Двойняшкам Синтии Шеймс всего несколько недель, но мама уже сейчас заметила, как дети реагируют на ее самочувствие на настроение. «Когда я нервничаю, дети чувствуют это», - говорит Синтия. «Если во время кормления я раздражена или взволнована, дети тоже начинают нервничать: их тошнит, они часто срыгивают, съедают меньше, чем обычно, и капризничаю т». Маленькие дети не понимают речь, но они тонко чувствуют эмоции и настроение своих родителей.

Как дети воспринимают эмоциональное состояние родителей

Если родители нервничают, дети тоже начинают волноваться. Результаты различных исследований свидетельствуют о том, что такая закономерность наблюдается не только у людей, но и у животных. Любой ребенок, любой детеныш, инстинктивно чувствует настроение своих родителей.

Когда родители поглощены собственными переживаниями, испытывают стресс, то уделяют ребенку меньше внимания, в результате он может почувствовать себя брошенным и одиноким. Кроме того, дети перенимают поведение родителей, и в частности то, как они ведут себя в стрессовых ситуациях. Если родители умеют справляться со стрессом, то и ребенку этому легко научиться. Если же родители реагируют на стресс криком, употребляют алкоголь или уединяются, у ребенка впоследствии будет такая же модель поведения.

Все дело в том, что модель поведения закладывается в раннем возрасте. Если у матерей появляются психологические проблемы, то с высокой долей вероятности они появятся и у их детей.

Особенно опасен «токсический стресс» - негативные эмоции в течение длительного периода времени. Он может привести к нарушению развития головного мозга ребенка и нарушению некоторых функций, которые мозг выполняет. Вот несколько примеров:

  • «Токсический стресс» может привести к нарушению связей между нейронами головного мозга.
  • Дети могут начать неадекватно реагировать на стрессовые ситуации.
  • Высокое содержание гормонов стресса подавляет иммунный ответ и приводит к развитию хронических заболеваний.
  • Длительное воздействие гормонов стресса может привести к повреждению участков головного мозга, отвечающих за обучение и память.

Как научить ребенка справляться со стрессом

Родителям не стоит переживать из-за того, что усталость и раздражение в связи с большой нагрузкой на работе испортили ребенку жизнь. Еще не все потеряно!

Ребенок чувствует, когда родители испытывают стресс. Однако в некоторых случаях стресс даже полезен: у ребенка учащается пульс, и изменяется уровень содержания гормонов. Если при этом няня или родители успокаивают и поддерживают ребенка, он учится преодолевать стресс - а это одно из важнейших жизненных навыков.

Несколько простых советов для родителей

Как же оградить своего ребенка от собственных переживаний? Многим кажется, что глубокое размеренное дыхание и счет до 10 - слишком простые методы. Однако они действуют: позволяют замедлить пульс, сбросить напряжение и успокоиться.

Вот другие методы снятия стресса:

  • Программы релаксации: йога, медитация.
  • Массаж. Детский массаж позволяет расслабиться и снять стресс не только у детей, но и у родителей.
  • Физические упражнения. Физические упражнения являются одним из самых лучших способов борьбы со стрессом.
  • Свидание. Рождение ребенка - это еще не повод отказываться от романтических отношений. Время от времени родителям требуется передышка, во время которой они могли бы побыть наедине. «Быть родителем - это тоже своего рода стресс, поэтому иногда нужно отвлекаться от своих обязанностей.
  • Группы взаимопомощи. Для того чтобы снять стресс, иногда достаточно поговорить с человеком, который испытал то же самое. Группы взаимопомощи для работающих матерей или матерей-одиночек можно найти как в медицинских центрах, так и в Интернете.
  • Реальный взгляд на вещи. Чем больше человек уделяет времени карьере, тем труднее ему приходится после рождения ребенка. Если он не успевает сделать 10 дел, которые наметил на день, то испытывает стресс. Однако после рождения ребенка родители будут успевать гораздо меньше, и с этим надо смириться.
  • Многие родители думают: «У меня нет времени заняться спортом или сходить на свидание - у меня слишком много родительских обязанностей». Однако забота о себе - это тоже родительская обязанность. Другими словами, если родители тратят время на себя, они вовсе не становятся эгоистами - тем самым они заботятся о своем ребенке. Ведь когда спокойны родители, спокоен и ребенок.

В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста [А.Д.Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова и др.] устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками.

Обобщенно такое базовое эмоциональное состояние характеризуется как чувство эмоционального благополучия. Выделяются три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий, коррелирующие с типом материнско-детского взаимодействия и его выраженностью. Высокий уровень эмоционального благополучия формируется при эмоционально-принимающем и поддерживающем типе взаимодействия Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1991.

