Коррекционно-развивающее занятие «Времена года» предназначено для детей 5-6 лет, на развитие основных психических процессов.

На данном занятии использованы активные методы обучения, стимулирующие познавательную деятельность детей, направленные на развитие самостоятельности, инициативности, свободной реализации способностей воспитанников и их образовательных потребностей.

В течение коррекционного занятия детям предлагается смена видов деятельности путем включения игровой физкультминутки. Для активизации внимания детей использовано художественное слово. Продолжительность коррекционного занятия: 25 минут.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающие занятие для дошкольников "Времена года"»

МБДОУ «Детский сад №16 «Красная Шапочка» города Новочебоксарска Чувашской Республики

конспект коррекционно-развивающего занятия

тема: «Времена года»

психолого-педагогическое сопровождение дошкольников

педагог-психолог, Дунаева Н.А.

г. Новочебоксарск, 2017

Программное содержание.

Цель: систематизировать представления детей о времени года.

Задачи:

Образовательные: закрепить и уточнить представления о признаках присущих временам года; учить находить признаки самостоятельно; расширять словарный запас.

Развивающие: развивать мышление, внимание; память; умение сравнивать; развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать художественные и творческие способности;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Продолжительность занятия: 25 минут

Ход занятия.

Дети заходят в зал под музыку.

Психолог : Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас.

День сегодня необычный,

Удивить хочу я вас.

В путешествие большое

Мы отправимся сейчас.

А в какое, вы узнаете из сюжета (СЛАЙД)

О чем же мы будем говорить с вами? Как выдумаете?

(Ответы детей. О временах года).

Сколько времен года? (Ответы детей. 4).

Какие времена года вы знаете?

Отгадайте, о каком времени года говорится в загадках?

    Снег на полях,

Лед на водах,

Вьюга гуляет

Когда это бывает?

    Тает снежок,

Ожил лужок,

Подснежник расцветает

Когда это бывает?

    Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает,

Когда это бывает?

    Несу я урожай,

Птиц к югу отправляю

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен и елочек

Я …….. (Осень).

Психолог : Молодцы, как вы и сказали всего 4 времени года (весна, лето, осень, зима).

Все времена года сменяются по очереди, за летом идет осень, за зимой весна.

игра «Назови соседей»

Назовите мне, пожалуйста, соседей ко времени года весна …, зима … ,те которые идут до и после указанного.

Конверт с письмами от времен года

Игра «Бывает-небывает»

Ой, какое необычное письмо поступило на электронную почту от времен года. Ребята вам, нужно быть особенно внимательными. Времена года нарочно допустили ошибки в своем письме, когда вы услышите, что данные признаки не подходят к времени года, должны фиксировать ошибки хлопком в ладоши.

Послушайте

Летом я: загораю, купаюсь, катаюсь на лыжах , играю в песке, леплю снеговика , хожу в шортах, отмечаю женский праздник 8 Марта , собираю в лесу землянику.

Осенью я: собираю опавшие листья, выкапываю картошку в огороде, встречаю Новый год , хожу в лес за грибами, вешаю скворечники, хожу в валенках .

Весной я: снимаю теплую одежду, встречаю перелетных птиц, купаюсь в речке , сажаю рассаду в огороде, собираю в лесу подснежники, заготавливаю на зиму овощи .

Зимой я: катаюсь на коньках, катаюсь на лыжах, загораю , чищу дорожки от снега, играю в снежки, катаюсь с горы на ледянке, собираю в лесу ягоды и грибы, жду в гости Деда Мороза.

Психолог: Молодцы, вы были очень внимательными

Игра «Чего не достаёт?»

Психолог : Вот такие дары принесла осень, как вы думаете, какого предмета недостает во втором ряду. Посмотрите внимательно, подумайте. Предметы в ряд и в столбец не должны повторятся. (СЛАЙД)

(Ответ детей)

Игра «Что лишнее?»

Психолог : Еще одно задание приготовили нам времена года. Ребята, вам нужно посмотреть, и определит какая одна из четырех картинок лишняя, и почему? (Ответы детей)

Посмотрите, пожалуйста, и скажите мне, какая из этих картинок лишняя и почему? (СЛАЙД мальки катающийся на лыжах )

(Ответы детей)

Как вы думаете, что здесь лишнее (СЛАЙД мальчик вешающий кормушку для птиц )

(Ответы детей)

А, что же здесь лишнее (СЛАЙД мужчина сметающий листву)

(Ответы детей)

Физкультминутка «Бабочка» .

Психолог призывает детей к себя, и стоя выполняют движения.

Дети садятся за столы. Работа на индивидуальных бланках.

Психолог: Ребята, найдите в первом ряду картинку наиболее подходящую к времени года «Осень» и обведите в кружок,

Во втором - лето

В третьем – зима

В четвертом - весна.

Проверим?

Молодцы справились.

бланк « Найди и вычеркни и обведи »

Ребята, посмотрите внимательно, вот такие дары принесла нам осень вам нужно зачеркнуть одной чертой все овощи, все фрукты обвести в кружок. (СЛАЙД бланк «Найди вычеркни и обведи »)

Давайте проверим, сколько предметов вы вычеркнули и обвели в первом ряду назовите (Ответы детей) во втором и т.д.

