Статья на тему: "Родителям о проблеме дизартрии"

Елеуова Асель Ерболовна
Место работы: учитель-логопед КГУ "Кабинет психолого-педагогической коррекции Уланского района" управления образования ВКО
Описание: В статье дано подробное описание проблемы дизартрии, причины появления, характер нарушений при дизартрии в речи ребенка. Статья предназначена для родителей детей с дизартрией, а также для педагогов, работающих с детьми-дизартриками.

Родителям о проблеме дизартрии

Введение
В современном мире проблема нарушения речи у дошкольников и младших школьников в последние годы приобрела глобальный характер. В частности, это проблема дизартрии, начиная от стертой формы дизартрии и заканчивая более тяжелыми формами. Большинство родителей, по вполне понятным причинам, испытывают некоторые трудности, замешательство и страх при первичном озвучивании диагноза «Дизартрия», который может быть поставлен специалистами ПМПК (психолого-медико-педагогическая консультация), неврологом или невропатологом. В данной статье мы бы хотели более подробно рассмотреть понятие дизартрии, причины ее появления и подходы к ее лечению и коррекции. Пытливые и неравнодушные к проблемам здоровья и воспитания детей родители, изучив проблему дизартрии, смогут вовремя констатировать факт ее наличия или отсутствия у своего ребенка и незамедлительно обратиться за помощью.
Родителям следует знать, что коррекционная работа с детьми – дизартриками не должна заканчиваться на логопедических занятиях и в группе. Важно понимать, что для наилучшего результата, эту работу следует продолжать и дома, и на прогулке, и в любых совместных делах.

1. Понятие дизартрии
Дизартрия – это расстройство произносительной организации речи, которое связано с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. При дизартрии нарушается речевая моторика, речевое дыхание, голос, и просодическая сторона речи (изменения темпа речи, ритма и интонации). В случаях тяжелых поражений возникает анартрия – нарушение речи, при котором полностью отсутствует способность произносить звуки, слоги, слова, иными словами речь. Дизартрия обычно сопутствует ДЦП.
В зависимости от того, где конкретно находится место поражения, в центральной или в периферической нервной системе, от тяжести нарушения и от времени, когда возник дефект, по-разному проявляются и нарушения при дизартрии.
Нарушения артикуляции звуков, нарушения фонации, затрудняют, а иногда и полностью препятствуют нормальной членораздельной звучной речи. Такие нарушения представляют собой называемый первичный дефект. Первичный дефект опасен тем, что может привести к возникновению вторичных проявлений, осложняющих его структуру. Это ЗПР, ОРН 1, 2, 3 уровня, нарушение коммуникации, нарушения в формировании личности и т.д.
Многие ученые и ведущие логопеды занимались изучением проблем дизартрии. Их исследования показывают, что категория детей с дизартриями очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений.

2. Формы дизартрии
Существует пять основных клинических форм дизартрии, но некоторые авторы как отдельную форму дизартрии или дизартрический компонент выделяют стертую форму дизартрии. Классификация клинических форм дизартрии основывается на выделении различной локализации поражения мозга. В чем различие форм дизартрии? Каждая форма дизартрии имеет свои специфические дефекты звукопроизношения, нарушения голоса, его силы и высоты, нарушения темпа и ритма, степени расстройства артикуляционной моторики. Следовательно, дети с разными формами дизартрии, отличающиеся степенью нарушения артикуляции звуков, степенью нарушенности компонентов просодики, будут нуждаться в различных приемах логопедического воздействия и в разной степени будут поддаваться коррекции.
1. Бульбарная дизартрия
2. Подкорковая дизартрия
3. Мозжечковая дизартрия
4. Корковая дизартрия
5. Псевдобульбарная дизартрия (выделяют легкую, среднюю, тяжелую формы)
6. Стертая форма дизартрии
Вне зависимости от формы дизартрии у всех детей нарушается
просодическая сторона речи.
3. Причины дизартрии у детей
Дизартрия у детей появляется в результате органического или функционального поражения мозга, что в свою очередь вызвано разнообразными вредоносными факторами, которые могут воздействовать на организм:
1) до рождения ребенка в процессе внутриутробного развития (инфицирование матери или плода (острые, хронические инфекции), кислородная недостаточность (гипоксия), интоксикация, токсикоз беременности, патология плаценты и т.д.);
2) во время рождения (затяжные или, напротив, стремительные роды, родовые травмы, сдавление мозга, ведущие к нарушению мозгового кровообращения или кровоизлияниям в мозг ребенка).
3) вскоре после родов (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек (менингит, энцефалит), гнойного среднего отита, гидроцефалии, черепно-мозговой травмы, тяжелые интоксикации)

4. Механизм нарушений речи при дизартрии
Почему при дизартрии нарушается членораздельность, внятность речи, интонация, темп, высота и сила голоса? Потому что из центрального отдела речевого и двигательного анализатора двигательные команды передаются к периферическим органам речи по проводящим нервным путям. Когда происходит органическое поражение непосредственно двигательных нервов или речевых отделов в головном мозге, становится невозможной полноценная передача нервных импульсов, а в речевых мышцах развиваются явления пареза или паралича. А так как парезы распространяются, кроме мышц губ и языка, и на нёбные мышцы, мышцы голосовых связок, а также на мышцы органов дыхания, то при этом мы видим нарушение артикуляции звуков, нарушение голосообразования и нарушение речевого дыхания.
У большинства детей с дизартрией наблюдается нарушение чувствительности речевых мышц, поэтому они почти не ощущают положения своих органов артикуляции. Именно отсутствие чувствительности речевых мышц вызывает затруднения в нахождении нужной артикуляции разных артикуляционных укладов.
При выраженной форме дизартрии речь страдает во всех своих звеньях.
Таким образом, речь при дизартрии можно охарактеризовать по следующим признакам:
1) Больше всего страдает качество звукопроизношения. Связано это с парезами губ, языка, нижней челюсти. В этом плане родителей должны насторожить звуки, издаваемые маленького ребенком – горловые, межзубные, боковые, губно-зубные.
2) Нарушена сама организация речи.
3) Наблюдается нарушение просодической стороны речи, то есть ритма речи, ее темпа, явления ринофонии (говорит «в нос»), дисфонии (затухание звука к концу фразы), интонационно-мелодической стороны речи – сила звука, высота, интонационная окраска.
4) Нарушаются ритм дыхания, глубина дыхания, координация вдоха и выдоха. Особенно выражены дыхательные нарушения при гиперкинетической форме дизартрии.
Нарушение артикуляционной моторики проявляется в виде изменения тонуса артикуляционных мышц, ограничения объема движений, координаторных расстройств, наличии разного рода синкинезий (сопутствующих движений), тремора, гиперкинезов языка и губ, нарушения дыхания, расстройства голосообразования. В целом речь при дизартрии нечеткая, смазанная, монотонная.

