Модель

центра познавательной деятельности

в подготовительной группе

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых - от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.

Важнейшим требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне преобразования, экспериментирования. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез. Задействованность среды ребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в этой предметной среде. Функциональный комфорт предметной среды обеспечивает и психофизическое благополучие.

Педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды:

Комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно -гигиенических норм;

Соответствие развивающей среды образовательной программе, реализующейся в детском саду;

Учет всех направлений развития ребенка;

Разнообразие сред, их рациональное расположение;

Обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;

Обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования;

Доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей;

Создание условий для изменения среды.

Цель взрослого в предметной среде - содействовать развитию ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач:

Обеспечить чувство психической защищенности - доверия ребенка к миру, радости существования;

Формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности.

Основными направлениями при проектировании предметно - развивающей среды в группе являются:

Всестороннее развитие детей;

Психологический и физический комфорт детей и взрослых.

При организации предметной среды в групповом помещении педагогам необходимо учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка, развитию его способностей и интересов. Важно помнить, что предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы.

Так, в старшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются интеллектуальная, нравственно-волевая и эмоциональная сферы личности ребенка. Дети начинают ощущать себя старшими среди других воспитанников, и задача воспитателя – помочь им понять это новое состояние. Учитывая характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей взрослыми, воспитатель должен создать условия для развития у них самостоятельности, инициативы и творчества.

Развитию познавательной активности дошкольников старшего возраста в полной мере способствует создание центров науки и природы, которые развивают интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию; воображение и творческую активность; формируют представления об объектах окружающего мира о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материалов и т.д.)

Центр науки

1 зона – мини - лаборатория «Почемучка».

Вас здесь встречает Почемучка.

Он помогает знания добыть,

На все "почему" ответ получить.

Он хозяин этой лаборатории.

Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию.

В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:

Специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки);

Природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох,

кора дерева, сухоцветы, ветки деревьев и т.п.);

Утилизированный материал (проволока, фантики, пенопласт, пробки, нитки и др.);

Приборы – помощники (микроскоп, лупы, компас, зеркала, различные виды весов и др.);

Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки);

Мир материалов (виды бумаги, виды ткани, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы);

Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т.д.).

В лаборатории есть материалы, которые распределены по блокам:

-«Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал, чай, масло, контейнеры для льда, т.е. материалы для изучения свойств воды);

-«Невидимка – воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т.д., т. е. материалы для изучения свойств воздуха);

-«Свет и цвет" (различные фонарики, зеркала, цветные стеклышки (вырезанные из пластиковых бутылок) ,т.е. материалы для изучения свойств света, цвета);

-"Звук" (киндер-сюрпризы с различными наполнителями (горох, гречка, пшено, манка и др.), колокольчики, дудочки, трещотки, наушники, т.е. материалы для изучения свойств звука);

-"Запах" (мешочки с лавандой, с ромашкой, с сосной, освежители, ароматические масла, свечи, пробники духов, тестеры, т. е. материалы для изучения свойств и различения запахов);

-«Магнетизм» (разные магниты, скрепки, металлические предметы), т.е. материалы для изучения свойств магнита.

В мини - лаборатории находятся:

* коллекции:

Коллекции семян.

Гербарий.

Коллекция тканей.

Коллекция ниток.

Коллекция ракушек.

Коллекция камней.

*модели:

Алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта. Все алгоритмы распределены по блокам.

*макеты (выставляются соответственно темам недели) :

Царство льда и снега;

Кто живет в жарких странах;

Животные наших лесов;

Пресмыкающиеся;

Насекомые.

2 зона –методический центр.

В центре есть правила работы с материалами, разработанные совместно с детьми, условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Тут же находятся символы, разные схемы, а также информация для родителей (консультации, рекомендации) дневники наблюдений и опытов по экспериментальной деятельности, которые ведут и заполняют дети.

3 зона – центр «Хочу всё знать».

Стать настоящим учёным непросто, надо много, много знать.

