О применении гипноза на практике можно рассказывать долго. Мы же сегодня поговорим про лечение болезней, помощь гипнозом человеку для поправления здоровья и его использования в некоторых сферах деятельности.

В лечебных целях гипноз используется очень давно. На основании этого опыта из общего количества заболеваний выделены те, при которых гипнотическое лечение приносит особенно хорошие результаты. Они хорошо известны. В первую очередь к ним следует отнести невротические состояния, алкоголизм и наркоманию. Хорошо зарекомендовало себя лечение с помощью гипноза и внушения навязчивых страхов и состояний (психастении). Этот метод эффективен при нарушениях сна, бессоннице, депрессивных состояниях, сексуальных неврозах.

Специалист гипнолог погружает человека в особое состояние, при котором все окружающее полностью погружается в захватывающий сюжет. Человек как будто оказывается в другом приятном и комфортном для него месте. С помощью такого сеанса человек отстраняется от всего, что происходит вокруг. Он избавляется от беспокойства, тревоги, боли. Для человека находящегося в состоянии гипноза время пролетает быстро, всего за несколько минут. Хотя на самом деле сеанс может длиться несколько часов.

Для каких заболеваний используют методы гипноза?

Этот метод лечения называется гипнотерапией. Его часто используют при лечении гипертонии, язвенной болезни, сердечно-сосудистых заболеваний. Очень полезно лечение гипнозом для людей с нарушением сердечного ритма, для страдающих от стенокардии или перенесших инфаркт миокарда.

Как известно, развитие бронхиальной астмы и аллергии очень зависит от эмоционального состояния человека. Как утверждают специалисты, гипнотерапия способна вызывать улучшение этого состояния, поэтому с помощью гипноза можно эффективно предотвращать возникновение приступов и проявлений этих заболеваний.

Гипнотерапия прекрасно справляется с ожирением. После специального курса гипноза у страдающих избыточным весом улучшается обмен веществ, снижается аппетит, что способствует быстрому снижению веса.

Гипнотерапия эффективно используют при лечении урологических и гинекологических заболеваний. Этот метод является основой психопрофилактического метода обезболивания родов. Методом длительных экспериментов доказано благоприятное влияние гипноза и внушения на болезненные ощущения при родах, а также на маточные сокращения.

Поэтому его часто используют при подготовке беременных к родам, во время самого процесса родов. Отмечается, что гипнотерапия очень благоприятно воздействует физиологию беременности и родов.

Очень давно применяют внушение для устранения боли при проведении хирургических операций. Часто метод оказывается настолько эффективным, что его применяют при проведении хирургических операций различной сложности. Помимо этого, он помогает преодолеть тревогу и страх в предоперационном периоде и ослабить послеоперационные симптомы.

Метод внушения также используют в качестве дополнительного фактора при лечении кожных болезней: псориаза, экземы, лишаев, крапивницы, нейродермита и облысения.

Дантисты применяют его при лечении зубов, в качестве обезболивающего метода, а также для устранения у пациентов страха от посещения зубного врача.

Гипнологи применяют свои методы для обезболивания онкологических заболеваний. Его используют при облегчении состояния при болезни Паркинсона и рассеянном склерозе. Многие гипнологи приводят данные положительного влияния их методов при лечении этих тяжелых заболеваний.

В каких областях также используют гипноз?

В современном мире методы гипноза широко используются в спорте. Например, по утверждению гипнологов с помощью внушенного сна намного быстрее восстанавливается работоспособность, чем при отдыхе в состоянии бодрствования. Методы гипноза и аутогенные тренировки эффективно предупреждают неблагоприятные предстартовые состояния.

Гипноз и внушение используется также в театрально-сценической деятельности. Этот метод помогает актеру овладеть необходимыми эмоциями и обрести артистическое вдохновение.

Метод помогает сделать эмоции и артистическое вдохновение независимыми от колебаний настроения или каких-то событий, из-за которых даже знаменитые великие актеры иногда играют на сцене не только хуже, чем обычно, но и хуже самых посредственных артистов. А знаменитые певцы исполняют вокальные партии так плохо, что их голоса невозможно узнать.

С недавних пор специалисты из образования все чаще интересуются методами гипноза. Уже сейчас гипнотерапию и внушение применяют в некоторых методах обучения, в которых используются элементы релаксации и методы погружения.

Это специальная система обучения, которая способствует внутреннему раскрепощению ученика, раскрывает внутреннее ощущение свободы, выявляя потенциальные возможности человека. Этот метод очень эффективен в изучении иностранных языков.

Таким образом, можно сделать вывод о большой практической значимости использования гипноза для лечения заболеваний и решения самого различного круга вопросов, касающихся обучения. Методы гипноза этим не исчерпываются. Ему все чаще находят применение в различных областях жизнедеятельности человека, так как его возможности по истине безграничны.

Перед современным человеком, живущим со слабой психикой в потоке стрессовых событий, раскрывается ряд методик, обещающих быстро и без усилий справиться с его проблемами: психическими, психологическими и даже физическими заболеваниями. Нередко врачи и психологи предлагают пациенту лечиться с помощью гипноза. Как относиться к таким предложениям, какие могут ожидать последствия лечения гипнозом? Об этом рассуждают священники и врачи.

Иерей Григорий Григорьев о гипнозе

Ответ на вопрос о гипнозе в эфире телеканала «Союз» в программе «Беседы с батюшкой» от 2 января 2014 года.

Священник Григорий Григорьев — заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор, врач-психотерапевт, нарколог.

— Насчет гипноза хочу сказать, что я никогда им не занимался. Обвинения в мой адрес от непонимания, что такое гипноз: в него могут входить лишь около двадцати процентов людей, остальные ему не поддаются. Это практика, которая принималась сто лет назад, но от нее постепенно отошли.

Протоиерей Григорий Дьяченко, цензор Священного Синода, профессор дореволюционной Киевской духовной академии, писал в своей книге : не следует гипноз воспринимать как нечто таинственное, это форма привлечения внимания, физиологическое свойство живых объектов. Например, когда водитель долго едет по дороге и смотрит на огоньки впереди идущей машины, он впадает в подобное состояние. Наступает такая гипнотическая фаза, и это явление свойственно всем живым организмам. Но мы в своей работе никогда ничего подобного не делали и не использовали. Настоящий гипноз - когда у человека отключается сознание. Причем человеку нельзя внушить того, чего он не хочет.

Протоиерей Григорий Дьяченко говорит в своей книге о том, что для того, чтобы внушение перешло в самовнушение, необходимо, чтобы оно соответствовало уровню сознания.

В психологии вообще есть четыре метода воздействия на человека. Первый - вдохновение, когда кто-то кого-то вдохновляет, второй - подражание, третий - убеждение, четвертый - внушение. Внушение - способность без критики воспринимать информацию. Для внушения необходимо, чтобы реализовались первые три формы.

Гипнозом я никогда не занимался не потому, что это плохо, а потому, что это неэффективно. В моем институте работал один из крупнейших гипнологов Буль Павел Игнатьевич, который занимался лечением гипнозом бронхиальной астмы у детей и гипертонической болезни у взрослых. Гипнозом он снимал у детей страх перед барокамерой, которая была им необходима.

Профессор Буль в шестидесятые годы участвовал с группой студентов в телепередаче, в ходе которой он предложил телезрителям проверить себя на гипнабильность. После того, как ряд телезрителей долго оставался под воздействием данной профессором команды («ваши руки склеились»), и ему пришлось лично ездить по домам, чтобы снять это воздействие с гипнабильных телезрителей, было принято решение о недопустимости подобных воздействий на телеаудиторию и запрете на подобные передачи.

Кашпировскому, появившемуся на телеэкранах в тяжелую эпоху, когда разваливался Советский Союз, надо было отвлечь людей. Он знал о существовании этого запрета и нарушил его. Кашпировский начал заниматься тем, чем не стал бы заниматься ни один уважающий себя врач. Но это не значит, что он никому не помог. Дело в том, что если люди во что-то верят, то включается система самовнушения, и они лечат себя сами, приписывая это, например, Кашпировскому. Но то, что происходило тогда вокруг этих передач, было похоже на безумие и было совершенно недопустимо.

В то время против этой «телевизионной психотерапии» активно выступали и профессор Буль, и профессор Лебедев Владимир Иванович, и Юрий Горный. На телевидении города Норильска они провели эксперимент с целью разоблачения и запрещения «телевизионной психотерапии», и этого удалось достичь.

