Конспект ООД в средней группе по аппликации с использованием элементов нетрадиционной техники квиллинг.

Тема: «Гроздь рябины».

Цель: помочь ощутить радость от результата коллективной творческой деятельности.

Задачи:

Упражнять детей в технике сворачивания полоски гофрированной бумаги в спираль для изображения ягод рябины;

Закрепить навык наклеивания готовых форм;

Развивать сноровку, ручную умелость;

Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к птицам;

МАТЕРИАЛ:

Ватман с нарисованным стволом рябины,

Шаблоны круга для аппликации с рисунком кисти;

Полоски гофрированного картона красного цвета, клей, кисточки, подставки под кисти, клеёнки

Шаблоны птиц (снегирь, ворона, синица, свиристель)

Презентация «Птицы и рябина»,

Фонограмма «Звуки птиц в лесу,

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций на тему «Птицы», «Деревья»;

Беседа «Пернатые друзья»;

Дидактические игры: «Угадай кто это», «Листья и плоды», «Детки к ветке», «Четвёртый лишний»;

Рассматривание дерева рябины, ягод рябины; - чтение стихов о рябине;

Ход ООД:

Психологический настрой "Подари улыбку". Давайте возьмемся за руки и улыбнемся: А теперь посмотрим, друг другу в глаза и подарим улыбку, ведь именно с нее начинается приятное общение. Подняли настроение. Давайте подарим его всем.

Сегодняшний день у нас опять начинается с вопроса:

«Зеленое платье потерялось, красные пуговки остались»

О каком дереве эта загадка.

Это рябина. Словно девушка молодая, стоит рябина в своем осеннем одеянии, накинула на плечи платок разноцветный, красные плоды у нее, похожи на пуговки.

Показ слайдов презентации с изображением рябины осенью.

Каждый год появляются на рябине плоды. Стоит дерево по осени и еле ветки держит - так на них добра много.

- А кто пробовал ягоды рябины? Какие они на вкус?(Ответы детей ) Ранней осенью рябиновые ягоды горькие и кислые, но после первых морозов, они становятся приятными на вкус.

Ягоды не сладость,- Зато глазу радость. И садам украшенье- А друзьям угощенье.

Про каких друзей говорится в загадке? Кого кормит рябина? (Ответы детей). Правильно. Зимой, когда на улице холодно и голодно, на рябину прилетают разные зимующие птицы. Снегири и свиристели стаей садятся на дерево и склёвывают ягоды. Это любимое лакомство зимующих птиц.

Показ слайдов с изображением птиц на рябине.

Со всеми рябина дружит, всех накормить старается, а если какие ягоды на землю и упадут, так тут же их подберут и съедят мыши, белки, кабаны, лоси, зайцы. Поэтому, неспроста, так много ягод созревает на рябине. Иначе нельзя: на всех может не хватить. Люди из ягод рябины готовят лакомства (варенье, повидло), напитки, а из цветов - чай.

Зрительная гимнастика.

Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес!

Выполняют круговые движения глазами.

Слева - сосны, справа - дуб.

Выполняют движения глазами влево - вправо.

Дятел сверху, тук да тук.

Выполняют движения глазами вверх - вниз.

Глазки ты закрой - открой

И скорей бегом домой!

Рассматривание грозди рябины.

Какого цвета ягоды? (красного цвета)

Какой формы ягоды? (круглые, похожи на шар, шаровидной формы)

Сколько ягод на веточке одна или много? (на веточке много ягод)

Если на одной веточке много ягод, как ее можно назвать? (гроздь, кисть)

Посмотрите, ягоды крепятся к черешкам.

Вывод: У рябины ягоды красные, шаровидной формы, собраны в гроздья. Их называют гроздья рябины или кисть рябины.

Мы сегодня тоже изготовим ягоды рябины, и изготовим их из полоски гофрированной бумаги. -Рассматривание образца. Объяснение. Показ способа сворачивания спиральки.

Выполнение работы.

Динамическая пауза.

Раз - два - три - четыре - пять

В лес отправимся гулять. (Обычная ходьба )

По извилистой тропинке потихоньку мы пойдем.(Ходьба «змейкой»).

Может быть, и под листочком

Сладку ягоду найдем.

На носочки дети встали, по дорожкам побежали. (Бег на носках ).

И на каблучках пойдем,

Через лужи перейдем (Ходьба на пятках ).

