Составил: педагог – психолог
Иванова О.В

Ход занятия
Минута встречи.
Психолог:
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и накрыть стол.
Встаньте в круг, возьмите за руки того, кто стоит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
Затем дети складывают руки “лодочкой” и передают пожелания друг другу
Психолог говорит:
- Отправимся, ребята, в волшебную страну, где предметы оживают и могут разговаривать, где происходят чудеса. Идем цепочкой, взявшись за руки, по восьмерке под музыку.
Дети рассаживаются на ковре (в позе “фараона”: ноги чуть расставлены, стопы на полу, руки ладонями лежат на коленях, спина прямая).
Психолог:
- А вы знаете, что сказку можно изображать? Я скажу: “Дом”. А как мы его покажем? Я скажу: “Топать”. А как мы это покажем? Я скажу: “Грустный”. А как можно изобразить?

Итак, начинаем.
-В волшебной стране жил-был…Кто? Угадайте!
Если дождь припустится,
Он как цветок, распустится.
Если дождик перестанет,
Он сожмется и завянет.
Кто это такой?
Выслушиваются ответы детей.
- И был это красивый разноцветный Зонтик (психолог показывает слайд №1, или картинку). Давайте и мы с Вами постараемся изобразить зонтик.

Дети показывают, как зонтик раскрывается (руки согнуты в локтях перед собой, ладони вместе, пальцы растопырены; развести в стороны ладони, кончики пальцев сомкнуты).
-Зонтик очень любил.. Как вы думаете, что?
- Конечно же дождь. Какой? Вот такой. (Психолог показывает слайд 2, или картинку)

Психолог показывает слайд 3, или картинка.

Как грустно! – вздыхал Зонтик. – Я лежу на вешалке и ничего не вижу, кроме одежды.
- Послушаем, как стучат капли.
Раскрывается Зонтик, дети ложатся на ковер, спрятав головы под зонт. Слушают шум дождя (аудиозапись), музыка дождя.
- Прислушайтесь! Что это за звуки? На что они похожи?
И вот долгожданные капли застучали по крыше
Давайте покажем (дети поворачиваются в затылок друг другу так, чтобы можно было коснуться руками впереди стоящего.)
- Представьте, что ваши пальчики – дождинки. Приготовьте пальчики (дети показывают руки со слегка согнутыми пальчиками)
Застучал дождик по спине, по плечам всех ребят (Дети поколачивают пальчиками по спине впереди стоящего соседа.)
Пальчики-дождинки будто летают и стучат по всему телу.
А сейчас пошел дождь крупными каплями. Это ладошки захлопали по спине, по плечам ребят. (Дети похлопывают ладошками по плечам и спине соседа.)
Повернитесь в другую сторону и еще раз превратите свои пальчики в дождинки, а ладошки в крупные капли. (Повторение массажа)
Повернитесь лицом в круг. Ну что, вы вымокли до нитки? Замечательно! Давайте стряхнем с себя все капельки дождя. Сначала – с головы. (Дети потряхивают головой вправо-влево, вверх-вниз.)
А теперь со всего туловища стряхиваем капельки. (Дети часто топают ногами, подпрыгивают, хлопают себя по ногам)
Давайте посушим себя. (Дети хлопают в ладоши вокруг своего тела: слева, вверху, справа, внизу)
Хорошо!
- Зонтик оживился, выглянул в окно и воскликнул:
- Как красиво кругом! Какие красивые дома, деревья, а особенно дети! Они шлепают по лужам, хлопают в ладоши и смеются. Наконец-то и я смогу погулять.
Зонтик предлагает потанцевать под дождем. Каждый выбирает, около какой лужицы будет веселиться.
На полу лужи из картона (музыка из мультфильма “Кот Леопольд”),
Дети под музыку, повторяя движения психолога, “шлепают” по лужам.
Психолог:
- Но вот дождь кончился. Какие большие лужи?
Игра “Дождливая погода”.
Девочки надевают калоши, бегут “змейкой” между “ лужами”, а мальчики держат в это время над девочками зонтик. Передают калоши и зонт следующей паре.
Зонтик закрылся и снова загрустил. Как же нам его утешить?
Садятся на стульчики.
Выслушивают предложения детей.
- Повздыхаем вместе с ним, погрустим. Может быть, пожалеть его, утешить, что-то ласковое сказать? Глажу Зонтик, говорю: “Не грусти, Зонтик. Мы тебе поможем”.
Передают зонтик по кругу. Дети выражают ему свое сочувствие.
Психолог:
- Может быть, Солнышко позвать? Оно веселое, ласковое, своими лучами согреет Зонтика и развеселит. Как позовем?

