Эстетическое восприятие так же менялось под их влиянием. Отчасти, человек создавал культуру, а после сам за ней гнался. То что сегодня мы считаем красивым, пол века назад восприняли бы совершенно иначе. Даже сегодня в различных частях света различные причёски считаются красивыми, и позволительными. Возьмём обычную европейскую причёску. Она не перегружена деталями, простая и лёгкая. Но посмотрев на причёски различных племён с южной Африки, понимаешь, что их образ жизни очень отличается от привычного нам.

Но сейчас заострим внимание на девятнадцатом веке. Впрочем, оценивая лишь это столетие, невозможно понять всей полноты изменений. Женские причёски 19 века берут свое начало в веке, предыдущем данному.

В восемнадцатом веке, Можно разделить развитие моды на несколько периодов. До тринадцатого года, восемнадцатого столетия женщины все ещё носят пышные причёски, представляющие собой произведения искусства. Однако, Людовик четырнадцатый позитивно отозвался о маленькой и скромной причёске, украшенная цветами и наколкой. После этого все дамы стали копировать подобное, и появилась новая тенденция, простота и лёгкость. Создавались различные причёски, им давали названия, некоторые из которых, сохранились и поныне. Это бабочка, тайна или неженка.

Но, середина семидесятых, снова изменила моду на причёски.

Высокие, сложные, наполненные драгоценностями, тканями, цветами и плодами. Это то, что стало требовать новое течение. Однако, уже к началу восьмидесятых, столь громоздкие причёски стали себя изживать.

К началу девяностых годов, под влиянием революции во Франции, идей о свободе, равенстве и братстве, в союзе с античностью создали новое течение, что стало логичным продолжением изменяющихся причёсок конца восемнадцатого века. В причёсках превалировал классицизм. Волосы переставали пудрить, завивать.

Изменения в женских причёсках 19 века начались с моды на греческий или римский стиль.

Множество заколок, диадем украшали волосы модниц. Порой, на одну создание одной причёски девушки тратили по целому дню, и это считалось, вполне, нормальным явлением, привычным для общества.

Начало тридцатых годов привнесло моду на блондинок.

Они ориентировались на расчесывание в боковой пробор, завивку с боков в большие кудри и укладывали их над висками. Возлагали в разнообразные шиньоны длинные волосы, остававшиеся сзади.

Сороковые годы ознаменованы приходом, на смену оттенков блонди, рыжими волосами.

В помощь для создания Женских причёсок 19 века, появились новые приспособления, помогающие облегчить укладку волос. Появились щипцы, используемые в горячей завивке, более совершенные варианты которых используются и сегодня.

В пятидесятых годах девятнадцатого столетия, причёска заключалась из шикарного шиньона, порой волосы сзади укладывались в особую сетку.

Собственно, со второй половины девятнадцатого века причёски стали упрощаться. Приоритетной стала естественность. Все чаще прически завивали в кудри и закреплялись заколкой. Но большие и пышные причёски оставались в качестве аксессуара на торжественном вечере, вплоть до начала двадцатого века.

  • Модницы шестидесятых поднимали свои волосы выше лба в форме 2 валиков, а длинные локоны спускались на плечи, спину.
  • В семидесятых волосы спокойно спускались вниз, а у висков их зачёсывали вверх.
  • Восьмидесятые сохранили традиции семидесятых.

Постепенно, мода на пышные и крайне сложные причёски проходит, сменяясь более простыми, и конечно, мода не остановилась на этом. Приближающийся двадцатый век принёс новые дуновения, и в очередной раз мода стала диктовать свои критерии красоты.

Прически 19 века базируются на не слишком значительной длине с многочисленными вариантами зачесов. Они пришли на смену громоздким конструкциям 18 века, достигавших 50 см в высоту.
Укладка причесок 19 века не подчинялась строгим правилам. Женщины ориентировались, в первую очередь, на свой вкус (или вкус ближайшего окружения) и фантазию.

Историческая справка

Мужчины в 19 веке выполняли лаконичные стрижки и укладки. Если на заре столетия нельзя было увидеть молодого денди без взбитой челки, то позже мужские прически обзавелись таким обязательным элементом, как прямой пробор. Волосы, как правило, завивали.