Как это было? Они приехали на норильское телевидение, привезли сделанную ими из папье-маше уродливую голову и сказали, что якобы это слепок головы известного профессора Зомби, живущего в горах Тибета и обладающего столь сильным биополем, что с ним невозможно общаться лично, но заряженный им слепок головы и запись голоса могут исцелять самые различные болезни. Тогда их попросили провести оздоровительный сеанс для жителей Норильска. Телезрителям было заявлено, что в результате сеанса они не только исцелятся от многих болезней, но также если поставят у экранов сломанные бытовые приборы, те снова начнут работать. Сеанс начался, и началось огромное самовнушение людей от воздействия этой грубо слепленной головы несуществующего профессора и звука его голоса, который на самом деле был записью невнятных речей трех представителей мусульманских народов.

Если посадить любого человека перед многомиллионной телевизионной аудиторией, то наступает эффект массового потенцированного воздействия друг на друга, индукции. Особенно сильно это воздействует на людей с различными психическими недугами, и это может быть очень опасно.

Собственно, Кашпировский показал нам, что такое средства массовой информации. Подобные эксперименты повышают количество самовнушаемых людей в обществе, что является крайне неблагоприятной ситуацией. То, что делал Кашпировский - это не гипноз, это расшатывание внутренней системы психологической защиты. В гипнозе такого вреда не причинишь. Здесь же человеком начинают манипулировать, и тот начинает верить в какого-то врача, который подменяет собой Бога. Это нарушение первой заповеди «Не сотвори себе кумира». Оценивать личные качества Анатолия Ивановича Кашпировского мы не имеем права, может быть, он давно покаялся, причащается, ведь Господь прощает человеку все грехи.

Артем пишет: «Здравствуйте, отец Григорий! Пожалуйста, ответьте на волнующий меня вопрос: может ли психолог, который является православным христианином, использовать в своей работе гипноз? Меня зовут Артем, поступил в вуз на психолога, также изучал гипноз. Искал информацию в интернете. Священнослужители в своих интервью не одобряют этот метод, кроме отца Димитрия Смирнова. Хочу узнать Ваше мнение, так как Вы священник и психотерапевт.

Понимаю, что некоторые гипнотические техники могут быть духовно опасны, например, мысленное обращение в трансе к “мудрому существу” за советом. Но может быть гипноз при внимательной избирательной работе с ним психолога допустим? Меня беспокоит, не причиню ли я вреда самому себе, используя гипноз в работе с людьми, и не наврежу ли людям самим фактом использования гипноза? Очень жду Вашего ответа!»

Дорогой Артем, для изучения этой проблемы, интересующей Вас и других людей, я Вам рекомендую ознакомиться с двухтомником протоиерея Григория Дьяченко . Протоиерей Григорий Дьяченко до революции был цензором Священного Синода, профессором Киевской духовной академии. В своей книге он говорит, что гипноз не следует воспринимать как добро или зло, он является физиологическим свойством живых существ. Практически мы знаем гипноз, когда факиры, маги, цирковые актеры берут, например, курицу и резко изменяют ее состояние. Берут за лапы и кладут ее на бок, и она впадает в гипнотический сон.

Собственно говоря, hypnos - это сон. Когда мы едем в темное время по дороге и смотрим на огоньки идущей впереди машины, мы входим в некое дремотное состояние. Вот это, собственно говоря, прообраз гипноза. В современной медицинской практике, в работе с людьми гипноз практически не применяется вследствие своей малой эффективности. Невозможно в состоянии гипноза повлиять на личность человека. Вот обращение к мистическому существу, как Вы пишете, это уже не гипноз, это оккультные науки - конечно, такое абсолютно недопустимо. Но если Вы будете молиться Ангелу Хранителю, читать православные молитвы, то, естественно, это Вам не повредит.

Святые отцы говорили о том, что духовный мир скрыт от нас Вселюбящим и Всеблагим Господом нашим Иисусом Христом «семью замками и семью печатями». Человеку туда не следует залезать, потому что, по словам преподобного Серафима Саровского, «самый малый бес одним когтем землю проткнуть может». Вот поэтому не следует туда заглядывать. Воля человека актуальна в видимом мире, а мире духовном воля человека будет или под Божиим щитом, или под вражьим. Поэтому со своей волей в духовный мир не следует идти. Мы сразу встретимся в этом мире с темными силами, поэтому, конечно, Господь нас оградил.

Гипноз может расслабить человека, снять такие моносимптомы, как спазм, боль - это скорее психосоматика, чем психология. Я не думаю, что в Вашей практике психолога гипноз Вам серьезно понадобится, но, по крайней мере, Вы имеете представление об этом в процессе обучения. А в широкой практике Вам его применять не придется. Я не думаю, что Вам надо его использовать. Ознакомились с ним - кто предупрежден, тот вооружен.

Протоиерей Димитрий Смирнов о лечении заболеваний гипнозом

— Внушение и гипноз — это одно и то же. Если вы боитесь гипноза и не боитесь внушения, то это довольно странно. Прежде чем лезть в воду, надо узнать брод… Гипноз давно известен и применяется и применялся, например, у многих племён в Африке как метод лечения. Нужно смотреть, какие заболевания лечить гипнозом. Вот, например, есть такое заболевание истерия, при котором гипноз помогает, если человек поддаётся. От алкоголизма гипноз тоже помогает. Ясное дело, что если у человека нога болит по какой-то причине, то сколько не внушай, боль может пройти, но сама болезнь не пройдёт.

Как Православие относится к нейро-лингвистическому программированию (НЛП), которым сейчас многие увлечены?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) направлено на манипуляцию не только сознанием, но и внутренним миром человека. Чаще всего для этого применяется гипноз. Основатели НЛП Ричард Бендлер и Джон Гриндер пишут в книге «Наведение транса» : «Если вы применяете к группе людей одно и то же гипнотическое наведение, то лишь некоторые из них перейдут в транс. Так поступают традиционные гипнотизеры. Но мы будем изучать нетрадиционный гипноз. Мы будем изучать так называемый эриксоновский гипноз, следуя Милтону Г.Эриксону. Эриксоновский гипноз означает развитие навыков гипнотизера до такой степени, чтобы вы смогли ввести человека в транс в ходе разговора, где даже не упоминается слово «гипноз». Уже давно я узнал, что важно не столько то, что вы говорите, а то, как вы это говорите. Если вы пытаетесь убедить кого-нибудь сознательно, одержав над ним верх, то это вызывает у него реакцию сопротивления, направленную против вас. Есть люди, не сопротивляющиеся, когда над ними берут верх, и они переходят в транс. Но ни сопротивление, ни сотрудничество ничего не доказывают, кроме того, что люди способны реагировать. Каждый живой человек может реагировать. Вопрос только, каким образом и на что. Когда вы занимаетесь гипнозом, ваша задача - заметить, на что человек реагирует естественно». К чему это приводит, можно узнать из другой книги тех же авторов: «На нашем последнем семинаре мы занимались стратегиями. Одну женщину мы запрограммировали так, что она забыла свое имя. Один мужчина тогда сказал: «Нет такого способа, с помощью которого меня можно было бы заставить забыть собственное имя!» Я спросил: «Как вас звать?» И он ответил: «Я не знаю!» Я ответил: «Поздравляю ваше подсознание, даже если у вас его нет». Меня забавляет, что гипноз нынче так систематически игнорируется. Я думаю, что это происходит потому, что сознание, которое использует этот метод, не доверяет ему. Но в каждой форме терапии, которые мне доводилось изучать, есть переживание транса» (Вводный курс НЛП тренинга ). Представители НЛП и не скрывают, что «в определенном смысле - это навыки неограниченной власти над человеком, власти над состоянием и настроением, мышлением и поведением окружающих вас людей» (Р.Бендлер. Создание убеждений ).

С точки зрения православной духовности это запрещено. Находясь в состоянии гипноза, человек практически полностью теряет контроль над собой: как телом, так и сознанием. Наиболее высокая внушаемость возникает на самой глубокой фазе гипнотического транса (так называемая парадоксальная фаза), когда слабые факторы (например, слово) действуют сильнее, чем сильные (острая боль). Человеку в таком состоянии могут быть внушены чувства и мысли, противные его убеждениям (в том числе моральным и религиозным). В состоянии гипнотического транса человек становится доступным демоническому воздействию.

Слово гипноз (греч. hypnos - сон) было введено английским врачом Джеймсом Брейдом (1795-1860) в 1843 году. Этим понятием обозначается состояние, внешне похожее на сон или полусон, вызываемое внушением. Оно сопровождается подчинением воли спящего воле усыпляющего. Древнейшие памятники письменности свидетельствуют, что уже древние шумеры и египтяне использовали гипноз в целях магического воздействия. Несомненно, что многие оккультные феномены колдунов, шаманов, заклинателей во все века были основаны на применении гипноза. Понятие гипноз часто встречается и у современных оккультистов.