Бланк «Что нужно мальчику?»

Раскрасьте, пожалуйста, предметы красным цветом, что пригодится мальчику летом, а синим, то что зимой.

Давайте проверим. Правильно.

Молодцы.

Психолог: . Ай, да молодцы, вы были очень внимательными (психолог смотрит на время). Ой как уже много времени, нам пора возвращаться в детский сад. И так, устраивайтесь по удобнее на своих стульчиках, закрывайте глазки (звучит музыка)

1,2,3, - в детский сад скорей лети!

Вот мы с вами и снова в нашем любимом детском саду. Сколько же много интересного и познавательного мы с вами узнали в необычном путешествии. Вам понравилось такое путешествие?

Обратная связь .

Вопросы к детям:

Назовите самое холодное время года?

А какие вам еще известны времена года?

Какие природные явления происходят в это время года?

Что нового и интересного вы узнали на занятии.

Спасибо. До свидания .

Обведи в кружок соответствующие осени, лету, зиме, весне.

Найди вычеркни и обведи

Светлана Юрьевна Шапкина
Открытое занятие «Времена года»

Педагогические задачи :

1. Учить детей различать признаки времен года .

2. Помочь детям познать последовательность жизненных процессов в природе и те закономернные изменения, которые в ней происходят.

3. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года , разнообразие сезонных явлений.

"Времена года " (чтение стихотворения)

Придумала мать дочерям имена

Вот лето и Осень. зима и Весна

Приходит Весна - зеленеют леса

А лето пришло - все под солнцем цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая осень приносит плоды -

Дают урожай поля и сады.

Зима засыпает снегами поля

Зимой отдыхает и дремлет земля.

Стук в дверь

Посылка от тётушка Совы

(Рассматривание содержимого посылки, чтение письма, просмотр диска "Времена года ")

Воспитатель : Ребята, как хорошо что тётушка Сова прислала нам этот материал.

А сейчас можно провести викторину на тему "Времена года ". давайте отвечать на вопросы. Выигрывает тот кто больше всех отгадает загадок, ответить на вопрос и наберёт себе больше фишек.

Наша викторина начинается

Скажите. сколько месяцев в году?

Охарактеризуйте каждое время года

Сколько длится каждое время года ?

Назовите зимние месяцы

Весна - весенние,

Лето - летние,

Осень - осенние.

Перечислите название всех месяцев.

Как происходит смена времен года ?

Сколько месяцев в году?

Что такое солнце?

А теперь отгадайте загадки

1. Тает снежок

Ожил лужок

День прибывает

Когда это бывает? (весна)

2. Солнце песет

Липа цветет

Рожь поспевает

Когда это бывает? (лето)

3. Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (осень)

4. Что бы не промокла

Не раскисла от воды

Превратил он лужи в стекла

сделал снежными сады (мороз, зима)

5. Дел у меня не мало -

Я белым одеялом всю землю укрываю

В лед реки укрываю

Белю поля, дома

Зовут меня (зима)

6. Я раскрываю почки

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения волна

Зовут меня (весна)

7. Я соткано из зноя

несу тепло с собою,

Я реки согреваю

"Купайтесь!" - приглашаю

И любите за это

вы се меня. Я - (лето)

8. Несу я урожай

Поля вновь засеваю

Птиц к югу отправляю,

деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я - (осень)

А в старину эти месяцы назывались

Сентябрь - золотой,

Октябрь - листопад,

Ноябрь - чернотоп,

Декабрь - хмурень,

Январь - лютень,

Февраль - снеговит,

Март - капельник,

Апрель - месяц живой воды,

Май - цветень,

Июнь - хлеборост,

Июль - страдник,

Август - жнивень.

Игра "Когда это бывает?"

Снег идет? Когда это бывает?

Листья опадают.

Купаются.

Травка зеленеет.

Что в природе бывает

Что у нас под голубыми небесами?

Физминутка.

Ветер дует нам в лицо.

Подведем итоги.

ребята. посмотрите, сколько разноцветных шариков нам прислала тётушка Сова. А теперь я понимаю, что каждый шарик соответствует времени года .

красный - лето

Желтый - осень

синий - зима

Зеленый - весна пробуждение природы.

А какое время года любите вы ?

А сейчас пора подводить итоги.

Но наши дети прочитают стихотворения о временах года

А вы гости дорогие угадайте.

На полянке у тропинки

Пробиваются травинки

С бугорка ручей бежит,

А под елкой снег лежит.

И светла и широка

Наша тихая река.

Побежали купаться

С рыбками плескаться.

вянет и желтеет

Травка на лугах

Только зеленеет

Озимь на полях

Туча небо кроет,

Солнце не блестит

Ветер в поле воет

Дождик моросит

Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце

Снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет

И речка подо льдом блестит.

Ребята, вы сегодня просто молодцы!

И за это вам всем вручаются золотые медали!

Мы сегодня, о чем с вами говорили?

Что вам понравилось?

