Интересно, кому вы тут задаёте вопросы о своих снах, господа комментаторы? Здесь предполагается оставлять свои впечатления о прочитанной книге, это не форум психоаналитиков. Со своими снами идите к психоаналитику, ваши сны имеют толкование только в контексте вашей жизненной истории, личностных качеств и ваших переживаний.

Оценка 5 из 5 звёзд от Наталья 18.01.2017 17:22

Великий человек!

Оценка 5 из 5 звёзд от Мерет 12.05.2016 12:44

Приснился сон я в костюме тигра целую на прощание Эми Уайнхаус и наших детей я девушка, к чему это?

Нонна 31.03.2016 15:04

Приснился сон что я убиваю людей убиваю много и мне это нравитса.проснулся в холодном поту. К чему кто

Оценка 4 из 5 звёзд от Вася 14.02.2016 00:01

Уважаемые, те кто спрашивают, к чему Вам все это приснилось. Кроме Вас никто лучше не поймет, почему приснилось то или иное. Читайте хорошие книги и разбирайтесь в себе сами. Знание только лишь сновидения никогда не скажет о чем оно и к чему. Нужно знать ваши страхи, раздражители во время сна, что вас тревожило недавно и многое другое о Вас. Лучше Вас самих, Вас не знает никто.

Оценка 5 из 5 звёзд от Juice577 24.01.2016 19:10

Приснился сон большой торт который я украшала, к чему это?

Гость 10.01.2016 13:28

Извините что означает мой сон:Большая красная змея уходит в море,Ревальер попадает в цель,стрела проназет яблоко

Оценка 4 из 5 звёзд от Алоэ Вера 27.12.2015 17:08

Мне приснилась голая жена из промежности торчит тампон с засохшими пятнами крови,который я выдернул.заглянул во внутрь и увидел там серый носок,просунул туда руку, не почувствовав препятствия,и достал его,заглянул Ещё, влагалище покозалось мне очень большим,и достал оттуда Ещё один носок,который был в згустках крови, и выполнял функцию пробки,оттуда вылилась кровь,с пригоршню.заглянул Ещё, увидел раскрывшуюся матку,из которой мне в руку высыпались медные и серебряные мелкие монеты,не много,штук восемь-десять,перепачканые кровью,рука тоже в згустках крови.
Сон был 13 октября,яркий,красочный. Ощущения-страх,интерес,сочувствие к жене,неизбежность.

Оценка 5 из 5 звёзд от Игорь 16.10.2015 03:54

Здравствуйте! Помогите мне, пожалуйста, разъяснить: Мне приснилось гнилое болото, оно покрыто какой-то толстой жиже, пузырится как топь (не могу описать, но страшное зрелище), и находится оно не только под моим балконом, но и возле моего балкона. Получается, что мой балкон вроде как-будто окружен болотом, но оно не большое. Сам дом и квартира, где я живу стоят на месте, просто вокруг образовалось болото, но небольшоей окружности. Я живу на первом этаже, поручней на балконе почему-то не оказалось. Болото это доходит до самого балкона и оно глубокое, я видела пузыри и оно было всё как жижа, настоящее болото. Пришёл какой-то мужик, полный, лицо круглое и красное, что-то мне кричит, а я стою на чистом балконе, (сама я на этом болоте не стояла), не могу разобрать, что он говорит, и он заходит в это болото и начинает тонуть, захлёбываясь уходя с головой в болото, и вдруг он вытаскивает оттуда за ноги мертвеца и тащит его из болота, а это молодой парень, но я его не узнала, я закричала и забежала домой. Скажите, что это означает, я думаю, что ничего хорошего, подскажите мне, пожалуйста, что это? Напишите мне, пожалуйста, на мой Имайл. Буду благодарна вам, я очень боюсь. Сон этот мне приснился с пятницы на субботу (с 15 мая 2015г. на 16 мая 2015г.) Заранее вам благодарна.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Петрозаводский государственный университет»

Юридический факультет

Кафедра философии.

Теория сновидений Зигмунда Фрейда – «Толкование сновидений»

Научная работа

по философии

студента I курса

очного отделения

юридического факультета

Леухиной Елизаветы Михайловны

Научный руководитель

к.ф.н. , доцент Волков А.В.

Петрозаводск


Серьезный анализ своих сновидений это дело увлекательное и очень загадочное. С древних времен в нашей жизни постоянно появляются загадки, что-то непознанное, каким и является сновидение. Еще в древности люди задумывались, а что же такое сон? древние говорили что сон - это маленькая смерть. Современной наукой доказано, что во время сна организм не отдыхает, а продолжает работать, особенно наш мозг. Несмотря на различные доказанные факты о сне, вопрос, что же это такое сон, остается открытым. В современном мире возникли даже определенные течения, пытающиеся разгадать эту загадку. Одно из них этих направлений это философия сновидений. В философии сновидений наблюдается множество теорий, для своего выступления я выбрала теорию сновидений Зигмунда Фрейда, т.к она показалась мне наиболее аргументированной и интересной. Я задалась целью кратко очертить "теорию сновидений Зигмунда Фрейда - толкование сновидений" и понять природу сновидений согласно этой теории.

Теория сновидений Зигмунда Фрейда представляет собой приложение идей и методов психоанализа к проблеме сновидения. Теория сновидений была подробно изложена Фрейдом в книге «Толкование сновидений» (1900) это был его первый и основной труд. Толкование сновидений это чересчур сложная работа и без всяких сомнений она касается и психоанализа. Но до того, чтобы понять в общих чертах теорию Фрейда, нам нужно ознакомиться с тем, как он представлял себе психику человека.

Согласно работе «Я и Оно» Фрейд выделяет в структуре психики три компонента - «Оно» - Ид, «Я» - Эго и «Сверх-Я» - Суперэго.

Я- это основное состояние нормального взрослого человека. В ходе своей подготовки к докладу, я нашла такое интересное сравнение эго, как аналогия его с жуком навозником, который постоянно катит перед собой шар навоза, на шар цепляются все новые кусочки, жук не видит себя, он видит только шар, который растет, и жук думает, что этот шар и есть он. Но наше Эго – набор данных, накопленный с момента рождения.