Говорят все вместе 2-3 раза (то тихо, то громко).
Солнышко, Солнышко,
Выгляни в окошечко,
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись. (слайд 4).

Дети рассматривают солнце. Солнце дотрагивается “лучами” до каждого.
- Солнышко хочет с вами поиграть.
Игра “Солнышко”.
Выбирают Солнышко по желанию детей. Встают в круг, Солнышко под песню ходит внутри круга, дотрагиваясь до каждого лучами. Останавливается с окончанием песни, дотрагивается до любого ребенка, и тот становится Солнышком.
- Посмотрите, Зонтик наш уже не грустит, немножко повеселел и раскрылся (слайд 1, или картинка)
Все садятся на стульчики.
- А вот что было дальше. Вышло Солнышко на небо, и над домами засияло огромное разноцветное чудо. Это – радуга (слайд 5, или картинка).

Релаксационное упражнение “Радуга”.
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: “Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.
Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.
Следующий – желтый. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.
Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, если мы чувствуем себя уверенно – зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.
Откройте глаза”.
Дети подходят к столу, на котором разложена радуга, разрезанная на части (на каждой части не раскрашены две полоски).
- Ой, что такое? Видно, злая фея пошутила, стерла краски с радуги. Что же делать?
Выслушиваются предложения детей.
Может нам ее раскрасить? Выберите каждый себе друга, с которым будете радугу раскрашивать. Догадались, каких цветов не хватает? Договоритесь, кто какой цвет будет дорисовывать. Посмотрите, у вас только по одной баночке с синей и зеленой краской, поэтому нужно просить ее друг у друга.
Во время рисования звучит музыка. Раскладывают ткань на полу, составляют радугу из частей.
- Какая красивая радуга у нас получилась. Полюбуемся ею. Посмотрите, как радуется Зонтик (слайд 1, или картинка)
- Зонтик благодарит вас за то, что вы развеселили его. Нам пора прощаться с Зонтиком.
Прощаются с Зонтиком.
- И нам пора расставаться.
Упражнение – прощание “Всем-всем, до свиданья”.
Дети ставят свои кулачки в единый “столбик”, затем громко кричат: “Всем-всем, до свиданья!” и убирают кулачки.

Урок Изобразительного искусства

Тема : Выразительные возможности цвета.Закрепление. Зонтики Оле – Лукойе.

Цели : закрепить представление о выразительных возможностях цвета, углублять знания учащихся об основных и производных цветах, тёплых и холодных, развивать умение и навыки рисовать акварельными красками.

Оборудование : таблицы по цветоведению, детские рисунки, фотографии детей, карточки для упражнений, шаблоны, рисунок Оле – Лукойе, Котёнок, короны «карандаши», альбомные листы, краски, кисточки, палитра.

Ход урока

    Орг. Момент

II . Актуализация и мотивация

Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки. А известно ли вам кто на свете больше всех знает сказок? Все те, кого вы называете, много знают сказок. Но кое – кто знает их больше. Хотите, чтобы этот кто – то пришёл к нам в гости? Для этого нужно хором сказать волшебные слова: « Крибле – Крабле – Бумс!» - Готовы.

(После этих слов открываю на доске плакат, на котором нарисован Оле – Лукойе)

Кто – нибудь из вас знает, как зовут нашего гостя?

Я вас познакомлю с ним: это – Оле- Лукойе, волшебник и знаток сказок. По вечерам он входит в комнату, и слегка прыскает детям в глаза волшебным молоком, а потом легонько дует им в затылки. От этого веки у детей начинают слипаться, головки тяжелеют, и они засыпают. Тогда Оле – Лукойе присаживается к ним на постель. Под мышками у него по зонтику: один с яркими картинками – его он раскрывает над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся интересные, весёлые, яркие, добрые сны, чудесные сказки... А другой – тёмный, без картинок, - его он раскрывает над плохими детьми: и им снятся скучные сны, или вообще ничего не снится.

Сегодня Оле – Лукойе посмотрит на ваше поведение, активность, старание и решит с каким зонтиком он пожалует к каждому из вас вечером.