Издавна люди заметили. что четыре равных промежутка времени со своими особенностями следуют один за другим. И Так повторяется из года в год . Начало года приходится на зиму - именно среди сугробов и стужи мы встречаем Новый год. За зимой приходит весна. Потом следует лето. За летом наступает очередь осени. А потом снова приходит зима. И все начинается сначала.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад № 6 «Тополёк» г. Балаково Саратовской области

Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим
с детьми старшей группы

«Времена года»

воспитатель МБДОУ Детский сад № 6 «тополёк» г. Балаково Саратовской области

г. Балаково, 2012 г.

Здоровьесберегающие технологии, используемые во время занятия.

  1. Комфортное начало занятия.

Прежде чем начать занятие, у детей нужно вызвать желание заниматься, любознательность, стремление узнавать новое. Занятие должно приносить ребенку чувство удовлетворения. Интерес детей – важный союзник воспитателя. На речевых занятиях известное место занимают юмор, шутка. Начало занятия с использованием стихотворных строк обеспечивает положительный эмоциональный настрой детей.

  1. Проблемно–диалогическая технология.

При построении проблемно-диалогового занятия надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалоговое занятие не получится, если присутствуют факторы тормозящие диалог:

Отсутствие внимания воспитателя к ребёнку;

Закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые можно и не отвечать;

Неумение воспитателя быть хорошим слушателем.

В начале занятия воспитатель в диалоге с детьми задаёт цель, к которой дети должны прийти в конце занятия (ответить на определённый вопрос).

В ходе занятия, получая новые и закрепляя ранее полученные знания, дети приходят к выводу, который является ответом на поставленный вопрос.

Проблемно–диалогическая технология – метод введения нового знания в современном образовании.

  1. Физминутки «Путешественники», «У оленя дом большой»

Отдых действительно играет огромную роль, поскольку помогает получить новый заряд энергии. В современном дошкольном образовании уже пришли к пониманию правильной организации не только учебной части занятия, но и своевременному и правильному восстановлению сил дошкольника.

Физминутки, представляют собой комплексы из нескольких физических упражнений, которые не требуют сложной координации движений. Здоровый и неутомленный ребёнок активен, расположен к общению, с удовольствием включается в работу, предложенную воспитателем, способен к более качественному усвоению знаний.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Взрослые редко обращают внимание, как малыш держит карандаш – пишет, и ладно. А в первом классе выясняется, что пишет он медленно, рука сильно устаёт, да и буквы получаются какие-то некрасивые. В результате – плохие оценки и устойчивая нелюбовь к письму. Как помочь ребёнку? Пальчиковая гимнастика поможет Вашему ребёнку стать хозяином своих ладошек и десяти пальцев, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит подняться ещё на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

  1. Упражнения на релаксацию.

Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

  1. Использование музыки при проведении занятия.

Музыка имеет волшебную и чарующую власть над всеми. Музыка на занятиях в детском саду способствуют формированию общей духовной и музыкальной культуры. Во время занятий музыка помогает ребёнку развить его фантазию и творческие способности.

Тема: «Времена года».

Задачи:

  1. Формирование у детей элементарной системы знаний.
  2. Формирование у детей любви к природе, бережного отношения к ней.

Цели:

  1. Расширять знания детей о живой и неживой природе.
  2. Совершенствовать навыки разговорной речи.
  3. Обогащать словарный запас ребёнка.
  4. Воспитывать познавательные способности детей.
  5. Закреплять представления о характерных признаках времён года.
  6. Развивать мышление и воображение.
  7. Воспитывать творческих, эмоциональных и нравственных детей.

Методические приёмы:

  1. Музыка.
  2. Вопросы.
  3. Загадки.
  4. Игры.

Предварительная работа.

  1. Беседы на экологические темы.
  2. Заучивание стихов, загадок.
  3. Наблюдения за живой природой и природными явлениями.
  4. Изготовление кормушек и скворечников с родителями.
  5. Тематические прогулки в парковые зоны города.

Оборудование:

Музыкальный центр, диски с записями музыки; декорации: макеты деревьев, картинки с изображениями птиц, цветов; наборы геометрических фигур на каждого ребёнка; альбомный лист и карандаш на каждого ребёнка; кегли и верёвочки для выполнения физминутки; корзинки с номерами; репродукции картин на тему времена года.

Ход занятия.

  1. Воспитатель и дети становятся в круг и выполняют упражнение, направленное на улучшение настроения.

Собрались все дети в круг:

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Давайте улыбнёмся друг другу, чтобы подарить хорошее настроение.

В группу входит персонаж.

  1. Ребята, здравствуйте!
  2. Здравствуйте!!!
  3. А вы знаете, кто я?
  4. Ответы детей.
  5. Я – Старичок-Лесовичок! Я живу в лесу, берегу природу. Я пришёл, чтобы пригласить вас в мой лес. А лес мой не простой, а волшебный.
  6. А почему он волшебный?
  7. Этого я вам не скажу. Мне бы хотелось, чтобы вы сами догадались в ходе нашего путешествия. Ну что, принимаете моё приглашение?
  8. Тогда отправляемся в путь.
  1. Физминутка.

Дети становятся друг за другом. На ковре стоят кегли и лежат две верёвочки на расстоянии 30 см. друг от друга.

