В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Характерными признаками , позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском , служат:

  • обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
  • имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
  • заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (виды социальных рисков ).

  1. экономического характера (безработица);
  2. физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);
  3. производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);
  4. демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека.
Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его .

Государство, обеспечивающее своим , иностранцам и лицам без , находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.

Основные критерии (признаки) социального обеспечения :

  1. источники финансирования : за счет специальных фондов, образуемых государством (специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения);
  2. круг лиц, подлежащих обеспечению : общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе применительно к конкретным видам обеспечения (нетрудоспособные; лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; и т.д.);
  3. условия предоставления обеспечения : только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.);
  4. цели предоставления обеспечения : ближайшие, промежуточные, конечные. Так, при обеспечении женщины пособием по беременности и родам ближайшей целью является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед или после родов. Промежуточной целью является забота о здоровье матери и ребенка. Конечной целью является воспитание здорового поколения и рост народонаселения страны. Однако следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества. Действительно, жизненные ситуации, в которых оказывается гражданин, требуют от него, как правило, повышенных материальных затрат либо дополнительных физических, психических, нравственных усилий по сравнению с другими членами общества.

Социальное обеспечение - форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

  1. экономической;
  2. политической;
  3. демографической;
  4. социально-реабилитационной;
  5. профилактической.

Экономическая функция заключается:

  1. в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца;
  2. в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей);
  3. в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям;
  4. в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи).

Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления. Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС). Средства фондов являются федеральной собственностью.

Функции социального обеспечения - Это обусловленные его природой и целевым назначением направления воздействия на общество.

Между социальным обеспечением и обществом как системой и его элементами существует цепь связей. Общество и его составляющие воздействуют на социальное обеспечение. Это воздействие является первичным и определяющим. Одновременно имеет место цепь обратных связей: социальное обеспечение с помощью своих функций влияет на обусловливающие его факторы. Выполняя эти функции, социальное обеспечение представляет собой активный фактор развития общества.

Воздействие на общество осуществляется социальным обеспечением как целостной системой. В то же время каждая из основных сфер общества подвергается воздействию соответствующей функции. Поскольку общество подразделяется на пять основных сфер: экономическую, социальную, политическую, духовно-идеологическую и семейно-бытовую, - необходимо различать экономическую, социальную, политическую, духовно-идеологическую, демографическую функции социального обеспечения.

Экономическая функция социального обеспечения заключается в его положительном воздействии на экономику, на интересы и потребности людей как участников процесса производства. Она имеет сложную внутреннюю структуру и состоит из ряда взаимосвязанных подфункции: распределительной, обеспечительной и производственной.

С помощью распределительной подфункции происходит доведение до потребителей специфических материальных благ и услуг особым экономическим способом. Данная подфункция заключает в себе способы аккумуляции средств в особых фондах и их распределения на различные цели - это действия органов государства, органов местного самоуправления, организаций по отчислению денежных средств в фонды, предназначенные для социального обеспечения, но направлению указанных средств для выплаты пенсий, пособий, обслуживания пенсионеров и др.

Сущность обеспечительной подфункции состоит в поддержании достаточного уровня материального благосостояния лиц, для которых средства социального обеспечения (пенсии, пособия и проч.) являются источником существования, в предупреждении обнищания народа.

Производственная подфункция включает в себя стимулирование граждан к труду, а также повышение производительности труда, воспроизводства рабочей силы путем создания благоприятных условий для формирования способности к труду у несовершеннолетних и освобождения трудовых ресурсов от пожилых и нетрудоспособных работников. Тем самым социальное обеспечение способствует созданию рыночных отношений, проведению экономических реформ.

Социальная функция отражает взаимосвязь социального обеспечения и социальной подсистемы общества.

Социальное обеспечение направлено прежде всего на предупреждение, смягчение или устранение последствий наступления различных жизненных ситуаций. В зависимости от конкретной ситуации в социальной функции можно выделить защитную, реабилитационную и компенсационную подфункции.