Священное Писание всякое оккультное воздействие на человека строжайше запрещает. Деятельность волшебников, ворожей, вопрошателей мертвых, вызывателей духов, гадателей, обаятелей названа в Библии мерзостью (). Гипнотическим оккультизмом, по-видимому, занимались обаятели (; и др.). Словом обаятель в Синодальном тексте переведено еврейское слово chabar . У этого слова несколько значений: связывать, заклинать, объединять . Гипнотизер именно связывает волю человека и манипулирует им. Святые отцы настраивают нас на духовное трезвение. Умолим Бога, чтоб Он даровал нам чистоту и смиренномудрие, плодом которых бывает духовное рассуждение, с верностию отличающее добро от зла! (Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о чувственном и о духовном видении духов. Заключение).

Психиатр Д.А. Авдеев о гипнозе

К великому сожалению, гипноз широко используется официальной медициной, врачами-психотерапевтами. Есть среди последних те, которые применяют гипноз по религиозному невежеству. Иные - считают себя атеистами. Есть и сознательные служители злу.

Православию чужды методы, насильственно воздействующие на личность. Адепты применения гипнотических трансов говорят об открытии особых психосоматических каналов во время использования гипноза, о влиянии на психику человека, минуя критику («без тормозов»), о раскрытии резервных возможностей организма, о потрясающих терапевтических эффектах.

Как специалист, я с уверенностью заявляю, что никаких исключительных эффектов нет. А если и бывает какая-то «польза» от гипноза, то неизвестно, как она еще аукнется в будущем… Точнее, известно, и даже с определенностью. Об этом гипнологи, в лучшем случае, и не помышляют.

Гипноз - это насилие над душой человека. К примеру, в 3-ей стадии гипноза сомнамбул (загипнотизированный) во всем беспрекословно подчиняется своему «гуру»: может видеть, слышать, ощущать несуществующие предметы, людей (галлюцинации); может не чувствовать боли; обнажать потаенные мысли, чувства, желания. Кстати, есть так называемый эффект постгипнотического внушения. Это когда указания гипнолога выполняются спустя определенное время после проведения сеанса.

Насколько оправдано лишать человека критики и рассудка, даже на короткое время, даже с благой, казалось бы, целью? Оправдания этому нет. Человек - величайшая тайна, и нам грешным просто не дано знать и видеть, что испытывает душа в гипнотическом состоянии, что происходит в глубине человеческого духа. Ни один святой не прибегал к тому, чтобы исцелять человека в измененном состоянии сознания. Кротко и смиренно угодники Божии являли дар целительства людям, который стяжали от Господа за святость жизни.

Следует сказать, что гипноз со временем приобретает роль наркотика. Одни и те же люди ходят от гипнотизера к гипнотизеру, стремятся чаще испытывать «необыкновенные» состояния. Как жаль этих людей! И как преступно поступают те, которые приводят их к подобной зависимости.

В последние годы в специальной литературе появилось много публикаций, свидетельствующих о дезорганизации психической деятельности человека после частого применения к нему глубокого гипноза.

Оптинские старцы о гипнозе

«Ужасное дело этот гипноз. Было время, когда люди страшились этого деяния, бегали от него, а теперь им увлекаются… извлекают из него пользу» (преподобный Нектарий).

«И ведь вся беда в том, что это знание входит в нашу жизнь под прикрытием как будто могущего дать человечеству огромную пользу» (он же).

«Гипноз - злая, нехристианская сила» (преподобный Варсонофий).

«Если же вы, оставив Бога, прибегнете к магнетизму — противоестественному средству, - то я уже ничего не могу вам сказать» (преподобный Макарий).

Влияние гипноза на детей

Приведу лишь один пример. Профессор В. Лебедев сообщает: «Обследовано 2015 школьников, 93% были вовлечены в сеансы Кашпировского. Во время сеансов отмечаются навязчивые движения, истерические реакции, галлюцинаторные феномены и другие психические нарушения. У 42% был отмечен гипнотический сон, после сеансов у 7% детей выявлены различные формы психической дезадаптации. Четко наметилась тенденция повышения внушаемости и рост истерических реакций. В результате телесеансов некоторые дети впадали в состояние каталепсии при виде только фотографии Кашпировского».

Аутогенная тренировка (как вид самогипноза)

С позиции православной духовности занятия аутотренингом недушеполезны. Автор этого метода психотерапии немецкий ученый и практик Иоганн Шульц. В тридцатых годах нашего столетия доктор Шульц на основе своих впечатлений от пребывания в Индии и знакомства с йогой, синтезировал нечто подобное для европейцев и предложил свой метод для профилактики и лечения большого спектра заболеваний, а также с целью психической саморегуляции душевного состояния. Характеризуя суть аутогенной тренировки, следует сказать, что она не способствует сокровенной работе по внутреннему очищению, борьбе с пороками и страстями. Убаюкивающее саморасслабление - скорее уход от действительности, иллюзия благополучия. О смирении и трезвении, как основе душевного мира, не упоминается. Важно помнить, что метод имеет йоговские (читай буддийские) корни.

Все сказанное относилось к первой ступени аутогенной тренировки. А далее, когда человек обучается релаксации, ему предлагается освоить приемы, связанные с искусственным вызыванием каких-то образов или картин. Основа второй ступени - чувственное воображение. Святые отцы предостерегают нас от разного рода чувственности, мечтательности, фантазирований. Таким образом, метод аутогенной тренировки надо отложить за ненадобностью и в виду опасности повредить своей душе.

Трансовые состояния

В настоящее время в психотерапии огромное количество техник, использующих трансовые (сходные с гипнотическим) состояния. К примеру существует (о ужас!) так называемая реинкарнационная психотерапия. Ее потребители, находясь в трансе, вспоминают свои «прежние жизни» (они пишут эти слова без кавычек) и пытаются найти в них причины своих проблем. Активно развивается так называемая трансперсональная психотерапия. Если не вдаваться в подробности и сказать просто и ясно, то это будет выглядеть так: сначала поклонники такой психопрактики входят в транс, а потом общаются с бесами.

Экстрасенсы и иные оккультные «целители» используют в своей практике особые состояния сознания. Более того, считают их непременным условием для успешного результата. Отец Анатолий (Берестов) и академик нейрофизиолог С. В. Крапивин, исследовав работу мозга людей, находившихся в состоянии медитации (гипноза, самогипноза) пришли к такому выводу: «Полагают, что состояние медитации благотворно сказывается на здоровье человека, поскольку при этом снижаются ритм дыхания, частота сердечных сокращений, уровень лактата плазмы крови, происходит миорелаксация. Считается даже, что такое необычное состояние есть лучший отдых. Однако при подробном рассмотрении электроэнцефалограмм ясно, что это никакой не отдых, а совсем особое и странное состояние мозга — опасная мобилизация всех мозговых ресурсов, всех физиологических сил мозга».

Так вот, через это особое состояние сознания, когда «ворота» души раскрыты, гипнотизер или оккультист становится проводником темных сил и служит сатане. Вот почему Православная Церковь определяет гипноз как «сознательное служение злу», называет его явлением «разрушающим дух человека». Подчеркивается, что в гипнозе используются темные силы духовного мира (Журнал Московской Патриархии, №12, 1989).

American journal of clinical hypnosis, 1959, No 2, pp. 117--121.

Применение психологических средств при лечении заболеваний известно с незапамятных времен. Психологический аспект медицины играет решающую роль в самом искусстве лечения и превращает врача из искусного профессионала в необходимый человеку источник веры, надежды, помощи и, что особенно важно, в источник побуждения к физическому и духовному благополучию. Следовательно, неудивительно, что гипноз следует рассматривать как психологическое средство при лечении тяжелых неизлечимых болезней, особенно на их последней стадии развития.

Однако нужно подчеркнуть, что гипноз не является абсолютным ответом на все вопросы и не может быть заменой других медицинских процедур в этой ситуации. Скорее, это всего лишь одно из вспомогательных и синергических средств, которые можно использовать для удовлетворения потребностей пациента. Вопрос состоит не в том, чтобы вылечить саму болезнь, так как пациент умирает и сильно страдает. Первичная проблема состоит в том, каким образом лечить больного так, чтобы его человеческие потребности удовлетворялись как можно полнее. Таким образом возникает комплексная проблема относительно того, что требует физическое тело, и того, в чем нуждается личность. Культурные и индивидуальные психологические модели имеют гораздо большее значение, чем физиологическое ощущение боли. При неизлечимых, приносящих сильные болевые ощущения заболеваниях используются успокаивающие средства, обезболивающие лекарства и наркотические препараты, которые могут отнять у пациента привилегию осознавать, что он жив и наслаждаться теми удовольствиями, которые для него еще доступны. Эти препараты также лишают родственников больного контактов с ним. Следовательно, эти препараты должны даваться пациентам только в тех количествах, которые удовлетворяют физическим требованиям, не препятствуют психологическим потребностям, чрезвычайно важным для всей жизненной ситуации.