Вслед за Лесовичком дети повторяют слова и выполняют физ. упражнения.

По тропинке в лес пойдём

шагают

Лужи мимо обойдём

обходят кегли – ходьба змейкой

Перепрыгнем ручеёк

перепрыгивают на 2 х ногах через верёвочки

Посмотрели мы направо,

Посмотрели мы налево,

Вверх на солнышко взглянули

дети поднимают глаза вверх, встают на носочки

Ах, какая красота!

опуститься с носочков. руки развели в стороны

  1. Звучит музыка «Времена года. Осень».

Воспитатель читает стихотворение:

Придумала мать дочерям имена:

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса,

А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля,

Зимой отдыхает и дремлет земля.

Старичок-Лесовичок: Вот мы и пришли в мой волшебный лес. Посмотрите вокруг. Как вы думаете, какое время года в нашем лесу? (Дети рассматривают декорации ).

  1. Осень.
  2. А почему вы так думаете?
  3. Ответы детей.
  4. А знаете ли вы, что осень бывает разной?
  5. Нет.
  6. Вот сейчас Маша и Никита расскажут два стихотворения, а вы внимательно послушаете.

Под негромкую музыку Маша и Никита рассказывают стихотворения.

Маша:

«Золотая осень»

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

Никита:

«Поздняя осень»

Заглянула осень в сад -

Птицы улетели.

За окном с утра шуршат

Жёлтые метели.

Под ногами первый лёд

Крошится, ломается.

Воробей в саду вздохнёт,

А запеть – Стесняется.

Воспитатель:

  1. Как вы думаете, какая осень описана в стихотворении, которое рассказала Маша?
  2. Ранняя.
  3. Золотая.
  4. Красивая.
  5. А почему вы так решили?

Дети называют признаки ранней или «золотой» осени:

  1. Листья ещё на деревьях, они имеют жёлтую или красную окраску; птицы собираются в стаи, но ещё не улетают.
  2. Солнце ещё греет, но уже прохладно. И т.д.

Воспитатель:

  1. А о какой осени шла речь в стихотворении Никиты?
  2. О поздней!

Дети называют признаки поздней осени:

  1. Птицы улетели.
  2. Листья опали.
  3. Холодно.
  4. Идут дожди.
  5. Под ногами появился первый лёд. И т.д.

Воспитатель:

  1. Молодцы, ребята, хорошо работали, а теперь немного отдохнём.

Воспитатель с детьми выполняют динамическую паузу. Тем временем помощник убирает осенние декорации и выставляет зимние.

  1. Динамическая пауза.

«У оленя дом большой»

У Оленя дом большой,

дети делают руками «крышу» над головой

Он глядит в своё окошко.

руками делаем окошко

Заяц по полю бежит

бег на месте

В дом к нему стучит-стучит.

имитация стука в дверь

Стук, стук, дверь открой

Там в лесу охотник злой,

Заяц, заяц забегай

делают руками приглашающие жесты

Лапу мне скорей давай.

пожимают руку соседу

Воспитатель: Пока мы с вами отдыхали, в лесу произошли изменения. Посмотрите вокруг – что вы видите?

Дети:

  1. Снежинки.
  2. Снеговика.
  3. На ветках лежит снег.
  4. Зайчик одел белую шубку и т.д.

Воспитатель: Какое это время года?

  1. Зима!

Звучат звуки зимы.

Воспитатель: Правильно. На улице зима: птицы не поют весёлых песен, холодно, солнце очень редко выглядывает из-за туч, завывает вьюга. И всё-таки мы очень любим зиму. А за что мы любим зиму?

Дети:

  1. Можно кататься на коньках.
  2. Играть в снежки.
  3. Лепить снежную бабу.
  4. А ещё зимой мой любимый праздник – Новый год!
  5. Дед Мороз приносит подарки.
  6. А ещё зимой каникулы и не надо ходить в детский сад и т.д.

Давайте с вами пройдём к столам (представим, что это пеньки в лесу) и немного поработаем. Сейчас вы возьмёте лист бумаги, карандаши и нарисуете то, что вам зимой нравится больше всего.

Пока дети работают (2-3 мин.), воспитатель и помощник убирают декорации зимы и выставляют весенние декорации.

По окончанию работ воспитатель проводит пальчиковую гимнастику.

Наши пальчики писали,

Наши пальчики устали.

Наш мизинчик хочет спать

детки загнули мизинчик

Безымянный лег в кровать

загнули безымянный пальчик

Средний пальчик прикорнул

загибают средний пальчик

Указательный заснул

дети загнули указательный пальчик

Большой пальчик все не спит

За другими он глядит!

дети вращают большим пальчиком

Пальцы выспались! Ура!

дети разжимают кулачок

На работу им пора!

пальчики «встают-садятся» несколько раз

  1. Звучит музыка «Весна». Воспитатель читает стихотворение:

Природа проснулась,

Всё радостью дышит,

Становятся дни всё длинней и длинней.

И солнце гуляет всё выше и выше

И веет теплом от оживших полей.

Воспитатель: Ребята, о каком времени года я сейчас прочитала стихотворение?

  1. О весне!

Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним с вами признаки весны.

