Показать картинку



Зима только начала набирать силу, а я уже задумалась о посевном календаре.
Не о том, покупном, а о своем - немного лунном, немного научном, по приметам.

Мне вспомнились мои дед и бабушка, которые в огороде придерживались старых своих примет.

18 мая Арина Капустница, Арина Рассадница . Строго в этот день бабушка высаживала капустную рассаду.

5 июня Левон Огуречник. Дед называл этот день Левонтием. Бабушка высевала огурцы.

Я тожэ придерживаюсь этих дат.

А какие народные, приметы помогают Вам в вашем огороде?

Ниже подробности моих примет.

Народные приметы своими корнями уходят в далёкую старорусскую древность. Основанные на многовековом опыте наблюдений, приметы изначально являли собой важнейшую информацию для наших предков. Не было других аналогов прогноза погоды. Неся в себе как прикладную функцию, приметы также являются старейшим памятником русского языка. Своей самобытностью отражая живой и красочный мир нашего фольклора.

6 мая
Егорьев день
С Юрьева(Егорьева) дня начинались активные полевые работы. На те поля, которые были засеяны ранее, выходили служить молебны, нивы окропляли святой водой. Существовало множество поговорок на тему земледельческого труда: «Егорий с теплом, а Никита с кормом»; «Яровое сей на Егория»; «Сей рассаду до Егория - будет щей вдоволь»; «В Юрьев день только ленивая соха не выезжает». Наблюдали крестьяне и за погодой - по ней можно было делать выводы о будущем урожае. «На Егория мороз - будет просо и овес», - говорили в народе.

18 мая
Арина Капустница, Арина Рассадница
На Арину, высаживали рассаду на грядки - главным образом, капусту и огурцы. Кстати, считалось, что этим должны заниматься только женщины - и желательно в полном одиночестве, чтобы никто не сглазил. Посадив первый росток капусты, его покрывали большим горшком, а горшок - белой скатертью, чтобы вилки получились такие же большие, белые и тугие. По краям грядки сеяли крапиву, которая должна была отпугнуть нечистую силу и вредных насекомых. При этом говорили: «Крапиву - чертям, капусту - нам!».
Капуста была одним из самых любимых в народе овощей. О ней складывали множество поговорок: «Без капусты щи не густы»; «Премудрость во щах, сила в капусте»; «Для чего огород городить, если капусты не садить?».

5 июня Левон Огуречник
На Левона (Леонтия) было принято сажать огурцы. При этом обращали внимание на приметы: если появляется много оводов - это сулит хороший урожай овощей.

19 июня
Ларион Пропольник
На Лариона - так на Руси называли святого Илариона - было принято выходить в поле и пропалывать его от сорняков. «Пришел Ларион - дурную траву из поля вон», - говорили крестьяне. В народе знали: если вовремя не справиться с сорняками - они сами тебя по миру пустят. «Поле полоть - руки колоть, а не полоть - так и хлеба не молоть», - приговаривали во время неприятной работы. Впрочем, считалось, что сорную траву нужно полоть только тогда, когда месяц идет на убыль. Полоть на полную луну бесполезно, даже на Лариона, - сорняки скоро опять силу возьмут.

Сегодня , 27 ноября
Филипповка, Заговенье
Дата по старому стилю: 14 ноября Сегодня чествуют память святого Филиппа, одного из двенадцати апостолов - учеников Иисуса Христа.
На Руси после Филиппова дня начинался строгий Рождественский (Филипповский) пост . Заканчивались свадьбы и прочие шумные праздники. Все время полагалось посвящать работе и благочестивым занятиям.
Однако вечером Филиппова дня можно было заняться гаданием: девушки оставляли от ужина кусок говядины и клали его себе под подушку, зовя суженого «заговеться». После этого во сне можно было увидеть будущего жениха.
С Филипповок начинались «бабьи засидки»: женщины собирались в одной избе, пряли лен и шерсть, а при этом пели тихие песни или беседовали. Сохранилось немало поговорок и пословиц, подчеркивающих важность рукоделия: «У нерадивой пряхи и на себя нет рубахи»; «Не напрядешь зимой - нечего будет ткать летом»; «Соха кормит, веретено одевает».
Также на Филиппа было принято выносить во двор еду. Она предназначалась духам, оберегающим домашних животных.
В некоторых районах в этот день проводили обряд изгнания тараканов. Для этого нужно было всей семьей вытянуть из избы за нитку таракана, привязанного за ногу.
В этот день обращали внимание на приметы. Иней предвещал урожай овса, дождь - урожай пшеницы. Если каркал ворон - ждали оттепели. А облачная и снежная погода обещала ненастье в конце мая.