Познавательной литературой интересоваться и посещать центр «Хочу всё знать». В него входят книги, энциклопедии "Все обо всем", атласы,

альбомы - картинки:

Времена года,

Деревья,

Растительный мир, грибы,

Природные явления,

Насекомые,

Птицы,

Животные жарких стран,

Домашние животные и птицы,

Дикие животные,

Животные Севера.

Нельзя недооценивать роль познавательной литературы. Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, атласов, альбомов с разными природными сообществами для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию. Хозяин этого центра Буратино, с которым дети часто отправляются в страну знаний и чудес.

Уголок природы

Уголок природы позволяет успешно решать задачи по живой природе, познакомить детей с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений.

1 зона комнатные растения На комнатные растения оформлен паспорт уголка природы. Опыт показывает, что такой паспорт удобен для работы в уголке природы, т.к. дети, ориентируясь на условные обозначения, учатся правильно ухаживать за растениями.

2 зона тематические альбомы:

Луговые цветы,

Садовые цветы,

Комнатные растения,

Насекомые,

Кузнечики.

модели:

Календарь природы (времена года), дни недели;

Календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе;

3 зона материалы для ухода за растениями В уголке природы есть фартуки для дежурных, лейки, опрыскиватель, кисточки, тряпочки, лопатка и рыхлитель.

4 зона - наша игротека.

В игротеке находятся экологические игры, лото, пазлы. Имеются игры по валеологии. Создана картотека игр:

-"Кто где живет?"

-"О животных"

-" О растениях"

-"Хочу все знать!"

-"Ассоциации"

-"Зоологическое лото"

Домино "на море, на суше"

-"Большие и маленькие"

-"Кто чем питается"

-"Как растет живое"

-"Кто как появился"

-"Что из чего сделано"

-"Времена года"

-"Развиваем наблюдательность"

В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.

5 зона - «Огород на окне».

На окне весной обустраивается огород. Посадки: овес, лук, салат, фасоль, петуния, бархатцы, перец сладкий, помидор. Огород можно оформит по сюжету сказки. с детьми можно сделать бабочек, ласточек, тучки и солнышко и украсить ими окно! Огород позволяет организовать длительные наблюдения за процессом роста растений, условиями роста растений.

Таким образом, грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.


Наполнение центров активности и их возможности для развития самостоятельности и детской инициативы.

Программа ФГОС направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Более подробно мы будем рассматривать познавательное развитие.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностей нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Таким образом, познавательное развитие является процессом постепенного перехода от одной стадии развития познавательного деятельности к другой.
В нашей группе находятся следующие центры активности по познавательному развитию:
Центр природы
Центр экспериментирования
Центр сенсорного и математического развития
Центр конструирования
Центр безопасности
Центр познавательного развития
Центр патриотического воспитания
Наполняемость центров активности:
Центр природы и экспериментирования:
- комнатные растения;
- календарь природы;
- материалы для развития трудовых навыков;
- паспорта растений;
- папка-передвижка на экологическую тематику;
- макеты,
- материал для проведения элементарных опытов;
- обучающие и дидактические игры по экологии;
- природный и бросовый материал;
- литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы;