  1. Стало тепло.
  2. На ветках распускаются почки, появляются листики.
  3. Появилась травка.
  4. Прилетели птицы из тёплых краёв и т.д.

Воспитатель: Давайте, ребята, поговорим с вами о птицах.

  1. Как называют птиц, которые улетают зимовать на юг?
  2. Перелётные.
  3. А каких перелётных птиц вы знаете?
  4. Скворцы.
  5. Ласточки.
  6. Грачи.
  7. Утки.
  8. Журавли и т.д.
  9. А тех птиц, которые остаются с нами, как называют?
  10. Зимующими.
  11. Назовите мне зимующих птиц, которых вы знаете.
  12. Ворона.
  13. Воробей.
  14. Голубь.
  15. Синичка.
  16. Дятел и т.д.

Воспитатель: ребята, давайте с вами поиграем в игру. Мы разделимся на две команды. Посмотрите, как много птиц в нашем лесу. Сейчас команда мальчиков будет искать перелётных птиц, а команда девочек – зимующих.

Дети ходят по группе, выполняют задание. В конце игры подводят итоги. Выигрывает команда, сделавшая меньше ошибок.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь давайте вспомним, что зимующие и перелётные птицы делают весной.

  1. Строят гнёзда.
  2. Выводят птенцов.

Воспитатель: Правильно. А ведь человек тоже помогает птицам весной. Как?

  1. Люди делают скворечники для птиц.
  2. Вот и мы сейчас с вами сделаем скворечники для птиц.

Прошу вас пройти за свои столы. У вас в «розетках» лежат геометрические фигуры. Выложите из них скворечник.

Дети работают.

По окончанию работы Старичок-Лесовичок и воспитатель оценивают работы. Дети рассказывают, для кого они сделали домик.

Воспитатель: Что ж, мы помогли птицам, а сейчас прошу пройти на коврик, сесть и закрыть глаза.

Воспитатель проводит упражнение на релаксацию (звучит музыка) .

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем (2 раза),

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши ручки отдыхают...

Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают (2 раза).

Шея не напряжена и расслаблена...

Губы чуть приоткрываются.

Все чудесно расслабляются (2 раза).

Дышится легко... ровно... глубоко...

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем

И повыше поднимаем.

Потянуться!

Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

  1. Во время релаксации помощник раскладывает на ковре бумажные цветы. Можно распылить в группе цветочный аромат.

Воспитатель: ребята, откройте глаза и посмотрите вокруг. Что вы видите и чувствуете?

  1. Много цветов.
  2. Еще запах цветов.
  3. Как вы думаете, где мы оказались?
  4. На цветочной поляне.
  5. Правильно. А какое время года сейчас в лесу?
  6. Лето!
  7. А много ли названий цветов вы знаете?
  8. Много!
  9. Вот мы это сейчас и проверим.

Загадки о цветах (3-4 шт.).

Четыре ярко красных

Блестящих лепестка

И зёрнышки в коробочке

У этого цветка. (Мак).

Много лепесточков острых –

Красных, желтых, белых, пестрых.

На меня ты погляди-ка,

Называюсь я... (Гвоздика).

Капли солнца спозаранку

Появились на полянке.

Это в жёлтый сарафанчик

Нарядился... (Одуванчик).

Каждый, думаю, узнает,

Если в поле побывает,

Этот синенький цветок,

Всем известный... (Василёк).

Стоит в саду кудряшка –

Белая рубашка.

Сердечко золотое,

Что это такое? (Ромашка).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у всех цветков разное количество лепестков?

  1. Сколько лепестков у клевера?
  2. Три.
  3. А у мака?
  4. Четыре.
  5. У ромашки?
  6. Много.
  7. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Собери букет.

Мы разделимся на три команды. У меня три корзинки для цветов, на которых написаны цифры 1, 2, 3.

Первая команда собирает цветы, у которых 4 лепестка.

Вторая команда собирает цветы, у которых много лепестков.

Третья команда собирает цветы с тремя лепестками.

Будьте внимательны при счёте.

Дети собирают цветы. В конце игры воспитатель и Старичок-Лесовичок оценивают работу команд. Дети должны сказать название цветка.

  1. Воспитатель: молодцы, ребята. А теперь возвращаемся в детский сад.

Наши ножки устали, много ходили. Поэтому, давайте сядем за столы, выпрямим спинки и послушаем Старичка-Лесовичка.

Старичок-Лесовичок: Ребята, понравилось вам у меня в лесу?

  1. А теперь ответьте мне – почему мой лес называется волшебным?
  2. Ответы детей.
  3. Потому, что мы побывали во всех временах года сразу.
  4. Правильно.

Воспитатель: А на самом деле такое бывает?

  1. Нет!
  2. А почему вы так думаете?
  3. Потому, что времена года сменяют друг друга не сразу.
  4. Сколько месяцев в каждом времени года?
  5. Три!
  6. А в году сколько месяцев?
  7. Двенадцать.
  8. Правильно. Старичок-Лесовичок, ответили ребята на твой вопрос?

Старичок-Лесовичок: Да. Молодцы, ребята. А за то, что не шумели у меня в лесу и птичкам помогли – хочу угостить вас.