Разные формы эмоционально-зависимых и эмоционально-отвергающих типов взаимодействия и степень их выраженности продуцируют средний или низкий уровень эмоционального благополучия ребенка. Разработаны методы диагностики уровня эмоционального благополучия. В младенчестве состояние эмоционального благополучия определяется как базовое чувство эмоционального комфорта, обеспечивающее доверительное и активное отношение к миру. В более старшем возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.

С момента, когда ребенок пошел в детский сад, его эмоциональное развитие в большей степени, чем раньше, зависит от посторонних людей и от того опыта, который он приобретает вне дома.

Страхи ребенка отражают его восприятие окружающего мира, рамки которого для него значительно расширяются. Большей частью страхи связаны с событиями в школе, семье и группе сверстников. Необъяснимые и вымышленные страхи прежних лет постепенно уступают место более осознанным заботам, каких немало в повседневной жизни. Среди прочих, предметом страхов могут быть и отношения между сверстниками.

Ребенка, у которого появился страх, важно как можно быстрее вернуть в детсад. Иногда излишнее внимание к жалобам на физическое недомогание может вызвать усиление указанных симптомов. Возможно, порою лучше “не заметить” плохое настроение ребенка и проигнорировать его жалобы. Дружески-настойчивая заинтересованность в посещении детсада в любом случае предпочтительнее, чем жалость и стенания.

Рассмотрение эмоционально - оценочных отношений позволяет ответить на вопросы: соответствует ли поведение детей в группе социальным нормам? какие эмоции оно вызывает? что нравится или не нравится им в сверстниках?

Основная функция эмоционально - оценочных отношений в детской и подростковой группе - осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения - симпатии, антипатии, дружеские привязанности и т.д. Они возникают в онтогенезе довольно рано, и формирование этого типа отношений либо обусловлено чисто внешними моментами восприятия (например, ребенку нравятся кудрявые девочки), либо опосредствовано оценкой взрослого, либо прошлым опытом общения с этим ребенком - негативным или позитивным.

Эмоционально - оценочные отношения являются регуляторами в ситуациях возможных конфликтов при распределении ролей в игре. Каждый ребенок, претендуя на значимую роль в игре, сталкивается с подобными стремлениями других детей. В этой ситуации могут стихийно возникнуть первые проявления требования справедливости во взаимоотношениях - ориентация на норму очередности при распределении престижных ролей, наград и отличий, которая, как предполагают дети, должна строго соблюдаться. Однако иногда притязания ребенка так и остаются нереализованными и ему приходиться довольствоваться незначимой ролью, не получать ожидаемое.

Эмоционально - оценочные отношения выявляются в непосредственном взаимодействии детей, отражая систему их предпочтений. Личностно - смысловые отношения представляют собой складывающиеся в совместной деятельности необходимые связи, которые в ней реализуются. При этом мотивом действия каждого участника таких отношений становится другой человек, тот, ради которого, в конечном счете, осуществляется совместная деятельность. Возникая в реальном взаимодействии детей, эти связи обладают определенной независимостью от непосредственных предпочтений ребенка. Более того, они оказывают существенное влияние на эмоционально - оценочные отношения, порой меняя их знак на противоположный.

Психическое развитие детей дошкольного возраста происходит под влиянием систем отношений «ребенок - воспитатель», «ребенок - родители», «ребенок - сверстники». Поэтому любое нарушение в данных системах может привести к появлению эмоционального неблагополучия. Среди причин возникновения отрицательных эмоциональных состояний основными являются:

  • - социальные: неправильное семейное воспитание, неконструктивный тип детско-родительских отношений, несформированные способы взаимодействия со сверстниками, резкое изменение ближайшего социального окружения;
  • - педагогические: отсутствие преемственности в подготовке детей к школе, педагогические ошибки, неэффективный стиль педагогического руководства, информационные перегрузки;
  • - психофизиологические, индивидуальные и личностные особенности ребенка.

Отношения между детьми постоянно меняются. Если в возрасте от 3-х до 6-ти лет дети строят свои отношения в основном под надзором родителей, то от 6-ти до 12-ти лет школьники большую часть времени проводят без родительского присмотра. У младших школьников дружеские отношения формируются, как правило, между детьми одного и того же пола. По мере ослабления связи с родителями ребенок все более начинает ощущать потребность в поддержке со стороны товарищей. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоциональную безопасность.

Именно группа сверстников становится для ребенка тем своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем.

Играя, ребенок овладевает важными социальными навыками. Роли и правила “детского общества” позволяют узнать о правилах, принятых в обществе взрослых. В игре развиваются чувства сотрудничества и соперничества. А такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство, начинают обретать реальный личностный смысл.

Яркое отличие общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослым. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Дошкольники чаще одобряют ровесника и гораздо чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослым.