Прически для женщин в 19 веке представлены, в основном, колечками небольшого диаметра, ниспадающими на лоб, косами, которые придерживаются гребнем на уровне затылка, а также локонами по плечам.

  • Прически начала девятнадцатого столетия исполнялись на греческий манер. При помощи завитых волос по окружности головы создавалось кольцо достаточной плотности, которое доходило практически до линии бровей, а сзади фиксировалось при помощи пышного пучка. При этом применялся шиньон, перехваченный яркой лентой.
  • На смену аристократическим укладкам пришли чалмы, созданные из шелковой основы, муслина, газовых тканей. Для украшения конструкции использовались драгоценные вещицы с перьями, а для волос – стеки из кружева и жемчужины.
  • С наступлением 10–20-х гг. 19 века канули в небытие тюрбаны и сетки. На смену им пришли мелкие завитки, которые делали в области лба, висков и собирали при помощи пучка сзади. Затем следовало разделение волос с пробором, заплетением в косы и укладкой в виде гнезда на затылке. Завитые височные пряди в таких прическах обрамляли щеки.
  • С приходом 30-х гг. 19 века в обиход вошли пышные старинные прически в стиле маркизы де Помпадур, которые зачесывались вверх в форме шиньона с поддержкой в виде гребня. Пышная волна волос спускалась от висков в направлении ушей. Декорировались такие укладки времен Пушкина при помощи жемчужин и живых цветов.
  • В 40-50-х гг. 19 века в России в моде было разделение волос на пробор, когда отпускали пряди впереди, а прочие волосы зачесывались вверх. Конструкция заканчивалась сооружением в виде пучков, гнезд и бантов. Эти прически в старые времена вызывали восхищенные мужские взгляды.
  • В 60-х гг. 19 века появились прически из гофре, которые собирали на затылке в пышные пучки и закрывались сеткой. Со временем укладку было принято спускать все ниже. Есть немало современных аналогов у подобных женских причесок 19 века (см. фото).
  • В 80-е гг. 19 века стало модным создавать косички, кудри, пучки и тяжелые узлы из волос. Повсеместно использовались высокие шиньоны, накладки из отдельных прядей и парики. В моду вошли просто распущенные по плечам волосы. Многие предпочитали низкие и незамысловатые укладки.
  • Для конца 19 века характерен полный отказ от высоких причесок усиленной пышности. Они сменились скромными, простыми, но в то же время достаточно интересными вариантами, которые делали даже на бал. С фотографий тех времен на нас смотрят девушки и женщины с одухотворенными лицами и аккуратно убранными волосами.

Прическа из золотого века: современный вариант

Как сделать прическу в стиле 19 века на основе классической укладки длинных волос? Для этого вам нужно приготовить:

  • круглые щипцы небольшого диаметра;
  • гребень;
  • две тонких резинки, цвет которых совпадает с цветом волос.

Прическа в стиле 19 века – идеальный вариант на пушкинский бал своими руками. Она с легкостью сооружается самостоятельно. Кстати, именно с такой прической изображена Наталья Гончарова на портрете В.И. Гау, знакомом многим из нас по учебникам литературы.


  • Предварительно вымытые и высушенные волосы необходимо расчесать. Отступив некоторое расстояние ото лба, выполняют пробор, имеющий форму полумесяца. Для временного закрепления прядей можно использовать заколку.
  • Затем делают из оставшихся волос конский хвост, завязывая его тонкой резинкой. Хвост заплетают в косу, которой оборачивается основание хвоста. Конструкцию фиксируют с помощью невидимок.
  • Верхние пряди, которые были отложены ранее, следует разделить прямым пробором и создать локоны. Для этого наматывают волосы в направлении снизу вверх на горячие щипцы. В результате получаются кудряшки и впечатляющие локоны в виде спирали, ниспадающие на шею.

Такая женская прическа 19 века, как и многие современные, требует закрепления лаком. Если вы хотите оказаться на выпускном балу в центре внимания, попробуйте творчески подойти к выполнению этой укладки. Можно для пышности применять валик, использовать многочисленные косы или сооружать из волос что-то вроде гнезда. Для того чтобы украсить прическу, применяют цветы (обязательно живые), заколки ярких цветов, перья и др. Однако здесь важно не переусердствовать: для такой прически должна быть характерна сдержанность и величавость.

