Здравствуйте, хотелось бы услышать Ваше мнение на тему «Компьютер и подросток».

На тренинге не раз говорилось, что отнять компьютер у ребёнка - это всё равно что отнять лобзик у дедушки. Говорилось также, что мы родители в принципе не можем ничего дать современным детям (родившимся после 1995г). То, что мы можем - это направить их интерессы в нужном направлении. Юрий также говорил, что «пусть ребёнок с компьютером будет, даже и на улице, следите правда, чтобы под машину не попал...». Вот так буквально я поняла его слова. И всё же...

Не даёт мне покоя эта мысль..., т.к. мой сын (13 лет) на мой взгляд проводит очень много времени на компьютере, и все его друзья тоже. Мы дома придумывали разные методы ограничения использования во времени, например, устанавливали правило: с 17- 21 часа компьютер выключен. Поначалу немного срабатывало (конечно не по воле сына, но деваться ему было некуда), но потом и это правило расплывалось...Одно бы дело, если бы он использовал компьютер с целью почерпнуть какие-либо знания, изучал какие-либо сайты по интересам (тогда мне бы был «бальзам на душу»). А то ведь занимается играми. При этом, играя в эти игры, он общается с другими подростками онлайн - они как бы создают команды и играют против др.др, такое вот виртуальное общение. В выходные я взяла сына и его друга на плавание в бассейн, и после, по дорогое домой предложила им пойти к нам, чтобы они вместе нашли себе занятие, на что они ответили, что они и так будут общаться онлайн каждый у себя дома. Кроме того, если мой сын приходит домой к своим друзьям, то тоже и там они вместе проводят время за компьютером.

Вразумительного ответа у меня на это к сожалению не последовало...

Всё больше осознаю, что действительно, альтернатив у меня как у родителя особо никаких нет. Раньше,когда были помладше и в игры играли, и рисовали, и снежные крепости строили и пирожки пекли вместе в свободное время, а сейчас только компьютер.

Каковы мои действия на сегодняшний день?

1.Прежде всего не ругаю его за то, что он проводит много времени за компьютером (ну если уж когда вообще все грани переходит)

2.Стараюсь отслеживать его интересы (правда, они меняются)

3.Подумываю сделать расписание дня (не уверена, как сработает это на подростка), но думаю, что для кожного вектора это будет полезно. Подозреваю кожный вектор снизу.

4.Хочу, чтобы он углубился в предмет, который ему нравится в колледже. Хочу сказать, что в колледже он хорошо успевает по всем предметам. Но на мои предложения, что можно успевать ещё лучше, и что всегда есть возможность улучшить и углубить знания, он отвечает, что ему и так достаточно....

Буду очень благодарна за любые системные предложения. Спасибо.

P.S. во мне засели слова Юрия: "...из ребёнка можно вырастить и гения и злодея". Поэтому вижу, что надо торопиться с правильными действиями..

Здравствуйте, Оксана.

Ваше беспокойство по поводу увлечения сына компьютерными играми очень понятно: мы привыкли думать, что чрезмерное сидение перед монитором губительно как для здоровья, так и для психики ребенка. Что если ребенок любит компьютерные игры, это непременно подрывает его здоровье и образует зависимость от игр или соцсетей.

Да, наше родительское волнение можно понять: многие дети с трехлетнего возраста с компьютером на «ты» (что с учетом нашего детства кажется фантастикой), и чем взрослее они становятся, тем совершеннее их умение ориентироваться в информации и новшествах, которые чуть ли не ежедневно возникают в Сети.

У технического прогресса и развития компьютерной индустрии есть масса положительных сторон. Это и небывалый доступ к самой различной информации, и огромные возможности для творчества и выражения себя, тьма полезных обучающих интернет-программ и центров, возможность общаться с другим человеком из любой точки мира – и многие другие, о которых совсем недавно мы не могли и мечтать. Нет ничего страшного для современного подростка в том, что Интернет становится его активной средой – это нормальное веяние времени.

Согласитесь, неразумно бороться с тем, что современные дети тянутся к компьютеру. Запрещать им осваивать компьютер и Интернет – это значит просто взять и лишить их возможности развиваться, запретить идти в ногу со временем. Что будет делать такой ребенок в будущем, когда абсолютно все процессы (как бизнес, так и государственные) будут управляться из Интернета? Он не сможет стать востребованным специалистом, если с детства не будет с компьютером на «ты». А значит, окажется не у дел, чего мы, родители, точно бы не хотели для своих детей.

Вопрос именно в том, какая активность там образуется : в умелых руках компьютер может стать союзником, но если он служит только тому, чтобы уйти от реальности и прожигать время впустую – он становится врагом.

Чем именно он окажется, зависит от множества факторов. Это и векторный набор подростка, и уровень развития его векторов, и отношения с родителями, и состояния векторов самих родителей.

Как должно быть в идеале?

В идеале ребенок должен тратить свое время не на виртуальное бездействие, а на созидание – он должен получать от этого пользу, учиться там чему-то, а не использовать компьютер как способ для получения одного лишь удовольствия. Как понимаем, в последнем случае речь идет о формировании у ребенка игровой зависимости.

В этом случае главная проблема – отсутствие других интересов. Игровая зависимость – это признак того, что ребенку не интересно заниматься чем-то еще. И самым верным способом избавления от этой зависимости станет поиск занятия, которое вытеснит из его жизни увлечение виртуальными играми.

Если у вашего ребенка есть кожный вектор, дисциплина ему будет однозначно полезна. Однако, вводя новый режим дня, будьте осторожны – не отнимайте у ребенка того, что ему так нравится, не лишайте его возможности играть в игры путем прямого запрета. Постарайтесь постепенно ограничивать его время на игры, одновременно вовлекая в другую активность.