5. Условия логопедической работы по коррекции дизартрии
Логопедическую работу с любым нарушением речи желательно начинать в младшем дошкольном возрасте, и дизартрия не исключение. Чем раньше начата работа, тем больше условий мы сможем создать для полноценного развития всех сторон речевой деятельности, в том числе коррекции интонационной выразительности речи, а также оптимальной социальной адаптации ребенка. Однако следует понимать, что результаты систематической работы по формированию основных компонентов просодики у детей с дизартриями в значительной мере зависят от формы дизартрии, от степени тяжести нарушения, а также от соблюдения всех необходимых условий.
Обязательные условия при работе с дизартриями:
1) Комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие. Для достижения результата требуется обязательный медикаментозный фон для обеспечения питания ЦНС. Необходима квалифицированная помощь невролога, невропатолога.
2) Степень участия самого ребенка в коррекционном процессе, степень его инициативности.
3) Постоянная работа с родителями, участие родителей в коррекционном процессе. Взаимосвязь в работе логопеда и других педагогов (учителя, воспитателя).
4) Систематичность проведения занятий.
5) Развитие просодической стороны речи: мелодико-интонационной окраски, процессов дыхания, голосообразования.
6) Развитие артикуляции, звукопроизношения.
7) Развитие слухового внимания, фонематического восприятия, коррекция речевого дыхания.
8) Нормализация мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, развитие произвольных движений мимической мускулатуры.
9) Формирование кинестетической и кинетической основы артикуляторных движений.
10) Коммуникативная направленность обучения.
Из вышесказанного следует, коррекция звукопроизношения и компонентов просодики, в комплексе с другими мероприятиями, являются одними из основных моментов в работе с дизартриями.

Проходя медико-психолого-педагогическую комиссию перед поступлением ребенка в речевую группу, некоторые родители сталкиваются с диагнозом «дизартрия». Слово непонятное и, даже, пугающее. Давайте попробуем разобраться, что же стоит за этим понятием.

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, вызванное недостаточной работой нервов, которые связывают речевой аппарат с центральной и периферической нервной системой. А недостаточная работа нервов является следствием органического поражения нервной системы. Именно поэтому диагноз «дизартрия» ставится врачом-неврологом и вся коррекционная работа, проводимая логопедом, должна проводиться в тесной взаимосвязи с врачом! Логопед занимается коррекцией нарушенных речевых функций, медикаментозное же лечение назначается неврологом. Лечение дизартрии возможно только при применении комплексного метода, в котором сочетаются разные виды терапевтического воздействия:

  • Лекарственные средства.
  • Физиотерапия, лечебная физкультура, иглотерапия для нормализации тонуса мышц и увеличения объема движений органов артикуляции.
  • Общее, поддерживающее и закаливающее лечение для укрепления организма. Лечение сопутствующих заболеваний.
  • Логопедическая работа по развитию и исправлению речи.

Логопедическое воздействие при дизартрии направлено на разработку органов артикуляции. Оно включает:

  • массаж органов артикуляции;
  • артикуляционную гимнастику;
  • исправление произношения звуков речи;
  • исправление речевого дыхания и голоса;
  • работу над выразительностью речи.

Во всех видах лечения ребенка — дизартрика чрезвычайно большая роль принадлежит родителям. Прежде всего это относится к логопедическим занятиям. Родители должны знать для чего делаются те или иные упражнения, понимать их смысл и представлять ожидаемые результаты.

В чем проявляется дизартрия? Во-первых, это нарушение звукопроизношения. В случае стертой формы (степени) дизартрии речь больных ребят не имеет резкого отличия от своих сверстников. Ну, несколько плохая дикция и невыразительная речь.

Ребенок с дизартрией чаще всего дефектно произносит все свистящие и шипящие звуки. К этому может быть добавлено искаженное произношение звука [р], или отсутствие звуков [р] и [л]. И даже если речь ребенка понятна для окружающих, то она нечеткая, смазанная, как будто каша во рту. Для дизартрии характерен более длительный период коррекции звукопроизношения. Очень часто дети с дизартрией нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят твердую пищу – мясо, хлебные корочки, морковь, яблоко, т.к. им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, может неаккуратно есть, плохо полоскать рот, т.к. у него слабо развиты мышцы щек, языка, губ. Во-вторых, недостаточность голосовых реакций (голос тихий, слабый или, наоборот, резкий), нарушен ритм дыхания (речь на вдохе, длительности выдоха не хватает на произнесение фразы и дыхание сбивается), темп речи может быть ускоренным или замедленным. Очень часто речь эмоционально не окрашена. В-третьих, у детей с дизартрией слабо развита общая и мелкая моторика. Дети не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава, заправлять рубашку в брюки. Они не умеют правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Все, что нужно выполнять руками, особенно где требуются мелкие, точные движения пальцев рук (лепка, работа со счетными палочками, перебирание крупы, семян) – для них — сущее наказание. Дети с дизартрией могут быть моторно неловки, медлительны и утомляемы при сложных движениях. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на одной ножке. У детей с дизартрией могут быть трудности с ориентировкой в пространстве: путают право – лево, верх – низ. В-четвертых, у детей с дизартрией нарушено не только звукопроизношение, но и остальные стороны речи – лексико-грамматический строй речи, слоговая структура слова, связная речь.

