Учитель нач. классов МБОУ СОШ № 12 Г. Астрахань

Слайд 2

СЕМЬЯ…

Семья – это громкое слово!Семья – это звонкое слово!Семья – это важное слово,Об этом вам скажет каждый.Семья – это солнце светит,Семья – это звезды на небе,Семья – это всё любовь.Любовь сыновей и отцов,Любовь дочерей и мам.Любовь свою дарим вам!...

А.В. Сидорова

Слайд 3

Китайская притча: «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая мир, и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Слайд 4

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье.

Слайд 5

Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте..

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были на­чертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ.

Слайд 6

Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи,

и МИРА тоже».

Слайд 7

Семейные праздники

  • Слайд 8

    Семейное творчество

  • Слайд 9

    Семейный отдых

  • Слайд 10

    « Плохо человеку, когда он один, горе одному, один не воин»В.В Маяковский.

    Слайд 11

    Спецификой семейного воспитания являются

    -«многомерность» жизни семьи,

    Широта и многогранность влияний,

    Условия, которые создаются членами семьи.

    Если они созданы осмысленно и целенаправленно, то могут стать основой всестороннего развития личности.

    Слайд 12

    СЕМЬЯ – ЭТО:

    • и трудовой коллектив,
    • и моральная опора,
    • и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба),
    • и пространство для отдыха,
    • и школа доброты,
    • и многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми,
    • мораль и вкусы,
    • манеры и привычки,
    • мировоззрение и убеждения,
    • характер и идеалы…

    Основы всего этого закладываются в семье.

    Слайд 14

    В семье

    ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а в дальнейшем и саму культуру.

    Слайд 16

    В семье

    складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном

    отношении к материальным и духовным ценностям.

    Слайд 17

    с близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    ГБОУ СОШ №270 Красносельского района Санкт- Петербурга им. А.Е.Березанского Презентация проекта «Тема семьи в русской культуре». Выполнил: ученик 2«Б»класса Киселев Руслан Руководитель: Киселева Е.В. Санкт - Петербург 2017 год

    Цель проекта: исследовать области русской культуры, в которых раскрывается тема семьи. Задачи проекта: 1. Определить понятия «семья» и «культура». 2. Выделить области русской культуры, в которых встречается тема семьи. 3. Собрать в сети Интернет материал по теме. 4. Оформить собранный материал в виде презентации. 5. Представить презентацию слушателям.

    В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова: «Семья- группа живущих вместе близких родственников». «Культура- совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей».

    Что обозначало слово «семья» в древности? Здесь выделяется корень- сЬмь. Но это- не числительное. Словом сЬмь в глубокой древности славяне называли «личность». Древнейшее значение у этого слова было «большая семья, в которую входили родственники», иными словами- только «свои».

    Через устное народное творчество до наших дней дошло множество пословиц и поговорок о семье: 1.Человек без семьи, что дерево без корней. 2.Семья сильна, когда над ней крыша одна. 3.В хорошей семье хорошие дети растут. 4.Вся семья вместе, так и душа на месте. 5.На что клад, когда в семье лад. 6.В родной семье и каша гуще. 7.В большой семье и сам большой.

    Тема семьи часто звучит в русских народных песнях, частушках, колыбельных: Песни: Было у матушки 12 дочерей. Миленький ты мой. Степь да степь кругом. Частушка: Говорит лентяйке мать: «Убери свою кровать!» А лентяйка: «Маменька, Я же еще маленька». Колыбельная: Баю-баю, баенки, Я скатаю валенки Сыночку на ноженьки Бегать по дороженьке.

    О взаимоотношениях в семье повествуют русские народные сказки.

    Поделки народных промыслов часто изображают сценки семейной жизни.

    О жизни русских семей мы узнаём из произведений русских писателей и поэтов: А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Н.А.Некрасова, М.Горького и многих других.

    Русские художники разных эпох посвящали свои полотна русским семьям, изображая их в богатстве и бедности, в горе и радости, в труде и на отдыхе.

    Известные деятели России касались темы семьи в своих изречениях: Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. /А.С. Пушкин/ Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. /Л.Н. Толстой/ Укрепляй семью потому, что она- основа всякого государства. /Александр III/

    С 8 июля 2008 года в России принято отмечать праздник День семьи, любви и верности. Символом праздника является ромашка.

    История праздника «Всероссийский день семьи, любви и верности» учреждён в России по инициативе жителей города Мурома в память о святых супругах Петре и Февронии, живших долго и счастливо и умерших в один день- 8 июля 1228 года.

