Революционные открытия как работает наша память и как надо запоминать! Для многих людей это станет настоящим открытием.

У людей нет плохой памяти, просто нас не научили как ей правильно пользоваться. Память у нас работает прекрасно. В данной статье Вы найдёте самые эффективные и интересные упражнения и видеотренинги по тренировки памяти и внимания

По времени хранения информации выделяют:

Долговременную память
Кратковременную память
Мгновенную или иконическую

В долговременной памяти информация хранится годы и десятилетия. Последнее, что забудет человек - звуки его собственного имени. В долговременную память помещается только то, чем мы пользуемся регулярно, о чём постоянно думаем.

В кратковременной памяти информация задерживается на несколько минут, часов, дней, иногда недель. Потом за ненадобностью она «испаряется». Мозг не любит хранить то, чем хозяин не пользуется. Уж слишком много он тратит энергии и ценнейших веществ. Один из способов стремительно тупеть - как можно реже напрягать свою память. Ничего не учить, не читать новых книг, говорить короткими примитивными фразами.

Мгновенная память названа так, потому что она хранит информацию в буквальном смысле слова мгновения - секунды, доли секунды. Эта память работает, когда мозг оценивает ситуацию на перекрёстке дорог, следит за быстро движущимся объектом, читает текст. Пока мы смотрим на страницу, наш мозг помнит очертания большого количества букв, слов и фраз, но стоит оторвать взгляд от страницы, как из мгновенной памяти большая часть картинок улетучивается.

Чем развитее у человека мгновенная и кратковременная память, тем больше шансов пополнить память долговременную. Кратковременная память - входные ворота долговременной, а долговременная память - это входные ворота интеллекта. Чтобы иметь красивое стройное мускулистое тело, нужно заниматься спортом, регулярно давать мышцам нагрузку. Также и с памятью. Тренировка памяти - не что иное, как её использование, применение, постоянная практика запоминания. Лучший вариант - учить стихи. Это расширяет словарный запас и увеличивает площадь контактов между нервными клетками головного мозга.

Тренировка памяти упражнения:

Упражнение «Дом памяти»

Попробуйте по памяти назвать по фамилиям всех поэтов или писателей, которых тока сможете вспомнить. Если Вы смогли припомнить без больших затруднений и торможения хотя бы 12-15 авторов, то это весьма не плохо. Помимо фамилий поэтов, можно называть понятия из любой сферы (женские и мужские имена, предметы мебели, комнатные растения, все понятия относящиеся к математике, изобразительному искусству и т.п.)



Упражнение «Концентрация на задаче»

Простое упражнение, которое поможет Вам развить привычку концентрироватьс на задаче — это произнесение слов наоборот.

Любовь — Вобюл
Пианино — Онинаип
Небоскрёб — Бёрксобен
Картина — Анитрак
Потолок — Колотоп

Нос-Сон
Дар-Рад и т.п. Затаем переходите к двусложным словам:

Рога — Агор
Небо — Обен
Гора — Арог

Казалось бы, примитивное детское упражнение! Но оно тренирует зрительную память. Не так уж просто без навыка удержать в воображение слово «мегаполис» или «шахматы». Как только вы попытаетесь произнести эти слова наоборот, не подглядывая в запись, у Вас возникнут трудности. Что с этим делать? Разбивать Умственную задачу на блоки.

Шахматы= шах мат ы

В начале нужно удостовериться, что Ваш мозг видит три отдельных части слова: шах мат ы. Вы можете разбить слово иначе, по слогам: шах-ма-ты . В любом случае, Вам нужно удержать в воображении три фрагмента. Память и внимание тренируется колоссально! Если перед вашим мысленным взором уже зафиксировались три слога, не составить труда прочесть их наоборот: ы там хаш.



Упражнение «Целлюлярный токинг»

То, что я сейчас советую Вам сделать, будет выглядеть странновато. Тем не менее, «оно самое» поможет.