Защитная подфункция заключается в защите граждан от неблагоприятных последствий наступления жизненных ситуаций (болезнь, инвалидность, старость и т.п.), а также от последствий перехода к рыночной экономике (безработица и т.п.). Это происходит путем выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, предоставления услуг и т.д.

Реабилитационная подфункция состоит в восстановлении физических и иных способностей нетрудоспособных, приспособлении их к труду. Она осуществляется с помощью таких видов обеспечения, которые помогают восстановлению трудоспособности граждан и вовлечению их в трудовую деятельность (пенсии по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов, снабжение их протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения и т.д.).

Компенсационная подфункция - это возмещение утраченного заработка или дохода, а также повышенных расходов в случае утраты заработка или дохода, снижения уровня материальной обеспеченности в связи с уходом па пенсию по старости, инвалидности, при потере кормильца, в случае рождения ребенка, при повышении розничных цен на предметы потребления, безработице и др.

В политическую функцию входит связь между социальным обеспечением и политикой, прежде всего социальной политикой. Социальное обеспечение служит средством, с помощью которого реализуются цели социальной политики. Его институты и учреждения способствуют практическому осуществлению социально-политических мероприятий, намеченных государством. Социальное обеспечение играет важную роль в решении ряда общих задач социальной политики в современный период: предотвращении дальнейшего снижения жизненного уровня населения, улучшении материального положения его различных групп и слоев, снижении роста социальной напряженности в обществе.

Духовно-идеологическая функция социального обеспечения обусловлена связью между социальным обеспечением и духовно-идеологической сферой общества. Социальное обеспечение взаимодействует как с социальной сферой в целом, так и с ее компонентами - различными формами и уровнями общественного сознания, прежде всего с идеологией, моралью, социальной психологией. Поэтому в составе данной функции можно условно выделить идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции.

Идеологическая подфункция составляет отношения между социальным обеспечением и идеологией. Идеология отражает воззрения классов и слоев общества на различные стороны жизни, в том числе и на социальное обеспечение, активно влияет на его характер и сущность. В свою очередь, эффективное социальное обеспечение положительно воздействует па сознание людей, укрепляет их доверие к государству.

Моральная подфункция охватывает связь между социальным обеспечением и этическими воззрениями, существующими в данном обществе. Существенное значение здесь имеют этические взгляды общества на отношение к малообеспеченным, детям, старикам, инвалидам. Социальное обеспечение включает предоставление материальной помощи экономически неактивным гражданам, обеспечение семей, потерявших кормильца, помощь в воспитании детей и т.д. Кроме того, благодаря моральной подфункции социальное обеспечение способствует укреплению нравственных начал в обществе.

Социально-психологическая подфункция основана на взаимосвязи социального обеспечения и социальной психологии. Для человека особое значение имеет уверенность в завтрашнем дне. Социальное обеспечение способствует реализации уверенности людей в будущем, их социальной защищенности, тем самым оказывая положительное воздействие па развитие социальной психологии.

Демографическая функция подразумевает воздействие социального обеспечения на демографические процессы, происходящие в обществе. Состояние социального обеспечения зависит от демографической структуры населения, характера демографических процессов. В свою очередь, социальное обеспечение оказывает активное положительное влияние на демографические процессы. В содержание демографической функции входит материальное стимулирование создания, развития и укрепления семьи, повышения рождаемости и др.

Метод права социального обеспечения

Метод правового регулирования - это совокупность приемов и средств, с помощью которых государство обеспечивает необходимое поведение участников правоотношений.

Признаки метода правового регулирования:

Порядок возникновения, изменения и прекращения правоотношений;

Юридическое положение участников правоотношений;

Характеристика установление прав и способов обеспечения исполнения обязательств;

* Способы обеспечения исполнения обязанностей. Социально-обеспечительные отношения возникают на основании

юридического фактического состава, который имеет три элемента: риск, волеизъявление лица, решение уполномоченного государством органа о назначении или отказе в назначении того или иного вида социального обеспечения.

Правовой статус участников социально-обеспечительных правоотношений характеризуется тем, что между ними нет ни отношений власти и подчинения, ни отношений равенства. Государство, в лице уполномоченных органов, выступает обязывающим субъектом, а лицо имеет право требовать от государства предоставления тех или иных видов социального обеспечения.

