С тех пор, как люди научились использовать янтарь, - а это произошло как минимум 5-6 тысячелетий назад - неоднократно предпринимались попытки разгадать тайну его происхождения.

И в научных трудах, и в произведениях устного народного творчества предлагались версии, по степени фантастичности порой не уступавшие друг другу.

Сейчас-то уже ни у кого не вызывает сомнений, что янтарь - это минерал органического происхождения, принадлежащий к типичным смолам, но далеко не сразу ученые пришли к единому мнению по этому вопросу.

Некоторые исследователи были убеждены, например, что янтарь - это затвердевшая нефть, другие склонны были считать его окаменевшим медом диких пчел. Высказывались также предположения, что это морская пена, застывшая под действием солнечных лучей, продукт жизнедеятельности лесных муравьев, загустевший «солнечный эфир», горное масло, земной тук... И так далее.

Гипотез существовало много, что неудивительно. Янтарь ведь не только на другие самоцветы совершенно не похож, но и сам по себе являл такое разнообразие форм, фактур, структур, размеров, демонстрировал такое богатство оттенков, обладал такими необычными химическими и физическими свойствами, что в прежние времена нередко ставил исследователей в тупик. И в самом деле - что это такое: в огне он горит, как уголь, потрескивая и коптя; при нагревании без доступа воздуха плавится; при трении электризуется; в соленой воде отдельные разновидности янтаря находятся во взвешенном состоянии - плавают. Наощупь камень кажется теплым. Вдобавок внутри некоторых кусочков янтаря можно увидеть самых разных насекомых. Как они туда попали? Ведь янтарь чаще всего встречается на морском берегу, а бабочки и мухи, как известно, в море никогда не водились...

Пока наука занималась поиском истины, кропотливо собирая доказательства, народ быстренько все объяснил чудесным, сверхъестественным образом.

Так всегда бывает: где бессильны разум и логика, появляется простор для творчества, начинает работать воображение. Орган, ведающий фантазией, особенно хорошо развит у детей и у молодых народов.

Поэтому все легенды о янтаре появились на заре цивилизации.

Прежде всего, сверхъестественными свойствами древние народы наделили сам янтарь. У некоторых первобытных племен изделия из янтаря использовались в магических обрядах. Янтарные амулеты носили, чтобы уберечься от болезней, от гибели в сражении. Люди верили, что янтарь «вытягивает» из организма болезнь и «притягивает» удачу - так же, как притягивает мелкие предметы, если его слегка потереть. Считалось, что украшения из янтаря отводят беду, ограждают от дурного глаза, приносят успех в любовных делах, делают человека сильнее и умнее...

Конечно, возможности янтаря здесь сильно преувеличены, но кое-что не отрицается и современной наукой.

Безусловно, янтарь благотворно влияет на нервную систему, его «солнечный» цвет приятен для глаз, а прикосновение к теплой гладкой поверхности не только доставляет удовольствие, но и помогает сосредоточиться, придает уверенность в себе.

Кроме того, говорят, что постоянное ношение украшений из янтаря улучшает самочувствие при заболеваниях щитовидной железы, снимает боль при воспалении суставов, отложениях солей.

А что касается легенд о янтаре, если на них внимательно посмотреть, то среди массы фантастических обстоятельств и подробностей иногда можно обнаружить и зерна истины.

Вот, например, древнегреческий миф о Фаэтоне (дошедший до нас в изложении римского поэта Публия Овидия Назона, родившегося в 43 году до нашей эры) однозначно указывает на растительное происхождение янтаря - задолго до того, как к такому же выводу пришли ученые.

Тема слез присутствует почти во всех легендах о янтаре. Нередко повествуется в них о трагедиях космического масштаба.
На мысль о драматических событиях, связанных с рождением янтаря, очевидно, наталкивала каплевидная форма некоторых кусочков природного камня.

Так, в трагедии Софокла (V век до н. э.) янтарь - это слезы о погибшем герое Мелеагре, ставшем жертвой материнского проклятия.

В литовской легенде о Юрате и Каститисе янтарные слезы проливает морская богиня, оплакивающая своего возлюбленного.

Во всех легендах янтарь - это весточка из прошлого, хранящая в себе некий тайный смысл. Прочесть «послание» пытаются многие - и каждый народ делает это по-своему.

На Руси янтарь назывался «Алатырь» или «латырь-камень». «Бел-горюч камень алатырь», лежащий «на море Окияне, на острове Буяне», упоминается и в народных песнях, и в сказках, и в старинных заговорах. При этом «горючесть» янтаря, то есть способность к горению, подчеркивается как одно из его характерных свойств.