    Семья- любви великой царство. В ней вера, праведность и сила. Семья- опора государства, Страны моей, моей России. Гимн семьи. Илья Резник.

    Спасибо за внимание!


    Христианская семья основывается на добровольном ответственном браке одного мужчины и одной женщины, в котором реализуются и проявляются отношения любви, честности и непорочности (Евр. 13:4), помощи (Быт. 2:18) и взаимной привязанности (Мф. 19:6).

    В христианстве семье отводится особая роль: Христос родился в земной семье, у него были земные отец и мать, Иосиф Обручник и Дева Мария. Христианские догматы обязывают веровать в единого Бога, выступающего в трех лицах (ипостасях): Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Все три лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности, равную в божественном достоинстве.

    В.Н. Дружинин обращает внимание на то, что христианское вероучение предлагает две модели семьи: «идеальную», божественную и реальную, земную, «нормальную».

    Первая включает в себя Отца, Сына и Мать (Богородицу). В состав реальной семьи входит Иисус Христос, Иосиф Обручник и Дева Мария. В христианстве произведено четкое разделение Отца-воспитателя (Иосиф) и отца «генетического» и духовного (Бог Отец); Важно отметить то, что в христианском вероучении Отец несет ответственность за Сына: отправляет его в мир с определенной миссией и возвращает его на Небеса (Вознесение). В то же время Сын обязан выполнить божественную волю, пройдя через все испытания и страдания. В «земной» христианской семье интересы матери и отца сосредоточены вокруг ребенка.

    Плотник Иосиф, обрученный с Девой Марией, в поте лица своего трудится на благо семьи. Ребенок воспринимается как «божий дар», родители не вольны им распоряжаться. В образе Иосифа воплощена мужская любовь к ребенку. Однако подлинный отец - Бог.

    В христианстве противоречивым и неоднозначным является отношение к женщине. С одной стороны, согласно Ветхому Завету, женщина - источник грехопадения мужчины. С другой стороны, в Евангелии Дева Мария (Богородица) - положительный образ. Мария выступает свидетельницей земных страданий и свершений Христа. Ее земная задача - воспитание сына, призванного свершить великую миссию, Ее роль в «идеальной» семье - посредница между Богом и людьми, заступница за страждущих перед Богом. Подчиненное положение жены сочетается с ее включенностью в отношения любви, психологической близости.

    Греховность женщины может быть искуплена через деторождение и пребывание в вере и любви, святости и целомудрии. Для православной семьи основанием семейного благополучия и любви считается супружеская верность. Вмусульманской семье, где многоженство освящено законом, супружеская верность наполняется иным содержанием. (Верность не конкретной женщине, а своей семье.) Можно сказать, что супружеские взаимоотношения в такой семье будут регулироваться не столько чувствами и потребностью в эмоциональной близости или автономности, сколько осознанием ответственности перед родственниками, обязанностями и этическими нормами. Следует, однако, отметить, что многоженство не исключает любви.

    В России семейные отношения стали объектом изучения лишь в середине XIX в.

    Источниками исследования служили древнерусские летописи и литературные произведения. Историки Д.Н. Дубакин, М.М. Ковалевский и другие дали глубокий анализ семейно-брачных отношений в Древней Руси. Особое внимание уделялось изучению семейного кодекса «Домостроя» - литературного памятника XVI в., изданного в 1849 г.

    В 20-50-е гг. XX столетия в исследованиях отражались тенденции развития современных семейных отношений. Так, П.А. Сорокин проанализировал кризисные явления в советской семье: ослабление супружеских, родительско-детских и родственных связей. Родственные чувства стали менее прочной связью, чем партийное товарищество. В этот же период появились работы, посвященные «женскому вопросу». В статьях А. М. Коллонтай, например, провозглашалась свобода женщины от мужа, родителей, от материнства. Психология и социология семьи были объявлены буржуазными лженауками, несовместимыми с марксизмом.

    С середины 50-х гг. психология семьи начала возрождаться, появились теории, объясняющие функционирование семьи как системы, мотивы вступления в брак, раскрывающие особенности супружеских и родительско-детских отношений, причины семейных конфликтов и разводов; стала активно развиваться семейная психотерапия (Ю.А. Алешина, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемил-лер и др.).

    Анализ источников позволяет проследить динамику развития семейных отношений «от Руси до России». На каждом этапе развития общества преобладала определенная нормативная модель семьи, включающая членов семьи с определенным статусом, правами и обязанностями, нормативным поведением.