Материалы для опытнической работы, мини-лаборатории;
- аудио материал на природоведческую тематику.
Центр сенсорного и математического развития:
- дидактический материал;
-дидактические игры;
-настольно-печатные игры;
- познавательный материал;
-материал для детского экспериментирования.
Центр конструирования:
- мягкие строительно-игровые модули;
- напольный строительный материал;
-пластмассовый конструктор;
- крупные объемные геометрические формы 4-х цветов;
-схемы для моделей из конструктора и деревянных кубиков.
Центр безопасности:
- дидактический материал;
- дидактические игры;
- дорожные знаки;
- макет дороги;
- материал по ОБЖ и ПДД;
-атрибуты для сюжетно-ролевой игры;
-настольно-печатные игры.
Познавательное развитие:
- материал по теме недели.
Патриотический центр:
- государственная символика РФ и Томской области;
-предметы народно-прикладного искусства жителей народов, проживающих в Томской области;
- образцы народных костюмов Томской области – наглядный материал;
- подборка детской художественной литературы и книги о Томске;
- подборка коллекции полезных ископаемых, добывающихся Томской области;
- материалы по г. Томску.
Развитие в дошкольном возрасте - это совместное движение педагога и ребёнка. Наша задача заключается в том, чтобы деликатно и ненавязчиво вести ребёнка в том направлении, которое действительно соответствует его собственной траектории развития.
Для этого особое внимание уделяется созданию в группе соответствующей обстановки, которая способствовала бы развитию способностей и отвечала интересам каждого ребенка, признавая в то же время важность взаимного обучения детей и учебной работы в малых группах.
Такая работа возможна в созданных центрах активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей.
Несмотря на то, что центры активности имеют разные названия, предполагают различные виды деятельности, оборудованы разнообразными материалами, каждый из них дает ребенку возможность получать социальное, эмоциональное, интеллектуальное развитие.
Главная цель педагога - способствовать развитию ребенка, что и происходит ежедневно в процессе непринужденного обучения.
Каждый центр активности – маленькая творческая мастерская, наполненная разнообразными, стимулирующими деятельность материалами, развивающими играми, дидактическими материалами. В центрах всё полностью доступно. Все материалы, коробки, центры подписаны, снабжены этикетками. Центры работают практически все каждый день. Иногда некоторые центры могут быть закрыты.
Дети свободно перемещаются между центрами. Время, проводимое в каждом из центров, может быть разным у каждого ребенка. Если дети увлечены игрой, они творчески используют материалы и реже перемещаются из одного центра в другой, больше времени проводя за определенным занятием.
В регламенте жизни детей должно быть предусмотрено место для разнообразных и свободных проявлений интересов самого ребёнка. Это не только праздники, но и само время, когда он может заниматься своим любимым делом, зная, что ему не будут навязывать какие-то другие занятия. Иметь свободное время и уметь его наполнять не менее важно для ребёнка, чем участвовать в коллективных действиях.
Для того, чтобы ребенок мог свободно выбирать и проявлять свою инициативу, он должен чувствовать себя в группе комфортно.
Для того, чтобы он мог реализовать свое право на выбор, этот выбор должен быть ему предоставлен, т.е. развивающая среда должна обеспечивать ему широкий спектр вариантов (игрушек, материалов, видов деятельности). Развивающая Среда группы должна быть вариативной.
Для того, чтобы детям было интересно и они поступательно развивались, сама развивающая среда должна постоянно обновляться, быть изменчивой вслед за изменением его интересов и образовательных потребностей.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
На этапе завершения этого дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:
- проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
- самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей;
- проявляют способность к принятию собственных решений.
Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели).
В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно отнести:
1) Дидактическая игра.
2) Продуктивные виды деятельности.
3) Самоорганизованная деятельность.
Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно – развивающей среде в ДОУ, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
4) Трудовая деятельность.
5) Метод «проектов».
6) Развитие коммуникативных качеств.
7) Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий.
В ежедневных разработках занятий мы ставим следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои суждения. На уроках рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию. Воспитатели учитывают темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье, которые существенно влияют на темп становления самостоятельности.
Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности. Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности.
Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
“Самостоятельность” – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.
Последний штрих в портрете самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. В связи с этим хочется сказать о воспитательных сторонах привития самостоятельности. Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Роль воспитателя – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих. В нашем случае – воспитателем.

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от
того, как устроена предметно­пространственная организация их жизни, из
каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий
потенциал и даже от того, как они расположены. Все что окружает ребенка
формирует его психику, является источником его знаний и социального
опыта. Поэтому именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать
условия, которые способствую полной реализации развития детей, их
возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т.е.
организации предметно­развивающей среды. Мы, как педагоги, стремимся
создать в группе условия, как для совестной деятельности детей, так и для
индивидуальной деятельности, учитывая каждого дошкольника.
«Центр игры» является наиболее интересным и привлекательным местом для
детей, он содержит в себе игрушки разной направленности (игрушки
транспортные разного вида и назначения, игрушки, изображающие предметы
труда и быта, сюжетные игрушки, игрушки­ животные, куклы разной
направленности, наборы посуды, игровые модули для разнообразных
сюжетных игр и т.д.).