Столь сильная эмоциональная насыщенность общения детей, по-видимому, связана с тем, что начиная с четырехлетнего возраста, сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. Значимость общения выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем с взрослым.

Проблемы ребенка волнуют практически всех родителей. Однако если ребенок растет неуравновешенным, неуверенным в себе, часто болеет, плохо усваивает школьную программу и , то большинство склонно винить в этом систему образования, улицу, плохую экологию, наследственность, экономическую нестабильность, некачественные продукты, СМИ, компьютер и еще десятки факторов. С этим нельзя не согласиться: отечественная образовательная система еще далека от совершенства, а информационная агрессия и негативно влияют на детский организм. Но при этом почему-то не принимаются во внимание эмоциональный климат в семье, манера общения родителей между собой и с ребенком, отношение самих взрослых к окружающему миру. А между тем, формируется, прежде всего, в семье. Именно родители могут и должны обеспечить своим детям условия для формирования полноценной личности – фундамента для его адаптации в социуме.

Психоэмоциональные проблемы ребенка – отражение родительских проблем

Жалобы родителей на раздражительность, неусидчивость, агрессивность, безразличие или апатичное состояние ребенка стали столь обыденными, что на эти серьезные симптомы психологического нездоровья. Большинство родителей не осознают при этом, что такая позиция не только неправильна, но и вредна.

На самом деле поведение ребенка является ответной реакцией на существующие проблемы родителей и их зеркальным отражением.

Проблему «он меня не слышит, он меня не слушается» невозможно решить разговором на повышенных тонах в надежде, что ребенок, наконец, «услышит» взрослых. Не услышит. А его реакция будет точно такой же: или крик и слезы или демонстративное игнорирование родительских претензий. В связи с этим психологи рекомендуют развивать эмоциональный интеллект как детям, так и родителям

Что такое эмоциональный интеллект

Эмоциональное здоровье человека связано с понятием Еmotional intelligence. Термин «эмоциональный интеллект» (EI) появился в 90-х годах прошлого столетия. Под ним подразумеваются ментальные способности человека правильно истолковывать собственные и чужие эмоции для реализации собственных целей. Умение понимать эмоциональную подоплеку отношений, корректировать свое и регулировать чужое эмоциональное поведение, использовать эмоции для решения конкретных задач формирует в ребенке лидерские качества. Люди с имеют больше шансов быть успешными в карьере, в партнерских отношениях, быть счастливыми в любви.

EI ребенка находится в стадии формирования, он еще не развит. Поэтому неудивительно, если ребенок часто капризничает, проявляет беспричинную агрессию или, наоборот, апатию. А малыши-дошкольники еще не умеют управлять своим эмоциональным поведением, и для выражения гнева, обиды, несогласия или антипатии используют крик и плач. Маленький человек еще не знает, что умение управлять эмоциями является самым эффективным способом достижения любой цели. Не стоит оставлять ребенка один на один с проблемами и ждать, когда он ценой горького опыта придет к эмоциональной компетентности. Родители не имеют права обрекать ребенка на поражения, разочарования, потери и стрессы. Они должны рассказать ребенку, как справляться с жизненными ситуациями, как выстраивать отношения, как управлять своими эмоциями и влиять на эмоции других людей, как эмоционально мотивировать окружающих на положительные отношения.

Но как все это донести до ребенка, если взрослые сами не умеют управлять своими эмоциями? Если они по любому поводу , слышат только себя и не обращают внимания на настроение своих близких? Причин «эмоциональной глухоты» родителей может быть много: это и высокие нагрузки на работе, и конфликты с коллегами, и домашние хлопоты, которые, как известно, никогда не заканчиваются. Да и банальная нехватка денег, наконец, знакомая многим семьям. Все это вызывает стресс, который накапливается, как снежный ком, и либо выплескивается наружу в виде взрыва негативных эмоций, либо переходит в хроническую усталость и безразличие к близким. Понятно, что оба варианта не добавляют ребенку позитива: в окружении издерганных родителей, вечно занятых своими проблемами, он чувствует себя досадной помехой для взрослых – и в итоге попросту замыкается в себе. Постепенно у него появляются комплексы, неуверенность в своих силах, заниженная самооценка. Понятно, что с таким «багажом» о полноценном развитии личности говорить не приходится.

Что же делать?

Одни психологи утверждают, что повысить уровень EI невозможно. Другие придерживаются мнения, что хотя Еmotional intelligence является относительно устойчивой способностью, существует ряд . Мы склоняемся ко второму варианту, так как уверены, что родители, осознающие свою ответственность за будущее ребенка, обязательно найдут способ для их эмоционального развития. Но для этого следует научиться управлять собственными эмоциями – то есть не давать выплескиваться негативу и акцентировать внимание на позитивных моментах.