Сверх Я. Это понятие мы все в вами знаем под обыкновенным понятием эгоизм. Сверх-Я формируется в процессе усвоения человеком социальных норм, господство которых над психикой также становится бессознательным, приводит к возникновению совести и неосознанного чувства вины.

Оно. По - другому его еще называют «Истинное Я» представляет бессознательные влечения. В состоянии Ид существо живет здесь и сейчас. Никаких воспоминаний, никаких планов на будущее. Существо наблюдает за миром, и ему очень, очень интересно. Непрерывно интересно. Состояния ид можно достигнуть путем медитации, но это тяжелый труд, требующий долгие годы тренировок. Нож, приставленный к горлу, заменяет годы медитаций. Люди, которые увлекаются экстремальными видами спорта, им очень нравится состояние ид. Войти в такое состояние может и каждый из вас, если захочет, например, прыгнуть с тарзанки, в момент полета вы точно не будете строить никаких планов или вспоминать что-либо. Вот, это и будет вашим бессознательным состоянием, состоянием бессознательного влечения.

«Оно» и «Сверх-я» носят конфликтный характер. «Сверх-Я» оказывается чем-то вроде плотины, вытесняющей из сознания все социально, культурно неприемлемые порывы. Однако, тот факт, что эти порывы вытесняются из сознания, не означает, что они исчезают. На самом деле, они остаются и переходят, по мнению Фрейда, в состояние «вытесненного бессознательного».

С точки зрения Фрейда это «вытесненное бессознательное» может в любой момент вырваться наружу, причем в самых разнообразных формах – описках, оговорках, в неврозах и психозах. При этом одной из таких форм проявления вытесненного бессознательного являются сновидения.

Сновидение является результатом борьбы и совмещения двух противоречий, исходящих от сознания и бессознательного. Бессознательное действует "по принципу удовольствия", вырабатывая фантастические образы, служащие удовлетворению желаний. Сознание действует "по принципу реальности", добиваясь соответствия продуктов психической деятельности с правилам логики. Конфликт между двумя этими отражается на характере сновидений, придавая им более или менее реалистический характер. Любопытно, что и сознание, и бессознательное во сне действуют с удвоенной энергией, как бы наслаждаясь отсутствием обычно разделяющего их барьера. Во сне реалистические картины выглядят особенно богатыми: из глубины памяти всплывают эпизоды, казалось бы, давно забытые. Но в то же время сон поражает буйством фантазии, образами, которые ни в каком опыте не встречались.

Отсюда вытекают основные положения теории сновидений Фрейда:

Первое, мы наконец выясним как же трактует понятие «сновидение» Фрейд. Итак, сновидение - это компромисс между потребностью во сне и стремящимися нарушить его бессознательными желаниями; галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого - оберегать сон. Поэтому второе положение это функция сновидения. Третье же положение заключается в том, что сновидения проходят обработку: превращение мыслей в зрительные образы; сгущение; смещение; вторичную обработку; замену символами.

Чтобы понять природу сновидений, появляющихся в состоянии сна, прежде всего следует уяснить смысл самого сна, его назначение. Биологическим смыслом сна, - говорит Фрейд, - является отдых: уставший за день организм в состоянии сна отдыхает. Но психологический смысл сна не тождествен биологическому его смыслу. Психологический смысл сна заключается в потере интереса к внешнему миру. Во сне человек перестаёт воспринимать внешний мир, перестаёт действовать во внешнем мире. Он возвращается на время во внутриутробное состояние, в котором ему «тепло, темно и ничто не раздражает».

Можно было бы предположить, что сновидение - реакция души на внешние раздражители, которые действуют на спящего. Однако эти раздражители не могут объяснить всего в сновидении, и Фрейд выдвигает следующее фундаментальное положение: сознательное сновидение - это «искажённый заместитель чего-то другого, бессознательного». Но кроме внешних раздражителей, есть ещё раздражители, имеющие психическую, хотя и бессознательную природу, которые воздействуют на спящего человека, порождая в его сознании сновидения.

Бессознательные психические раздражители (скрытое сновидение) делятся на две группы.

Часть скрытого сновидения - это дневные впечатления, остатки, обрывки которых проявляются в сновидении.

Другая - главная - часть скрытого сновидения находится в бессознательном - в той сфере психики, где обитают бессознательные желания. Днём эти желания вытесняются, не допускаются в сознание такой формой как Сверх-Я. Ночью же, когда человек неподвижен и физически не способен осуществить вытесняемые желания, деятельность Сверх-Я ослабевает и бессознательные желания проникают в сознание, то есть в сновидение.

Бессознательные, вытесненные желания - это желания, неприемлемые «в этическом, эстетическом, социальном отношении». Эти желания эгоистичны. Это: 1) сексуальные желания; 2) ненависть.

Бессознательные желания, облачаясь в фрагменты дневных впечатлений, используя их как материал, появляются в сновидении.

Однако нетрудно заметить, что нам снятся не сами наши желания, но галлюцинаторное исполнение желаний, то есть мы видим наши желания исполнившимися в образной форме. Объяснить этот факт помогает следующий фундаментальный тезис Фрейда: функция сновидений - оберегать сон. Именно этим объясняется преображение раздражителей. Так бессознательное психическое раздражение - желание, прорвавшееся в сновидение, - должно было бы разбудить человека - ведь для того, чтобы осуществить это желание, человек должен был бы проснуться и действовать. Но сновидение, представляя желание осуществившимся, позволяет продолжать спать. Таким образом, сновидение - это галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого - оберегать сон.

В простейшей форме сновидение предстаёт у маленьких детей и иногда у взрослых. Это ничем не замаскированное галлюцинаторное исполнение желаний, например когда спящий, страдающий от жажды, видит во сне, как он пьет.

Однако обычно скрытые сновидения, прежде чем появиться в сознании спящего в виде явных сновидений, проходят особую обработку. Которая называется работа сновидения. Работа сновидения состоит из нескольких компонентов.