Договаривайтесь с вашим сыном – кожники это любят. Например, договоритесь, что если ребенок превзойдет себя по профильному предмету в школе, то получит дополнительное время для игр. Используйте адекватное ограничение и вознаграждение, чтобы начать управлять процессом.

Чаще всего ошибка родителей в воспитании кожных детей заключается в том, что они предоставляют им слишком много свободы. Не понимая, что определенные рамки и ограничения не только не навредят ребенку, но и окажутся для него полезны. Пользуйтесь этой возможностью, придерживаясь золотой середины.

Но главной для вас сейчас должна быть не столько дисциплина, сколько поиск нового, развивающего интереса. У вас еще есть время – до окончания переходного возраста. Узнать, какие именно занятия могут вызвать у вашего сына искренний интерес, можно только правильно определив его вектора.

Например, у сына есть зрительный и анальный вектора? Значит, ему может оказаться интересным дизайн (веб-дизайн, дизайн интерьера и прочее). 13 лет – возраст, когда ребенок уже может при помощи компьютера что-то создавать, а не только развлекаться. Предложите ему изучить «Фотошоп» или какую-то другую программу, позволяющую создавать в ней что-то с нуля. Это тоже увлекательный процесс, чем-то напоминающий игру: создатель оригинального изображения контролирует весь процесс, и результат зависит целиком от него.

А может быть, углубившись в теорию векторов, вы поймете, чего еще так не хватает вашему ребенку: спорта, занятий в интеллектуальных кружках, активного отдыха вместе с родителями, путешествий – и так далее.

Еще одна сложность, которую вам предстоит сейчас преодолеть – это установить доверительные отношения вашим ребенком. По-настоящему понять его и заговорить с ним на одном языке вам также поможет тренинг по системно-векторной психологии. Многие слушатели отмечают, что их дети впервые стали прислушиваться к ним именно после тренинга – вдруг почувствовали, что с «мамой можно поговорить». Доверие очень важно и именно сейчас и нужно вложиться, чтобы установить такие отношения с сыном.

Вы на правильном пути, Оксана: изучение системно-векторной психологии поможет найти ответы на все вопросы. Вам стоит пройти первый уровень платных тренингов, чтобы картина сложилась целиком, а также пришло полное понимание векторов вашего ребенка. Уверена, что проблема с играми решится сама собой, когда в ваших отношениях восстановится доверие и когда вы сможете помогать своему ребенку развиваться в нужном для него направлении. Потому что интерес, который проснется у него к правильно подобранным занятиям, вытеснит бесполезное времяпрепровождение перед монитором.

На вопрос отвечала Кудрявцева Анна, учитель-филолог

Цифровые устройства так стремительно вошли в повседневную жизнь человечества, что представить себе даже один день без них практически невозможно. Еще 20 лет назад компьютер был роскошью, мобильный телефон - неслыханным чудом, а как выглядит планшет, никто себе и представить не мог. Тогда как сегодня в каждом доме есть, как минимум, один компьютер.

Всего лишь десять лет назад мобильные телефоны могли только звонить и отправлять смс, и были в количестве одного на семью. Сейчас это полноценное устройство, мини-компьютер с набором следующих функций:

  • Звонки
  • Сообщения
  • Фотоаппарат
  • Видеокамера
  • Навигатор
  • Игрушка
  • Будильник
  • Калькулятор
  • Видеопроигрыватель
  • Аудиоплеер
  • Выход в Интернет

До чего удобная и нужная вещь! Не секрет, что каждому человеку хочется быть обладателем такого устройства, которое облегчит его жизнь, поможет или развлечет в любую минуту.

И вот, когда количество гаджетов в семьях перевалило за соотношение один к одному, а дети стали их активными пользователями, встал вопрос, насколько это вредно и как влияет на ребенка.

Ребенок и компьютер: "за" и "против"

Споры по поводу вреда компьютера для детей ведутся давно. С одной стороны, развитие, современные технологии, умение ориентироваться в потоке информации и множество развивающих игр для малышей, а с другой - посаженное зрение, испорченная осанка, нервозность и замкнутость. Разобраться и сделать выводы помогут наши «за» и «против».

Так чем же полезны, удобны или выгодны цифровые устройства для детей? Наши «за» :

  • Развитие ребенка . Целые корпорации работают над созданием развивающих компьютерных игр для детей. Они удобны, не занимают места, находятся в свободном бесплатном доступе и очень нравятся малышам. Яркие красочные персонажи в виде мультфильма или интерактивной игры развивают память, логическое мышление, внимание, фантазию и способствуют формированию творческих навыков.
  • Учеба в школе . Доступ в Интернет позволит ребенку научиться ориентироваться в большом объеме информации, перерабатывать ее, получать новые знания, развивать любознательность и основательно подготовиться к урокам. В свободном доступе можно найти много видеоуроков, которые помогут лучше освоить материал и быстро выполнить домашнее задание.
  • Мобильная библиотека . Электронные версии учебников облегчат детский рюкзак, а возможность скачать и прочитать практически любую книгу позволит ребенку не тратить время на поиски произведений любимых авторов и жанров.

Важно объяснить ребенку, что компьютер или планшет предназначен не только для игр, но и для поиска информации.

  • Полезный досуг . Всем родителям известно, как малыши переносят долгую дорогу или длинные очереди в поликлинике. Компьютер или планшет дадут возможность включить ребенку любимый мультфильм и отвлечь от длительных ожиданий. Это практически безупречный способ в нужный момент занять детей всех возрастов.