На практике чаще всего встречается дизартрия стертой формы с не ярко выраженной клинической.

Тщательное логопедическое обследование и наблюдение выявляют у них ряд специфических нарушений: нарушения двигательной сферы, пространственного гнозиса, фонетической стороны речи (в частности просодических характеристик речи), фонации, дыхания и другие, что позволяет сделать вывод о наличии органических поражений центральной нервной системы, что говорит о стертой форме дизартрии.

Легкие (стертые) формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших воздействие различных неблагоприятных факторов в течение пренатального (до родов), натального (роды) и раннего постнатального (после родов) периодов развития. Среди таких неблагоприятных факторов можно отметить:

— токсикоз беременности;

— хроническую гипоксию плода;

— острые и хронические заболевания матери в период беременности;

— минимальное поражение нервной системы при резус-конфликтных ситуациях — матери и плода;

— легкую асфиксию;

— родовые травмы;

— острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте и т. д.

Воздействие этих неблагоприятных факторов приводит к возникновению ряда специфических особенностей в развитии детей.

В ранний период развития у детей со стертой формой дизартрии отмечаются двигательное беспокойство, нарушения сна, частый, беспричинный плач.

Кормление таких детей носит ряд особенностей: наблюдаются трудность в удержании соска, быстрая утомляемость при сосании, малыши рано отказываются от груди, часто и обильно срыгивают.

В раннем психомоторном развитии также можно отметить ряд особенностей: становление статодинамических функций может несколько запаздывать или оставаться в пределах возрастной нормы. Дети, как правило, соматически ослаблены, часто болеют простудными заболеваниями.

Анамнез детей со стертой формой дизартрии отягощен. Большинство детей до 1 — 2 лет наблюдались у невропатолога, в дальнейшем этот диагноз был снят.

Раннее речевое развитие у значительной части детей с легкими проявлениями дизартрии незначительно замедлено.

Первые слова появляются к 1 году,

фразовая речь формируется к 2 — 3 годам.

При этом довольно долго речь детей остается неразборчивой, неясной, понятной только родителям. Таким образом, к 3 — 4 годам фонетическая сторона речи у дошкольников со стертой формой дизартрии остается не сформированной.

При тщательном неврологическом обследовании детей с подобными речевыми расстройствами с применением функциональных нагрузок выявляется неярко выраженная микросимптоматика органического поражения нервной системы. Эти симптомы проявляются в виде расстройства двигательной сферы и экстрапирамидной недостаточности и отражаются на состоянии общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также мимической мускулатуры.

Нарушения мелкой моторики пальцев рук проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение, недостаточной координации. Пальцевые пробы выполняются неполноценно, наблюдаются значительные затруднения. Данные особенности проявляются в игровой и учебной деятельности ребенка. Дошкольник с легкими проявлениями дизартрии неохотно рисует, лепит, неумело играет с мозаикой. Общая моторная сфера детей со стертой формой дизартрии характеризуется неловкими, скованными, не дифференцированными движениями. Может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, при функциональной нагрузке возможны со дружественные движения (синкенезии), нарушения мышечного тонуса. Часто при выраженной общей подвижности движения ребенка со стертой формой дизартрии остаются неловкими и непродуктивными.

Наиболее ярко недостаточность общей моторики проявляется у дошкольников с данным нарушением при выполнении сложных движений, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственной организации движений. Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических

упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с

началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному

такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут

четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно

удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на

левой или правой ноге. Обычно взрослый помогает ребенку прыгать на одной

ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом — спереди за обе руки, пока

он не научится это делать самостоятельно.

К примеру, ребенок со стертой формой дизартрии несколько позднее своих сверстников начинает захватывать и удерживать предметы, сидеть, ходить, прыгать на одной и двух ногах, неуклюже бегает, лазает на шведской стенке.

Дети-дизартрики испытывают затруднения и в изобразительной

деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться

ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того, чтобы

быстрее и лучше научить ребенка пользоваться ножницами, надо вложить его

пальцы вместе со своими в кольца ножниц и производить совместные действия,

последовательно отрабатывая все необходимые движения. Постепенно, развивая

мелкую моторику рук, у ребенка воспитывают умение регулировать силу и

точность своих движений.

Особенности состояния общей и мелкой моторики проявляются и в артикуляции, так как существует прямая зависимость между уровнем сформированности мелкой и артикуляционной моторики. Нарушения речевой моторики у дошкольников с данным видом речевой патологии обусловлены органическим характером поражения нервной системы и зависят от характера и степени нарушения функционирования двигательных нервов, обеспечивающих процесс артикуляции. Коррекция нарушений представляется невозможной без поддержки и тесного сотрудничества родителей, заинтересованных в исправлении нарушений речи своего ребенка, с врачом – неврологом, тщательном неврологическом обследовании детей регулярном консультировании и комплексном лечении.

Безусловно, дизартрия – сложное нарушение, но при совместной работе логопеда, врача-невролога и родителей все поправимо! Итак, что необходимо делать, если Вашему ребенку поставили диагноз «дизартрия»:

— 1 раз в год посещать невролога. При необходимости, он назначит массаж, ЛФК, медикаментозное или физиотерапевтическое лечение для поддержания работы нервной системы;

— приобщать детей к занятиям физкультурой, спортом;

— развивать мелкую моторику – почаще давайте ребенку пластилин, карандаши, ножницы, шнуровки, штриховки.

Учитель-дефектолог Барковская Татьяна Романовна.


