Словесные игры для детей средней группы
Дети среднего дошкольного возраста более активны в стремлении познавать окружающий мир. Это возраст «почемучек», когда у малышей интенсивно развивается мышление и речь, увеличивается запас слов, речь становится более связной и последовательной. Дети начинают выделять существенные признаки предметов, группировать предметы по материалу, качеству и назначению. Могут, например, объединить в одну группу различные овощи, цветы, деревья, одежду, посуду, игрушки и т. п. Они начинают понимать простейшие причинные связи, если встречаются с явлениями, знакомыми им из прошлого опыта, а в 4 года уже знают, что бывает, а чего не бывает, если рассказывать им о знакомых предметах и явлениях.
Воспитатель развивает любознательность детей, отвечая на их вопросы; побуждает к попытке самостоятельно находить ответ, наблюдая явления и производя действия с различными предметами. Он учит малышей сравнивать предметы по цвету, величине, форме, правильно называть их признаки; во всех видах игр поощряет активное речевое общение детей, расширяет их словарный запас, развивает связную речь.
Воспитатель проводит словесные игры, основываясь на накопленных у детей представлениях об окружающем. И в средней группе он продолжает руководить игрой, или лично участвуя, или наблюдая за ней. Но роль ведущего в игре все чаще поручается то одному, то другому ребенку.
Вначале воспитатель может использовать словесные игры, уже знакомые детям по младшей группе, целью которых было развитие речевой, умственной и двигательной активности, а затем уже приступать к играм с более сложным заданием.
В этом разделе и предлагается ряд таких разных игр, многие из них народные, известные воспитателям с детства, как «Гуси-гуси», «Где мы были, мы не скажем...» и др.
Игры проводятся как со всей группой, так и с небольшими группами играющих. Воспитатель поощряет самостоятельные словесные игры детей.
Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем
Цель игры.
Учить детей называть действие словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо), развивать творческое воображение, сообразительность.
Ход игры.
Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня мы поиграем в такую игру. Тот из вас, кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он спросит: «Где вы были? Что вы делали?» Мы ему ответим: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!» Выбирают водящего, он выходит.
Воспитатель изображает, что будто бы он пилит дрова. «Что я делаю?» - спрашивает он у детей. - «Дрова пилите». - «Давайте все будем пилить дрова».
Приглашают водящего. «Где вы были? Что вы делали?»- спрашивает он. Дети отвечают хором: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Дети и воспитатель изображают пилку дров, водящий отгадывает: «Вы пилите дрова». Для продолжения игры выбирают другого водящего.
Когда новый водящий выходит из комнаты, воспитатель предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать: умываться, танцевать, рисовать, рубить дрова, играть на пианино и др.
Воспитатель следит за правильностью употребления глаголов. В случае, если, отгадывая, ребенок неправильно употребляет форму глагола, говорит, например: «Вы танцеваете, рисоваете», воспитатель добивается, чтобы ребенок усвоил, как нужно сказать правильно. «Дети, что вы делаете? - спрашивает воспитатель. - Правильно сказал Вова?» Дети: «Мы рисуем». «Вова, скажи правильно, что делают дети», - предлагает воспитатель. Вова: «Они рисуют».
Мыши
Цель игры.
Развивать речевую и двигательную активность детей, вырабатывать реакцию на словесный сигнал.
Ход игры.
Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игр"ы: «Сейчас мы поиграем в игру «Мыши». Выберем мышек (выбирают 3-4 детей), они будут бегать по кругу, убегать из круга и снова вбегать в него. А мы с вами будем мышеловкой». Дети с воспитателем ходят по кругу и произносят такие слова:
Ах, как мыши надоели!
Все погрызли, все поели.
Всюду лезут - вот напасть!
Доберемся мы до вас.
Берегитесь вы, плутовки!
Как поставим мышеловки,
Переловим всех сейчас!
Дети и воспитатель держатся за руки, высоко поднимают их, пропуская мышек.
Когда воспитатель произносит слово «хлоп», дети опускают руки, не выпуская мышек из круга. Кто остался внутри, считается пойманным и становится в общий круг.
Воробушки и автомобиль
Цель игры.
Упражнять детей в правильном звуко-произношении, вырабатывать реакцию на словесный сигнал.
Ход игры.
Дети сидят на стульях в стороне от площадки, где будут летать воробушки. Воспитатель держит в руках руль и говорит: «Дети, это - руль. Я буду автомобилем. Автомобиль гудит: «У-у-у». Как сигналит автомобиль?»- «У-у-у», - повторяют дети. «Сейчас мы поиграем так, - продолжает воспитатель. - Я - автомобиль, а вы все - воробушки. Послушайте, я прочитаю о воробушках стихотворение:
Воробей с березы
На дорогу - прыг!
Больше нет мороза,
Чик-чирик!
Когда я скажу слово «прыг», вы встаете со стульев и попрыгаете тихонько на носочках по дороге (показывает на то место, где дети будут прыгать). Вместе со мной вы будете говорить: «Прыг, прыг, прыг». Когда я скажу «чик-чирик!», вы полетите, кто куда хочет, будете махать крылышками и чирикать: «Чик-чирик!» А как услышите сигнал автомобиля, летите в свои гнездышки».
После объяснения игры воспитатель вместе с детьми выполняет все движения, но не стремится выполнять движения первым. Пусть дети сами услышат слова «прыг», «чик-чирик» и начнут выполнять соответствующие движения.
Игра повторяется 2-3 раза. Затем, когда дети запомнят четверостишие, они могут играть самостоятельно.
Кто в домике живет?
Цель игры.
Закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки.
Ход игры.
Воспитатель делит детей на несколько групп (сначала на 3, потом на 4-5). Дети изображают знакомых им птиц или животных.
Каждая группа строит себе из стульев домик. Воспитатель говорит детям, что они будут находиться в своих домиках и кричать так, как кричит то животное, которое они изображают. Затем с каждой группой воспитатель повторяет те звуки, которые дети должны произносить. После этого он по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: «Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?» Дети отвечают: «Му-му-му», «Ме-е», «Мяу-мяу», «Бе-е, бе-е», «И-го-го», «Га-га-га», «Ко-ко-ко». Воспитатель отгадывает, кто же в домике живет.
Если дети произносят звуки недостаточно хорошо, т. е. недостаточно четко и громко, воспитатель просит их повторить. Если на вопрос: «Кто в этом домике живет?» - дети отвечают: «Мы» или «Кошечки, собачки», - воспитатель говорит: «А как кошечки мяукают?» и т. п.
Игра повторяется несколько раз, количество животных постепенно увеличивается.
Не следует менять роли детей на одном занятии: это их путает, они забывают, кого им надо изображать. Когда малыши усвоят правила игры, стучать в домики и отгадывать, кто там живет, может один из них.
Гуси
Цель игры.
Развивать у детей диалогическую речь, умение действовать по словесному сигналу, сочетать слова с действиями.
Ход игры.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Гуси»: «Вы, дети, будете гусями, а я вашей хозяйкой. Вы пасетесь вот здесь на травке (указывает место, где дети могут ходить, «щипать травку»), а в этом углу будет мой дом». Воспитатель объясняет детям ход игры.
Слова воспитателя:
| Действия детей:
|
Гуси продолжают щипать травку, гулять по лугу. Когда дети выучат текст, хозяйкой может быть кто-либо из детей. Гуси-гуси Цель игры.
Развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы речь их была выразительной. | |
Слова хозяйки гусей:
Ну, летите как хотите, | Ответы гусей: |
Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе. Когда волк поймает несколько гусей, хозяйка ищет их, а затем выручает, предлагая убежать от волка. Волк их ловит, но всех поймать не может, кто-то убегает. Сколько? Цель игры.
Развивать у детей слуховое внимание, умение действовать в соответствии с текстом, упражнять детей в счете. Гребцы сидят на лавочках | |
Слова: 2-е четверостишие 3-е четверостишие 4-е четверостишие | Движения:
|
Эта игра проводится в конце года. Так бывает или нет? Цель игры.
Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях. Примерные рассказы воспитателя:
Примечание. Вначале в рассказ следует включать только одну небылицу, при повторном проведении игры количество небылиц увеличивают, но их не должно быть больше трех. Зеркало Цель игры.
Развивать речевую и двигательную активность детей. Каравай Цель игры.
Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность. |
Слова:
| Движения:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эту игру хорошо проводить в дни рождения детей. Но можно вспомнить о том, что недавно был день рождения у Нины, у Светы, и первыми выбрать их в круг. Коршун Цель игры.
Упражнять детей в диалогической речи, учить быстро реагировать на словесный сигнал. Карусель. Цель игры.
Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал. Еле, еле, еле, Сначала пойдем медленно, а после слова «бегом» побежим по кругу. После того как я скажу слово «поворот», мы повернемся, возьмем веревку в левую руку и пойдем в другую сторону, произнося такие слова: Тише, тише, не спешите, Карусель начинает кружиться медленно, наконец останавливается. Когда карусель остановится, вы сходите с нее (кладете веревку на пол), бегаете по площадке, а по сигналу (удар в бубен, звонок) снова садитесь на карусель». Зайка Цель игры.
