Цель: переживание чувства радости, сплочение группы, создание атмосферы принятия.

Все становятся в круг. Ведущий подходит к кому-то из участников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов – они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем уже вся тройка выбирает следующего партнёра. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

* Важно услышать овации не только ушами, но и почувствовать их всей душой.

7. Задание «Птица счастья».

Цель: формировать способность к сотрудничеству, провести диагностику стиля взаимодействия взрослого и ребёнка.

Ведущий: Сегодня вам предстоит создать птицу счастья. В сказке М. Метерлинка птица счастья была синей. Но можно представить свою собственную птицу самой необычной раскраски. Каждая семейная пара должна создать одну птицу их нескольких элементов – туловища, головы, крыльев и хвоста. Участники придумывают историю о своей птице, объяснение окраски ее «оперения».

Ведущий: Пусть эта птица радует вас и вселяет уверенность, что счастью обязательно будет жить в ваших семьях.

8. Ритуал прощания.

9. Домашнее задание.

При помощи мимики и жестов показать каждое слово в известном стихотворении.

Занятие № 3 «Загадочный лес».

Цель: улучшение взаимоотношений взрослых и детей, раскрытие мира эмоций и способов их выражения.

1. Приветствие «Рукопожатие по кругу».

Цель: снятие напряжения.

Инструкция: надо поздороваться по ходу часовой стрелки. Не спешить, установить контакт глазами с тем, кого приветствуете.

Ведущий: Сегодня мы приплыли на волшебную землю чудес, в Загадочный лес, где нас ждут необычные приключения, где мы сможем читать мысли на расстоянии и выучить много разных игр.

2. Разминка «Молекулы».

Цель: Повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.

Ведущий: Представим себе, что все мы – атомы. Атомы выглядят так: согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разнообразное, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Мы все сейчас начнём быстро двигаться по этой комнате, и время от времени я буду называть какое-нибудь число, например три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы – по три атома в каждой.

Молекулы выглядят так: лицом друг к другу, касаясь друг друга предплечьями.

3. Упражнение «Цепочка».

Цель: установление контакта между участниками группы.

Инструкция: Выходим на берег. Нужно пройти в центр материка в загадочный лес, где происходят чудеса. Но для этого надо крепко взяться за руки, выстроиться в цепочку, идти тихо, слушая ведущего и повторяя все его действия. Иначе вы можете утонуть в болоте или попасть в лапы хищника (ведущий «прокладывает» путь через разные препятствия). Садимся.

* Препятствиями могут быть разнообразные предметы: игрушки, стулья, скамейки, подушки.

4. Упражнение «Пантомима».

Цель: закрепление невербальных способов общения.

Ведущий: Покажите, что еще вы встретили на своем пути?

Психолог шепчет на ушко, а ребёнок показывает (самолёт, телефон, цветок, мяч, колокольчик, утюг, шлагбаум, стиральная машина). Остальные отгадывают.

5. Проверка домашнего занятия.

Упражнение «Немой театр»

Цель: создание условий для проявления волевых качеств, самоконтроля; обработка невербальных способов общения, проверка домашнего задания

Ведущий: Покажите выученное стихотворение без слов.

Рефлексия.

6. Упражнение «Оркестр».

Цель: эмоциональное и телесное сближение родителей и детей.

Ведущий: Вы видите необычный оркестр. Родитель «играет» на своем ребёнке, а ребёнок изображает звуки инструмента. Остальные отгадывают. Работает занавес.

* Можно «обменяться» детьми.

7. Рефлексия занятия.

8. Ритуал прощания.

9. Домашнее задание: нарисовать очень страшную маску, принести фотографии детей.

Занятие № 4-5 «Пещера страхов».

Цель: формирование умения вербально выражать свои чувства, психокоррекционное воздействие на различные виды страхов.

1. Приветствие.

Ведущий: Мы уже здоровались руками, устанавливали контакт глазами, а сегодня поздороваемся необычным способом: спинами, плечами, коленями.

Упражнение привносит в начало занятия веселье и раскрепощает участников.

Ведущий: Сегодня с нашим кораблём случилось страшное – наш корабль сбился с курса и нам предстоят тяжелые испытания.

2. Разминка «Маленькое приведение».

Ведущий: Представьте себе, что вы маленькие и большие приведения. Вам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками такое движение (поднять согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «у». Но помните, что мы добрые приведения и хотим только слегка пошутить.

3. Упражнение «Маски» (домашнее задание).

Ведущий: Мы видим страшных чудовищ (нарисованные дома маски). Они пугают родителей и детей. Что сделаем мы?

1. Мы пугаем маску.

2. Мы смеёмся над ней.

5. Мы похвалим ее.

Страшных чудовищ мы победили. Ура!

4. Рассказывание сказки.

Сказка Т. Зинкевич-Евстигнеевой «Про Чебурашку» (страх темноты).