Ivan P

Описание:
Содержание Введение ……………………………………………………………………… 3 Глава I. Теоретические вопросы изучения взаимосвязи логопеда с родителями в процессе коррекции звукопроизношения у детей со стёртой дизартрией 1.1 Понятие дизартрии и особенности звукопроизношения при стёртой дизартрии …………………………………………………….. 6 1.2 Коррекция звукопроизношения у детей со стёртой дизартрии…. 15 1.3. Работа родителей в коррекции звукопроизношения у детей со стёртой дизартрией старшего дошкольного возраста………………… 220 Вывод по I главе …………………………………………………………… 33 Глава II. Опытно-практическая работа по диагностике взаимосвязи логопеда с родителями при коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией 2.1 Обследование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией ……………………… 35 2.2 Формирующий эксперимент………………………………………. 42 2.3. Контрольный эксперимент……………………………………….. 46 Вывод по II главе……………………………………………………… 49 Заключение………………………………………………………………..... 50 Список литературы……………………………………………………….. 52 Приложение ………………………………………………………………… 54 Введение Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом «стёртая дизартрия» является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии. Количество детей, страдающих дизартрией и имеющих нарушения речи, увеличивается (Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова, М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская и др.). Тем не менее, успешное обучение и воспитание детей названной категории в дошкольном возрасте является предпосылкой их полноценной подготовки к усвоению школьных навыков и успешной адаптации в школе. В настоящее время, по данным зарубежных и отечественных исследователей, количество детей со стёртой дизартрией значительно возросло. У детей со стёртой дизартрией вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, страдает общая и мелкая моторика, что усугубляет нарушения речи при данной патологии. Нарушенное звукопроизношение с трудом поддается коррекции, отрицательно влияет на формирование фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи. Практика показывает, что достижение коррекционного эффекта в системе специальных занятий в дошкольных образовательных учреждениях само по себе не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребенка. Необходимым условием закрепления достигнутого является активное воздействие на близких ребенку взрослых с целью изменения их позиции и отношения к ребенку, вооружение родителей адекватными способами коммуникации. Поэтому большое значение в коррекционной работе придается родителям. Система отношений ребенка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент социального развития ребенка, определяют зону его ближайшего развития. Полная реализация целей коррекции достигается лишь через изменение жизненных отношений ребенка, что требует от взрослых целенаправленных и осознанных усилий. Цель исследования – теоретически изучить проблему исследования, выявить особенности нарушения звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией, провести работу по повышению уровня компетентности родителей в данном вопросе и экспериментально выявить эффективность взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей со стёртой дизартрией. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по данной проблеме; 2. Дать характеристику нарушений звукопроизношения при дизартрии; 3. Рассмотреть направления коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения; 4. Разработать формы работы логопеда с родителями по коррекции звукопроизношения дошкольников с дизартрией. 5. Проведение практических занятий с родителями 6. Подвести итог. Объект исследования – коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией. Предмет исследования – взаимодействие логопеда и родителей в преодолении звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией. Гипотеза: мы предполагаем, что целенаправленная работа по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией будет более эффективной при условии взаимодействия логопеда с родителями этих детей. Методы исследования: 1. теоретический анализ литературы по проблеме исследования; 2. наблюдение; 3. беседа; 4. эксперимент.
Контакты:
Способы оплаты:

Взаимодействие логопеда и семьи в процессе коррекционной работы с детьми-логопатами.

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определённой закономерности. Однако если эти закономерности нарушаются, речевая система ребёнка формируется непоследовательно, и, как следствие, в старшем дошкольном возрасте ведёт к речевой патологии, исправить которую может только речевой специалист, опираясь на помощь и поддержку родителей.

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.

Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление в коррекционной работе с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей – логопатов к школьному обучению. Ведь от того насколько подготовленным придет малыш в первый класс, зависит его дальнейшее обучение. Ребёнок с развитой речью легче адаптируется к новым условиям и включается в процесс обучения, быстрее овладевает чтением и письмом.

Как утверждает Г.В. Чиркина: «Родители должны знать, что в подавляющем большинстве случаев при своевременной медико-логопедической помощи удается создать все необходимые условия для полноценного физического и психического развития ребенка. При этом многими отечественными и зарубежными специалистами отмечается в качестве одного из важнейших факторов, определяющих конечный позитивный эффект коррекции, участие родителей и их стиль поведения в далеко не простой жизненной ситуации. Необходимо научиться находить определенный баланс между родительской любовью и теплотой, столь необходимой ребенку с особенностями развития, и твердостью и тактичным, но постоянным контролем за систематическим выполнением специальных логопедических упражнений для усвоения навыков правильной речи. Очень важна также и эмоциональная поддержка детей, так как данное нарушение значительно ограничивает возможности общения с окружающими, особенно на ранних этапах коррекции».

В разных источниках описывается работа с родителями, но все чаще в последнее время авторы ссылаются на термин «сотрудничество», например, Перчаткина Е. Дошкольное воспитание, 2008, №10, с.102-108. Исправление речи детей, имеющих ре­чевые дефекты, будет происходить эффективно, если логопед начнет просвещать и обучать их близких взрос­лых. Логопеду необходимо сделать так, чтобы они захотели сотрудничать и при­нимать самое активное участие в коррекционно-педагогическом процессе.

Только при тесном сотрудничестве ло­гопеда и родителей может быть достигнут положительный и стабильный результат в исправлении речи детей.

Нужно объяснить родителям, что речь и интеллект тесно взаимосвязаны: язык - это орудие мышления и познания, а речь - спо­соб формулирования мысли посредством языка. Совершенствуется речь - значит, повышается уровень развития мышления.

Дефекты речи оказывают тормозящее действие и на развитие самой речи, и на развитие мышления ребенка, на его подго­товку к овладению грамотой. Неправиль­ное произношение приносит детям немало огорчений и трудностей: они стесняются своей речи, чувствуют себя неуверенно, становятся застенчивыми, замыкаются, плохо идут на контакт с окружающими, му­чительно переносят насмешки. Если в до­школьном возрасте у ребенка не выработа­но правильное звукопроизношение и внят­ность речи (не говорю уже об исправле­нии таких сложных речевых дефектов, как дизартрия, общее недоразвитие речи, алалия и др.), то в школьном возрасте труд­ности значительно возрастут: ребенок ста­нет комплексовать при ответе учителю и при общении со сверстниками, будет плохо справляться со звуковым анализом слов, пи­сать так, как говорит, испытывать затрудне­ния при чтении. Начнут страдать внимание и память, появятся проблемы в поведении -агрессивность либо вялость, заторможен­ность. Безусловно, это отразится на интере­се ребенка к учебе, его характере, помешает усвоению школьной программы, послужит причиной плохой успеваемости.

