игру, ребенок и взрослый вместе поют:
Ветер, ветерок, Натяни парусок! Кораблик гони до Волги-реки!
11. Игра "Отбойный молоток".
Ход игры:
Ведущий говорит: "Вы, наверное, видели отбойные молотки: ими работают шахтеры и дорожные рабочие вскрывают асфальт. Сейчас мы попробуем подражать этому молотку. Для этого нужно долго-долго произносить звук Д-Д-Д-Д-Д.
Затем дети пытаются проделать это упражнение в течение 3-4-х минут.
12. Игра "Часики".
Цель: формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при глотании.
Ход игры:
Ведущий говорит: "У часов есть стрелки, которые все время ходят по кругу. При этом часовая стрелка движется очень медленно, минутная - побыстрее, а секундная - бежит очень быстро.
Вот и наш язычок должен научиться ходить по кругу, как стрелки часов. Для этого необходимо открыть рот и языком по внутренним стенкам верхней и нижней губы делать круговые движения слева направо и наоборот".
Дети делают упражнения по команде: "Как часовая стрелка - медленнее; как минутная - быстрее; как секундная - еще быстрее".
Ведущему необходимо следить, чтобы рот постоянно был открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Другие публикации по теме данной статьи:
«Весёлый язычок»
Развитие артикуляционной моторики
Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. У ребенка, имеющего общее недоразвитие речи вследствие недоразвития или мозгового поражения, нарушается подвижность органов артикуляционного аппарата.
Работа по развитию подвижности органов артикуляционного аппарата проходит по следующим направлениям:
· проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры;
· проведение работы по борьбе с солевацией;
· проведение артикуляционной гимнастики .
Артикуляционная гимнастика
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом:
1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2.Показывает его выполнение.
3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).Если у ребенка при выполнении упражнений наблюдается саливация, то перед артикуляционной гимнастикой рекомендуется проведение следующих упражнений:
1.Ребенку объясняют необходимость проглатывания слюны.
2.Проведение массажа жевательных мышц, которые мешают проглатыванию слюны.
3.Вызывая пассивно и активно жевательные движения, попросить ребенка откинуть голову назад, так возникает непроизвольное желание проглотить слюну; можно подкрепить просьбой.
4.Ребенку перед зеркалом предлагается жевать твердую пищу (можно печенье), это стимулирует движения жевательной мускулатуры и приводит к необходимости делать глотательные движения, можно подкрепить просьбой (таким образом, непроизвольные движения переходят в произвольные).
5.Произвольное закрытие рта за счет пассивно-активных движений нижних челюстей. Сначала пассивно: одна рука логопеда — под подбородком ребенка, другая — на его голове, путем надавливания и сближения руками челюсти ребенка смыкаются — движение «сплющивание». Потом это движение проделывается при помощи рук самого ребенка, затем активно без помощи рук, с помощью счета, команды.
Артикуляционная гимнастика для развития подвижности губ
Работа по развитию подвижности губ начинается с подготовительных упражнений:
· рассмешить ребенка (непроизвольное растягивание губ);
· намазать губы сладким («слизывание» — поднятие кончика языка вверх или вниз);
· поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребенка вперед).
После вызывания непроизвольных движений они закрепляются в произвольном плане, в активной гимнастике. На первых порах движения будут выполняться не в полном, не в точном объеме, затем закрепляются в специальных упражнениях для губ («улыбка, «хоботок», чередование их).
Далее вводятся следующие упражнения:
1.« Непослушные губки». Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2.«Улыбка -трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3.« Хоботок». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
4.« Рыбка »:
· хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук);
· сжать большим и указательным пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз;
· щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения раздавался характерный звук «поцелуя».
5.« Уточка». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
6 .«Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук,похожийна фырканье лошади.
7. «Львенок сердится». Поднимать верхнюю губу так, чтобы были видны верхние зубы.Опускатьнижнюю губу, обнажая нижниезубы.
8.« Губки спрятались». Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
9.« Воздушный шарик» (если губы совсем слабые). Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.
10.«Сильные губки»:
· удерживать губами карандаш, пластмассовую трубочку. Карандашом нарисовать круг (квадрат);
· удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.
Артикуляционная гимнастика для губ и щек
1.« Щечки замерзли». Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2.« Толстушка». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. «Худышка». Втянуть щеки.
4.« Кулачки». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Артикуляционная гимнастика для мышц языка
Работа по развитию подвижности языка начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям. В случае выраженной дизартрии для артикуляционной гимнастики рекомендуются следующие упражнения:
· помещение кончика языка к внутренней поверхности нижних резцов;
· вытягивание языка вперед и убирание его назад;
· стимуляция мышц корня языка. Сначала произвольно, путем рефлекторных сокращений, в результате раздражения корня языка шпателем. Затем движения закрепляются в безусловных рефлексах, а затем и произвольных «кашлевых» движениях.
Далее проводится выполнение тонких, дифференцированных движений языка. С этой целью целенаправленно подбираются движения, направленные на выработку нужного артикуляционного уклада, с учетом нормальной артикуляции звука и характера дефекта. Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игр, которые подбираются с учетом возраста ребенка, характера и степени органического поражения. Рекомендуются следующие упражнения:
1.« Блинчик». Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном, спокойном состоянии под счет до 5-10. Следить, чтобы язык не сужался, а кончик касался нижних зубов.