В качестве иллюстрации этой точки зрения автор приводит три таких случая из своей практики.

Случай No 1

Первой пациенткой была женщина 37 лет с начальным образованием, мать четверых детей, умирающая от прогрессирующего рака матки с отдаленными метастазами. В течение трех недель до гипноза ей вводили большие дозы наркотиков, так как это был единственный способ уменьшить боли так, чтобы она могла спать и есть без приступов тошноты и рвоты. Пациентка понимала свое положение и очень была расстроена из-за своей неспособности провести последние недели своей жизни в контакте со своей семьей. Лечащий врач, в конце концов, решил использовать гипноз. Пациентке объяснили создавшуюся ситуацию и не стали давать наркотики в тот день, когда должен был состояться сеанс гипноза, чтобы лекарственное воздействие на нее свести до возможного минимума.

Приблизительно четыре часа было потрачено на то, чтобы научить эту женщину вопреки приступам боли самостоятельно вырабатывать у себя состояние транса и нечувствительность в теле, погружаться в состояние глубокой усталости так, чтобы у нее возникал физиологический сон вместо боли, и принимать пищу без приступов болей в желудке. Никаких длительных объяснений не понадобилось, так как ограниченность ее образования и отчаянное положение способствовали легкому восприятию внушения без сомнений и вопросов. Кроме того, ее научили отвечать на вопросы в гипнотическом состоянии, реагировать на своего мужа, на старшую дочь и на лечащего врача так, чтобы можно было легко усилить гипноз в случае нового приступа. Это был единственный раз, когда автор встречался с пациенткой. Побудительные причины были настолько велики, что этого единственного гипнотического обучающего сеанса было достаточно.

Прежнее лечение лекарствами оказалось после этого практически ненужным, за исключением одного сильного болевого приступа. Это еще больше облегчило ее страдания и позволило ей поддерживать контакт с семьей в спокойном уравновешенном состоянии до конца своих дней. Она также участвовала в деятельности семьи по вечерам в течение целой недели. Шесть недель спустя после первого состояния транса, когда пациентка смеялась и разговаривала с дочерью, у нее неожиданно наступила кома, и она умерла через два дня, не приходя в сознание. Эти последние шесть недель были для нее определенно счастливыми и безболезненными.

Случай No 2

С этой 35-летней женщиной, матерью четырех маленьких детей и женой профессионала-медика, автор встретился за 5 недель до ее смерти от рака легких. За месяц до гипноза она почти постоянно находилась в состоянии наркотического ступора, так как боль, которую она испытывала, была совершенно непереносимой. Она попросила, чтобы ей был применен гипноз и добровольно прожила без лекарств целый день, чтобы подготовиться к этому сеансу. Автор встретился с ней в б часов вечера; она была вся покрыта потом, невыносимо страдая от постоянной боли, и была очень изнурена. Тем не менее, потребовалось не менее четырех часов, чтобы индуцировать у нее легкое состояние транса. Эта легкая стадия гипноза была немедленно использована для внушения, которое дало бы ей возможность выполнить три вещи, от которых она отказывалась, страстно желая подвергнуться гипнозу. Первое -- это прекратить инъекции больших доз морфия, что явно не соответствовало ее физическим возможностям, но было вполне уместно в данной ситуации. Второй -- это заставить ее съесть пинту насыщенного, густого бульона, а третье -- заставить ее поспать в течение часа спокойным физиологическим сном. К 6 часам утра пациентку, которая в конце концов оказалась отличным сомнамбулическим субъектом, научили всему, что требовалось в ее ситуации.

Первый этап состоял в том, чтобы научить ее вызывать у себя положительные и отрицательные галлюцинации в модальностях зрения, слуха, вкуса и запаха. Потом ее обучили положительным и отрицательным галлюцинациям в области осязания, глубины ощущения и кинестезии, и в соответствии с последним типом ощущения ее научили дезориентации тела и диссоциации. Когда эти принципы были достаточно хорошо усвоены, пациентке были даны внушения для анестезии чулка и перчатки (ног и рук), а потом эта анестезия была распространена на все тело. После этого стало возможным научить ее быстрому частичному и комбинированному обезболиванию и анестезии относительно сверхъестественных и глубоких ощущений всех типов. К этому добавили сочетание дезориентации тела и диссоциации тела. Автор больше не встречался с пациенткой, но ее муж звонил ему по телефону и сообщал о ее состоянии. Она внезапно умерла спустя пять недель посреди веселой оживленной беседы с соседом и родственником.

В течение этих пяти недель ей дали инструкцию свободно и легко относиться к приему любого медикамента, который ей понадобится. Время от времени она страдала от боли, но эту боль почти всегда можно было снять аспирином. Иногда ей нужно было дать вторую дозу аспирина с кодеином, а в некоторых случаях ей приходилось давать одну восьмую грана морфия. Во всяком случае пациентка до конца своих дней оставалась спокойной и даже веселой, если не считать постепенного ухудшения ее физического состояния.

Случай No3

Третьим пациентом был врач довольно преклонного возраста, который полностью понимал природу своего онкологического заболевания. Учитывая его образование и профессиональный опыт, необходимо было использовать такие гипнотические внушения, которые бы закрепили его интеллектуальное и эмоциональное сотрудничество с гипнотерапевтом. Смирившись со своей судьбой, пациент тем не менее с возмущением относился к наркотическому ступору, в который он впадал, когда ему вводили наркотики, чтобы уменьшить боли. Он очень хотел провести оставшиеся ему дни жизни в полном контакте со своей семьей, но это было затруднительно из-за частых болевых приступов. Он сам попросил о гипнозе и сам прервал введение лекарств на 12 часов для того, чтобы устранить влияние наркотиков на развитие транса.

На первом гипнотическом сеансе все внушения были направлены на индукцию состояния глубокой (физической усталости, сильной сонливости для того, чтобы вызвать состояние физиологического сна и отдыха. Было индуцировано легкое состояние транса, которое почти немедленно погрузило его в физиологический сон длительностью в 30 минут. Он пробудился от сна вполне отдохнувшим и убежденным в эффективности гипноза.

Потом было индуцировано второе, более глубокое состояние транса. Систематически давалась серия внушений, в которых напрямую были использованы реальные симптомы его болезни. Пациенту сказали, что его тело будет чрезвычайно тяжелым, как свинцовый груз; настолько тяжелым, что он будет чувствовать себя как бы отупевшим от сна и неспособным ощущать что-либо, кроме тяжелой усталости. Эти внушения (повторно данные другими словами, чтобы обеспечить нужное восприятие) были предназначены для использования прежде неприемлемого для пациента чувства мучительной слабости и объединения его с его жалобой на "постоянную, тяжелую, тупую пульсирующую" боль. Кроме того, были сделаны внушения, чтобы снова и снова, когда он будет испытывать "тупую тяжелую усталость" в теле, его тело периодически засыпало, в то время как его разум оставался бодрствующим. Таким образом, его удручающая слабость и его тупая пульсирующая боль были использованы для закрепления изменения направления и переориентировки его внимания, реакции на его соматические ощущения и для закрепления нового и приемлемого их восприятия. Кроме того, путем внушения сонливости тела и бодрствования разума было индуцировано состояние диссоциации. Следующим этапом было переориентирование и изменение направления его внимания и реакции на резкие, короткие, постоянно возобновляющиеся каждые десять минут приступы боли. Обычно приступ длился менее одной минуты, но пациент считал их постоянными и бесконечными. Последующая процедура включала несколько этапов. Во-первых, его переориентировали в отношении субъективного восприятия времени, попросив при возникновении острой боли зафиксировать свое внимание на движении минутной стрелки на часах и подождать, когда начинается следующий приступ боли. Семь минут ожидания в ужасе от предстоящей боли показались пациенту часами, и для него показался огромным облегчением наступивший в конце концов приступ боли по сравнению с его ожиданием. Следовательно, предчувствие и приступ боли были дифференцированы для него как отдельные ощущения. Так он усвоил этот аспект временного искажения, связанный с удлинением и расширением субъективного ощущения времени.