Есть у русского народа и сказка-притча про певучий камень, услышать который способен только человек с чистым сердцем.

А прибалтийская легенда о птице Гауе связывает происхождение янтаря с преступлением, на которое толкнул своего верного слугу жестокий король заморской страны.

Поэтическое восприятие фактов и явлений бытия, мифологизация действительности, присущая древним народам, предшествовала научному познанию мира.

В преображенной, мифологизированной форме устные предания сохранили и пронесли сквозь века информацию о реальных событиях, донесли до нас древнее знание, нередко опережавшее и предвосхищавшее дальнейшие направления научного поиска.

Янтарь – это подлинное сокровище на нашей планете, которое оставило в истории человечества большой и яркий след. И это неслучайно. Минерал безумно древний – начал свой путь ещё в Юрский период и он ровесник динозавров. Люди на протяжении всей истории относились к янтарю с огромным вниманием, поскольку камень не только божественно прекрасен, но и обладает чудодейственными свойствами.
Читайте подробнее: Камень янтарь .

Больше всего сказок и легенд, связанных с солнечным камнем, собрано в народном эпосе стран Балтии – это совсем неудивительно, поскольку именно на живописных балтийских берегах находятся самые большие месторождения янтаря. В прибалтийских странах уже на протяжении многих столетий янтарь называют не иначе, как «золото Балтики».

Красивая латвийская легенда рассказывает о дивной птице Гауйя, хранившей у себя в гнёздышке янтарное ожерелье удивительного свойства.

Волшебное ожерелье из янтаря показывало 7 чудес света. С одной стороны ожерелье показывало потрясающие пейзажи городов дальних стран. С другой стороны можно было любоваться удивительной красотой морей, густыми изумрудными лесами, белоснежными горами. На третьей стороне отражались бескрайние равнины с кристально чистыми реками.

Прознал однажды тосканский король про это чудо-чудное и поручил своему слуге, охотнику Косо, похитить волшебное янтарное ожерелье.

Дивная птица Гауйя обнаружила пропажу и помчалась вслед за вором. Догнав его, она в ярости схватила Косо и швырнула изо всех сил в море. Оказалось, что ожерелье из янтаря тоже упало в морскую пучину и рассыпалось на мельчайшие кусочки. Так, согласно легенде, из каждого янтарного камушка выросло янтарное дерево. Янтарные деревца до сих пор очень тоскуют по дивной птице Гауйе, а их слёзы превращаются в кусочки янтаря и выплывают на морской берег.

Крот и человек в янтарной мастерской

Ещё одна латвийская сказка о янтаре. На этот раз - современная. Подружился как-то малютка крот с человеком. И очень удивился, когда узнал, что у человека нет ни одного янтарного камня. Крот пригласил товарища в свою подземную янтарную мастерскую, в которой творились настоящие чудеса. Работали там мастера по камню, но не простые, а понимающие янтарный язык. Они советовались с каждым кусочком янтаря, как его нужно правильно обрабатывать. Янтарь подсказывал мастеру самую подходящую технику обработки. После увлекательной экскурсии крот подарил человеку кусочек волшебного янтаря невиданной красоты. Когда тот уставал, ему достаточно было лишь взглянуть на солнечный камень, чтобы обрести вновь силы и энергию.


Утончённость и прозрачность янтаря всегда очень сильно волновала древних людей, поэтому в их памяти сохранилось много легенд о янтарных слезах. Существует целая серия потрясающих легенд и мифов о слезах из солнечного янтаря.

Янтарные слёзы богини Юрате


Одна из самых популярных и красивых легенд о янтаре рассказывает о прекрасной богине Юрате – повелительнице нимф. Она жила под водой в глубине моря в волшебном замке из натурального янтаря. Когда солнечные лучи достигали дворца, – он весь светился изумительным солнечным светом. Богине Юрате очень нравилось любоваться морскими пейзажами на закате, и она часто встречала закат солнца на поверхности воды. Однажды её заметили проплывавшие мимо рыбаки. Один из них – Каститис, был молод и красив, как бог. Красота юноши покорила прекрасную богиню, и она без памяти влюбилась в рыбака. Но бог Перкунас, повелитель грома, пришёл в ярость от выбора дочери и обрушил на неё свой отцовский гнев в виде страшных молний, которые погубили молодого рыбака и разрушили янтарный замок Юрате до основания. С тех пор юная богиня оплакивает своего возлюбленного. Её золотистые слёзы превращаются в кусочки волшебного янтаря, который морские волны выносят на берег.

На побережье Балтики в литовском городке Паланга сегодня можно увидеть памятник рыбаку Каститису и морской царевне Юрате.