Однако средства массовой информации, вооружившись предупреждениями медиков, твердят о страшном вреде компьютеров для детского организма и психики. В чем же он состоит? Наши «против» :

  • Глаза . Если малыш проводит у экрана более получаса в день, есть риск снижения остроты зрения - глазные мышцы ребенка еще не до конца сформированы, быстрее устают, соответственно, больше перенапрягаются. Такое напряжение также негативно сказывается на сетчатке и сосудах глазного дна.
  • Позвоночник . Вред планшета для детей проявляется в том, что держа его в руках, ребенок все время наклоняет голову, находясь в одном положении длительное время, что может привести к сутулости, искривлению позвоночника, зажатию мышц. А длительное напряжение мышц шеи вызывает нарушение кровообращения, что чревато головными болями.
  • Мышцы рук . Если ребенок полчаса поиграл в любимую компьютерную игру и побежал гонять в футбол, конечно, ничего плохого не случится. Но если игра требует длительной концентрации и напряжения рук в течение нескольких часов, помимо болей в суставах это может вызывать судороги кистей и предплечья.
  • Центральная нервная система . Вред гаджетов для здоровья детей становится ощутим, когда любимая игрушка начинает занимать большую часть свободного времени ребенка, а то и весь день. Жалобы детей среднего школьного возраста на повышенную утомляемость, нарушения сна, слабость, головные боли медики связывают именно с длительным времяпровождением за компьютером или планшетом. Часто такие дети становятся излишне раздражительны или апатичны, рассеянны, не способны к длительной концентрации внимания, пугливы.
  • Проблемы с весом . Когда дети и гаджеты становятся лучшими или, что еще хуже, единственно возможными друзьями, ребенок готов жертвовать прогулками на улице и общением с друзьями под любым предлогом. Снижение двигательной активности приводит к набору лишнего веса и отсутствию физического здоровья. Кроме того, сидя за компьютером продолжительное время, ребенок либо забывает поесть, что приводит к похудению, либо не замечает, сколько съел, переедает и, соответственно, поправляется.
  • Социализация и общение со сверстниками . В настоящее время социальные сети - это то, без чего ни один школьник себя не представляет. Информация текстовая и визуальная, общение с друзьями, знакомства - все это так привлекает молодых людей, что без так называемой «связи с миром» они просто не могут существовать.

Зачастую, активно общаясь в мире виртуальном, в реальном мире подростки испытывают трудности коммуникации и адаптации коллективе.

Мы попробовали взвесить плюсы и минусы использования цифровых устройств детьми. Но, даже учитывая минусы, вряд ли стоит категорически запрещать общение ребенка с планшетом или компьютером.

В современном мире стоит ориентироваться в потоке информации и новинках технологий, главное, знать, что во всем нужна мера. Попробуем разобраться, как уменьшить времяпровождение ребенка у монитора.

Как отвлечь ребенка от компьютера

Если у родителей возникла потребность от чего-то отвлекать ребенка, значит, привыкание уже сформировалось. Влияние компьютера на психику детей настолько велико, что вызывает зависимость не меньшую, чем наркотическая.

Если ребенок находится перед монитором или планшетом несколько часов, он постоянно сконцентрирован. Такая сосредоточенность не свойственна организму, она возможна только на протяжении 15 - 20 минут. Поэтому возникает нервное и эмоциональное перенапряжение, вызывающее рассеянность, беспокойство и подавленность нервной системы.

Дети разного возраста реагируют на запреты по-разному. Малыши-дошкольники устраивают истерику: любимую игрушку отбирают, время ограничивают, соответственно обижают, а от бессилия и обиды он плачет. Это сигнал для родителей о том, что пора принимать меры.

Дети школьного возраста, особенно подростки, замыкаются, перестают разговаривать, таят обиду и видят в запретах вселенское непонимание. Как же избежать конфликтов и попытаться отвлечь ребенка другими занятиями?

Любящие родители должны понимать, что для этого нужно приложить усилия и старания. В помощь им мы собрали несколько идей о том, как провести время без гаджетов.

Отвлечь от планшета: 15 интересных идей для семейных развлечений

Попробуйте найти сферы творчества или развлечений, которые действительно заинтересуют малыша или подростка, а заодно помогут вам найти общий язык с ребенком.