Развивать умение согласовывать движения со словами, действовать по словесному сигналу. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слова: | Движения:
Начиная со слова «хлоп», хлопают в ладоши. Начиная со слова «скок», прыгают на двух ногах на месте. Воспитатель хлопает в ладоши, и дети разбегаются по своим «домам». |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Что сажают в огороде? Цель игры.
Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание. Какое время года Цель игры.
Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, развивать слуховое внимание, быстроту мышления. Загадки Что подарили Наташе? Цель игры.
Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит. Добавь слово Цель игры.
Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве. А что потом? Цель игры.
Закрепить знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня. Когда это бывает? Цель игры.
Уточнить и углубить знания детей о временах года. Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое)? Цель игры.
Уточнить представления детей о величине предметов, учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма), развивать быстроту мышления. Словесные игры для детей младших групп
Кто из взрослых не замечал, как любят играть со звуком совсем маленькие дети? Ребенок еще не произносит слов, вдруг случайно вырывается звук, и вот малыш уже повторяет его на все лады - гулит. Сколько радости в глазах ребенка во время гуления!
|
Словесные игры для детей старшей и подготовительной к школе групп
Наблюдая явления природы и общественной жизни, участвуя в жизни семьи и детского сада, играя и приучаясь к организованным занятиям, дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) приобретают в меру своих возможностей сравнительно широкий круг знаний, которые должны составить основу последующего умственного развития и помочь им при обучении в школе.
Вместе с расширением круга знаний происходят изменения в характере умственной деятельности, возникают новые формы мышления. В основе выполнения ребенком умственной работы лежит процесс понимания, который строится на анализе и синтезе. В результате развития мышления анализ становится все более дробным, а синтез все более обобщенным и точным. Дети хотят понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины наблюдаемых явлений, их особенности. С развитием логического мышления развивается способность устанавливать, раскрывать разнообразные связи, существующие в действительности между предметами и явлениями и внутри каждого из них.
Детям б-7 лет свойственны большая любознательность, наблюдательность, пытливость, интерес ко всему новому, необычному. Самому отгадать загадку, высказать суждение, придумать рассказ или его конец, начало, обобщить предметы по определенным признакам - вот далеко не полный перечень интересных умственных задач, решаемых детьми этого возраста.
Решать головоломки, соблюдать определенные правила игры детям этого возраста увлекательнее, чем играть и выигрывать без выдумки и без усилия. Главным в умственной деятельности становится стремление узнать новое. Большее, чем раньше, место приобретают мотивы соревнования. У детей старшего дошкольного возраста появляются новые мотивы умственной деятельности, интенсивно развивается словесно-логическое мышление.
Что же представляет собой словесно-логическое мышление детей 6-7 лет?
Обобщение чувственного опыта, расширение кругозора в связи с образующимися представлениями создают возможность думать не только о непосредственно воспринимаемых предметах, но и об отсутствующих. В возрасте 6-7 лет ребенок при рассматривании картин, слушании рассказов, сказок, в различных видах деятельности может выделить, абстрагировать более или менее существенные признаки объектов, синтезировать их, обобщать, относить предметы к определенным категориям, классифицировать.
В пределах имеющегося опыта дети высказывают правильные суждения об окружающих предметах и явлениях, объединяют их между собой, переходят от общего к частному и от частного к общему, делают умозаключения, в которых правильно раскрывают доступные для них причинно-следственные и другие связи явлений, учатся замечать противоречия в своих рассуждениях и устранять их в зависимости от глубины знаний о предметах. Способность ребенка к таким разнообразным умственным действиям свидетельствует о том, что в этом возрасте у него активно развивается словесно-логическое мышление.
Словесные игры, имеющие целью развивать мышление детей, условно разделены на четыре группы. В. каждой группе определены общие мыслительные задачи. Так, например, известно, что сравнивать предметы детям легче, чем обобщать и классифицировать их, поэтому игры н^ сравнение предметов предлагаются раньше, чем на классификацию и обобщение. И внутри групп игры расположены по степени трудности игровых задач.
При проведении словесных игр со старшими детьми меняется и роль воспитателя: он больше советует, помогает, поощряет находчивых, больше уделяет внимания индивидуальной работе с детьми застенчивыми, медлительными, менее сообразительными.
Детям представляется большая самостоятельность не только в выборе самой игры, но и в творческом решении ее задач.
I. ИГРЫ, ВОСПИТЫВАЮЩИЕ УМЕНИЕ ВЫДЕЛЯТЬ СУЩЕСТВЕННЫЕ, ГЛАВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ, ЯВЛЕНИЙ
Что значит находить наиболее характерные признаки предмета? Это значит находить те признаки, которые отличают один предмет от других. Если, например, нужно указать, чем стол и стул отличаются друг от друга, то необходимо будет сказать об их назначении, т. е., что за столом едят, занимаются, работают и т. д., на стуле сидят. Но если нужно выделить признаки, отличающие стул от табуретки, то признак, что на стуле сидят, не будет главным, отличающим его от табуретки. Главным отличительным признаком в данном случае будет наличие спинки. Или, если сравнивать диван и стул, главным признаком, различающим их, будет то, что на стуле может сидеть один человек, а на диване - несколько.
Прежде чем приступить к играм первой группы, рекомендуется провести занятие-беседу. Содержание этого занятия сводится к следующему: воспитатель говорит детям, что людей окружает много предметов, что предметы бывают сходные и отличающиеся друг от друга, каждый имеет свою форму, цвет, он для чего-то нужен человеку и т. д. Предметы сами как бы рассказывают о себе. «Давайте придумаем, что могла бы рассказать о себе книга», - предлагает воспитатель.
Дети рассказывают: «Я сделана из бумаги, сшита из листиков, умею интересно рассказывать сказки, рассказы. У меня красивая обложка, яркие картинки». «Как интересно рассказала о себе книга! Мы сразу узнали ее»,- говорит воспитатель. Так можно предложить «рассказать о себе» телевизору, яблоне и т. д. Окончить занятие можно загадками об овощах, цветах, животных и др.
Когда воспитатель убедится, что дети поняли, как нужно описывать характерные признаки предметов, он предлагает игру «Отгадай-ка».
Отгадай-ка
Цель игры.
Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Ход игры.
Воспитатель напоминает детям, как они на занятии рассказывали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки, и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Выберите себе каждый какой-либо предмет и говорите за него. Только надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали, и говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате».
После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему (вместо камешка можно использовать ленточку, игрушку и т. д.). Ребенок встает и дает описание предмета, а затем пере-дает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет и передает камешек следующему играющему, чтобы тот отгадал.
Игра продолжается до тех пор, пока каждый не придумает свою загадку. Если игра проходит во время занятия и, значит, в ней принимают участие все дети группы, длительность ее будет 20-25 минут.
В процессе игры воспитатель следит за тем, чтобы дети при описании предметов называли их существенные признаки, которые помогли бы узнать предмет. Он может задать вопрос загадывающему: «Где этот предмет находится?» или: «Для чего нужен этот предмет?» Но спешить с наводящими вопросами не следует. Надо дать возможность ребенку самому припомнить предмет, его основные признаки и рассказать о них.
Дети дают такие описания предметов: «Деревянный, полированный, впереди стекло, может интересно рассказывать» (телевизор), «Железная, из прутиков, стоит па подоконнике, оттуда слышно пение птички (клетка), «Блестящий, с носиком, в нем кипяченая вода» (чайник).
Магазин
Цель игры.
Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию.
Ход игры.
Дети садятся полукругом перед столом и полочкой с различными игрушками. Воспитатель, обращаясь к ним, говорит: «У нас открылся новый магазин.
Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их сможете купить. Но чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам».
Короткой считалкой выбирают продавца. Первым покупает игрушку воспитатель, показывая, как надо выполнять правила игры. Воспитатель: «Товарищ продавец, я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть все дети». Продавец подает покупателю мяч. «Спасибо, какой красивый мяч!» - говорит воспитатель и с мячом садится на стул.
Продавец называет имя любого из играющих. Тот подходит и описывает игрушку, которую он выбрал для покупки: «А мне продайте, пожалуйста, такую игрушку: она пушистая, оранжевая, у нее длинный красивый хвост, узенькая мордочка и хитренькие глазки». Продавец подает игрушку лису. Покупатель благодарит и садится на место.
Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят себе игрушки.
Роль продавца могут выполнять несколько ребят поочередно.
Дети, «купившие» игрушки, играют затем с ними в комнате или на прогулке.
Игру в «магазин» лучше проводить после сна перед самостоятельными играми.
Воспитатель приносит в «магазин» и такие игрушки, с которыми дети давно не играли, чтобы пробудить интерес к ним, напомнить, какие они интересные, красивые.