Старичок-Лесовичок угощает детей, прощается и уходит.

  1. Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие?
  1. Давайте с вами снова встанем в круг и подведём итоги нашего занятия. Я буду бросать мяч и задавать вопрос. А тот, кто поймал – быстро отвечает на вопрос. Остальные ребята молчат. Если вы не можете ответить – бросаете мне мяч обратно. Поняли?
  2. Где мы сегодня были?
  3. В лесу.
  4. Какое время года было сначала?
  5. Осень.
  6. Какая бывает осень?
  7. Золотая, поздняя.
  8. Когда птицы возвращаются с юга домой?
  9. Весной.
  10. Что люди делают для птиц?
  11. Скворечники.
  12. У какого цветка четыре лепестка?
  13. У мака.
  14. Какое время года между осенью и весной?
  15. Зима.
  16. Где мы были в конце прогулки?
  17. На цветочной поляне.

Воспитатель: Что ж, ребята, вы хорошо поработали. Наше занятие подошло к концу. Спасибо. Ешьте угощение и отдыхайте.

Список использованных источников

  1. Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина «1000 загадок. Пособие для родителей и педагогов».
  2. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы».
  3. В. Степанов «Воробей».
  4. К. Бальмонт «Осень».
  5. В.В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь».
  6. http:// www.malych.org Журнал для молодых мам.

ГБОУ «Гимназия Назрановского района» с.п. Али-юрт

Методическое объединение учителей начальных классов

Открытый урок

По познаю миру

На тему:

«Времена года»

ГПП 3

Учитель: Тумгоева А.Б.

2015-2016 уч.г.

Открытый урок

Предмет: Познаю мир

Тема: « Времена года»
Цели:
1.Расширить и уточнить представления детей о временах года, формировать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи в природе;
2.Развивать наблюдательность и внимание детей, умение анализировать, делать выводы; активизировать словарный запас;
3.Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: карточки, иллюстрации времен года.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (под музыка)

Звонок прозвенел и напомнил опять,

Что время нельзя нам напрасно терять.

Кто временем нашим привык дорожить,

Тому будет легче победу добыть.

Ребята, сегодня у нас необычный урок познания мира. К нам в гости пришли учителя. Удивим гостей знаниями и дисциплиной.

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

2.Определение темы урока (5 мин)

II. Наблюдения за погодой.

Скажите, какое сейчас время года? (весна)

Какой месяц? (апрель)

Какое сегодня число? (29)

Какой день недели? (пятница)

Посмотрите в окно, обратите внимание на небо. Какое состояние неба?

Посмотрите на деревья, есть ли на улице ветер?

Опишите мне погоду на улице?

Почему каждому человеку необходимо знать погоду?

IV. Работа над новым материалом

Подведение к теме урока.

Сегодня к нам на урок пришел Лесовичок. Он предлагает отгадать загадку, чтобы вы узнали, о чем будете сегодня говорить. Смотрите и слушайте внимательно.

Загадка про времена года:

В саду царском стоит дерево райское

На одном боку цветы расцветают,

На другом боку-плоды созревают,

На третьем-листы опадают,

А на четвертом-снег да вьюга гуляет!

Сообщение темы и цели урока.

О чем мы с вами поговорим сегодня?(о временах года)

Итак, сегодня мы отправляемся в путешествие по временам года. Узнаем много интересного, и повторим все, что знаем.

(принести рисунок с временем года)

В путешествие отправимся вместе с Лесовичком. Путь наш лежит через волшебный лес «Лес времен года». Перед путешествием лесовичок предлагает нам размяться.

- Задание 1: Предлагаю поиграть всем вместе в игру « Собери пазлы». Перед вами волшебный конверт,откройте его. Соберите картинку и дайте название ей. (собрать картинку « Зима» и т.д)

Что у вас получилось? Дайте название картинке. (зима, осень, весна, лето)

(Дежурный собирает пазлы в конверт)

Молодцы вы все справились с этим заданием.

Ребята оглянитесь вокруг, вы видите что к нам на урок пришли гости. Эти гости приготовили для нас песенки, ваше задание узнать кто это. Для этого вам нужно внимательно слушать песню.

Выход первой гостьи!

Песня «кабы не было зимы»

К кому же в гости мы попали, в какое время года? (зима)

Назовите мне признаки зимы?

(Евлоева Хади)

ЗИМУШКА-ЗИМА
Татьяна Бокова

В ледяной карете мчится
Зимушка-зима,
Ветер крыльями стучится
В сонные дома.
Расцветают скверы, парки
Снежной белизной.
И мороз возводит арки
Над тропой лесной.

(Евлоев Рахим)

САНКИ
Семен Островский

Съезжают санки сами вниз,
Но есть у них один каприз.
Чтоб с горки мчались сани,
Мы вверх их тащим сами.

(Нальгиева Амина)

ЗРЯ СЛЕЗ НЕ ТРАЧУ
Семен Островский

Я Зима. Люблю мороз.
Довожу людей до слёз.
А сама их зря не трачу.
Уходя, однако, плачу.

Побывали в гостях у зимы, продолжаем путь…

К нам на очереди следующая гостья, а вы послушав ее должны узнать какое это время года?