  1. Вспомните о существовании пазлов. Для малыша будут интересны небольшие картинки из мультфильмов с крупными деталями. А ребенку постарше подойдет изображение с красивым пейзажем, машиной или натюрмортом из большого количества деталей, которую после сборки можно поместить в рамку и повесить на стену.
  2. Найдите в Интернете рецепт соленого теста для лепки. Дети очень любят с ним возиться. Можно сделать картину или просто фигурку, запечь ее, а потом разрисовать, и украсить стены кухни, прихожей или подарить бабушке.
  3. Сделайте с ребенком папье-маше. Найдите тарелочку или фигурку, которую можно оклеить кусочками бумаги, дайте высохнуть и разукрасьте вместе. Пусть вокруг будут остатки клея, но удовольствие от процесса вы получите точно.
  4. Попробуйте ребенка в сфере науки. И малышам, и подросткам нравится что-нибудь смешивать. Выберите в магазине детский набор для опытов или найдите пару несложных экспериментов в сети. Главное, соблюдать правила безопасности и обязательно рассказать об этом ребенку.
  5. Расскажите о коллекционировании. Вспомните, как сами собирали в детстве фантики, календарики и открытки. Предложите придумать, что можно собирать: монеты разных стран, наклейки или этикетки. Придумайте для коллекции место и систематизацию, а в красивом блокноте можно вести учет.
  6. Достаньте с антресолей давно купленную систему караоке. Поставьте диск с любыми песнями, возьмите микрофон и пойте. Не бойтесь быть смешным, шутите, балуйтесь, главное - будьте вместе!
  7. Устройте семейный день приключений. Подготовьтесь, как следует, и организуйте квест. Можно спрятать сладость в шкафу или зарыть клад во дворе, снабдив ребенка несколькими записками и указателями. Вовлеките в игру всех членов семьи. Чем интереснее задания вы придумаете, тем меньше вероятности, что ребенок вспомнит о любимом планшете.
  8. Попытайтесь заинтересовать ребенка астрономией. Понаблюдайте за звездным небом, покажите знакомые вам созвездия, научите их определять, предложите нарисовать карту звездного неба, поговорите о жизни на других планетах.
  9. Отыщите на дальних полках настольные игры. Дети с удовольствием поиграют с родителями в Монополию или Лото. Играйте, шутите, но не поддавайтесь! Дети этого не любят.
  10. Поговорите с ребенком о родственниках. Детям интересно, как звали прабабушек и прадедушек, как они выглядели. Предложите ребенку составить генеалогическое дерево - распечатайте фотографии, рисуйте, клейте, постарайтесь сделать его большим и ветвистым.
  11. Попробуйте писать смешные истории. Вспомните игру из своего детства, когда участники по очереди пишут фразы, отвечая на ряд вопросов. Прочитайте то, что получилось, вам точно будет, над чем посмеяться!
  12. Посадите вместе с ребенком растение, а лучше, чтобы он посадил его сам под вашим присмотром. Пусть это будет яблоня возле дома или лимон на окне. Главное, ухаживать за ним и наблюдать, как оно растет. Можно предложить вести дневник, и записывать туда, когда появились первые листочки, плоды или какие сезонные изменения с ним происходят.
  13. Научитесь делать события из мелочей. Разбудите ребенка рано утром, возьмите термос с горячим чаем и пару бутербродов и отправьтесь встречать рассвет в ближайший парк или даже на балкон. Посмотрите, как встает солнце, поговорите и научите ребенка улыбаться новому дню.
  14. Заведите семейную традицию, к примеру, субботнее вечернее чаепитие. Найдите новый рецепт и испеките вместе с детьми печенье. Пусть они сами вырезают и лепят, тем интереснее и вкуснее будет его пробовать.
  15. Запланируйте путешествие всей семьей. Неважно, в другую страну или соседний город. Составьте маршрут вместе с ребенком, отметьте на карте места, которые собираетесь посетить и отправляйтесь в дорогу. Распечатайте фотографии из путешествия, разместите их в небольшой альбом, сделав смешные подписи, чтобы воспоминания остались с вами надолго.

Конечно, все эти идеи требуют от родителей определенных усилий, фантазии и времени. Но это самое малое, чем можно пожертвовать ради детей. Зачастую и взрослым было бы не лишним забыть о планшете или телефоне, а увлечься лепкой, рисованием, пением или просто пообщаться с ребенком и вспомнить, что в жизни есть и другие интересы и ценности.

“:

Юля

Здравствуйте! Уважаемый психолог, моему сыну 10 лет. Мы с мужем не можем отучить его от компьютера. Дело в том что мы совершили большую ошибку сами разрешали играть. Раньше ещё года два назад он был совсем другим: бегал, играл, чему-то радовался, теперь же он может играть в игры, часами не евши, пока не заставишь, всё время какой-то хмурый. Сейчас он не играет дня 4 поведение стало не выносимое, наслушается, все делает назло, доходит до скандалов, закатывает истерики, очень плохо разговаривает с нами. Пожалуйста, посоветуйте, как его отучить, пока не поздно. Заранее благодарна за ответ.

Татьяна Егорова

Добрый день, Юля!

Такие вещи, как телевизор и компьютер , всегда должны даваться детям в дозированном виде и под строгим контролем родителей . Что касается игр — здесь позиция родителей должна быть вдвойне жестче: строгий отбор и немедленное исключение асоциальных игр , пропагандирующих излишне детализированную трехмерную мрачную виртуальную реальность с элементами жестокости, пролития крови, сексуальности, разврата и независимо от того, есть ли у ребенка зависимость от них или нет.

В вашем случае у мальчика уже сформировалась компьютерная зависимость на фоне увлечения играми. Она часто приравнивается к наркомании или алкоголизму и вытянуть свое чадо из этого болота будет очень сложно. Примите во внимание, что у сына вот-вот наступает подростковый период и если сейчас не предпринять кардинальные меры, в будущем вас ожидают большие проблемы.

Почему дети так сильно увлекаются компьютерными играми? Ведь бывает же, что ребенок изредка поиграет без ущерба для своих школьных, домашних обязанностей... Чтобы понять, откуда возникает эта зависимость, нужно знать, что происходит в душе игромана и какие причины побудили его отдавать все свое время игрушке.

Психологами было подмечено, что создаваемая компьютерными играми виртуальная реальность очень привлекает определенный контингент людей . В их число входят дети, подростки и даже взрослые, которые переживают серьезные психологические проблемы в реальной жизни. Часто у них возникают сложности в общении с друзьями, они ощущают свое одиночество и пустоту в душе, им не комфортен реальный мир с его настоящими проблемами, которые нужно решать, преодолевая свою робость, страх . Зато в играх всегда можно запросто решить проблемы с помощью силовых методов, а если не получилось — в запасе всегда несколько жизней... И никто не ругает тщедушного мальчика.