Примечание. По такому же принципу проводится игра «Магазин цветов», где дети описывают комнатные растения, их листья, стебель, цветок.
Радио
Цель игры.
Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.
Ход игры.
Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня мы будем играть в новую игру, называется
она «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из нас, а мы по его рассказу узнаем, кто же из нас потерялся. Сначала я буду диктором, слушайте. Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, клетчатый фартук, в косичках белые ленты. Она хорошо поет песни, дружит с Верой. Кто знает эту девочку? Так воспитатель начинает игру, показывая детям пример описания. Дети называют девочку из своей группы. «А теперь диктором будет кто-нибудь из вас», - говорит воспитатель. Нового диктора выбирают при помощи считалки.
Воспитатель следит, чтобы дети называли наиболее характерные черты своих товарищей, как они одеты, чем любят заниматься, как относятся к друзьям.
Если диктор дал такое описание, что дети не смогли узнать товарища, все хором отвечают: «Нет такой девочки (мальчика) у нас!». И тогда диктор платит фант, который в конце игры выкупается.
Где был Петя?
Цель игры.
Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, активизировать речь детей.
Ход игры.
Вариант 1. Воспитатель говорит детям, что они будут играть в такую игру, которая заставит их вспомнить все, что они видели в своем детском саду: какие есть комнаты, кто в них находится, что стоит в каждой комнате, чем в ней занимаются.
Воспитатель рассказывает: «Давайте представим, будто в наш детский сад пришел новый мальчик Петя. Вместе со своей воспитательницей он пошел осматривать детский сад. А вот куда он заходил и что там увидел, расскажет Петя. От имени Пети будете рассказывать вы все по очереди. Не называйте комнату словом. Мы должны ее узнать сами по вашему описанию».
Если дети уже знакомы с играми «Отгадай-ка», «Магазин», «Радио», они должны самостоятельно, без помощи воспитателя дать описание отдельных комнат и труда взрослых детского сада.
Приводим примерные описания, данные детьми: «Петя зашел в комнату, где на полках лежало много чистого
белья. Мария Петровна гладила его, гудела стиральная машина». (Прачечная.) «Петя заглянул в комнату, где дети пели, танцевали, кто-то играл на пианино. Комната была большая, светлая». (Зал.)
Воспитатель предупреждает детей, что надо описывать только то, что Петя мог увидеть в здании детского сада. Если ребенок рассказал о том, чего нет в детском саду, он считается проигравшим.
Вариант 2. Можно усложнить эту игру. Воспитатель при ее повторении предлагает вспомнить, что мог увидеть Петя, выйдя на участок детского сада. Дети описывают участок, постройки, деревья, кустарники, выделяют признаки, отличающие участок одной группы от участка другой.
Воспитателю необходимо активизировать словарь детей, предлагая назвать одно и то же различными словами. Так, например, ребенок описал овощехранилище: «Петя спустился по лестнице и увидел на полочках банки с разными фруктами, соками, компотами: в мешках была морковь, а в большом ящике картошка. Там было прохладно». Дети отвечают: «Петя попал в подвал». Воспитатель предлагает подумать и сказать другими словами. Ответы детей могут быть такими: «На продуктовый склад», «В кладовую»,
«В овощехранилище».
Воспитатель подтверждает правильность ответов детей: «Да, помещение, куда заглянул Петя, можно назвать по-разному».
Вариант 3. Можно предложить более сложный вариант. Воспитатель говорит детям: «Мы с вами хорошо знаем наш город (или район), мы ходили с вами на экскурсию, видели, какие учреждения, здания, улицы есть в городе. А вот Петя только недавно приехал в наш город. Расскажите, где он уже побывал и что увидел. А мы отгадаем». Дети рассказывают о библиотеке, школе, кинотеатре, главной улице и т. д.
Воспитатель помогает детям выделить наиболее существенные отличительные черты описываемого объекта, уточняет знания детей. Например, Ира дала такое описание: «Петя зашел в дом. Там было много полок с книгами, люди стояли и рассматривали их». По этому описанию трудно догадаться, где же был Петя: в книжном магазине или в библиотеке? Воспитатель уточняет рассказ ребенка: «Книги там продавали или выдавали?» - «Выдавали». - «Куда же попал Петя?» Дети отвечают;
«В библиотеку». - «Что же было главным в описании Иры?» -спрашивает педагог. «То, что книги там выдавали». - «Кто выдавал книги?» - «Библиотекарь». - «А кто продает книги?»-«Продавец». - «Где работает продавец?»--«В магазине». Так воспитатель уточняет и углубляет знания детей об окружающем.
Можно использовать и другие варианты.
Вариант 4. Воспитатель рассказывает о том, что Петя уехал с родителями отдыхать. Дети должны рассказать, куда бы мог поехать Петя и что бы он мог там увидеть.
Например, было дано такое описание: «Петя приехал к бабушке. Пошел с ней гулять и увидел длинный-длинный сарай, в нем было много свиней. Там их кормили, они ели и хрюкали». Дети отвечают: «Петя побывал в колхозе».
Воспитатель, активизируя мышление детей, их словарь, предлагает подумать, можно ли ответить по-другому. Дети дают такие ответы: «Петя побывал на свиноферме, в деревне».
«Все ответы правильные», - подводит итог воспитатель.
Вариант 5. В следующий раз воспитатель предлагает детям подумать и сказать, что бы мог увидеть Петя, если бы он был путешественником. Дети рассказывают об Африке, Арктике и т. д., используя имеющиеся у них знания, полученные в детском саду и дома. Воспитатель уточняет и углубляет знания детей, стремится обогатить их словарь.
Вариант 6. Воспитатель говорит детям о том, что Петя очень любит читать книги, и предлагает: «Пусть он расскажет о каком-либо герое книги, а мы узнаем, какую книгу прочитал Петя». Предупреждает, что рассказывать можно только про тех героев, о которых читали всем в детском саду, иначе не все смогут отгадать.
Приводим несколько рассказов детей:
"
Маленькая девочка очень любила свою бабушку, она ходила к ней в гости в лес, носила ей пирожки и молоко, по дороге собирала цветы".
"Жили старики у самого синего моря. Старик ловил рыбу, а старуха его все время ругала, она была злая, привередливая".
«Дедушка был очень добрый. Наступила весна, растаял лед, речка разлилась, и зайцы не знали, куда им спрятаться. Он подплыл к ним на лодке и спас их».
Дети могут и сами придумывать игры про Петю. «Пусть Петя узнает, как называется эта песня», - предлагает Таня. Кто-либо из ребят или все вместе напевают слова песни, а водящий должен вспомнить ее название и автора. Воспитатель поощряет творческую самостоятельность. В конце игры он может предложить детям зарисовать то, о чем они рассказывали в игре «Где был Петя?».
Что это за птица?
Цель игры.
Учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.
Ход игры.
Эта игра требует большой предварительной подготовки. Дети наблюдают за птицами, обращают внимание на их особые приметы (например, на величину и длину клюва, ног, цвет перьев, на то, где эта птица живет, что она ест, как кричит или поет), по которым можно узнать, что это за птица.
Игра начинается с назначения водящего, который загадывает, что за птица прилетела. Свои загадки он произносит нараспев, а все остальные хором повторяют определенные слова (см. ниже). Вот, например, как в такой игре водящий описывает журавля:
Есть у меня птица
Вот такая, вот такая! -
показывает руками, какой величины у него птица. Все играющие говорят:
Водящий:
Крылья у птицы
Вот такие, вот такие! -
и показывает, широко раскинув руки, какие большие крылья у птицы. Все играющие:
Летит, летит птица, К нам летит!
Водящий:
Клюв у этой птицы Вот такой, вот такой!
Но водящий еще не уверен, что играющие узнали птицу. Он говорит, где живет птица, чем питается и т. д., и заканчивает вопросом:
Что это за птица к нам прилетела? Ну-ка догадайся, что это за птица?
На вопрос отвечают не все дети хором, а кто-нибудь один - на кого укажет водящий. Если ребенок ответит правильно, дети говорят:
Вот какая птица к нам прилетала! Вот какая птица к нам прилетела!
Тот, кто отгадал, становится водящим и дает описание той птицы, которую он загадал.
Если ответ ребенка был неправильным, водящий говорит ему:
Не такая птица к нам прилетела! Не такая птица к нам прилетела!
Потом он обращается к другому играющему и повторяет свой вопрос:
Что за птица к нам прилетела? Ну-ка догадайся, что это за птица?
Названный водящим может отгадывать только один раз.
Новый водящий описывает какую-нибудь другую птицу, у которой есть особые приметы, например орла, попугая, дятла, ворону, петуха, гуся.
Возможен и другой вариант этой игры. Дети дают описание различных зверей: тигра, зайца, лисицы, слона, оленя и многих других. Надо только изменить слова:
Есть у меня зверь Вот такой, вот такой!