Цель: расширение представлений ребёнка о героях сказки, связать новый опыт с реальной жизнью.

* После рассказывания сказки ведущий спрашивает, хотят ли они этому научиться? Помочь герою сказки. Как?

Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.

5. Игра «Кораблик».

Цель: снятие страхов, повышение уверенности в себе.

Инструкция: необходимо небольшое одеяло – это корабль. Участники группы – матросы. Один ребёнок- капитан. Капитан любит свой корабль и верит в матросов. Задача капитана – быть в центре корабля; в момент сильной качки он должен дать матросам команду: «Бросить якорь!», или «Стоп, машина!», чтобы спасти корабль и матросов. Затем матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По команде ведущего: «Буря!» - качка усиливается. Капитану напоминают о его задаче. Как только он громким голосом прокричит команды, корабль спокойно опускается, капитану все жмут руки и хвалят его.

* В роли капитана должны побывать все дети.

Большая психологическая игра:

"Рисунок города"

Цели:

    Развитие творческих способностей;

    Формирование коммуникативных навыков;

    Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

Материал:

    бумага, ватман;

    линейка, ластик;

    фломастеры, карандаши, краски, кисти.

Ход занятия:

    Упражнение «Ритуал приветствия» (5-8 мин.);

    Разминка «Пожелание», «Комплимент»,

«Дружба начинается с улыбки…» (5-8 мин.);

    Упражнение «Рисунок города» (20-25 мин.);

    Упражнение «Аплодисменты по кругу» (3-5 мин.);

    Упражнение «Ритуал прощания» (4-7 мин.).

Игра рассчитана на 3 дня с использованием заготовок сводов моста на третьем занятии.

ДЕНЬ 1

    Упражнение «Ритуал приветствия».

Цель:

Ритуал приветствия вырабатывается всей группой. Ведущий предлагает детям занять места на, предварительно расставленных кругом, стульях.

Психолог:

Здравствуйте ребята. Я рада вас всех видеть. И сейчас я хочу предложить вам ребята, чтобы вы придумали смешное приветствие в виде рукопожатия, которое мы будем использовать с вами в ближайшее время. Ведь это рукопожатие будет отличием нашей группы.

Сначала выберите себе партнера. Вам предоставляется три минуты , чтобы изобрести, как можно более необычный способ рукопожатия. Это приветствие должно быть достаточно простым, чтобы все легко могли его запомнить, но при этом достаточно смешным, чтобы нам было весело пожимать друг другу руки именно таким способом. Теперь пусть каждая пара покажет придуманное ей приветствие. И мы выберем то рукопожатие, которое мы будем с вами использовать на следующей встрече.

    Разминка « Пожелания».

Цель: раскрепощение, повышение доверия и взаимной симпатии, начало сплочения группы.

Участникам предлагается по кругу пожелать сидящему слева соседу что-то хорошее от всего сердца - так, чтобы человек поверил в искренность пожелания. Затем идет:

Обсуждение: кто что почувствовал, дети высказываются.

    Упражнение «Рисунок города».

Цель:

Психолог:

А сейчас ребята, я вам предложу заняться вот каким заданием. Вы должны на ватмане нарисовать город, у каждого из вас будет свой дом. Предварительно вы решите и договоритесь, в каком стиле будет ваш город: деревня, мегаполис(очень крупный город), и т.д. . Если вам понятно задание, можете приступать.

4. Упражнение «Аплодисменты оп кругу».

Цель: эмоциональная разрядка в конце тренингового занятия, переживание чувства радости.

Психолог:

Мы отлично поработали сегодня. У нас очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Игра проходит следующим образом. Вы становитесь в общий круг. Я начинаю тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из вас ребята. Затем этот участник присоединяется к моим аплодисментам и выбирает из группы следующего, кому мы аплодируем вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику мы дружно аплодируем уже все вместе!!

Таким образом, каждому ребенку предлагается по очереди вступить в общие аплодисменты.

    Упражнение «Ритуал прощания».

Цель: создание ощущения завершенности, позитивного настроя и желания встретиться снова.

Психолог:

Вот и подошло наше занятие к концу и сейчас мы с Вами совершим один очень интересный ритуал, и это будет наш с вами «Ритуал прощания», который символизирует конец нашей с вами встречи, но это вовсе не означает, что мы не встретимся вновь!!

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу, приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо …(имя участника), до свидания».

ДЕНЬ 2

    Упражнение «Ритуал приветствия».

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, формирование чувства близости с другими детьми.

    Разминка « Комплименты».

Цель:

Дети, сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу слева, ребенок говорит ему несколько добрых слов, может за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент дальше своему соседу, который находится так же слева от него и так пока не будут сказаны комплименты по кругу всем.

Важно! Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не надо ждать, когда загрустит его сосед, пусть комплимент скажет психолог сам.