Большинство социально-обеспечительных отношений имеют не договорной характер. Условия, порядок, виды социального обеспечения определяются исключительно законодательством.

Санкции по праву социального обеспечения должны правовидновлюючий, а не штрафной характер.

Основные функции права социального обеспечения

Функции права бывают юридическими и общесоциальными.

К юридическим относятся: регулятивная и охранная.

Основная функция права - регулятивная. То есть основное назначение права социального обеспечения - регулировать общественные отношения по поводу получения материальных благ из специально созданных для этого фондов в случае наступления социального риска. Право социального обеспечения определяет цели и задачи государства в сфере социального обеспечения населения; тех, кто участвует в создании специальных фондов и осуществлении социальных выплат; виды социального обеспечения; условия предоставления того или иного вида социального обеспечения.

Охранительная функция заключается в воздействии норм этой отрасли прана на отношения с целью их охраны. Охранную функцию выполняют:

1) нормы права, запрещающие совершение или не совершение определенных действий;

2) санкции, применяемые к нарушителям; нормы, устанавливающие юридическую ответственность субъектов правоотношений.

К общесоциальных функций относятся:

1. Социальная. Эта функция касается права в целом (поскольку оказывает влияние на общественные отношения) и конкретизируется в функциях права социального обеспечения.

2. Политическая. Снятие социальной напряженности в обществе, обеспечения нормального уровня жизни людей путем предоставления пенсий, пособий, льгот, компенсаций, установления государственных социальных нормативов и стандартов.

3. Демографическая. Проявляется в том, что социально-обеспечительное законодательства направлено на обеспечение поддержки семьи, охраны материнства и детства.

4. Здравоохранения населения. Повышение уровня медицинского обслуживания, установление перечня и объема гарантированного уровня медицинской помощи гражданам.

5. Реабилитационная. Возобновление утраченного через определенные объективные обстоятельства социального статуса человека.

Система права социального обеспечения

В структуре права социального обеспечения выделяют общую и особенную части.

Общую часть формируют правовые нормы, определяющие основные права граждан в области социального обеспечения, государственные социальные стандарты и социальные гарантии, принципы социального обеспечения, организационно-правовые формы и виды социального обеспечения и др.

К особенной части права социального обеспечения включаются нормы, которые регулируют условия, основания и порядок предоставления отдельных видов социального обеспечения.

Особенностью системы права социального обеспечения является наличие подотраслей права, которые объединяют группы однородных отношений. Сейчас можно выделить подотрасль права общеобязательного государственного социального страхования, и право социальной помощи. Каждая из подотраслей имеет свою общую часть, свои принципы. Однако, они находятся в зоне действия общих положений целой отрасли права социального обеспечения. В состав каждой из подотраслей входят правовые институты.

Понятие и виды принципов права социального обеспечения Принципы права - это руководящие идеи, которые определяют содержание и направленность правового регулирования. Значение принципов заключается в том, что они в сжатом виде отражают существенные черты права. Однако, нельзя рассматривать принципы только как руководящие идеи, поскольку идеи - это категории правосознания или правовой. Идеи существуют независимо от воплощения в нормах. А принципы права, как и само право, существуют реально и объективно; будучи явлениями идеологическими, они одновременно существуют в самом праве.

Таким образом, правовые принципы (общие, отраслевые) непосредственно закрепляются в правовых нормах, или вытекают из их содержания. Те идеи, которые не закреплены в нормах права нельзя считать правовыми принципами. В современном законодательстве отраслевые принципы закрепляются в правовых нормах.

Различают общие и специальные принципы права социального обеспечения.

К общим относятся: 1. Законодательное определение условий и порядка осуществления социального обеспечения. Конституция Украины предусматривает, что только законами определяются основы социальной защиты, формы и виды пенсионного обеспечения. Законами определяются права человека в области социального обеспечения, основы социального страхования в Украине, его виды, способы аккумуляции и распределения средств на социальные нужды, утверждаются социальные стандарты, различные виды социального обеспечения и механизмы реализации права на определенный вид обеспечения.