Ребята, у меня для вас сюрприз. Я нарисовала дерево. Давайте ваши грозди с ягодами приклеим на него (на обратной стороне шаблона круга наклеен двухсторонний скотч)

Какая красота!(Воспитатель крепит на дереве макеты зимующих птиц и звучит фонограмма «Звуки птиц в лесу»).

Ребята, смотрите, к нам на рябину прилетели птицы, поклевать наших ягод, они нас благодарят за вкусное угощение (дети называют птиц, прилетевших на рябину)

Ягодок много, сочные, красные одна возле другой, теперь птицам не страшна зима.

Мастер-класс с пошаговыми фото для детей старшей - подготовительной группы ДОУ. Аппликация «Веточка рябины»


Автор : Гончарова Марина Михайловна, воспитатель МДОУ детский сад №1 «Берёзка», город Верхнеуральск, Челябинская область.
Назначение : предлагаю мастер-класс по изготовлению осенней открытки. Работа может служить украшением интерьера, для участия в выставке, как самостоятельная поделка. Данный мастер-класс можно использовать на занятиях со старшими дошкольниками, в кружковой работе.
Цель работы: создание осенней открытки своими руками.
Задачи:
1. Познакомить детей со способом изготовления открытки из природных материалов и крупы.
2. Развивать эстетические чувства, творческие способности, мелкую моторику.
3. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость, умение любоваться красотой осенней природы.


В наших лесах рябины много. Не заметить её невозможно. Яркие гроздья, словно красные кораллы, радуют наш взгляд осенью. Растёт это дерево у нас на Урале повсеместно, как и по всей России.


Рябина - жительница лесных полян, опушек и речек, но испокон века хотели приблизить к себе русские люди это деревце. Сажали ее перед окнами в палисаднике, около изгороди в саду, на обочинах дорог и в парках. Быть может, обычай сажать рябинку вблизи своего жилища идет с тех древнейших времен, когда люди верили в магическую силу дерева. Во многих местах России еще в прошлом веке существовал обычай при закладке нового дома сажать рядом молодую рябинку. Рябинка должна была оберегать дом от всяческих козней злых духов.


Здравствуй, осень золотая!
Здравствуй, в небе птичья стая!
Здравствуй, легкий ветерок!
Здравствуй, рыженький листок!
Вижу я: стоит рябинка,
Стволик тонкий, как тростинка.
Буйство красок и кистей,
Ягод алые горстей.

Подойду и полюбуюсь
На рябинушку свою,
Вспомню, как она весною
Расцветала на ветру.
Как все летечко стояла
Тихо, скромненько в ряду.
И какой красоткой стала
У природы на виду!

Будут радоваться дети,
Птицы, звери, да и я!
Гроздья алые рябины
Провисят до декабря.
Погорчат и перестанут.
Средь морозных ясных дней
Угощеньем вкусным станут
Для пернатых и зверей!
Гончарова М.М.



Сказка «Рябина» (
Ранним утром к рябине прилетели сойки.
– Сколько в этом году у тебя ягод, рябина!– восхищённо сказали сойки.
– Это точно!– подтвердили ёжики. Они остановились у рябины отдохнуть.– Ух, как устали! Сегодня целый день носим яблочки, они созрели и упали, а мы их и обнаружили. Теперь несем в норки к ежатам. По пути белке скажем и покажем чудо – яблоньку,– сказали ёжики.
Прилетела сорока и в клюве она держала спелую ягодку вишенки.
– Вот это куст! Сколько рябины!! Весь в спелых гроздьях. Это хорошо! Хватит всем полакомиться. Все сейчас трудятся, чтобы зимой было, что есть. Вчера видела, как мышата и хомячки в норки с поля зернышки в кладовочки засыпали. Белочка сушила сыроежки, а те, что уже высохли, прятала в дупло, туда же и орешки принесла.
– Трудитесь, трудитесь! Зима в этом году будет суровой, да снежной!– поднимая шишку сказал старичок- лесовичок.