Прически 19 века своими руками выполняют даже те девушки, которые не очень искусны в парикмахерском деле.

После Великой Французской Революции ветер перемен прошелестел и в дамских волосах. Эпоха громоздких напудренных париков и грандиозных причёсок ушла в прошлое. Впервые за европейскую историю женщины стали стричься так коротко.

После того как в 1790 г. актёр Тальма сыграл роль Тита в постановке вольтеровской трагедии «Брут», в моду вошла причёска «а-ля тит». Её тут же переняли дамы. На известном портрете мадам Рекамье кисти Давида можно видеть короткую причёску из кудряшек, свободно рассыпанных по голове и слегка подхваченных лентой.

Были и более радикальные причёски. Например, «дикарка», представляющая собой беспорядочную копну смятых и спутанных волос. Или причёска с жутковатым названием «а-ля виктим» (жертва), посвященная жертвам гильотины - с высоко подстриженным затылком и тоненькой красной лентой, символизирующей кровавый след от лезвия.

В начале XIX века волосы отпускают всё длиннее и длиннее, а причёска поднимается вверх. Подражая античности, волосы собирают на макушке или затылке в «греческий узел».

Большую популярность имеет и причёска «а-ля Нинон», скопированная с портрета куртизанки времен Людовика XIV: лёгкая завитая чёлка на лбу, над ней - горизонтальный пробор, а на висках - крупные локоны до плеч. Остальные волосы собирались на затылке в плоский шиньон с воткнутым страусиным пером.

В 1820-30-х годах причёски такие же вертикальные (в моде - грациозная шея и открытые плечи), однако от былой простоты и свободы не остается и следа. У висков выпускают несколько длинных закрученных прядей, а остальные волосы делят пробором и тщательно укладывают на макушке в высокий пуф самой причудливой формы. Особенно популярен т.н. «узел Аполлона» - в виде двух петель из косичек, навитых для устойчивости на проволочный каркас.

Более скромной была причёска «а-ля Клотильда», которая была на голове английской королевы Виктории во время коронации: две косички, обвитые вокруг ушей кольцами и закреплённые на затылке.

Букли и косички завивались так туго, что казались высеченными из камня. На ум поневоле приходил анекдот о постоянно улыбающейся девочке («А вы бантик ослабить не пробовали?»).

Т. Готье «Мода как искусство»:

«Оцените эти собранные на затылке узлы, локоны, витые косы, подобные рогам Амона или завиткам ионической капители! Разве сумел бы афинский скульптор или художник эпохи Возрождения расположить их с большим изяществом, выдумкой и вкусом?»

Добавьте к этому обилие украшений (жемчужных нитей, лент, цветов, гребней) и вы поймёте, как трудно было сохранить эти «архитектурные творения» во время энергичных бальных танцев. Несмотря на сложные причёски, выходить на улицу с непокрытой головой считалось неприличным, поэтому женщины носили широкие чепцы и капоры - казалось, что головка прелестницы едет в отдельном крытом экипаже.

Ещё одной модной тенденцией первой половины XIX века можно считать и то, что за долгое время брюнетки, наконец-то, потеснили блондинок. Для придания более тёмного цвета и блеска волосы смазывают маслом.

Джон Китс:

Темных локонов извивы, Словно лозы прихотливы, Вяжут пышные узлы: И за каждым клубом мглы, Будто тайны откровенье - Перлов дивное явленье.

В 1840-50-х годах на авансцену выходит скромная умеренная добропорядочная женщина. Соответственно, причёска тоже распрямляется и успокаивается. Узел сползает с макушки на затылок. Волосы расчёсываются пробором, низко спускаются вдоль щёк и укладываются сзади мягким узлом или пучком локонов.

Г. Флобер «Госпожа Бовари» (1856):

«Гладко причесанные черные волосы, собранные очень низко, спускались на щеки, касаясь кончиков длинных бровей, и, словно ласковыми ладонями, сжимали ее овальное лицо».