Дело в том, что Оле – Лукойе очень любит кроме сказок ещё и играть. Вы тоже любите играть, ведь правда. Вот мы сейчас и поиграем в игру «Живые цвета». А живыми цветами будете вы: каждый уже думаю, догадался, кто каким цветом. Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушайте. Те цвета, которые я назову, подходите ко мне.(Выходят дети в коронах «карандаши».)

Назову сейчас цвета

Позову я их сюда

Они очень деловые

Потому что Основные.

Слишком уж не зазнавайтесь

И про нас не забывайте-

Возразим как всегда

Производные цвета.

Поднимите руки те цвета, которые относятся к холодной гамме.

Какие картинки вы могли бы нарисовать, холодные цвета?

Поднимите руки тёплые цвета.

А вами что можно нарисовать?

Молодцы, цвета!

Возвращайтесь на свои места.

Цвета помогают нам не только рисовать, но и отгадывать загадки. Какие загадки вы подготовили сегодня на урок? Загадайте своим товарищам.

1. Он и жёлтый и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

И играть.

    Летом - в огороде,

Свежие, зелёные.

А зимою – в бочке,

Крепкие, солёные.

    Он круглый и красный,

Как глаз светофора,

Среди овощей нет

Сочней... (помидора).

    Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост – как синее стекло:

Скользко, весело, светло.

    На минуту в землю врос

Разноцветный чудо – мост.

Чудо – мастер смастерил

Мост высокий без перил.

Молодцы! Таких загадок очень много.

Упражнение.

А вот вы ещё не знаете, что наш новый друг Оле – Лукойе любит не только рассказывать сказки и играть, но ещё и рисовать. Но вот беда: захотел он нарисовать оранжевое солнышко, а оранжевой краски у него не оказалось. Как ему помочь? (смешать красный + жёлтый).

Нарисовал Оле – Лукойе ёлочку, а зелёная краска закончилась.Как раскрасить ёлочку? (смешать синий + жёлтый). Давайте покажем Оле – Лукойе как это сделать. Раскрасьте рисунок ёлочки или солнышка, которые у вас на партах так, как вы советовали это сделать Оле – Лукойе.

(Ещё раз можно повторить по таблице: красный+жёлтый= оранжевый

Синий+жёлтый=зелёный)

Физкультминутка (под музыку)

III . Анализ детских работ

– Молодцы, вы очень хорошо работаете!

–Я думаю, что Оле – Лукойе обязательно прийдёт к вам с самым лучшим зонтиком.

А посмотрите, какие зонтики нарисовали дети. Как вы думаете, что могло бы присниться под этим зонтиком? (ответы детей)

А под таким? (ответы детей)

IV . Инструктаж

А сейчас, ребята, каждый из вас нарисует такой зонтик, с которым бы вы хотели, чтобы Оле – Лукойе пришёл к вам сегодня вечером.

Лучше расположить лист вертикально- вот так.Шляпку зонтика обведёте по шаблону, который у вас на партах, простым карандашом, ручку дорисуете сами. Подумайте, что бы вы хотели, нарисуете простым карандашом и раскрасите красками так, чтобы сны под вашим зонтиком были весёлые, яркие...

Располагайте шаблон чуть выше середины листа, чтобы можно было дорисовать ручку.

Помните, что рисунку не должно быть тесно на вашем листе. И,вспомните, чего не любит карандаш? (чтобы на него давить на него не давили, не брали в рот).

В конце урока над каждым из вас раскроется тот зонтик, который вы нарисуете. Можно приступать.Помните, что нужно беречь свои спинки и глазки – сидеть ровненько, не наклоняться сильно.

А чтобы зонтики получились волшебные мы позовём на помощь сказочную музыку « Крибле – Крабле – Бумс!»

V . Практическая работа

VI . Итог урока

Оформление доски – выставка работ;

Что мы сегодня повторяли вместе с нашим гостем?

На какие цвета делится спектр?

А кто запомнил, как зовут нашего нового друга?

Не забудьте завтра рассказать о том, выполнил ли ваши заявки Оле – Лукойе? Приснились ли вам такие яркие сны?

VII. Организационное окончание урока.

Уборка рабочих мест.