    Упражнение «Рисунок города».

Цель: развитие творческих способностей, формирование коммуникативных навыков и умения работать в группе.

Во второй день участники заполняют оставшееся место между домами: рисуют парк, аллеи, фонтаны, театр и т.д., т.е. то что посчитают необходимым.

Идет процесс работы, дети рисуют.

    Упражнение «Аплодисменты оп кругу».

    Упражнение «Ритуал прощания».

ДЕНЬ 3

    Упражнение «Ритуал приветствия».

Стулья стоят по кругу. Дети начинают приветствовать друг друга, так как они решили в первый день занятий. (см. день 1, пункт 1.)

    Упражнение «Дружба начинается с улыбки...»

Цель: раскрепощение, повышение доверия и взаимной симпатии.

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу слева в глаза и дарят ему, молча самую добрую, какая есть, улыбку. Ребенок, получивший улыбку, продолжает и так по очереди, слева на право до первого участника.

    Упражнение «Рисунок города».

Цель: развитие творческих способностей, формирование коммуникативных навыков и умения работать в группе.

На третий день занятий. Психолог, предварительно закрасив синим цветом, пространство между домами, предлагает детям « ситуацию потопа» , и объясняет им задачу. Участники должны наладить отношения со своими соседями: предварительно договорившись с соседями построить мосты. Необходимо построить мосты ко всем домам.

Идет процесс работы, дети рисуют.

В конце 3-го дня, после завершения процесса рисования, подводятся итоги. Психолог предлагает школьникам обсудить их результат, сам процесс их творчества - "Рисунок города" , они могут высказать свои мысли, впечатления, ощущения от проделанной работы и результата их совместной деятельности, а также своей работы лично. Что им понравилось, а что нет.

Психолог получает обратную связь от детей.

    Упражнение «Аплодисменты оп кругу».

Это упражнение проводится так же как и в первый день тренинга. (см. день 1, пункт 4.)

    Упражнение «Ритуал прощания».

Это упражнение проводится так же как и в первый день тренинга. (см. день 1, пункт 5.)

Итоговые слова психолога: Я благодарю вас за участие в занятии, давайте все вместе скажем, друг другу «СПАСИБО» и поаплодируем себе Наше занятие окончено. До свидания. До новых встреч!!!

Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»

Цель: сплочение группы.

Описание игры: играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний - кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего - «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.

«Торт на день рождения»

Цель : развивать чувство общности и принадлежности к группе, устанавливать контакт друг с другом.

Описание игры: я хочу предложить вам игру, которая называется «Торт на день рождения». Все дети смогут поучаствовать в ней и испечь необыкновенный торт.
Сядьте на пол кружком. Представьте, что наш круг – это миска, где смешивают все продукты для торта. Ну-ка подумайте, что нужно для теста. Чтобы торт был вкусным, нам нужна пара яиц. Кто из вас хочет ими быть? Будьте яйцами, которые разбили в миску, и ложитесь посередине на пол. Что еще нам нужно для торта?..
(Пусть дети будут разными продуктами. Спрашивайте, кто хочет быть, например, мукой, молоком, сахаром, изюмом.) Те, кто присоединяется к «тесту», должны позаботиться о том, чтобы все продукты были хорошо перемешаны.
Один или два ребенка будут свечками на торте. («Зажгите» их радостно и проговорите хором заранее подобранные вами короткие стихи, подходящие к такому уникальному торту на день рождения.).

Игра «Паровозик»

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других.

Описание игры: дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия.

Игра «Газета»

Цель: сплочение группы.

Описание игры: на пол кладется газетный лист. На него должны встать четверо детей. Далее газета складывается пополам, и дети должны опять поместиться на ней. Газета складывается и уменьшается до тех пор, пока на ней могут уместиться четверо детей. (Для этого надо обняться, уменьшив таким образом физическую дистанцию.)



«Квадрат»

Цель

Описание игры: все играющие встают квадратом (так, чтобы было занято все пространство внутри квадрата) как можно теснее, можно даже заранее очертить квадрат, в который они должны поместиться. Затем ведущий отдает команды, а квадрат их выполняет, стараясь не увеличить занимаемую им площадь, например:
- Квадрат пошел влево - квадрат идет влево.
- Квадрат садится - квадрат с криками и воплями пытается сесть.
- Квадрат прыгает - квадрат с не менее интенсивным шумом прыгает.
И так далее.

Игра «Аплодисменты по кругу»

Цель : формирование групповой сплоченности.

Описание игры: воспитатель. Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля - стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю.

Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы

"Паутина"

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы.