Не давать выхода негативным эмоциям на людях очень сложно. Это требует длительной работы над собой, но не стоит отчаиваться, а стоит начать. С себя.

Вот несколько психологических методов контроля эмоций: они подойдут и родителям, и детям:

    включить воображение. Если хочется ударить собеседника, то сделайте это, но только мысленно

    представить себя под куполом, зонтом, за стеной при неприятном разговоре – это создаст чувство защищённости

    рисование. Рисовать что угодно, лишь бы выплеснуть негатив -станет легче

    научиться распознавать, что вызвало бурные эмоции. Например, вечером вы поругали ребенка, но негатив вызвало не столько его поведение, сколько сломанный до этого фен. В следующий раз попробуйте предугадать и предотвратить такое свое поведение.

Здесь все просто и одновременно сложно: поначалу бывает трудно и непривычно контролировать свое эмоциональное состояние, но очень скоро вы увидите, что в результате ваших усилий потеплеет психологический климат в вашем доме. И тогда каждый следующий шаг в этом направлении будет даваться вам намного легче и проще, ведь он непременно будет вознагражден детской улыбкой, любовью и доверием.

Почему в воспитании важны позитивные эмоции?

Если ребенок в хорошем настроении садится за уроки, у него быстрее происходит процесс запоминания и появляется стремление к новым знаниям, что положительно влияет на его интеллектуальное развитие.

Отношения, построенные на позитиве, более крепкие и доверительные. Особенно это касается общения родителей между собой, так как они создают в семье здоровый микроклимат и становятся для ребенка моделью поведения в его будущей семейной жизни.

Отсутствие стрессов, здоровая среда и положительная атмосфера в семье благотворно влияют на психику ребенка и его эмоциональное состояние. На позитивных эмоциях у него формируется правильная самооценка, уверенность в себе, позитивное отношение к миру – все то, что способствует гармоничному развитию личности.

Эмоциональное здоровье – основа оптимизма

Букет проблем взрослого человека: дефицит времени, семейные неурядицы, конфликты на работе, конкуренция, вопросы нехватки денег, отношения с родственниками – не может быть причиной эмоциональной «глухости» родителей по отношению к собственному ребенку. Родителям важно знать и помнить, насколько психическое здоровье ребенка зависит от образа жизни, поведения и моральных качеств самих взрослых. Эмоциональное разъединение между поколениями порождает проблему психического инфантилизма вступающего во взрослую жизнь молодого человека и эмоциональную черствость детей к пожилым родителям в будущем.

Физическое состояние детского организма вкупе с психическим здоровьем образуют ту основу, которая обеспечивает социальную адаптацию ребенка в обществе. Только эмоционально здоровый ребенок может пребывать в равновесии и контролировать свое поведение, способен оценивать ситуации и принимать правильные решения. А физически и эмоционально здоровый взрослый, которым очень быстро станет ваш малыш, способен гармонизировать пространство вокруг себя, комфортно сосуществовать с окружающим миром и позитивно воспринимать жизнь.

Светлана Жаркова

Как помочь ребенку улучшить эмоциональное состояние


Часто родители жалуются на то, что ребенок неуравновешен, плаксив, робок, тревожен, неуправляем, агрессивен. Конечно, все эти проявления могут иметь разные причины и требовать отдельных подходов в помощи. Но общим является то, что через негативные эмоции и поведение ребенок сигнализирует взрослым, что ему нехорошо, что с ним что-то не так, есть что-то, с чем он не может справиться, потому что для него это слишком тяжело.

Есть общие моменты, которые полезно знать и учитывать, чтобы предотвратить эмоциональные срывы и улучшить эмоциональное состояние ребенка.

Из-за чего эмоциональное состояние ребенка становится негативным, и что с этим делать:

1. Ребенок получает мало внимания «напрямую». Дети не могут по-взрослому оценить заботу родителей о себе в виде зарабатывания денег, уборки в доме, приготовления пищи. Они чувствуют любовь к себе, когда им уделяют время и внимание. При этом не нужно быть много времени с ребенком, нужно просто уделить ему время тогда, когда он этого хочет - в игре, рисовании, чтении. Ребенок насытится вниманием и отпустит вас к вашим делам.

«Поэтому включите в распорядок дня время, когда вы ничем больше не занимаетесь, а выполняете просьбу ребенка, играете с ним так, как он хочет, разговариваете, обнимаете, целуете. Это те формы любви, которые наиболее сильно насыщают ребенка . »

2. Ребенку предъявлены слишком высокие требования (к поведению, бытовым привычкам, дисциплине, обучению, его рассудительности). Современные дети активно демонстрируют взрослым, что УЖЕ являются способной и талантливой личностью! И это правда, и это важно учитывать - в уважении к ребенку. Вместе с тем, не стоит забывать, что даже умный, успешный, коммуникабельный ребенок (который иногда создает впечатление не по годам зрелого, мудрого, взрослого) - все же Ребенок, который не может мыслить, принимать решения и вести себя по стандартам взрослых.