Сергеева Г.С.,
заведующая детским центром
Тульской областной специальной библиотеки для слепых,
г. Тула

(выступление на конференции «Тактильные рукодельные издания как инструмент библиотерапии и читательского развития детей с особыми образовательными потребностями»)

Работа по созданию и использованию тактильных рукодельных книг и пособий, опыт и возросшее мастерство требуют дальнейшего совершенствования и развития в соответствии с требованиями тифлопедагогической науки. Но не менее важно для развития компенсаторных навыков и сохранных анализаторов, наработки образов через чувственное познание использование тактильных дидактических пособий. Поэтому мы стали заниматься также разработкой и выпуском тактильных дидактических пособий.

Находясь в поиске, мы решили для разработки и изготовления тактильных дидактических пособий взять один предмет – зонтик. С этой целью мы провели творческий конкурс «Зонтик Мэри Поппинс» .

Итогом этого конкурса стало создание множества пособий из зонтиков и использование их в разных функциях. Умелые руки участников конкурса дали старым зонтам вторую жизнь. Зонты превратились в дидактические пособия, на удивление разные и оригинальные. Так, участвуя в конкурсе, в работе с зонтиками, каждый сделал свое маленькое открытие и смог увидеть обычный зонтик с необычной стороны.

Активно участвовали в конкурсе студенты факультета психологии Тульского педагогического университета им. Л.Н. Толстого. Ими были разработаны и переданы в дошкольные учреждения очень интересные пособия из зонтиков.

В детском саду компенсирующего вида №120 использовали:

Зонтик «Зима»

Снегом служит белый синтепон. Из него получаются отличные сугробы. Под синтепоном спрятаны игрушки: белый и бурый медведи. Лед имитирован с помощью зеркала, которое оформлено в виде катка. Композиция дополнена фигурками хоккеистов, коньками. Рядом находится фигурка мальчика в шубе и шапке из искусственного меха, с варежками и шарфом из трикотажа, войлочными валенками и лыжами. Иней изображен нарезанной как бахрома гофрированной бумагой, которой обернуты ветки. На заиндевевших ветках висят изображения снежинок. Зонтик позволяет закрепить знания детей о том, какие необычные формы принимает вода в замерзшем состоянии. Это и снег, и лед, и иней.

С использованием зонтика проведены следующие дидактические игры и упражнения: игры на внимание («Найди две одинаковые снежинки», «Найди снежинку по силуэту», «Назови цвета на зонтике», «Что на зонтике такого цвета?»), «Выложи из геометрических форм снеговика, елочку, сравни формы», «Определи расположение предметов (справа, слева, вверху, внизу)», «Определи на ощупь» – развитие тактильных ощущений. Можно также поговорить с детьми о зимних видах спорта, о том, чем увлекаются они сами. Детям будет интересно узнать об устаревшей профессии – заготовщик льда. Зимой, когда реки замерзали, заготовщики вырубали из реки огромные ледяные глыбы и развозили их заказчикам, а потом опускали в специально вырытые глубокие специальные погреба. Получался необычный холодильник – ледник. Даже в жаркое лето в нем была прохлада. Такие ледники до сих пор используются в районах Сибири и Крайнего Севера.

«Зонтик «Тула»

Поможет осмыслить историю города, познакомить с великими делами многих поколений туляков, прославивших Тульский край на весь мир. Первое изображение – герб Тульской области. На красном фоне герба – рельефные скрещенные клинки, на которых лежит серебристый ружейный ствол, а вверху и внизу – золотые молоточки. Далее дети знакомятся с Тульским кремлем (фрагментом его). Вспоминают об экскурсии или знакомятся с его четырехугольными и круглыми башнями, стоящими на мощном фундаменте, который опирается на дубовые сваи. Нижние части стен выложены из тесаных белокаменных блоков тульского известняка, а верхняя – из обожженного кирпича. Дети узнают о том, что в кремле располагались дома воевод, церковнослужителей, избы военных и ремесленников.

Поворачивая зонтик, дети знакомятся с устройством самовара, который был в каждой семье. А к чаю в Туле подавались ароматные печатные пряники. В деревне Филимоново до наших дней лепят игрушку из глины «синики». Филимоновская игрушка известна более пяти веков. Далее дети ощупывают макет гармони, делятся друг с другом впечатлениями от знакомства с этим инструментом у родственников. Следующее изображение – медаль «Золотая Звезда». За героическую защиту города в Великой Отечественной войне Туле присвоено звание «Город-герой».