Первый это Конденсация. Сновидение сжимается. Один персонаж может представлять в сновидениях сразу несколько персон из реальной жизни. Это явление объяснимо, потому что мысли, человека который видит сон, несравнимо богаче сновидения.

Второй компонент – перемещение. Важные мысли индивида могут приобретать в сновидениях вид элементов, ничего не значащих и наоборот, но второе происходит в разы реже.

Деформация является третьим элементом в работе сновидений. Фрейд подчеркивает разницу между тем, что индивид видит во все и реальными мыслями, которые прячутся за сценарием, воспроизводимым во сне.

Четвертым компонентом в работе сновидений является построение. Сновидению неизвестны принципы состояния бодрствования. Материал сновидений должен перетерпеть превращение для составления сна. Во сне теряются связи, которые существуют между элементами состояниями бодрствования: мысли превращаются в образы; абстрактные элементы становятся конкретными.

Сновидения в теории Фрейда за своим явным смыслом скрывают реальные переживания человека. Явный смысл – это сам сон с теми лицами, предметами и действиями, которые остаются в памяти после пробуждения. Так как разгадывать сны по Фрейду очень непросто, необходимо понять сам механизм взаимодействия образов из снов с сознанием, с опытом человека и с его бессознательным.

Игры образов

Процесс трактовки снов всегда многоэтапный. Под снами скрываются истинные переживания, надежно защищенные внутренним «цензором» от сознания. Во снах мысли трансформируются в зрительные образы. Часто их разгадать сложно. Сны могут сгущаться. В таком случае сознание трансформирует скрытые переживания в минимум образов и событий, которые приснились.

Когда происходит смещение смысла сна, образы угадываются не явно, они – лишь косвенные намеки на скрытый смысл. Бывает, что мысли во сне трансформируются в те образы, которые сформировались у человека задолго до событий сегодняшнего дня. Трактовка снов по Фрейду, должна учитывать любой из вариантов трансформаций.

Принцип анализа снов по Фрейду

Основной прием, который лежит в механизме трактовки снов – это свободные ассоциации. Именно этот метод позволяет добраться до истинного смысла сна.

1. Следует обратить внимание на сам сон. Стоит учитывать, что все события сна, в своем прямом виде не имеют никакого смысла, но разбить сам сон на несколько этапов необходимо. После этого каждая смысловая часть разбирается в отдельности.

2. Приснившиеся в каждой из смысловых частей элементы и даже отдельные предметы необходимо объяснять теми ассоциациями, которые первыми приходят в голову. Они должны быть записаны, чтобы облегчить полную трактовку сна. Таким образом, все события сна в ходе анализа заменяются ассоциативными, и смысл сна уже можно трактовать, отталкиваясь от реальных событий в жизни человека.

3. Пристальное внимание следует уделить тем ассоциациям, которые внутренним «цензором» подвергаются сомнению, как малозначительные или неприличные. Теория толкования снов по Фрейду уделяет им особое внимание. То, что замалчивается и отвергается, скорее всего, и является истинной причиной переживаний, отразившихся во сне. Иногда человеку, сложно самому себе признаться в этом, а потому при трактовке снов может потребоваться помощь специалистов.

4. Часть образов, появляющихся во сне, Фрейд в своей книге трактует с сексуальным подтекстом. К примеру, сосуды, чемоданы, чаши и все, что может вобрать в себя ограниченное пространство, является женским лоном. В тоже время зонты, деревья, палки и прочее являют собой символы фаллоса. Эти образы и перечень других, приведенных в книге Фрейда, культурно-исторически заложены в бессознательном. При трактовке снов они учитываются вкупе с ранее записанными ассоциациями.

Зигмунд Фрейд считается основоположником теории бессознательного. Несмотря на то что сознание и подсознание изучали и другие ученые, не менее знаменитые, именно Фрейда вспоминают, говоря о подсознании и связанных с ним загадках, в том числе и о сновидениях.

Фрейду принадлежит огромное количество работ по психологии человека, среди которых особенно следует отметить "Толкование сновидений", "Я и Оно", "Тотем и табу", "Остроумие и отношение к бессознательному" и многие другие. Поэтому, пытаясь объяснить природу и причины эротических сновидений, обратимся к теории этого ученого.

Анализ сновидений

Согласно Фрейду, все психические процессы человека подчиняются принципу удовольствия. Мы изначально стремимся к получению удовольствия, а неудовольствие вызывает у нас отрицательные эмоции.

Однако существует несколько видов влечения. Первый вид - это эрос, то есть сексуальное влечение. Причем оно включает в себя не только половое влечение, но и влечение к жизни, стремление к продолжению рода. Однако есть и иной тип влечения - мы можем считать его ненормальным с позиции здравомыслящего человека - это влечение к смерти. Если цель сексуального влечения - продолжение жизни, то стремление к смерти ставит задачу "возвращения всех живых организмов в безжизненное состояние". Цель его, другими словами, - восстановить прежнее состояние материи.

Фрейд изучал психологию человека и немалое внимание уделял сновидениям. Он считал, что сон - это прежде всего отражение желаний человека в его реальной жизни. Здесь следует привести следующий пример.

Занимаясь исследованием психики ребенка, ученый обратил внимание на то, что последнему снятся сны, в которых он видит исполнение своих желаний, или, наоборот, страшные кошмары. Причем сны пятилетнего ребенка зачастую носят эротический характер и связаны с влечением к собственной матери (так называемый Эдипов комплекс). Фрейд считал, что сексуальное развитие человека начинается с самого рождения, то есть с первого года жизни. Мы привыкли считать, что человек осознает свою половую принадлежность только к подростковому периоду, однако Фрейд выделял несколько фаз. Первая - оральная фаза (1-й год жизни), на этом этапе эрогенными зонами выступают слизистые оболочки рта и губ. На второй фазе - анальной, наступающей в 2-3 года, эрогенной зоной является слизистая оболочка заднего прохода. Третья фаза, фаллическая, возникает в 4-6 лет, тогда эрогенной зоной, соответственно, является фаллос. В этом возрасте у детей формируется Эдипов комплекс.