«Помните, сколько лет вашему ребенку. Проверяйте, не слишком ли ваши требования к нему завышены, предъявлены «не по годам», остается ли у ребенка при выполнении ваших требований пространство для игры , спонтанности, радости, движения. »

3. Ребенка мало хвалят и много критикуют. Это основной механизм, который ожесточает или запугивает не только ребенка, но и взрослого человека, портит отношения. Если ребенок делает что-то хорошее, но не получает похвалы, то, как минимум, он не узнает, что сделал что-то хорошее (а кто же ему подскажет это, если не вы?), как максимум - на его достижения, хорошее поведение не обращают внимания - то есть, обесценивают (((. Вспомните свое состояние, когда вы старались, а важный для вас человек или не обратил внимания на ваш вклад, или, промолчав о хорошем, обратил внимание на недостатки. Если это часто повторяется, то так возникает заниженная самооценка, неверие в себя, нежелание что-то делать.

«Отмечайте похвалой и благодарностью, поддержкой, уважением то, что ребенок делает хорошо, - это будет развивать в нем самоуважение и активность. Вместо критики, которая формулируется «ты не хорошо / плохо… », важно спокойно рассказать «лучше сделать …., потому что… ».

4. Ребенку трудно справляться с какой-то своей задачей, выполнять которую он не готов (сон в отдельной комнате, пребывание с родственниками без родителей, адаптация к детскому саду, занятия по интеллектуальному развитию, дополнительные кружки в школе). Иногда ребенок сначала справляется, а затем его силы сдают и эмоции показывают «сбой». Дайте себе ответ на вопрос, что может вызвать трудности в жизни вашего ребенка? Готов ли он к этому? Как вы можете смягчить ему адаптацию? Прямо спросите ребенка, что его беспокоит, что именно дается ему тяжело, что он не хочет делать.

«Предложите ему поддержку, исправьте нагрузку так, чтобы она происходила в тех порциях, с которыми ребенок справляется, обязательно хвалите его, когда у него это получается. Важно не только то, что ребенок справился с задачей, а и то, КАК он чувствует себя, когда с этим справляется

5. Вокруг ребенка слишком часто меняются люди, обстоятельства, правила поведения, он переживает слишком много событий .Это приводит к тому, что появляется ощущение непредсказуемости, а для ребенка это - момент хаоса. У него исчезает ощущение стабильности, повторяемости, а соответственно - безопасности и предсказуемости. Ему слишком часто приходится переадаптироваться. Иногда это возникает даже как следствие того, что близкие люди предъявляют разные требования, ожидания к ребенку: «то, что можно с бабушкой, то нельзя с мамой», «вчера папа разрешил это, потому что у него было хорошее настроение, а сегодня нет».

«Договоритесь о стабильности в распорядке, правилах поведения ребенка, так, чтобы «хорошо и плохо», «можно и нельзя» имели одинаковое содержание от всех окружающих. Сделайте распорядок дня ребенка стабильным, об изменениях в планах говорите с ним, готовя его к этому .»

6. Ребенок реагирует на сложный период, который проживает семья или кто-то из взрослых. Так бывает, когда семья адаптируется после рождения еще одного ребенка, изменений в трудоустройстве, места жительства, смерти в семье, изменений в отношениях с родственниками, любых решений, которые требуют перестройки в жизни. Важно понять, что такие события происходят вне желания ребенка и часто он не готов принимать их и изменяться в соответствии с их новыми обстоятельствами. В дошкольном возрасте ребенок вполне способен проговорить свои дискомфорты, просто важно задать вопрос и услышать ответ. Важно помочь ребенку проявить чувство к этим изменениям, спросить, что его тревожит или раздражает (утомляет), что сейчас ему больше всего нужно. Полезно избегать «взрослых тяжелых» разговоров при ребенке, где есть много сомнений, страхов или злости. А вот делиться с ребенком верой в то, что все будет хорошо - очень даже стоит.

«Ответы на вопросы о том, что происходит сейчас, давайте в доступной и успокаивающей форме согласно возрасту. Усилить чувство стабильности помогут ежедневные ритуалы (сказки, мультики, игры , прогулки). Еще чаще говорите ребенку, что вы его любите, обнимайте, высвобождайте время для того, чтобы побыть вместе с ним ».