а)Увеличить скорость мышления и улучшить внимание

б) сократить время на пути образ — слово (а значит, увеличить скорость чтения)

в) Испытать, как напрягается ваша память (некоторые будут откровенно «тормозить», выполняя это простое задание).

Как можно быстрее называйте вслух все предметы, которые видите перед собой. Вот я, к примеру вижу:
Монитор, зеркало, наручные часы с кожаным ремнём, сотовый телефон, измерительную рулетку, торшер, вебкамеру, три карандашницы, книги, еженедельники, кактус и т.д.

Вы можете перечислять предметы как с описательными характеристиками, так и без конкретики: колонки, подушка, диван, стена, рамка, медаль, фотография, расчёска и т.д.

Это упражнение интересно выполнять, когда есть хотя бы один зритель. Понаблюдайте за собой: через какое время вы «сдуетесь», паузы между словами возрастут и вы станенете мычать и помогать себе жестами. Свои мозговые клетки можно и нужно регулярно «доить».

В этом случае скорость синтеза необходимых клеткам веществ растёт, и нейроны привыкают работать не вполсилы, а на полную катушку. Почаще устраивайте им напряжённый кросс, и они отблагодарят вас. Вы будете быстрее подбирать аргументы в споре и лучше соображать, перестанете страдать от рассеянности и забывчивости. Реакция вашего мозга в стрессовых ситуациях, вроде намечающегося ДТП, можете стать молниеносной.

Упражнение «тренировка второго полушария».

Это для любителей потренировать память нестандартным спсобом, а именно: развивайте правое полушарие головного мозга. За работу левой руки отвечает именно оно. Не всегда удаётся выделить время для тренировки левой руки. Но если привязать тренировку к бытовым действиям, которые всё равно приходится делать каждый день, то Ваш мозг станет стремительно развиваться. Например: мытьё посуды, чистка ванны или раковины, можно перестроить мышь компьютера под левую руку, пытаться писать левой рукой и т.п.

Упражнение «Римская комната»

Это приём на запоминание чего угодно. Списка продуктов,
Тони Бьюзен в книгах по улучшению памяти пишет о «Римской комнате». Мол, древние римляне использовали её для запоминания важных событий, замена ежедневника. Римской комнатой, по Бюзьену может служить Ваш кабинет, спальня или комната из детства, может быть Ваш автомобиль. Как правильно выполнять данное упражнение, Вы можете посмотрев это видео.



Возникает вопрос, «Не захламится ли память всеми этими предметами?» Но механизмы памяти совершеннее, чем может показаться. Как только мы выполнили задачу, память тут же избавляется от лишнего образа без каких либо усилий с нашей стороны. Если мы не используем какую-то информацию, наш мозг, как рачительный хозяин, немедленно избавляется он неё. Именно поэтому после выхода на пенсию люди стремительно утрачивают свой профессионализм. Если помолчать годик, то и говорить разучишься.

Тренировка памяти в быту:

1) Новую информацию читайте каждый день.

2) После просмотра фильмов и передач мысленно «прокручивайте» их в голове от начала до конца.

Точно ли Вы помните название? Обратили ли внимание на имена режиссёра, актёров? Вам не было интересно или виной всему банальные невнимаетельность и лень?

3) Список что нужно купить держите в голове, а не в кармане.

5) Старайтесь запомнить имена: общих знакомых, в том числе случайных, членов семьи начальства. Это экономит нервы и улучшает кровоснабжение в коре головного мозга.

6) Запоминайте все нужные телефонные номера.

7)В конце дня (можно в постели) припоминать события дня с самого утра.

Это ценно не только для тренировки памяти, но и для анализа — наилучшим ли образом я построил день? В мельчайших подробностях припоминайте события последенего часа, если нет возможности читать, а время уходит не по Вашей вине.

8)Запоминайте Дни Рождения, расписание дня и недели.

Это не значит, что нужно отказаться от планирования на бумаге, но лучше иметь копию в голове.

