Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 5 минут

А А

Последнее обновление статьи: 11.12.2018

Возраст 3-х лет характеризуется высокой познавательной активностью ребенка, стремлением изучать предметы и их свойства. Дети уже многое умеют делать и стремятся к самостоятельности. Формируется связная речь и логическое мышление. Внимание становится более устойчивым, повышается способность ребенка концентрироваться на одном занятии. Дети подолгу и увлеченно играют в любимые игры, рассматривают картинки и интересуются всем, что происходит вокруг.


Физическое развитие

В 3 года у ребенка уже хорошо развиты двигательные навыки и координация движений. Малыши хорошо бегают, прыгают, танцуют. Могут одновременно совершать разные движения руками и ногами, например, хлопать в ладошки и топать ножками. Хорошо кидают и ловят мяч, катаются на трехколесном велосипеде и самокате, умеют ходить на цыпочках и перепрыгивать через небольшое препятствие.

Упражнения и игры

Очень полезны для малышей 3-х лет игры, развивающие гибкость, ловкость, координацию движений, силу. Это могут быть:

  • игры с мячом;
  • катание на велосипеде и самокате;
  • танцы.

Практически все дети с раннего детства любят танцевать. Танец – это отличное средство физического развития ребенка. Увлекательное, веселое занятие, которое способствует формированию правильной походки и осанки, координации движений, чувства ритма и эстетического вкуса, поднимает настроение и приносит малышам массу положительных эмоций.

Маленьким детям понравится игра «Попади в корзинку». Для нее вам понадобятся несколько небольших мячиков и крупная корзина. Вместо корзины можно использовать таз или коробку. Цель игры – забросить мячик в корзину. В начале игры расстояние между ребенком и корзиной должно быть небольшим – не более 60-ти см, постепенно расстояние можно увеличивать.

Практическое развитие

Целью практического развития ребенка является обучение его бытовым навыкам и приучение к самостоятельности. Это особенно важно для детей, которые начинают посещать детский сад. К возрасту 3-х лет большинство малышей уже умеют аккуратно кушать ложкой, мыть руки после прогулок и перед едой, чистят зубки и умываются, пытаются самостоятельно одеваться и раздеваться, убирают за собой игрушки.

Для развития практических навыков можно с раннего возраста вовлекать ребенка в повседневные домашние дела – вместе поливать цветы, подметать пол, заправлять кровать и т.д. Это поможет ребенку почувствовать себя значимым и самостоятельным.

Игры и упражнения

  • Домашний огород. Вместе с ребенком устройте у себя на подоконнике или на балконе маленький огород – посадите лук или комнатные декоративные растения, наблюдайте за их ростом и развивайте у ребенка привычку заботиться о них.
  • Мытье посуды. Можете доверить крохе помыть пластиковую чашечку или тарелку. Для начала покажите, как это делается, а в процессе подсказывайте и направляйте. Обязательно похвалите малыша за проделанную работу.

Социальное развитие

В возрасте трех лет у ребенка возрастает потребность в общении и совместных играх с другими детьми. Ребята учатся взаимодействовать, дружить. Большое значение в этот период имеют ролевые игры, в процессе которых малыши примеряют на себя разные роли, учатся делиться игрушками, договариваться и сотрудничать. Задача родителей помогать малышу решать спорные вопросы и учить вежливому общению.

Речевое развитие

К возрасту 3-х лет словарный запас детей составляет около 1000 слов, преобладающими из них являются глаголы и существительные. Начинают появляться прилагательные, числительные, местоимения (он, она, мы). Если раньше ребенок использовал в речи преимущественно качественные прилагательные (теплый, мягкий, синий), то теперь появляются и притяжательные, такие как тетина, дядина, кошкин. Речь становится связной, грамматически правильной и эмоционально окрашенной. Предложения состоят из 3-4 слов.

Развитие речи детей 3-х лет должно быть направлено на формирование звуковой культуры речи, ее правильной грамматической и лексической структуры.

Игры и упражнения

  • назови признаки предмета – мяч круглый, зеленый, большой;
  • подбери действие к предметам – машинка едет, зайчик прыгает, корабль плывет;
  • рассмотри картинку и составь небольшой рассказ о том, что на ней изображено (с помощью взрослого).