Иногда пряди заплетали в тяжёлую косу, которую аккуратно укладывали на голове.

Во второй половине XIX века женские причёски опять начинают усложняться. Тон в моде задаёт императрица Евгения - жена Наполеона III - большая поклонница стиля рококо. Модные укладки становятся хитроумной комбинацией из локонов, пуфов, кос и валиков. Обычно волосы зачёсывались и поднимались ото лба к затылку, после чего ниспадали сзади на плечи копной длинных завитков. Как следствие, в моду входят маленькие изящные шляпки, которые носили чуть ли не на лбу и крепили лентой не у подбородка, а на затылке - прямо под причёской.

Устроить всё это великолепие только за счёт своих волос было трудно, поэтому активно использовались чужие. Волосы скупали у крестьянок, собирали по католическим монастырям и тюрьмам. А некоторые дамы даже выпавшие у себя волосы подбирали и складывали в специальные вазы.

Остряки того времени шутили, что тонущую даму надо тянуть за платье, а не за волосы, иначе в руках может остаться одна лишь искусственная коса.

О. Генри «Дары волхвов»:

«- Не купите ли вы мои волосы? - спросила она у мадам. - Я покупаю волосы, - ответила мадам. - Снимите шляпку, надо посмотреть товар. Снова заструился каштановый водопад. - Двадцать долларов, - сказала мадам, привычно взвешивая на руке густую массу».

В 1876 году причёска стала более аккуратной, а в моду вошла пышная завитая чёлка, которую мы можем видеть у рыжеволосых красавиц с картин Ренуара.

Да-да, «светлые головы» вновь входят в моду. Тем более что к этому времени парикмахер Гуго, работавший при дворе императрицы Евгении, нашёл революционный способ обесцвечивания волос с помощью перекиси водорода. Другим важным изобретением стала плойка для завивки волос, изобретённая Марселем Грато в 1872 году. Её тогда нагревали от газовой горелки, поэтому, чтобы не спалить волосы, плойку предварительно подносили к бумаге.

На рубеже XIX-XX вв. идеалом женской красоты становятся т.н. «девушки Гибсона» - персонажи американского иллюстратора Чарльза Гибсона: безупречные, уверенные в себе и искусно манипулирующие мужчинами. Именно благодаря «девушкам Гибсона» вновь обретает популярность причёска «а-ля Помпадур» - зачёсанные назад волосы, высоко приподнятые и выступающие надо лбом в виде валика.

В начале XX века пышность женских причёсок достигает очередного апогея. В «Дамском журнале» за 1912 год даже писали, что городские управы запретили заходить в трамвай дамам, чьи причёски были усеяны колючими шпильками и булавками. Под стать причёскам были и огромные шляпы со страусиными перьями. Но прогремела Первая Мировая война и вернувшиеся с фронта мужчины не узнали своих женщин...

Причёски 19 века отличаются своей неординарностью и оригинальностью. В то время сделать такую укладку без чьей-либо помощи не представлялось возможным. Однако сейчас такие причёски значительно упростили, при этом не избавив их от определенного шарма и изысканности. Они заставляют своих обладательниц окунуться во времена принцев и принцесс даже в современном мире.

История причёсок 19 века

В 19 веке вся мода изменялась в достаточно короткие сроки, практически каждые 10 лет. Причём изменения были кардинальны. В начале века приветствовались длинные волосы золотистых и блондинистых оттенков, которые были достоянием любой леди. Причёски были неудобными, сложными, высокими, а тёмные цвета волос выжигались перекеият невероятно короткие, почти мальчишеские стрижки, закрученные в кудряшки.

Но к счастью, благодаря королеве Виктории, в 40-х годах в моду пришли легкие, естественные причёски . Популярность приобрели завитые свободно спадающие локоны, прямые проборы, элегантные пучки, аккуратные косы и интересные плетения. Также модно было собирать волосы не на макушке, а строго на затылке, открывая при этом шею. Самым любимым элементом стали косы, самых разных плетений. Они украшали голову дам не только на праздниках, но и в повседневной жизни.