Описание игры: некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это - проблема.
В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык. "Паутина" представляет собой отличную метафору взаимосвязанности всех детей группы.
Все дети садятся в круг. Ведущий берет в руки клубок ниток.
Предлагает детям назвать свои имена. Каждый участник называет свое имя, при этом разматывая клубок. В итоге получается паутина, которая связывает всех ребятишек.
Паутина эта необычная, "волшебная". Каждому ребенку достается кусочек паутинки, который можно надеть на руку в качестве браслета

«Заколдованная тропинка»

Цель: научить работать в команде, оказывать поддержку товарищам.

Описание игры: один из детей – ведущий. Он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут.

Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в ёлочку. Задача команды – спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.

«Я хочу с тобой подружиться»

Цель игры : сплочение,

Описание игры: Из участников игры выбирается водящий‚ который произносит слова: «Я хочу подружиться с...», а дальше описывает внешность одного из игроков. Тому, о ком говорят, нужно себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать руку. Далее водящим становится он.

«Клубочек»

Цель: развитие внимания к сверстникам. Создание эмоционального положительного фона.

Описание игры: дети сидят на стульчиках. В руках у ведущего клубок пряжи. Намотав вокруг пальца нитку, он говорит:

Покатись клубочек по дорожке.

Расскажи клубочек нам немножко

Про Ванюшу, Таню и Наташу.

Про детишек всех красивых наших.

Затем передаёт клубочек ребёнку, сидящему рядом, и предлагает ему рассказать о себе: Например, какое у него сегодня настроение. Темы могут быть разными.

«Встаньте, все кто…»

Цель игры: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

Описание игры: дети сидят в кругу. Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. Говоря: «Встаньте все, кто любит мороженое (плавать в реке, убирать игрушки, кататься с горки и т.д.» Дети сначала просто играют, а затем делаю вывод, что действительно у них есть много общего.

«Игра-приветствие с колокольчиком»

Цель игры : настраивание детей на доброжелательный лад.

Описание игры: дети стоят или сидят в кругу. Взрослый подходит к одному из них. Звонит в колокольчик и говорит приветственные слова: «Здравствуй, Саша, мой дружок!» после этого, Саша берёт колокольчик и идёт приветствовать другого ребёнка. Игра продолжается до тех пор, пока колокольчик не «пропоёт» приветствие каждому ребёнку.

«Коридор приветствий»

Цель игры: предоставление детям возможности почувствовать доброжелательный настрой к каждому из них.

Описание игры: Дети встают в две шеренги лицом друг к другу. Образуя между шеренгами коридор. Ребёнок, который находится с краю любой из шеренг, начинает медленно проходить по коридору. Дети приветствуют его так, как будто бы он – знаменитая личность: машут ему руками, кланяются, аплодируют, кричат: «Ура!» и т. Д. как только первый ребёнок дойдёт до середины, следующий ребёнок с краю шеренги начинает двигаться по коридору в том же направлении. Так продолжается пока все дети не пройдут через «Коридор приветствий»

Запрещается дотрагиваться до того, кто идёт по коридору.

«Ток»

Цель: установление доверительного контакта между детьми.

Описание игры: дети встают в круг, держась за руки, и передают по кругу ток (по цепочке, друг за другом пожимают руку стоящего справа).

«Радио»

Цель: развитие внимания к сверстникам.

Описание игры: дети сидят в кругу. Воспитатель садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялась девочка (подробно описывает кого-нибудь из группы: цвет волос, глаз, рост, сережки, какие-то характерные детали одежды). Пусть она подойдет к диктору». Дети слушают и смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь и назвать имя этого ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.

«Сочиняем сказку»

Цель игры : научить сосредотачиваться на слуховой информации, подчинять свои желания общим интересам.

Описание игры: дети сидят в кругу. Ведущий выбирает какую-нибудь маленькую игрушку и начинает рассказывать сказку, например: «Жил-был

маленький зайчик. Он больше всего любил...» На этих словах рассказчик передает игрушку следующему участнику. Тот продолжает начатую фразу и историю. Если дети затрудняются придумывать продолжение, можно немного подсказать им, например: «Он жил с …», «Однажды он решил отправиться...» и т. п‚

Примечание. Взрослому важно поддерживать неуверенных в себе детей, стараться, чтобы каждый ребёнок сказал хотя бы одно слово.

«РАЗДУВАЙСЯ, ПУЗЫРЬ!»

Цель : научить работать в команде, оказывать поддержку товарищам.

Описание игры: дети с воспитателем делают тесный кружок - это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами:

Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,
Оставайся такой, да не лопайся!

Получается большой, растянутый круг. Затем ведущий (сначала это воспитатель, а позже - кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» - пузырь лопнул. Все должны расцепиться и сбежаться к центру круга (сдулся) или разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).

«Хромой ведет слепого»

Цель: установление доверительного контакта между детьми.

Описание игры: хромому подвязывают ногу веревкой. У слепого глаза завязаны повязкой. На полу - газетные обрывки («трясина»), стулья («препятствия»). «Хромой» должен провести «слепого» так, чтобы тот не попал в трясину и не наткнулся на препятствия. После игры оговариваются ощущения «слепых».