Все приговаривают слова:
Бежит, бежит, зверь, К нам бежит! И т. д.
Да -нет
Цель игры.
Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.
Ход игры.
Вариант 1. Воспитатель сообщает детям правила игры и объясняет название. «Почему эта игра
так называется? Потому что мы с вами можем отвечать на вопросы водящего только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какой предмет в нашей комнате мы ему загадаем. Он придет и будет у нас спрашивать, где находится предмет, какой он, для чего нужен. Мы ему будем отвечать только двумя словами. Сначала водящим буду я. Когда я выйду из комнаты, Вова скажет вам, какой предмет он предлагает загадать. Потом вы позовете меня.
Воспитатель выходит, потом заходит в комнату и спрашивает: «Этот предмет на полу?» - «Нет». «На стене?»- «Нет». «На потолке?» - «Да». «Стеклянный? Похож на грушу?» - «Да». «Лампочка?» - «Да».
Взяв на себя роль первого водящего, воспитатель учит детей логично ставить вопросы. Он разъясняет: «Дети, вы заметили, как я спрашивала? Сначала я узнала, где находится предмет, а потом я узнала, какой он. Постарайтесь и вы так же отгадать».
Эта игра учит детей мыслить логично: если предмет не на полу, значит, он может быть на стене или на потолке. Дети не сразу делают правильные выводы. Бывает так: узнав, что этот предмет не на полу, ребенок продолжает спрашивать: «Стол?», «Стул?» Воспитатель в таких случаях помогает ребенку прийти к правильному умозаключению: «Ира, мы тебе ответили, что предмет не на полу. А где находится стул, стол?» - «На полу». «Нужно было их называть?» - «Нет». «Ты узнала, что предмет на стене. Посмотри, какие предметы на стене, и отгадай, что мы загадали», - предлагает воспитатель. «Он квадратный?»- «Да». «В рамочке?» - «Да». «На нем нарисованы цветы?» - «Да». «Картина?» - «Да».
Вариант 2. Можно предложить более сложный вариант. Воспитатель загадывает предмет, который находится за пределами комнаты: «Предметов, дети, очень много, и отгадать будет трудно, если вы не узнаете, на земле это или на небе, в доме или на улице, животное это или растение».
Если дети несколько раз играли в эту игру, они быстро начинают подбирать вопросы и отгадывать задуманный предмет. Например, дети загадали солнце. Миша-отгадчик задает такие вопросы: «В доме? На улице? В огороде? В лесу? На земле? На небе?» Узнав, что предмет на небе, он задает следующие вопросы: «Воздух? Тучи? Снег? Воробьи? Ракета? Самолет? Солнце?»
По его вопросам можно проследить ход логического мышления: узнав, что предмет находится на небе, он называет уже только те объекты, которые могут там быть.
II. ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ У ДЕТЕЙ УМЕНИЕ СРАВНИВАТЬ, СОПОСТАВЛЯТЬ, ДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
Прежде чем приступить к таким играм, воспитатель проводит с детьми занятие-беседу. В беседе он напоминает о том, что предметы, окружающие людей, очень разнообразны, в них есть и различия, и сходство. «Сейчас я назову два предмета, а вы расскажете, чем они отличаются друг от друга и чем похожи, - обращается он к детям. - Посмотрите на стол и стул и сравните их».
Обычно дети начинают называть признаки различия, это легче:
- На стуле сидят, на столе пишут, рисуют, едят.
- Стол больше стула, - продолжают они.
- У стола нет спинки, а у стула есть.
- У стола высокие ножки, а у стула - ниже.
- У стола есть крышка, а у стула сиденье.
«Вы сказали, чем похожи стол и стул или чем они не похожи?» - спрашивает воспитатель. - «Чем они не похожи».- «Правильно, вы назвали признаки различия, т. е. чем они отличаются друг от друга. А чем они похожи? Есть у них что-нибудь общее, похожее?» Эту задачу детям решить труднее, и поэтому воспитатель может помочь им дополнительными вопросами: «Посмотрите, из чего сделаны стол и стул, какого они цвета» и др.
Дети отвечают:
- У стола и стула одинаковый цвет. Они желтые.
- И стол и стул сделаны из дерева.
- У них острые углы.
- У стола и стула по четыре ножки.
- И стол и стул - это мебель.
Воспитатель подводит итог: «Сейчас вы назвали признаки сходства, т. е. чем похожи друг на друга стол и стул. Значит, эти предметы чем-то похожи и чем-то отличаются один от другого. Вы сами это заметили. А теперь сделаем по-другому. Я вам расскажу о двух предметах, назову, чем они отличаются друг от друга и чем они похожи, а вы постарайтесь узнать их по моему описанию». И воспитатель дает, например, описание двух домашних животных -коровы и лошади. Затем он предлагает детям рассказать о двух предметах, назвать, чем они отличаются и чем похожи. Остальные дети будут отгадывать.
Это задание трудное, оно не сразу выполняется деть-ми правильно, и воспитателю приходится уточнять описания детей, помогать им. Например, ребенок загадывает: «Одно дерево колючее, а другое - не колючее». Воспитатель уточняет: «У колючего дерева маленькие иголки, у второго дерева кора гладкая, белого цвета». После уточнения дети могут отгадать, что это ель и береза.
Когда дети усвоят, как находить признаки сходства и различия предметов, воспитатель предлагает им игру «Похож - не похож».
Похож - не похож
Цель игры.
Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию.
Ход игры.
Воспитатель, посадив детей в кружок или за столы, предлагает им поиграть в новую игру, которая называется «Похож - не похож».
Обращаясь к детям, он говорит: «Помните, мы с вами учились описывать два предмета, рассказывать, чем они похожи и чем отличаются? Сегодня мы поиграем так. Каждый задумает два предмета, вспомнит, чем они отличаются друг от друга и чем похожи, и расскажет нам, а мы отгадаем. Вспоминайте (пауза). У меня в руках камешек, кому я его положу, тот и будет загадывать».
Получивший камешек загадывает загадку, например такую: «Два цветка, один с белыми лепестками и желтой серединой, другой розовый, с красивыми душистыми лепестками, с колючками. Один полевой, другой растет на клумбе». Загадывающий после небольшой паузы передает камешек любому из играющих. Тот должен быстро ответить и загадать загадку. Если отгадчик ошибся, он платит фант, который выкупается в конце игры.
Примеры загадок, придуманных детьми.
Галя. «Ползли два жука. Один маленький, красненький, с черными точечками, а другой большой, коричневого цвета. Один совсем не жужжит, а другой сильно жужжит» (божья коровка и майский жук).
Ира. «Животные, оба проворные. Одно серого цвета, другое - рыжего. Живут в лесу, одно в норе, а другое просто так бегает. Одно любит петушков, а другое нападает на стадо» (лисица и волк).
Сережа. «Две машины. Одна пашет землю, другая возит грузы. Одна громко трещит, а другая идет тихо (трактор и грузовик).
Воспитатель предлагает в следующий раз выбирать для сравнения предметы с менее заметными признаками различия. Дети понимают это задание и дают описание, например, кошки и котенка, ели и сосны, дивана и скамейки и др.
Дети старшего возраста любят игры в небылицы.
В процессе этих игр у них развивается связная, образная речь, воспитывается понимание юмора, умение самому пошутить. Эти игры повышают интерес детей к приобретению новых знаний.
Перед тем как проводить игру, воспитатель выясняет, знают ли дети, что такое небылицы, где они их слышали. Дети отвечают, что небылица - это выдумка, то, чего не бывает в жизни, небылицы часто встречаются в сказках. Если они не смогут ответить, воспитатель сам скажет им об этом.
Он предлагает детям рассказать какую-нибудь небылицу из знакомых сказок. Дети вспоминают: «Красная Шапочка не могла выйти живой из брюха волка», «Гуси не могут унести на крыльях Иванушку», «Рыбка не может делать чудеса», «Звери не умеют разговаривать» и т. д.
После того как дети научатся замечать небылицы, воспитатель читает им произведение с небылицами, знакомит их с занимательным содержанием. Бывает так, что у ребят возникают вопросы, на которые воспитатель сразу не может дать ответ, например: плавают ли слоны, заправляют ли ракету бензином и т. п. В таких случаях он обещает детям рассказать об этом завтра и, выяснив для себя, что требовалось, на следующий день обязательно дает им правильный ответ. Иначе у ребят пропадет интерес к таким играм.
При проведении игры следует брать не все произведение, а лишь часть его. Первоначально отрывок может содержать 2-3 небылицы, а затем их может быть больше. Опыт проведения игр показывает, что дети могут запомнить и назвать 6-7 небылиц, содержащихся в отрывке. Исходя из этого, воспитатель самостоятельно разбивает произведение на смысловые части.
Кто больше заметит небылиц?
Цель игры.
Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
Ход игры.