Аннинский район

664. На Ягория нельзя работать, а то волк приреже скотину. На яблоню кусочек хлеба несешь: «Ягорий, Ягорий, на тебе хлебца, а ты сбережь мою скотину». Можна на любую дереву: «Ягорий, Ягорий, сбереги мою скотинку, чтобы она была жива».

с. Бабинка (Токарева К.М. 1924 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2002.

665. Егорьев день - в этот день не работали, а если работать, то в дом придет несчастье. Скота выгоняли освященной вербой.

с. Островки (Фролова М.Е. 1942 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

Бобровский район

666. Выгоняли скотину вербами, которые оставили с вербного воскресенья. «На Егорья надо огород посадить до обеда». В этот день сажали капусту.

с. Коршево (Чичасова Е.М. 1926 г.р.; Волкова Т.П. 1923 г.р., Пономарёва А.В. 1937 г.р.) № 554/14, №

667. Чтобы пасти скот нанимали пастухов, составляли договор на сходке. Нанимали до первого позимья. Выгоняли скотину вербой.

с. Пчелиновка (Бородинов Д.И. 1926 г.р.) ВГАИ КНМ № 218/9.

Бутурлиновский район

668. На Егория веточкой вербы выгоняли скот, со словами: «Верба хлёст, бей до слёз. Да красное яичко, да белое молочко».

с. Козловка (Рогатнёва Т.Ф. 1913 г.р.) ВГАИ КНМ № 159/28.

Верхнехавский район

669. Служили молебен, батюшка благословлял пастухов.

с. Архангельское (Ерёмина З.Я. 1933 г.р.) ВГАИ КНМ № 454/28.

670. Выгоняли скот.

с. Верхняя Луговатка (Быханов Г.В. 1921 г.р.) ВГАИ КНМ № 456/17.

671. В этот день не работали. Выносили на улицу всю одежду и просушивали её.

Пастух играл важную роль. Он полностью отвечал за скотину. Должен был напоить, накормить. Если скотина заболела, то пастух был обязан сообщить об этом хозяину. Когда пастух трубил в рог, это значило, что нужно выгонять скот из дворов на пастбище. Когда солнце садилось, пастух гнал скотину домой.

В деревне этот праздник называют - Ягорьев день или Ягорий.

х. Донской (Глотова Т.И. 1931г.р.) ВГУ АКТЛФ 2001.

Грибановский район

672. Вербой выгоняли скотину, чтоб она была здорова. Носили в лес яйца, сало, чтобы волк не съел скотину.

с. Листопадовка (Линчевская В.И. 1930 г.р.) ВГАИ КНМ № 235/11.

Калачеевский район

673. На Егорья смотрели - если к этому времени вырастало жито, и в нём мог спрятаться грач, то будет большой урожай жита. И к этому дню на огороды высаживали огурцы, бахчевые культуры, тыкву.

с. Новомеловатка (Шмегерилова А.И. 1913 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2002.

Каширский район

674. На этот день всегда сажали огурцы, последнее просо сеяли. В этот день грех стирать, но огурцы сажали. Скот выгоняли ещё до этого дня, когда лёд был. Праздник этот в честь Егория Победоносца.

с. Каширское (Завалуева А.Ф. 1924 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

675. В этот день не работали, в церковь ходили.

с. Каширское (Маслова М.А. 1935г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

Нижнедевицкий район

676. На Егория сажают огурцы.

с. Курбатово (Новичихина Т.И. 1941 г.р., Киреева Е.А. 1925 г.р.) ВГАИ КНМ № 887/33.

677. Первый день выгона скота - 6 мая. Скот выгоняли вербой, при этом говорили: «Верба крест, бей до слёз. Верба ксти, Бог прости».

с. Кучугуры (Зуева А.М. 1919 г.р., Пахомова М.А. 1928 г.р.) ВГАИ КНМ № 890/51.

678. Егорий - праздник сердитый, работать на него тоже нельзя было.

с. Синие Липяги (Нестерова М.К. 1928 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

Петропавловский район

679. В этот праздник не работали. Это скотский день. Считали, что если работали на Егория, то

потом волки грызли скотину. Скот выгоняли не первый раз в году на пастбище, он пасся и раньше.