В генитальной фазе, с начала подросткового периода, начинается фаза развитой сексуальности. В этот период сексуальные желания удовлетворяются путем нормальной половой деятельности.

Изучая нервное расстройство у пятилетнего ребенка, Фрейд установил связь между снами мальчика и его фобиями. Кошмары ребенка имели следующее содержание: он боялся потерять мать, так как ему "не к кому будет приласкаться". Наяву же отмечалась повышенная нежность к собственной матери, восприятие ее как объект эротического желания. Фрейд отмечает, что сновидение мальчика представляет собой сновидение наказания и вытеснения (то есть перехода психического сознания в бессознательное и удержания его в бессознательном); наслаждение от ласк матери претворяется в страх и содержание сна кардинально изменяется. Ребенок просыпается, прерывая сон, таким образом вытеснение побеждает механизм сновидения.

Как объясняет сновидение Зигмунд Фрейд? Мы уже говорили о том, что сновидения зависят от пережитого наяву. Кроме того, следует отметить роль раздражителей, действующих на спящего, а также душевной жизни бодрствующего человека. Сновидения имеют различные функции, к которым можно отнести психическую, биологическую и некоторые другие.

Существуют различные точки зрения на то, что представляет собой сновидение. Некоторые считают, что оно является особой психической деятельностью, проявляющейся в области памяти. Врачи склонны считать, что сновидение - это психическое проявление, возбудителями которого являются чувственные и телесные раздражители. Они могут возникать как во внешней среде, так и непосредственно в самом человеке. С этой позиции сновидение объясняется как бессвязная работа отдельных органов или групп клеток мозга, находящегося в состоянии сна.

Однако большинство людей склонно искать в снах какое-то символическое значение, считая, что это поможет предсказать будущее и разобраться в проблемах. Подобный взгляд на вещи, конечно, окутан предрассудками, однако доля истины здесь есть и с научной точки зрения. Еще задолго до Фрейда многие думали, что сны - это проявление нарушений психики человека, однако на самом деле каждый нормальный человек видит сновидения. Мало кто говорил, что иногда сны носят и эротический характер: если обычные сновидения - отклонение, так что уж говорить о сексуальных! Фрейд первым заговорил о нормальной природе сна. Кроме того, ученый заявлял, что в сновидениях всегда присутствует смысл - надо только провести тщательный анализ, чтобы выявить его. Толкование сна для каждого пациента должно быть индивидуальным - ведь люди испытывают разные эмоции и ощущения, у каждого из них разные представления и своя жизнь.

Следовательно, и сновидения должны быть разные. Поэтому в первую очередь необходимо установить, какие ассоциации возникают у человека, видящего сон.

Фрейд был убежден, что в состоянии бодрствования человек не обращает внимания ни на какие ассоциации и посторонние мысли - они все относятся к области подсознания. Во сне эти эмоции оживают и предстают в виде неясных образов и символов. Причем иногда понять, что значит тот или иной образ, и как-то связать его с действительностью бывает очень сложно. Требуются немалая фантазия и воображение, чтобы творчески осмыслить тот или иной сон.

Информация, которую получает мозг, перерабатывается следующим образом: вначале происходит концентрация различных образов, потом они искажаются, и вслед за этим формируются символы.

Полученный сновидческий образ Фрейд называл "сгущенным". Порой трудно обнаружить связь между образом и смыслом сновидения. Например, молния символизирует бурный роман, всплеск отношений. Казалось бы, какая в этом связь? Однако, проанализировав сон, можно отметить, что молния ударяет внезапно, и понять, куда она попадет, невозможно. Точно так же человек не знает, к кому он воспылает страстью, не знает, насколько всепоглощающей она окажется. Неудивительно, что человек, которому приснился воск, во всем потакает желаниям сексуального партнера - из него, как из воска, можно "слепить" все что угодно. Как видите, разгадать сновидение довольно просто - достаточно проанализировать ваше собственное отношение к жизни и попробовать связать все события с образами, которые вам привиделись.

Довольно интересен этап символизации сновидения. Фрейд считал, что во сне происходит осуществление каких-либо желаний, в том числе и сексуальных. Эти желания проявляются очень ярко и эмоционально. К примеру, вам может присниться, что вы едите потрясающе вкусный ананас. Это означает, что вы предпочитаете получать удовольствие от секса, но редко доставляете его партнеру. Причем вы будете чувствовать вкус ананаса очень отчетливо - как будто вы едите его наяву.

Сны, которые представляют собой желания человека, Фрейд разделил на несколько групп. В первую группу входят желания инфантильного типа - обычно такие сны видят дети и подростки. Так, последним часто снятся ярко выраженные сексуальные сцены - при условии, конечно, что им это интересно. Большую часть сновидений составляют желания в замаскированном виде - они входят во вторую группу.

Третья группа снов - это вытесненные желания, однако замаскированы они плохо. Это так называемые ночные кошмары. Когда-то данное представление было желанием человека, но оно было вытеснено и превратилось в страх. Например, девушке снится сон о том, как ее насилует маньяк-убийца. Возможно, раньше она хотела побыстрее начать половую жизнь, но потом ей внушили, что это стыдно и позорно, и желание трансформировалось подобным образом.

Во всех своих толкованиях Фрейд подходил к сновидению с позиции психоанализа. Как уже говорилось ранее, сны - это личный опыт каждого человека. В дальнейшем будут перечислены некоторые символы и приведена их разгадка, однако вы можете составить для себя собственное толкование снов, проанализировав свои скрытые желания, страхи и проблемы.