Дети садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки. Воспитатель объясняет правила игры: «Дети, сейчас я прочитаю вам стихотворение Корнея Чуковского «Путаница»1. В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит еще одну небылицу - положит вторую фишку рядом и т. д. Кто заметит больше небылиц, тот и выиграет. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу».
Сначала читается небольшая часть этого стихотворения. Читается стихотворение медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами.
После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница». Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные им небылицы. Дети, у которых больше фишек, называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.
Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, так как игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру. В конце игры следует похвалить тех детей, которые заметили больше небылиц и правильно их объяснили.
Придумай небылицу
Игра проводится после того, как с детьми неоднократно проводили предыдущую игру.
Цель игры.
Учить детей придумывать самостоятельно небылицы, включая их в свой рассказ, развивать фантазию детей.
Ход игры.
Вступлением к игре служит такая беседа воспитателя: «Писатели, поэты создали много интересных смешных стихов, сказок, рассказов. Мы с вами немало их прочитали. А ведь мы можем и сами попробовать придумать смешной рассказ. Вот послушайте, какой рассказ-небылицу придумала я...»
Примерный рассказ воспитателя:
«Утром, когда солнце село, я встала и пошла на работу. Подошла к детскому саду и увидела там детей. Я сказала им «до свидания». Все весело мне ответили: «До свидания». Мы пошли в детский сад, зашли в комнату, вытерли ноги и сразу сели за стол завтракать».
Дети слушают внимательно, а потом называют небылицы. «А теперь постарайтесь сами придумать рассказ с небылицами. Мы будем слушать и замечать небылицы»,- предлагает воспитатель.
Приводим примеры рассказов-небылиц, придуманных детьми: «Жила в лесу девочка. Была у нее волшебная палочка. Прискакал к ней зайчик без усиков с короткими ушками. Она хотела до него дотронуться, а зайца как не бывала. Посмотрела она туда, сюда - нет зайца. Подняла она глаза вверх, а заяц сидит на верхушке сосны и смеется».
«Один человек вышел из дома и пошел гулять. У реки он увидел лодку. Сел в нее, поплыл. Лодка перевернулась, и человек упал на дно. Идет по песку на дне, смотрит - навстречу акула. Она его проглотила, а он распорол ей брюхо и вылез».
Цель: развивать сообразительность и наблюдательность детей.
Ход игры. Выбирается водящий. Он выходит за дверь. Оставшиеся дети договариваются, какие движения они будут делать. Потом приглашают водящего.
Ведущий. Здравствуйте, дети!
Где вы были,
Что вы делали?
Дети. Где мы были, мы не скажем,
А что делали – покажем.
Если водящий отгадал выполняемое детьми движение, то выбирается новый водящий. Если не смог отгадать, снова водит.
Огурцы».
Цели: развивать быстроту реакции, внимание; закрепить знания об употреблении огурцов в пищу.
Ход игры. Игру проводят на игровой площадке, которая в данном случае будет «огородом». Дети ходят в колонне друг за другом по всему «огороду», произносят слова и выполняют соответствующие движения:
Вырастали на грядке Дети ходят в колонне.
Зеленые прядки, Переход в полуприсед.
Прятались в них огурцы. Приседают.
А солнце пригрело, Встают, поднимают руки вверх.
Вмиг пожелтели. Руки опустили.
Но в бочке они хороши!
После слова хороши дети бегут и занимают место в «бочке» (нарисованном круге или обруче) по пять человек. Кто остался вне «бочки», тот называет блюдо, приготовленное из огурцов. В конце игры воспитатель привлекает детей к оценке выполнения движений, отмечает, как быстро ребята действовали по сигналу, что узнали они об огурцах в этой иг
Вратарь».
Цели: закрепить умение ориентироваться в пространстве; развивать быстроту реакции, точность движения.
Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.
Ребенок. Вратарем зовусь не зря:
Мяч всегда поймаю я.
Взрослый: Раз, два, три,
Справа (слева, прямо) мяч смотри!
Напои лошадку».
Цель: развивать ловкость движений.
Ход игры. Ребенок становится на расстоянии 4–5 метров от игрушки лошадки. Ему дают в руки ведерки и завязывают глаза. Надо подойти к лошадке и «напоить» ее из ведра (поднести ведерко к морде лошади
Бабочки, лягушки и цапли».
Цель: развивать подражательные движения.
Ход игры. Дети свободно бегают по площадке. По сигналу воспитателя они начинают подражать движениям бабочек (машут руками), лягушек (опускаются на четвереньки и скачут), цапель (замирают, стоя на одной ноге). Как только воспитатель произносит: «Снова побежали», дети начинают бегать по лугу в произвольном направлении.
Угадай, какой наш дом?».
Цель: описать деревья и найти их по описанию.
Ход игры. Из группы детей выбирается водящий, остальные дети делятся на две группы. Каждая подгруппа выбирает себе дерево, описывает его водящему, а он должен узнать растение и назвать «дом», в котором «живут» дети.
Например, дети говорят хором: «Угадай, какой наш дом, все расскажем мы о нем». Затем один из детей дает описание: называет цвет ствола, вспоминает о высоте дерева, форме, величине листьев, плодах и семенах.
СПИСОК НАРОДНЫХ ИГР ПОДГ ГР
Русская народная игра «Волк».
Русская народная игра «Блуждающий мяч».
Башкирская народная игра «Липкие пеньки».
Белорусская народная игра «Ванюша и лебеди».
Удмуртская народная игра «Водяной».
Кавказская народная игра «Перетягивание».
Мордовская народная игра «Круговой».
Игра народов Севера «Перетяни».
Кавказская народная игра «Жмурки-носильщики».
Татарская народная игра «Угадай и догони».
Русская народная игра «Ключи».
Игра народов Севера «Я есть».
Русская народная игра «Стадо».
Белорусская народная игра «Прела-горела».
Белорусская народная игра «Колечко».
Дагестанская народная игра «Подними игрушку».
Казахская народная игра «Платок с узелком».
Русская народная игра «Снежная баба».
Бурятская народная игра «Иголка, нитка и узелок».
Грузинская народная игра «День и ночь».
Бурятская народная игра «Волк и ягнята».
Дагестанская народная игра «Надень шапку».
Белорусская народная игра «Заяц-месяц».
Грузинская народная игра «Дети и петух».
Татарская народная игра «Хлопушки».
Татарская народная игра «Перехватчики».
Татарская народная игра «Лисички и курочки».
Игра народов Севера «Пятнашка на санках».
Игра народов Севера «Ловля оленей».
НАРОДНЫЕ ИГРЫ
ПОДГ. ГР
Русская народная игра «Пчелки и ласточка».
Цель: развивать ловкость, быстроту движения.
Ход игры. Играющие дети – «пчелки» – сидят на корточках. «Ласточка» – в своем «гнезде».
Пчелки (сидят на поляне и напевают).
Пчелки летают, медок собирают!
Зум, зум, зум! Зум, зум, зум
Ласточка. Ласточка летает,
Пчелок поймает!
«Вылетает» и ловит «пчел». Пойманный становится «ласточкой».
Русская народная игра «Капуста».
Цель: развивать двигательную активность детей.
Ход игры. Круг – это огород. В середине складывают платки, обозначающие капусту. «Хозяин» садится рядом с «капустой» и говорит:
Я на камешке сижу,
Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу.
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибегали
Волки и синицы, бобры и куницы,
Заяц усатый, медведь косолапый.
Дети стараются забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает – из игры выбывает. Участник, который больше всего унес «капусты», – победитель.
Русская народная игра «Мячик кверху».
Цель. развивать умение попадать в мишень.
Ход игры. Играющие встают в круг, водящий идет в середину круга и бросает мяч, говоря: «Мячик кверху!» Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе к нему. Игрок, в которого попал мяч, становится ведущим.
Надежда Люмпанова
Занятие по развитию речи для детей 2–3 лет. Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»
Дидактическая игра «Где мы были , мы не скажем , а что делали , покажем »
Цель : поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации ; объяснить, как выбирают водящего с помощью считалки; активизировать в речи детей глаголы .
Ход занятия
Воспитатель объясняет правила игры : «С помощью считалки выберем водящего, затем попросим его выйти из комнаты. Пока водящий отсутствует , мы договоримся что и как будем изображать. Когда водящий вернется, он спросит : «Где вы были , девочки и мальчики? Что вы делали ?» Что спросит водящий? Мы ему ответим так : где мы были , мы не скажем , а что делали , покажем ». Что мы ответим водящему?»
Воспитатель подзывает к себе двух детей и молча , выполняет с их помощью роль парикмахера. Спрашивает, что он сейчас делал . Дети говорят, что он изображал парикмахера («Дениса вы стригли, а Оленьку причесывали» ) .
С помощью считалки педагог выбирает водящего из числа старших детей :
Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто ее возьмет –
Тот и вон пойдет.
В процессе игры воспитатель вначале советует, что и как можно изобразить. Когда дети освоятся, он только подсказывает, что изобразить, а как это сделать , они решают сами.
