Для того, чтобы начать общение с ребенком, не нужно ждать того момента, когда вы возьмете его на руки. Современные исследования подтверждают оправданность подсознательного стремления родителей устанавливать связь с малышом задолго до родов: находясь в животике у мамы, ребенок не только слышит звуки, реагирует на свет, но и переживает эмоциональные состояния, подобные тем, которые испытывает его мама.

Перинатальные психологи уполномочены заявить…

Все большее развитие получает новая отрасль медицинской науки, которая изучает психологические особенности системы «мать-дитя» во время беременности и родов — перинатальная психология. Проводя многочисленные эксперименты, ученые, работающие на стыке медицины и психологии, установили, что у плода середины второго триместра (к 20-24 неделе) беременности уже развиты практически все органы чувств:

  • Он видит! При ярком свете, направленном на живот матери, ребенок щурится и отворачивается.
  • Он слышит! При звуках маминого голоса поведение плода изменяется (он либо замирает и прислушивается, либо начинает резвиться), приборы регистрируют в этот момент изменение волновой активности головного мозга ребенка; кроме того, при резких, неожиданных звуках он вздрагивает.
  • Ребенок ощущает прикосновение! При специальных исследованиях во время раздражения области вокруг рта плода волокнистой оптикой, он пытается ловить руками и даже сосать скользящий по нему луч.
  • Малыш чувствует вкус! Во втором триместре беременности он начинает глотать амниотическую (околоплодную) жидкость и по-разному реагирует на ее состав: если мамина пища была сладкой, то такой же вкус приобретает и водная среда, окружающая ребенка — в этом случае на личике плода возникает выражение, очень похожее на улыбку удовольствия. Ощущая горький вкус, ребенок кривится и перестает глотать околоплодную жидкость, видимо, стараясь избежать неприятного ощущения.

Рассказы о том, что новорожденные малыши успокаиваются при звуках музыки, которую их матери часто слушали во время беременности, не единичны. Наблюдения за формированием вкусовых предпочтений у деток второго года жизни также доказывают тот факт, что их отношение к тому или иному продукту во многом зависит от мамы: что она ела во время беременности с удовольствием, то и малыш, как правило, будет уминать за обе щечки без принуждения. Это ли не доказательство того, что общение — обмен информацией — между мамой и ребенком начинается задолго до родов!

Думай о хорошем — я могу исполнить!

На протяжении всей беременности между мамой и ребенком устанавливается теснейшая многоуровневая связь: они постоянно взаимодействуют друг с другом и оказывают друг на друга огромное влияние. Эта связь осуществляется через плаценту, одной из физиологических функций которой является обеспечение обмена веществ и информацией между мамой и малышом.

Малыш получает от мамы вещества, которые обеспечивают его питание и дыхание — белки, жиры, углеводы, кислород. А к маме поступают продукты его жизнедеятельности — ферменты, углекислота, продукты распада. В этом обмене задействованы также и гормоны — вещества, которые регулируют развитие плода и его связь с мамой. В первые 10 недель беременности мама является поставщиком гормонов, а с момента, когда плацента начинает функционировать как орган эндокринной системы, обмен гормонами начинает идти в обе стороны.

Существует зависимость между эмоциями и выработкой тех или иных гормонов, которые сопровождают их проявление. Например, когда мы испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает «гормоны счастья» — эндорфины, а если мы огорчаемся, надпочечники вырабатывают «гормоны стресса» — катехоламины. Так как между мамой и ребенком через плаценту идет активный обмен веществами, то все эмоциональные переживания мамы «доходят» до малыша в считанные секунды: он практически синхронно с мамой улыбается или кривится. Да и сам малыш уже с десятой недели беременности также имеет возможность «сообщать» маме свои состояния.

Еще наши бабушки оберегали беременных мам от расстройств и тревог, а также окружали их красивыми вещами. Они верили, что от душевного состояния мамы, вынашивающей в животике ребенка, зависит и его здоровье, и душевное равновесие.

Современные исследования доказывают правильность этого интуитивного знания: мамы, сохраняющие спокойствие во время беременности, позитивно настроенные на роды, те, для кого ребенок был желанным и любимым, чаще рожают эмоционально здоровых детей. У мам, у которых преобладал отрицательный эмоциональный фон на протяжении всего периода вынашивания, которые не чувствовали привязанности к своему будущему ребенку, выше вероятность рождения детей с эмоциональными проблемами.

Не стоит беспокоиться, если вам не удалось уберечься от проявления негативных эмоций во время беременности. Наша повседневная жизнь невозможна без стрессов: их разумный уровень помогает еще не родившемуся малышу получить представление о всем разнообразии мира и проявлении человеческих эмоций, он учится адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды и рождается с ценным опытом выживания. Просто старайтесь «не зависать» на плохом и поддерживать позитивное отношение к жизни — и ваш ребенок, родившись, наверняка продемонстрирует такие же привычки!

Осваиваем азбуку общения

Получается, что еще не родившийся ребенок не только нуждается в заботливой маме, которая заботится о своем питании, вынашивая его, ведет здоровый образ жизни и готовится к встрече с ним. Немаловажным для его развития и благоприятного течения беременности является установление связи и взаимоотношений с будущими родителями. Ребенок больше всего нуждается именно в наличии эмоционального контакта, прежде всего с мамой, в ее чуткости и уверенности в безусловной любви к нему.

С момента зарождения новой жизни внутри вас помните, что любой приобретенный опыт — это путь, который вы проходите вместе с будущим сыном или дочкой. Пробуйте получать впечатления совместно с малышом: посещайте вернисажи, концерты, отправляйтесь на природу, рисуйте, рукодельничайте, пойте песни, танцуйте, ведите дневник. Поддерживайте постоянный диалог с малышом, особенно с момента, когда он устанавливает с вами обратную связь с помощью первых шевелений. Главный принцип: проживать любой опыт совместно. Если вы, например, положите на живот наушники с классической музыкой, а сами в то же время будете читать детектив, — это только разъединит вас.

Наблюдая за беременными родителями, можно часто заметить, как мама, ощущая шевеления и пиночки, пытается интерпретировать папе их значение: объясняет, что нравится, а что не нравится этому еще крохотному, но уже человеку. А папа, прикасаясь и поглаживая животик, вызывает снова «драчуна» на общение и ведет с ним занятные диалоги. Такой способ общения получил название гаптономия (от греч. hapsis — прикосновение + nomos — закон; буквально — «закон прикосновений»).

Методика установления контакта с младенцем внутри утробы была разработана еще в 70-х годах прошлого века. Она основана на доказанном факте, что плод в животе матери является маленьким разумным существом, способным на общение с людьми. Цель гаптономии — первое близкое знакомство и контакт родителей с их будущим ребенком при помощи прикосновений. Можно научить ребенка «выходить на связь» в определенное время или на определенные звуки. Главное, чтобы у мамы и папы был интерес к этому общению с малышом как к таковому, чтобы оно было самоценно для них.

Вот, к примеру, одна из методик общения, которая поможет вам лучше понять своего кроху, а также успокоить его при стрессовых ситуациях. Сначала мама наблюдает за шевелениями ребенка и отмечает то время суток, когда шевеления ощущаются сильней всего. Это будет время сеанса маминого общения. Нужно выбрать способ, с помощью которого она будет общаться с ребенком: это может быть поглаживание, похлопывание, легкое постукивание по животу либо как-нибудь еще. Можно одновременно с этим спеть песенку или продекламировать стихотворение, или просто поздороваться с малышом. Главное, чтобы «позывной» был всегда один и тот же.