Затем ему подробно объяснили, что освобождение от болевых ощущений можно достичь несколькими путями: с помощью анестезии, что ему было понятно, а также с помощью амнезии, чего он не понимал. Ему предложили следующее объяснение: при амнезии болевого приступа человек испытывает боль, когда она возникает, но тут же забывает о ней, когда она проходит. Таким образом, человек не вспоминает и не оглядывается на опыт прошлого с ужасом и печалью, а также не ожидает со страхом другого приступа боли. Другими словами, каждый вновь возникающий приступ острой боли будет для больного совершенно неожиданным и совершенно преходящим опытом. Поскольку больной не ждет и не помнит этой боли, то, практически, такие приступы не имеют для него никакой временной длительности. Следовательно, этот болевой приступ будет восприниматься как мгновенная вспышка такой короткой длительности, что у пациента просто не будет возможности распознать характер боли. Таким путем пациента научили другому типу искажения во времени, а именно -- укорочению, сжатию, конденсации субъективного времени. Так, вместо возможных гипнотических эффектов анестезии и амнезии болевых приступов у пациента произошло гипнотическое сокращение их субъективной длительности, что само по себе привело к укорочению болевых ощущений.

Когда пациенту разъяснили все эти пункты, ему настойчиво посоветовали использовать все три механизма: изменение ощущений тела, дезориентация тела, диссоциация, анестезия, амнезия и субъективная конденсация времени. Ему доказали, что в этом случае он в значительной степени сможет освободиться от болей в значительно большей степени, чем если бы использовался только один из этих механизмов. Кроме того, пациенту с большим чувством эмпатии показали, как он может использовать субъективное расширение времени, чтобы удлинить периоды физического покоя, отдыха, отсутствия боли.

Эти разнообразные внушения, сделанные несколько раз и различными словами, чтобы обеспечить соответствующее понимание и восприятие, в значительной степени уменьшили интенсивность вновь возникающих приступов острой боли. Однако, нужно отметить, что периодически он впадал в короткие, ступороподобные состояния на 10--15 секунд, что свидетельствовало о выраженной реакции на приступ боли. Было замечено, что они реже и короче, чем первоначальные приступы острой боли. Окружающие также отметили, что пациент не сознавал, что утрачивал сознание на некоторое время.

Мы не задавали пациенту вопросов об эффективности внушений. Пациент просто говорил о том, что гипноз освободил его почти полностью от приступов боли, что он чувствует себя физически слабым и вялым, но лишь дважды в день этой боли удавалось "прорваться". Его общее поведение со своей семьей и друзьями подтверждало его слова. Через несколько дней после проведения сеанса гипнотерапии пациент неожиданно впал в состояние комы и умер, не приходя в сознание.

Примечание

Был предпринята попытка описать используемые терапевтические методы. Преимущества гипнотерапии, особенно в тех случаях, что были описаны выше, пропорциональны такому изложению идей и понятий, которое позволяет обеспечить соответствующие восприятие и реакцию со стороны пациента. Сама природа ситуации исключает определение того, какие элементы в терапевтической процедуре являются эффективными в каждом отдельном случае. Этот рассказ о трех, безнадежно больных пациентах определенно показывает, что гипноз имеет большое значение при лечении неизлечимых болезней, сопровождающихся болевыми приступами. Однако гипноз нельзя рассматривать как абсолютный ответ на все медицинские проблемы. Это просто один из возможных подходов к решению проблемы пациента. В некоторых случаях гипноз можно использовать как основное средство управления болью при раковых заболеваниях, но очень часто этот метод применим как вспомогательное средство. В этом качестве он может служить для значительного уменьшения дозы лекарств и принести большее душевное и физическое облегчение, чем в том случае, когда используются только лекарственные препараты. Чем шире психологически-гипнотический подход, тем больше возможностей для достижения положительных результатов проводимой терапии.

Милтон К. Эриксон, доктор медицины

Литература

"Изучение связей между интеллектом и преступлением", Журнал Американского института юстиции и криминологии ("J. Amer. Juct.", 1929, No 19, pp. 592--635).

"Брак и размножение среди преступников". "Journal of Social Hygiene", 1929; No 15, pp. 464--475).

"Применение X--О тестов Прези у правонарушителей" (написано совместно с Н. Д. Пескором). "Medical legal journal", 1930, No 47, pp. 75--87.

"Интерпретация случая с биологическим отклонением". "Medical legal journal", 1930, No 47, pp. 140--145.

"Некоторые аспекты несдержанности, слабоумия и преступления". "American journal of sociology", 1931, No 36, pp. 758--768.

"Эволюционные факторы у психотических больных". Medical legal journal. 1931, No 48, pp. 69--74.

"Методы улучшения содержания пациентов в психиатрических клиниках в качестве терапевтического средства" (написано совместно с Р. О. Хоскинзом). "American journal on psychiatry", 1931, pp. 103--109.

"Возможное ухудшение состояния в результате действия экспериментального гипноза". "Journal of abnormal social psychology", 1932, No 27, pp. 321--327.

"Исследование специфической амнезии". "British journal of medical psychology", 1933, No 13, pp. 143--150.

"Совместные исследования в области шизофрении", (написано совместно с Р. Д. Хоскинзом и др.). "Archive of neurology and psychiatry", 1933, No 30, pp. 388-401.

"Сосуществование органических и психологических изменений во время явного улучшения при шизофрении. Анализ истории болезни". "American journal on psychiatry", 1934, No 13, pp. 1349--1357.

"Изучение гипнотически индуцированных комплексов с помощью метода Лурия" (написано совместно с П. Э. Хастоном и Давидом Шакоу). "Journal of genetic psychology", 1934, No 11.pp.65--97.

"Краткий обзор гипнотизма". "Medical directory", 1934, No 140, pp. 609--613.

"Исследование индуцированного экспериментального невроза, в случае с преждевременным оргазмом". "British journal of medical psychology", 1935, No 15, pp. 34--50.

"Возможности для психологических исследований в психиатрических больницах". "Medical directory", 1936, No 143, pp.389--392.

"Клинические замечания об ассоциативном вербальном тесте". "Journal of nervous and mental diseases", 1936, No 84, pp. 538--540.

"Психологические факторы, возникающие при помещении психического больного под семейную опеку и при визитах Стратегия психотерапии родственников". "Journal Mental hygiene", 1937, No 21, pp. 425-- 435.

"Приостановленное психическое развитие". "Medical directory", 1937, pp. 352--384.

"Экспериментальная демонстрация подсознательного мышления с помощью автоматического письма". "Psychoanalytic quarterly". 1937, No 6, pp. 513--529.

"Активизация подсознания при воспоминании под гипнозом событий, связанных с лечением". "Archive neurology and psychiatry", 1937, N 38, pp. 1282--1288.

"Проблема определения психиатрических принципов и их динамическое значение". Часть 1 и 2. "Medical directory", 1938, No 148, pp.185--189.

"Гипнотическая индукция галлюциногенного цветовидения с последующими псевдонегативными послеобразами" (совместно с Элизабет Моор Эриксон). "Journal of experimental psychiatry", 1938, Ns 22, pp. 581--588.

"Преступность среди группы психиатрических больных, мужчин". "Psychiatric hygiene", 1938, No 22, pp. 459--476.

"Изучение клинических и экспериментальных результатов по гипнотической глухоте 1. Клинические эксперименты и открытия". "Journal of genetic psychology", 1938, No 19, pp. 127--150.

"Изучение клинических и экспериментальных результатов по гипнотической глухоте 2. Экспериментальные открытия с применением метода обусловленной реакции". "Journal of genetic psychology", 1938, No 19, pp. 151--167.

"Отрицание и изменение юридических показаний". Журнал "Archive neurology and psychiatry", 1938, No 40, pp. 549-- 555

"Использование автоматического письма при интерпретации и коррекции навязчивой депрессии" (совместно с Л. С. Кьюби). "Psychiatric quarterly", 1938, No 7, pp. 443--466.

"Индукция дальтонизма методом гипнотического внушения". "Journal of genetic psychology", 1939, No 20, pp. 61--89.

"Применение гипноза в психиатрии". "Medical directory", 1939, No 150, pp. 60--65.

"Экспериментальная демонстрация психопатологии повседневной жизни". "Psychoanalytic quarterly", 1939, No 8, pp. 338-- 353.

"Экспериментальное исследование возможного антисоциального применения гипноза". "Psychiatry", 1939, No 2, pp. 391-- 414.

"Демонстрация психических механизмов с помощью гипноза". J. "Archive neurology and psychiatry", 1939,.No 2, pp. 367--370.

"Перманентное избавление от навязчивых страхов посредством коммуникации с подсознательной второй личностью (раздвоение личности)" (совместно с Л. С. Кьюби). "Psychoanalytic quarterly" 1939, No 8, pp. 471--509.

"Перевод автоматического письма, сделанного гипнотическим субъектом в трансоподобном состоянии диссоциации" (совместно с Л. С. Кьюби). "Psychoanalytic quarterly" 1940, No 9, pp.51--63.

"Проявление атипичной модели рефлекса чихания в трех поколениях". "Journal of genetic psychology", 1940, No 56, pp. 455--459.