с. Краснофлотское (Мухоркина М.С. 1936 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

Рамонский район

680. Шли в лес и несли кусочек хлеба и мяса, всё это клали на дубок. с. Глушицы (Абакумова А.П. 1920 г.р.) ВГАИ КНМ № 817/17.

681. В этот день не работали. Сажали тыкву.

с. Карачун (Лямзина М.И. 1916 г.р.) ВГАИ КНМ № 813/26.

682. Носили в лес кусочек хлеба и сала, оставляли на пеньке, чтобы волк не пришёл в деревню. с. Пекшево (Климова П.И. 1910 г.р.) ВГАИ КНМ № 815/14.

683. Несут в лес кусок хлеба и сала, чтобы волк скотину не тронул. с. Пятая Сотня (Глазьева Е.П. 1912 г.р.) ВГАИ КНМ № 820/22.

684. Ходили в лес несли сало и хлеб, чтобы волки не трогали скотину. с. Сенное (Елютина Е.И. 1907 г.р.) ВГАИ КНМ № 819/10.

685. Ходили в лес и клали на пенёк кусок хлеба и сала. Это был лошадиный праздник. с. Ситная (Остапова В.С. 1918 г.р.) ВГАИ КНМ № 817/8.

Репьёвский район

686. Несли пастуху яйца.

с. Истобное (Семёнова Е.К. 1939 г.р.) ВГАИ КНМ № 853/42.

687. Выгоняли скотину вербами, оставшимися после вербного воскресенья. На шею скотине ве-

шали «ладанок».

с. Новосолдатка (Андраханова А.П. 1938 г.р.) ВГАИ КНМ № 590/12.

Семилукский район

688. Первый раз выгоняли скотину вербой, какую освещали в церкви на Вербное воскресенье.

с. Долгомоховатка (Вахтина Н.Г. 1912 г.р.) ВГАИ КНМ № 707/16.

689. Вся деревня устанавливает стол, застелют скатертью, ставят на стол яйца, хлеб, стакан соли.

Тот, кто будет стеречь коров, всё это забирает.

690. Первый выгон скота был в мае. Пастуху отдавали хлеб, соль, два яйца.

с. Каверье (Савина Т.Н. 1940 г.р., Савин Н.С. 1937 г.р.) ВГАИ КНМ № 439/9.

691. Отмечался 6 мая. В этот день нельзя было работать, он злой для скотины. с. Нижняя Ведуга (Турищева А.С. 1919 г.р.) ВГАИ КНМ № 863/20.

Таловский район

692. Ягорий день отмечають, строгий праздник. Угощали пастуха, выгоняли скот. с. Вязовка (Панарина А.Г. 1919 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2002.

693. Хлеб на деревья клали на Егорьев день.

с. Вязовка (Токарева Т.А. 1931 г.р., Кичкова А.И. 1929 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2002.

Хохольский район

694. Выгоняют телят, делают яичницу.

с. Кочетовка (Комарова О.Д. 1919 г.р., Князева Е.М. 1918 г.р.) ВГАИ КНМ № 547/29.

695. На Егорьев день (и на Крещенье) освящали скотину. Пастухи окропляли скот святой водой. На Егорьев день пастухи гнали стадо с пастбища и приговаривали: «На бычицу, на телицу, на кудрявую хвостицу. На поле идет - помыкивает, с поля идет - побрыкивает». Святую воду добавляли в корм.

с. Оськино (Колесникова А.Ф. 1906 г.р.) ВГУ АКТЛФ 1990.

Георгий

Святой великомученик Георгий почитается как покровитель земледелия, стад и пастухов.
Егорий ездит всегда на серой лошади с копьем в руках и пронзает им зеленого дракона (изображенне, издревле вошедшее в употребление как герб московского царства). Тем же копьем, по русским легендам, он поразил волка, который выбежал ему навстречу и вцепился зубами в ногу его белого коня. Раненый волк заговорил человеческим голосом: «3а что ты меня бьешь, если я есть хочу?» - «Хочешь ты есть, спроси у меня. Вон возьми ту лошадь, ее хватит тебе на два дня».
Народ верил, что всякая зарезанная волком или задавленная и унесенная медведем скотина обречена как жертва Егория - начальника и повелителя всех лесных зверей. Егорий умел говорить со зверями на людском языке и делал так, что обреченная скотина сама шла навстречу врагу и беззащитно останавливалась перед ним, как в столбняке. Причем Егорий забирает тех животных, которые оказались бы вредными для человека, потому что святой покровитель домашнего скота, охранник пасущихся стад, строго наказывает беспечных. Не случайно поэтому появилась поговорка: что у волка в зубах, то Егорий дал.
На Черноземье ходил рассказ о том, как Егория приказал змее ужалить пастуха, который продал овцу бедной вдовы, а в свое оправдание сослался на волка. Когда виновный раскаялся, святой Георгий явился к нему, обличил во лжи, но возвратил ему и жизнь, и здоровье.