В выбранное мамой время, дождавшись шевеления, она начинает тактильно-голосовое воздействие и повторяет его несколько раз с небольшими перерывами. Общаться с крохой таким образом надо примерно 10-20 минут ежедневно. Проведя несколько таких сеансов, можно заметить, что малыш начинает вам отвечать — толкается в то место, где вы в данный момент гладите живот. Через некоторое время, когда ребенок начнет четко отвечать на ваши воздействия, можно будет установить другое время для сеансов связи с уже папой.

Данная методика общения с крохой помогает родителям установить эмоциональную связь с ребенком в период беременности и учит понимать состояние ребенка по его движениям. А, кроме того, общение с ребенком до рождения способствует уменьшению у беременной женщины чувства усталости, беспокойства и страха, а также лучшему осознанию обоими родителями своей новой роли и гармоничному воспитанию ребенка.

Обучение до рождения возможно?!

Итак, доказано: после рождения малыши не только могут узнавать звуки, но и проявлять особую чувствительность к человеческой речи. Более того, они предпочитают осмысленную, связную речь произвольному набору слов. Американский ученый В.Кондон обнаружил способность новорожденного уже в первые дни жизни двигаться синхронно ритму речи матери. Это поразительно тонкое и точное совпадение действий не осознается не только ребенком, но и взрослым. Психологи сумели сделать это открытие только с помощью изощренной математической обработки записей и анализа их с помощью специальных технических средств. М.И.Лисина, крупный российский специалист по детской психологии, ответила на этот вопрос так: “Природа не бывает расточительна, а, следовательно, все, чем располагает ребенок, необходимо ему для выживания. Младенец не может существовать без взрослого. Поэтому ребенок должен установить контакт со взрослым, вступить с ним во взаимодействие». А возможности у него для этого есть, как мы убедились, задолго до рождения.

Уроки музыки

Ученые в настоящее время доказали, что прослушивание мамой во время беременности качественно структурированной музыки (классической, народной) укрепляет нейроны ребенка, способствует образованию тесной функциональной связи между полушариями головного мозга. В результате детки обладают большей способностью к обучению, к овладению чтением, иностранными языками. У них очень тонко развит музыкальный слух.

Причем далеко не всякую музыку детки любят слушать во время беременности. Некоторые авторы вызывают у них тревожное состояние (это, прежде всего, относится к Брамсу и Бетховену), а рок-музыка и вовсе воспринимается отрицательно, потому как низкие частоты действуют на нейроны ребенка разрушающе. Были случаи, и это опять же доказано, что во время прослушивания мамой рок-музыки на концертах малыши себя так активно вели, что не давали ей слушать и заставляли уйти. Самое лучшее, что маме стоит прослушивать в этот период — это музыка Моцарта, Вивальди, Листа.

Родная речь и иностранные языки

Беседы с ребеночком в животике формируют восприятие голоса матери, отца, других членов семьи. Частота звуковой волны языка, на котором происходило общение до рождения, наиболее близка для ребенка в период овладения речью, и, если мама в период беременности изучала иностранный язык или говорила на иностранных языках, то частоты этого языка будет включены в диапазон приемлемости. Малыш будет более обучаем иностранному языку впоследствии, когда он начнет заниматься им.

Беременность — самый удивительный период в жизни семьи, насыщенный открытиями и окутанный атмосферой предвосхищения чуда. Женщина вынашивает ребенка, и именно в это время определяется, какими качествами будет обладать будущий человек: будет ли он здоров, счастлив, уравновешен, талантлив… Мудрые традиции не зря предписывают нам окружать беременную маму заботой и любовью, красивыми вещами и гармоничными отношениями: чем комфортнее и спокойнее чувствует себя женщина, тем больший положительный потенциал накапливает ее малыш к моменту рождения.

Мы выполняем назначения врачей, правильно питаемся, не забываем принимать витамины. И так хочется пообщаться с ребенком, но не все из нас знают как - и поэтому просто гладят свои животики. Да и вообще, услышит ли, поймёт ли нас малыш? А к тому же что о нас подумают окружающие, глядя, как мы беседуем с частью своего тела?

Но, несмотря на то, что многие люди не верят в возможность общения со своим ещё находящимся в утробе малышом, будущие мамы и папы, не стесняясь, что-то шепчут и приговаривают ему.

Девочки, а я вот интересуюсь, кто-нибудь разговаривает со своим малышом? Ведь после 18 недель они все слышат, до 18 недель только различают интонацию и громкость голоса. Мы купили недорогие народные сказки, и я иногда по вечерам читаю. Так малышка перестает брыкаться и внимательно слушает. Да картинки показываю. Конечно, она не видит, но слышит что нарисовано. Мне даже свекровь советовала почаще разговаривать с животиком. Нам также пришлась по вкусу классическая музыка. Я вообще верю в пренатальное воспитание. Да и удовольствия куча, когда на твои слова малышка реагирует. По-крайней мере, папку мы слушаем. Если о-очень толкается, он руку положит, поговорит, и она у меня всю ночь спит.

Вот у корейцев, например, когда ребенок рождается, считается, что ему уже годик, то есть по паспорту один возраст, а по традициям - на год старше, то есть в то время, когда он еще в пузике, он все равно уже ЖИВЕТ. Мне эта традиция нравится, я с ней согласна. Уже по-другому разговариваешь с животиком - как с живым человеком, и обращаешься по имени, и шутишь как-то целенаправленно, что ли…

Мы не знали, кто будет, - муж говорил мальчик, а я девочка. В итоге, девочка - на двух УЗИ сказали. Но он все равно счастлив, говорит: «Ну и ладно, главное, что наша малюточка будет». Разговаривает с животиком, говорит: «Анюточка, девочка наша любимая, мы тебя ждем, любим. Положит ухо на живот, а она его как пинанёт, он аж весь сияет потом от радости...

У нас вообще хитрюга, вот лягу я полежать вечером, он вроде спит, только папа рядом сядет и начнет со мной разговаривать и животик целовать, так он сразу активизируется, начинает с отцом общаться, я уже смеюсь, что ребенок ещё во мне, а у мужчин моих уже своя тусовка.

Мой муж часто разговаривает с животиком. По вечерам постоянно спокойной ночи желает.

А все-таки она существует...

Начиная писать эту статью, я была уверена, что разговоры с животиком - это не более чем приятное развлечение, способ сблизиться «беременной» паре друг с другом. И если спросить своего гинеколога: «Марь Иванна, скажите, а как разговаривать с животиком?», то внятного ответа не получишь.

Но, оказывается, еще с 1971 года в мире существует такая необычная наука о человеке, как пренатальная и перинатальная психология. В нашей стране эта наука только начинает развиваться, но с 1996 года и у нас есть Российская ассоциация перинатальной психологии и медицины.

Специалист в пренатальных технологиях Наталья ПОДОБЕД, врач акушер-гинеколог высшей категории, кандидат медицинских наук, доцент кафедры акушерства и гинекологии ВолгМУ пишет («Вестник Военно-медицинской академии», 1999, N5, С. 89-91):

Основой перинатальной психологии является теория перинатальных матриц. Особенно много для их изучения сделано американским психиатром Станиславом Грофом. По Грофу, перинатальные матрицы — это стойкие функциональные структуры («клише»), которые являются базовыми для многих (если не для всех) психических и физических реакций в течение всей последующей жизни человека. Учение о формировании матриц при беременности и в родах стало уже стройной теорией. ...Активация сформировавшихся матриц является основой реакции человека в его повседневной жизни.