Следовательно, одной из основных за­дач логопеда является формирование у ро­дителей мотивации к коррекционной работ e с их детьми.

Каждый год в сентябре в группах для дошкольников с фонетико-фонематическими нарушениями логопедом проводится обследование речи, а воспитателями - психолого-педагогическое обследование детей. В речевом уголке появляется объявление о том, что в течение ближайшей недели родители в удобное для них время приглашаются для беседы с логопедом. Эти первые беседы и собрания играют огромную роль в мотивировании родителей на сотрудничество с логопедом.

Первая встреча, позволяющая установить контакты логопеда с родителями, играет важную роль для обеих сторон. Во время этой встречи происходит сбор анамнеза, мамы рассказывают о своих детях. Логопед слушает, записывает, задает вопросы. Замечу, что родители не всегда правильно представляют уровень знаний ребенка, обнаруживаемый им в процессе обследования. Поэтому необходимо придерживаться следующих принципов при общении с родителями.

В конце сентября - начале октября проводится собрание родителей, на котором их знакомят с результатами обследования. Логопеду необходимо донести до родителей то, что контингент дошкольников с общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи представлен главным образом детьми с остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии). Это обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными нарушениями психической деятельности.

Успешная логопедическая коррекция в этих случаях часто становится возможной только при наличии медикаментозного лечения. Однако применение медикаментозного лечения требует тщательной клинической дифференциации. Поэтому, логопед действует совместно с невропатологом. Назначенные невропатологом одни лекарственные препараты оказывают стимулирующее действие на мозговые структуры, повышают психическую и физическую работоспособность организма, другие препараты непосредственно воздействуют на обменные процессы нервных клеток головного мозга, являясь по существу синтетическими аналогами биологически активных соединений, вырабатываемых в центральной нервной системе человека. Эти вещества активизируют энергетический обмен в клетках головного мозга, стимулируя этим самым их деятельность. Всё это очень тактично, доходчиво и серьёзно нужно изложить в индивидуальной беседе с родителями ребёнка.

Не всегда родители положительно и правильно воспринимают такую информацию от логопеда. Поэтому консультация у невропатолога необходима. Беседа с родителями каждого ребёнка должна быть индивидуальной. В индивидуальной беседе с родителями я стремлюсь не только раскрыть структуру дефекта, но и наметить пути наиболее быстрого его устранения, а это, помимо логопедической, медицинская коррекция. Лучше не просто сообщать родителям диагноз и решение специалистов, а доступным языком рассказать об особенностях их ребёнка, объяснить, как нужно с ним заниматься и на что следует обратить внимание. При этом всегда учитываются условия жизни каждой семьи, её состав и культурный уровень, количество детей, для того, чтобы советы не оказались для семьи трудновыполнимыми, и у родителей не возникало чувства вины перед ребёнком и собственной беспомощности.

Таким образом, преодоление недоразвития речи является комплексной медико-педагогической проблемой. Знание родителями основ медикаментозного лечения общего и фонетико-фонематического недоразвития речи несомненно способствует повышению эффективности логопедической работы.

Логопед говорит об ошибках речи, характерных для всех детей и о том, что коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если все - логопед, воспитатели, родители,- имея общую цель, будут действовать согласованно. Только совместное воздействие детского сада и семьи окажет влияние на развитие ребенка, и к концу года он будет подготовлен к усвоению школьной программы.

Затем с каждым присутствующим ведется отдельный разговор. Родные ребенка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. Беседу нужно вести тактично; ее задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребенка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Очень хорошо, если на собрание или консультацию приходят и отец и мать.

С ноября месяца все родители активно включаются в совместную работу. Взаимодействие с родителями происходит в процессе коррекционной работы с детьми и согласно плану (приложение №2).

Схематично формы взаимодействия с родителями можно представить так (приложение №1).

Формы взаимодействия с семьёй, воспитывающей ребенка с нарушением речи во 2 речевой группе МДОУ №2.

Информационные

    Информационные корзины.

Удачной находкой для согласования работы логопеда, воспитателя и ро­дителей стали «информационные корзины» (Бачина О.В. «Логопед» №8 2006 г), в которые каждый родитель в удобное для себя время может внести пред­ложения и замечания. На основании этих записей воспитатель или другие специалисты корректируют свою работу, а учитель-логопед может сделать вы­вод о тех вопросах, которые беспокоят родителей.

    Тематические выставки.

Регулярно, соответственно темам, готовится специальное оборудование, то есть организуется выставка пособий. Например, к теме “Развитие мелкой моторики” : бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, палочки и т.д. Родителей убеждали в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Мы рассказывали о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости. Родители умело распорядились этой информацией и регулярно пополняют наши игры экспонатами, которые были сделаны детьми и родителями дома.

    Речевой уголок

В начале каждой недели обновляется информация в речевом уголке. Родители еще раз знакомятся с материалом, который ребенок должен усвоить в течении тематической недели. Рубрики речевого уголка: «Вводим в активный словарь»; «Учите с детьми»; «Лексико-грамматические игры и упражнения»; «Родителям рекомендуется».

    Очень часто, приходится прибегать к силе статей в журналах и книгах, которые оказывают на родителей большое влияние, особенно, если подтверждают рекомендации и мнение педагогов.

Коллективно-практические

    Родительские собрания

Родительские собрания в речевой группе стараюсь проводить в необычной форме. Выдавая родителям информацию, стремлюсь к тому, чтобы они сами делали выводы. Обязательно проводим практическую работу (например, ситуация: ребенок оказывается дома выполнять артикуляционную гимнастику. Что делать?) Родители охотно высказывают мнения, делятся опытом, проигрывают определенные ситуации.