Дети в возрасте 3-х лет еще не могут связывать предложения в текст, поэтому начало фразы и связки между предложениями говорит взрослый, а окончание договаривает ребенок. В повседневном общении с ребенком старайтесь больше рассказывать ему обо всем, что вас окружает, обращать внимание на мелкие детали. Учите малыша правильно употреблять различные предлоги (в, на, из) и правильные окончания в словах, рассматривайте картинки в книжках, комментируйте все, что видите и спрашивайте ребенка о том, что видит он. Играйте в сюжетно-ролевые игры разной тематики – в магазин, школу, парикмахерскую, ремонтную мастерскую. Развивайте диалоговую речь. Уделяйте внимание мелкой моторике – она тесно связана с развитием речи.

Занятия, направленные на развитие речи ребенка в 3 года, должны проходить исключительно в игровой форме, быть увлекательными и интересными.

Математическое развитие

В 3 года дети знакомятся с цифрами, фигурами, понятием величины и количества. Многие из детей уже умеют считать до 5, различают понятия «один» и «много», «большой» и «маленький». В данный период для ребенка важно усвоить образ количества и соответствующую ему цифру.

Игры и упражнения

  • найди на рисунке самый маленький и самый большой предмет;
  • посчитай количество предметов и найди соответствующую ему цифру;
  • посчитай только мячики или цветочки;
  • определи на картинке круг, треугольник и квадрат;
  • сравни предметы по размеру, форме и цвету.

Для игр можно использовать счетные палочки, карточки с изображением цифр, вкладыши в форме различных геометрических фигур, сортеры, кубики. Знакомить ребенка 3-х лет с понятием количества можно и в повседневной жизни – считать вместе яблоки, конфеты, кубики, карандаши и т.д. Так процесс освоения элементарных математических понятий и действий будет проходить естественно и непринужденно.

Окружающий мир

В 3 года дети знают некоторых домашних и диких животных и звуки, которые они издают, могут назвать несколько насекомых, птиц и рыб. Знают и умеют определять время суток, знакомы с явлениями природы.

Игры и упражнения

  • спросите, какая погода за окном – дождь, снег, солнце и т.д.;
  • попросите из предложенных предметов выбрать фрукты или овощи;
  • рассматривайте вместе с ребенком картинки с различными цветами, деревьями, ягодами;
  • рассказывайте малышу, из какого материала сделан тот или иной предмет – банка из стекла – стеклянная; кубик из дерева – деревянный; мяч из резины – резиновый;
  • с помощью игрушек или карточек изучайте виды транспорта – машины, автобусы, трамваи и т.д.

Расширять знания ребенка об окружающем мире можно дома, на прогулке и в поездках. Гуляя в парке, рассказывайте малышу о деревьях и цветах, об их строении – показывайте и называйте ветки, ствол, листья у дерева, стебель, лепестки, листочки – у цветов. Больше общайтесь с малышом, старайтесь понятным языком отвечать на все интересующие его вопросы или ищите ответы вместе с ним.

Для занятий можно использовать муляжи фруктов, овощей, ягод и других продуктов. Такие игрушки позволяют ребенку лучше понять форму, фактуру и размеры настоящих овощей или фруктов, особенно, если какие-то из них малыш видел только на картинках. Для знакомства с фауной можно использовать фигурки домашних и диких животных и их детенышей. Полезными будут плакаты с разными птицами, рыбами, насекомыми, растениями.

Творческое развитие

Творческие занятия очень полезны для детей раннего возраста. Они развивают художественный вкус, воображение и фантазию, играют важную роль в развитии мелкой моторики и усидчивости. В возрасте 3-х лет дети с удовольствием рисуют карандашами и красками, лепят из пластилина и вместе с родителями делают поделки и аппликации. Могут нарисовать солнышко, облачко, человека, а также простые геометрические фигуры. Рисуя, малыш знакомится с цветами и формой, осваивает различные техники и материалы.

Игры и упражнения

  • лепка
  • рисование – раскрашивание крупных рисунков, рисование по точкам
  • пазлы и разрезные картинки с крупными фрагментами
  • аппликация
  • поделки с использованием природных материалов

В возрасте 3-х лет малыши пока не очень хорошо контролируют силу нажима, поэтому рисование кисточкой может вызвать у некоторых детей определенные трудности. В таких случаях для занятий можно использовать специальные пальчиковые краски.