Распространение права социального обеспечения на всех граждан. Украина устанавливает равную и одинаковую для всех возможность получения обеспечения в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы, а также в старости и в других случаях. Равенство и одинаковость означает отсутствие какой-либо дискриминации по признакам пола, расы, происхождения, языка, национальности, имущественного положения, должности и др. В статье 46 Конституции указано, что граждане имеют право на социальную защиту. А законодательство гласит, что каждое лицо. В наибольшем объеме этими возможностями пользуются граждане Украины, иностранцы - при наличии соответствующих международных соглашений, а беженцам предоставляются только отдельные виды социального обеспечения. В законодательстве не предусмотрено запретов на получение пенсий, пособий, услуг или льгот. Но принцип всеобщности не означает безусловности права на получение определенного вида социального обеспечения. То есть, определяются конкретные условия для получения конкретного вида социального обеспечения: уплата страховых взносов, наличие стажа, уровень дохода, законность пребывания на территории Украины. Доступность социального обеспечения означает, что законом установлены следующие требования для возникновения права на тот или иной вид социального обеспечения, которые не создают проблем в их получении. То есть должно быть минимальное количество документов, подтверждающих тот или иной юридический факт, который имеет значение для получения того или иного вида социального обеспечения.

Универсальность, множественность и дифференциация видов социального обеспечения. Множественность видов социального обеспечения обусловлена универсальностью социального обеспечения. Физическое лицо должно обладать обеспечения во всех случаях наступления нетрудоспособности и потери заработка при обстоятельствах, которые государство считает социально значимыми. Такими обстоятельствами нормы права признают старость (наступление пенсионного возраста), болезнь, трудовое увечье и тому подобное. Социальные риски, которые выступают юридическими фактами при возникновения, изменения и прекращения отношений в социальном обеспечении. Перечень не уменьшается, а наоборот, расширяется. В случае наступления того или иного социального риска государство придает лицу поддержку различным способами (пенсия, пособие, компенсация, льгота.) Содержание дифференциации заключается в том, чтобы улучшить материальное положение различных социально незащищенных категорий граждан. Существуют определенные факторы, которые влияют на работоспособность и порой приводят к потере заработка. Такими факторами являются возраст, пол, длительность и условия труда, местность, где проживает лицо и др. Все это находит отражение в содержании соответствующих правовых норм. Возникает необходимость предоставления дополнительных прав для отдельных категорий граждан, которые по независящим от них причинам не могут реализовать общую для всех норму. А это не что иное как льготы. Другим основанием для предоставления льгот есть особые заслуги гражданина. Осуществление обеспечения на уровне не ниже установленных в государстве социальных стандартов.

Функциями социального обеспечения признаются обусловленные целевым назначением направления воздействия на общество и его природой.

Между обществом как системой вместе с его элементами и социальным обеспечением имеется цепочка связей. На социальное обеспечение воздействует общество и его элементы. Такое воздействие является определяющим и первичным.

Но имеются и обратные связи: социальное обеспечение с помощью своих функций влияет и на обусловливающие его факторы. Социальное обеспечение, выполняя данные функции, выступает в качестве активного фактора развития общества.

Воздействие на общество осуществляется социальным обеспечением как целостной системой. Но при этом каждая из главных сфер может быть подвержена воздействию конкретной функции. Так как общество делится на пять основных сфер: социальную, экономическую, духовно-идеологическую, политическую и семейно-бытовую, - необходимо различать социальную, экономическую, духовно-идеологическую, демографическую, политическую функции социального обеспечения.

Классификация функций социального обеспечения

Экономическая функция социального обеспечения заключается в положительном его воздействии на потребности и интересы людей как участников процесса производства, на экономику в целом. Она имеет внутреннюю сложную структуру и состоит из ряда взаимосвязанных подфункций: обеспечительной, распределительной и производственной.

При помощи распределительной подфункции осуществляется доведение до потребителя специфических материальных услуг и благ особым экономическим способом. Такая подфункция включает в себя способы сосредоточения средств в фондах и их распределения на различные цели - это действия органов государства, организаций, органов местного самоуправления, по отчислению денежных средств в фонды, которые предназначены для социального обеспечения, но направлению указанных средств для выплаты пособий, пенсий и обслуживания пенсионеров.