    Встречи с родителями

    Открытые занятия

Открытое фронтальное занятие - это экзамен, который держат логопед и воспитатели вместе с детьми перед родителями. Но вместе с тем это экзамен и для родителей. Тот, кто был хорошим помощником ребенку, кто обращался за советами и старался им следовать, был не наблюдателем и судьей, а активным участником большой повседневной работы, тот на этом открытом занятии будет вознагражден, видя успех своего ребенка.

    Семинары-практикумы

Семинары- практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Можно заранее заготовить “опорные” карточки, схемы или таблицы. Это облегчит понимание предлагаемого материала родителями.

«Как научить ребенка пересказывать тексты»

«Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук»

«Основные приемы коррекции слоговой структуры в домашних условиях»

«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

    Круглые столы

На круглые столы приглашаются автори­тетные специалисты: педагоги, психологи, врачи, активно ис­пользуется техническое оснащение. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают эмоциональную атмосферу доверия как для детей, так и для взрослых.

    Игры-тренинги

Индивидуальные

    Анкетирование

Немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи может сыграть анкетирование родителей. Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка.

    Беседы

    Консультирование

Консультации, логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые интересовали родителей в нашей группе:

-“Артикуляционная гимнастика”
-“Развитие мелкой моторики”
- “Выполнение домашнего задания” ;
- “Развитие внимания и мышления” ;
- “Речевые игры дома”;
- “Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях”;
- “Как научить ребёнка читать” ;
- “Как учить звуко-буквенному анализу” .

    Домашние задания

Основной формой взаимодействия с родителями у нас является папка для домашних заданий. Она служит для нас “телефоном доверия” - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Тетрадь заполняется логопедом 1 раз в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти. Если задание большое,то лучше давать его по частям, чтобы не вызвать негативной реакции ребёнка по отношению к процессу обучения.

    Приобщение к жизни группы

Родители регулярно привлекаются к жизни группы. Это и проведение праздников, и ремонты, и прогулки и экскурсии. Родители – частые гости в группе и кабинете логопеда, поэтому все проблемы группы на виду, родители сами предлагают пути их решения. Таким образом, в этом году родителями был разработан эскиз логопедического уголка для индивидуальной работы по звукопроизношению и оказана спонсорская помощь в его приобретении.

    Мониторинг речевого развития

    Ежедневное общение

Творческие

    Участие в проектах группы

Совместная работа педагогов группы и родителей, позволила осуществить проект «Времена года», в рамках детского сада. Родители принимали активное участие и вместе с детьми составили альбом собственных сочинений на тему: «Осень-Зима».

    Изготовление пособий

Регулярно пополняется в логопедическом кабинете копилка игр и пособий, изготовленных родителями. «Нюша», «Веселый язычок», «Звуковички», «Сад-огород», «Овощи-фрукты» и многие другие.

    Изготовление ежемесячной тематической газеты

    Портфолио «Я красиво и правильно говорю»

В стадии разработки находится проект детских логопедических портфолио. Это своеобразная ступенька к успеху. Начинается портфолио с фотографий артикуляционных движений, освоенных ребенком в первые 3 месяца нахождения в речевой группе.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие “взаимодействия с семьёй” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

И, наконец, последнее. Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям. Этому надо учиться…

Приложение 1.

Принципы, в соответствии с которы­ми учителю-логопеду следует строить свой разговор с родителя­ми детей имеющими недостатки речи.

1. Стремиться понять родителей, «увидеть» проблему гла­зами собеседника, эмоционально откликнуться на нее.

2. Слушая вопросы и высказывания родителей, важно об­ращать внимание на их жесты, мимику, интонацию, «улав­ливать» подтекст.

3. Знать основы психологии общения, чтобы самому уметь осознанно использовать позы, интонации речи, выражение лица.

4. Строить общение на основе диалога, равенства партнер­ских отношений.

5. Не прибегать к менторскому, назидательному тону при общении даже с самыми «неблагополучными» родителями, рекомендации давать в форме пожеланий.

6. Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от кри­тики собеседника.

7. Сохранять конфиденциальность информации.

8. Не подчеркивать особенности дефекта того или иного ребенка, если разговор идет в присутствии нескольких роди­телей.

9. В условиях коллективного общения с родителями ис­пользовать только положительные примеры из жизни детей. Негативные примеры обсуждать строго индивидуально.

10. Рассуждая о проблемах и трудностях ребенка, беседо­вать, соблюдая эмоционально-положительное отношение и ува­жение к нему.

11. Использовать яркие примеры и убедительные аргумен­ты, приводить научно-достоверную информацию с точки зре­ния психолого-педагогической литературы, избегая сложных

понятий и профессиональных терминов. (Рабочие термины учителя-логопеда могут быть непонятны родителям, далеким от логопедагогики, и создадут барьер в общении.)

12. Избегать использования в беседе таких слов, как «де­фект», «нарушение» и подобных, вызывающих естественную реакцию протеста и, как следствие, негативное отношение к учителю-логопеду. Лучше заменять их более нейтральными: « трудности », « проблемы », « недостатки ».

13. Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей.

14. Соблюдать принципы недирективности, безоценочности, личностно-ориентированного подхода, корректности.

Приложение 2.

План работы и взаимодействия учителя-логопеда

с родителями воспитанников 2й речевой группы МДОУ №2. на 2011-2012 год.

Мероприятие

Тема

Форма

Участники

Месяц

1.

Анкетирование

Сбор анамнеза

индивидуально

Логопед, родители

сентябрь

2.

Беседы

Сбор анамнеза

индивидуально

Логопед, родители

сентябрь

3.

Родительское собрание

Результаты диагностики. Причины возникновения речевых нарушений.

коллективно

Логопед, родители, воспитатели

сентябрь

4.

Семинар-практикум

Артикуляционная гимнастика

коллективно

Логопед, родители

сентябрь

5.