Проведены дидактические игры и упражнения: «Назови предметы теплых цветов» – цветовосприятие; «Составь рассказ о достопримечательностях Тулы» , «Что лишнее?» , «Каких достопримечательностей не хватает?», «Внизу, вверху, над, под и т. д.» – учит ориентировке в пространстве; «Найди самую маленькую матрешку, какую геометрическую форму напоминает» – анализ размера и формы. Вот и использован региональный компонент на занятиях.

Зонтик «Солнечная система»

Ну а выступить в роли планетария зонтику просто предначертано. К куполу зонта прикреплены созвездия из фольги, а на кончики спиц – планеты. Дети узнают об устройстве Солнечной системы, что вокруг Солнца движутся планеты: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Проведена беседа , посвященная Дню космонавтики, она сопровождалась обследованием планет, имеющихся на зонтике. Проведены следующие дидактические игры: «Назови планеты такого же цвета», «Найди планеты одинакового цвета», «Найди Сатурн и др., расскажи, что запомнил об этой планете», «Какие планеты дальше, какие ближе». Можно поговорить с детьми о безопасном поведении на летнем отдыхе, воздействии солнца на организм человека, об опасности злоупотребления солнечными лучами. Идет закрепление, уточнение материала, а затем опять отражение в предметно-практической деятельности. Дети находят предметы, которые могут помочь защититься от солнца: солнечные очки, панамку, зонтик, специальный защитный крем.

В рамках экологического воспитания детей в МДОУ комбинированного вида № 84 используется:

Зонтик «Наше дерево»

Дети изучали надземные и подземные части растения, знакомились с «одеждой» дерева – корой, ее разнообразием, некоторыми древесными насекомыми, древесными грибами, использованием коры человеком, народными промыслами. На занятиях формировались также основы экологически грамотного поведения (почему нельзя повреждать кору). Дети должны знать, что кора защищает дерево от холода, ветра так же, как нас одежда. Дети трогали и рассматривают кору. Обращали внимание на ее шершавость или гладкость, нюхали ее.

В игровом уголке детям предлагались картинки, изображающие схему возможной гибели дерева: «кору режут ножом – вырастает гриб-трутовик – его едят жуки-короеды – дерево погибает». Дети выкладывали картинки в правильной последовательности.

Были проведены дидактические игры и упражнения: лабиринт «Помоги дятлу добраться до жучка»; упражнение «Кто самый внимательный?». Дети находили, где спрятался жук-короед, сколько на дереве божьих коровок, как кора пахнет (можжевельник, корица в мешочках).

В саду есть возможность наблюдать за зарождением жизни дерева в почве. В группе имеется стенд, куда засыпается почва, высаживается растение, осуществляется полив, и затем дети ведут наблюдение за его развитием.

В МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 125»:

В МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 125» был проведен целый цикл занятий под названием «День Мэри Поппинс в саду», в который были вовлечены дети от 2-х до 7 лет и их родители.

Совместно воспитателем, логопедом, тифлопедагогом было проведено интегрированное занятие «Времена года» с использованием пособия из зонтика для ознакомления детей с сезонными изменениями. Закончился День веселыми песенками. Дети простились с Мэри Поппинс с надеждой на новую встречу.

Так, используя на занятиях эти яркие, привлекающие внимание детей пособия, педагоги творчески подходят к их использованию, придумывая самые разнообразные варианты занятий и игр.

Это позволяет развивать способности дошкольников, что обеспечит им успешность в различных видах деятельности; обогащает сенсорные, или перцептивные, способности, позволяющие воспринимать и осознавать окружающий мир, дифференцировать его, адекватно понимать и передавать информацию («Возьми печенье из большой желтой коробки»); способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей дошкольников, становлению активной творческой личности ребенка.

Накопленный опыт коррекционно-воспитательного процесса, инновационные методы и технологии профессиональной деятельности педагогов, а также опыт создания и использования тактильных дидактических пособий мы обобщаем и распространяем, включая в издаваемый библиотекой сборник «Сохраняя традиции, ищем новое». Сейчас подготовлен к изданию 4-й выпуск сборника.

Тема: «Волшебные зонтики




Образовательная область : «Художественное творчество».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».

Виды детской деятельности : продуктивная, коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.

Форма организации : подгрупповая.

Цель: создание цветного изображения «зонта» на плоскости в полуобъеме в технике пластилинографии.