7. Ребенок реагирует на ваше эмоциональное состояние или отражает его своим поведением. Ребенок действительно часто внешне отражает то, что происходит внутри у его близких людей, или то, что он замечает в отношениях вокруг. Прислушайтесь к себе - как чувствуете себя вы? Какие эмоции вы испытываете чаще всего? Насколько светлое и спокойное ваше внутреннее состояние? Какие трудности вы испытываете (в отношениях, отношении к себе, к жизни, в понимании того, чего вы хотите сейчас)? Если вы признаетесь себе в том, что и вам непросто, что внутри вас много сложных чувств, которые вы стараетесь не вылить на окружающих (но все равно это проявляется в мелочах, передается в атмосфере и ребенок это отражает, вбирает в себя), это означает, что:

«Сейчасстоит уделить время себе - выровнять свое состояние, жизненные процессы, избавиться от стрессовых факторов, дать ответы на волнующие вопросы. Ваш внутренний покой и радость придадут энергии в любви к ребенку, станут базой для его внутреннего спокойствия и благополучия. И ребенок , как зеркало, отобразит вместо мрачного состояния, светлые тона радости ».

Ромашова Лариса Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ города Калининграда детский сад №132
Населённый пункт: Калининградская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребёнка
Дата публикации: 23.04.2017
Раздел: дошкольное образование

Консультация для родителей

Тема: Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребёнка.

Задачи: Акцентировать внимание родителей на взаимосвязи родительской

установки с эмоциональным благополучием и личностным развитием

ребёнка. Стимулировать рефлексию родителей над собственными

воспитательными установками. Организовать обмен опытом в области

взаимодействия с детьми. Способствовать выработке новых навыков

общения с ребёнком.

“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома” (Л.Н.Толстой);

«Как взрослые ведут себя в семье, так ведут себя в обществе и дети, и

виноваты они не больше, чем деревца, засохшие оттого, что почва оказалась

отравленной» (А. Приставкин)

Семья для ребенка - это место его рождения и основная среда

обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между

родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.

Эмоциональное воспитание ребёнка происходит в первую очередь в семье.

Задача семьи – поддерживать достоинство ребёнка, укреплять его хорошее

мнение о себе.

От чего зависит эмоциональное благополучие ребёнка?

Факторы социально – культурного характера:

Ускорение темпа жизни;

Дефицит времени родителей;

Недостаток условий для снятия напряжения и расслабления;

Загруженность родителей и невротизация взрослых;

Неумение решать внутриличностные конфликты и отсутствие возможности

оказать психотерапевтическую помощь.

Социально – экономические факторы:

Неудовлетворительные жилищно – бытовые условия;

Ранний выход матери на работу.

Социально – психологические факторы:

Дисгармония в семейных отношениях;

Дисгармония в семейном воспитании;

Нарушение детско – родительских отношений..

Психологический климат семьи выражается в том, какие в ней

преобладают отношения и настроения (восторженное, радостное, светлое,

спокойное, тёплое, тревожное, холодное, враждебное, подавленное).

При благоприятном микроклимате каждый член семьи чувствует себя

равным среди равных, нужным, защищённым и уверенным.

родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере

любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем,

трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как

правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию

различных психологических проблем и комплексов.

Признаки неблагоприятной семейной ситуации, которая может привести

к распаду семьи – это ссоры, конфликты, непонимание между супругами.

Жить в такой семье дискомфортно всем. Особенно восприимчивы к

семейному климату дети дошкольного возраста, личностные качества

которых только начинают закладываться. У ребёнка в таких семьях может

появиться тревожность, агрессивность, неорганизованность, стремление к

лидерству и отгороженность.

Родители должны быть очень внимательны к эмоциональном состоянию

Аффективное поведение – одна из форм эмоциональной неустойчивости

ребёнка, когда эмоциональные процессы протекают стремительно и бурно,

носят взрывной характер.

Симптомы:

Нестабильность и неровность поведения ребёнка, резкие перепады

настроения и самочувствия при отсутствии явно выраженных причин,

внезапные переходы от увлечённости делом к потере интереса, от

безудержного веселя к подавленности.

Острота реагирования на настроение других (замирают или напрягаются,

когда персонажу сказки или фильма плохо, могут расплакаться во время

грустных событий);

Узкий диапазон эмоциональной выносливости (в одиночестве танцует,

сочиняет, поёт, но не может воспроизвести всё это на утреннике, в ситуации

экзамена).

Общее чувство неуверенности во всём, что делает («А у меня получится?,

Это ничего, что я плачу? Это ничего, что я играю?»), гипертрофированный

страх и предчувствие неудачи («всё равно не получилось»).

Отчётливый соматический характер отдельных эмоциональных ощущений,

переход эмоций, например страха и гнева, в ощущении боли («когда я сильно

сержусь у меня темнеет в глазах»)

Неустойчивость и взаимопереходы эмоций (страха в гнев, страха в

ревность, страха и гнева в зависимость), трудность преодоления.