  • НА СПЛОЧЕНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Тренинг развития сплоченности школьного коллектива:

«Единение коллектива – есть сила».

Педагог-психолог

Кремнева Н.В.

«Нет того, что мы хотим,

есть то, к чему мы можем приспособиться»

М.Жванецкий

Пояснительная записка.

Коллектив, это не просто группа людей, не зависимо от возраста, как детей, так и взрослых, а это люди, объединенные каким то целями, задачами. Желающие достичь результата в развитии интересующего их дела.

Класс для школьника это не только место, где есть возможность общаться, но и модель поведения, авторитет. Группа задает нормы для своих членов от стиля в одежде до поведения и личностных ценностей. Поэтому важно, чтобы референтной группой для подростка был класс, а нормы в этой группе не имели асоциальной направленности.

Отношение в группе влияют на все стороны жизни, включая учебную деятельность. Так групповой нормой может стать низкая успеваемость, отсутствие инициативы на уроке, невыполнение домашних заданий. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материалов.

Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятельности.

Цель: развитие сплоченности коллектива, хороших межличностных отношений, демократического уровня в коллективе, оптимального уровня психологической совместимости коллектива.

Задачи:

    создание доверительной атмосферы для общение в группе,

    создание благоприятного социально-психологического климата;

    формирование навыков совместной деятельности;

    развитие толерантного отношения друг к другу;

    развития чувства Мы, внутреннего единства группы.

Программа тренинга рассчитана на учащихся 5-10 классов, так как именно в этих классах отмечаются наиболее конфликтные отношения между подростками, «борьба» за лидерство. Начинается определенный «кризис сплоченности» - это соответствует возрастным особенностям подростков. В 12 – 15 лет основной потребностью и ведущим типом деятельности является общение со сверстниками.

Программа занятий осуществляется в форме активного общения психолога и учащихся.

Благодаря данной программе тренинга, дети учатся рассуждать, искать пути активного преодоления препятствий в процессе собственного развития, формируются навыки установления контакта, невербального общения, повышается сплоченность в группе, развиваются навыки взаимодействия в коллективе. После упражнений проводится обсуждения. Участники делятся впечатлениями о том, как они себя чувствовали в той или иной роли.

Благодаря занятиямсоздается благоприятный климат отношений в ученическом коллективе.

Предварительная подготовка: разработка конспекта, подготовка демонстративного и раздаточного материала, аудиосредства.

Количество участников: до 20 человек.

Тренинг рассчитан на 12 часов и включает в себя два занятия по 6 часов.

День1.

Ход занятий.

Занятие 1. Знакомство и разминка.

Упражнение «Необычное имя».

Ведущий предлагает участникам взять бейджики и фломастеры, на них написать свое имя и изобразить к нему рисунок. По готовности группы каждый участник рассказывает о своем имени.

Упражнение "Наши имена" .

Ведущий предлагает всем участникам группы встать в круг. Каждый по очереди делает шаг к центру круга и произносит свое имя в той форме, которая ему самому особенно нравится. После этого по сигналу ведущего все тоже делают шаг к центру и повторяют его имя. Сам участник не двигается и молча наблюдает за этим.

Упражнение «Нетрадиционное приветствие».

Ведущий предлагает участникам поздороваться, вам сейчас необходимо хаотично передвигаться по комнате. При встречи вы приветствует друг друга следующим образом:

    улыбкой;

    кивком головы;

    глазами;

    посредством рукопожатия;

    прикосновения плеча к плечу;

    прикосновения коленка к коленке;

    прикосновения пятка к пяточке.

Упражнение «А я еду...»

Цель: разрядка участников, расслабление.

Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я еду». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом». Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем». Следующий, пересаживается и говорит: «А я с...» (имя любого участника). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.

Упражнение «Построимся»

Цель: Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые попадают участники включает заинтересованность, заставляет находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.

Ведущий предлагает поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?»Дается задание участникам построиться по росту, по цвету глаз от светлых до темных, по цвету волос от темных до светлых, по месяцу рождения. По окончании каждого построения происходит проверка правильности выполнения упражнения

Рефлексия: Легко ли вам было выполнять данное упражнение, что вы чувствуете?

Упражнение «Импульс по кругу».

Ведущий. Сейчас я прошу вас сесть в круг. Руки положите на колени соседей. Один из вас «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен бать передан как можно быстрее и вернуться по кругу к своему автору. Порошу вас встать и держаться сзади за руки. Один из вас, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательных быстрых коротких или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору.

Правила группы.

Ведущий. Прежде чем мы перейдем к основной работе, я хотела бы, чтобы мы обсудили с вами правила поведения в группе: доверительный стиль общения; называть друг друга по имени; уважение другого человека, его мнения, чувств; конфиденциальность всего происходящего в группе; правило активного участия; уважение к говорящему, принцип активного слушания; общение по принципу «здесь и сейчас».