К кому же в гости мы попали, в какое время года? (весна)

По каким приметам вы узнали это время года?

Назовите мне признаки зимы?

(Нальгиев Ислам)

Апрель

Сергей Козлов

Ах, капель, капель, капель,
Золотая карусель!
К нам в кораблике бумажном
По ручью приплыл Апрель!

(Нальгиева Ясмина)

Круглый год. Май

Самуил Маршак

Распустился ландыш в мае
В самый праздник – в первый день.
Май цветами провожая
Распускается сирень.

Следующая гостья прошу (Лето)

К кому же в гости мы попали, в какое время года? (лето)

По каким приметам вы узнали это время года?

Назовите мне признаки зимы?

(Албогачиев Бекхан)

Г. Лагздынь

Все вокруг зазеленело,
Заалело, засинело!
Вот и лето!
Вот и лето!
С морем теплым,
С ярким светом.

(Богатырева Разия)

*** С. Маршак «Круглый год. Июнь»

Пришел июнь.
"Июнь! Июнь!" -
В саду щебечут птицы.
На одуванчик только дунь -
И весь он разлетится.

(Дакиев Ибрагим)

С. Маршак «Круглый год. Август»

Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.

Солнце над просторными
Нивами стоит.
И подсолнух зернами
Черными
Набит.

К кому же в гости мы попали, в какое время года?

По каким приметам вы узнали это время года?

Кто знает стихотворение про осень?

(Оздоев Муслим)

Доктор Осень

На колючках у ежат

Два горчичника лежат.

Значит, их поставил кто-то,

Только где он, этот доктор?

Лес вздохнул

И листья сбросил...

Догадался! Это Осень!

Е. Григорьева

(Дошоклоева Пятимат)

Ходит-бродит осень

По лесным тропинкам ходит-бродит осень.

Сколько свежих шишек у зеленых сосен!

И листок березы золотистой пчелкой

Вьется и летает над зеленой елкой.

Е. Трутнева

(Евлоев Ахмед)

Осень

Все тучи, тучи. Дождик.

Холодный, словно лед,

Колючий, словно ежик,

По осени бредет.

Вы все большие молодцы.

А теперь я предлагаю вам немного размяться и станцевать танец « осень пришла»

Молодцы присаживайтесь.

Осень, зима, весна, лето - это времена года. В каждое время года происходит много изменений в живой и неживой природе.

Почему меняются времена года? (потому что земля двигается вокруг солнца)

VI. Закрепление

У каждой группы на столе лежит листок, клей и наглядный материал характеризующее определенное время года.

1 группе нужно сделать аппликацию с временем года «Зима»

2 группе нужно сделать аппликацию с временем года «Весна»

3 группе нужно сделать аппликацию с временем года «Лето»

4 группе нужно сделать аппликацию с временем года «осень»

5 группе самое сложное задание вам нужно сделать аппликацию состоящею из 4 времен года зима, весна, лето, осень (общую).

Выставка работ

Молодцы.

Наш урок подходит к концу и я хочу чтоб вы его завершили на позитивной нотке. Спев песню «Светит солнышко для всех».

VII. Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке?

О чем сегодня говорили?

Что вам особенно запомнилось?

Самооценка.

Дерево настроения.

Спасибо всем. Урок окончен.

Целеполагание:

1. Активизировать в речи детей употребление сложных предложений, прилагательных (подбором определений); закрепить умение описывать предмет по его основным признакам; упражнять в регуляции темпа речи, интонации и силы голоса, выделение звука в слове.

2. Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времен года; развивать мышление, фантазию при сочинении небылиц.

3. Воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю, желание заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологической среде.

Оборудование: аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года»; слайд-шоу с пейзажами и сюжетами времён года (весна, лето, осень, зима), проектор, доска; «ковер-самолет» (красочное покрывало); иллюстрации перелетных и зимующих птиц; снежинки из салфеток на каждого ребёнка; колпак и палочка; «чудесный мешочек» с овощами и фруктами; сказочный персонаж домовёнок Кузя; мяч.

Ход:

I . Воспитатель: Дети заходят в группу под музыку П.И. Чайковский «Времена года».

Придумала мать дочерям имена:

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса,

А Лето пришло все под солнцем цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

II . Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о нашей природе, о нашей земле. Мы отправляемся в путешествие по разным временам года и вспомним, что мы о них знаем.

Путешествовать мы будем на необычном сказочном транспорте - ковре-самолете. Ребята, как вы думаете, почему именно этот транспорт я выбрала для нашего путешествия в мир природы? (ковер-самолет не загрязняет окружающую среду, сверху лучше видны все красоты природы).

Дети рассаживаются на ковре и закрывают глаза. Включается музыка П.И. Чайковского.

1 остановка: Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Весна.)

  • Проекция слайд - шоу весенних пейзажей и сюжетов на доску.

Воспитатель:

Какая весна в нашем краю?

(холодная и теплая, пасмурная и солнечная, дождливая, зеленая и т.д.).

Что хорошего вы знаете о весне?

(природа оживает, появляются подснежники –первые цветы, набухают почки на деревьях и появляются листья и т.п.)

Назовите весенние месяцы?