Задачи:
-закреплять умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей. Побуждать в самостоятельном выборе цвета, сочетании красок.
-активизировать речь, развивать фантазию, глазомер, мышление, мелкую моторику пальцев рук.
-воспитывать доброжелательное отношение к гостям, интерес к пластилинографии.

Предварительная работа : рассматривание картины О. Ренуара «Зонтики», наблюдение за дождем, за одеждой людей в дождливую погоду, беседа о признаках осени.

Материалы и оборудование:
- картон с изображением зонта, размер 1\2 А-4 см;
- набор пластилина;
- доска для лепки, влажная салфетка для рук;
- большой настоящий зонт;
- проектор, презентация.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

1. Организационный момент.
- Ребята, какое время года сейчас? (Осень)
- Назовите признаки осени. (Ответы детей.)
- А о каком природном явлении эта загадка:
Он пришел, наполнил кадки.
Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал.
Побродил по крыше вволю
И ушел по лужам в поле.
(Дождь)

- Да, осенью часто идут холодные, неприятные дожди.
- Послушайте пословицу: «Осенний дождь мелко сеет, да долго тянется»
- Как, вы, понимаете эту пословицу? (Ответы детей).

2. Основная часть.
- А какие предметы нужны человеку в дождливую погоду подскажет игра
«Найди нужный предмет» .
На проекторной доске появляется первый слайд с картинками предметов , дети должны выбрать и назвать предмет, необходимый человеку в дождь.
Резиновые сапоги – сандалии – валенки;
Свитер – шуба – плащ;
Сумка – зонт – солнцезащитные очки.

- Какой из названных предметов самый необходимый в дождь? Почему? (Ответы детей).
Появляется слайд с изображением «Лесовика»
- Ой, кто это к нам пришёл, поздоровайтесь, ребята!
Педагог читает:
- Добрый день, мои друзья,
К вам пришел из леса я.
Целый день идет там дождь,
Вы должны скорей помочь!
Просят жители лесные,
Подарить зонты цветные.
Нам без них никак нельзя,
Заболеем ведь, друзья!

- Поможем лесным жителям и слепим для них яркие зонты в технике – пластилинография.
- Ребята, посмотрите на мой зонтик. Какой он, опишите? (Яркий, разноцветный, пестрый, у него полукруглая крыша).
Педагог показывает зонт, дети рассматривают.

Практическая часть.
- Я раздам картон с изображение зонта, а вы придумаете свой узор и выберите цвет.
- Можно украсить зонт разноцветными полукругами, полосками, располагая их по длине зонта или в ширину. Можно закрасить крышу зонта одним цветом, а потом украсить тонкими колбасками или маленькими шариками.
Педагог напоминает алгоритм действий и показывает приемы лепки. Помогает детям в выборе цвета, узора. Напоминает, что после использования одного цвета пластилина, надо вытирать руки влажной салфеткой.
-Ручку зонта можно сделать из длинной колбаски, загнув конец полукругом или выложить из маленьких шариков.

3. Подвижная игра «Зонтики» .
На полянке мы гуляем, Дети свободно двигаются по площадке,
Землянику собираем. в центре которой лежат зонтики - на
Только туча набежала, один меньше, чем детей.
Вдруг темно и страшно стало.
Начал крупный дождик капать,
Над лесной полянкой плакать. Последние две строки произносит
педагог.
Раз, два, три, четыре, пять, На слово «взять» дети берут зонтики.
Нужно быстро зонтик взять. Ребенок, которому не хватило зонтика,
выбывает из игры.
4. Рефлексия.
- Посмотри, Лесовичок, какие чудесные зонтики мы слепили!
- А вам, ребята понравилось занятие?
- Что особенно понравилось?
- Какие узоры, вы, нарисовали на своих зонтах?
- А хотите подарить зонтики лесным друзьям? (Индивидуальные ответы детей). Почему?

Это упражнение очень хорошо развивает координацию, баланс, ловкость. В восточной медицине считается, что это упражнение лечит корни болезней и укрепляет иммунитет организма

Бывает так, что утром не достаточно времени для полноценного часового комплекса упражнений. В этом случае я в обязательном порядке делаю 10 отобранных упражнений. Он занимает не более 10 минут. Это действительно самые полезные и необходимые упражнения. По своему воздействию на организм их вполне можно называть волшебными.