По церковному календарю . Георгий происходил из знатного рода и занимал высокое положение в обществе. Он служил в римском войске офицером, что не мешало ему открыто исповедовать «истинную веру».
Когда при императоре Диоклетиане начались гонения на христиан, Георгий добровольно сложил с себя воинские обязанности и стал проповедником. За это святой был схвачен и подвергнут самым изощрениым пыткам. Мученику по приказу Диоклетиана отсекли голову. Произошло это в Никомедии около 303 года.
Святого почитают во всем христианском мире: у грузин, греков, итальянцев, французов, англичан и русских. Имя его служит девизом, паролем и клятвой у французов при судебных поединках и в битвах; лик его изображался на гербах и на монетах генуэзских, английских и русских.
По народному календарю . Егорьев день - не только церковный, но и народный праздник. День именовали Егорий весенний, Егорий (Юрий) вешний, Егорий храбрый.
Имя Георгий - от греческого «земледелец, селянин». У русских издревле Георгия называли: Юрий, Гюргий и Гюрги.
Скотский праздник. В Греции святой Георгий открывал пастушеский год и праздновался в семье, на пиршестве обычно съедали первенца стада.
Турки султанским указом строго запрещали употреблять в пищу ягнят прежде Юрьева дня.
В Исландии и Финляндии отмечали праздник с различными языческими обрядами. В это время мужчины, предаваясь пьянству, пели песни, а женщины поливали молоком некоторые священные деревья.
В Сербии в Юрьев день перед восходом солнца купались и освященной вербой, так, как в России, выгоняли в поле скотину.
В Болгарии в день святого Георгия кололи ягненка так, чтобы ни капли крови его не удало на землю. Кровью ягненка мазали своих детей, делая знамение креста на лбу, щеках и подбородке. Зажарив этого барашка, собиралась семья и холостая родня за одним столом. Звали священника, он читал над барашком молитву и благословлял: попу отдавалась шкурка и лопатка ягненка. Когда ели освященного барашка, то, собрав все косточки, зарывали их в землю.
К Егорьеву дню был приурочен первый выгон скота в поле, который воспринимался как большой праздник.
Георгий Победоносец считался покровителем домашнего скота, и к нему обращались с просьбами защитить, уберечь коров, овец, лошадей. Святой Георгий воспринимался не только как защитник скота, но и как хозяин лесных зверей. На 6 мая пастухи давали зарок хранить скотину от лихого сглаза, от рыскучего зверя. Хозяйки выгоняли скотину со дворов вербой, приговаривая: «Как верба не сохнет, так и вы не сохните, богом данные скотинки!»
Гнали и порчу от ребенка со словами: «Не я бью, а верба бьет!».
На севере в лесных губерниях делали только «обход скота». То есть с образом святого Победоносца Георгия хозяева обходили всю домашнюю скотину, собранную на своем дворе, а затем сгоняли ее в общее стадо у часовен, где служили водосвятный молебен. После молебна все стадо окропляли святой водой и гнали за околицу. Хозяйки гнали скот освященной вербой, а иные провожали его с хлебом и солью. Пастух, принимая стадо, делал обход с тем же образом.
В Новгородчине, где скот пасся без пастухов, сами хозяева «об-ходили^ стада. Еще ранним утром хозяин готовил для своей скотины пирог с запеченным туда целым яйцом. До восхода он клал пирог в решето, брал икону, зажигал восковую свечу, опоясывался кушаком, затыкая спереди за него вербу, а сзади топор. В таком виде хозяин обходил на своем дворе скот по солнцу три раза, а хозяйка подкуривала ладаном и поглядывала, чтобы все двери были заперты. Пирог разламывали на столько частей, сколько в хозяйстве голов скота, и каждой давали по куску. А вербу либо бросали в речку, либо втыкали под стреху (верба спасает во время грозы от молнии).
Белозерцы накануне Егория убирали с глаз долой гребни, щетки и ножницы. Клали в воротах на землю шерстяной пояс, клещи и крюк, иногда шейный крест или топор и нож, и выгоняли скотину на улицу, а потом опять загоняли.
В Орловской губернии старались в Юрьев день встать как можно раньше, до восхода солнца, когда еще не высохла роса, чтобы выгнать скот со двора (считалось, они не будут болеть и больше дадут молока). В той же местности верили, что свечки, поставленные в церкви к Егорьеву образу, спасают от волков; кто забыл поставить, у того Егорий возьмет скотину «волку на зубы».
Пивной праздник . Этот праздник хозяева превращали в «пивной». Еще задолго до него вели расчеты, сколько выйдет ушатов пива, сколько сделать «жиделя» (пива низшего сорта). Подростки лизали ковши, вынутые из чанов с суслом; пили отстой или гущу, осевшую на дне чана. Бабы пекли и варили и мыли избы. Девицы шили себе наряды. Когда пиво было готово, к каждому родственнику в деревне несли бурак, или буртас, и приглашали «гостить о празднике»-.