2. «Лопаточка». Рот открыт, губы в улыбке, положить кончик языка на нижнюю губу «лопаткой», боковые края языка касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счет до 5- 10. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, не выходя за ее пределы. Если язык не получается сделать широким, можно пошлепать по нему губами, произнося пя-пя-пя, или нараспев тянуть звук [и].
3. «Накажем язычок». Губы в улыбке, легко покусывая, промассировать зубами всю поверхность языка, медленно высовывая и втягивая его в рот. Потом чесать язык зубами.
4. «Иголочка». Рот открыт, губы в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу, карандашу, конфетке. Следить, чтобы губы и челюсти былинеподвижны.
5. «Качели». Рот открыт, губы в улыбке, двигать язык к уголкам рта вправо-влево. Следить, чтобы челюсть и губы были неподвижны, язык не скользил по нижней губе.
6. «Вкусное варенье». Рот открыт, губы в улыбке. Облизнуть кончиком языка верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Следить, чтобы язык доходил до уголков рта, движение было плавным, без скачков, челюсть не двигалась. Так же облизать нижнюю губу. Потом облизать губы по кругу.
7.« Почистим зубки-1». Рот закрыт. Облизывать зубы под нижней, потом под верхней губой. Следить, чтобычелюсть и губы не двигались.
8.« Почистим зубки-2». Рот закрыт. Облизывать зубы под губами круговыми движениями языка. То же повторять с открытым ртом.
9.Рот открыт, губы в улыбке. Плавно провести языком по верхним зубам, прикасаясь к каждому зубу, пересчитывая их. Следить, чтобы челюсть не двигалась. То же движение — по нижним зубам.
10.Рот закрыт. Напряженный кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку. То же, но рот открыт.
11.« Почистим зубки-3». Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку и делает языком движения вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.
12.« Фасолька». При паретичном, вялом языке перемещать во рту фасоль, горох и т. п.
13.« Качели». Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать широкий язык к носу и опускать к подбородку. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.
14.« Качели-1». Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать широкий язык к верхним и опускать к нижним зубам. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.
15.« Качели-2». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка положить на альвеолы за нижними зубами с внутренней стороны, потом поднять на бугорки за верхними зубами тоже с внутренней стороны. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
16.« Фокус». Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунуть «чашечкой», «ковшиком». Сдуть ватку с кончика носа, воздух выходит по середине языка, ватка летит строго вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а нижняя губа не натягивалась на нижние зубы.
17. «Барабанщик». Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить напряженным широким кончиком языка по верхней десне: д-д-д, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы оставались в улыбке, звук носил характер четкого удара, чтобы отчетливо ощущалась выдыхаемая струя воздуха.
18. «Дождик». То же, но произносить ды-ды-ды. Как и в упражнении 17, работает только язык. Для контроля можно поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении она будет отклоняться.
19.« Индюк». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и двигать им вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп убыстряется постепенно, добавляется звук голоса, пока не услышатся звуки, похожие на бл-бл (индюк разговаривает). Следить, чтобы язык был широким, он должен облизывать верхнюю губу. Нижняячелюстьне двигается.
20. «Лошадка-1». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к нёбу за верхними зубами и оторвать со щелчком (пощелкать кончиком языка). Темп постепенно убыстряется. Следить, чтобы губы улыбались, нижняя челюсть не двигалась.
21 .«Лошадка-2». То же, но беззвучно.
22. «Катушечка». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю десну, спинка языка выгибается. Следить, чтобы язык не сужался, кончик языка оставался у нижних зубов и не оттягивался назад, челюсть и губы были неподвижны.
23.« Приклей конфетку-1». Присасывание спинки языка к нёбу, сначала при сомкнутых челюстях, а затем при разомкнутых. Если присасывание не удается, то на спинку языка можно положить липкую конфету — ребенок старается, прижимая спинку языка к нёбу, сосать конфету.
24.« Приклей конфетку-2». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к твердому нёбу, удерживать под счет до 10, потом оторвать со щелчком. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть не двигались, боковые края языка были одинаково плотно прижаты (ни одна половинка не должна провисать). При повторении упражнения открывать рот шире.
25.« Гармошка». Присосать спинку языка всей плоскостью к твердому нёбу. Не отпуская языка, закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную уздечку. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны, не провисала одна из сторон языка.
26 .«Дразнилка». Кончик языка высовывается наружу и двигается между губами сначала по вертикали, а затем по горизонтали, при этом чувствуется напряжение в уздечке языка. При включении голоса получаетсязвук, похожийна детское«поддразнивание».
27. «Ветерок». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола
Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти
Необходимым условием четкой речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.
Комплекс упражнений для развития мышц нижней челюсти:
1. «Трусливый птенчик». Широко открывать и закрывать рот так, чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
2. «Акулы». На счет «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» — челюсть опущена на место, на «четыре» — челюсть двигается влево, на «пять» — челюсть опущена, на «шесть» — челюсть выдвигается вперед, на «семь» — подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.