Вот список этих упражнений:

1. Столб с веревками

4. Молоток

5. Потягивание

6. Свеча и плуг

7. Сфинкс и кобра

8. Зародыш

9. Скручивания

10. Наклоны

Комплекс следует делать утром. Отдельные упражнения можно также делать в течении дня.

Например, чувствуете зажим в плечах или просто сильно напряжены, - сделайте «Столб с веревками». Чувствуете, что сильно напряжена или утомлена спина, - сделайте «Ролик» и «Молоточек» и т.д.

Перед началом комплекса упражнений сделайте небольшую суставную гимнастику. Таким образом, вы подготовите суставы к нагрузке.

По продолжительности упражнения делаются на количество циклов дыхания кратных 6 (например, 6, 12, 18, 36 и т.д.).

1. Столб с веревками

Упражнение расслабляет руки, плечевой пояс. Убирает зажимы в шее и в плечевом поясе. Помогает в целом расслабиться всему организму, причем очень эффективно. Оказывает благоприятное воздействие на весь организм.

Выполняется очень просто. Представьте, что ваше тело - это столб. Деревянный, железный, не важно. А ваши руки - это веревки, привязанные к столбу. Если столб резко повернуть - веревки будут захлестывать столб.

Ноги на ширине плеч. Полностью расслабьте руки и начинайте повороты тела вокруг оси с полным переносом веса, понемногу увеличивая интенсивность. Смотрите видео в конце статьи для подробностей.

2. Цапля

В этом упражнении мы стоим на одной ноге. В цигун это упражнение называется «Золотой петух стоит на одной ноге».

Упражнение лучше делать без обуви.

Это упражнение очень хорошо развивает координацию, баланс, ловкость. В восточной медицине считается, что это упражнение лечит корни болезней и укрепляет иммунитет организма. Поскольку по подошвам стоп проходят каналы шести важнейших внутренних органов, когда вы стоите на одной ноге они получают максимальную терапию. Упражнение улучшает кровоток в нижних конечностях, предотвращает варикоз.

При регулярной практики этого упражнения перестают мерзнуть ноги и руки.

Кстати это упражнение используется в комплексе упражнений для определения реального биологического возраста.

Если вы можете выполнять его 30 сек и более - ваш биологический возраст 20 лет,
20 сек – биологический возраст 40 лет,
15 сек – биологический возраст 50 лет,
Менее 10 сек – биологический возраст 60 лет и старше.

Выполняется упражнение очень просто. Вы встаете на одну ногу, другую поднимаете так чтобы бедро было параллельно земле или даже выше. Если не получается, просто поднимите на максимально возможную высоту. Носок натяните на себя. Рука одноименная понятой ноге вытягивается вперед, но не разгибается до конца. Ладонь округлена. Вторая рука опущена вниз. Ладонь округлена и смотрит в землю. Как будто вы опираетесь на два шарика или мячика.

Как только приняли позу, закрывайте глаза и старайтесь сохранять равновесие. По окончанию - поднимитесь 3-5 раз на носок.

Смотрите демонстрацию упражнения в видео.

3. Ролик

От здорового позвоночника зависит все наше здоровье. В некотором роде позвоночник - это корень нашего здоровья, долголетия, продуктивности. Поэтому в этом комплексе много упражнений на проработку позвоночника.

Упражнение «Ролик» тонизирует и укрепляет позвоночник, улучшает в нем кровообращение, что благотворно влияет на все тело. Великолепно снимает напряжение и усталость с позвоночника. Делает его более гибким.

Также упражнение улучшает память и скорость мышления.

Это очень ценное упражнение, надо практиковать его ежедневно.

Методика выполнения простая.

Выполнять упражнение лучше на твердой поверхности. Но поначалу, это может вызывать болезненные ощущения. Если они есть, делаете упражнение на коврике. Постепенно, вы сможете перейти на более твердые поверхности.

Сядьте на пол. Подтяните ноги к себе и обхватите их руками. Округлите максимально спину. Резко откиньтесь назад, прокатитесь на спине и вернитесь в исходное положение. Посмотреть, как это все выглядит можно на видео.

4. Молоток

Еще одно очень полезное упражнение для позвоночника. С его помощью можно больше и лучше проработать верхний раздел позвоночника, а именно область между лопатками.

Эффекты от упражнения в целом идентичны «Ролику». И вообще эти упражнения рекомендую выполнять в паре. Сначала «Ролик», потом сразу «Молоток».