А пока медицина проводит исследования, составляет теории и разбирается во всех этих сложных понятиях, мы должны понять - а как можем мы, беременные кто в первый-второй, а кто и в шестой раз, просто пообщаться со своим малышом. Что пойдёт ему на пользу, а от чего его надо оградить?

О чём следует говорить животику в первую очередь?

Все знают о существовании установки «беременным нельзя волноваться», но мало кто знает, что и в этой области проводились исследования, показавшие, что в подсознании взрослого человека остаётся информация о происходившем с его матерью, пока она его вынашивала. Результаты этих работ были представлены ещё в 1983 году на I Американском конгрессе про пренатальному и перинатальному воспитанию. Выяснилось, что ребенок еще до рождения способен определять мамину реакцию на все хорошее и плохое, происходящее с ней. Пульс мамы и сердцебиение малыша тесно взаимосвязаны. Если вы только что пребывали в стрессе и сердце ваше стало биться учащеннее, ребенок непременно это почувствует. Чтобы малыш был эмоционально стабилен и устойчив, очень важно уметь быстро успокаиваться самой. Как только вы станете ровнее дышать - положите руку на животик, словесно успокойте и ребенка. Такое сознательное отношение к малышу чрезвычайно важно для того, чтобы психика его сформировалась здоровой, а также тем самым улучшится и ваша психологическая готовность к отношениям с ребенком.

Но не только в горести, как говорится, надо уметь «общаться с животиком», но и в радости. Эндорфины, выделяемые нами в период особенного счастья, малыш также ощущает. Поговорите, объясните ребенку, что с вами происходит, отчего вы радуетесь... Поверьте, это только на пользу и вам, и вашему малышу!


«Музыка нас связала»...

Давным-давно еще наши пра-прабабушки знали русские народные наговоры и напевы для беременных, которые передавались из поколения в поколение:

Как во утро птичка певчая

Звоном радости зарю поет,

Так душа моя зачуяла,

Что под сердцем зреет дитятко.

Ты дитя мое моленное,

Божьим даром воспринятое,

По молитве мне даровано,

Для любви, для ласки-радости.

Ты для матушки, для батюшки

Светом свет покрыл,

Стал надеждой, утешением.

Ждем тебя, тобою светимся,

Ко Христу идем с молитвою,

Чтобы милость на тебя послал,

Чтобы рос для нас наградою,

А для Господа - утехою.

В 1983 году Михаил ЛАЗАРЕВ, доктор медицинских наук и профессор Международной академии наук и искусств, заведующий отделением пре- и перинатального здоровья детей Научного центра здоровья детей РАМН, создал метод пренатального музыкального обучения при помощи музыки «Сонатал». Этот метод основан на безусловном влиянии музыки на сенсорные системы человека, на воздействии песен на оба полушария головного мозга. Метод рекомендован Минздравом РФ.

В своём интервью газете «Владивосток» (2002 год) Лазарев говорил:

В дородовом периоде формируется сам мозг, и чем его сформируют, таков он и будет. Он лепится физически. Даже числом нейронов, которые при рождении у большинства людей угасают из-за невостребованности. Не допустить это - одна из задач моей методики...

Если всё так серьезно, то наверняка не всякую музыку можно включать своему «животику»? Вот что пишет в своей книге «Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях» президент Французской национальной ассоциации пренатального воспитания (ANEP), педагог Андрэ БЕРТИН:

Плод также воспринимает музыку, которую слушает мать во время концерта. Он избирательно реагирует на программу. Так, Бетховен и Брамс действуют на плод возбуждающе, тогда как Моцарт и Вивальди успокаивают его. Что касается рок-музыки, то здесь можно сказать только одно: она заставляет его просто бесноваться. Было замечено, что будущие матери часто вынуждены покидать концертный зал по причине непереносимых страданий, испытываемых от бурного движения плода. Таким образом, они должны слушать иную, более структурированную музыку.

Помимо формирования мозга, музыка помогает воздействовать на малыша и физически, и эмоционально - через мамины чувства. Достаточно пару раз в день включать хорошую музыку на 10-15 минут, когда захочется вам самой, и наслаждаться ею!

Я точно знаю, что внутриутробное развитие ребёнка не бред. Во-первых, доказано на практике (среди родивших подруг большинство - музыканты), что музыка, которая нравилась ребёнку в пузе, нравилась ему и после рождения, и он откликался на неё. Ребёнок любит сказки и колыбельные, которые мама читала беременной. У малыша закладываются навыки музыкальные\слуховые\эстетические при прослушивании живой музыки (классика).

Наука доказала, что уже в утробе матери ребенок слышит музыку, речь, интонации голоса. Когда мамочка общается с малышом через специальную мелодику, то между ними возникает полное взаимопонимание. А какое это счастье для уже родившегося малыша - услышать от мамы ту самую мелодию, которую она ему пела, когда он находился еще в утробе. Мамин голос напоминает ему о том состоянии покоя и умиротворенности и ребенок скорее забывает о своих беспокойствах и засыпает в хорошем настроении.

Учиться никогда не рано?

Все мы появляемся на свет с неким числом мозговых клеток, но самое главное - развить межклеточные связи. Стимулирование роста межклеточных связей музыкой ли, чтением или даже играми еще до рождения повышает вероятность того, что ваш ребенок будет более развит интеллектуально. Считается даже, что малыш будет узнавать язык, на котором вы разговаривали с ним. Так, может, стоит поговорить с ним не только на русском?

В своей статье («Внутриутробное воспитание плода. Вариант лекции-беседы с беременными как методический материал для инструктора», Перинатальная психология и акушерство, Волгоград, 2001) Наталья Подобед пишет:

Логическое мышление и способность к языкам формируется с 16 недель беременности и длится до 3-х лет. Чем больше слов на различных языках будет услышано ребенком в этот период, тем легче малыш сможет в дальнейшем осваивать трудности иностранной речи.

С этим соглашается журнал «Счастливые родители», где Дженнифер Боулбрен пишет: «Звук голоса передается малышу через околоплодные воды, и к тому времени, когда он родится, он сможет узнавать не только ваш голос, но и язык, на котором вы говорите. Исследования показали, что маленькие французы проявляют больший интерес к людям, говорящим по-французски, в то время как русские дети явно предпочитают родной язык» .

«Животику» можно не только петь колыбельные, приговаривать русские народные потешки, читать простые детские книжки, но и обсуждать прочитанное, и даже !

Такое общение не только пойдёт на пользу будущим родителям и позволит им отдохнуть и «потренироваться» в общении с ребенком, но и позволит укрепить духовную связь с малышом. Это подтверждает и Ольга АНТОНОВИЧ, педагог-психолог, кандидат психологических наук, которая после четырехгодичного исследования «Формирование психологической готовности родителей к взаимоотношению с будущим ребенком» среди 200 будущих мам сделала вывод:

Специальные занятия теоретического и практического плана, включенные в медицинское сопровождение беременных женщин, могут оказать существенное влияние на формирование психологической готовности родителей к взаимоотношению с будущим ребенком.

Мы с дочкой много «играли». Муж, например, складывал руку на животик со словами «ку-ку», дочка сразу ему в руку толкалась. Разговаривали, сказки читали - вот те сказки, которые в пузе ей читали, она потом с явным вниманием слушала уже месяца в 3. А голоса близких уже в роддоме узнавала - даже врачи отмечали, что она сразу головку поворачивала к папе! ...С пузом просто надо научиться общаться и не комплексовать перед близкими. Ребенок не «когда-то там будет», а он УЖЕ есть, и ему уже необходимо ваше внимание! И это незабываемые ощущения, когда находишь контакт со своим еще нерожденным ребенком!