«Центр двигательной активности» Данный центр содержит атрибуты к
подвижным играм, разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную
активность: мячи, кубики, султанчики, ленты, палки и т.д., массажёры, кегли,
гимнастическую стенку, шведскую стенку с матрасиком (упражнения только
под контролем взрослого), скакалки, мешочки с грузом, кольцебросы,
коврики для массажа стоп, оборудование для ходьбы, бега, тренировки
равновесия, прыжков, ползания и лазанья, оборудование из неоформленного
материала. Изготовленное спортивное оборудование из неоформленного
материала стимулирует желание детей двигаться, участвовать в играх,
вызывает радость и положительные эмоции. Оно объединяет физкультуру с
игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в
двигательной деятельности. Использование ярких цветов пособий повышает у
детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.

«Центр музыки» – один из самых ярких и привлекательных. Способствует
развитию танцевально­игрового и песенного творчества у детей. Здесь
размещены музыкальные игрушки (гармошка, гитара, соразмерные руке
ребенка; погремушки; бубен; барабан; дудочки; рожок; балалайка), народные
игрушки, наборы шумовых коробочек, картинки к песням исполняемыми на
музыкальных занятиях, магнитофон, аудиозаписи детских песенок,
фрагменты классических музыкальных и фольклорных произведений,
колыбельные, записи звуков природы, иллюстрации с изображением
музыкальных инструментов, игрушки с фиксированной мелодией
(музыкальные книжки, открытки, музыкальная шкатулка).

«Центр театра» – важный объект развивающей среды, с которого можно
начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность
помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них
деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя
неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся
уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с
удовольствием спешит в группу.
В «Центре театра» сказочные персонажей, кукольный, перчаточный,
пальчиковый, магнитный и настольный виды театра. Дети – большие артисты,
поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в
роли зрителей.

«Центр дежурства» расположен у входа в групповую комнату, чтобы дети и
их родители могли сразу узнать, кто сегодня дежурит. Наш центр выполнен в
виде стенда с кармашками. На стенде в кармашках воспитатели каждый день
меняют карточки выбранные детьми.

«Центр книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного
уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста,
реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем
находятся книги с художественными произведениями детских писателей,
сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип
подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум
иллюстраций.

«Центр занимательной математики» имеет важные развивающие функции.
В данном центре располагаются нормативно - знаковый материал: магнитная
доска, наборное полотно, цветные счетные палочки, логические блоки,
числовой ряд, счеты, песочные часы, чашечные весы, наборы карточек на
сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми
фигурами, Плакаты с изображением геометрических фигур, объёмных

геометрических фигур (куб, конус, цилиндр и др.), различные виды мозаик,
современные пазлы.
«Центр познания» требует частичной изоляции, наличия заданий различной
степени сложности. Игровой материал расположен на открытых­сквозных
полках, он размещен мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали

друг другу. В «Центре познания» содержится: лото, домино в картинках,
предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок,
иллюстрации, изображающие сезонную одежду, головные уборы, обувь,
транспорт, посуду «чудесные мешочки», материалы на развитие мелкой
моторики кистей рук, мелкая геометрическая мозаика.
«Центр экспериментирования» представлен многообразием коллекций
(грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал,
для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскоп, компас,
мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т.д. В процессе

экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведется журнал
наблюдений, в котором воспитатель совместно с детьми фиксирует сделанные
выводы по результатам ежедневного наблюдения. Наши маленькие
«почемучки» превращаются в любознательных исследователей, которые
проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных
материалов. Незаменимым помощником в детской исследовательской
деятельности стал Ученый Кот, живущий в нашей группе. Кот стимулирует
детскую активность и любознательность.
«Центр безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и
пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками,

дидактическими пособиями и играми. Хорошим дидактическим пособием
служит макет пожарной станции на основе конструктора «Лего», игра с
объёмными фигурками «Путешествие по дорогам улиц». Игра оснащена
макетом улицы, дорожными знаками, фигурками людей. Создание центра
безопасности в группе помогает детям в ознакомлении с правилами и
нормами безопасного поведения и формирует ценностей здорового образа
жизни.