Праздник Егория начинался с того, что каждый большак нес в церковь сусло, которое на этот случай называется кануном. Его на время обедни ставили перед иконой святого Георгия, а после обедни жертвовали причту. Первый день пировали у церковников (в Новгородчине), а потом шли пить по домам крестьян. На вологодчине первый день угощались сами домашние, на второй день угощали родных, а на третий - сосед соседа. В некоторых местностях около недели ходили в гости друг к Другу. Хорошего гостя водили прямо в погреб к самому чану - пей, сколько влезет, если сумеешь потом сам вылезти.
Благословение нивам . На Егорьев день многие заказывали обедни и молебны святому, испрашивая у него благословения нивам и огородам. Выбирали в этот день наиболее смазливого парня, украшали его всякой зеленью, клали на голову круглый пирог, украшенный цветами, и в хороводе молодежи вели его в поле. Здесь трижды обходили засеянные полосы, разводили костер, делили и ели обрядовый пирог и пели в честь Юрия старинную священную молитву-песню: «Юрий, вставай рано - отмыкай землю, выпускай росу на теплое лето, на буйное жито - на ядренистое, на колосистое».
В Малороссии в день Георгия был крестный ход на жито: отпев Молебен с водосвятием, священники окропляли нивы святой водой. После этого молодежь забавлялась играми, каталась по житу, чтобы быть сильными и здоровыми, как Юрьева роса. До крестного хода поселяне не выгоняли скотину в поле; а женщины-знахарки на заре этого дня выходили на поле и там расстилали холст, который пропитывали росой. В Курске в Юрьев день устраивалась ярмарка, где продавались деревянные и глиняные коровки и другие животные.
На Егория запахивают пашню. С Георгия начинают сажать свеклу, сеять морковь и рассаду.
Другие обычаи . На севере России в этот день отмечали первый всенародный праздник с начала весны (примерно такой же, как в городах Первое мая), В Юрьев день справлялся молебен, который завершался пиршеством по домам. Молодцы, девицы и молодки собирались на лугах и бегали там до вечера.
После этого праздника крестьяне принимались сеять ячмень, овес и т.д. Иногда в Юрьев день крестьяне ходили ночью и пели песни о сохранении своих стад. В Смоленске жители выходили за город, на горы, а пастухи выгоняли скот на Юрьеву росу и траву. В Тульской губернии служили также молебны на колодцах, после чего, окропив скот святой водой, выгоняли его в поле вербой, освященной в Вербное воскресенье.
В этот день у крестьян торги, выгоны, первое сеяние яровых хлебов и огородных растений. Начиная с Юрьева праздника они призывали святого Георгия на помощь в работах и напастях своих.
Еще в XVI веке существовало на Руси поверье, что в Лукоморье есть люди, которые умирают в Юрьев день осенний (26 ноября по старому стилю), а в весенний оживают. Перед смертью своей они якобы переносят все товары в одно место, которые могут брать их соседи в течение зимы за определенную плату. А весной, когда умершие воскресают, соседи рассчитываются с ними.
По народному поверью, 15 января семигодовалый петух откладывает в навозе яйцо. Поэтому в деревне надо было помнить и считать годы певунов, потому что 4 июня родится из этого яйца царь змей Василиск. И если не зарублен черный петух, жди беды: начнет увядать в деревне все молодое, на полях высохнут всходы. И тогда одна надежда на Егория-пастуха. Шел Егорий со змеем сражаться и своим посохом мог убить чудище.
Крестьяне просили Егория отомкнуть землю, выпустить росу - на девичью косу, на ноги босы. И поглядеть за скотинкой - в поле и за полем, в лесу, за угорьем. Чтобы водились в хлевах и коровы, и телята, и козы. Чтобы скотинка в три ведра доилась да помыкивала, да хрюкала-кудахтала!
Заклинали крестьяне Егория обойти каждый двор, наделить хозяйство добром.
Приметы . В разных областях России в Юрьев день бывает разная погода, в одном месте он является с теплом, в другом - с двенадцатью морозами, в одном - с водой, в другом - с кормом.
В Московской, Костромской губерниях говорили: Егорий с теплом
а Никола с кормом; он приходит с двенадцатью морозами и потом с теплом. Двинские и важские (живущие вдоль реки Вага) жители говарили
другое: Егорий сводой, а Никола с травой. В Тульской и Орловской губерниях отмечали: Егорий с полувозом, а Никола с целым возом.
В Рязанской и Тамбовской: Егорий с кормом, а Никола с мостом. Егорий с водой, а Никола (22 мая) - с кормом. Егорий с летом, а Никола с травой. На Егория дождь - скоту легкий год. Ясное утро на Егория - к раннему севу, ясный вечер - к позднему севу.
На Егория мороз - будет иросо и овес. На Егория мороз - и под кустом овес.
Коли на Егория березовый лист в полушку, то к Ильину дню (2 августа) клади хлеб в кадушку.
Егорьева роса от сглаза, от семи недугов. Катаясь по росе, проходя босыми ногами, выгоняя скот в этот день, говорят: «Будь здоров, как егорьева роса». Ясное утро на Егория - ранний сев, ясный вечер - поздний сев.
Теплый вечер и звездная ночь - к урожаю, сухому лету. На Юрия дождь - скоту легкий год, а гречи не род.
На Егория мороз - греча хорошая. Как в Егорьеву ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет.