9) Говорите без шпаргалки

10) Заведите блокнот для люботных фактов, идей, ссылок, цитат, чтобы была возможность воспользоваться ими при случае. «Скоростная память» .

Как вам эта статья? Советую получать свежие статьи на e-mail , чтобы не пропустить информацию о новых статьях моего блога!

Изучению памяти посвящено множество научных трудов и монографий, но, несмотря на это она по-прежнему во многом остается «вещью в себе» как для специалистов, так и для простых людей. По большому счету нам до сих пор неизвестно, каким образом работает наша "система хранения данных". Еще совсем недавно господствовала теория, что законы функционирования памяти и мозга неизменны. Существовало мнение, что мозг способен к развитию только в детском возрасте, а затем изменяется только в сторону ухудшения. Это убеждение основывалось на трех факторах:

  • чрезвычайно редкие случаи выздоровления пациентов с повреждениями мозга в прошлом;
  • не изученность мозговой деятельности на нейронном уровне;
  • отношении к мозгу, как к механизму, а механизмы, как известно, не меняются и не растут.

Понятно, что у разных людей и в разном возрасте мозг и, соответственно, память может работать и хуже, и лучше. Оценить это можно только одним способом, вычислить соотношение «входной» и «выходной» информации. Но сделать это сложно. Еще более сложно вычислить эффективность воздействия на память и деятельность мозга различных методик и программ. Во-первых, на людей по-разному действует тот или иной способ тренировки. А во-вторых, тест не будет чистым, так как при испытании каждого следующего программного продукта будет накапливаться воздействие, оставленное предыдущими.

Однако сейчас большинство специалистов сходятся в одном, что память способна развиваться при систематической ее тренировке. Это логично и не противоречит главным законам, по которым существует человеческий организм. В подтверждение этому можно привести результаты одного исследования, опубликованные в книге Нормана Дойджа «Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга».

Общеизвестно, что у людей преклонного возраста активность мозговой деятельности снижается, а память ухудшается. Один из экспериментов заключался в том, что группа людей в возрасте 60-87 лет занималась 10 недель по 5 часов в неделю по программе улучшения слуховой памяти. После завершения курса, проведенное тестирование показало значительное улучшение этого вида памяти – результаты соответствовали тестам возрастной группы 40-60 лет. Повторный тест, проведенный через три месяца, эти результаты подтвердил.

Как работает память

Плохой памяти у людей не существует «по определению». Количество информации, которую может хранить наш мозг огромно. Просто есть люди, которые умеют пользоваться своей памятью, пусть и на неосознанном уровне, а есть те, которые к этому неспособны. У первых в этом хранилище все классифицировано, разложено по полочкам и предъявляется по первому требованию. А у вторых оно больше похоже на склад случайных вещей, хотя и наполненный «под завязку», но содержащий гораздо меньше полезных данных.

Но, несмотря на такую разницу в организации у всех у нас есть несколько разновидностей памяти, отличающихся временем хранения информации:

  • долговременная;
  • кратковременная;
  • мгновенная.

В долговременной мы храним только то, о чем постоянно думаем и чем регулярно пользуемся. Причем храним десятилетиями. Кратковременная используется для хранения текущей информации, задерживается она там иногда на несколько недель, но потом, если не используется, исчезает. Мозг, как и человек, не очень любит трудиться, когда не мотивирован, слишком много энергии расходуется при этом. Мгновенная память предназначена для работы в течение мгновений и секунд. Работает она, например, при оценке дорожной ситуации, слежении за движущимся объектом. Но стоит нам перевести взгляд или сконцентрироваться на чем-то другом вся информация в ней «обнуляется».

Процесс перехода информации из кратковременной памяти в долговременную - активный процесс в мозге, требующий значительных затрат энергии. Если перегружать кратковременную память, не давая времени мозгу перевести важную информацию из неё в долговременную, то эффективность запоминания снижается. Поэтому при активной учёбе небольшие периоды отдыха и расслабления необходимы.