Вы знаете, у детей и подростков, не сумевших найти смысл в жизни, очень быстро происходит переориентация на виртуальную жизнь . Теряется ощущение времени, собственные проблемы отходят на второй план, а перед ними — мир из немногих полутонов, порой жуткий но и... такой понятный и привлекательный. Как правило, во всех играх искусственно задается некий алгоритм достижения успеха, т.е. не ребенок учится просчитывать свои решения, планы и действия — за него делает бездушная машина. Она программирует на определенные действия. И к сожалению, смысл всех этих действий заключается в устранении противников (расстрел, драки, море крови и жуткого вида гоблины, не содержащие в себе ничего человеческого... а если в игре и стоят парни и девушки, то чаще всего они одеты вызывающе-пугающе и нацелены на истребление остального живого ради достижения собственной цели).

Есть, правда и другие игры, но ни одна не пользуется такой популярностью, как трехмерная виртуальная реальность с возможностью действовать в облике героя .

Ребенок, вживаясь в образ, невольно подчиняется характеру конкретного героя. И вряд ли вы найдете в нем доброту, участие, сочувствие и стремление помочь любыми средствами, кроме насилия и оружия. Большинство игр учат, что проблемы можно решить только с помощью грубости и силы. Иначе тебя попросту вышибут. И всех уровней жизней не хватит.

И что печально, зависимость, постоянно подпитываемая регулярными играми, отражается на психике ребенка. Он становится похожим на персонажей своих игр по психологическим качествам. Возрастает грубость, нетерпимость, несдержанность, неуважение к старшим, неумение находить компромисс в сложных ситуациях . При отсутствии силы воли ухудшается общее поведение. Начинаются проблемы в отношениях с родителями, с учителями и сверстниками, не разделяющими эту увлеченность. Неудивительно, что ребенок либо замыкается в себе, либо находит сомнительных дружков, страдающих той же психологической болезнью — игроманией .

Что теперь делать?

Юля, я подробно расписала причины возникновения зависимости для того, чтобы вы увидели, в каком направлении вам нужно двигаться. Сейчас у вас нет контакта с сыном, вы потеряли эту ниточку, которая ранее связывала его с вами. Ваш ребенок, вероятнее всего, страдает в глубине души и, возможно, понимает, что слишком увлекается играми. Но он самостоятельно справиться со своим пристрастием не может . Ему нужна активная поддержка семьи. Даже при его сопротивлении, слезах, мольбах и уверениях, что «больше не повторится, поиграю хоть немножко» — семья должна его поддержать, но не разрешать играть ни при каких условиях и пытаться переключать на другие виды занятий . Сейчас, пока ему 10 лет, это еще возможно.

Игровую зависимость , как впрочем и алкогольную и наркотическую нельзя устранить путем ограничения времени увлечением . Проблема решается довольно жестко — полным исключением . Вам нужно убрать все игры из компьютера, все диски с играми, возможно и сам компьютер, если, кроме ребенка, им никто не пользуется. Здесь компромиссов быть не должно.

На первых порах вам будет очень сложно. Страдающий зависимостью, ребенок будет отвратительно себя вести дома, стараясь досадить всем остальным членам семьи, пытаться найти свой «наркотик» у своих сомнительных дружков или пропадать в компьютерных клубах. Просто перетерпите этот период спокойно. Будьте открыты для общения. скажите, что вы хорошо его понимаете и делаете для его же блага. Подумайте, какие могут быть у него проблемы (одиночество, отсутствие друзей, нет признания со стороны сверстников, непопулярность в своей среде и т.д.) и помогите ребенку их решить. Покажите, что из любого положения можно найти выход. Поднимайте самооценку, внушайте уверенность, что он справится со своими трудностями.

Наряду с исключением игр вам придется хорошо продумать распорядок дня ребенка , чтобы у него не было свободных часов на пустое времяпровождение. Все это зависит только от вас, родителей. Поэтому ищите варианты альтернативного увлечения , подумайте, в какую секцию записать ребенка, воодушевляйте на спортивные подвиги, поощряйте быть мужественным. Ведь для мальчика быть слабаком — нет ничего оскорбительнее. И все ребята стараются стать сильнее. Вот уж какими методами — это другой вопрос.

Если компьютер невозможно убрать и он нужен как рабочий инструмент для мужа или для вас, — подумайте, какими развивающими программами вы можете заинтересовать своего сына. Приобщите его, к примеру, к веб-дизайну, найдите обучающие курсы — в Сети и в магазинах этого добра полно. Пусть ваш сын выберет что-то по душе. И компьютер рядом и любимое дело. Очень скоро он войдет во вкус нового и полезного увлечения. Покажите ему, что на основе каких-то конкретных компьютерных умений можно хорошо зарабатывать . Тот же веб-дизайнер, программист, иллюстратор, флешер и т.п.

У вас еще есть надежда на улучшение ситуации. Действуйте сейчас сообща с мужем и вы сбережете немало нервных клеток в будущем. Искреннее желаю успеха.

Вас что-то беспокоит в ребенке? Вы можете .

Подпишитесь на RSS , чтобы своевременно получать все обновления блога.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 9 минут

А А

Проблема компьютерной зависимости у наших детей сегодня бьет все рекорды. Что подростки, что малыши – дети мгновенно погружаются в виртуальную реальность, вытесняющую обычную жизнь. Учитывая вред, который наносит «виртуал» и здоровью, и, особенно, психике ребенка, время использования ПК должно строго ограничиваться родителями. Подлежит контролю и информация, которую получает ребенок с экрана монитора. Как бороться с такой зависимостью у детей?

Как отвлечь ребенка-дошкольника от компьютера – 5 родительских хитростей.