Консультация

Выполнение домашних заданий в папках

Коллективно и

индивидуально

Логопед, родители

сентябрь

6.

Пополнение информационной корзины

информационная

Логопед, воспитатели

В течение года

7.

Выпуск газеты

Соответственно тематическому плану

творческая

родители

ежемесячно

8.

Выполнение домашних заданий в папке

индивидуально

Родители, дети

В течение года

9.

Консультация

Развитие ммр

информационная

Логопед, родители

ноябрь

10.

Изготовление дидактических пособий

Проведение артикуляционной гимнастики.

творческая

родители

Ноябрь, декабрь

11.

Оформление речевого уголка

информационная

логопед

В течение года

12.

Подготовка к утреннику

Новый год

творческая

Декабрь

13.

Семинар -практикум

В гостях у звука Р.

коллективно

Логопед, родители

Декабрь.

14.

Открытое занятие

Звуко-буквенный анализ слов

коллективно

Родители, логопед, воспитатели

Декабрь

15.

Консультация

Компьютер-враг?

информационная

логопед

Январь

16.

Участие в групповом проекте

«Времена года»

творческая

Родители, логопед, воспитатели

Февраль, март

17.

Открытое занятие

Составление рассказа по опорным картинкам

коллективно

Логопед, родители

Февраль

18.

Беседы

индивидуально

Логопед, родители

По мере необходимости

19.

Выставка рисунков и рассказов.

Моя семья

коллективно

Родители, логопед, воспитатели

Март

20.

Воспитание в семье ребенка-логопата

информационная

Родители, логопед, воспитатели

В течение года

21.

Игра-тренинг

Ребенок отказывается заниматься дома – что делать?

коллективно

Логопед, родители

Март

22.

Встреча с родителями

Проблема речевого уголка.

творческая

Родители, логопед, воспитатели

Апрель

23.

Открытое занятие

Автоматизация звука ш в речи.

коллективно

Логопед, родители

Апрель

24.

Круглый стол

По вопросу мониторинга речевого развития

коллективно

Родители, логопед, воспитатели

Май

25.

Родительское собрание

Занятия на лето

коллективно

Логопед, родители

Май

ЛИТЕРАТУРА

    Бачина О.В. Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи.М., 2009

    Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей. //Дошкольное воспитание, 2008 №10

    Пигасова А.Г. Работа логопеда с родителями.//Дефектология, 1985 №5

    Разумовская Е.Ю. Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми.//Логопед в детском саду, 2005 №5-6

    Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2007

    Тютрина Г.А. Включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей младшего школьного возраста.//Рубрика, 2007№6

    Чиркина Г.В. Роль семьи в коррекции врожденных нарушений развития у детей. М., 2004

В ЦПК к логопеду приходит много детей с ОВЗ. Большинство из них имеют диагноз – дизартрия, но выглядят они вполне нормально, как все обычные дети. И страшное слово «дизартрия», кажется, им совсем не подходит. Ведь дизартрия означает нарушение подачи нервного сигнала от мозга к мышцам артикуляционного аппарата, вследствие чего лицо малоподвижно, амимично, губы зажаты или уголки опущены вниз. У некоторых не закрывается рот и вываливается изо рта язык. В последнее время встречается очень много детей-дизартриков с подвижной мускулатурой лица, эмоциональных, хорошо улыбающихся, у многих даже нет саливации, но, когда просишь высунуть язык, – видишь удручающую картину. Язык толстый, напряженный, при вытягивании сжимается в комок. Сразу становится понятно, что это дизартрия, но поскольку явных внешних признаков и признаков нарушения просодической стороны речи нет – диагностируем стертую форму дизартрии. Ее часто путают со сложной дислалией, поскольку и там и там нарушено произношение множества звуков, но при дислалии язык у ребенка вполне нормальный, а при дизартрии – в гипер или гипотонусе. Как лечить стертую форму дизартрии – расскажем подробно.

Признаки стертой дизартрии.

Обычно детей-дизартриков отличает неуклюжесть, нарушение скоординированных движений, недоразвитие пальцевой моторики. Они с трудом овладевают навыками застегивания пуговиц, шнуровки, не умеют держать ножницы, не любят рисовать и лепить. Но в практике за последние годы наблюдается много детей 5-7 лет с хорошей координацией и развитой тонкой моторикой рук, они очень любят рисовать, разукрашивать, лепить, хорошо держат карандаш, успешно справляются со штриховкой. Признаки болезни видны только на лице, и то не у каждого. Один из заметных признаков стертой дизартрии: статичное малоподвижное лицо, напряженные губы или, наоборот, губы и щеки обвислые, рот не закрывается.

Особенный интерес при стертой форме дизартрии представляет язык. В большинстве случаев язык толстый, массивный, при вытягивании спинка языка напрягается и собирается в комок. За счет этого у ребенка затруднено произношение многих звуков. При произнесении твердых звуков слышатся мягкие, так как спинка языка автоматически поднимается к небу, в результате вместо [п] слышим [п’], вместо [б] — [б’], вместо [с] — [с’], вместо [з] — [з’] и т.д. Напряженная спинка языка закрывает отверстие для свободного прохождения воздушной струи, поэтому свистящие и шипящие звуки имеют призвук [ц]. При повторении слогов и слов многие звуки приобретают призвуки [л’]. Например, тя-тя-тя звучит как тля-тля-тля. Кончик языка при стертой дизартрии обычно не выражен, то есть невозможно определить, где кончик. Часто из-за паретичности мышц языка ребенок не может поднять его наверх, облизать верхнюю губу, достать кончиком до верхних зубов. В связи с этим у малыша отсутствуют шипящие звуки и [р].

У многих детей наблюдается девиация – отклонение языка в строну парализованной мышцы. Когда просишь ребенка вытащить язык и удерживать его на нижней губе на счет до пяти, язык трясется, дрожит и норовит сдвинуться в сторону. Это явный признак дизартрии. Из-за гиперкинезов нарушается произношение группы свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также страдает просодика. Речь маловыразительна, невнятна, нечленораздельна, монотонная, часто тихая, с небольшим треском в звучании, ничего нельзя разобрать. Про таких детей говорят: «у него каша во рту».