Как уговорить малыша родиться?

Говорят, что даже такое «невозможное возможно»! Если на протяжении всей беременности мама разговаривает с ребенком, у нее в любом случае сформируется особенная связь, пусть и на ментальном уровне. Удивительно, но врачи иногда советуют мамам самим договориться с малышом в неправильном положении, чтобы он перевернулся, или даже уговорить ребенка родиться поскорее или попозже.

Лариса Свиридова, практикующий психолог, руководитель школы для родителей «Мама Лара» пишет о таком разговоре:

Невозможно переоценить разговора родителей с ребенком о предстоящих родах. Конечно, не нужно рассказывать ребенку о механизме родов, о том, сколько это будет продолжаться, - здесь более важно говорить с ребенком о том, как ждут его рождения родители, что приготовлено к его рождению, какие пеленки и распашонки нашиты для него мамой, какая люлька и коляска куплены папой, как заждались его бабушки и дедушки, братья и сестры. Этот разговор нужно продолжать в течение всех родов, и в этом смысле очень важным становится присутствие папы, поскольку в родах бывают такие моменты, когда с ребенком проще говорить отцу. Необходимо понять, что ребенок - активный участник процесса, поэтому в случае затянувшихся родов, перед тем как использовать медикаменты для стимуляции схваток, необходимо поговорить с ребенком, попросить его о помощи. Когда ребенок двигается, он стимулирует силу сокращений рожающей матки, и ему проще пробраться по родовым путям во время потужного периода. Это может показаться несколько нереальным и надуманным, но те люди, которые непосредственно принимают роды, говорят, что все дети ведут себя в родах по-разному: кто-то из них занимает активную позицию, а кто-то очень пассивен, и тогда всю работу выполняет мама.

Общайтесь с «животиком», пойте и читайте, включайте ему музыку и играйте с ним, и потом подрастающий ребенок будет с огромным интересом, радостью и гордостью слушать ваши рассказы о том, как мама с папой ждали его.

Скептики не верят в пользу общения с пока не родившимся ребенком и возможность его «воспитания». В ответ будущие мамочки расскажут, как их малыши пинаются в знак несогласия с такой точкой зрения. А что говорят об этом перинатальные психологи, «Летидор» выясняет у руководителя перинатального «Центра Родительства» Виктории Николаевны Тимофеевой.

Виктория Николаевна Тимофеева, перинатальный психолог, руководитель «Центра Родительства»

Специально для наших читательниц мы собрали самые эффективные и безопасные способы «внутриутробного общения».

Природа за весь период эволюции сформировала в утробе оптимальные условия для физического и психического развития ребенка. Недаром же в творческом и философском наследии существует метафора о «потерянном рае» – идеальных условиях внутриутробного развития человека.

Любая стимуляция сверх нормы станет стрессом, который как раз и способен нанести вред. Именно поэтому во время вынашивания малыша лучше говорить не о его воспитании, а о гармоничном общении будущей мамы и ее ребенка.

Мама и малыш – одна команда: польза для всех

Многие мамы, только узнав о беременности, начинают относиться к человечку внутри себя как к отдельной личности со своим характером, вкусами и желаниями. И с этим не поспоришь: каждый малыш уникален и, как верно замечают новоиспеченные мамочки, «только один такой на всем белом свете». Но пока он не родился, вы и ваш малыш составляете единое целое. И самый верный способ позаботиться о крохе – это радовать и беречь себя любимую все девять месяцев:

  • Отдыхайте полноценно: минимум 8-часовой ночной сон;
  • Переходите на 5-разовый режим питания, порции при этом можно уменьшить;
  • Осваивайте брюшное дыхание: занятие им в коленно-локтевой позе поможет обеспечить хорошее поступление кислорода малышу;
  • Практикуйте мышечное расслабление: в течение дня у будущей мамы должно быть несколько «островков» покоя и умиротворения, каким бы ускоренным ни был ритм ее жизни;
  • Дозируйте физические нагрузки: не ходите по 15 км в день, не делайте генеральные уборки, не перевозите вещи и т. д.;
  • Занимайтесь деятельностью, которая доставляет вам радость;
  • Общайтесь с малышом, устанавливайте с ним контакт, и неважно, что он пока еще не родился.

Общение с крохой через животик: находим общий язык

К 18-й неделе беременности у малыша запускается механизм «восприятия» материнского общения. Конечно, до этого момента у него есть первичная физиологическая чувствительность – на резкий звук, на изменение кислородного насыщения и т. п. Но только после середины срока он начинает воспринимать нежное поглаживание животика маминой рукой и даже способен отличить его от случайного касания. Обычно именно с этого момента и начинается активное общение мамы со своим пока еще не родившимся человечком.

Как общаться со своим малышом, каждая будущая мама решает сама. Ну а если вы в растерянности и не можете найти общий язык с ребенком, обратите внимание на простые советы.

  • Расскажите сыну или дочке о том, что пришла осень и как она выглядит, о новых покупках и решении поклеить в детской обои приятного персикового цвета, о творчестве любимого художника и самой доброй на свете детской сказке – обо всем, что для вас сейчас важно и радостно.
  • Прислушайтесь к тому, что ответит малыш: вот он легонько и как будто довольно провел ножкой, а в этом месте начал толкаться – наверное, недоволен. А может, он притих и, устроившись поудобнее, ждет продолжения ваших рассказов. Чем больше становится ваш малыш, тем лучше он дает себя понять. Будьте внимательны к нему: научитесь различать, как и на что он реагирует позитивно, а что его тревожит. Отмечайте, какие ваши действия ему «приятны».
  • Если малыш «разнервничался», постарайтесь его успокоить: поговорите с ним мирным ласковым голосом, расскажите, как вы его любите и ждете, с любовью погладьте животик. Хорошо помогают небольшие песенки-пестушки, сопровождающие ежедневные действия: например, во время умывания приговаривайте «Водичка, водичка, умой мое личико!». Если вы поверите, что вас действительно слышат, вам станет приятно – и малышу это обязательно понравится.
  • Приобщайте папу к «беседе» с малышом. У мужчин, как правило, нет безусловного инстинкта к ребенку. Будущим отцам требуется время для того, чтобы осознать собственную новую роль и разобраться, как ее исполнять. Общение через ладошку с крохой станет прекрасным стартом для вашего мужа: позже молодому папе будет гораздо проще с новорожденным, так как он научится распознавать, что значат определенные движения ребенка.
  • Не жалейте времени на приятные для вас обоих занятия: вы можете уже сейчас провести первое «знакомство» малыша с этим миром и «увидеть» его реакцию.