Для дошкольника время, допустимое для игры за компьютером, ограничено 15 минутами (без перерыва). «Время монитора» (как и ТВ) – только в строго дозированных «порциях». С заменой реального мира на виртуальный, происходит и замена ценностей: отмирает необходимость в живом общении, в получении удовольствия от жизни естественным путем. Теряется способность размышлять, портится здоровье, портится характер.
Что делать, и как отвлечь своего дошкольника от монитора?

  • Убрать компьютер и доставать только в строго определенное мамой время. Поставить ограничения на доступ к «взрослым» сайтам, а игры контролировать на предмет их пользы для ребенка.
  • Общайтесь с ребенком. Никакой компьютер не заменит общения с мамой и папой. Несмотря на работу, занятость, проблемы и недоваренный борщ – будьте рядом с ребенком. Конечно, это здорово, когда можно отдохнуть и заняться собой, вручив ребенку ноутбук – «на, только не мешай», но со временем у ребенка просто отпадет необходимость в родителях, потому что виртуальный мир затянет его всей своей глубиной и «яркостью» впечатлений.
  • Играйте вместе с ребенком. Конечно, в строго отведенное время, но вместе. Заранее подыщите игру, которая будет полезна для развития чада, и проведите время с пользой.
  • Спрячьте компьютер на пару дней и займите это время пикниками на природе с поисками заранее спрятанного «клада», интересными развлечениями в городе и домашними вечерами с «лего», просмотром добрых фильмов, созданием бумажных змеев и пр. Покажите ребенку, что мир без компьютера гораздо интереснее.
  • Отведите малыша в «кружок». Выбирайте такой кружок, в который малыш будет бежать каждый день, забыв не только о ПК, но и о вас. Ежедневное общение со сверстниками и преподавателем, новые знания и положительные эмоции постепенно вытеснят компьютер из жизни малыша.

Не говорите малышу – «эта игра – плохая, закрой ноутбук!». Говорите – «зайка, давай я тебе покажу более интересную игру». Или «малыш, а не слепить ли нам зайца к папиному приходу?».Будьте хитрее. Запрет всегда вызовет протест. Оттаскивать ребенка от компьютера за уши не нужно – просто замените компьютер собой.

Как оттащить ребенка младшего школьника от компьютера – проявляем чудеса изобретательности и инициативы

Для «лечения» зависимости младшего школьника советы останутся те же.Правда, учитывая более старший возраст , можно немного дополнить их несколькими рекомендациями:

  • Заведите несколько ежедневных традиций. Например, во время приема пищи – никаких ТВ и телефонов-компьютеров за столом.Семейный ужин обязательно готовьте вместе – с сервировкой, интересными блюдами и созданием приятной атмосферы. Пусть ребенок принимает в этом участие. Достаточно его увлечь, а там – считайте, что на 2-3 вечерних часа ребенок вами у интернета отвоеван. После ужина – прогулка. Можно собирать листья на гербарий, лепить снеговиков, играть в футбол, кататься на роликах, ездить на велосипедах или рисовать пейзажи с натуры. Главное, вызвать положительные эмоции у ребенка. Положительный «адреналин» — сродни наркотику.
  • Покажите ребенку «на пальцах», сколько времени он теряет зря. Распишите на бумаге, нарисуйте схему – «вот сколько ты просидел за ноутбуком за этот год, а мог бы уже научиться играть на гитаре (стать чемпионом в каком-нибудь виде спорта, вырастить сад и пр.). подтвердите свою готовность помочь в этом ребенку своими действиями – запишите его в спортивную секцию, купите гитару, подарите фотоаппарат и учитесь вместе искусству фотографии, откопайте на антресолях выжигатель по дереву и пр.
  • Как можно чаще увозите ребенка из города. Поищите интересные и безопасные способы отдыха – катамараны, горные тропинки, прогулки на лошадях, путешествия, велосипедные прогулки из города в город с ночевками в палатках, и пр. Покажите чаду реальность «оффлайн» — захватывающую, интересную, с массой впечатлений и воспоминаний.
  • У каждого ребенка есть мечта. «Мам, я хочу быть художником!». «Валяй», отвечай мама и покупает сыну фломастеры. А ведь можно дать ребенку реальный шанс – попробовать свои силы в этом деле. Устроить чадо в художественную школу или нанять преподавателя, вложиться в краски, кисти и мольберты, добиться регулярности занятий. Да, вы потратите немало времени, но ребенок будет сидеть над холстом вместе компьютера, а уж о пользе сего мероприятия и говорить не приходится. Если через год ребенок устанет от этих художеств – ищите новую мечту, и снова в бой!
  • Радикальный метод: отключите в доме интернет. Оставьте себе модем, но включайте его только в моменты, когда ребенок занят своими делами. А интернет – под запрет. Вместо него – все, перечисленное выше.

И помните, что личный пример всегда и во всем эффективнее воспитательной беседы , крика и радикальных методов. Как бы вам не хотелось «посидеть в вк», «лайкнуть» новые фото подружки или скачать новенькую мелодраму, оставьте для себя компьютерные «сеансы» на поздний вечер, когда ребенок уже спит. Своим примером доказывайте , что жизнь прекрасна и без онлайна.

Как отучить подростка от компьютера – важные советы родителям для профилактики компьютерной зависимости у детей

Бороться с компьютерной зависимостью у чада-подростка сложнее всего:

  • Во-первых, интернет уже не отключишь и ноутбук не спрячешь.
  • Во-вторых, учеба сегодня предполагает и задания на ПК.
  • В-третьих, отвлечь ребенка в подростковом возрасте конструктором и игрой в снежки невозможно. Как быть?