Чрезмерная чувствительность не только к замечанию (особенно к

замечаниям взрослых), но и к тому как сказано: каким голосом, с какими

интонациями и т.д.

Навязчивые привычки – сосание пальца, грызение ногтей, накручивание

волос на палец.

Невротические проявления – моргание глазами, подёргивание плеч,

дрожание рук.

Все перечисленные симптомы могут говорить о том, что ребёнок

находится в состоянии психоэмоционального напряжения, ему нужна

Детские психиатры утверждают: семейная атмосфера, насыщенная

психическим, эмоциональным напряжением, формирует из детей

неустойчивых истериков или запуганных, мрачных людей.

Во взаимоотношениях с ребёнком взрослый должен тонко подбирать

эмоциональные формы воздействия. Одной из таких форм являются

родительские установки – совокупность родительского эмоционального

отношения к ребёнку, восприятия ребёнка родителем и способов поведения с

Давайте вспомним реплики родителей, высказывания, оценки,

услышанные или сказанные лично вами, и попробуем определить.

Негативное или позитивное влияние они оказывают на ребёнка.

Например, очень часто в поликлинике можно услышать раздражённые

высказывания родителей, в адрес расшалившегося малыша. «Хватит

капризничать, а то оставлю тебя здесь»

Лучше сказать: «Я понимаю, ты устал. Я тоже не хотела бы сидеть в

очереди. Давай придумаем, чем мы можем заняться? Может быть, поиграем в

Перед вами таблица - бланк с негативными установками, которые иногда

даются ребёнку.

Негативные

установки

Последствия

Позитивные установки

Горе ты моё!

Заниженная самооценка,

чувство вины, отчуждение,

конфликты.

Радость ты моя!

Нытик, плакса!

Внутренняя озлобленность,

повышенное эмоциональное

напряжение, тревожность,

неуверенность в своих

силах, безынициативность.

Поплачь, станет легче!

Ты копия своего

Неадекватная самооценка,

упрямство,

противоречивость,

трудности в общении с

родителями

Папа у нас

замечательный!

Мама у нас умница!

Неумейка! Откуда у

тебя только руки

Страхи, заниженная

самооценка, неуверенность,

низкая мотивация к

деятельности.

Попробуй ещё раз, и у

тебя получится! Давай

попробуем вместе.

Ты обидел маму!

Ты плохой, вот уйду

от тебя к другому

мальчику.

Отчуждение, тревожность,

страхи, чувство одиночества,

нарушение сна.

Я всё равно тебя люблю!

Но мне очень неприятно

– постарайся не

поступать так больше.

Займись чем –

нибудь, отстань.

Отчуждение, озлобленность.

Иди ко мне, давай

подумаем, чем мы

займёмся.

Только и слышу:

«Купи! Купи!»

Агрессия, капризы,

истерики.

Мне бы хотелось купить

тебе, но у меня нет

Надоел со своими

просьбами!

Зависит ли поведение взрослого от его настроения?

После выходного дня воспитатель спрашивает у детей, как они отдохнули.

Один мальчик с радостью сообщил:

У меня было хорошее воскресенье.

Чем же? – интересуется воспитатель.

А у папы было очень хорошее настроение!

Большое значение в становлении ребенка имеет стиль семейного

воспитания, принятые в семье ценности, поведение.

Демократический

Попустительский (Либеральный)

«Кумир семьи»

Ребенок обожаем, любим. Любая прихоть ребенка – закон. Восторгаются им,

ежеминутно находят в ребенке «таланты». Растет капризным, своевольным

эгоистом. Освобожден от всех обязанностей.

«Гиперопека»

Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых

Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем

Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда. Ребенок загружен до

предела, хочет оправдать надежды родителей. Растет безвольным, трудности

в общении.

«Гипоопека»

Ребенок предоставлен сам себе. Ощущает себя ненужным, лишним,

Нелюбимым. Временами вспоминают, что он есть и уделяют минимум

внимания. Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям

«Ежовые рукавицы»

Ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаются. Внушают

лишь подчинение. Ребенок не знает ласки и тепла, беспрекословно

подчиняясь. Вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким,

часто с бурными реакциями протеста.

«Повышенная моральная ответственность»

На плечи ребенка возлагается огромная ответственность, обычно

непосильная для его возраста. Свои не оправдавшиеся надежды, мечтают

реализовать в детях. Ребенку поручают заботиться о младших в доме или о

престарелых.

«В культе болезни»

Когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием.

Боясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его

желания. Пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им.

Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем.

Такой ребенок - маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую

болезнь, чтобы добиться всего. Ждет сочувствия и сострадания от всех. С

трудом приспосабливается к действительности.

Может ли влиять порядок рождения на развитие ребёнка?