Авторские методики раннего развития детей

  • методика Марии Монтессори
  • методика Гленна Домана
  • программа Никитиных

Методика Монтессори

Основными принципами системы Монтессори являются свобода и самостоятельность ребенка в определенных границах, естественное психическое, физическое и социальное развитие ребенка.

Ключевые характеристики методики:

  • занятия и игры проходят в разделенном на несколько тематических зон пространстве;
  • группы включают детей разного возраста;
  • ребенок сам определяет, чем он хочет заниматься.

При этом детей приучают к соблюдению определенных правил:

  1. Все, что малыш в состоянии сделать сам, он делает без помощи взрослого.
  2. В комнате для занятий дети должны вести себя тихо, не мешать другим малышам играть и заниматься.
  3. Кто первый взял ту или игрушку, тот и играет с ней. Так в ребенке воспитывается понимание своих и чужих границ.
  4. Игрушки и различные письменные принадлежности, которые использовались в занятиях, ребенок обязан привести в изначальный вид – все помыть и сложить. Таким образом формируется уважение к другим людям.

Правила помогают детям чувствовать себя более уверенно, вносят стабильность в распорядок дня и воспитывают в ребенке уважение к другим малышам и взрослым.

Методика Гленна Домана

Данная программа рассчитана на малышей с самого раннего возраста. Ее суть заключается в том, что ребенку показывают карточку с каким-либо словом и соответствующим ему изображением. Изначально методика была предназначена только для детей с задержкой психического развития, однако вскоре приобрела более широкую популярность.

Обучение проходит в игровой форме и длится около 5 секунд. Занятия проводят ежедневно, 3 раза в день. Обязательным условием является хорошее настроение ребенка и родителя (либо другого близкого человека, который занимается обучением). Показывать карточку следует не дольше 3 секунд, чтобы ребенок не потерял интерес к игре. Одну и ту же карточку рекомендуется демонстрировать не более 3-х раз в день. В конце занятия обязательно похвалите малыша за проделанную работу.

Для ребенка это должна быть именно игра, а не занятие, поэтому если вы видите, что интерес потерян, не настаивайте и не принуждайте ребенка, уберите карточки и переключитесь на другую деятельность.

Помимо занятий с карточками, методика Домана включает большой набор физических упражнений, которые также необходимо регулярно выполнять, так как интеллектуальное развитие ребенка тесно связано с его физическим развитием.

Программа Никитиных

Основные принципы системы:

  • свобода выбора занятий;
  • интерес к занятиям и увлечением ребенка, вовлеченность родителя в жизнь ребенка;
  • совместная деятельность;
  • насыщенная обучающими материалами обстановка.

Одним из основных стимулов полноценного раннего развития детей авторы методики считают создание условий для развития их способностей, соответствующих их потребностям и возможностям, но рассчитанные на более старший возраст. Например, ребенок только научился говорить, а среди его игрушек уже есть кубики с буквами и цифрами или азбука. Авторы методики считают, что окружив ребенка игрушками и учебными пособиями, опережающими его развитие, вы стимулируете его познавательную и исследовательскую активность.

В 3 года малыши очень любознательны, они интересуются практическим всем, что происходит вокруг, пытаются понять причины различных явлений и событий. Задача родителей – поддерживать познавательную активность ребенка, развивать интеллектуальные способности и речь. Наилучший способ для этого – активное общение с ребенком в повседневной жизни и вовлеченность в его интересы.

Читайте далее:

Сейчас как никогда раньше предоставляется огромный выбор кружков и секций для детей. Как определиться родителям в этом многообразии? В данной статье рассмотрены наиболее популярные увлечения и хобби для детей разных возрастных категорий и характеров.

Трудности выбора

«Драмкружок, кружок по фото, хоркружок - мне петь охота!» - эти строчки про трудности выбора хобби пионерки Лидочки, А. Барто написала в 1934 году. Сегодня ситуация еще более усложнилась, дети XXI века и мы, их родители, вынуждены отдавать предпочтение 1-2 увлечениям из сотен возможных: спортивных, танцевальных, художественных, музыкальных...