"Природа и характер постгипнотического поведения" (совместно с Элизабет Моор Эриксон). "Journal of genetic psychology", 1941, No 2, pp. 95--133. (Позже перепечатана в издательстве Л. Куна и С. Руссо в книге "Современный гипноз". Издательство "Библиотека психолога", 1947). "Гипноз: общий обзор", 1 "Diseases of a nervous system", 1941, No 2, pp. 13--18.

"Первое распознавание психического заболевания". J. "Diseases of a nervous system", 1941, No 2, pp. 99--108.

"О вероятном появлении сновидений у восьмимесячного ребенка". "Psychoanalytic quarterly", 1941, No 10, pp. 382--384.

"Успешное лечение случая острой истерической депрессии путем возврата под гипнозом к критической фазе детства" (совместно с Л. С. Кьюби). "Psychoanalytic quarterly", 1941, No 10, pp. 593--609. (перепечатано у Р. Г. Роудза (ред.) в книге "Лечение гипнозом", издательство "Цитадель Пресс", 1952.

"Гипнотическое исследование психосоматических явлений; психосоматические взаимосвязи, изучаемые с помощью экспериментального гипноза". "Psychosomatic medicine", 1943, No 5, pp.51--58.

"Появление реакций, напоминающих афазию, на гипнотически индуцированную амнезию. Экспериментальные наблюдения и подробный отчет" (совместно с Ричардом М. Брикнером).

"Psychosomatic medicine", 1943, No 5, pp. 59--66.

"Управляемое экспериментальное использование гипнотической регрессии при лечении приобретенной анорексии". "Psychosomatic medicine", 1943, No 5, pp. 67--70.

"Экспериментально вызванное слюноотделение и соответствующие реакции на гипнотические визуальные галлюцинации, подтверждаемые личностными проявлениями". "Psychosomatic medicine", 1943, No 5, pp. 185--187.

"Подсознательная умственная деятельность при гипнозе -- психоаналитические значения" (совместно с Льюисом Б. Хинном). "Psychoanalytic quaterly", 1944, No 13, pp. 60--78.

"Программа обучения для военнослужащих медиков, призванных из резерва". "Diseases of a nervous system", 1944, No 5, pp.112--115.

"Комплексный метод переформирования личностной истории, использованный для индукции экспериментального невроза у гипнотического субъекта". "Journal of genetic psychology", 1944, No 31, pp. 6--84.

"Экспериментальное исследование явной способности гипнотического субъекта не осознавать стимулы". "Journal of genetic psychology", 1944, No 31, pp. 191--212.

"Гипноз в медицине". "Medical clinic in Northern America". Publishing house New York. V. V. Saunders, Co, 1944, pp. 639-- 652.

"Гипнотический метод для лечения острых психиатрических нарушений во время войны". "American journal of psychiatry", 1945, Ns 101, pp. 668--672.

"Заметки относительно присутствия неадекватности в юридическом опознавании и при работе с душевнобольными".

"Diseases of a nervous system", 1946, No 7, pp. 107--109. "Гипнотизм". "The British encyclopedia for children", 1946. "Предисловие" к книге Л. М. Крона и Жана Бородо "Гипнотизм сегодня". Издательство Грюна и Страттона, 1947,

"Гипнотизм", Энциклопедия Коллье, Издательство Кромвелл-Коллье, 1948.

"Гипнотическая психиатрия", "Медицинская клиника Северной Америки", Нью-Йорк, Издательство "У. Г. Сандерса К°", 1948, pp. 571--584. (позже перепечатано издательством Р. Н. Роудза в книге "Терапия через гипноз", Издательство Цитадель Пресс, 1952).

"Психологическое значение физических ограничений для психических больных". "American journal of psychiatry", 1949, No 105, pp. 612--614.

"Искажение во времени при гипнозе" (совместно с Линн Ф. Купер). "Бюллетень" Медицинского центра Джорджтаунского университета, 1950, No 2, стр. 50--68 в книге "Экспериментальный гипноз", 1952, изд. Макмиллан, стр. 229--240.

"Глубокий гипноз и его индукция", в книге "Экспериментальный гипноз", издательство Макмиллан, 1952, стр. 70--114.

"Терапия психосоматической головной боли". Journal clinical and experimental Hypnosis, 1953, No 1, pp. 2--6.

"Предисловие" к книге Герольда Розена, "Гипнотерапия в клинической психиатрии", издательство "Лилиан Пресс", 1953, стр. 9--10.

"Выявление острого ограниченного навязчивого истерического состояния у нормального гипнотического субъекта". "Journal clinical and experimental hypnosis", 1954, No 2, pp. 27--41.

"Специальные методы краткой гипнотерапии". "Journal clinical and experimental hypnosis", 1954, No 2, pp. 109--129.

"Гипнотические и гипнотерапевтические исследования и определение симптома-функции" (совместно с Гарольдом Розеном). Journal of clinical and experimental hypnosis, 1954, No 2, pp. 201--219.

"Клинические замечания о косвенной гипнотерапии". Journal of clinical and experimental hypnosis, 1954, No 2, pp. 171-- 174.

"Псевдоориентация во времени как гипнотерапевтическая процедура". Journal of clinical and experimental hypnosis, 1954, No 2, pp.261--283.

"Психологическое значение вазэктомии", в книге Г. Розе-на "Терапевтический аборт". Издательство "Джулиан Пресс", 1954, стр. 57--86.

"Искажение во времени при гипнозе" (совместно с Линном Ф. Купером), Балтимор, издательство Вильямса и Вилкинса, 1954 и 1959.

"Самоисследование в гипнотическом состоянии". Journal of clinical and experimental hypnosis, 1955, No 3, pp. 49--57.

"Гипнотерапия у двух пациентов с психосоматическими стоматологическими проблемами". Journal of American company psychosomathic stomatology, 1955, No 1, pp. 6--10.

"Гипноз в общей медицинской практике". "A Condition of reason", 1957, No 1.

"Натуралистические методы гипноза". American journal of clinical hypnosis, 1958, No 1, pp. 25--29.

"Педиатрическая гипнотерапия". "American journal clinical hypnosis", 1958, No I, pp. 29--31.

"Дополнительные сведения об искажении во времени", "Субъективная конденсация времени, в отличие от экспансии времени" (совместно с Э. М. Эриксон). American journal of clinical hypnosis, 1958, No 1, pp. 83--88.

"Гипноз при неизлечимых заболеваниях, сопровождающихся тяжелым болевым синдромом". American journal of clinical hypnosis, 1959, No 2, pp. 117--121.

"Дальнейшие клинические методы гипноза: практические методы". American journal of clinical hypnosis, 1959, No 2, pp. 123--127.

"Основа гипноза" (медицинская дискуссия о гипнозе). Journal of Medicine in North West, 1959, pp. 1404--1405.

"Запись индукции транса с комментариями" (совместно с Д. Хейли и Д. Г. Уикландом.) American journal of clinical hypnosis, 1959, No 2, pp. 49--84.

"Развитие груди под влиянием гипноза; два примера и психотерапевтические результаты". American journal of clinical hypnosis, 1960, No 2, pp. 157--159.

"Психогенетические изменения менструального цикла: три случая". American journal of clinical hypnosis, 1960, No 2, pp. 227-- 231.

"Использование поведения пациента в гипнотерапии ожирения: три истории болезни". American journal of clinical hypnosis, 1960, No 5, pp. 112--116.

"Исторические заметки о левитации руки и других идеомоторных методах". American journal of clinical hypnosis, 1961, No 3, pp. 196--199.

"Пример потенциально вредного неправильного толкования гипноза". American journal of clinical hypnosis, 1961, No 3, pp. 242--243.

Книга "Практическое применение медицинского и зубоврачебного гипноза", (совместно с Сеймаром Нершманом и Ирвингом И. Сектером), издательство Джулиан Пресс, 1961.

"Исследование оптокинетического нистагма". American Journal of clinical hypnosis, 1962, No 4, pp. 181--183.

"Курсы по повышению квалификации. План". The publication of annual session of medical association in Texas, 1962, pp. 1--5.

"Основные психологические проблемы в гипнотических исследованиях", в издательстве Г. Эстабрукса, в кн. "Гипноз:

современные проблемы", 1962, No 1, стр. 207--223.

"Идентификация безопасной реальности". The journal "Family process", 1962, No 1, pp. 294--303.

"Обратный синдром сценического гипнотизера". American Journal of clinical Hypnosis, 1962, No 5, pp. 141--142.

"Применение принципов исследований Лэшли при ограниченном атеросклеротическом поражении мозга"/ "Sensuous and motor responses", 1963, No 16, pp. 779--780.

"Изменения слуха и памяти при гипноанестезии". American Journal of clinical hypnosis, 1963, No 6, pp. 31--36

"Гипнотически ориентированная психотерапия при органическом заболевании мозга". American journal of clinical hypnosis, 1963, No 6, pp. 92--112.