Основная часть.

Упражнение «Паутинка».

Цель:Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это - проблема. В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык. "Паутина" представляет собой отличную метафору взаимосвязанности всех учеников класса.

Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой (клубок цветной шерсти). Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра.

Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей(постарайтесь выбрать не самого популярного в классе ученика). Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ученика, который должен быть следующим в "паутине". После того, как мы передали кому-то клубок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: "Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что..." Например, я говорю: "Коля! Ты мне нравишься, потому что сегодня перед началом уроков ты вежливо открыл передо мной дверь в класс". Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нитью свою ладонь так, чтобы "паутина" была более-менее натянута. После этого Коля должен подумать и решить, кому передать клубок дальше. Когда клубок окажется у следующего ученика, то Коля обращается к нему с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. Например: "Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу по математике". При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так продолжается наша игра все дальше и дальше...

Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок.

Внимательно проследите, чтобы в ходе игры все дети получили клубок. Объясните детям, что мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого ученика в классе. Ведь в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Если у некоторых детей будут сложности с произнесением начальной фразы "Ты мне нравишься, потому что...", то позвольте им заменить ее словами "Мне понравилось, как ты...".Постепенно "паутина" будет расти и заполняться.

Ребенок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Рефлексия: Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям? Что-нибудь удивило тебя в этой игре.

Упражнение «Рисунок чувства».

Цель: Умение выразить свои чувства. Эмоциональный настрой группы.

Ведущий участникам группы раздает листочки и карандаши. У вас есть листочки, на них нарисуйте или изобразите чувство которое вы испытываете сейчас (в данный момент) в течение 7 минут. По истечению времени участники показывают свои рисунки. Группа по изображению на листочке должна догадаться, какое чувство в данный момент испытывает участник группы.

Рефлексия: Легко ли вам было выразит свое чувство?

Упражнение «Молчанка»

Цель: развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе.

Оборудование: лист А4, карандаши.

Ведущий делит группу на пары. Сядьте рядом с партнёром. Теперь вы одна команда, которая должна нарисовать картину. Вам даётся один только карандаш. Вы должны по очереди рисовать одну картину, передавая, друг другу карандаш. Во время рисования нельзя разговаривать. На рисунок вам отводится 15 минут.

Рефлексия: Что вы нарисовали, работая в паре?Сложно ли вам было рисовать молча и пришли ли вы к единому мнению со своим партнером?

Упражнение «Пазлы».

Цель: развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи.

С помощью ведущего группа делится на команды и каждой команде выдается по пазлу. (Ведущий заранее разрезает лист бумаги, с какой-нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы для этого упражнения). Задача команды –правильно собрать картинку.

Рефлексия: Обсуждение в общем кругу. Каждая команда рассказывает, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания?

Упражнение «Живая пирамида».

Цель: Развитие умений совместного взаимодействия, способствовать приобретению опыта готовности слиться с группой ради выполнения общей задачи.

Ведущий предлагает построить живую пирамиду участникам группы, но необходимо соблюсти ряд условий:

    ее вершина должна быть выше самого высокого участника группы;

    каждый участник группы должен быть ее частью, но в то же время пирамида должна бать устойчива, то есть простоять не менее 30 секунд.

Рефлексия. Как вы себя чувствуете, бы ли сложности при построении пирамиды?

Упражнение «Опустить предмет».

Цель : Тренировка умения действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей.

Ведущий дает участникам группы гимнастический обруч и просит держать его горизонтально на указательных пальцах вытянутых рук.

Задача участников , опустить предмет в указанное ведущим место. При этом он должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников; если чей-то палец теряет контакт с предметом или он падает, действие выполняется участниками с начало.Вместо обруча можно использовать и другие предметы подходящих размеров и веса (например, швабру или сделанную из плотного картона настенную таблицу размером приблизительно 1х1 м).

Рефлексия: Что вы испытывали при выполнении задания?

Упражнение «Интервью».

Ведущий предлагает каждому участнику группы на листочке написать свое имя и фамилию, все листочки складывают в коробку, перемешивают, затем все члены группы вынимают по одному листочку. Задача каждого участника – взять интервью у того, листочек с чьим именем ему достался. Право выбора задаваемых вопросов остается за игроком. Время на интервью одного человека – 5 мин. По завершению интервью, все садятся вкруг и по очереди рассказывают о том человеке, которого опрашивали. Содержание своего рассказа участник определяет сам: он может рассказать все услышанное, а может лишь некоторую информацию.

Рефлексия: Ваши чувства и ощущения в данный момент? Что помогало при выполнении задания?

Заключительная часть

Упражнение «Аплодисменты».