Зачем ходить в «кружок»?

В этимологии этого старомодного слова - «кружок» - пожалуй, и заключается главный смысл внешкольных увлечений ребенка. Ведь каждому из нас важно оказаться в кругу единомышленников, которые разделяют наши интересы. Только с ними мы по-настоящему отдыхаем и можем развить заложенные в нас природой способности.

Как не превратить удовольствие в каторгу?

«Мой ребенок будет разносторонне развитой личностью», - говорим мы себе и записываем чадо «на английский», «музыку», фигурное катание, бассейн... И в итоге получаем часто болеющего ребенка (ЧБД), подхватывающего все болячки и пропускающего все дополнительные занятия (да и школьные заодно)по причине «слабости здоровья»

Много? Мало? В самый раз!

Начать стоит с одного направления. Причем, с того, которое пожелает сам ребенок, а не которое «модно в этом году». Если малыш начинает приплясывать каждый раз, как включается музыка - значит идите с ним в танцевальный клуб. Если вилку, ложку и пульт от телевизора превращает в микрофон - вам прямая дорога в музыкальную студию. Будьте внимательны к ребенку - он подскажет, что ему интересно в жизни!

Польза или интерес?

Все родители хотят, чтобы ребенок рос здоровым и крепким. Поэтому первое пожелание, которое мы выдвигаем к дополнительным занятиям - чтобы они были полезны в плане физического развития. Здесь на помощь приходят спортивные секции, йога-клубы, танцевальные студии.

Фигурное катание

В фигурное катание берут детей с 4-5 лет, потому что в этом возрасте дети легко поддаются растяжке, а чувство страха не столь выражено, как у взрослых. Это дает возможность разучивать сложные элементы. Если ребенок захочет добиться высот в этом виде спорта, а не просто остаться любителем, нужно настроиться на упорный труд, падения и синяки.

Лыжи и сноуборд

Горные лыжи и сноуборд развивают ловкость, улучшают координацию движений, тренируют мышцы спины, ног, пресса. В профессиональные секции детей берут с 4-5 лет. Родителям, отдающим ребенка в этот спорт, нужно понимать, что спуск с крутых гор сопряжен с риском и может быть травмоопасным.

Карате

Координацию, гибкость, ловкость и силу развивает карате. Кроме того, с помощью этого восточного единоборства дети учатся концентрироваться, управлять эмоциями и направлять свою энергию в нужное русло. Заниматься этим видом спорта можно с 5-6 лет.

Большой теннис

Теннис дает ребенку общее физическое развитие, развивает координацию движений. Если задаться целью достичь в этом спорте высот, тренироваться нужно с 5 лет, причем много и упорно (в 5 лет - три раза в неделю, в 6 лет - четыре раза и т. д.)

Ушу

В секцию ушу можно отдать заниматься ребенка с 4 лет. Это боевое искусство с элементами дыхательной гимнастики укрепит детский организм, разовьет мышцы и силу, научит в любых обстоятельствах сохранять спокойствие.

Бассейн

В этот вид спорта, развивающий легкие и мышцы, берут с 2-3 лет, конечно, при условии, что в бассейне есть «лягушатник» и инструктор, работающий с малышами. Также бассейн есть почти при каждой детской поликлинике, здесь можно заниматься плаванием с ребенком с первых месяцев жизни

Танцевальные клубы

Классическая хореография, народный танец (фламенко, восточный танец, латино и т.д.), современные направления (брейк-данс, хастл, хип-хоп) - на рынке «танцевальных услуг» множество предложений. Зайдите с ребенком на несколько открытых уроков, все без исключения занятия танцами полезны для здоровья, главное - выбрать свой стиль!

Мир фантазий, полезный для здоровья

Лепка, рисование, фотография, макраме - все эти «прикладные» виды изобразительного искусства позволяют ребенку выразить свои эмоции, надежды, страхи. Поэтому не надо думать, что посещая художественную студию ребенок «теряет время», которое мог бы потратить на хоккей или занятия китайским языком. Если рисунок - это то, что помогает его самовыражению, значит эти занятия полезны для здоровья: и психологического, и физического!

Заставлять или нет?