  • Интернет не запрещайте, компьютер на шкаф не прячьте – позвольте ребенку быть взрослым. Но контролируйте процесс. Блокируйте все неблагонадежные сайты, установите фильтры для вирусов и для доступа на те ресурсы, где подростку делать нечего в силу еще пока неустойчивой психики и подверженности влиянию извне. Проследите, чтобы время на ПК использовалось с пользой – изучение новых программ, освоение фотошопа, рисование, создание музыки и пр. Отдайте ребенка на курсы, чтобы дома ему хотелось практиковаться в навыках, а не просиживать часы в соцсетях.
  • Спорт, секции и пр. Удовольствие, которое ребенок получает от спорта, танцев и других подвижных занятий, не сравнится с радостью от очередного «лайка» или «партии» в стрелялки. Любит пострелять в интернете? Отведите его в соответствующую секцию – пусть стреляет в тире или на пейнтболе. Хочет в бокс? Отдайте его в бокс. Дочь мечтает о танцах? Купите ей костюм и отправьте туда, куда ей хочется. Ребенок стесняется общения в реальной жизни? В виртуале он – смелый супер-герой? Отведите его на тренинг, где помогут воспитать в себе уверенного сильного человека.
  • Станьте вашему ребенку другом. В этом возрасте приказной тон и ремень – не помощники. Сейчас ребенку нужен друг. Слушайте свое чадо и участвуйте в его жизни. Интересуйтесь его желаниями и проблемами – именно в них вы найдете все ответы на вопрос «как отвлечь…».
  • Дарите ребенку абонементы в спортзал или на фитнесс , билеты на концерт или путевки в молодежные лагеря отдыха. Постоянно ищите способы – занять подростка реальным интересным делом, которое будет и полезным, и эмоционально насыщенным. Исходите из того – чего не хватает вашему ребенку, от чего конкретно он бежит в интернет. Вполне возможно, что ему просто скучно. Это самый легкий вариант (найти альтернативу будет несложно). Гораздо сложнее, если уход от скуки в «виртуал» перерос в серьезную зависимость. Здесь придется немало потрудиться, потому что момент уже упущен.
  • Самореализация. Сейчас самое время – глубоко и полностью погрузиться в ту сферу интересов, которая уже наверняка засела в голове ребенка. До взрослой жизни – совсем чуть-чуть. Если ребенок уже нашел себя, но не имеет возможности развиваться в выбранном направлении – дайте ему эту возможность. Поддержите морально и материально.

А как Вы справляетесь с компьютерной зависимостью у ребенка? Поделитесь своим опытом с нами!

Здравствуйте! Меня зовут Юлия. Я расскажу о том, как я избавила своего, в общем-то, взрослого сына Илью от компьютерной и игровой зависимости. Надеюсь, многие согласятся с представленным подходом избавления от данного вида зависимости и, возможно, даже примут его на вооружение.

Было это четыре года назад, Илья учился на четвертом курсе института, ему был тогда 21 год. С учебой у Ильи были трудности: постоянные хвосты в сессию, пропуск занятий, звонки домой из деканата… Все свое время он проводил либо сидя в Интернете, либо играя в бесчисленные онлайн-игры. В какой-то момент я поняла, что так продолжаться больше не может: закончится это во-первых отчислением, а во-вторых – полнейшей деградацией личности сына.

Через одну из своих подруг я вышла на психолога по имени Светлана: довольно энергичная молодая женщина. Мы легко нашли с ней общий язык, и она, выслушав мою проблему, предложила мне программу, действие которой я изложу ниже.

Однажды я пригласила Светлану домой. Она последовала в комнату к Илье, где он как обычно играл в какую-то игру на компьютере, слушая при этом музыку в наушниках. Он даже не заметил незнакомую женщину у себя в комнате, пока она не потрогала его за плечо (я же в это время осталась за дверью, слушая их разговор).

Сын выразил испуг и удивление, поинтересовавшись у Светланы, кто она, собственно, такая, и как попала в его комнату?
- Можешь звать меня тетей Светой. - сказала психолог с улыбкой, - Я здесь, чтобы помочь тебе решить твои проблемы с компьютером.
- Никаких проблем у меня нет! - отрезал Илья.
- Ошибаешься…
Светлана задала моему сыну несколько простых вопросов, каждый из которых, однако, вызвал у него затруднения. Она спросила, сколько времени в день он уделяет компьютеру, все ли у него хорошо с учебой, как часто он общается с друзьями, как у него отношения с противоположным полом.
Сохраняя доброжелательный тон диалога, Светлана, тем не менее, смогла несколько смутить Илью, и он признал, что компьютер действительно занимает слишком большое место в его жизни.
- Не просто большое… Это самая настоящая зависимость! - заявила Светлана, - И я предлагаю тебе радикальное, но очень действенное средство избавления от нее: мы сократим твое время пребывания за компьютером до 1 часа в сутки.
И тут уже Илья начал возмущаться и протестовать. Дождавшись, когда он немного угомониться, Светлана дала ему понять, что программу лечения не отменят только из-за его несогласия: ведь компьютер куплен на материнские деньги, и мать вправе устанавливать любые ограничения.