    Нормативная дохристианская модель семьи включала родителей и детей. Отношения между матерью и отцом либо были конфликтными, либо строились по принципу «доминирования-подчинения». Дети находились в подчинении у родителей. Был характерен конфликт поколений, противостояние родителей и детей. Распределение ролей в семье предполагало ответственность мужчины за внешнее, природное, социальное окружение, женщина же была больше включена во внутреннее пространство семьи, в дом. Статус женатого человека был выше, чем статус одинокого. Женщина обладала свободой, как до брака, так и в браке, власть мужчин - мужа, отца - была ограничена. Женщина имела право на развод и могла вернуться в семью родителей. Неограниченной властью в семье пользовалась «болыиуха» - жена отца или старшего сына, как правило, наиболее трудоспособная и опытная женщина. Ей обязаны были подчиняться все - и женщины, и младшие мужчины в семье.

    С возникновением христианской модели семьи (XII-XIV вв.) изменились отношения между домочадцами. Мужчина стал безраздельно властвовать над ними, все были обязаны ему подчиняться, он нес ответственность за семью. Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагали четкое осознание каждым членом семьи своего места. Муж как глава семьи был обязан нести груз ответственности, жена смиренно занимала второе место. Ей предписывалось заниматься рукоделием, домашней работой, а также воспитанием и обучением детей. Мать и дитя были несколько обособлены, предоставлены самим себе, но вместе с тем ощущали незримую и грозную власть отца. «Воспитывай дитя в запретах», «любя сына, увеличивай ему раны» - написано в «Домострое». Главные обязанности детей - абсолютное послушание, любовь к родителям, забота о них в старости.

    В сфере межличностных отношений супругов доминировали родительские роли над ролями эротическими, последние не совсем отрицались, но признавались малозначительными. Жена должна была мужу «уноровить», т.е. действовать в соответствии с его желаниями.

    К семейным удовольствиям, по «Домострою», относятся: уют в доме, вкусная пища, почет и уважение со стороны соседей; осуждаются блуд, сквернословие, гнев. Осуждение людей значимых, уважаемых считалось страшным наказанием для семьи. Зависимость от людского мнения - основная черта национального характера семейных отношений на Руси. Социальному окружению нужно было демонстрировать семейное благополучие и строжайше запрещалось разглашать семейные тайны, т.е. существовало два мира - для себя и для людей.

    У русских, как и у всех восточных славян, долгое время преобладала большая семья, объединявшая родственников по прямой и боковой линиям. Такие семьи включали деда, сыновей, внуков и правнуков. Несколько брачных пар совместно владели имуществом и вели хозяйство. Руководил семьей наиболее опытный, зрелый, трудоспособный мужчина, имевший власть над всеми членами семьи. У него, как правило, была советница - старшая женщина, которая вела хозяйство, но не имела такой власти в семье, как в XII-XIV вв. Положение остальных женщин было и вовсе незавидным - они были практически бесправны, не наследовали никакого имущества в случае смерти супруга.

    К XVIII в. в России нормативной стала индивидуальная семья из двух-трех поколений родственников по прямой линии.

    На рубеже XIX-XX вв. исследователями был зафиксирован кризис семьи, сопровождаемый глубокими внутренними противоречиями. Авторитарная власть мужчины была потеряна. Семья утратила функции домашнего производства. Нормативной моделью стала нуклеарная семья, состоящая из супругов и детей.

    Урок ОДНКНР "Семья и семейные ценности в различных религиозных традициях"

    Целевая аудитория: учащиеся 5 классов.

    Цели:

      Формировать представления об исторической роли семьи в традиционных религиях.

      Воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям и традициям.

      Развивать коммуникативные способности учащихся.

    Оборудование: мультимедийная установка, компьютерные презентации, проектные работы учащихся, раздаточный материал, карта РФ.

    Ход урока

    Учащиеся класса делятся на группы вне зависимости от национальной и конфессиональной принадлежности (деление при помощи разноцветных карточек).

    Организационный момент.
    – Ребята, сегодня у нас много гостей. Поздороваемся со всеми улыбнемся друг другу и начнем работать.

    Мотивация.
    – В начале нашего урока предлагаю вам послушать сказку и подумать, что же нам хотел сказать автор?!
    Просмотр сказки В. А. Сухомлинского «Цветок и лепесток».
    Расцвел белый Цветок ромашки. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке было много Лепестков. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»
    Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.
    – Ты кто? – спрашивает Муравей.
    – Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.
    – Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.
    Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.

    –Почему погиб Лепесток?
    – А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?
    (ответы детей)
    – Правильно. В семье точно так же. Все связаны друг с другом. Только все вместе мы сильны, а по отдельности слабы, уязвимы и на самом деле, несчастны.