«Центр конструирования» требует свободного пространства для
сооружений из крупного строительного материала. Практичность его состоит
в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного
вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в
любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой
детей, так и индивидуально. Это позволяет нашим детям комфортно
чувствовать себя в любом уголке группы. Наши воспитанники самостоятельно
при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр
дополнен мелкими игрушками для обыгрывания.

«Центр патриотического воспитания» Центр требует частичной изоляции,
расположен вдали от игровых зон. В нем содержится: Российский флаг, герб,
портрет президента России, пособия, отражающие многонациональность
нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с
климатическими зонами России, портреты великих людей России, подборка
иллюстраций «Былинные богатыри», образцы народного декоративно­
прикладного искусства и т. д. Подобран материал о родном городе
Мичуринске, дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом
жителей своего города. Подобрана художественная литература по
краеведению, оформлены альбомы «Моя страна», «Мой край», «Мой город»,
«Моя семья».
Английский писатель Оскар Уайльд сказал: «Лучший способ сделать детей
хорошими - это сделать их счастливыми…» А у нас все дети хорошие! И
создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их
еще и такими: овладевшими основными культурными способами
деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, с
развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных,
выносливых и физически развитых, а главное счастливыми! Преимущество
созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к
активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие
по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного
содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было

отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко
ссорятся из­за игр, игрового пространства или материалов, поскольку
увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой
наших детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании
посещать детский сад.
Поиск инновационных подходов к организации предметно­развивающей среды
продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и
фантазия.

Першина Татьяна Васильевна
Наш центр исследовательской деятельности

Пояснительная записка к презентации

«Наш »

Эпиграф : Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму». (Конфуций) .

Актуальность : С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А метод экспериментирования, как специально организованная деятельность , способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность .

Цель : Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи :

Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.

Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности .

Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Стимулировать желание детей экспериментировать.

Подписи к слайдам

2 слайд : Одним из условий решения задач по познавательной деятельности в детском саду является организация развивающей среды - создание центра исследовательской деятельности , наполнение его необходимыми материалами и оборудованием.

Наш центр исследовательской деятельности состоит из нескольких зон :

3 слайд : 1 зона - уголок природы. Комнатные растения подобраны с учетом возраста детей. На них оформлен паспорт комнатных растений. В уголке природы есть фартуки для дежурных, лейки, опрыскиватель, кисточки, тряпочки, губки, рыхлители. Есть тематические альбомы : садовые и луговые цветы, комнатные растения, насекомые.

4 слайд : 2 зона – огород. Огород позволяет организовать длительные наблюдения за процессом и условиями роста растений. Дети с удовольствием участвуют в посадке огорода, ухаживают за ним, ведут наблюдения и делают зарисовки.

5 слайд : 3 зона – мини - лаборатория «Почемучки» . Хозяева этой лаборатории мальчик и девочка - «Всезнайки» , которые помогают детям найти ответы на все интересующие их вопросы. В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов; материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы :

Специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки);

Различные крупы (гречка, манка, горох, фасоль) ;

Природный материал (камешки, песок, глина, семена деревьев и цветов, ракушки, шишки разных хвойных деревьев, кора дерева, гербарии);

Приборы – помощники (лупы, компас, зеркала, различные виды весов) ;

Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, термометр) ;

Мир материалов (виды тканей, бумаги) ;

Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т. д.) .

разделам :

6 слайд : «Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал, чай, контейнеры для льда, т. е. материалы для изучения свойств воды).

В нашей лаборатории есть материалы, которые распределены по блокам :

-«Невидимка – воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки, т. е. материалы для изучения свойств воздуха);

-«Свет и цвет" (различные фонарики, зеркала, цветные стеклышки (вырезанные из пластиковых бутылок, т. е. материалы для изучения свойств света, цвета);

-"Звук" (колокольчики, дудочки, маракасы, бубен, трещотки, т. е. материалы для изучения свойств звука);

-«Магнетизм» (разные магниты, скрепки, металлические предметы, т. е. материалы для изучения свойств магнита.