На день памяти святого Георгия Победоносного приходится Юрьев день. На Руси он знаменовал определенные хозяйственные и финансовые взаимоотношения. Благодаря экономическим реформам Бориса Годунова словосочетание «Юрьев день» получило негативную окраску.

Юрьев день: истоки

Один из ранних христианских святых – Георгий – завоевал своими поступками и крепостью в вере немало сердец и способствовал обращению большого количества людей в христианство. На Руси Святой Георгий известен также как Юрий или Егорий.

Дни Великомученика Юрия в церковном календаре отмечают дважды: весной и осенью. Весенние празднования приходятся по григорианскому календарю, принятому у православных на 6 мая. Католики день памяти святого Георгия встречают 23 апреля.

Какого числа Юрьев день в 2018 году

Осенняя встреча дня Святого Юрия приходится по юлианскому календарю на 26 ноября, а у православных – на 9 декабря. Это празднование Освящения церкви великомученика Георгия. Церковь была выстроена в Киеве царем Ярославом Мудрым, а 26 ноября (по старому стилю) 1051 года храм был освящен, и Ярослав издал указ праздновать этот день на всей Руси. 9 декабря принимают поздравления именинники Георгий, Егор и Юрий.

Таким образом, в 2018 году Юрьев день приходится на 6 мая и 9 декабря. Эти даты неподвижны и всегда приходятся на одни и те же дни.

В старину на Руси дни великомученика Егора имели хозяйственно-бытовое значение. На весеннего Егора(Егорий Осенний) впервые выгоняли скот на пастбища, селяне выходили на поля, и священник читал молитвы о будущем урожае и плодородии.

На осеннего Егора заканчивался финансовый год и все работы, связанные с урожаем. К этому дни привязывали все денежные выплаты, крестьяне выплачивали помещику плату за пользование землей. Именно с этой датой связано выражение «объегорить», то есть обмануть при расчетах.

Вплоть до 15 века крепостное право на Руси было не абсолютным. Крестьянин, расплатившись с помещиком, мог в любое время уйти к другому землевладельцу. Это заставляло землевладельцев «приманивать» крестьян материальной помощью, снижением податей, выплатой подъемных.

Абсолютное крепостное право на Русь пришло в 15 веке с судебными уложениями царя Ивана III. Отныне уйти от землевладельца крестьяне имели право только в недели, привязанные к Юрьеву дню: неделя до и неделя после осеннего Егория. Иван Грозный закрепил данные положения в Судебнике 1550 года. Отныне крестьяне на Руси потеряли право свободного ухода от помещика, а Юрьев день стал ассоциироваться с крепостным правом и получил негативную окраску.