Часто от вполне взрослых людей можно услышать: «Зря, что родители не заставили меня продолжать заниматься фортепьяно (хореографией, плаванием и т. д.), может из меня бы и вышел толк...» Заставлять не нужно, говорят психологи, но вот помочь преодолеть первые трудности, обрисовать перспективы, мотивировать на занятия - вполне по родительским силам.

Охота к перемене мест

Не стоит рассчитывать, что, начав в 5 лет заниматься хоккеем, ваш сын обязательно станет олимпийским чемпионом. Да и нужно ли это? Ведь главная задача - позволить ребенку самоопределиться с тем, что ему нравится. И если на пути к главному увлечению всей жизни будут спортивная рыбалка, бальные танцы и кружок юннатов - почему бы и нет? Ведь детство - прекрасное время поиска своего места в этом мире!

Чем старше становится ребенок, тем больше интересов у него появляется. Познавая мир, он не только получает новые впечатления, знакомится с людьми, но и совершает первые шаги в познании себя. Психологи говорят, что наличие хобби чрезвычайно важно для ребенка, ведь у него появляется чувство причастности к делу, которым заняты другие люди, в том числе, его ровесники.

Какими же бывают увлечения детей ? Как родители могут помочь ребенку увлечься чем-то полезным?

Хобби – что это?

Представим ситуацию: в спортивной семье растет мальчик, которого родители в будущем видят футболистом. В положенное время его отдают в секцию. Можно ли считать, что теперь футбол станет его хобби? Если ребенок увлечется по-настоящему, то да. Если же посещение секции станет «повинностью» в угоду самолюбию родителей, то нет.

Аналогичная история с музыкальной школой: большинство детей туда приводят мамы и папы, совсем не задумываясь, что эта нагрузка по силам далеко не каждому ребенку. Именно поэтому для многих из них музыка не становится увлечением, а воспринимается как еще одно образование.

– это то, к чему лежит их душа, чем они занимаются с истинным удовольствием, в чем стремятся достичь максимального результата.

Примеры хобби

Чем увлекаются современные дети? Существуют разные виды хобби:

  • Творческие: рисование, лепка, вышивание, скрапбукинг, вязание и т.д. В их основе – удовлетворение чувства прекрасного, самовыражение через прикладные виды искусства. Другими видами творчества, также имеющими прикладную направленность, являются кулинария, фотография, игра на музыкальном инструменте и другие
  • Коллекционирование: собирание и изучение предметов, имеющих культурную, историческую, тематическую ценность. Например, значков, марок, брелков, сувениров, ручек, наклеек и т.д.
  • Образовательные: изучение языков, увлечение химией, математикой, астрономией, наблюдением за животными и птицами и т.д.
  • Игровые: могут состоять в занятиях шашками и шахматами или компьютерными стратегиями, выбор которых сегодня поистине огромен
  • Физические: катание на велосипеде, плавание, верховая езда и т.д.

Что дают детям хобби?

Чем же полезны увлечения детей? Не мешают ли они учебе в школе?

Все дело в правильной организации времени. Если дети приучены ценить каждый час и планировать свой день заранее, то наличие одного или нескольких хобби принесет им максимум пользы, потому что с помощью увлечений можно

  • переключаться с одного вида деятельности на другой, значит, меньше уставать
  • развивать свои таланты и получать признание
  • завоевать авторитет в компании сверстников и прослыть среди них «экспертом» в какой-то области
  • развить в себе такие качества как целеустремленность, терпение, усидчивость, внимание и другие
  • открыть в себе что-то новое, что в будущем, возможно, определит выбор профессии
  • повысить самооценку
«Минусы» хобби

Есть только один существенный «минус» в увлечениях детей – это чрезмерная приверженность своему хобби. Это как раз те случаи, когда ребенок не умеет распределять свое время и расставлять приоритеты. Вспомните, как было трудно в детстве уйти с волейбольной площадки, когда мама звала делать уроки.

Вот и сегодня ребенок, придя из школы, швыряет портфель подальше и, на ходу доедая бутерброд, садится к компьютеру, чтобы включиться в очередное сражение. Придя с работы, родители, конечно, выгоняют ребенка из-за компьютера, но полноценно учить уроки он уже не в состоянии – устал.