Первые «уроки» в жизни: познание мира через эмоции мамы

  • Прогулки. Неважно, что за окном: осенняя слякоть или снег по колено – прогулки полезны и для здоровья, и для настроения. Ваши эмоции от окружающего мира принадлежат и крохе тоже, поэтому одевайтесь по погоде и выходите не только по делам, но и просто прогуляться.
  • Музыка. Вам может показаться, что человечек внутри вас способен «восторгаться» классикой, «приплясывать» под русские народные или «зажигать» под диско. Но начать лучше все-таки с классической музыки: попробуйте включить Бетховена или Шопена и следите за реакцией крохи. Чуткая мама обязательно почувствует реакцию малыша. Может быть, малыш начинает «активничать» в качестве протеста на слишком громкий звук или неудобную мамину позу при прослушивании. Внимательно следите за поведением малыша, постепенно вы научитесь разбираться, на что малыш реагирует позитивно и как выглядит его положительная реакция, а как – протест. А если реакции пока нет, продолжайте тестировать музыкальное наследие, но помните, что в этот период вам нужно отказаться от слишком громкой, тяжелой и диссонансной музыки.
  • Мамины песенки. Не смущайтесь, что вы ужасно немузыкальны, а в детстве на ваше ухо наступил медведь: мамин голос – самый красивый на свете. Пойте животику детские песни, заодно подготовитесь к пению колыбельных новорожденному.
  • Чтение хорошей литературы, просмотр добрых фильмов и программ. Если вы восприимчивая дама, избавьте себя от прочтения прессы, просмотра программ с криминальной хроникой и прочими «ужасами». Дело в том, что ребенок в утробе очень чувствителен к стрессовым реакциям мамы: в такие моменты у женщины вырабатываются гормоны, влияющие в том числе и на околоплодные воды, меняя их вкус. Заглатывая их, малыш «чувствует» стресс мамы и выдает собственную негативную реакцию.
  • Живопись. Занятие любым творчеством, в том числе рисованием, благотворно влияет на эмоциональное состояние будущей мамы. Беременные очень часто чувствуют эмоциональный подъем и желание творить. Живопись прекрасно гармонизирует чувства женщины, т. к. этот процесс вполне сравним с релаксацией. Тема, сюжет, композиция, выбор красок – все это демонстрирует актуальное, но порой скрытое эмоциональное состояние будущей мамы, поэтому это еще и прекрасный инструмент для психодиагностики. Попробуйте выбрать позитивный сюжет для рисования – и увидите, что ваше эмоциональное состояние значительно улучшится, а значит, малышу тоже будет хорошо.
  • Иностранные языки. Конечно, изучение французского или китайского не поможет вам родить готового лингвиста. Зато освоение иностранных языков и культуры разных стран поможет вам удовлетворить любознательность и сделать мир более добрым, привлекательным и дружелюбным. А каждой маме важно ощущать, что ее малыш будет жить именно в таком мире.
  • Питание. О том, можно ли «приучить» ребенка в утробе к определенным продуктам, ходило много споров. Пока нет никаких подтверждений, что это возможно, но многие почему-то убеждают, что пристрастия к соленым огурчикам у них именно с «тех девяти месяцев». Может быть, ученые в ближайшем будущем сделают подобное открытие, а пока просто питайтесь правильно и полезно – вдруг и правда получится «приучить».

Все эти советы благоприятно скажутся и на маме, и на ребенке. Однако оценить степень их эффективности после рождения малыша вряд ли получится: современная наука пока не в состоянии определить, что было получено малышом во внутриутробный период, а что – после его рождения.

Внутриутробное общение как подготовка к родам

Научиться понимать, слышать, ощущать и угадывать желания своего пока не родившегося ребенка – это отличная подготовка к родам, в которых мать и малыш работают в одной команде. А решать вопросы сообща, как известно, всегда проще.

Беременность длится 9 месяцев, роды – сутки. По большому счету, они не имеют самостоятельной ценности, а являются подготовительными этапами для важного события – появления нового человека. Духовная связь с чадом, завязавшаяся во время его вынашивания, будет сохраняться еще долгое время после его рождения: вы станете лучше понимать причины крика и плача новорожденного.

Психологи советуют разговаривать с ребенком, пока он еще в мамином животике. Но как это правильно делать? Многие будущие мамы слышат советы: "Разговаривайте со своим малышом". И если для одних это естественно, то другим дается с трудом. Однако признаться в том нелегко, мама будто бы чувствует себя виноватой за то, что у нее не складывается речевой контакт с ребенком. Чем же ей помочь???

Поговорите с иком

Общаться можно еще до того, как ребенок начинает слышать, ощущать прикосновения и видеть, еще до того, как мы почувствуем его первые еле заметные движения.

Очень подробно о разговоре с малышом писала известный французский психоаналитик Франсуаз Дольто. В своей книге "На стороне ребенка" она описывала как личный опыт (способность уговорить ребенка в ике не бояться бомбежек и лишений во время Второй мировой войны), так и опыт своих пациенток. Дольто утверждает, что дети, с которыми разговаривали до рождения, оказываются более здоровыми и развитыми. Причину она видела в том, что с помощью речи человек может устанавливать глубокий контакт: передавать и чувства, и информацию даже малышам. Дольто доказывала: новорожденные понимают речь, и предполагала, что эта способность сформировалась еще в утробе. Она утверждала, что на психоаналитических сеансах человек в состоянии вспомнить свой внутриутробный период и в частности, о чем говорила с ним мать. Современные исследования также показывают, что в ике малыш живет в мире звуков, по крайней мере эксперименты доказывают, что ребенок узнает голоса матери и отца, а еще их любимую музыку. Некоторые ученые утверждают, что кроха также будет любить те сказки, которые мама читала вслух во время беременности.

Зачем говорить?

Место, где малютка проводит 9 месяцев никак не назовешь звукоизолированным. Околоплодная жидкость приглушает голоса, но они все равно слышны ребенку. Вспомните, как доносятся звуки, когда погружаешься с головой в ванну или бассейн. Примерно так воспринимает их и маленький человечек. Он не только слышит ваши слова, но и удивительно тонко чувствует интонацию, тембр, настроение. После рождения кроха узнает вас, любимую мамочку, прежде всего по запаху и голосу. Не упустите возможность пообщаться с малышом еще до его появления на свет.

Я всегда разговаривала с малышом. Когда была на работе, ехала в автобусе, шла домой, особенно уставшая, уговаривала его потерпеть. Говорила ему каждое утро и вечером перед сном: я рада, что ты у меня есть. Я чувствую себя самой счастливой женщиной на свете. Я любима. Солнышко согревает меня своими лучами. Оно посылает тепло и свет этим деревьям, пробуждающейся траве, смешному котенку, что, неуклюже передвигается по двору. Я набираюсь у солнца энергии, силы, чтобы передать их тебе. Посмотри, как набухают и распускаются на дереве. Еще на прошлой неделе это была сухая коричневая ветка. Теперь по ней течет живой сок. Подобно этим почкам, набухающим и распускающимся под лучами солнца, ты растешь и крепнешь под лучами моей и папиной любви. Каждой твоей клеточке я даю то, что ей необходимо. Я вдыхаю кислород и наполняю им каждую клеточку твоего тела. Я передаю тебе , согреваю своим теплом и нежностью. И я пою тебе колыбельную и знаю, что когда ты родишься, ты узнаешь ее, успокоишься и улыбнешься мне. Я кладу свои ладони на ствол старого дуба. Мы можем обмениваться энергией. Я черпаю силу для себя и для тебя, силу и спокойствие, уверенность и покой. Это дерево прочно стоит на земле, растет упорно и неуклонно. Ты также будешь уверенно и прочно стоять на земле и тянуться к небу, высокому и чистому. В моих силах, обращаясь к Природе и Богу, родить здорового ребенка и подарить любовь и счастье нам троим.

Современная перинатальная психология утверждает, что общение с ребенком во время беременности очень важно. Психологи считают, что малыш имеет свою волю и переживания, поэтому контакт с мамой может подбодрить его, дать ему понять, что его любят и ждут, помочь преодолеть трудности. Исследователи по-разному объясняют этот феномен, но вынуждены признать, что мать может, к примеру, договориться с ребенком, чтобы он перевернулся в ике, перестал вертеться, дал ей поспать и т.п. Разговаривая с малышом, мама готовит его к встрече, помогает самой себе настроиться на будущее материнство. В большинстве культур существовали специальные обряды для беременных, а служители культа обращались к ребенку еще в утробе, подчеркивая, что его ждут в этом мире и что окружающие поддерживают его маму.