Во второй половине 19 века первой законодательницей новой моды стала императрица Австрии Елизавета , которая в пышную причёску вплетала живые красивые цветы для придания ещё большего объема . Однако, причёски конца 19 века снова потерпели изменения. Это было вызвано обновлением фасонов платьев. Юбки стали уже и были собраны сзади. При таких нарядах старые стрижки смотрелись нелепо. Вся техника укладки волос стала сводиться к зачёсыванию волос на затылке.

Украшения по-прежнему не потеряли своей популярности, однако новшеством стало использование искусственных волос-шиньёнов.

Модные мужские стрижки эпохи

Что касается мужского стиля 19 века, то популярными на то время были высоко уложенные чёлки, но со временем их сменил короткий прямой пробор. Длина волос также уменьшалась, от модных длинных кудрей до очень короткой стрижки. В 20-х - 30-х годах также принято было сбривать усы и бороду, однако к 40-м годам растительность на лице снова становилась модной тенденцией.

Викторианская прическа своими руками

Аристократические старинные причёски всегда ассоциируются у современных девушек с балами и сказкой. В наше время ходить с такой причёской в повседневной жизни не представляется возможным. Однако, в случае необходимости можно всегда возродить эпоху европейской моды своими руками в домашних условиях благодаря современным приспособлениям и фантазии.

Для воссоздания прически понадобятся:

  • бигуди разных размеров;
  • плойка;
  • резинки, заколки;
  • аксессуары (сеточки, цветы, ленты);
  • лак для волос, мусс, пенка для укладки.

Для закрепления результата или устранения мелких недостатков при желании можно использовать жидкий воск для волос. Такие причёски выполняются только на абсолютно вымытые и идеально расчесанные волосы.

Основной частью укладок пушкинской эпохи являются кудри, завитые локоны, которые делаются при помощи бигудей или плойки и закрепляются шпильками и лаком для сильной фиксации. Очень естественно смотрятся спиралевидные локоны.

В наше время благодаря новым укладочным средствам можно делать самые разнообразные прически на любой вкус. Современные мастера стараются придумать новые интересные стрижки. Но женственные и романтичные прически позапрошлого столетия опять привлекают внимание прекрасной половины общества.

Немного истории причесок

Касаясь истории причесок, нужно отметить, что в начале 19 века носили гладкие укладки со строгими линиями. Стиль одежды, который был моден в те времена, подразумевал такой выбор. Но мода не стоит на месте. К середине века популярными стали объемные юбки с обручами, и гладкие прически уже вносили бы дисгармонию в образ. Поэтому появились пышные романтические укладки с небрежно выбившимися нежными локонами, которые очень полюбились прекрасным дамам. Изысканные и односложные прически 19 века сейчас опять обрели свою популярность. Легкие завитки разных размеров красиво смотрелись в романтичной прическе. Девушки с такими укладками были похожи на древнегреческих богинь. Локоны выглядели натурально и легко, а плечи украшали отдельные пряди, как бы выпадавшие из прически, в некоторых случаях оживленной бусами, цветами, лентами. Женственны и загадочны прически 19 века (фото в статье), а их обладательницы очаровательны и романтичны.

Технология создания укладок

Делаем прически 19 века своими руками. Для создания образов эпохи Лермонтова и Толстого нужны обычные бигуди или термо разных размеров. С их помощью можно делать красивые кудри. Это самый легкий и удобный способ завивания волос. Но в нем есть маленький секрет: обязательно накручивать пряди в нужном направлении, потому что потом сложно их будет уложить в аккуратную прическу. Неправильно накрученная прядь будет неорганично смотреться в прическе, и её тяжело будет поправить. Большой плюс этого метода - локоны долго будут держать заданную форму. Можно их завить и другим способом - при помощи плойки. Берутся отдельные прядки волос, поочерёдно накручиваются в нужном направлении. При этом можно регулировать размер локонов, используя насадки разных диаметров.

Для закрепления прически 19 века используются различные приспособления: зажимы, невидимки, заколки, шпильки, резинки. А также украшения: цветы, бусы, ленты. В общем все, что нужно для воплощения задуманного образа. При накручивании волос нужно использовать специальные средства для более качественной фиксации. Это могут быть пенки, муссы в зависимости от типа волос. А для бережного обращения перед нанесением этих средств нужно использовать термозащиту. Окончательный вариант прически закрепляют лаком.