Чтобы такого не произошло, нужно приучать ребенка бережно относиться к времени. Распределяйте его вместе. Если вы сформируете у детей этот полезный навык, то увлечения станут достойным и полезным дополнением их развития.

Степень физического развития ребенка в 3 года определяется набором веса для мальчиков до 11-18 кг, для девочек - 10-18 кг и ростом 88-103 см и 87-102 соответственно.

Развитие ребенка 3 года позволяет ему выполнять целый ряд действий: кататься на качелях, санках, велосипеде (со вспомогательными колесами). Малыш отлично прыгает в длину и высоту, хорошо перешагивает всевозможные препятствия. Эти навыки можно и нужно использовать в играх для дальнейшего физического развития.

Говоря об играх детей в возрасте 3 лет, стоит отметить, что в этот период малышам уже свойственно присваивать роль себе в игровом процессе. Знаменитые "дочки-матери" - наглядные пример этой особенности. Малыш склонен "примерять на себя костюм" мамы или папы. Часто в качестве образа для игры выступают различные профессии, например, доктор (игра в больницу). Такие игры требуют слаженного взаимодействия между детьми и на данном этапе взросления крохи уже его демонстрируют, даже подражают друг ругу. При этом ребенок способен выполнять правила игры, в том числе подвижной (догонялки, прятки и т.д.).

В возрасте 3 лет малыши проявляют свое желание что-либо построить, используя игрушки, конструктор или предметы-заместители. Чаще в качестве объекта для строительства выступают фантазийные кукольные дома, гаражи, замки и т.д.

Познавательное развитие малыша
Уровень развития ребенка в 3 года позволяет ему без труда различать основные цвета, и даже некоторые оттенки, хорошо распознавать различные геометрически фигуры, разделять предметы по размерам и фактурам.

В 3 года детки охотно рисуют, прорисовывая отдельные детали на уже готовых картинках, дорисовывая рисунок взрослого, а также проявляют интерес к фантазийному рисованию. Как правило, малыш отображает в рисунке свою фантазию простейшими линиями и фигурами (кружки, овалы, прямоугольники), неплохо закрашивает рисунок (не выступая за края).

Социально-эмоциональное развитие малыша
Ребенок в этот период переживает так называемый кризис 3 лет - желание демонстрировать свою самостоятельность и независимость от мамы. При этом в его поведении проявляется протест против помощи взрослого, "я сам" - любимая фраза вашего крохи на данном этапе взросления.

В 3 года малыш начинает проявлять обиду на родителей за наказание, но он способен также ощущать стыд и сожаление за проступок. Малыш стремится получить похвалу от родителя. Выполнив правильно какое-либо действие, он искренне радуется не только подбадривающим словам взрослого, а и собственному успеху.

Ребенок в 3 года после рождения уже способен сопереживать другим, проявлять сочувствие. Такая эмоциональная оценка ситуации позволяет ему анализировать события, пропуская их сквозь собственный эмоциональный опыт. Малыш уже может проявлять симпатию по отношению к своим сверстникам. Его больше интересует и увлекает общение с другими детьми, в том числе совместные игры.

Развитие речи малыша
В возрасте 3 лет детки уже достаточно хорошо разговаривают, ежедневно пополняя свой словарный запас новыми словами и фразами. Ваш малыш в этот период будет буквально хватать каждое ваше слово, помочь ему в этом смогут различные детские стишки, повторяйте эти стишки с ребенком по нескольку раз и он быстро выучит их на память.

Малыш в 3 года составляет различные грамматически оформленные выражения. Склоняет слова по падежам и числам (цветок-цветка-цветы). Неплохо рифмует. Попробуйте придумать со своим карапузом простейший стих на 4 строчки, например, о том, как вы одеваетесь по утрам, проговаривайте его во время этой процедуры. Во-первых, такие действия носят элемент игры и могут скрасить для малыша и мамы рутинное занятие, а во-вторых, это позволит малышу выучить новые слова и словосочетания.

Иногда детское хобби перерастает в увлечение всей жизни. Но бывает, что ребенок все никак не может определиться: чем бы он хотел заниматься, что же ему больше всего по душе... В такой ситуации мудрые родители могут деликатно направить энергию малыша в нужное русло и помочь ему выбрать хобби и увлечение.