Развитие кратковременной и мгновенной составляющей нашей памяти – прямая дорога к увеличению эффективности долговременной, которая в конечном итоге оказывает свое влияние и на наши когнитивные способности (наш интеллект). А развивать их можно, только тренируя и постоянно применяя в повседневной жизни.

Но это не все. Практика показывает, что лучше всего запоминается то, что вызывает интерес, понятно и сопровождается эмоциями. Зазубривание «чего попало» - бесполезная трата времени. А так как интересы у всех разные, то и материал для тренировок должен быть разным. Именно поэтому распространенный и повторяющийся из пособия в пособие совет улучшать память, заучивая стихи, помогает далеко не всем. Что делать тем, кто равнодушен к поэзии?

Собственно, на этих двух принципах: тренировке кратковременной памяти с использованием разнообразной информации и основывается работа многочисленных компьютерных программ. Такая тренировка памяти отличается от обычной лишь тем, что используются изображения предметов, а не сами предметы, что значительно облегчает организацию самого процесса. На компьютере можно смоделировать все, что угодно.

Тренировка мгновенной (рабочей) памяти

Мы уже говорили, что развитие кратковременной и мгновенной памяти – ключ ко всему процессу запоминания. Эта память ценна еще и тем, что она обрабатывает не только внешнюю информацию, но взятую из долговременной и кратковременной памяти. Собственно, многие исследователи считают, что именно в ее работе и заключается процесс мышления.

Большого смысла перечислять существующие компьютерные программы для развития памяти нет. Достаточно сказать две вещи:

  • любой человек может найти среди этого множества программу полезную именно для него;
  • все они, за небольшим исключением, имеют один характерный недостаток – ограниченный набор и однотипность тестов делает невозможной комплексную тренировку памяти.

Выделяется из общего ряда ресурсов, посвященных развитию памяти, персональный сайт Пигарева А.Ю. (Новосибирск) - http://working-memory.ru. На нем есть все, и написанная понятным языком концепция, и методика оценки памяти, и целый комплекс тренажеров, позволяющих ее развить. Пожалуй, единственный недостаток ресурса, - это невозможность пройти тесты без регистрации. Но это преодолимо – достаточно написать письмо владельцу.

Хорошая память, как правило, считается полезным практическим навыком. Однако реальная польза от обладания ею простирается гораздо дальше. Оказывается, те, у кого хорошая рабочая память, имеют ярко выраженную тенденцию к оптимизму, ментальной адаптивности и гибкости, обладают здоровой уверенностью в себе, чаще удовлетворены работой и личной жизнью, реже болеют и скорее поправляются. А самое главное - они в целом ощущают себя более счастливыми людьми, чем те, память которых хуже. В связи с этим мы в How to Green решили подготовить материал о способах развития памяти.

Что такое рабочая память

Это наша способность одновременно запоминать, обрабатывать и использовать полученные данные. Примеры информации, с которой работает этот вид памяти: имена, лица, даты, факты и формулы, изученные к экзамену, презентация, подготовленная для выступления перед коллегами, назначенные встречи и даже шутки и анекдоты. Сложно усомниться в ключевой роли памяти для нашей социальной адаптации, включающей карьеру и все виды межличностных отношений (семью, друзей, коллег и прочие).

Что влияет на качество нашей памяти

Стресс - основная причина ухудшения памяти. Сюда относятся: некачественное питание, токсины из окружающей среды, эмоциональные травмы и простая совокупность ежедневных раздражителей - цейтнот, пробки, сложные ситуации на работе и дома. Повышенный уровень гормона стресса оказывает разрушительное воздействие на способность запоминать информацию и оперировать ею.