– Это почему же?– удивились зверушки и птички, зайчики и ёжики. Вы все заметили: сколько ягод на рябине?– спросил старичок – лесовичок.
– Конечно, заметили! Какая красавица!
– Объясняю, есть народная примета: « Чем тяжелее и морознее будет зима, тем щедрее это деревце дарит зверушкам, лесным птицам, человеку своё ягодно- витаминное богатство. Сейчас видите, как усыпана рябинка ярко- красными гроздьями?– и старичок- лесовичок показал на красавицу.
–Старичок- лесовичок, а какой у нее характер?– спросили его мышки.
– Хороший вы задали мне вопрос, мышатки. Верно. Каждое дерево со своим характером. Сосна – гордая, осина – трепетная. Ель – величавая, дуб – могучий и сильный. А рябинка – щедрая,– ответил на вопрос мышат старичок – лесовичок. В зимние морозные дни она и снегирей накормит, и соек, синичек, ворон, сорок. А с первыми морозами к ней за ягодой и люди придут: на вкусные пирожки собрать рябиновые ягоды.
– Она такая красавица! Листики зеленые, а гроздья оранжево – красные! – просвистели свиристели. Мы здесь частые гости! Знаем, что без её ягод в зиму не перезимуем.
– Да и мы, когда сменим шубку на белую, часто прибегаем сюда полакомиться,– сказали зайчата.
– Спасибо вам за такие добрые слова обо мне,– поблагодарила всех рябина. Прилетайте, прибегайте ко мне зимой. Ягод в этом году хватит на всех! Рада буду вас видеть! Рада буду угостить каждого из вас!– отодвигая листики, показала рябина всем свои спелые ягодные гроздья.
Довольные приглашением жители леса разошлись, а рябинка знала обязательно, что они к ней все вернутся только зимой за вкусными и полезными ягодами.

Для изготовления поделки необходимо приготовить: картон цветной, клей, семена кабачка, крупу (горох и гречку), гуашь, кисть, стакан с водой, карандаш, рамку.


Порядок выполнения работы:

На картоне нарисовать силуэт ветки. Можно воспользоваться шаблоном.


Семена кабачка и гороха покрасить гуашью, соответственно в зеленый и красный цвет. Необходимо дождаться их полного высыхания.


Нанести по контуру ветки клей ПВА (использовать желательно такой, который не оставляет следов после высыхания). Стараемся расположить гречку с двух сторон от клеевой полосы, добиваясь утолщения.


Затем продолжаем выкладывать гречку по ветке и кисти в один ряд.



Из гороха ряд за рядом выкладываем гроздь, при этом наносим точечно клей. При необходимости для детей можно нанести карандашную разметку точками.


Из семян кабачка выкладываем листья рябины. Они располагаются симметрично относительно листового черенка, при этом намазывая семя клеем.


Веточка рябины готова!
Использование другого фона предполагает такую веточку рябины.


Можно оформить работу в готовую рамку.

Этапы работы:

1. Готовим необходимые материалы:

Лист белого картона формата А 2 (основа),

Гофрированная бумага (общий фон панно),

Крышки от бутылок (без рисунка),

Коробки из полистирола (листья),

Нить коричневая шерстяная толстая (стебель),

Клей ПВА,

Клеящий пистолет (используется только взрослым),

Кисти: для клея, для гуаши,

Ножницы,

Ножницы фигурные (для вырезания листьев),

Черный нестираемый маркер,

Лак акриловый.

2. Готовим основу для панно:

Берем белый картон, накладываем на гофрированную бумагу и вырезаем по контуру.

Широкой кистью смазываем альбомный лист и постепенно, проглаживая, накладываем на него гофрированную бумагу выбранного цвета.

Основа готова. Откладываем ее в сторону до полного высыхания.

3. Готовим необходимые элементы:

3.1. Из мотка шерсти отрезаем необходимое количество «веточек».

3.2. Из картона вырезаем шаблон рябинного листа (два варианта - побольше для веточки и поменьше для рамочки. По шаблону, накладывая его на полистирол, вырезаем листья. Количество листьев можно вычислить, складывая из них (как мозаику) будущую веточку и рамочку. Фигурными ножницами обрезаем листья еще раз для придания им фигурности.

3.3. Здесь же можно подготовить необходимое количество крышечек (ягоды рябины), также выложив будущую композицию, и нарисовать на них черные точки нестираемым маркером.

4. Подготовка листьев:

4.1. С помощью гуаши раскрашиваем листья

5. Выполнение панно:

5.1. Накладываем на основу панно шерстяные нитки (будущая веточка), слегка прочерчиваем контуры карандашом, по меткам смазываем клеем ПВА и накладываем на клеевую «дорожку» нити, слегка придавливая.

5.2. С помощью клеящего пистолета приклеиваем крышечки (ягоды) и листья.

Конспект занятия по аппликации «Ветка рябины».

Средняя группа.