7 слайд : В мини - лаборатории находятся коллекции : коллекция тканей, коллекция пуговиц, коллекция ракушек, коллекция бумаги, коллекция камней.

8 слайд : В этом блоке находятся модели :

Календарь природы (времена года, дни недели, частей суток, календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе, атласы, глобус, алгоритмы опытов и экспериментов.

9 слайд : Здесь же помещены различные макеты (выставляются соответственно темам недели) : домашние и дикие животные, саванна, рыбы, насекомые, птицы, рыбы.

10 слайд : Так же здесь помещены лэпбуки («Экспериментальная деятельность » , Времена года : «Осень» , «Лето» , Зима», «Весна» , «Почему вода не исчезает» , «Камни» , «Берегите природу» ).

11 слайд : 4 зона - наша игротека. В игротеке находятся экологические игры, лото, пазлы. Имеются игры как покупные, так и игры, сделанные самими воспитателями.

12 слайд : 5 - зона – «Хочу всё знать» . В этой зоне нашего центра находится познавательная литература. В него входят разные книги и энциклопедии. Сюда же мы поместили исследовательские проекты , выполненные родителями и детьми : семья Панягиных «Мое генеалогическое древо» , Семья Шабаевых «Мои меньшие братья» , семья Решетовых «Маленькие огородники» .

Вывод : Грамотное сочетание материалов и оборудования в исследовательском центре способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности , способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта

Публикации по теме:

Центры активности в ДОУ. Центр театрализованной деятельности «Театрикум» Организация центра активности – «Театрикум» Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря.

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей.

Презентация «Центр опытно-экспериментальной деятельности» Цели опытно-экспериментальной деятельности 1. Развитие познавательной деятельности детей посредством экспериментирования с объектами и явлениями.

Дети, по своей натуре, - это любознательные исследователи, шаг за шагом открывающие для себя разные стороны окружающего мира. Поддержать.

Предметно – развивающая среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства, она предполагает развитие широкого круга детских.

Одним из способов создания единого образовательного пространства развития ребенка, включая прилегающую территорию, может являться создание Одним из способов создания единого образовательного пространства развития ребенка, включая прилегающую территорию, может являться создание Центров познавательно- исследовательской деятельности на территории ДОУ


Из опыта работы МБДОУ 217 г. Барнаула По территории детского сада разрабатывается несколько специальных образовательных маршрутов разной категории сложности в зависимости от группы здоровья детей, возраста, интересов. По территории детского сада разрабатывается несколько специальных образовательных маршрутов разной категории сложности в зависимости от группы здоровья детей, возраста, интересов.



Образовательные терренкуры – это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, Центров познавательно- исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Образовательные терренкуры – это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, Центров познавательно- исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей.


Территория дошкольного образовательного учреждения, на которой можно проложить несколько маршрутов для пешеходных прогулок (терренкуров) должна представлять собой озелененную территорию с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями, предназначенная для игр, развлечений, физкультуры и культурно-просветительских занятий детей дошкольного возраста. Территория дошкольного образовательного учреждения, на которой можно проложить несколько маршрутов для пешеходных прогулок (терренкуров) должна представлять собой озелененную территорию с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями, предназначенная для игр, развлечений, физкультуры и культурно-просветительских занятий детей дошкольного возраста.




Маршрут включает в себя не только специально созданные Центры, но и спортивную площадку, зону асфальтовых игр, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород, теплицу и другие возможные объекты на территории ДОУ. Маршрут включает в себя не только специально созданные Центры, но и спортивную площадку, зону асфальтовых игр, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород, теплицу и другие возможные объекты на территории ДОУ.