    2.2. Определение темы и целей урока

    Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

    ( о семье)

    Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о семье и семейных ценностях в различных религиозных традициях, а конкретно, в православии, исламе и буддизме, т.к. эти религии по праву считаются основными в нашем государстве. Мы с вами должны уважать веру друг друга. Потому что все мы – РОССИЯНЕ, граждане одной огромной и любимой нами страны.

    Запишите тему урока на своих рабочих листах.

    - Перед вами на столах лежат таблица «Фиксация знаний»

    Заполните первый и второй столбцы. «Я знаю», «Я хочу узнать»

    Я знаю

    Я хочу узнать

    Я узнал

    И так, что же вы записали в графу «знаю» по данной теме???

    А в графу «я хочу узнать»???

      Какую роль семья играет в жизни человека.

      Совпадают ли представления о семье и семейных ценностях в разных религиях?

      Настоящая, идеальная семья, какая она?

    2.3. Синквейн «Семья»
    -
    Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании и на основании этого составьте в своих рабочих листах синквейн на тему «Семья».
    Правила составления синквейна перед вами на слайде.

    ( ответы детей)
    - Для чего же человеку нужна семья???
    ( ответы детей)

    Кластер «Задачи семьи» - Молодцы, а теперь давайте определим какие же важные задачи должна решать семья. У вас на столе конверт с ответами на этот вопрос. Найдите среди них верные и запишите в свои рабочие листы.
    Пожалуйста, ваши ответы.
    ( ответы детей)





    – Очень хорошо. Вот мы и определили задачи семьи.
    Именно в семье многие дети узнают о традициях своего народа, об основах своей веры.

    Христианство

    Для православных христиан брак – это одно из таинств, в которых Сам Бог благословляет любящих друг друга. Огромное значение в христианстве придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению.

    Ислам

    Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство – это благословение всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине. Пророк Мухаммад сказал, что «рай находится под ногами наших матерей».

    Буддизм

    В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи - это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах.


    –Обратите внимание на сходство определения семьи в этих религиях.
    –.
    Все три религиозные традиции связывают это понятие с группой людей, объединенных родством, любовью, уважением и ответственностью.

    И я предлагаю вам сейчас выяснить, совпадают ли представления о семейных ценностях в этих религиозных культурах?!

    Для этого я прошу помощи у наших экспертов, т.е. тех ребят, которые заранее получили задание, рассмотреть как относятся к семье люди православные, люди, которые исповедуют ислам и люди, которые исповедуют буддизм.

    А все остальные ребята, по ходу выступления наших экспертов, в своих рабочих листах запишите в таблицу основные ценности семейной жизни в представленных религиях. Вы также можете пользоваться выдержками из Евангелия, Учения православной церкви, Сунны Пророка Мухаммеда и Учения Будды о семье, которые лежат у вас на партах.

    Семья в православной культуре .

    Семья в православии всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины.

    В дореволюционной России Домострой служил источником подобной информации, в нем были изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православием. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи (дома) по Домострою. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность. Главой семейства однозначно был муж, «государь», который нес за домочадцев колоссальную нравственную ответственность: он должен «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке»2. Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей и слуг перед строгим «государем», она же отвечает и за семейную благотворительность (нищелюбие и странноприимство) - важный фактор духовной жизни, проявления которой одобрялись церковью и обществом3.

    Любовь - основа основ семьи и православия.

    Семья в исламской религиозной культуре.

    В Коране Аллах Всевышний говорит: «Аллах дал вам в ваших домах жилье…» (16:80).

    Что значит дом для мусульманской семьи? Является ли он тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей и где их поведение базируется на исламских принципах? Является ли он тем местом, где члены семьи чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу?

    Дом не должен быть лишь тем местом, где люди едят, спят и отдыхают. Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе, а жены и мужья имеют возможность находиться наедине. Именно здесь семья может вместе молиться и жить, руководствуясь тем, что было ниспослано Аллахом Милосердным. Со слов Ибн Аби Алдунья и других передают следующий хадис: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу» (Сахих аль-Джами).

    Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.

    Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.

    Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Кроме того, они должны поддерживать друг друга в выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей, поскольку, без сомнения, ребенок, выросший вне Ислама, обречен на страдания в этой и в будущей жизни.

    Семья в буддистской религиозной культуре.

    Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие . Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений всё равно приводит нас к горькому сожалению и раскаянию.

    Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих.

    Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям

    Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.

    Если бы мы по-настоящему любили какого-то человека, мы бы неустанно стремились к его счастью. А вместо этого люди неустанно заботятся лишь о своём собственном благополучии. Именно эта потребность в другом человеке, обусловленная эгоистичными желаниями, создаёт проблемы и страдания в отношениях между людьми.