Представьте, что чувствует артист после концерта, слушая гром аплодисментов. Быть может, он воспринимает их всей душой и испытывает очень приятное волнение. У вас замечательный коллектив, и каждый заслужил аплодисменты. Я хочу предложить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Вы становитесь в общий круг. Я подхожу к одному из вас, называю его (ее) имя, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из участников, и мы уже вдвоем называем имя и приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты.
Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, и овации становятся все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова: «А самые бурные аплодисменты достаются…»

Рефлексия. Какие чувства вы испытывали в ожидании аплодисментов?

Что чувствовали, когда аплодисменты звучали для вас?

Вот и подошло к концу наше с вами занятие, мы хорошо потрудились, благодарю вас за активность и доверие. Спасибо. До новой встречи.

День 2.

Ход занятий.

Занятие 2. Приветствие, закрепление знакомства, разминка.

Упражнение «Ассоциация ».

Цель: закрепление знакомства с участниками группы.

В течение двух минут вам необходимо подобрать ассоциацию к своему имени и отчеству. По готовности группы каждому участнику предоставляется слово.

Рефлексия: Легко ли вам было найти ассоциацию, ваши ощущения.

Упражнение «Портрет товарища».

Цель: создание благоприятной атмосферы в группе.

Ведущий предлагает участникам рассчитаться на первый и второй, первые становятся на против вторых, поворачиваются спиной друг к другу. Каждый участник описывает одежду своего партнера (цвет волос и глаз). Затем описание сравнивается с оригиналом.

Рефлексия: ваши ощущения при выполнении задания?

Упражнение «На что похоже настроение?»

Цель: эмоциональный настрой группы.

Ведущий предлагает всем встать в круг. Участники по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать лучше ведущему: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Ведущий обобщает, какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное и т.д. настраивая группу на дальнейшую работу.

Упражнение «Мне нравится…»

Ведущий. Вы сейчас, по кругу обратитесь к соседу, сидящему справа, со словами: «Сашенька, мне нравится, что ты…» (мне нравится в тебе то, что ты…).

Рефлексия: Что было самым тяжелым для вас в этом упражнении? Трудно было открыться и принять человека?

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»

Цель : узнать друг друга, чем мы похожи, получить больше информации друг о друге.

Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Рефлексия: Какие эмоции испытывали во время упражнения?Что нового узнали о других?

Основная часть.

Упражнение «Кто я?».

Ведущий предлагает участникам небольшие листочки и фломастеры.

Участники пишут на них свое имя крупными буквами и складывают в коробку. Затем каждый по очереди вытягивает наугад листок с именем и прикрепляет его на спину своему соседу справа. Задача - выяснить, имя какого участника у тебя на спине. Задавать разрешается только те вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Упражнениерассчитана на группу участников, уже имеющих краткое представление друг о друге.

Рефлексия:Довольны ли вы тем, как выполнили упражнение, кто вам помогал? Что вы испытали, выполняя задания?

Упражнение «Строители?»

Цель: сплочение коллектива,координация совместных действий, распределение ролей в группе.

Группа должна, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:

квадрат;

треугольник;

ромб;

букву Я;

птичий косяк.

Рефлексия: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?

Упражнение «Покажи».

Группа разделяется на команды с помощью ведущего. Каждой команде необходимо с помощью мимики и жестов изобразить:

Оркестр, электричку, сороконожку, зоопарк, телевизор, телефон;

Крутых зайцев, диких поросят, одиноких волков, сумасшедших куриц;

Букву «А», «К», «Ш», «Р», «Ю».

Рефлексия:Что было легко, что сложно при выполнении задания?

Упражнение: “Сороконожка”

Цель: научить участников группы взаимодействию друг с другом, способствовать сплочению коллектива.

Ведущий предлагает участника встать друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего “Сороконожка” начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, преодолевает различные препятствия. Главная задача – не разорвать единую “цепь”, сохранить “Сороконожку” в целости.

Рефлексия: Ваши ощущения? Какие трудности вы испытывали при выполнении задания?

Упражнение «Переправа».

Цель: Сплочение, тренировка уверенного поведения в ситуации вынужденного физического сближения, необходимости решить нетривиальную задачу в межличностном взаимодействии.

Ведущий выстраивает всех участников в одну колонну. Участники стоят плечом к плечу на полосе шириной 20-25 см. упражнение проходит интереснее, если эта полоса представляет собой не просто линию на полу, а небольшое возвышение: например, гимнастическую скамейку, бордюрный камень на обочине дороги или бревно на лесной поляне. Каждый участник поочередно переправляется с одного конца шеренги на другой. Ни ему, ни тем, кто стоит в шеренге, нельзя касаться ничего за пределами той полосы, на которой стоят участники.Если кто-либо из участников нарушает правила в процессе выполнения упражнения, то вся команда начинает снова

Рефлексия:Какие чувства вы испытывали во время упражнения? Что помогало выполнять упражнение?

Упражнение «Фильм-фильм».