Осознав свое бессилие, сын сменил тактику: он начал упрашивать позволить ему четыре, три, ну или хотя бы два часа в день находиться за компьютером. Но Светлана была непреклонна:
- Прости, Илюша, но торговаться мы с тобой не будем. Час – и не минутой больше.
Затем психолог попросила Илью пустить ее на две минуты за компьютер, чтобы сделать необходимые настройки. Светлана задала автоматическое выключение через час после начала работы, а также поставила на компьютере пароль (после она сообщила его мне). Затем она молча выключила компьютер, вызвав бурное негодование Ильи:
- Стойте, так нечестно! Вы сказали, что только на две минутки!
- Верно, - согласилась Светлана, - и я свое слово сдержала. Но я не обещала, что пущу тебя за компьютер после этого.
Она предупредила, что сын никоим образом не должен узнать пароль – иначе вся программа будет сорвана. Светлана велела мне быть сильной, и не поддаваться давлению сына – ведь я должна быть авторитетом для него – хоть ему и 21 год.

Остаток дня Илья провел без компьютера, не желая ни с кем говорить. Он просто лежал на диване, закрыв лицо руками. Я же напомнила себе, что не должна чувствовать себя виноватой или же испытывать жалость.

На следующий день Светлана снова посетила нас, поинтересовавшись у Ильи, как ему его теперешнее положение?
- Плохо. Мне нечего делать, - процедил он сквозь зубы.
Светлана похвалила его за то, что он с достоинством выносит свои лишения, а также попросила не смотреть на нее, как на врага и «злую тетю, которая отняла у него любимую игрушку».
- А вот занятия ты будешь искать себе сам, - заявила психолог, - Ты уже взрослый человек. Советую хорошенько подумать, чем ты заполнишь появившееся у тебя свободное время.

После этого у Ильи наступил период «ломки», когда он всех считал врагами и никак не хотел идти на контакт. В течение последующей недели Светлана каждый день навещала нас, проверяя психологическое состояние Ильи, и ведя с ним беседы о необходимости жизненных перемен. Сын же стал более резким, угрюмым, он тяжело переживал лишение компьютера, который долгое время был частью его жизни. Он часто, но безуспешно клянчил у меня пароль. Иногда Илья говорил, что ему необходимо заняться учебными делами за компьютером – я позволяла ему это, но отключала питание, как только замечала его за развлечениями. Больше всего Илью раздражало то, как внезапно выключается его компьютер по завершении положенного часа – он то и дело не успевал доиграть или досмотреть что-то.

Я боялась, что сын так и не сможет смириться с утратой – однако Светлана уверяла меня, что главное – дождаться завершения периода «ломки». И она оказалась права. У Ильи попросту не осталось выбора: уже через месяц он взялся за книги, учеба постепенно стала налаживаться. Он полюбил художественную литературу, стал больше времени проводить на улице с друзьями.

Еще через полгода у Ильи появилось желание записаться на спортивные танцы, где он познакомился с девушкой, на которой впоследствии женился. О компьютерных развлечениях он со временем и думать забыл: использует компьютер в основном лишь для работы.

Подытожив, хотелось бы сказать, что данный метод избавления от компьютерной зависимости можно назвать методом «шоковой терапии». Безусловно, он вызовет негативную реакцию у ребенка. Однако опасаться следует не истерик, которые закатит ваше чадо поначалу. Опасаться следует того вреда, который оно получит от бесконечных часов, проведенный в сети. Метод убеждения как правило малоэффективен (об этом Светлана предупредила меня сразу) – ведь любая зависимость пускает крепкие корни в человеческом сознании.

В связи с возникшими у многих сомнениями в правдивости данной истории хотелось бы сделать некоторые пояснения.

Во-первых: по-поводу того, почему сын не стал возражать против нового режима пользования компьютером. Я воспитывала своего сына одна, без мужа. По характеру Илья всегда был спокойным, сдержанным, мальчиком. Случаи, когда он закатывал истерики, были единичны: я привила ему уважение к старшим. И в 21 год данное ему воспитание не улетучилось! Разумеется, он был возмущен лишением компьютера, и об этом я указала в истории, пусть и не в ярких красках. И я совершенно не понимаю, почему он должен был послать всех матом, выгнать Светлану, или уйти из дома... Подобное хамское, неадекватное поведение просто не могло прийти в голову Илье - даже в такой стрессовой ситуации. Светлану я пригласила в мою квартиру, а копьютер куплен, как уже сказано, на мои деньги - взрослый, как многие отметили, 21-летний сын не мог этого не понимать. Еще раз повторюсь: в период "ломки" конфликты с сыном были, не вижу смысла детально описывать их.

Далее. Почему Илья не устроился на работу, чтобы купить собственный компьютер? До введения жесткого режима он все свое свободное время проводил в сети, считая, что это может продолжаться вечно. Освободившееся время ему пришлось тратить на учебу, так как он понял, что полученная специальность обеспечит ему в дальнейшем хорошую работу. Смысла устраиваться на мелкую подработку в ущерб учебному времени я не вижу - Илья тоже такой вариант не рассматривал.

По поводу пароля: я не стала это расписывать, но стандартные средства защиты Виндоус не использовались. Светлана установила на компьютер Ильи программу, которая выключала компьютер в заданное время: также можно было настраивать график работы ПК - при попытке войти в "запрещенный" час компьютер тут же выключался. Паролем были защищены именно настройки этой программы.

Насчет использования компьютера для учебы. Опять-таки, не все, возможно, прочли внимательно, но я упомянула, что для учебных целей время Ильи за компьютером продлялось, но всяческие попытки начать развлекаться онлайн пресекались.

И в заключение еще раз подчеркну, что в данном вопросе я являюсь противницей каких бы то ни было снисхождений и болтовни о том, что нужен индивидуальный подход, желание измениться самому и прочее. Зависимость - это болезнь (а поняли это еще не все). Это вирус, который просто так не отстанет. Здесь применимы лишь "хирургические", жесткие меры.