Все права защищены. Полное или частичное копирование статьи разрешается только с указанием автора и активной ссылки на наш сайт

д) Примеры. Счет и речь в сновидении. Прежде чем перейти к установлению четвертого момента, обусловливающего образование сновидений, я считаю нужным привести несколько примеров из своей коллекции, которые могут отчасти осветить совместное воздействие трех уже нам знакомых моментов, отчасти же привести доказательства в пользу выставленных нами положений или же вывести из них естественные последствия. В предшествующем исследовании мне было довольно трудно подкреплять свои выводы примерами. Примеры в пользу отдельных положений доказательны лишь в связи с исчерпывающим толкованием сновидений; вырванные из общей связи, они утрачивают свою красоту, а более или менее исчерпывающее толкование настолько всегда обширно, что теряются нити изложения, иллюстрацией которого оно служит. Этот технический мотив должен послужить оправданием тому, что я обращу сейчас внимание читателя на то, что объединяется между собой лишь своей связью с текстом предшествующего изложения.

Прежде всего несколько примеров своеобразных или необычных способов выражения в сновидениях. Сновидение одной дамы: "Яа лестнице стоит служанка и моет окно. В руках у нее шимпанзе и горилла. Она бросает животных на спящую. Шимпанзе ластится к ней; это очень противно". Его сновидение достигло своей цели при помощи чрезвычайно простого средства, взяв в буквальном смысле общеупотребительный оборот речи и в этой форме изобразив его. "Обезьяна" и вообще названия животных - ругательства, и ситуация сновидения означает не что иное, как ^кидаться бранными словами" (по-немецки общеупотребительное выражение: "mit Schimpfworten um sich werfen").

Аналогично поступает и другое сновидение: "Женщина с ребенком на руках; голова у ребенка от рождения странная, уродливой формы. Врач говорит, что форму головы можно исправить, но что это повредит мозг. Она думает: это ведь мальчик, для него это уже не такая беда".

Сновидение это содержит пластическое изображение абстрактного понятия "Kindereindriicke", слышанного пациенткой во время анализа. (Тут непереводимая игра слов: Kindereindriicke - впечатления детства, слово Eindrucke одного корня с Druck, eingednickt - давление, вдавленный. - Прим. пер.)

В некоторых случаях разговорная речь облегчает сновидению изображение мыслей, располагая целым рядом слов, которые первоначально понимались обратно и конкретно, сейчас же употребляются в переносном, абстрактном смысле. Сновидению достаточно лишь вернуть словам их прежнее значение. Кому-нибудь снится, например, что его брат сидит в ящике (Kasten); при толковании ящик легко заменяется шкафом (Schrank), и мысль, лежащая в основе сновидения, гласит, что этот брат должен "sich einschranken". (Опять непереводимая игра слов: "sich einschranken" - ограничивать себя, быть скромным - одного корня со словом "Schrank" - шкаф. - Прим. пер.)

Было бы чрезвычайно интересно собрать воедино эти способы выражения и расположить их по принципам, лежащим в их основе. Некоторые из этих способов положительно остроумны. Испытываешь впечатление, будто самому никогда не удалось бы раскрыть истинный смысл, если бы грезящий сам не дал разъяснения.

1. Одному человеку снится, что спрашивают его имя, но он его не может припомнить. Он сам говорит, что это значит: Es fallt mir nicht im Traume ein - мне и во сне это не снилось. (Только буквальный перевод немецкого выражения может быть поставлен в связь со сновидением: "Мне и во сне не пришло в голову". - Прим. пер.)

2. Одна пациентка сообщает сновидение, в котором все действующие лица необычайно высокого роста. Это значит, говорит она, что речь идет о каком-либо эпизоде моего раннего детства, так как тогда все взрослые казались мне, разумеется, страшно высокими. Сама она в сновидении не участвует. Перенесение в сферу детства в других сновидениях изображается еще и иначе, при помощи замещения временной отдаленности пространственной. Лица и ландшафты представляются видимыми издалека, точно в конце длинной дороги или словно рассматриваемые в перевернутый бинокль.

3. Субъекту, склонному в бодрствующем состоянии к абстрактным формам выражения, приснилось однажды, что он стоит на перроне в ожидании прихода поезда. Неожиданно, однако, картина меняется: не поезд приближается к перрону, а, наоборот, перрон двигается к поезду. Эта деталь не что иное, как указание на то, что в содержании сновидения "переворачиванию" должно быть подвергнуто нечто другое. Анализ этого сновидения приводит к воспоминаниям о детской книжке с картинками, на которых были изображены люди, ходящие вверх ногами.

4. Тот же субъект сообщает еще одно сновидение, по технике своей напоминающее ребус. Его дядя целует его в автомобиле. Субъект сам дает толкование, которое мне никогда бы не пришло в голову: это значит автоэротизм.

Сновидение при помощи самых отдаленных ассоциаций оперирует иногда даже с таким тяжеловесным материалом, как собственные имена. Мне снится однажды, что я по указанию моего учителя изготовляю какой-то препарат и мне приходится иметь дело с серебряной фольгой. (Подробнее об этом сновидении ниже.) Толкование показывает следующее: "Stanniol" (фольга) напоминает мне имя ученого Stannius"a, перу которого принадлежит известное исследование о нервной системе у рыб. Первой научной задачей, заданной мне учителем, было действительно описание нервной системы одного вида рыб.

Я не могу отказаться от сообщения еще одного сновидения с довольно своеобразным содержанием, которое интересно как детское сновидение и которое чрезвычайно легко поддается анализу. Одна дама сообщает: я помню, что в детстве мне часто снилось, будто бы я ношу на голове заостренную шапку из бумаги. Такую шапку мне часто надевали за обедом, чтобы я не могла заглядывать в тарелки других детей, сколько они получили вкусного кушанья. Так как я слышала, что Бог всевидящ, то мое сновидение означает, что и я знаю все, несмотря на надетую на меня шапку из бумаги.

В чем заключается деятельность сновидения и как обращается оно со своим материалом, мыслями, можно чрезвычайно наглядно видеть на цифрах и арифметических выкладках, нередко встречающихся в сновидениях.