Суть обеспечительной функции заключается в поддержании достойного материального благосостояния лиц, для которых средства социального обеспечения (пособия, пенсии) являются источником существования, чтобы предупредить обнищания народа.

Производственная подфункция заключает в себе повышение производительности труда и стимулирование граждан, освобождения трудовых ресурсов от нетрудоспособных и пожилых работников и воспроизводства рабочей силы путем создания благоприятных условий для формирования способности к труду у несовершеннолетних. Таким образом, социальное обеспечение способствует проведению экономических реформ и созданию рыночных отношений.

Социальная функция показывает взаимосвязь социальной подсистемы общества и социального обеспечения. Деятельность социального обеспечения направлена на смягчение, предупреждение и устранение последствий наступления различных жизненных ситуаций. В социальной функции, в зависимости от конкретной жизненной ситуации, можно выделить компенсационную, защитную и реабилитационную подфункции.

Компенсационная подфункция представляет собой возмещение утраченного дохода или заработка, а также повышенных расходов в случае утраты дохода или заработка, снижения уровня материальной обеспеченности в связи с уходом па пенсию по инвалидности, старости, в случае рождения ребенка, безработице, при потере кормильца, при повышении розничных цен на предметы потребления.

Защитная подфункция осуществляется путем защиты человека от неблагоприятных последствий наступления жизненных ситуаций, а именно: болезни, старости, инвалидности. Также от последствий перехода к рыночной экономике (к примеру, безработица). Все это происходит путем выплаты пособий, пенсий, материальной помощи и предоставления услуг.

Реабилитационная подфункция заключается в восстановлении физических и иных способностей нетрудоспособных, а именно, приспособлении их к труду. Такая подфункция будет осуществляться при помощи таких видов обеспечения, которые помогут восстановить трудоспособность гражданина и вовлечь его в трудовую деятельность (пособия по временной нетрудоспособности, пенсии по инвалидности, по родам и беременности, профессиональное обучение и трудовое устройство инвалидов, снабжение их средствами передвижения и протезно-ортопедическими изделиями).

В политическую функцию включается связь между политикой и социальным обеспечением, но прежде всего социальной политикой. Цели социальной политики реализуются с помощью такого средства, как социальное обеспечение. Его учреждения и институты способствуют практическому осуществлению социально-политических мероприятий, которые были намечены государством. Важную роль в решении ряда общих задач социальной политики в современный период играет социальное обеспечение: улучшает материальное положение его различных слоев и групп, предотвращает дальнейшее снижение жизненного уровня населения, снижается рост социальной напряженности в обществе.

Духовно-идеологическая функция характеризуется наличием связи между духовно-идеологической сферой общества и социальным обеспечением. Так как социальное обеспечение взаимодействует не только с социальной сферой, но и с ее элементами, а именно, различными уровнями и формами общественного сознания, но прежде всего с моралью, идеологией и социальной психологией. Таким образом, в составе этой функции можно выделить социально-психологическую, идеологическую и моральную подфункцию.

Социально-психологическая подфункция основывается на связи социальной психологии и социального обеспечения. Социальное обеспечение может поспособствовать реализации уверенности людей и их социальной защищенности в будущем, и, таким образом, оказывать положительное воздействие па развитие социальной психологии.

Идеологическая подфункция представляет собой взаимосвязь между идеологией и социальным обеспечением. Идеология отражает воззрения слоев общества и классов на разные стороны общественной жизни, также и на социальное обеспечение, оказывает активное влияние на его сущность и характер. В целом, эффективное социальное обеспечение благоприятно воздействует на сознание людей, укрепляя при этом их доверие к государству.

Моральная подфункция связывает социальное обеспечение с этическими воззрениями, которые существуют в обществе. Значение здесь имеют этические взгляды общества на отношение инвалидам, к малообеспеченным, старикам и детям. Социальное обеспечение оказывает материальную помощь экономически неактивным гражданам, обеспечивает семьи, которые потеряли кормильца, оказывает помощь в воспитании детей. Также социальное обеспечение благодаря моральной подфункции способствует укреплению нравственных начал в обществе.