Поэтому первое, о чём стоит задуматься в деле улучшения рабочей памяти, - это снижение уровня стресса в организме. В этом поможет здоровый режим и такие его составляющие, как:

  • правильное питание - никакого фастфуда и рафинированного сахара; рацион, включающий продукты с низким гликемическим индексом, голубику, кокосовое масло, омега-3 жиры и витамины группы В, С и Е;
  • постоянные физические нагрузки - приток крови к мозгу способствует лучшему его насыщению нутриентами и кислородом, это улучшает мыслительную функцию и концентрацию;
  • здоровый сон и медитация - и то и другое имеет одинаково положительный эффект на качество рабочей памяти: во время покоя наш мозг перестаёт обрабатывать информацию и происходит крайне важный процесс закрепления данных.

Практические методы развития рабочей памяти

Вместе с комплексом мер ЗОЖ в деле улучшения рабочей памяти здорово помогают специальные упражнения, тренирующие мозг. О них пойдёт речь далее.

1. Мнемоника

Этот метод развивает память через ассоциации. В основе упражнения всегда лежит последовательность, которая ввиду частого использования запоминается наизусть. К каждому её элементу мысленно прикрепляется факт или объект, который необходимо запомнить. Вот пример.

В качестве основной последовательности можно взять маршрут, который вы помните вплоть до мельчайших подробностей. Например, когда отправляетесь на пробежку в местный парк:

  • дверь - её вы закрываете, выходя из квартиры;
  • консьержка - её вы приветствуете, спустившись вниз;
  • лавочка - стоит сразу на выходе;
  • магазин - первое здание, мимо которого вы проходите;
  • парковка - следует за магазином;
  • … и так далее до старта пробежки.

И допустим, есть список мест, куда вам сегодня необходимо заехать, и этот список вам нужно запомнить. Например: копировальный центр, магазин косметики, спортклуб, банк, салон связи. Теперь следует привязать этот список мест к первой последовательности с помощью ассоциаций. Они могут быть смешными, странными и понятными только вам. Не переживайте насчёт нелепости ассоциаций - ведь кроме вас о них никто не узнает. Вот пример:

  • дверь - в копировальном центре вы распечатаете договор, который откроет «дверь» к новым финансовым возможностям;
  • консьержка - у этой пожилой дамы всегда яркий макияж, она наверняка часто бывает в магазине косметики ;
  • лавочка - возвращаясь с пробежки, вы тянетесь и делаете выпады, используя лавочку, она ваш мини-спортклуб ;
  • магазин - это большой банк товаров;
  • парковка - мобильными являются не только водители авто с парковки, но и все, кто пользуется услугами салона связи , ведь у них есть мобильные телефоны.

Попрактиковавшись, с помощью такого метода вы сможете запоминать до 50 и более объектов. Другой способ - это когда в качестве основной последовательности берутся цифры от 1 и до необходимого вам числа. Далее к цифрам рифмуются любые слова, и после с помощью ассоциаций привязываются необходимые объекты.

2. «Обратная хронология»

Это специальное упражнение желательно делать каждый день в течение нескольких недель. Займёт оно не более 5 минут. Вечером сядьте в тихом месте, прикройте глаза и вспомните все события прошедшего дня в обратной последовательности. Начинайте прямо с текущего момента. Ваша последовательность может выглядеть примерно так: нанесла на лицо ночной крем, умылась, посмотрела серию любимого сериала, поела, приготовила ужин, переоделась (придя с работы) и так далее до самого пробуждения. «Обратная хронология» творит чудеса - попробуйте и убедитесь сами. И кстати, вы не заметите, как довольно скоро начнёте прекрасно помнить свои сны - это один из эффектов от постоянной вечерней практики упражнения.

3. Чтение и запоминание

Одним из наиболее эффективных способов развития памяти является запоминание стихов. Это тренирует мозг и со временем развивает способность удерживать в памяти большие объёмы информации. Интересно, что не зубрёжка за пару часов, а регулярные и не слишком долгие занятия дают наилучший результат. Как вариант, устройте себе челлендж и начните учить поэму «Евгений Онегин», при этом занимайтесь не более 30 минут в день. И важно - после занятия давайте себе отдохнуть, тогда запоминаться материал будет ещё лучше. На отдых достаточно 10 минут, просто прикрывайте глаза и расслабляйтесь.