Как меняются хобби и увлечения детей

Очень редко встречаются дети, которые сразу «нашли себя» и определили, какое хобби или увлечение для них представляет наибольший интерес. А все потому, что мир для ребенка полон тайн и загадок, раскрывать которые – безумно увлекательный процесс. Поэтому у детей и возникает такой калейдоскоп интересов, они все время в поиске, хобби и увлечения детей меняются просто кардинально… Скажем, сначала малышу нравится складывать пазлы (этому мирному занятию посвящены все вечера), затем его увлекает рисование и раскраски (и вот уже на стенах висят первые детские «шедевры»). Но родители будут еще больше удивлены, когда немного погодя ребенок огорошит их просьбой завести в доме «какое-нибудь живое существо». А все потому, что соседский карапуз с важным и довольным видом выгуливал маленького щенка…

Хобби и увлечения детей могут меняться по разным причинам. Например, занятия в спортивной секции могут не понравиться застенчивому и меланхоличному малышу, который будет чувствовать себя неуверенно среди других ребят. Также увлечения ребенка могут меняться, когда его ожидания не оправдались.

Хобби и увлечения детей - тактика родителей

Конечно, для взрослых это очень хлопотно, когда хобби и увлечения детей меняются очень часто. Но с другой стороны, подавлять инициативу, ограничивать стремление ребенка ко всему новому и неизведанному, как вы понимаете, не очень педагогично. А если уж и делать это, то с большим тактом и вниманием к чувствам маленького человечка. Дайте карапузу возможность перепробовать все хобби и увлечения (разумеется, в рамках разумного), к которым он стремится и которые его увлекают. Или же сами заинтересуйте ребенка каким-либо занятием, доселе ему неизвестным (рисованием, лепкой, сборкой моделей, танцами, пением, музыкой…). Предлагая ребенку заняться чем-либо, учитывайте его возраст, пожелания и потребности. И никогда не заставляйте силой заниматься тем, что ему не нравится. Малыш, безусловно, подчиниться вам, но не получит никакого удовольствия от такого хобби и увлечения.

А когда у ребенка появится хобби и увлечение по душе, поощряйте и хвалите его. Будет просто здорово, если вы продумаете и «выделите» для малыша специальную полочку, на которой будут выставлены все творения вашего чада.

Хобби и увлечения детей – только плюсы

То, что вы всегда будете знать, чем можно увлечь малыша, когда вам нужна свободная минутка – это только один позитивный момент. Как известно, творческие занятия развивают у малыша мелкую моторику (а значит и речь), фантазию, воображение, память.

Также, хобби и увлечения детей учат их быть ответственными, самостоятельными, бережно относится к чужому труду (как приятно любоваться на поделку или рисунок, сделанные своими руками!).

Хобби и увлечения детей с учетом их темперамента

Роль родителей при выборе хобби и увлечений детей очень велика. Разрешая или что-то запрещая, взрослые иногда определяют судьбу ребенка. Поэтому, чтобы не ошибиться в своем решении и желании направить малыша по правильном пути, учитывайте особенности его темперамента.

Так, холерикам – подвижным, энергичным деткам – будут интересны веселые игры, занятия спортом. Хобби и увлечения нужно подбирать такие, которые будут развивать маленькую личность, чтобы его силы тратились не только на шалости.

Меланхоликам – впечатлительным и ранимым натурам – по душе будут творческие совместные занятия с мамой или папой (создание аппликаций, лепка).

Маленькие сангвиники обычно не играют новой игрушкой и дня, поэтому они способны перепробовать много занятий и секций. Поощряйте их интерес, рано или поздно ребенок сделает свой окончательный выбор.

У спокойного флегматика нужно развивать любознательность (купите ему не просто книжку-раскраску, а, например, раскраску «Семь чудес света»).

Будьте внимательны к ребенку, чтобы в нужный момент помочь ему в полной мере реализовать себя, раскрыть все те задатки, которые заложены в него генами и самой природой. Помните, чем меньше рамок и запретов вы будете ставить своему малышу, чем меньше будете давать готовых установок, тем любознательнее, общительнее, свободнее в своих поступках и выборе он будет расти.

Кроме того, помогая ребенку выбрать лобби и увлечения, полезно будет побольше узнать о и о