(март, апрель, май)

Кто весну на крыльях приносит?

(птицы.)

Как называются эти птицы?

(перелетные.)

А как называют птиц, которые не улетают в теплые края?

(зимующие)

Физминутка. Подвижная игра « Зимующие и перелетные».

(игра проводится с использованием иллюстраций птиц)

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем, становитесь в круг. Если я назову перелетных птиц – « летите» и «машите крыльями». Если назову зимующих птиц – приседайте и хлопайте в ладоши.

Дети поют: «Друг за другом мы идем, дружно, весело поём. Надо думать не зевать, только верно называть».

Воспитатель: (музыка П.И. Чайковского).

2 остановка: Весна пройдет, а за нею …

Солнце печёт,

Липа цветет,

Рожь колосится,

Золотится пшеница,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (лето).

  • Проекция слайд - шоу летних пейзажей и сюжетов на доску.

Какое лето в нашем краю?

(теплое, ясное, жаркое, долгожданное, красное).

Что хорошего несет с собой лето?

(веселье, цветы, ягоды, зелёная трава и ясная, солнечная погода и т.п.)

Приглашает нас лето поиграть, по лугу поскакать.

Игра «Зверь, птица, насекомое, небылица».

Дети идут по кругу и говорят: «Мы по лугу шли, колпачок нашли». В это время воспитатель надевает на одного из детей большой колпачок, который закрывает глаза, и дает ему в руки палочку.

Ребенок в колпачке крутится, останавливается, указывая палочкой на кого-нибудь из детей, и произносит, например: «зверь». Ребенок в кругу берет палочку с другой стороны и называет любого зверя, и т.д.

На слово «небылица» дети придумывают небылицу о любом времени года.

Воспитатель: Замечательно, молодцы! Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза (музыка П.И. Чайковского).

3 остановка: Прошло лето, а за ним…

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает? (Осенью).

  • Проекция слайд - шоу осенних пейзажей и сюжетов на доску.

Дидактическая игра « Чудесный мешочек».

Прислала нам осень свои дары: спелые плоды. Закройте глаза, представьте сад, в котором много фруктов. Постучите по столу. Слышите, как осыпаются с деревьев фрукты? А теперь представьте огород, в котором выросли овощи. Ваши руки превратились в лопатки, выкопайте ими овощи.

Опустели сады и огороды, а все фрукты и овощи оказались в «Чудесном мешочке». Догадайтесь (на ощупь) , что в мешочке, достаньте это и опишите.

Дети составляют описательные рассказы об овощах и фруктах

(один ребенок рассказывает, остальные дополняют).

Чем вам осень нравится?

(красивый осенний пейзаж, сбор богатого урожая)

Чем осень может огорчить?

(пасмурной, дождливой погодой)

Воспитатель: Молодцы! Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза (музыка П.И. Чайковского).

4 остановка: Прошла осень, а за нею …

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет –

Когда это бывает? (Зимой).

Проекция слайд - шоу зимних пейзажей и сюжетов на доску. Воспитатель: Ребята, я предлагаю каждому из вас сдуть со своей ладошки снежинку.

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

Воспитатель:

Какие ваши любимые развлечения зимой?

(катание на горке, санках, коньках, игры с друзьями в снежки)

Какая зима в нашем краю?

(снежная, морозная, долгая, белая, веселая и т.д.).

Физкутминутка: «Зимние ветра» (ЗКР).

Заметет дорожки пороша: « ш - ш –ш - ш»,

(дети двигают опущенными вниз руками из стороны в сторону).

Завьюжат вьюги: «в- в- в- в», (круговые движения руками).

Закружит метель: «у- у- у- у», (дети кружатся и садятся).

Воспитатель: Ребята, давайте побеседуем о любимом времени года, вот мое любимое время года – весна, которая следует за зимой. Весной появляются самые нежные и прекрасные цветы – подснежники и вся природа оживает и «просыпается».

А теперь я хочу узнать о вашем любимом времени года. Придумайте о нем красивое предложение.

(ответы детей)

Воспитатель : Спасибо, ребята за ваши рассказы, а сейчас мы с вами посмотрим на ваши развлечения и игры, в разные времена года.

  • Проекция слайд – шоу с фотографиями детей и их занятиями в каждое из времён года.

III . Слышится стук. Появляется кукла домовёнка Кузи:

Ой- ой – ой! Я так спешил, так бежал, а все равно опоздал! Мы с друзьями помогали взрослым красить заборчик около дома. А вы, ребята, что сделали полезного для нашего поселка? (ответы детей)

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полом,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите.

Кузя дарит каждому из ребят на память о занятии поделки воспитанников подготовительной группы (аппликации по временам года).

Воспитатель: Спасибо тебе, Кузя за такое замечательное стихотворение и напутствие нашим ребятам и за подарки. А вы, ребята, больше читайте, слушайте, наблюдайте. Учитесь видеть, слышать, чувствовать.

Подведение итогов:

Игра в кругу с мячом (обратная связь):

- Куда мы с вами сегодня путешествовали?

- Перечислите последовательность времён года.

- Что вам понравилось, запомнилось?

- В чём возникали трудности?

- Как вы с ними справились?