"Метод путаницы в гипнозе". "American journal of clinical hypnosis", 1964, page 183--207.

"Груз ответственности при эффективной психотерапии". American journal of clinical hypnosis, 1964, No 6, pp. 269--271.

"Гипнотически ориентированная психотерапия при органическом заболевании мозга. Дополнение". American journal of clinical hypnosis, 1964, No 8, pp. 361--362.

"„Методы сюрприза" и „Мой друг Джон" в гипнозе: минимальные ключи и естественные рабочие эксперименты". American Journal of clinical hypnosis, 1964, No 6, pp. 293--307.

"Приложение к отчету о появлении в трех поколениях атипичной модели рефлекса чихания". "Perception and motor responses", 1964, No 18, pp. 309-310.

"Редакционная колонка". American journal of clinical hypnosis, 1964, No 7, pp. 1--3.

"Гипнотический метод для сопротивляющихся больных:

пациент, метод, его рациональное зерно и рабочие эксперименты". American journal of clinical hypnosis, 1964, No 7, pp. 8--32.

"Методы пантомимы в гипнозе и их скрытый смысл". American journal of clinical hypnosis, 1964, No 7, pp. 64--70.

"Первоначальные эксперименты по исследованию природы гипноза". American journal of clinical hypnosis, 1964, No 7, pp.152--162.

"Приобретенный контроль за зрачковыми реакциями". American journal of clinical hypnosis, 1965, No 7, pp. 207--208.

"Гипнотическая коррекция эмоционального опыта". American journal of clinical hypnosis, 1965, No 7, pp. 242--248.

"Гипнотерапия: право пациента на успех и неудачу". American journal of clinical hypnosis, 1965, No 7, pp. 254--257.

"Экспериментальная гипнотерапия при заболевании Туаретта".

American journal of clinical hypnosis, 1965, No 7, pp. 325--331.

"Гипноз и экзаменационная паника"/ American journal of clinical hypnosis, 1965, No 7, pp. 356--358.

"Экспериментальная гипнотерапия в речевой проблеме. История болезни". American journal of clinical hypnosis, 1965, No 7, pp.358--360.

"Редакционная колонка". American journal of clinical hypnosis, 1965, No 8, pp. 1--2.

"Специальное исследование природы и характера различных состояний сознания, проведенное совместно с Олдосом Хаксли". American journal of clinical hypnosis, 1965, No 8, pp. 14--33.

"Использование симптомов как интегральная часть терапии". American journal of clinical hypnosis, 1965, No 8, pp. 57--65.

"Гипнотический метод чередования для исправления симптомов и борьбы с болью". American journal of clinical hypnosis, 1966, No 3, pp. 198--209.

"Опыт построения беседы в присутствии наблюдателей", в книге Готтшока и Авербаха "Методы исследования в психотерапии", Издательство Эпплтон--Сенчери-Крофтс, 1966, стр. 61--63.

"Опытное познание гипнотических явлений, используемых в гипнотерапии". American journal of clinical hypnosis, 1966, No 8, pp. 299--309.

"Успешная гипнотерапия, которая потерпела неудачу". American journal of clinical hypnosis, 1966, No 9, pp. 62--65.

"Введение к изучению применения гипноза для контроля боли", "Тетради анестезиолога", Франция, 1966, No 14, стр. 189-- 202 (на английском языке в книге "Гипноз и психосоматическая медицина. Труды международного конгресса по гипнозу и психосоматической медицине", издательство "Спрингер-Верлаг", 1967).

"Лабораторный и клинический гипноз: одинаковые или разные явления?". American journal of clinical hypnosis, 1967,

"Гипноз: его возрождение как средства лечения". The journal "Directions in psychiatry", 1967, publishing house "Merk etc.", volume 3, No 3, pp. 1--43.

"Два уровня коммуникации в микродинамике транса" (в соавторстве с Росси Е.). American Journal of Clinical Hypnosis, 1976, 18, 153--171.

Гипнотерапия: виды, принципы и методы гипноза — Какие заболевания можно вылечить гипнозом

Гипнотерапия – это современная методика лечения множества заболеваний. Лечат гипнозом в большинстве случаев , а также наркотическую и никотиновую зависимость.

Положительный исход при лечении зависит от самого человека и его способностям поддаваться гипнозу.

Во время гипнотического сеанса пациент впадает в транс, и ему легко внушить любую информацию.

Положительный эффект возникнет при лечении только тех заболеваний, которые возникли из-за психологических или эмоциональных факторов.

Основными факторами возникновения заболеваний является постоянный и нагрузка на работе.

Если заболевание возникло из-за страхов или переживаний, в состоянии гипноза можно помочь найти человеку способ решить свою проблему, и после выхода из транса он будет здоровым и уверенным в себе.

Принципы гипнотерапии

В основах гипнотерапии лежит манипулирование человеческими мыслями во время транса.

Во время такого состояния у пациента нет своих мыслей, он только слушает, что ему внушают, и направляет все свои силы в то русло деятельности, которое ему рекомендуют.

Довольно часто эту технику используют при лечении личностных расстройств. Благодаря гипнозу можно излечиться от различных фобий.

Такое направление деятельности популярно не только при лечении психических заболеваний, но и в традиционной медицине. Клиническая гипнотерапия помогает людям с нарушением ЦНС. (Центральной Нервной Системы).

Основные методы гипнотерапии

Многие люди считают, что гипноз появился недавно, и не может приносить целебного результата. Это мнение ошибочно.

О гипнозе и его целебных свойствах было известно еще в древние времена.

Из-за лечения разных заболеваний были разработаны различные методы гипнотерапии.

Наиболее популярные из них:

  1. Метод левитации;
  2. Гипноз с помощью визуального контакта.

Словесный гипноз

Словесный гипноз также называют звуковым. Сеанс гипнотерапии начинают с помощью воздействия слов и звуков на рецепторы пациента.

Этот метод используют в том случае, когда пациент не может самостоятельно сконцентрировать свое внимание на определенном предмете.

Таким людям не подойдет зрительный гипноз, так как у них не получится войти в состояние транса. Кроме этого, данная методика применяется для лечения людей, которые страдают истерией.

Метод левитации

«Гипноз левитации» очень часто называют методом легкой руки. Особой популярностью он пользуется в Западных странах.

Данная методика обладает рядом особенностей, благодаря которым человеку легче войти в гипнотическое состояние.

Эффективность достигается благодаря тому, что пациент может самостоятельно контролировать свое тело и эмоции.

Эриксоновский гипноз получил такое название благодаря фамилии своего изобретателя.

Во время гипнотического сеанса пациент принимает активное участие, но не имеет доступа к собственному подсознанию.

Гипнотерапия Эриксона не всегда приносит положительный результат. Для закрепления полученного эффекта требуется несколько сеансов. Такой тип терапии не наносит вреда здоровью и психике человека.

Методика зрительного гипноза

Это самый известный метод для введения человека в состояние транса.

Суть метода заключается в сконцентрированном наблюдении за каким-либо ритмично движущимся предметом. Предметом может выступать монета или маятник.

Во время наблюдения человеку говорят монотонным голосом определенные команды, они помогают человеку расслабиться и быстрее войти в транс.

Данный метод чаще всего используют для лечения никотиновой и . Но гарантии на положительный результат никто не дает.

Заболевания, которые можно лечить с помощью гипноза

С помощью гипнотерапии можно излечиться от многих заболеваний. Применять эту практику для лечения болезней начали с середины 18 века.

Люди, которые регулярно проходят курсы гипноза, чувствуют себя намного лучше, чем все остальные. У них хорошее физическое и психическое состояние.

Благодаря гипнотическим сеансам можно снять болевые симптомы при язве желудка, гастрите, а также снизить частоту припадков . При помощи действия гипноза у людей нормализуется давление и работа сердца.

Есть люди которые не верят в целебный эффект таких сеансов, а те которые верят, и испытали его на себе, очень довольны результатом.

Гипнотерапевт поможет избавиться от зависимостей, фобий, регулярных стрессов, а также поможет похудеть.

Благодаря сеансам гипноза, можно излечить вышеперечисленные заболевания, а также много других. Положительный результат образуется из-за внушения определенной информации в состоянии транса.

Сам транс обладает для организма терапевтическим эффектом. Во время нахождения в нем нормализуется работа всех внутренних органов и дыхательной системы.

Нет четких показаний для лечения гипнотерапией. Только специалист может рекомендовать медикаментозное лечение или лечение таким нестандартным образом. Люди, которые имеют одинаковое заболевание, могут по-разному реагировать на гипнотерапию.

Противопоказания для гипнотерапии

Гипноз – это самый мало исследованный способ лечения заболеваний. Использовать его необходимо только после рекомендаций врача.