Известный психоаналитик С. Гроф своими экспериментами пытался доказать, что уже во внутриутробном периоде формируется отношение человека к жизни, закладываются основы самооценки. Дети, которые были желанны, которым об этом мысленно напоминали, легче переживали и вырастали более оптимистичными, чем те, которых мысленно отвергали даже при отменном . Одним словом, многие исследователи, каждый по-своему, доказывают, что общение с ребенком до рождения важно для развития его личности и даже физического здоровья.

Когда начинать?

Вам так хочется поговорить с ребенком о том, как вы ждете его и любите! Но не рано ли беседовать с человечком размером с фасолинку? Одни думают, что общаться с ним можно лишь тогда, когда ик заметно округлится, другие - после первых толчков. Есть и такое мнение: обратиться к карапузу нужно сразу же после момента зачатия. Мысленно поздороваться, рассказать о том, как вам хочется быть его мамой, и пригласить его стать частью вашей семьи. Подобное общение проходит на уровне подсознания - вы с малюткой чувствуете друг друга.

Уже с 6-го месяца беременности ребенок улавливает то, что происходит вокруг. До него доносятся ваши разговоры с мужем, звуки радиопередачи, шум воды, текущей из крана… А вот слишком громкая музыка или резкие крики маленькому вряд ли понравятся.

Во второй половине беременности кроха хорошо различает голоса родителей. Он понимает, когда к нему обращаетесь вы, а когда — папа. Ученые определили, что низкие частоты воспринимаются лучше. Поэтому папин голос слышится четче. Поощряйте его беседы с малышом! Ребенок полюбит не только папины рассказы, но и его игру на музыкальном инструменте или пение. Вы поймете это по движению маленьких ручек и ножек (наверное, приятно кувыркаться под звуки папиной песенки).

Почему общение не получается?

Однако у некоторых женщин не получается общаться с малышом. Чаще всего называют нежелательную . Однако это слишком грубое наименование того, через что проходят большинство мам. Например, женщина и мужчина не планировали заводить ребенка именно сейчас или же их отношения были романтическими, но пока еще не семейными. Малыш оказался незапланированным, но пара (или мама) решила родить и воспитать кроху. Неожиданность этого события, его вмешательство в хорошо выстроенные планы (карьерного роста, отдыха и т.п.) и может отложить "настройку" контакта. Что посоветовать маме? Не паникуйте и не занимайтесь самоуничижением! Для большинства первые ребенка станут толчком к установлению контакта, малыш сам вызовет вас на связь. Другим нужно пойти "мужским путем" - посмотреть на . Это поможет признать факт, что ребенок уже есть. Попробуйте потом все мысли о малыше пересказывать ему. Даже самые простые: "Я думаю, покупать ли тебе новую кроватку или взять у подруги". Постепенно вы втянетесь! Иногда контакт с ребенком не устанавливается, если этой беременности предшествовала одна или больше неудачных беременностей. Мама подсознательно боится испытать сильную привязанность к малышу, которого вновь может не быть.

Женщинам с привычным выкидышем однозначно показана помощь психолога. К сожалению, ее не оказывают медицинских учреждениях, где женщине довелось пережить свои беды. Близкие или же она сама должны попросить помощи у специалиста. Если же такой возможности нет, хорошо помогает аутотренинг с правильными установками: "Я рожу здорового ребенка в срок". Не стоит скрывать предыдущий опыт от инструктора на курсах для беременных - там вам помогут подобрать правильный настрой, вы получите поддержку группы. Нередко настроиться на общение с ребенком мешают повседневные заботы, особенно если будущая мама загружена работой или заботой о больных близких (родителях, бабушке и т.п.). Наверняка в этом случае у нее се же будут проходить внутренние диалоги: не заставляет ли она малыша страдать? Как ей все успеть? Постарайтесь вести такие диалоги не с собой, а вместе с ребенком, объяснять ему свою ситуацию - с этого может начаться и позитивное общение с крохой. Особый случай, когда мама пытается оградить ребенка от негативных мыслей, которые просто переполняют ее. Например, отец малыша оставил женщину или же никак не может определиться, нужна ли ему семья. Мама понимает, что удержаться от выражения обиды практически невозможно, и старается внутренне отсечь ребенка от своих мыслей вообще. Перинатальные психологи считают, что лучше всего сказать в этой ситуации малышу всю правду. Можно объяснить все свои страхи, но добавить, что вы его любите, поскольку решили дать жизнь, несмотря на решение его отца. Скажите ребенку, что вы испытывали к его отцу сильные чувства и эта любовь дала крохе жизнь. Такой мысленный разговор поможет и вам в правильном свете увидеть ситуацию.

В любом случае, если у вас не получается общаться с малышом, - не отчаивайтесь и не вините себя. Ребенок сам постарается достучаться до вас ручками и ножками, а вы можете поискать поддержки у тех людей, которые имеют удачный опыт: у многодетной подруги или в группе подготовки к родам.

Музыка

Расскажите ребеночку, как вы его любите и ждете , какой он у вас замечательный, умный, добрый, любящий и талантливый, что чувствуете в своем сердце нежность и теплоту, и как вы счастливы, что он есть у вас. Ребенок становится для вас приятным собеседником с самых первых месяцев беременности. Удивительное ощущение! Сначала вы обращаетесь к нему мысленно, затем - вслух. Рассказывайте обо всем, что вас окружает, о чем вы думаете и мечтаете: планах на день, прочитанной книге, погоде. Поверьте, маленькому очень приятно слушать ваш голос! И не бойтесь, что окружающие подумают, будто вы разговариваете сами с собой. Не стесняйтесь! Вы общаетесь с драгоценным человечком - и он слушает!

Еще один способ общения - это пение . Когда женщина поет, она соединяется со своими чувствами и эмоциями и переживает их гораздо полнее. Ребеночек ощущает более сильные импульсы, идущие от мамы, не только голос говорит ему теперь о любви и нежности, но и ее дыхание.

Вы можете вместе слушать музыку. Малыш узнает, что нравится вам, а вы по его поведению вскоре начнете чувствовать, что нравится ему.

Я считаю, будущая мама должна слушать то, что ей нравится. Если ей не нравится Чайковский, а она будет насиловать себя и слушать его музыку, у нее будут негативные эмоции, которые чувствует малыш. Ну и чего тут хорошего? Правда, я слушала "Времена года" Вивальди и Моцарта, но как-то классика меня не вдохновляла. Поэтому решила слушать то, что вызывает положительные эмоции, а не тоску. Малыш сам выбирал, что ему нравится, а что нет. В ике по-разному начинал реагировать на разную музыку. Особенно ему нравилось слушать живую музыку. Его крестная играла для нас на пианино. Он сразу успокаивался. Сейчас у него свой вкус, но до сих пор эта музыка у него самая любимая, когда родился, просто слушал и успокаивался, потом стал танцевать и играть сам на пианино. Я думаю, когда он родится и вы будете включать обычную музыку, которую слушали во время беременности привычную для себя, он уже будет знать вибрацию этой музыки и спокойно воспринимать ее.

С 18 дней бьется сердечко ребенка и отвечает на импульсы наших чувств и эмоций. Когда мы поем ребенку, говорим о своей любви и нежности к нему, когда кладем руку на , когда видим красивую природу или творения человеческих рук, наши сердца общаются, и устанавливается сердечная связь, которая помогает родителям и дальше понимать своего ребенка без слов.