Возможны импровизации такого содержания : малыши проснулись, потянулись, начали умываться; дети в лесу собирают ягоды : одну - в роток, другую – в кузовок; дети на музыкальном или физкультурном занятии ; дети рисуют красками; дети кормят телят (в сценке участвуют 2 ребенка, цыплят и т. п.
Каждый очередной водящий выбирается из числа желающих с помощью считалки.
Цель игры : научить детей выделять характерные черты какого-либо действия и изображать само действие при их помощи; научить детей распознавать через пантомиму смысл изображаемого действия.
Возраст : от 3 лет.
Ход игры: при помощи считалки выбирается водящий, которому предлагается выйти в другую комнату. Оставшиеся дети договариваются между собой, какое действие они будут изображать. Водящий возвращается и задает вопрос:
– Где вы были? – дети отвечают:
– Мы не скажем!
Водящий спрашивает:
– А что делали?
– Мы не скажем, мы покажем!
Дети изображают задуманное действие, водящий должен отгадать, что именно делают дети. Изображать задуманное действие могут все дети или только некоторые из них. Затем при помощи считалки выбирается новый водящий, и игра продолжается. Если водящий не смог угадать, что было изображено, ему говорят правильный ответ, и он продолжает водить. Педагог должен обратить внимание на то, чтобы застенчивые дети не остались в стороне во время игры.
Кто пришел?
Цель игры : научить детей выделять характерные черты в поведении людей и уметь изображать эти черты действиями; научить детей определять людей по характерным признакам поведения.
Возраст : от 3 лет.
Ход игры: при помощи считалки дети выбирают водящего. Педагог сообщает ребенку, кого он должен изобразить, и он выходит из помещения. Затем ребенок возвращается в комнату, стучит в дверь. Остальные дети спрашивают:
– Кто пришел?
Ребенок отвечает:
– Не скажу, а покажу.
Водящий начинает изображать кого-то, остальные дети должны угадать, кого именно он хочет изобразить. Например, водящий изображает маму: делает вид, что открывает дверь ключом, готовит ужин, кормит им куклу, моет посуду, укладывает куклу спать. Ребенок, первым угадавший задуманного персонажа, становится новым водящим. Педагог может помогать детям в проведении игры, если водящий ребенок затрудняется с выполнением действий, педагог может задавать наводящие вопросы. Если в игре принимают активное участие одни и те же дети, а застенчивые малыши остаются в стороне, педагог может немного изменить правила и предложить выбор нового водящего при помощи считалки или по своему усмотрению.
Что это такое?
Цель игры : научить детей выделять характерные признаки предметов и изображать эти предметы; научить детей отгадывать изображаемые при помощи пантомимы предметы.
Возраст : от 3 лет.
Ход игры: педагог предлагает детям разделиться на команды с небольшим количеством человек (4–6 детей в каждой группе). Каждая команда получает задание изобразить какой-либо предмет, команды-соперницы должны угадать, что именно было задумано. Изобразить обычный предмет не всегда бывает просто, поэтому педагог предлагает такие предметы, в которых можно легко выделить отличительные признаки или предметы, находящиеся в определенной заданной ситуации, например, автобус с людьми, стиральную машину, пылесос, подъемный кран и т. д. Педагог должен обратить пристальное внимание на застенчивых детей, принимают ли они участие в игре в полной мере или наблюдают за игрой со стороны.
Какая оценка?
Цель игры : научить детей изображать различные по силе проявления эмоций.
Возраст : 5–6 лет.
Ход игры: педагог объясняет детям правила игры: водящий ребенок должен изобразить, какие эмоции испытывает ребенок, получивший определенную заданную оценку. Ребенок, получивший пятерку, изображает бурную радость, получивший четверку – радуется умеренно, получивший тройку – изображает печаль, двойку – грустит, получивший единицу изображает сильно расстроенного человека. Дети выбирают водящего при помощи считалки, педагог в тайне от остальных сообщает ребенку оценку, «которую он получил», ребенок изображает проявление эмоций, остальные дети пытаются определить, получение какой оценки изображал ребенок. Педагог в процессе игры отмечает самых артистичных детей, поощряет застенчивых. Игру целесообразно проводить в группах детей старшего дошкольного возраста.
Изобрази эмоции
Цель игры : научить детей изображать заданные эмоции, такие как грусть, радость, восторг, скука, плач, веселье и т. д.
Возраст : от 3 лет.
Ход игры: дети при помощи считалки выбирают водящего. Педагог в тайне от других детей называет водящему эмоцию, тот воспроизводит ее при помощи мимики и жестов. Остальные дети угадывают, что именно изобразил водящий. Ребенок, первым назвавший правильный ответ, становится новым водящим. Для детей младшего дошкольного возраста задание можно задавать в ситуативной форме: например, педагог называет условную фразу: «Буратино радуется (грустит, скучает и т. д.)».
Как меня зовут
Цель игры : познакомить детей друг с другом, помочь в запоминании имен.
Возраст : от 3 лет.
Ход игры: дети встают в круг и берут друг друга за руки. Один из детей начинает игру. Он называет свое имя. Стоящий рядом с ним ребенок продолжает игру – называет имя первого ребенка, затем добавляет свое. Следующий ребенок должен назвать имя первого ребенка, затем второго, затем добавляет свое. Все последующие игроки продолжают игру, называя цепочку из имен детей, стоящих перед ними, и свое собственное имя. В зависимости от возраста детей цепочка может состоять из разного количества имен. Для детей трехлетнего возраста цепочка не должна превышать трех имен, для семилетних – не более пяти имен.
Хорошие слова
Цель игры : научить детей говорить друг другу теплые слова.
Возраст : от 3 лет.
Ход игры: педагог рассказывает детям историю: «В одном далеком городе дети стали говорить много плохих слов, а хорошие совсем забыли. Хорошие слова очень устали сидеть без дела и решили уйти из этого города в другие места, где дети не забывают их. А в этом городе началось что-то страшное. Дети стали обзываться, совсем перестали дружить, учителя в школе и воспитатели в детских садах совсем перестали хвалить детей, мамы и папы стали только ругать своих малышей. Очень тяжело пришлось деткам, и пошли они искать хорошие слова, чтобы просить их вернуться в их город. Очень долго дети искали эти слова и, наконец, нашли. Хорошие слова очень обрадовались, что они снова стали нужны детям, и с радостью вернулись. Но теперь, стоит кому-то сказать плохое слово, все тут же вспоминают, как хорошие слова уходили из города, и всем сразу уже не хочется ругаться. Давайте вспомним хорошие слова, которые мы знаем, и скажем их друг другу». Дети, обращаясь к другим, называют добрые слова, которые им знакомы.
Комплименты
Цель игры : научить детей находить друг в друге хорошие черты, говорить друг другу комплименты и приятные вещи.
Возраст : от 4 лет.
Ход игры: предварительно педагог объясняет детям значение слова «комплимент» и рассказывает, для чего люди говорят друг другу комплименты. Затем педагог предлагает детям встать в круг и берет в руки мяч. Педагог обращается к одному из детей, говорит ему какой-нибудь комплимент и бросает мяч. Комплименты должны быть конкретизированными, быть чем-то обоснованы. Вместо: «Саша хороший» стоит сказать: «Саша щедрый, он всегда делится игрушками с другими ребятами». Ребенок должен «поймать комплимент», т. е. поймать мяч и вернуть его педагогу. Игра продолжается некоторое время, пока все дети не получат свой комплимент, затем ее правила могут измениться. Ребенок, «поймавший комплимент», выбирает одного из детей, говорит ему свой комплимент и бросает мяч. Тот ловит мяч и, в свою очередь, говорит комплимент следующему. Педагог мягко корректирует и направляет игру детей, помогает детям в случае затруднений. Игра не должна проводиться в быстром темпе, дети должны успеть обдумать комплимент, который они хотят произнести.
Самый лучший
Цель игры : научить детей находить друг в друге положительные черты, говорить друг другу комплименты.
Возраст : от 3 лет.
Ход игры: заранее готовится «трон», например, кресло, обтянутое красивой тканью. Над троном крупными яркими буквами изображена надпись: «САМЫЙ ЛУЧШИЙ». Дети рассаживаются на стулья. При помощи считалки выбирается водящий, который занимает место на троне. В течение нескольких минут (время регулируется педагогом) остальные дети объясняют, почему этот ребенок самый лучший, придумывают уменьшительно-ласкательные производные его имени. По окончанию водящий выбирает следующего ребенка, который займет трон. Педагог может подсказать, что можно поблагодарить детей за комплименты и попросить ребенка описать свои эмоции, которые он испытывал, находясь на этом троне. Все дети должны по одному разу побыть на троне. В этой игре застенчивые дети не должны находиться в числе первых игроков, необходимо дать им время освоиться и привыкнуть к мысли, что вскоре ему придется оказаться в центре внимания. Конечно же, педагог должен объяснить детям, что недопустимо говорить обидные слова; что очень неприятно публично выслушивать неприятные для себя вещи, и что если кого-то не устраивает что-либо в поведении других детей, лучше сказать это с глазу на глаз в тактичной и мягкой форме. Если стеснительный ребенок категорически отказывается садиться на трон, не стоит его заставлять, можно предложить ему принять участие попозже, возможно, он изменит мнение. Педагог может сказать ребенку, что напрасно он отказывается играть, ведь воспитатель давно хотел сказать ему, как ценит в этом ребенке... (педагог называет качество ребенка, характеризующее его с положительной стороны), и сейчас представился отличный случай. Застенчивые дети могут просто побояться услышать о себе что-либо нелестное.