Ведущий делит участников на три группы. Теперь вы – это отдельная киностудия, сотрудники которой должны «снять» фильм по мотивам сказки «Красная шапочка».

Первая группа – это американская киностудия, поставившая фильм ужасов.

Вторая – французская, она представляет мелодраму, нежную романтическую историю.

Третья киностудия – итальянская, предлагающая детективный вариант «Красной шапочки».

Каждая группа готовит свой «фильм» для дальнейшей демонстрации согласно теме постановки.

Рефлексия: Понравилась ли вам ваша роль? Какие трудности вы испытывали при выполнении задания? Что вы чувствуете сейчас?

Упражнение коллаж «Дружба».

Цель: установление более тесного эмоционального контакта, развитие сплоченности, умение согласовывать свои действия с другими членами команды.

Участники делится произвольно на команды им выдается лист ватмана. Также выдается набор журналов, брошюр, открыток, подходящих по тематике, ножницы, клей, маркеры, карандаши. Ведущий объявляет тему и поясняет, что подразумевается под коллажем. После того, как команды выполнили свой коллаж, каждая команда представляет его для всех остальных. Ведущий хвалит каждую команду, подводит итог и предлагает объединить все работы, чтобы создать общую картину.

Рефлексия: Какие чувства вы испытываете? Легко ли вам было работать в команде?

Заключительная часть.

Упражнение «... зато ты».

Цель упражнения : создание положительной атмосферы в группе, а также оно может служить прекрасным завершением тренинга.

Участникам группы раздаются листы А4, цветные фломастеры или ручки. Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «... зато ты...» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).

В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.

Рефлексия: Легко ли было выполнять данное упражнение, что вы чувствовали?

Упражнение «Подарок».

Цель : положительное завершение тренинга, рефлексия.

Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за плодотворную работу аплодисментами!»

Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Рефлексия : «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

ЛИТЕРАТУРА

    Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога М.: O сь - 89, 2002.

    Вачков И. В., Дерябо С. Д. Окна в мир тренинга. Методологические ос новы субъектного подхода к групповой работе. СПб.: Речь, 2004.

    И.В. Вачков. Основы технологии группового тренинга. М.Изд. «Ось-89», 1999.

    Психологический тренинг в группе: игры и упражнения / Авт.- сост. Т. Л. Бука, М. Л. Митрофанова. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005.

5. Ю.А. Голубева, М.Р.Григорьева. Тренинги с подростками. «Учитель», 2009.

Игра «Доброе животное»

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук - шаг вперед, стук - шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Игра «Паровозик»

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других.

Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик» , преодолевая различные препятствия.

Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»

Цель: сплочение группы.

Ход игры. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний - кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего - «дракон» ловит свой «хвост» . Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.

Игра «Жучок»

Цель: раскрытие групповых отношений.

Ход игры. Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с

Методы обучения конструктивному разрешению конфликтов

раскрытой ладонью. Водящий должен узнать, кто из детей дотронулся до его руки, и водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

Через три занятия в группе можно по наблюдениям выделить 5 стихийных ролей:

  1. лидер;
  2. товарищ лидера («прихвостень» ) ;
  3. неприсоединившийся оппозиционер;
  4. покорный конформист («баран» ) ;
  5. «козел отпущения» .

Игра «Объятия»

Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию групповой сплоченности. Игру можно проводить утром, когда дети собираются в группе, для ее «разогрева» . Воспитатель должен проявить свое стремление видеть перед собой единую сплоченную группу, объединяющую всех детей, независимо от уровня их общительности.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям сесть в один большой круг.

Воспитатель. Дети, кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом, но, когда люди дружны, им проще переносить обиды или разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите, пока же можно просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого

маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, то любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия.

Дети по кругу начинают обнимать друг друга, с каждым разом, если сосед не возражает, усиливая объятие.

После игры задаются вопросы:

Понравилась ли тебе игра?

Почему хорошо обнимать других детей?

Как ты себя чувствуешь, когда другой ребенок тебя обнимает?

Берут ли тебя дома на руки? Часто ли это бывает?

Игра «Аплодисменты по кругу»

Цель: формирование групповой сплоченности.

Ход игры.

Воспитатель. Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля - стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю.

Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы.

Групповые правила поведения:

  • Делись с другом. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее;
  • Помогай другу. Если умеешь что-то делать сам – научи и его. Если друг попал в беду – помоги ему, чем можешь;
  • Останови друга, если он делает что-то плохое. Если друг не прав, скажи ему об этом;
  • Не ссорься, не спорь, играй дружно;
  • Не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других;
  • Не завидуй – радуйся удачам и успехам друга вместе с ним;
  • Если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку;
  • Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с другом, умей договориться;
  • В игре соблюдай правила, старайся выигрывать честно;
  • Не смейся над другом, если он попал в беду.