Задачи:

а) образовательные задачи : продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации, правильно использовать кисть и клей, салфетку, учить скатывать шарики из салфеток, располагать детали в определенном порядке. Развивать композиционные умения.

б) воспитательные задачи : учить бережно и внимательно относиться к родной природе.

Материалы для занятия: фон - желтый лист бумаги, готовые формы: веточек, листочков, розовые (красные) салфетки, веточка рябины, крупная иллюстрация.

Методические приёмы:

  1. Художественное слово - «Сказка о рябине».
  2. Показ иллюстраций к сказке: рябина весной, летом, осенью, зимой.
  3. Создание проблемной ситуации - прилёт снегирей, которые хотят поклевать ягоды рябины.
  4. Рассматривание веток рябины
  5. Пальчиковая гимнастика
  6. Выбор материалов с детьми.
  7. Указания по поводу использования знакомых и новых техник
  1. Индивидуальная помощь
  2. Физкультминутка.
  3. Совместная работа.

11.Оценка педагога и детей.

12.Художественное слово: стихотворение «Рябинушка - красавица».

Ход занятия

Дети стоят перед мольбертом.

Послушайте интересную сказку.

Педагог рассказывает сказку, иллюстрируя происходящее.

«Жила - была рябина. Весной она оделась новыми листочками, зацвела

красивыми белыми цветами. Летом, когда отцвели цветы, на их месте появились зеленые ягодки. Все лето рябина пила дождевую воду, грелась на солнышке, и ягоды становились всё краснее, крупнее, сочнее. Наконец ягоды созрели. Наступила осень. Листья у рябины пожелтели, покраснели и стали опадать. Вот наступил ноябрь – последний месяц осени. Его так и называют - полузимник. Стало холодно, спрягались все насекомые, и даже пошёл снег. И прилетели к рябине птички, клевать рябиновые ягодки, «Спасибо тебе рябина, что сохранила для нас свои ягодки!»

Художник подарил мне вот такую картину, это наша рябина. Она вам

нравится? Чего здесь не хватает?

Ответы детей. Не хватает веток, ягод. А к этому дереву каждый день прилетали птицы, а теперь они не находят здесь корма.

Ребята, чем же мы можем помочь?

Ответы детей.

Правильно. Мы сделаем веточки рябины с ягодами и угостим птиц. Подойдите, пожалуйста, к столу и рассмотрите их. (Дети: подходят к столу, рассматривают веточку рябины).

Из чего мы будем делать ягодки рябины? Как располагаются листочки у рябины?

(Дети рассматривают изобразительные материалы на столах.

Педагог подсказывает что ягодки можно «скатать» из бумаги.

Чтобы наши пальчики нас слушались и хорошо трудились, мы их
потренируем.

Пальчиковая гимнастика.

С веток ягодки снимаем. (поочерёдно поглаживаем пальчики, как -

Будто « снимаем ягодки».)

Наших птичек угощаем (показываем ладошку.)

Птички ягодки склевали (другой рукой имитируем движение «Клюют

Зернышки

И крылом нам помахали (машем ладошкой.)

Проводим второй раз со сменой рук.

Напомните, пожалуйста, как мы будем скатывать шарики?

(дети практически или словесно объясняют особенности техник).

Приступаем к работе.

По ходу педагог осуществляет индивидуальную помощь, советует,

показывает.

Какие у нас грозди получились? Пусть ягоды немного подсохнут, а мы с вами отдохнём.

Физкультминутка.

Рябину ветер раскачал - руки вверх, медленно раскачиваем в стороны.

С рябины листики сорвал - руки медленно опускаются вдоль туловища.

Листочки ветер покрутил - кружатся вокруг себя на носочках.

И на землю положил - приседают

(Проводится два раза)

Займите, пожалуйста, свои места (дети садятся на своё рабочее место).

А наши грозди рябины подсохли. Можно и птиц угощать.

Педагог отклеивает защитную ленту с двустороннего скотча и даёт ребенку. Ребёнок сам наклеивает гроздь рябины.

Педагог читает стихотворение:

Прилетели в гости к ней стайка алых снегирей.

По ветвям они снуют, горьку ягоду клюют.

Педагог раздаёт снегирей. Дети сажают снегирей на свои ветки рябины.

Ой, какая красота! Вот мы и покормили птиц.

Посмотрите, какие разные ягоды получились: есть и крупные, и мелкие ягодки и листочки.

Замечательно! И птички рады, что поклюют ягоды и будут сыты.