4. Иностранные языки

Изучение языков эффективно не только для социальной адаптации во время путешествий, но также и для развития памяти. Работает это как гимнастика для мозга. Его, кстати, часто ассоциируют с «мышцей», которую, как и другие мышцы тела, нужно постоянно поддерживать в тонусе. Запоминая новые слова и выражения, соотнося их со значениями из родного языка, мы улучшаем общую способность мозга запоминать любую информацию.

5. Шахматы

Положительное влияние регулярной игры в шахматы на нашу память доказано научно. Среди причин - необходимость помнить сложные правила, стиль и стратегию оппонента и стараться не допустить ошибок, сделанных ранее. Кроме памяти, шахматы улучшают креативность, способность фокусироваться и повышают IQ.

6. Приложения для смартфона

Если вы активный пользователь мобильных приложений, то с лёгкостью подберёте одно-два максимально интересных вам. В большинстве случаев они предлагают комплексное развитие когнитивных способностей мозга. Задания представлены в виде развивающих игр, головоломок и задач на запоминание. Вот несколько приложений, которые приглянулись нам:

  • Lumosity;
  • Peak;
  • Memorado;
  • Brain+;
  • Elevate.

Пожалуй, самый простой и приятный способ развивать рабочую память лежит через культивирование любви и положительных эмоций. Проводите больше времени на природе, встречаясь с друзьями или выгуливая пса, радуйте себя букетом цветов, занимайтесь любимым хобби, помогайте нуждающимся. Такие активности здорово снижают уровень эмоционального и физического стресса. А в результате - вы легко вспоминаете и к слову используете вдохновляющие цитаты, блещете знанием поэзии и просто не забываете о днях рождения близких. В общем, одни плюсы!

Заучивать стихотворение ежедневно - хорошая разминка. Благодаря этому возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению. Важно понимать, что здесь подразумевается не бездумное «зазубривание», а, в первую очередь, понимание смысла запоминаемого.

Этот прием по-разному сказывается на мозге ребенка и взрослого человека. Дошкольникам заучивание стихов позволяет активизировать мышление, создать образные представления - сначала предметы, потом действия и явления, конкретные и абстрактные величины, в конечном счете это ведет к развитию наглядно-образного и логического мышления. Память и внимание выступают в роли посредников - они задействованы в процесс, благодаря им и происходит развитие мышления, поэтому они неизбежно тренируются.

Взрослому человеку стихотворения помогают выстроить новые нейронные связи, но не заменяют комплексной тренировки памяти. Память обладает рядом свойств - объем, скорость запоминания, длительность хранения, скорость воспроизведения и помехоустойчивость. Эти свойства тренируются выборочно при заучивании стихотворений. Увеличивается общий объем хранения информации, скорость запоминания и воспроизведения именно самих стихотворений.

Помимо того, что тренируются не все свойства памяти, заучивание стихотворений затрагивает не все ее виды: развивается долгосрочная и рабочая память, в то время как краткосрочная не затрагивается.

Для комплексного развития памяти необходимо одновременно тренировать все ее свойства и виды. С этой задачей отлично справляются когнитивные тренажеры - задания в игровой форме на развитие внимания, памяти и мышления. Внимание выступает основной «двигательной» функцией мозга, которая активизирует остальные, соответственно, без включения внимания не развить память. В этом, кстати, состоит основная ошибка при заучивании стихотворений - зачастую мы механически зазубриваем последовательность слов (в этом нам помогает ритмичность), но не задействуем внимание.

Когнитивные тренажеры очень удобны тем, что на них можно заниматься онлайн. предлагает 45+ когнитивных тренажеров, из которых 12 направлены на развитие всех свойств памяти. Задания основаны на научных методиках исследования мозга, их более 15, среди которых Задача N-назад, Кривая Эббингауза, Метод Векслера, Методика Вундта, Таблицы Шульте, Методика Корси. Сервис сам подбирает оптимальную программу тренировок на основе вводного теста.