Георгий стал одним из ранних христианских святых, который завоевал сердца верующих во всех странах и вдохновил множество художников на яркие выразительные полотна. Необыкновенной была вся жизнь святого Георгия. Житие рассказывает, что родился великомученик в 3 веке в Палестине, в городе Лиде. Его семья была очень богата и исповедовала христианство.

Святой отличался силой, мужеством и умом. Он стал тысячником и любимцем императора Диоклетиана. Когда начались гонения на христиан, он открыто встал на их сторону и раздал свое имущество бедным. За принадлежность к христианству его схватили и пытали. Пытки великомученика Георгия проходили 7 дней, но каждый день все раны чудом исцелялись.

Святому ломали кости, бросали в негашеную известь, пытали раскаленным железом, поили ядовитыми отварами – ничто не могло повредить ему. Также он держался во время пыток с небывалым мужеством и не отрекся от веры в Иисуса. Ему приснился Спаситель с золотым венцом на голове, который обещал ему рай.

Слуга записал сон мученика, как и его распоряжение отвезти его тело в Палестину. Предсмертным желанием святого стало посещение храма Аполлона. В храме Георгий осенил крестным знамением статую Аполлона, вынудив беса в статуе объявить себя идолом. После этого все идолы в храме разрушились.

Императрица Александра на коленях просила мученика простить грехи ее мужа – увиденные чудеса заставили ее обратиться в христианство. Диоклетиан велел казнить обоих: Георгия и императрицу Александру. Великомученик принял смерть с ясной улыбкой. Также известны посмертные чудеса Святого Юрия: воскрешение человека, воскрешение быка, битва с драконом.

Мощи Юрия хранятся в городе Лод в Палестине (это родной город мученика – Лидда). Над гробницей Юрия выстроен Храм Святого Георгия – храм Иерусалимской православной церкви. Меч святого хранится в Риме.

Житие Святого Георгия поразило сердца верующих во всем мире. Нашлось ему место и на Руси. В России Юрий существует как бы в двух ипостасях. В первой ипостаси Юрий – покровитель домашнего скота, защитник их от болезней, падежа и волков. Данной ипостаси Егория поклонялись крестьяне, увязывая дни его памяти с временем первого выгула скота и проведением денежных расчетов.

Также Егорий покровительствует земледельцам, поскольку имя мученика означает «земледелец». На день Святого Юрия освящают поля. Вторая ипостась святого – воин, отважный и преданный. В этой ипостаси святой покровительствует солдатам, мужественным и честным защитникам Родины.

Также Юрия считают покровителем путешественников. Некоторые племена цыган считают святого Георгия своим покровителем. В день святого Егория поздравляют именинников, а также всех знакомых. В поздравлениях на Юрьев день желают благополучия воинам, а также успехов в крестьянском труде, приплода и здоровья домашнему скоту.

На весеннего Егора впервые поет соловей и кукует кукушка. Важной приметой на Юрьев день считалось кукование кукушки. Кукование в голом лесу на весеннего Егора предвещает тяжелый год и для скота и для человека. Услышать кукушку, имея деньги в кармане – весь год иметь деньги.

Девушки спрашивали у кукушки, долго ли пробудут у отца. Молчание в ответ означало брак в том же году. Каждое кукование означало год, проведенный в отчем доме, в ожидании свадьбы. В Егоров день роса почиталась целебной. Ранним утром нужно было выйти на луг и умыться росой, поваляться в покрытой росой траве.

Императрица Екатерина Великая 26 ноября 1769 года учредила Орден Святого Георгия Победоносца. Орден имел 4 степени и мог быть пожалован офицерам и нижним чинам за проявленную храбрость, мудрость и мужество при защите Отечества. К ордену полагалась ежегодная пенсия. Орден мог быть отозван за порочащие поступки награжденного.

В 2000 году орден Святого Георгия восстановлен Указом Президента в РФ. Одновременно с орденом Екатерина учредила георгиевскую ленту. По описанию: шелковая лента из двух желтых и трех черных полос. Ленту носили в петлице, на шее или на перевязи. К ней также прилагалась пожизненная пенсия.

В 2005 году в Росси началась акция «Георгиевская лента» - в знак памяти подвига ветеранов Великой Отечественной войны. Девиз акции «Я помню, я горжусь». День святого Юрия – это день памяти Георгия Победоносного, известного своим мужеством и нерушимой верой.