Хорошо известно успокаивающее воздействие материнского пения на состояние новорожденного. Акушерами Эстонии предложена довольно простая технология использования музыки. С помощью "музыкального пояса" осуществляется прослушивание мелодии самим плодом. С этой целью обычный наушник от плеера с громкостью звучания не более 70 дб фиксируется на передней поверхности а беременной со стороны спинки плода ближе к его головному концу. Продолжительность прослушивания 20-30 минут.

Исследования утверждают, что новорожденные, прослушивающие музыку во время внутриутробного существования, очень легко узнают ее и после рождения, выражают положительные эмоции, успокаиваются и легче засыпают под знакомую мелодию.

Какую музыку лучше использовать для внутриутробного прослушивания:

    Среди профессиональной музыки выделялась музыка И.С.Баха , из творчества которого наиболее уместно обращение к его небольшим инструментальным произведениям: маленьким прелюдиям и двухголосным "инвенциям" для клавесина, пьесам из "Тетради Анны Магдалины", хоральным обработкам и хоральным прелюдиям для органа. Возможно также использовать медленные части его инструментальныхх концертов для скрипки, клавира, флейты и гобоя с оркестром. Сочинения с текстом - сольные и хоровые - менее желательны.

    Полезно использовать и произведения В.А.Моцарта: отдельные части из его фортепьянных и скрипичных сонат (кроме сонат до-минор и ля-минор), его клавирные и ансамблевые менуэты, медленные части стунных квартетов, части из его дивертисментов и серенад.

    Возможно обращение и к произведениям Л.Бетховена : к медленным частям его сонат для фортепиано (с 1-й по 17-ю), некоторым его коротким вариационным циклам, медленным частям из его первых шестиструнных квартетов, "багатели" для фортепиано.

    Действенными являются и некоторые произведения М.И.Глинки : его мазурки, "Вариации на шотландскую тему", струнный квартет фа-мажор, вторая часть сонаты для альта и фортепиано, танцы из оперы "Руслан и Людмила".

    Можно использовать и некоторые сочинения А.П.Бородина: медленные части его струнных квартетов, струнное трио и сюиту для фортепиано.

    Особое значение могут иметь произведения А.Н.Скрябина и прежде всего, его прелюдии сочинений 11,16,17,27, первая поэма из сочинений 32, симфоническая пьеса "Мечты", а также отдельные мелодические фрагменты из его симфоний.

    Уместно также обращение к фортепианным произведениям Н.К.Метнера и прежде всего, к его "Сказкам" и отдельным фрагментам его фортепианных сонат.

Общие принципы отбора произведений:

    Музыка должна быть спокойной по характеру, не слишком динамичной, но в то же время не слишком анемичной, без резких контрастов.

    Продолжительность каждого фрагмента должна быть в пределах 10-15 минут.

    Звучность не должна быть громкой, оптимальная частота слушания 2 раза в день, но не реже 3 раз в неделю и не раньше чем за час до или после приема пищи, а также не более чем за 2 часа до сна, желательно в одно и то же время.

Прослушивание музыки надо начинать с 3-4-й недели беременности.

Дети, которые подвергались направленному и систематическому воздействию музыки, реже страдали соматическими и нервно-психическими заболеваниями. Плод, получавший музыку, начиная с 3-4-й недели, развивался более интенсивно с последующими более качественными результатами для интеллекта и памяти, чем даже те, кто слушал ее с 28-й недели. Они же запоминали гораздо больше музыки. Причина и механизм этого явления пока не ясны.

Все удовольствия сразу

Чтобы застраховать кожу от появления растяжек, массируйе ее специальными кремами каждый день. И пока поглаживаете ик, разговаривайте с ребенком. Желайте ему доброго утра и объясняйте, что наступающий день будет чудесным и приблизит вашу долгожданную встречу. Ему вдвойне хорошо - он слушает ваш голос и ощущает приятные колебания от а. На более поздних сроках беременности вас ждёт сюрприз. Маленький в ответ на ваши прикосновения будет подставлять то попку, то спинку. Ему так нравится! Вот увидите, после родов станет любимой процедурой в расписании дня малыша.

Не забывайте про общение с малышом и во время родов. Обязательно расскажите ему перед родами, что его ждет путешествие, что оно будет трудным, но все пройдет замечательно, и вы скоро увидитесь. Ведь для малыша - это крушение всей вселенной, страх и боль, ему очень нужна ваша поддержка! Известно, что ребенок регулирует родовую деятельность за счет выработки тех же гормонов, что и организм матери, но в большем объеме (эстрогена - естественного наркотика, уменьшающего боль, и а, стимулирующего ).

Когда начались , мне захотелось послушать медитативную музыку: произведения и мелодия со звуками воды, птиц и т.д. Хотя никогда раньше не слушала. Наверное, малыш хотел, чтобы я успокоилась и расслабилась, поэтому подсказал мне эту замечательную идею. И действительно помогло.

Если же мама забывает о малыше и замыкается на себе, ребенок, оказываясь в состоянии одиночества и страха, выключается из процесса родов. В таком случае заметно осложняются и может понадобиться вмешательство врачей.

Помните, что от того, насколько настроен с вашей помощью будет малыш на , настолько легко они пройдут. При успешных же родах малыш на всю жизнь получает способность к оптимизму, доверию к себе и готовности встретить будущий вызов. Ему словно дается на доступном для него языке положительный ответ на вопрос, который Эйнштейн считал ключевым -«Дружественна ли ко мне Вселенная?»

Статью подготовила Наталья Михеева.

Вы замечали, что будущие мамы часто поглаживают свой округлившийся животик, склоняют голову, чтобы сказать малышу, находящемуся в утробе, теплые ласковые слова...? Будущие мамы делают это интуитивно - сама природа и материнский инстинкт заставляют их нежно прикоснуться к своему животику, как будто обнимая и поглаживая ребенка, разговаривать с ним так, как будто он слышит и понимает каждое слово... А ведь действительно! Общение с малышом может и должно начинаться еще до его появления на свет!

Знаете ли вы, что существует такое понятие как внутриутробная педагогика? Специалисты по психологии выделяют внутриутробное развитие малыша в отдельную область исследования. И не случайно. В первые месяцы беременности у ребенка формируется головной мозг и вегетативная нервная система. Они формируются не сами по себе. Влияние на этот процесс оказывают не только законы природы и гены, но и те условия, которые созданы будущей мамой во время беременности. Известно, что состояние стресса, нагрузка, беспокойство и негативные эмоции во время беременности сказываются на малыше. Хорошее же настроение будущей мамы также передается и ребенку! Даже по поведению малыша в животе можно сказать, как он реагирует на состояние мамы. Если она устала, возбуждена, переживает или испытывает дискомфорт - малыш скорее всего продемонстрирует свою ответную реакцию - будет пинаться, долго не уснет у мамы в животике... Если же будущая мамочка спокойна, читает с удовольствием книгу или слушает любимую музыку, кушает вкусное пирожное или просто созерцает красоту в парке - малыш воспринимает спокойный ритм ее сердца, чувствует себя защищенным. И это не простые наблюдения! У всего этого есть научное объяснение. Когда мы испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает «гормоны счастья» - эндорфины, во время стресса надпочечники вырабатывают «гормоны стресса» - катехоламины. Так как между мамой и ребенком через плаценту идет активный обмен веществами, то все эмоциональные переживания мамы отражаются и на малыше. Кроме того, и сам малыш уже с десятой недели беременности может «сообщить» маме о своем состоянии.