I. Из сновидения одной дамы незадолго до окончания лечения: Юна собирается за что-то заплатить; дочь вынимает у нее из кошелька 3 гульд. 65 кр., но она говорит: что ты делаешь? Ведь это стоит всего 21 /ср." Этот отрывок сновидения стал мне понятен, благодаря знакомству с условиями ее жизни, без всякого разъяснения с ее стороны. Дама эта была приезжая; она поместила свою дочь в один из венских пансионов и могла лечиться у меня лишь до тех пор, пока дочь будет в Вене. Через три недели у дочери кончались занятия, а вместе с ними должно было закончиться и лечение.

Накануне сновидения начальница пансиона уговаривала ее оставить девочку еще на год. Про себя она придала этому разговору тот смысл, что вместе с тем она сумеет продлить на год и лечение. Непосредственно сюда относится и сновидение, так как в году 365 дней, а в трех неделях, оставшихся до конца занятий и лечения, 21 день. Цифры, означавшие в мыслях время, относятся в сновидении к деньгам: не подлежит сомнению, что это превращение имеет свой глубокий смысл в связи с поговоркой "время - деньги", 365 крейцеров = 3 гульденам 65 крейцерам. Незначительность этих сумм представляет собою вполне очевидное осуществление желания; желание преуменьшило стоимость лечения и пребывания дочери в пансионе.

II. Более сложную связь обнаруживают цифры в другом сновидении. Одна молодая дама, которая, однако, уже замужем, узнает, что ее знакомая, Элиза Л., ее ровесница, только что обручилась. Вслед за этим ей снится: "Она сидит с мужем в театре, одна сторона партера совершенно пустая. Муж рассказывает ей, что с ними вместе хотели пойти Элиза Л. и ее жених, но что они достали только плохие места, 3 по 1 гул. 50 кр.; таких мест они, конечно, брать не захотели. Она отвечает, что особой беды им бы от этого не было".

Откуда эти 1 гул. 50 крЛ Из довольно индифферентного впечатления предыдущего дня. Ее невестка получила от своего мужа в подарок 150 гул. и поторопилась поскорее их истратить, купив себе какое-то украшение. Заметим себе, что 150 гул. в 100 раз больше 1 гул. 50 кр. Откуда же цифра 3, три места? Ее можно сопоставить лишь с тем, что Элиза Л. моложе ее на три месяца. Толкованию сновидения помогает затем та его деталь, что одна сторона партера в театре пустая. Это точное воспроизведение незначительного эпизода, давшего ее мужу повод ее подразнить. Дело в том, что ей очень хотелось попасть на один спектакль, и она запаслась билетами за несколько дней, за что и заплатила за них несколько больше. Когда они затем явились в театр, то увидели, что добрая половина мест не занята. Ей вовсе не нужно было так торопиться.

Постараюсь заменить теперь сновидение мыслями, скрывающимися за ним: " Как бессмысленно было выходить рано замуж. Мне нечего было так торопиться; на примере Элизы Л. я вижу, что я всегда нашла бы себе мужа, и, пожалуй, в сто раз лучше (мужа, украшение), если бы только подождала (в противоположность поспешности невестки). Грех таких мужей я бы купила за деньги (приданое)!" Мы видим, таким образом, что в этом сновидении числа в значительно большей степени сохранили свое значение и внутреннюю связь, чем в предыдущем. Между тем процессы превращения и искажения были здесь значительно сложнее, что объясняется тем, что мыслям до своего изображения пришлось преодолеть значительную долю внутрипсихического сопротивления. Не забудем и того, что в этом сновидении содержится абсурдный элемент: двое людей хотят купить себе 3 билета. Мы разъясним эту абсурдность, если заметим, что эта деталь содержания сновидения изображает наиболее рельефную мысль: "Как бессмысленно было так рано выходить замуж! " Число 3, характеризующее сравнение двух лиц (3 месяца разницы в возрасте), чрезвычайно искусно было использовано сновидением для создания необходимого ему абсурда. Уменьшение реальных 150 гул. до 1 гул. 50 кр. соответствует ничтожной доле уважения к мужу (или оценке купленного невесткой украшения) в подавленных мыслях грезившей.

III. Следующее сновидение дает нам наглядный пример арифметических способностей сновидения. Одному господину снится: Юн сидит у Б. (своих близких знакомых) и говорит: "Как бессмысленно, что вы не выдали за меня Малли". - Вслед за этим он спрашивает девушку: "Сколько вам лет?" - Она отвечает: "Я родилась в 1882 году". - "Ах, так вам 28 лет".

Так как сновидение относится к 1898 году, то ясно, что счет неверен; математические способности грезящего оставляли бы желать большего, если бы ошибка его не разъяснилась совершенно иначе. Мой пациент из числа тех, кто не пропускает равнодушно ни одной женщины. Во время его визитов ко мне в течение нескольких месяцев его очередь была всегда за одной молодой \ дамой; он интересовался ею и спрашивал меня о ней. Ей-то он и давал на вид 28 лет. Таково вполне вероятное объяснение арифметической ошибки, допущенной им в сновидении. 1882 год - год его женитьбы.

IV. Еще одно "математическое" сновидение, отличающееся чрезвычайно прозрачным детерминированием, сообщено мне вместе с его толкованием г. Б. Даттнером. "Моему хозяину, шутцману, снится, что он стоит на посту. К нему подходит инспектор, на воротнике мундира которого имеется цифра 2262 или 2226, во всяком случае, в этой цифре несколько двоек. Разложение числа 2262 при передаче сновидения указывает на то, что составные его части имеют каждая свое особое значение. Грезивший вспоминает, что вчера вместе с коллегами он беседовал о продолжительности их службы. Поводом к разговору послужил их бывший инспектор, вышедший на 62-м году в отставку с полной пенсией. Сам он служит 22 года и ему остается 2 года и 2 мес. до получения 90 % пенсии. Сновидение содержит осуществление его желания получить чин инспектора. Начальник с цифрой 2262 - он сам, он отслужил 2 года и 2 мес. и теперь, как его 62-летний инспектор, может выйти в отставку с полной пенсией".