Структура пеших прогулок: сбор и движение до следующей остановки терренкура; сбор и движение до следующей остановки терренкура; остановка, привал, познавательно- исследовательская деятельность детей и взрослых; остановка, привал, познавательно- исследовательская деятельность детей и взрослых; комплекс оздоровительных игр и физических упражнений; комплекс оздоровительных игр и физических упражнений; самостоятельная деятельность детей; самостоятельная деятельность детей; сбор дошкольников и возвращение в группу сбор дошкольников и возвращение в группу


Содержание пеших прогулок зависит от выбранной тематики, времени года и погоды В содержание прогулки- терренкура педагоги могут включить: познавательные беседы познавательные беседы наблюдения за насекомыми, птицами, растениями наблюдения за насекомыми, птицами, растениями сбор природного материала сбор природного материала знакомые детям подвижные и дидактические игры знакомые детям подвижные и дидактические игры игры на внимание игры на внимание







Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одного Центра (или Дома) дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, исследования, занимаются математикой, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные и асфальтовые игры. Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одного Центра (или Дома) дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, исследования, занимаются математикой, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные и асфальтовые игры.


В таком игровом пространстве ребенок многому учится – общаться с окружающим миром, у него развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, соотносящие движения. В таком игровом пространстве ребенок многому учится – общаться с окружающим миром, у него развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, соотносящие движения.













Спортивные игры спортивные игры комплекс оздоровительных физических упражнений в зависимости от времени года и погодных условий, возрастных особенностей детей комплекс оздоровительных физических упражнений в зависимости от времени года и погодных условий, возрастных особенностей детей




«Дом Самоделкина» Столы, лавки, навес, контейнеры для хранения и сортирования. Столы, лавки, навес, контейнеры для хранения и сортирования. Это своеобразная Мастерская, где можно заниматься созданием инсталляций из бросового материала, картона, пластиковых бутылок, старых сломанных деталей от различных машинок, пирамидок, механизмов и т.д. Это своеобразная Мастерская, где можно заниматься созданием инсталляций из бросового материала, картона, пластиковых бутылок, старых сломанных деталей от различных машинок, пирамидок, механизмов и т.д.


Создание инсталляций Отличие инсталляций от обычных поделок состоит в том, что ребенок не просто участвует в создании некого «арт-объекта» для участия в выставке, а является активным пользователем его, игроком. Отличие инсталляций от обычных поделок состоит в том, что ребенок не просто участвует в создании некого «арт-объекта» для участия в выставке, а является активным пользователем его, игроком. Если композиция подвижна, например, с пропеллерами, шумовыми эффектами, ребенок может активно стучать, греметь, и все это не просто можно, но и даже нужно, чтобы созданная экспозиция жила. Если композиция подвижна, например, с пропеллерами, шумовыми эффектами, ребенок может активно стучать, греметь, и все это не просто можно, но и даже нужно, чтобы созданная экспозиция жила.


























Контуром обозначена какая-то фигура, например сказочного персонажа «Лягушка-царевна», «Баба-яга», «Дюймовочка», «Пяточек», «Кот в сапогах», или остов «ракеты», «теремка», «домика Бабы-яги». Контуром обозначена какая-то фигура, например сказочного персонажа «Лягушка-царевна», «Баба-яга», «Дюймовочка», «Пяточек», «Кот в сапогах», или остов «ракеты», «теремка», «домика Бабы-яги». Комплексы игровых площадок для групп разного возраста должны чередоваться с лужайками, озелененными участками ландшафта свободного пользования, на которых живописно разбросаны валуны, пни, стволы деревьев и т. д. Комплексы игровых площадок для групп разного возраста должны чередоваться с лужайками, озелененными участками ландшафта свободного пользования, на которых живописно разбросаны валуны, пни, стволы деревьев и т. д.



Опыт представлен в публикации Давыдова О.И. Образовательные терренкуры на территории детского сада (познавательно- исследовательская деятельность детей на прогулке с учетом требований ФГОС). – АлтГПА, с. Давыдова О.И. Образовательные терренкуры на территории детского сада (познавательно- исследовательская деятельность детей на прогулке с учетом требований ФГОС). – АлтГПА, с. Давыдова О.И. Образовательные терренкуры на территории детского сада / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – – 7. – С Давыдова О.И. Образовательные терренкуры на территории детского сада / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – – 7. – С