Итак, мы выяснили, что ребенок, находясь у утробе матери, способен переживать те же эмоции, что и сама будущая мама. А значит, будущая мамочка еще до появления крохи на свет может посылать ему маленькие послания в виде поглаживания своего животика, нежных слов, произносимых в спокойном темпе мягким тихим голосом.

Малыш еще до рождения реагирует на звуки и свет, показывает свои симпатии к тому или иному состоянию мамы, пище, которую она принимает и даже музыке, которую она слушает! Исследования показали, что при ярком свете, направленном на живот матери, ребенок щурится и отворачивается. При звуках маминого голоса малыш может прислушиваться, напрягая свое личико, либо начинает шевелиться, показывая, что участвует в происходящем! Во втором триместре беременности малыш начинает глотать околоплодную жидкость: если будущая мамочка съела сладкое - такой же вкус приобретает и водная среда, окружающая ребенка - в этом случае на личике крохи возникает выражение, похожее на улыбку. Ощущая горький вкус, ребенок кривится и перестает глотать околоплодную жидкость. Таким образом, можно заключить, что общение малыша и мамы начинается задолго до родов.

Как же именно наладить контакт со своим еще не рожденным малышом? Оказывается, учеными разработана специальная методика! Некоторое время (несколько дней) будущая мама должна внимательно понаблюдать за шевлюшками своего крохи. Когда определенная цикличность и регулярность будет очевидна - запомните - в какое время суток, в какие часы малыш наиболее активен. Это время и будет идеальным для общения с ребенком, ведь он будет готов воспринимать информацию и делаться ею с вами! Каждый раз общение будущей мамы и ребенка должно начинаться одинаково - это может быть определенная песенка, поглаживание живота или любой другой способ. Главное, всегда один и тот же. Малыш должен на уровне рефлекса понять, что мама «выходит на связь». Таким образом, с малышом можно общаться около 20 минут в день. Постепенно вы начнете замечать, что малыш пинается именно в то место, где на животике лежит ваша рука. Ребенок привыкнет к тому, что в это время мама поет ему песенку и даже если дела отвлекут вас - малыш сам своим шевелением напомнит вам о приятной обязанности. Точно также с малышом может общаться и папа. Ребенку можно читать сказки, рассказывать стихи. А можно просто рассказать о том, как прошел ваш день.

Подобное общение с мамой еще до родов дает малышу уверенность в том, что он защищен, его покидает чувство страха и тревоги. Он знает, что мама рядом, она говорит с ним, она с ним каждый день и помнит о том, что он внутри нее. Общение с малышом во время беременности избавит от проблем с грудным вскармливанием. Малыш, прижавшись к груди мамы после рождения, узнает ее голос, успокоиться и перестанет плакать, ведь он будет точно знать, что с ним рядом та самая мамочка, которая на протяжении всех 9 месяцев нежно называла его своим маленьким счастьем и пела колыбельные...

Вы замечали, что будущие мамы часто поглаживают свой округлившийся животик, склоняют голову, чтобы сказать малышу, находящемуся в утробе, теплые ласковые слова...? Будущие мамы делают это интуитивно - сама природа и материнский инстинкт заставляют их нежно прикоснуться к своему животику, как будто обнимая и поглаживая ребенка, разговаривать с ним так, как будто он слышит и понимает каждое слово... А ведь действительно! Общение с малышом может и должно начинаться еще до его появления на свет!

Знаете ли вы, что существует такое понятие как внутриутробная педагогика? Специалисты по психологии выделяют внутриутробное развитие малыша в отдельную область исследования. И не случайно. В первые месяцы беременности у ребенка формируется головной мозг и вегетативная нервная система. Они формируются не сами по себе. Влияние на этот процесс оказывают не только законы природы и гены, но и те условия, которые созданы будущей мамой во время беременности. Известно, что состояние стресса, нагрузка, беспокойство и негативные эмоции во время беременности сказываются на малыше. Хорошее же настроение будущей мамы также передается и ребенку! Даже по поведению малыша в животе можно сказать, как он реагирует на состояние мамы. Если она устала, возбуждена, переживает или испытывает дискомфорт - малыш скорее всего продемонстрирует свою ответную реакцию - будет пинаться, долго не уснет у мамы в животике... Если же будущая мамочка спокойна, читает с удовольствием книгу или слушает любимую музыку, кушает вкусное пирожное или просто созерцает красоту в парке - малыш воспринимает спокойный ритм ее сердца, чувствует себя защищенным. И это не простые наблюдения! У всего этого есть научное объяснение. Когда мы испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает «гормоны счастья» - эндорфины, во время стресса надпочечники вырабатывают «гормоны стресса» - катехоламины. Так как между мамой и ребенком через плаценту идет активный обмен веществами, то все эмоциональные переживания мамы отражаются и на малыше. Кроме того, и сам малыш уже с десятой недели беременности может «сообщить» маме о своем состоянии.

Итак, мы выяснили, что ребенок, находясь у утробе матери, способен переживать те же эмоции, что и сама будущая мама. А значит, будущая мамочка еще до появления крохи на свет может посылать ему маленькие послания в виде поглаживания своего животика, нежных слов, произносимых в спокойном темпе мягким тихим голосом.

Малыш еще до рождения реагирует на звуки и свет, показывает свои симпатии к тому или иному состоянию мамы, пище, которую она принимает и даже музыке, которую она слушает! Исследования показали, что при ярком свете, направленном на живот матери, ребенок щурится и отворачивается. При звуках маминого голоса малыш может прислушиваться, напрягая свое личико, либо начинает шевелиться, показывая, что участвует в происходящем! Во втором триместре беременности малыш начинает глотать околоплодную жидкость: если будущая мамочка съела сладкое - такой же вкус приобретает и водная среда, окружающая ребенка - в этом случае на личике крохи возникает выражение, похожее на улыбку. Ощущая горький вкус, ребенок кривится и перестает глотать околоплодную жидкость. Таким образом, можно заключить, что общение малыша и мамы начинается задолго до родов.

Как же именно наладить контакт со своим еще не рожденным малышом? Оказывается, учеными разработана специальная методика! Некоторое время (несколько дней) будущая мама должна внимательно понаблюдать за шевлюшками своего крохи. Когда определенная цикличность и регулярность будет очевидна - запомните - в какое время суток, в какие часы малыш наиболее активен. Это время и будет идеальным для общения с ребенком, ведь он будет готов воспринимать информацию и делаться ею с вами! Каждый раз общение будущей мамы и ребенка должно начинаться одинаково - это может быть определенная песенка, поглаживание живота или любой другой способ. Главное, всегда один и тот же. Малыш должен на уровне рефлекса понять, что мама «выходит на связь». Таким образом, с малышом можно общаться около 20 минут в день. Постепенно вы начнете замечать, что малыш пинается именно в то место, где на животике лежит ваша рука. Ребенок привыкнет к тому, что в это время мама поет ему песенку и даже если дела отвлекут вас - малыш сам своим шевелением напомнит вам о приятной обязанности. Точно также с малышом может общаться и папа. Ребенку можно читать сказки, рассказывать стихи. А можно просто рассказать о том, как прошел ваш день.

Подобное общение с мамой еще до родов дает малышу уверенность в том, что он защищен, его покидает чувство страха и тревоги. Он знает, что мама рядом, она говорит с ним, она с ним каждый день и помнит о том, что он внутри нее. Общение с малышом во время беременности избавит от проблем с грудным вскармливанием. Малыш, прижавшись к груди мамы после рождения, узнает ее голос, успокоиться и перестанет плакать, ведь он будет точно знать, что с ним рядом та самая мамочка, которая на протяжении всех 9 месяцев нежно называла его своим маленьким счастьем и пела колыбельные...