Как и при другом виде лечения, он имеет ряд противопоказаний:

  • Нельзя приходить на сеанс после недавно перенесенного или ;
  • Людям с ярко выраженной сердечной недостаточностью он тоже запрещен;
  • Гипнотические сеансы запрещены во время простудных или инфекционных заболеваний.

Во время гипнотического сеанса могут возникнуть некоторые осложнения. Во время транса специалист может потерять связь со своим пациентом.

Это приведет к тому, что пациент не сможет выйти из состояния гипноза.

Особенно к этому риску относятся люди с истерией. Кроме этого, обострение может появиться после окончания курса лечения.

Любое на время притихшее заболевание может через время активизироваться с новой силой. Встречаются случаи, когда у пациентов возникает зависимость от гипноза. Такое состояние называется гипноманией. Она имеет 3 стадии.

На 1 возникает сильная сонливость после сеансов. На 2 стадии человек после лечения становится заторможенным и раздражительным. На 3 стадии человек не может долго выйти из состояния гипноза, такое состояние может даже длится несколько месяцев.

Заключение

Прежде чем пойти на сеанс гипнотерапии необходимо взвесить все ее преимущества и недостатки и обязательно проконсультироваться с лечащим врачом.

Видео: Гипнотерапия

Гипноз – загадочное и овеянное мистикой явление. Выделяют такое явление, как гипноз лечебный или гипнотерапию, когда на подсознание человека влияют с целью избавления от психических расстройств, неврологических дефектов и психосоматических болезней. Возникает много споров о пользе и вреде этого метода. Сегодня применять его имеют право только дипломированные медики и психологи, а большинство «гипнотерапевтов» являются шарлатанами. Важно разобраться, в каких случаях гипноз применим и безопасен, а когда может навредить.

Гипноз может применяться в лечебных целях

Применение гипноза

Гипноз применяется и как самостоятельный, и как вспомогательный метод лечения психологических проблем и психосоматических болезней. Терапевтическим эффектом обладает не сам по себе гипнотический транс, а внушаемые человеку установки и образы.

Основные сферы, где применяют гипноз:

  • в комплексе когнитивной терапии депрессии, фобий, тревожных и навязчивых состояний, стрессовых расстройств;
  • при избавлении человека от зависимостей – алкоголизм, наркомания, игромания и т. п.;
  • лечение бессонницы и других нарушений сна;
  • лечение заболеваний ЖКТ (синдром раздраженного кишечника), мочевыделительной системы (энурез);
  • терапия кожных заболеваний;
  • купирование болевых синдромов;
  • лечение пациентов с лишним весом;
  • подготовка пациентов к хирургическим операциям.

Гипнотерапию не практикуют для устранения провалов памяти, лечения амнезии и т. п. Впечатления и образы, полученные в трансе, выглядят реально и правдоподобно. У пациента создается ложная память.

Лечение гипнозом психосоматических заболеваний

Наличие заболевания приводит к психологическим расстройствам. Существует и обратная зависимость. Некоторые заболевания возникают у человека на фоне частых стрессов, психологических проблем, социальных конфликтов и т. п. Для психосоматических заболеваний часто применяют лечение гипнозом (болезнь можно назвать психосоматической, если при диагностике была исключена физиологическая патология).

К классическим психосоматическим болезням относятся:

  • бронхиальная астма;
  • язвы желудка и двенадцатиперстной кишки;
  • язвенный колит;
  • нейродермит;
  • ревматоидный артрит;
  • эссенциальная гипертензия (гипертоническая болезнь).

Сегодня к списку также добавляют синдром раздраженного кишечника, мигрени, псориаз, витилиго, энурез, ожирение и бесплодие. Эти заболевания в 5% случаев имеют психогенное происхождение.

Гипноз применяется, когда дифференциальная диагностика не выявила органических нарушений, а традиционная терапия не дала результата. Но если начать лечение гипнозом без проведения обследования, можно усугубить заболевание.

Гипнотерапия поможет больным нейродермитом

Как проходит сеанс

Сеанс лечения гипнозом мало отличается от обычного приема у психотерапевта. Только пациенту придется ложиться на кушетку.

Сначала психотерапевт выслушивает пациента, узнает о его проблеме. Затем они вместе обсуждают ее и пытаются найти пути решения. Специалисту важно определить глубину расстройства и то, насколько человек заинтересован в выздоровлении. Затем пациента укладывают на кушетку и вводят в состояние гипнотического транса. Способы для этого у разных специалистов свои. Все они представляют собой монотонное воздействие на один из каналов восприятия человека: зрение, слух, тактильное восприятие. Иногда воздействуют на три канала одновременно.

В состоянии гипноза внимание человека сужается, направляется внутрь него самого. Образы и установки, внушаемые гипнотизером, воспринимаются гораздо острее, чем в обычном состоянии. В трансе человек не осознает, где находится, в воображении или в реальности. Иногда он выступает в роли пассивного стороннего наблюдателя.

Цель лечебного гипноза – выяснить истинную причину заболевания. Для этого психотерапевт задает пациенту вопросы или создает образы, которые могли бы подтолкнуть его к правильному ответу. Затем человеку даются установки, которые помогают в решении проблемы. Гипнолог является авторитетом, который заставляет подчиняться.

Для выздоровления недостаточного одного сеанса гипноза. Результат после однократного погружения в сознание длится около недели. Поэтому лечение проводят курсом. Количество сеансов определяется индивидуальной чувствительностью человека к гипнозу. Если она низкая, пациент погружается только в легкий транс, понадобится 10-15 приемов у гипнолога. Если имеется способность погружаться в глубокий транс, достаточно 5 сеансов.

Эриксоновский гипноз

Американский психотерапевт Милтон Эриксон утверждал, что гипнотический транс, как и сон, является естественной потребностью человека. Периодически каждый непроизвольно погружается в него.

Непроизвольное погружение в транс также происходит при монотонном воздействии на анализаторы. При чтении книги многие не раз ловили себя на том, что не воспринимают написанное. Сознание витает где-то в другом месте, пока глаза следят за строчкой. То же самое может происходить во время прослушивания музыки, перебирания в руках мелких предметов.

Эриксоновский гипноз также применяют для лечения психологических расстройств и их физиологических проявлений. Для сеанса пациента не «усыпляют» и не укладывают на кушетку. Специалист просто создает условия, которые помогают человеку погрузиться в естественный транс. Гипнолог выступает лишь проводником в сознание, а не авторитарным голосом, как в классическом подходе.

Лечение детей с помощью гипноза

Многие детские болезни являются результатом неустойчивости психики, нестабильного эмоционального фона. Лечение гипнозом детей воспринимается родителями негативно. Они опасаются, что вмешательство в сознание повлияет на память и умственное развитие. Все эти страхи не имеют под собой почвы.

Психологические расстройства у ребенка можно лечить гипнозом. В процессе терапии ребенок лучше познает себя, учится правильному мировосприятию, его психика становится более устойчивой.

Для лечения детей применяют эриксоновский подход.

Самогипноз

Самогипноз – популярный метод лечения психологических расстройств, фобий, ожирения и кожных заболеваний. Его также применяют для контроля над болью. Часто способность к самогипнозу развивается у человека после сеансов гипнотерапии.

Для самостоятельного погружения в транс необходимы четыре составляющие:

  • мотивация (осознание необходимости и важности результата);
  • расслабленность (для практики погружения необходимо время, устранение отвлекающих факторов, раздражителей, состояние полного покоя);
  • концентрация (умение фокусировать сознание на одной точке);
  • визуализация желаемого результата.

Инструментом в самогипнозе является самовнушение.

Научиться технике самогипноза можно на сеансе у психотерапевта. Для погружения используют повторение кодовых фраз. Эффективность метода при правильном исполнении такая же, как у классического гипноза.

Противопоказания к применению

Вхождение в транс некоторым людям запрещено. К противопоказаниям применения гипноза относятся:

  • эпилепсия (если эпилептический припадок начнется во время сеанса, то он может закончиться летальным исходом);
  • некоторые болезни сердца (предынфарктное состояние);
  • проблемы с дыханием.

Также нельзя применять лечение гипнозом к пациентам, которые испытывают панический страх перед сеансом. На них терапия может подействовать иначе и усугубить течение заболевания.

Эпилепсия — противопоказание к гипнотерапии

Заключение

Гипнотерапия является безопасным и безболезненным методом исцеления от многих заболеваний, имеющих психогенное происхождение. Лечение гипнозом применяют для людей любого возраста.

Сегодня можно встретить множество объявлений шарлатанов, которые предлагают вылечить любые болезни гипнозом. Поэтому перед выбором специалиста нужно проверить его квалификацию.