    - Спасибо за ваше выступление, Молодцы!!!

    Совпадают ли представления о семейных ценностях в этих религиях? Давайте сравним.
    – Как вы считаете, почему эти представления одинаковы?
    - Ребята, какой же мы можем из этого сделать вывод???

    Вывод: Семья – это свято для всех!

    Физминутка

    Работа в группе. Составление схемы «Моя семья»


    - Сейчас давайте представим, что каждая группа – это отдельная семья. У вас на парте есть домик вашей семьи. Запишите в окошечках «домика» под цифрами слова, характеризующие вашу семью, отношения между ее членами. Нужные слова подобрать вам поможет список определений на слайде.

    Список №1 .
    Дружная, злобная. Жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая.

    Список №2 .
    Понимание, недоверие, любовь, уважение, забота, ложь, согласие, выручка.

    Список №3 .
    Жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не любим, обижаем, помогаем, прощаем, терпим, любим.

    Список №4.
    Поддержка, вражда, взаимопомощь, уважение, недоверие, злоба, честность, доброжелательность.

    Список №5.
    «Согласную семью и горе не берет»
    «Семья в куче – не страшна и туча»
    «На что клад, когда в семье лад»

    Давайте посмотрим, какая же у вас семья???

    Вы сумели построить макет семьи. Семьи у вас получились дружные, в них живут любовь и понимание.

    А сейчас вернемся к таблице, которую начали заполнять в начале урока, запишите, что вы узнали о семье и семейных ценностях в различных религиозных традициях.

    Получили ли вы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока???

    Рефлексия
    - У вас на столах находятся цветки ромашки, которые символизируют семью. И они выбраны нами не случайно
    Ребята, давайте возьмем наши цветы-символы в руки. Чувствуете, какие они красивые и хрупкие? Каждый цветок тянется к солнышку, купаясь в его лучах. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность – нашу семью. Прикрепим же символы нашей маленькой семьи к карте большой семьи России, и пусть она крепнет и процветает. Ведь крепкая семья – это сильная страна.

    (клип "Гимн семье")

    Домашнее задание
    Вы хорошо потрудились, хочу отметить самых активных учащихся – это_________________________________________________ Ваше домашнее задание: нарисовать свою семью и составить рассказ об одном из членов семьи.

    «Традиции семьи» - За что вы любите своих родных? Проблемный вопрос. Анкетирование. Рауты Русские балы. Званые обеды Семейные чаепития. Традиции бывшей русской жизни (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»). Проблемные вопросы должны быть. Ценности по наблюдениям социологов. Выбрать нужный ответ. Праздники. «Мне более всего жаль традицию вечернего семейного чаепития.

    «Семья и школа» - 1. Обеспечение субъективной позиции всех участников педагогического процесса. Уровень воспитанности класса. «Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть. Атмосфера и традиции класса. Этапы родительского собрания. Эпиграф. Принципы. Динамика роста участия родителей в делах класса и школы. Цель.

    «Школьная семья» - Проблема: «Мой класс – моя крепость»? Школьная семья. Что такое школьная семья? Функции школьной семьи. Для чего человеку семья? Моя семья. Почему семья часто ассоциируется с веником или сжатым кулаком? Почему? Ваш одноклассник не принимает участия в классных мероприятиях. Наш класс является школьной семьей?

    «Семья родители и дети» - Презентация родительского собрания в 6 классе. Поэтому я предлагаю работать под девизом «Давай никогда не ссориться!». Что такое счастье? Актуальность. «Давай никогда не ссориться!». Анкетирование родителей, детей. Когда вы говорили хорошие, приятные слова? Молодым умом Посягать науки На пути земном.

    «Семья как малая группа» - Общество. Семья как малая группа. Сотрудничество. Развитие. Сочинение «Моя семья». Конфликт. Поддержка. Если совпадают. Потомство. Для чего создают семью? Любовь. Если не совпадают. Забота. Условия для создания семьи: Общие ценности, интересы. Проблема «отцов» и «детей». Понимание. Что объединяет семью?

    «Семья и детский сад» - Играют взрослые и дети! Мастер – класс от родителей! Мастер - класс для родителей. Работа с тканью. Работа с солёным тестом. Познавательная игра с родителями, «Какие мы – дети и взрослые». «Папа, мама, я - спортивная семья». Весёлые старты! Сказки в исполнении родителей и детей. Радуют своим присутствием не только родители, но и бабушки.