Выполнение упражнения:

Ложитесь на спину. Обхватываете себя за плечи руками крест накрест. Максимально округляете спину. Приподнимаете верхнюю часть туловища и несильно начинаете «постукивать» спиной об пол.

При этом могут раздаваться «хрусты» и другие подобные звуки. Не пугайтесь. Так и должно быть.

На видео можно увидеть наглядно, как выполняется это упражнение.

5. Потягивание

Потягивание - очень простое, естественное и полезное упражнение.

Когда мы потягиваемся, мы делаем разгрузку, расслабление и раскрепощение всего тела. А это оказывает благоприятное состояние на организм в целом.

Кроме этого, упражнение является компенсирующим после «Ролика» и «Молотка».

Выполняется очень просто:

Лежим на спине. Скрещиваем пальцы и вытягиваем руки максимально вверх. Носки тянем.

6. Свеча

Широко известное упражнение еще со школьных физкультур. Еще его называют «Березка». В йоге относится к перевернутым асанам, т.е. к позам «вниз головой». Это более щадящий вариант, чем стояние на голове.

Позы головой вниз обеспечивают клетки головного мозга кислородом и глюкозой, улучшают кровоснабжение мозга, благоприятно сказывается на здоровье всего организма. Упражнение также препятствует отмиранию мозговых клеток - поэтому у йогов до старости сохраняется ясная память.

При регулярном выполнении упражнения улучшается мышление, память, работоспособность. Сокращается потребность в сне, дыхание становится реже.

Как выполняется упражнение знают, думаю все. Кто не знает, посмотрите в видео. Следите за тем, чтобы не напрягалась излишне шея и чтобы носки были вытянуты.

После «Свечи» можно еще сразу сделать «Плуг». Ноги опустить назад и вытянуть руки.

7. Сфинкс + Кобра

Следующее упражнение состоит из двух похожих асан «Сфинкс» и «Кобра».

Упражнения очень хорошо укрепляют спину, делаю позвоночник более гибким и подвижным. Оздоравливает весь организм. При регулярном выполнении упражнения увеличивается скорость реакции.

Выполнение:

Ложитесь на живот. Поднимаете верхнюю часть туловища и опираетесь на предплечья. Предплечья параллельно друг другу. Плечи опущены, взгляд вперед, носки вытянуты. Это «Сфинкс». Теперь встаем на руках. Позвоночник еще более выгибается. Смотрим вперед или вверх. Это «Кобра». Затем опять возвращаемся в «Сфинкса».

После упражнения обязательно надо делать компенсацию - асану «Зародыш».

8. Зародыш

Зародыш - это асана для компенсации прогиба позвоночника. После сильного прогиба назад нужно обязательно максимально округлить спину. Это, кстати, касается и наклонов, если наклоняетесь вперед потом надо прогнуться назад и наоборот.

Кроме этого, упражнение стимулирует органы пищеварения и препятствует отложению солей в коленях.

Выполнение:

Ноги под собой, колени вместе. Опускаемся вперед, и максимально округляем спину. Руки обхватывают колени или вытянуты вперед.

9. Скручивания

Скручивание тоже очень известное упражнение, асана из йоги. Это упражнение также ориентировано на позвоночник и является очень хорошей профилактикой от болей в спине, ревматизма и т.п.

Практика этого упражнения увеличивает подвижность и гибкость позвоночника, растягивает мышцы, укрепляет нервную систему, вырабатывает уверенность в себе и (внимание!) уменьшает размер живота.

Это упражнение не очень простое, но научиться можно быстро. Посмотрите, как оно выполняетсяна видео. Словами это объяснить достаточно сложно.

10.Наклоны

Предыдущие упражнения выполнялись на полу, но это уже делается стоя.

Наклоны укрепляют позвоночник и поясницу. Растягивают сухожилия. Имеют очень большой оздоравливающий эффект.

Выполнение:

Стоим. Ноги - двойная ширина плеч. Руки вытянуты в стороны. Не меняя положение рук делаем наклон влево. Зафиксировали позицию сделали 3 цикла вдоха и выдоха. Вернулись в исходную позицию. Наклоняемся вправо и делаем в другую сторону на те же 3 цикла вдоха выдоха.
Теперь наклоняемся вниз, рукой касаемся щиколотки противоположной ноги. Другая рука вытянута вверх, смотрим на эту руку. Также три цикла дыхания и возвращаемся в исходное положение. Затем наклон к другой ноге.