Народные традиции - выверенная веками мудрость. В сочетании с прогнозом погоды и сведениями, почерпнутыми из лунного календаря на май 2010 года, эти знания могут сослужить добрую службу всем тем, кто хочет получить хороший урожай на своем участке или добиться буйного цветения декоративных растений. Все надо делать вовремя! Читайте наши рекомендации на неделю с 5 по 11 мая.

По народному календарю 5 мая - День Луки. «Кто ест лук, избавлен будет от вечных мук». Если в этот день ночью будет заморозок, то весна будет прохладной: сорок утренников еще на хлеб падет, сорок утренних морозов - на все лето, пока хлеб в поле стоит. Если утро ясное, можно сеять, если туман - с севом стоит повременить. Сев должен быть ранним, если луна в этот день молодая, так как ожидаются ранние осенние морозы; а если луна на ущербе, с севом можно не спешить - осень простоит теплая (в этом году на 5 мая пришлась фаза старения луны). В этот день принято высаживать на грядки лук-севок, однако советует воздержаться от посадок вплоть до 8 мая.

Зацветают дуб, липа. Считается, что полностью развернувшийся лист березы означает прогрев почвы до +7°С. Можно сажать картошку (5-10 мая). Начиная с 5 мая зацветает земляника. Этот же день считается началом недели, в течение которой рекомендуется высадка рассады сельдерея в грунт. С этого дня (с поправкой все же на фазы луны) разрешена посадка семян однолетних цветов в грунт.

Егорий Вешний (весенний Юрьев день) празднуется 6 мая. Егорий известен и как Святой Георгий. Это один из наиболее почитаемых святых русского народа. Георгий - покровитель землепашества и скотоводства, охранитель домашнего скота, покровитель диких зверей и особенно волков. Это праздник пастухов: с этого дня выгоняют стадо в поле. С Егория в деревнях начинались хороводы, а посиделки откладывались до Дмитрия (8 ноября). Народная мудрость вылилась в следующие сентенции: «Ясное утро на Юрия - ранний сев, ясный вечер - поздний». «Ранний горох сей до Георгия, поздний - после Георгия». Начиная с этого дня можно сеять свеклу, морковь.

В этот день полезно наблюдать за птицами. Если заметили прилет ласточек - ждите весенних гроз: «Ласточка прилетела, скоро гром загремит». Если кукушка кукует до Егория, то это к неурожаю и падежу скота. К кукушке особенно надо прислушиваться тем, кто хочет разбогатеть, и как только услышит первое «ку-ку», следует потрясти денежкой в кармане или же схватиться за кошелек: «Услышишь первый раз кукушку - хватайся за кошелек, чтобы весь год деньги водились».

8 мая - Марков день, прилет певчих птиц стаями. Полезно обойти «горницы» с крапивой, а ее настоем вымыть полы. Считалось, что Марк отмыкал небесную высь, созывал влагу, просил ее сойти на землю. Лунный календарь рекомендует приступить к посадке земляники и некоторых , а в саду в этот день деревья опрыскивают растительными настоями и отварами из чеснока, горчицы, тысячелистника - от вредителей и болезней.

Глафиру Горошницу празднуют 9 мая. В день Глафиры Горошницы заговаривали горох, чтобы уродился на славу, копали гряды в огороде и начинали раннюю посадку картофеля, если, как уже было раньше сказано, полностью развернулся лист березы. Фаза луны благоприятствует таким работам.

10 мая - ликование в честь Семена Ранопашца. В этот день всякие «твари нечистые» сон стряхивают с себя, выбираются на свет божий, принимают вид животных и птиц. В этот день в поле и в саду работают с оглядкой, живность не приваживают. С 10 мая рекомендован полив плодоносящих деревьев, если нет дождей. Прикапывают малину, внося под нее торфо-зольные смеси и немного суперфосфата. Высаживают на грядки сладкие сорта лука-севка. С 10 по 15 мая - последние сроки посева в грунт семян свеклы, моркови, петрушки, гороха, капусты кольраби, цветной капусты, репы.

11 мая - Максимов день. Теплый ветер приносит здоровье. На Максима больных начинают отпаивать березовым соком. Наблюдают за погодой: если ночь будет теплая и звездная - это к урожаю; ясный восход солнца - к ведренному лету. Считается, что теплый (южный) ветер в этот день приносит здоровье. Начинает колоситься озимая рожь. Зацветает примула. Для борьбы с мучнистой росой ягодники опрыскивают кусты 0,5%-ным раствором кальцинированной соды с мылом.