Сопоставив эти и аналогичные (см. ниже) примеры, мы имеем основание сказать: сновидение не занимается математическими выкладками, оно не считает - ни правильно, ни неправильно; оно располагает лишь в форме арифметических действий числа, которые имеются в мыслях, скрывающихся за ним, и могут служить намеками и указаниями на неподдающийся изображению материал. Оно пользуется при этом числами, как материалом для осуществления своих намерений точно таким же образом, как всеми другими представлениями, как собственными именами и даже диалогами.

Сновидение не может создавать новых диалогов, поскольку последние встречаются в сновидениях, безразлично, осмысленных или абсурдных, анализ всякий раз показывает нам, что сновидение заимствует из мыслей, скрывающихся за ним, лишь отрывки действительно бывших или слышанных разговоров и поступает с ними по своему произволу. Оно не только вырывает их из общей связи, дробит на более мелкие части, берет одну часть и отстраняет другую, но и создает новые соединения их, так что на первый взгляд вполне связный диалог в сновидении распадается при анализе на три-четыре отрывка. При этом преобразовании сновидение часто отбрасывает смысл, который имели слова в мыслях, лежащих в его основе, и придает им совершенно другой; при более близком рассмотрении диалога в сновидении можно различить ясные, отчетливые отрывки, которые служат для связи, и, по всей вероятности, были заполнены, все равно как при чтении мы заполняем пропущенные слоги или буквы. Диалог в сновидении имеет структуру брек-чии, в которой крупные обломки различного материала связуются окаменевшей промежуточной массой.

Вполне справедливо это, впрочем, лишь по отношению к тем разговорам в сновидении, которые носят известный чувственный характер диалога и описываются именно как "разговоры". Другие же, с которыми не связано ощущение "сказанного" или "слышанного" (которые не сопровождаются акустическими или моторными ощущениями в сновидении), представляют собой попросту мысли, содержащиеся в нашем бодрствующем мышлении и переходящие в неизмененном виде во многие сновидения. Для индифферентного разговорного материала в сновидении обильным источником служит, по-видимому, также и чтение; проследить это, однако, довольно трудно. Все, однако, имеющее в сновидении вполне отчетливые формы речи, диалога, разговора, поддается сведению к реальной, произнесенной или слышанной речи.

С примерами этого мы уже сталкивались при анализе сновидений, сообщенных нами по другим поводам. Так, в "невинном" сновидении о покупке на базаре, в котором фраза "Э/пого нет больше" служит для отождествления с мясником, между тем как отрывок другой фразы "Этого я не знаю и не возьму!" - выполняет задачу придания сновидению "невинного" характера. Грезившая накануне ответила кухарке, на какую-то дерзость с ее стороны: этого я не знаю, - ведите себя прилично\ - и перенесла из этой фразы в сновидение первую индифферентную часть, чтобы намекнуть ею на последующую, которая хотя и вполне соответствовала фантазии, лежавшей в основе сновидения, но тотчас же разоблачила бы ее.

Вот еще один пример, вместо целого ряда, которые дали бы все равно тождественные результаты. "Большой двор, на котором сжигаются трупы. Он говорит: "Я уйду, я не могу на это смотреть". (Эта фраза запомнилась неотчетливо). Вслед за этим он встречает двух мальчиков из мясной лавки и спрашивает: "Ну что, было вкусно?" - Один отвечает: "Ну, не особенно. Как будто это было человеческое мясо.

Невинный повод к этому сновидению следующий. Накануне вечером после ужина он вместе с женой был в гостях у своих симпатичных, но очень нечистоплотных ("неаппетитных") соседей. Гостеприимная хозяйка сидела как раз за ужином и стала настаивать, чтобы он тоже что-нибудь скушал. Он отказывался, он уже сыт. "Ах, идите, немножко вы можете съесть!" Он должен был попробовать блюдо и из вежливости похвалил его: "Ах, как вкусно!" Оставшись наедине с женой, он стал возмущаться навязчивостью соседки, а также и тем, что блюдо было очень невкусно. "Я не могу этого видеть" - фраза чрезвычайно смутная и в сновидении представляет собою попросту мысль, относящуюся к внешности надоедливой хозяйки.

Более поучителен анализ другого сновидения, которое я сообщаю здесь ввиду чрезвычайно отчетливого разговора, образующего его центральный пункт, но которое я подвергну детальному толкованию лишь при выяснении роли аффектов в сновидении.

Мне снится очень отчетливо: "Я отправляюсь ночью в лабораторию проф. Брюкке и в ответ на легкий стук открываю дверь (покойному) профессору Флейшлю, который входит с несколькими незнакомыми мне людьми и, сказав что-то, садится за свой стол".

За этим сновидением непосредственно последовало другое: "Мой друг Ф. приехал случайно в июле в Вену; я встречаю его на улице вместе с моим (покойным) другом П. и иду с ними куда-то, где они садятся за маленький столик друг против друга; я же сижу посредине за узкой сторонкой столика. Ф. рассказывает о своей сестре и говорит: "Через три четверти часа ее не стало". - и потом добавляет что-то вроде: "Во/п предел". Так как П. его понимает, то Ф. обращается ко мне и спрашивает, что именно рассказал о нем П. В ответ на это я, охваченный каким-то странным аффектом, хочу сказать Ф., что П. (не может знать ничего, потому что его вообще) нет в живых. Но говорю, сам замечая свою ошибку: "Non vixit". Я смотрю при этом пристально на П.; он бледнеет, глаза становятся болезненно синими, наконец он исчезает. Я бесконечно рад этому и понимаю, что и Эрнст Флейшлъ был лишь видением; мне кажется вполне возможным, что такое лицо существует лишь до тех пор, пока этого хочешь; и что оно может быть устранено произвольным желанием другого".

Это любопытное сновидение содержит в себе чрезвычайно загадочные черты: критику во время сновидения; то, что я сам замечаю свою ошибку, говоря вместо "поп vivit" - "поп vixit"102; непосредственное общение с умершими - я сам сознаю в сновидении, что их нет в живых; абсурдность конечного вывода и, наконец, чувство удовлетворения, которое вызывает во мне последний. Мне очень хотелось бы сообщить разгадку всех этих таинственных элементов. Я не могу, однако, этого сделать, хотя в сновидении и делаю это, и в жертву своему честолюбию принести память столь дорогих мне людей. Всякая маскировка показала бы, однако, действительный смысл этого сновидения. Поэтому я ограничусь сперва здесь, а потом и впоследствии истолкованием лишь отдельных элементов сновидения.