Демографическая функция означает, что социальное обеспечение оказывает воздействие на демографические процессы, которые происходят в обществе. Так как от характера демографических процессов и от демографической структуры населения, зависит состояние социального обеспечения. Таким образом, социальное обеспечение оказывает активное благоприятное воздействие на демографические процессы. В содержание демографической функции входит укрепление и развитие семьи, материальное стимулирование ее создания, а также повышения рождаемости.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Социальное обеспечение обладает своими функциями. Под ними обычно понимается внешнее проявление свойств какого-либо объекта. Наличие функций позволяет ответить на вопрос: каково значение и предназначение социального обеспечения в жизни общества и государства?

В правовой литературе выделяют экономическую, производственную, политическую, социально-реабилитационную, демографическую, духовно-идеологическую, защитную функции социального обеспечения.

Экономическая функция социального обеспечения заключается:

а) в замещении заработка или дохода, связанного с трудом (или содержания), тем лицам, которые его утратили в силу всевозможных жизненных обстоятельств – в связи с возрастом, инвалидностью, потерей кормильца, болезнью, безработицей и др.;

б) в частичном возмещении дополнительных расходов, вызванных различными объективными причинами – рождением и содержанием ребенка, уходом за малолетними детьми и престарелыми гражданами, инвалидами и т.п.;

в) в оказании помощи и поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (бедность, сиротство, вынужденное переселение и пр.).

Источником финансирования для осуществления экономической функции являются средства, которые специально предназначены для социального обеспечения. Они аккумулируются (сосредотачиваются): в специализированных внебюджетных фондах социального страхования (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования); в федеральном бюджете , имеющем специальные статьи расходов на социальные нужды; в региональном бюджете (в бюджетах субъектов Российской Федерации); в фондах социальной поддержки населения. В будущем не исключается возможность появления подобных, специально выделяемых средств в бюджетах органов местного самоуправления.

Реализуется экономическая функция в ходе перераспределения средств вышеназванных источников. В реальной жизни эти средства предоставляются гражданам в соответствующих видах социального обеспечения – в пенсиях, пособиях, компенсациях и т.п.

Вне всякого сомнения, что достаточность средств в указанных источниках и их постоянное поддержание – это главная цель государства. От состояния объема таких средств зависит экономическая основа социального обеспечения, развитие его будущего. Логично предположить, что чем больше средств имеется в указанных источниках, тем выше будет размер социальных выплат. К сожалению, их уровень в настоящее время не отвечает требованиям многих международных норм, например Конвенции МОТ 1952г. о минимальных нормах социального обеспечения.

Отсюда вытекает главная задача государства – создание условий, при которых общество было бы заинтересовано в пополнении вышеуказанных источников. Это может достигаться разными приемами, применяемыми государством. Так, один из способов, с помощью которого решается данная задача, - это создание оптимального режима налогообложения для всех участников рыночных отношений, независимо от их организационно-правовых форм (организаций, индивидуальных предпринимателей и пр.).



Социальное обеспечение связано с общественным производством, влияет на него. Это влияние составляет его производственную функцию . Она выражается в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд. Мировой опыт также свидетельствует, что по мере все большего воплощения в жизнь, например, принципов обязательного социального страхования это влияние возрастает, поскольку усиливается стимулирующее значение социального обеспечения для повышения производительности труда и профессионального мастерства работающих.

Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться. Как в реальной жизни проявляется данная функция социального обеспечения? Рассмотрим на примере трудовой пенсии по старости. Страховая (трудовая) пенсия по старости, исходя из её сущности, - это денежная выплата, заработанная трудом, уплатой за счет работника обязательных страховых платежей. В самом её наименовании мы видим связь с трудом. Именно длительность труда, выражаемая в стаже работника, а соответственно и выплата страховых взносов должны определять в конечном итоге право на трудовую пенсию и её сумму.

Иными словами, право на пенсию напрямую зависит от участия граждан в общественном производстве, от их общественно полезной деятельности и соблюдения иных условий, установленных в правовых нормах.