Отличительной чертой дизартриков является их неустойчивая психика. Такие дети часто кидаются из крайности в крайность. То они излишне обидчивы, ранимы, плаксивы, болезненно реагируют на каждую мелочь, то становятся агрессивны, грубы, отказываются заниматься, разговаривать и даже кидаются на других с кулаками. У детей-дизартриков очень снижена мотивация и побуждение к обучению.

Помощь ребенку со стертой формой дизартрии.

Диагноз «дизартрия» ставит только врач невролог или терапевт. Если в карточке у ребенка записан такой диагноз, подход в лечении дизартрии должен быть комплексным. Педагогического вмешательства одного логопеда недостаточно. Здесь обязательно медикаментозное сопровождение и курс массажа воротниковой зоны для снятия мышечного напряжения в области шеи, подбородка и органов артикуляционного аппарата. На занятиях у логопеда помимо тренировки в звукопроизношении необходим ручной массаж лица и зондовый языка.

Ручной логопедический массаж.

При гипертонусе нужно делать расслабляющий массаж лица, при гипотонусе – укрепляющий. Для нормализации мышечного тонуса щек делаем следующие упражнения:

  1. Стоя перед ребенком, устанавливаем два пальца, указательный и средний, под мочками, слегка нажав, начинаем спиралеобразные движения по щекам мимо уголков рта к центру подбородка (5-6 раз). Для укрепления мышц щек – движения производятся в обратную сторону от центра подбородка к мочкам ушей.
  2. Указательным и средним пальцами для достижения эффекта расслабления производим спиралевидные движения с легким нажатием от мочек к крыльям носа. Обратное движение – эффект сжатия.
  3. Устанавливаем пальцы кисти у висков и плавными скользящими движениями двигаемся к центру лба, где производим легкое нажатие, как точка. Важно, чтобы пальцы были упругие, округлые и пружинили. Достигается эффект расслабления, обратного эффекта в практике не встречается. Это упражнение лучше делать, стоя за спиной ребенка.
  4. Для достижения эффекта расслабления: пальцы кистей устанавливаются у волосяной зоны на подушечки, (стоя перед ребенком), начинаем скользящие движения по лбу вниз к бровям с сильным нажатием. У бровей пальцы расходятся, стремясь охватить все лицо. Осуществляется резкий бросок кистей рук по лицу к шее, при этом подушечки касаются лица. Возможен захват шеи.
  5. Большие пальцы устанавливаем у переносицы (стоять перед ребенком), продавливаем и начинаем движения вокруг глаз, сначала двигаясь к нижней части бровей и краям глаз и возвращаясь к переносице, ориентир – кость на переносице. На мягкой части пальцы не должны соскальзывать, нажатия должны быть интенсивными.

Для расслабления губ используем следующие упражнения:

  1. Указательными пальцами растягиваем уголки губ по направлению к ушам, считаем до пяти – отпускаем (делать лучше за спиной ребенка).
  2. Стоя за спиной ребенка, устанавливаем указательные и средние пальцы на верхней губе, максимально растягиваем губу и затем максимально сжимаем, чтобы губные складки как бы надулись.
  3. Большие пальцы устанавливаем по центру на нижней губе, вся остальная кисть располагается под подбородком. Упражнение лучше выполнять перед объектом. Начинаем перетирающие оттягивающие движения по губе с легким перемещением то вправо, то влево.
  4. Выполняем за спиной ребенка. Указательные пальцы устанавливаем один с левой стороны верхней губы, другой с правой стороны нижней губы, двигаем пальцы в противоположных направлениях, вместе с пальцами перемещая губы. Аналогичное движение выполняется в противоположную сторону – «Арлекино».

Эти нехитрые упражнения могут выполнять родители дома, для усиления эффекта лучше всего делать их каждый день. На логопедических занятиях логопед также делает ручной массаж лица, подключая зондовый языка.

Коррекционно-педагогическая работа.

На занятиях логопеда, также, как и дома каждый день, ребенку со стертой дизартрией очень важно выполнять артикуляционную гимнастику.

— Для расслабления языка лучшее упражнение «Месим тесто» : высовываем язык, произнося «пя-пя-пя», пришлепываем по языку губами, двигая его вперед-назад, вперед-назад.

— Для закрепления верхнего подъема языка полезно облизывать блюдца после еды, ложки, а также выполнять упражнение «Вкусное варенье» : облизываем поочередно верхнюю и нижнюю губу.

«Почистим зубки» — проводим кончиком языка по верхним зубам, с одной стороны, затем с другой.

«Маляр » — проводим кончиком языка по небу, как будто красим потолок.

— При паретичном состоянии мышц боковых краев языка очень полезно упражнение «Сани» : произносим звук [И], одновременно нажимаем зубами на боковые края языка, в середине языка появляется ложбинка как в санях.

Родителям следует приготовиться заранее к тому, что постановка звуков у дизартрика происходит с трудом и медленно из-за особенностей мышечного тонуса языка. Еще медленней идет автоматизация звуков от 3 до 7 месяцев, это отличительная особенность коррекционной работы в случае стертой дизартрии. Удивительно, но часто автоматизация даже самых простых звуков, таких как [л’] идет очень долго. Родителям иногда кажется, что логопедические занятия не приносят нужных результатов, но это не так. Занятия всегда имеют хоть небольшой, но результат, так как мышцы языка расслабляются постепенно и при постоянном механическом и физическом воздействии. Практика показывает, что при использовании комплексного подхода в лечении стертой формы дизартрии улучшение звукопроизношения наступает гораздо быстрее. А при регулярном воздействии на язык зондовым массажем, мышечный тонус нормализуется уже после трех месяцев применения. Надо лишь набраться терпения и активно сотрудничать с неврологом, массажистом и логопедом.