Центром сновидения служит та сцена, когда я своим взглядом уничтожаю своего друга П. Его глаза отливают при этом какой-то странной, жуткой синевой; потом он исчезает. Эта сцена представляет собою весьма отчетливую копию пережитого мною в действительности. Я был демонстратором в физиологическом институте и должен был являться туда рано утром к началу занятий. Узнав, что я несколько раз опоздал в лабораторию, Брюкке явился туда пунктуально и подождал меня. Когда я явился, он холодно и строго прочел мне нотацию. Дело не в словах, а в том взгляде, с которым были обращены на меня его страшные синие глаза и пред которым я "стушевался" - исчез, как в сновидении П., с которым я поменялся ролями. Кто помнит изумительные глаза великого ученого, силу которых он сохранил до глубокой старости, и кто видел его когда-нибудь раздраженным, тот легко поймет чувство, охватившее меня, молодого человека.

Мне долго не удавалось, однако, выяснить происхождение моей фразы "Non vixit", которою я в сновидении свершаю свое правосудие; наконец, я понял, что два эти слова были потому так отчетливы в сновидении, что я их в действительности не говорил и не слышал, а видел. Тут я тотчас же вспомнил, откуда они. На пьедестале памятника императору Иосифу в Гофбур-ге высечены прекрасные слова: "Saluti patriae vixit поп diu sed totus"

Из этой надписи я взял то, что соответствовало враждебному элементу в мыслях, скрывавшихся за моим сновидением, и что должно было означать: ему нечего говорить, его нет в живых. Тут я вспомнил, что все это приснилось мне несколько дней спустя после открытия памятника Флейшлю в университетском парке; после открытия я осматривал там же памятник Брюкке и (бессознательно) пожалел, по всей вероятности, о том, что мой высокоодаренный и всей душой преданный науке друг П. благодаря своей преждевременной кончине утратил право на такой же памятник. Такой памятник я воздвиг ему в сновидении; моего друга П. звали Иосифом. Еще одна любопытная деталь: в ответ на упреки Брюкке я стал оправдываться, что мне очень далеко приходится ходить - с улицы императора Иосифа на Верингерштрассе.

По правилам толкования сновидения я все еще не имею основания заменять нужное "nora uiuit" фразой "поп vixit", сохранившейся в моем воспоминании о памятнике императору Иосифу. Эта замена была вызвана, очевидно, под влиянием другого элемента мыслей, скрывающихся за сновидением. Что-то заставляет меня обратить внимание на то, что в сновидении я питаю к своему другу П. одновременно и враждебное, и дружелюбное чувство; первое проходит в сновидении поверхностно, второе же в скрытом виде, но оба находят свое выражение в словах: поп vixit. За то, что он оказал услуги науке, я воздвигаю ему памятник; но за то, что он возымел злое желание (выраженное в конце сновидения), я уничтожаю его. Я образовал тут своеобразно звучащую фразу; не подлежит никакому сомнению, что я руководствовался при этом каким-нибудь примером. Где же встречается, однако, аналогичная антитеза, аналогичное скрещивание двух противоположных чувств по отношению к одному и тому же лицу, чувств, которые оба претендуют на свою обоснованность и все же при этом не хотят мешать друг другу? В единственном месте, навсегда запечатлевающемся в памяти читателя: в оправдательной речи Брута в "Юлии Цезаре" Шекспира: "Цезарь любил меня, и я его оплакиваю; он был удачлив, и я радовался этому; за доблести я чтил его; но он был властолюбив, и я убил его" (Пер. М. Зенкевича). Разве не видим мы тут антитезы, аналогичной той, которую мы раскрыли в мыслях, лежащих в основе моего сновидения? Таким образом, я играю в последнем роль Брута. Вот только если бы найти в содержании сновидения еще какой-либо доказательный след этого странного сопоставления! Мне кажется, я имею право высказать следующее предположение: мой друг Ф. приезжает в июле. Эта деталь не имеет никакого соответствия в действительности. Мой друг, насколько мне известно, никогда в июле в Вене не был. Но месяц июль назван по имени Юлия Цезаря и может служить поэтому с полным основанием связующим звеном с мыслью, что я играю роль Брута.

Как это ни странно, но я действительно однажды играл роль Брута. Вместе с моим племянником, мальчиком всего на год моложе меня, я в возрасте 14 лет разыграл сцену между Брутом и Цезарем. Племянник этот приехал к нам в то время из Англии. Он воскресил в моей памяти игры нашего раннего детства. До трех лет мы были с ним неразлучны, любили друг друга, и эта дружба оказала свое несомненное влияние, как мне пришлось уже раз упоминать, на все мои позднейшие отношения к сверстникам. Мой племянник Джон претерпел с тех пор много перевоплощений, которые воскрешали то ту, то другую сторону его существа, неизгладимо запечатлевшегося в моей бессознательной памяти. По всей вероятности, он нередко злоупотреблял нашей дружбой, а я со своей стороны тоже отваживался восставать против своего тирана, так как мне часто потом рассказывали, что на вопрос отца - его деда: "Почему ты поколотил Джона?", - я ответил: "Я поколотил его, потому что он меня поколотил" (Ср. нем. пер.) ("Ich habe ihn geachlagt, weil er mich geschlagt hat"); этот эпизод детства и объясняет замену поп vivit фразой поп vixit, так как на языке детей "schlagen" означает "wichsen"; сновидение очень охотно использует такие сопоставления. Враждебное чувство к другу П., столь мало обоснованное в действительности, несомненно допускает сведение к моим сложным детским отношениям к Джону.

Как я заметил уже выше, мне придется еще раз вернуться к этому сновидению.