Розовые очки
Цель игры : помочь детям разглядеть друг в друге положительные черты, повышение самооценки и хорошего настроения у детей.
Возраст : от 3 лет.
Ход игры: игра проводится в небольшой группе детей. Педагог объясняет детям смысл выражения «розовые очки» – это выражение подразумевает, что человек видит окружающее в «розовом свете», т. е. только хорошее, не замечая всего неприятного и негативного. Педагог одевает заранее приготовленные очки с розовыми стеклами, глядя на каждого ребенка, дает ему краткую положительную характеристику, описывает его сильные стороны и достоинства. После этого педагог может предложить каждому ребенку надеть очки и посмотреть вокруг – посмотреть на других детей и увидеть в каждом хорошие черты. Детям старше 5 лет педагог может предложить психологический прием снятия напряжения в конфликтных ситуациях – если ребенок зол, рассержен на кого-либо, можно мысленно представить, как надеваешь на глаза розовые очки, и мир преображается, неприятный человек предстает в другом свете.
Цель. Развитие дыхания, сообразительности и наблюдательности детей.
Оборудование. Шары.
Описание игры. Выбирают водящего, он выходит за дверь. Оставшиеся дети сговариваются, какое движение они будут выполнять. Потом приглашают водящего. Он говорит:
Здравствуйте, дети! Где вы были, Что вы видели?
Дети хором отвечают:
Где мы были - не скажем, А что делали - покажем.
Если водящий отгадал выполняемое детьми движение, то выбирается новый водящий. Если не смог отгадать, снова водит.
Игра проводится несколько раз. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз в тексте и имитационных упражнениях. Могут быть использованы следующие варианты.
Дети могут:
1) делать утреннюю гимнастику. Подняться на носки, руки
вверх - вдох, опускаясь - выдох. Поднять руки над головой -
вдох, опускаясь - выдох. Развести руки в стороны - вдох,
опускаясь - выдох. Вытянуть руки вперед перед собой - вдох,
опустить по бокам - выдох. Руки на поясе. Отвести локти назад
- вдох, поставить руки в исходное положение - выдох;
2) лепить снежную бабу. А потом греть озябшие руки: дышать
на руки;
3) раздувать угасающий костер. Для этого дети садятся на
корточки вокруг «костра» и дуют (набрать воздух через нос и
медленно выдыхать через рот, надувая щеки);
4) готовиться к празднику. Надувать шары;
5) пилить дрова. Для этого дети становятся парами,
перекрещивают руки и имитируют пилку дров: руки на себя -
вдох, руки от себя - выдох;
6) рубить дрова. Дети поднимают и сцепляют руки над
головой - вдох, наклоняясь вперед - выдох.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Приятный запах
Цель. Развитие фразовой речи на плавном выдохе.
Оборудование. Один душистый цветок (ландыш, сирень, жасмин и т.п.), или надушенный носовой платок, или фрукты (мандарин, яблоко, лимон).
Описание игры. Дети по очереди подходят к вазочке с цветком и нюхают его. На выдохе произносят с выражением удовольствия слово или фразу: «Хорошо; Очень хорошо; Очень приятный запах; Очень ароматный цветок (ароматное яблоко)» и т.д.
Первоначально детям предлагают предложения. В дальнейшем они в зависимости от речевых возможностей сами придумывают предложения.
Придумай фразу
Цель. Развитие фразовой речи. Правильное построение предложений.
Оборудование. Сюжетные картинки из лото «Что мы делаем».
Описание игры. Показывается одна сюжетная картинка. Педагог придумывает по ней короткую фразу (из двух-трех слов), затем предлагает детям дополнить его фразу одним новым
словом. Каждый вызванный ребенок удлиняет фразу еще на одно слово.
Например, педагог говорит: Таня играет. Ребенок повторяет предложение Таня играет и добавляет на улице. Следующий повторяет предложение Таня играет на улице и добавляет в песочнице.
Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению и произнесет всю фразу правильно. Короткие фразы (три-четыре слова) произносятся на одном выдохе, а длинные - с паузой через три-четыре слова. Когда дети овладеют правилами игры, можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок.
Цель. Правильное построение фразы. Совершенствование ориентации в пространстве.
Оборудование. Детские стульчики, бубен.
Описание игры. Детям дается задание назвать своего соседа справа. Дети по очереди говорят, например: «Я сижу с Вовой». Когда все дети назовут своего соседа, педагог дает сигнал бубном. Дети разбегаются по комнате. Они могут взять игрушки и некоторое время поиграть. По новому 7 сигналу дети должны сесть именно с тем соседом, которого они назвали. Кто ошибся, проигрывает.
При повторении игры ответы детей усложняются: Я сижу с Вовой и Женей; Я сижу рядом с Вовой и Женей; Справа от меня Вова, слева от меня Женя; Мой сосед справа - Вова, мой сосед слева - Женя.
Обгони
Цель. Развитие ритмичной и выразительной речи. Воспитание координированных движений.
Оборудование. Детские стульчики (пенек, бревнышко или скамеечка на участке, в лесу).
Описание игры. Вариант 1. Дети стоят или сидят на бревнышке, травке или стульчиках. Напротив в 10 - 15 шагах один стульчик (пенек). Выбираются двое водящих с помощью считалочки. Они становятся напротив стульчика (пенька). Педагог вместе со всеми детьми произносит стишок:
Девочке на ручку Бабочка села. Девочка бабочку Поймать не успела.
После слов «поймать не успела» водящие бегут к пеньку. Кто успеет сесть на него первым, тот выиграл.
Вариант 2. Эту игру можно сопровождать и другим стихотворением:
Бабка сеяла горох, Уродился он неплох, Уродился он густой... Мы помчимся, Ты постой.
В этом случае стишок говорит водящий. В процессе игры педагог следит, чтобы дети правильно делали дыхательные паузы. Эти игры можно использовать и для автоматизации разных звуков.
Волшебное зеркало
Описание игры. Дети стоят в кругу или сидят на стульчиках. Водящий подходит к одному из ребят и говорит:
Ну-ка, зеркальце, смотри! Все нам верно повтори! Встану я перед тобой, Повторяй-ка все за мной!
Водящий произносит любую фразу, сопровождая ее какими-либо движениями.Тот, к кому он обратился, должен точно повторить и фразу, и движение. Если ребенок допустил ошибку, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто все выполнит без ошибок. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз и фразовой речи детей.
Дождик, дождик
Цель. Развитие ритмичной и выразительной речи, координации движений и ориентировки в пространстве.
Оборудование. Детские стулья.
Описание игры. Стулья расставлены по кругу, на один меньше, чем играющих детей. Дети ходят в середине круга и говорят хором (или один):
Дождик, дождик, что ты льешь? Погулять нам не даешь?
После слов «погулять нам не даешь» дети бегут к стульчикам. Кому стульчика не хватило, тот проиграл. Игра повторяется несколько раз.
Палочка -выручалочка
Ц
Оборудование. Палочка (толщина 3-4 см, длина 30- 40 см).
Описание игры. Игра проводится на участке, на полянке. Дети стоят тесной группой. Выбираются водящий и ведущий. Ведущий берет палочку и вместе со всеми детьми произносит слова:
Палочка-Выручалочка, Среди бела дня Выручай меня! За березу, за рябину - Далеко тебя закину. Кто за палкой гонится, От того хоронятся.
После слов «от того хоронятся» ведущий кидает палку. Водящий бежит за ней. Остальные дети разбегаются и прячутся. Подняв палку, водящий идет искать детей. Кого найдет первым, тот становится водящим, кого последним, тот ведущий.
Песенка стрекозы
Цель. Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.
Описание игры. Дети становятся в круг, произносят хором стихотворение, сопровождая слова движениями:
Я летала, я летала, Устали не знала.
Дети плавно взмахивают руками.
Села, посидела, Опять полетела.
Опускаются на одно колено.
Я подруг себе нашла, Весело нам было.
Вновь делают летательные движения руками.
Хоровод кругом вела, Солнышко светило.
Берутся за руки и водят хоровод.
Игра может быть использована для дифференциации звуков: с > с", р-л. В этом случае дети произносят стишок не хором, а по одному.