Старшему ребёнку в семье свойственны ответственность,

добросовестность, стремление к достижениям, честолюбие. Он часто берёт

на себя часть родительских функций, заботясь о младших детях в семье. Он

может чувствовать себя ответственным за семейное благосостояние,

продолжение семейных традиций, часто становится лидером. Рождение

следующего ребёнка приводит к лишению его исключительной позиции в

обладании любовью и защитой матери и часто сопровождается ревностью к

появлению соперника. Если старшему к этому моменту нет 5-6 лет, то

появление брата или сестрички может вызвать сильный стресс. Такая реакция

сильнее, если дети однополые.

Младшему ребёнку в семье свойственны беззаботность, оптимизм,

готовность принимать чужое покровительство. Для членов своей семьи он

может, так и остаться навсегда малышом. К его достижениям родители, как

правило, относятся менее требовательно. В отношениях с людьми

мунипулятивен, враждебен, конфликтен, он более ориентируется на себя, чем

на других. Младшие часто становятся любимчиками, поэтому в отличии от

старших они более эмоционально стабильные, более общительные.

Средний ребёнок может обладать характеристиками как младшего, так и

старшего или их комбинацией. Часто вынужден бороться за то, чтобы быть

замеченным, получить своё место в семье.

Единственный ребёнок оказывается одновременно самым старшим и

самым младшим ребёнком в семье. Более чем какой – либо другой,

единственный ребёнок наследует характеристики своего родителями того же

пола. Единственные дети часто имеют привязанность к родителям на

протяжении всей жизни. Поскольку родители склонны возлагать большие

надежды на своего единственного ребёнка, как и на старшего, он обычно

отличается в школе и в других областях приложения сил. Однако находясь во

власти родителей, под их опекой, ребёнок может стать беспомощным.

Существует два типа единственных детей: рано повзрослевший и

«маменькин сынок», второй вариант особенно, распространён в семьях, где

были проблемы с беременностью, поздние роды и т. п.

Ситуации

Ребёнок шалил за столом, и, не смотря на ваше предупреждение,

пролил молоко. (Ничего, бывает, иди принеси тряпку и убери за собой.)

У вас важный разговор с приятельницей/приятелем. Ребёнок постоянно

вас перебивает. (Я понимаю, тебе хочется поиграть со мной. Этот

разговор для меня очень важен. Нарисуй пока что – нибудь, я скоро

освобожусь и мы поиграем.)

Вы торопитесь на работу. Ваш ребёнок медленно одевается и

отказывается надевать приготовленные вещи. (Я тороплюсь, мне бы не

хотелось опаздывать. Тебе нужна поя помощь?)

Алгоритм Джона Грея

1. Взрослый чётко формулирует, что хочет от ребёнка, например: «Я хочу,

чтобы ты собрала игрушки и пошла в ванну». Часто взрослые

формулируют свои послания невнятно: «А может пора спать?», «Смотри,

уже темно»

2. Озвучиваем предполагаемые чувства ребёнка и проводим причинно –

следственные связи: «Видимо игра тебе очень нравится, и ты

расстраиваешься, когда надо всё заканчивать»

3. Ребёнку обещается то, что он любит делать (но не покупка игрушек,

деньги и сладкое): «Если ты сейчас пойдёшь в ванну, то сможешь поиграть

там в пиратский корабль (то я прочитаю тебе книгу подольше и т.д.). Мы

часто поступаем наоборот – угрожаем: если не сделаешь, то потеряешь.

4. Произносится та, же фраза, но более грозным тоном.

5. Если и после усиления интонации ребёнок продолжает буянить – то

объявляется тайм – аут. Важно понимать, это не наказание. Это пауза – для

того, чтобы успокоится и продолжить общаться адекватно. И в то же время

это обозначение «границ». Перерыв объявляется на несколько минут,

сколько лет ребёнку. Объясняем так: «Я вижу, мы не можем договориться,

поэтому объявляется перерыв на 3 минуты. Нам надо успокоится. И тебе,

Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за

то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего

ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет

его ребенок и предпринимает усилия для того, чтобы ее менять. Это человек,

который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое.

Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в

более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в

общем – учиться.

Каждый ребенок талантлив и добр. Это взрослые формируют в детях

пороки, зло, жадность.

Памятка «Создание благоприятной семейной атмосферы»

От того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический

настрой на весь день.

Строго соблюдайте режим дня ребёнка.

Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных

Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его

Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из

общения окрики, грубые интонации.

Создайте в семье атмосферу радости и любви.

Одно из основных условий полноценного развития ребёнка –

психологическая защищённость, т. е. осознание того, что его любят в любых

жизненных ситуациях. Слушать и чувствовать ребёнка непросто для

взрослого. Именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение

видеть чувства свои и окружающих. А это важнейшая задача воспитания

ребёнка дошкольного возраста.