Классическая укладка

Классические прически 19 века. Как сделать в домашних условиях из волос средней длины? Они состоит из пучков, кос (их можно чем-то украсить), закрепленных в гульки на затылке, и красиво уложенных локонов на висках. Понадобятся бигуди или плойка для завивания нужных прядей, средства для термозащиты и фиксации, шпильки, резинки, расческа с длинной тонкой ручкой. Приступим к формированию одной из таких причесок.

  1. Разделить волосы на прямой пробор, затем примерно через пять сантиметров сделать пробор поперечный - перпендикулярно предыдущему.
  2. Аккуратно отделить пряди для завивания и укладки на висках.
  3. Взять волосы затылочной части, собрать в пучок, закрепить резинкой на макушке и заплести хвост в пушистую раздерганную косу, завернуть косу вокруг основания и закрепить это сооружение шпильками.
  4. Затем обработать оставшиеся волосы термозащитой, но на концах, там, где будут локоны, не нужно.
  5. Нанести фиксирующее средство. Аккуратно завить пряди в локоны и красиво уложить на висках. Прическу зафиксировать лаком.

Классическая укладка с низкой гулькой.

  1. Понадобится все, что использовалось в первом примере.
  2. Хорошо прочесать волосы.
  3. Аккуратно сделать пробор посередине.
  4. Отделить поперечной линией затылочную часть и завернуть объемную низкую гульку, немного небрежную.
  5. Закрепить шпильками.
  6. Волосы на височной части завить плойкой или бигуди.
  7. Красиво уложить.
  8. Зафиксировать лаком.

Низкий валик со свободными волнами на макушке

Для работы потребуются: плойка или бигуди, невидимки, шпильки (можно с декорированными наконечниками в виде бусин или цветов), расческа с длинной тонкой ручкой, мусс для укладки волос, лак.

  1. Для придания романтического образа нужно накрутить волосы по всей голове на всю длину в направлении от лица. Это придаст объем прическе. Разделить локоны осторожно пальцами и уложить все пряди в направлении от лица, к затылку. Если волосы тонкие, нужно немножко начесать у корней для придания объёма.
  2. Затем пальцами аккуратно, не сильно натягивая пряди, оставляя красивые волны, собрать их свободно на затылке, закрепить невидимками по линии на уровне середины уха. Если не держатся невидимки, нужно еще подчесать в этом месте.
  3. Затем аккуратно взять локоны снизу, закрутить их в поперечный небрежный валик и закрепить красивыми шпильками.
  4. Несколько локонов нужно выпустить на висках и на шее. Прическу закрепить лаком.

Это очень романтичный образ, его часто использовали для прически на бал 19 века. Поэтому ее также можно делать на торжество.

Асимметричный пучок или гулька

Такая прическа 19 века смотрится изысканно и роскошно, её можно носить при посещении светских мероприятий. Для работы нужно то же самое, что и в предыдущих прическах.

  1. Накрутить волосы по всей длине, используя средства фиксации и термозащиту. Желательно беречь свою шевелюру от воздействия высоких температур, чтобы волосы выглядели здоровыми и блестящими. С ухоженными волосами любая женщина выглядит шикарно даже без объёмных укладок.
  2. Накрученные локоны осторожно разделить пальцами, не расчесывая. Аккуратно отделить затылочную часть, как в классической укладке, связать эту часть волос в объемный пучок или гульку (она должна быть не туго затянута, как бы небрежно схвачена) закрепить шпильками.
  3. Выпустить несколько локонов для придания романтичности. Можно сделать такую конструкцию асимметрично, с любой стороны.
  4. Пряди передней части немного взбить, если мало объема, подчесать у корня. Аккуратно, не растягивая, оставляя красивые волны, уложить назад и закрепить невидимками. Оставить легкие локоны на висках.

Заключение

Прически 19 века удивительно элегантны и способны удивить и очаровать своим видом многочисленных поклонников. Женщина с такой укладкой выглядит богиней и, соответственно, чувствует себя повелительницей мужских сердец. Красота - великая сила, тем более что достичь такого успеха можно достаточно легко в домашних условиях, самостоятельно.