Повар
Ц е л ь. Та же, что и в предыдущей игре.
Оборудование. Поварской колпак.
Описание игры. Все дети становятся в круг. Водящий ходит за кругом. У него в руках поварской колпак. Дети хором произносят стихотворение:
Будем в повара играть, Никому нельзя зевать. Если повар будешь ты, То скорей кругом иди.
После слов «скорей кругом иди» водящий останавливается и надевает колпак на рядом стоящего ребенка. Получивший колпак и водящий становятся спиной друг к другу и по сигналу педагога идут по кругу. Кто первый обойдет (не бежать!) круг, тот выигрывает.
Светофор
Цель. Закрепление представлений о правилах уличного движения.
Оборудование. Три картонных кружка диаметром 15 см: зеленый, красный, желтый. Мел или палочка.
Описание игры. Перед началом игры педагог рассказывает о назначении светофора и правилах уличного движения. Затем дети разучивают стихотворение «Светофор»:
Красный - ясно, Путь опасный.
Желтый - тоже Подожди!
А зеленый впереди - Проходи!
щщ:
Затем педагог мелом на полу или палочкой на земле чертит дорогуи переход. Около перехода становится водящий с кружками. Дети, стоя в шеренге по одному, несколько раз переходят дорогу туда и обратно, если водящий показывает зеленый кружок. Затем водящий поднимает красный кружок. Дети останавливаются и произносят первые две строчки стишка хором. Красный кружок сменяется желтым. В этом случае они произносят следующие две строчки стихотворения. И наконец, загорается зеленый свет. Дети произносят последние две строчки.
Если кто-то из детей не успеет перейти за время произнесения последних строчек стихотворения, водящий спрашивает: «Где ты был до сих пор?» Опоздавший отвечает: «Задержал светофор».
Стайка (салочки)
Цель. Развитие ритмичной и выразительной речи. Активизация словаря по теме «Птицы». Воспитание спортивной сноровки.
Описание игры. Дети выбирают водящего. Педагог вместе с детьми произносит считалочку:
Пой-ка, подпевай-ка,
Десять птичек - стайка: Эта птичка - соловей,
Эта птичка - воробей, Эта птичка - совушка, Сонная головушка.
Эта птичка - свиристель, Эта птичка - коростель.
Эта птичка - скворушка,
Серенькое перышко. Эта - зяблик,
Эта - стриж, Эта - развеселый чиж.
Ну, а эта - злой орлан.
Птички, птички - по домам!
Дети после этих слов разбегаются, а водящий («злой орлан») старается кого-нибудь поймать.
Определи место игрушки
Цель. Развитие речевого дыхания. Закрепление умения строить развернутую фразу.
Оборудование. Игрушки: машина, пирамида, мяч, мишка, кукла и др.
Описание игры. Педагог раскладывает на столе в один рад различные детские игрушки. Вызывая ребенка, он спрашивает у него: «Между какими игрушками стоит пирамида?» Ребенок должен дать полный ответ: «Пирамида стоит между машиной и мячом». После двух-трех ответов воспитатель меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры игрушки по одной можно заменять другими.
Методические указания. Перед проведением игры педагог напоминает детям, что нужно говорить неторопливо, выразительно, не отделяя паузами одно слово от другого, а всю фразу говорить, как одно длинное слово. Отвечать на вопрос надо полным ответом, например: «Мяч лежит между куклой и мишкой». Правильно ответивший получает фант. Затем определяется победитель.
Аист
Цель. Развитие выразительности речи, сочетание речи с движениями. Закрепление понятия «право-лево».
Оборудование. Шапочка аиста, корзиночка.
Описание игры. Один ребенок изображает аиста. Ему надевают шапочку аиста. В нескольких шагах от него другой ребенок с корзиночкой. Он заблудился в лесу. Увидев аиста, ребенок обращается к нему:
Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
Топай правою ногой, Топай левою ногой, Снова - правою ногой, Снова - левою ногой, После - правою ногой, После - левою ногой, Вот тогда придешь домой!
Ребенок с корзиночкой выполняет все движения, о которых ему говорит аист, а затем садится на место.
Успокой куклу
Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. На руках у них куклы. Воспитатель говорит: «Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю свою куклу спать (укачивает куклу, негромко напевая на звуке а мотив знакомой колыбельной песни). Атеперь вы покачайте. Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук а.
Перебежки
Оборудование. Мел, стульчики.
Описание игры. Дети расходятся по своим домам (очерченные кружки, углы комнаты, стулья). По сигналу педагога один из детей вызывает другого по своему выбору «Ау, ау, Петя». Петя в свою очередь отвечает ему: «Ау, ау, Вова», и они быстро меняются местами. Тогда Петя выбирает другого товарища и таким же образом меняется с ним местами.
Описание игры. Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносит: а, другая - тихо отзывается: а.
Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания ау, уа, иа, ио и т.д.
Вьюга
Оборудование. Сюжетная картинка «Вьюга».
Описание игры. Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу воспитателя «Вьюга начинается» тихо говорят: у-у-у...; по сигналу «Сильная вьюга» громко говорят: у-у-у...; по сигналу «Вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «Вьюга кончилась» замолкают.
вверх - дети говорят громче, плавное движение руки вниз - дети говорят тише.
Гудок
Ц е л ь. Та же, что и в предыдущей игре.
Описание игры. Дети становятся в ряд лицом к педагогу и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише. Опустив руки, замолкают.
Вначале педагог сам показывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения руками. Потом играет вся группа.
Кто кого?
Описание игры. Педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные звуки а, о, у, и, э. Кто дольше тянет звук, тот выигрывает. Сначала победителя определяет педагог. Затем можно поручить детям определять, кто победил. Педагог должен следить только за тем, чтобы дети не понижали силу голоса до конца звучания и не перенапрягали мышцы шеи.
Дует ветер
Описание игры. Дети и педагог стоят по кругу. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес». Все берутся за руки и ведут хоровод, а педагог продолжает: «Идем нолем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки». Педагог и дети останавливаются. «Ветерок дует тихо, вот так: в-в-в» (тихо и длительно произносит звук в). Дети повторяют за ним. Затем движение хоровода продолжается под неторопливую речь педагога: «Пришли в лес. Набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер: в-в-в...» - педагог громко и длительно произносит этот звук. Дети останавливаются и повторяют звук за педагогом.
Методическое указание. Педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.
Узнай по интонации
Цель. Воспитание выразительности речи и мимики. . Описание игры. Каждый ребенок по очереди изображает или больного, или сердитого, или удивленного, или веселого человека. При этом нужно произносить с определенной интонацией коротенькие слова:
Ай-ай-ай! Ой-ой-ой! Ах! ах! ах! Ох! ох! ох!
Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позы говорящего и интонации, кого изображает ведущий. Можно предложить детям объяснить подробнее поведение ведущего: отчего он грустный или чему он удивляется и т.д. За выразительность речи и за подробный рассказ дети поощряются.
Медведь и елка
Цель. Воспитание выразительности речи и умения изменять тембр голоса.
Оборудование. Маска медведя и любого другого животного (волка, лисы, петуха, зайки и др.).
Описание игры. Педагог выбирает двух детей: один будет медведем, другой, например, волком. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. При встрече между ними происходит диалог:
Волк. Ты куда идешь, медведь?
Медведь. В город, елку приглядеть.
В о л к. Да на что тебе она?
Медведь. Новый год встречать пора.
Волк. Где поставишь ты ее?
Медведь. В лес возьму, в свое жилье.
Волк. Что ж не вырубил в лесу?
Медведь. Жалко, лучше принесу.
Произнося этот диалог, дети должны подражать голосам зверей, т.е. изменять тембр голоса. Кто наиболее удачно это сделает, поощряется. Игру повторяют, но медведь может повстречаться с другим зверем.
Волк и семеро козлят
Оборудование. Маски животных.
Описание игры. Дети предварительно должны быть знакомы со сказкой, хорошо знать слова козы и волка, ответы козлят. Между детьми педагог распределяет роли и раздает маски. Начинается игра-инсценировка. Педагог обращает внимание детей на характер голосов. Коза и козлята должны говорить тоненькими, высокими голосами, а волк - сначала грубым, низким голосом, а потом более высоким.
Игра по сказке «Три медведя»
Ц е л ь. Та же, что и в предыдущей игре.
Оборудование. Маски медведей, стол с тремя чашками и тремя ложками, три стула.
Описание игры. Педагог рассказывает сказку «Три медведя». Затем предлагает детям инсценировать ее. Выбирают трех медведей: Михаила Ивановича, Настасью Петровну и Мишутку. Расставляют мебель и посуду. Педагог предлагает вспомнить, что говорили медведи. Он обращает внимание детей на то, какими голосами они говорили.
Поощряют тех детей, которые удачно подражали голосам медведей.
Аналогичные игры-драматизации можно использовать в работе и над другими известными детям темами: «Колобок», «Терем-теремок» и др.