В 1998 г. в деловой оборот было введено понятие – «страховой стаж». Его появление обусловлено проводимой пенсионной реформой. Главная её задача – создание эффективного механизма, который обеспечивал бы соответствие условий предоставления и размеров трудовых пенсий с учетом объема (доли) участия в обязательном пенсионном страховании каждого конкретного лица. Иными словами, размер трудовой пенсии должен зависеть от продолжительности периода страхования, т.е. внесения каждым застрахованным лицом страховых взносов от своих трудовых доходов, заработков и величины страховых взносов в ПФР.

В Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон о трудовых пенсиях) говорится, что страховой стаж – это суммарная продолжительность периодов работы и (или) деятельности, в течение которых уплачивались трудовые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Из данного определения видно, что новое пенсионное законодательство сохранило некоторую преемственность в учете видов общественно полезной деятельности и некоторых иных периодов в жизни граждан, засчитываемых в страховой стаж, когда они не работали и не занимались какой-либо общественной деятельностью.

На первый взгляд в принципиальном плане здесь ничего не изменилось, Однако анализ содержания норм, касающихся иных периодов времени, засчитываемых в страховой стаж, свидетельствует другое. Так, п. 1 ст. 11 Закона о трудовых пенсиях не содержит, например, упоминания о периодах подготовки к профессиональной деятельности в форме обучения в образовательных учреждениях различных типов. Исключение из страхового стажа этих и иных периодов общественно полезной деятельности может повлечь снижение качества труда, а в конечном итоге и уменьшение влияния данной функции социального обеспечения на производство. Ведь право на многие виды социального обеспечения (например, трудовые пенсии, страховые пособия, льготы) теперь уже может быть не обусловлено самой трудовой деятельностью и её продолжительностью. В свою очередь, уровень социального обеспечения уже в меньшей степени будет зависеть от самого труда, его характера и размера вознаграждения за него и т.д. В этой связи логично возникают такие вопросы: будет ли работник заинтересован в качестве своего труда, в наличии постоянного места работы, в стабильно повышающемся заработке? Скажется ли это в целом положительно на состоянии эффективности народного хозяйства страны, и особенно в тех отраслях и производствах, где был и остается недостаточно высокий уровень оплаты труда? Ранее действовавший принцип определения уровня пенсионного обеспечения можно было схематично представить так: длительный стаж – высокий заработок (трудовой доход) – высокий размер пенсии. Нынче действует иной принцип, установленный новым законодательством о трудовых пенсиях: больший заработок (доход) – большее отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (далее - ПФР) – страховой стаж – больший размер пенсии.

Подтверждением этому может служить следующая новелла. Согласно п. 2 ст. 6 и ст. 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон о пенсионном страховании) предусмотрено добровольное вступление лиц в правоотношения по одноименному пенсионному страхованию – как за себя, так и за другое физическое лицо. Мотивы здесь понятны – вовлечение дополнительных финансовых средств в ПФР и снижение числа лиц, претендующих на получение социальной пенсии, которая выплачивается тем, кто по каким-либо причинам не имеет права на трудовую пенсию, т.е. не выработал пятилетнего минимального страхового стажа. Для таких лиц в этом случае установлены страховые взносы в форме фиксированного платежа, вносимого другим лицом.

Подобные нововведения свидетельствуют о воплощении в российское пенсионное обеспечение принципа либеральной экономики – свобода выбора труда и свобода будущего пенсионного обеспечения. Как все это сочетается с основными функциями и принципами России как социального государства, как записано в Конституции 1993 г.? Не есть ли в этом противоречие? Следовательно, государство должно всесторонне и взвешенно подходить к принятию правовых решений, касающихся сферы социального обеспечения.

Политическая функция позволяет государству через систему социального обеспечения реализовывать основные направления социальной политики. (Социальная политика рассматривается как целенаправленное воздействие государства на усилия жизни людей с целью реализации конституционных положений, в которых говорится о достойном уровне жизни граждан.) Социальная политика осуществляется через меры социальной защиты населения и главным образом посредством части её системы – социального обеспечения.

Так, в 1999 г. введено новое основание для предоставления социального обеспечения в виде государственной социальной помощи – бедность. Появился новый субъект социального обеспечения – граждане, имеющие среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. (Таковых в России, по разным оценкам, насчитывается около двух третей от общей численности населения.) Число же обращающихся лиц за такой помощью не более одной четверти нуждающихся. Это свидетельствует о недостаточной эффективности данного способа борьбы с бедностью. Причин множество. Главная причина – это отсутствие государственной системы обеспечения доходов населения независимо от статуса граждан – трудоспособных или нетрудоспособных.

От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность, существующая в российском обществе на современном этапе, свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения пока еще не в полной мере отвечает потребностям большинства населения.

Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы – на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости или ее сдерживание.

Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности среди лиц пожилого возраста и инвалидов.

Отсутствие эффективной системы социальной помощи семьям с детьми, безусловно, влечет за собой существенное снижение рождаемости в стране. Как это происходит на практике? Рассмотрим на примере трудового стажа. Ранее действовавший закон РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривал включение в общий трудовой стаж периода ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до 3 лет и 70 дней, но не более 9 лет в общей сложности.

При закреплении такого правила руководствовались следующим. Биологически непосредственная связь между ребенком и матерью наиболее тесно сохраняется в первые два-три года жизни ребенка; физическое и нравственное здоровье ребенка закладывается именно в эти годы. Пребывание ребенка в семье экономически выгодно, так как не требует затрат на строительство новых и содержание имеющихся детских дошкольных учреждений и т.д. Этим самым государство, включая период ухода за ребенком в общий трудовой стаж, признавало особую роль такого подхода в решении проблемы простого воспроизводства населения в России. Следовательно, наличие в семье трех детей поощрялось через правовые институты трудового стажа и трудовых пенсий. Это подкреплялось и существовавшими тогда более высокими размерами пособий в связи с материнством, отцовством и детством.

Иное дело сейчас. С 1 января 2002 г. при назначении трудовых пенсий учитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. Последствия такого решения государства очевидны. Эффективность действия данной пенсионной нормы сомнительна, учитывая настоящую и будущую демографическую ситуацию в России. Кроме тог, необходимо признать тот факт, что государственная система социальной помощи семьям с детьми недостаточно развита и не отвечает современным требованиям. В итоге это может привести к еще более существенному уменьшению рождаемости в стране. Налицо снижение роли демографической функции социального обеспечения и недооценка возможных последствий.

Социальная (социально-реалибитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, смерти кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления имеющихся видов пенсий и пособий, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. На практике она должна выражаться, например, в следующем. Как известно, инвалидам трудно устроиться на работу в силу имеющихся у них ограничений. Следовательно, государство обязано создать такие всевозможные условия для того, чтобы они могли реализовать свою остаточную трудоспособность. Посредством данной функции осуществляется реабилитационное направление социального обеспечения. Целью реабилитации является восстановление (полностью либо частично) полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать и т.д.

Наряду с указанными выше функциями социального обеспечения в литературе выделяют другие функции. Защитная функция проявляется в предоставлении социального обеспечения граждан. Общество ставит задачу защитить их в трудной жизненной ситуации, оказать помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т.д.). Например, в результате ликвидации предприятия лицо осталось без работы. С помощью имеющихся видов социального обеспечения – пособия по безработице – он решает свои материальные трудности.

Также выделяется духовно-идеологическая функция социального обеспечения. В её состав входят идеологическая, моральная и социально-психологическая подфункции. Моральную подфункцию духовно-идеологической функции следует рассматривать в виде самостоятельной морально-этической функции социального обеспечения. Ведь в основу существования социального государства заложены моральные (нравственные) начала. Они по своей сути входят в содержание принципов, которые пронизывают отношения по социальному обеспечению. Социальное обеспечение как внешнее выражение должной деятельности социального государства осуществляет на практике его нравственное начало, воплощает его принципы. Это и дает нам основание определить возможность существования и выделения такой функции социального обеспечения.

На примере функций социального обеспечения видно, что от того, насколько государство учитывает их наличие, считается с их влиянием на общество, будет зависеть не только успешность проведения экономических и социальных реформ в стране, но и будущее России.