Слезы индийских птиц

Главный герой этой легенды - красавец Мелеагр, сын древнегреческого царя Ойнея.

Когда Мелеагр родился, его матери Алфее предсказали, что он умрёт, как только в печи догорит полено. Царица тут же выхватила полено из огня и надёжно спрятала. Мальчик рос крепким и здоровым.

И вот однажды Мелеагру пришлось сражаться с чудовищным вепрем. Зверь был настолько могуч, что герой позвал на подмогу своих братьев и друзей. Среди них была красавица Аталанта, с которой у героя были бурные романтические отношения. Когда зверь был повержен, Мелеагр вручил своей возлюбленной главный трофей – шкуру убитого чудища, поскольку считал, что именно стрела Аталанты смертельно ранила зверя. Но его братья были не согласны с ним и отняли у Аталанты трофей. Разъярённый Мелеагр в порыве безумства убил своих братьев. Этого несчастья уже не смогла выдержать их мать Алфея – будучи в сильном гневе на сына, она бросила заветное полено в огонь, и как только оно сгорело – Мелеагр тут же скончался. Алфея раскаялась и покончила с собой. Свидетелями разыгравшейся трагедии стали загадочные индийские птицы, которые оказались в этих краях. Их скорбь была бесконечно глубокой, а слёзы прекрасных птиц превращались в не менее прекрасные кусочки янтаря.

У этого мифа множество самых разных трактовок, как и почти у всех древнегреческих мифов. Печальную историю Мелеагра рассказывал своим современникам древнегреческий драматург Софокл (5 000 лет до н.э.). Также писали об этой легенде Еврипид, Антифонт и другие античные авторы.

Легенда о янтарных слезах Гелиад

Ещё одна прекрасная легенда о янтарных слезах. На этот раз в янтарь превратились слёзы сразу нескольких богинь – родных сестёр бога Фаэтона. Гелиады – так звали трёх сестёр, дочерей бога Гелиоса.


Горделивый Фаэтон долго терпел насмешки и провокации от Эпафа – сына Зевса, который сомневался в его божественном происхождении. «Какой же ты бог, если ни разу не прокатился на солнечной колеснице?» – смеялся злодей Эпаф. Юному Фаэтону давно хотелось оседлать золотых коней и промчаться по небосклону в солнечной колеснице. Но его отец, бог Солнца Гелиос, строго настрого запрещал сыну прикасаться к колеснице, утверждая, что в ней не в силах устоять даже бессмертные боги. Множество раз он предостерегал Фаэтона от опасного и опрометчивого поступка: «…В начале дорога так крута, что крылатые кони едва ее одолевают. Посередине же она идет так высоко над землей, что и мною овладевает страх, а в конце так стремительно спускается, что без опытного управления конями колесница полетит и разобьется. Кроме того, дорога идет еще среди опасностей, ужасов и диких зверей. Если чуть отклонишься влево – можешь угодить на рога грозного тельца или попасть под стрелу кентавра. В правую отклонишься, – станешь добычей ядовитого скорпиона или рака. Поверь, я не хочу твоей гибели».

Но дерзкий Эпаф так сильно донимал Фаэтона, что тот не выдержал и в доказательство своего божественного статуса взял без разрешения солнечную колесницу отца! Он управлял ей настолько неумело, что чуть не спалил всю Землю. Чтобы спасти планету и её обитателей и остановить разрушительный вояж неумелого юного бога, Зевсу пришлось наслать на него молнии, а Гелиосу - поразить сына солнечными лучами. В результате Фаэтон погиб и навсегда сгинул в водах реки Эридан. Гелиады долго и горько оплакивали своего любимого брата – ведь это они помогли ему запрячь золотых коней, и не остановили от совершения такой непростительной ошибки. Другие боги Древней Греции, чтобы облегчить страдания богинь, превратили их в тополя. Они плакали молча, роняя в реку прекрасные солнечные слёзы. Слёзы богинь превратились в янтарь божественной красоты, который по сей день люди находят в разных уголках Земли. Об этой красивой легенде в разные века слагали восхитительные поэмы.


Знаменитый древнеримский поэт Овидий Назон об этой легенде писал такие сроки: «Стынет под солнцем янтарь, который прозрачной рекою принят и катится вдаль, в украшение женам латинским».

В русской поэзии, также, остались воспоминания о янтарных слезах Гелиад.

ТРИ ГЕЛИАДЫ
Девы Солнца, Гелиады,
Над зеленым Эриданом,
Мы под пологом багряным
Вечереющей зари,
На могильном на кургане
Слезы льем - нам нет отрады!
Будут в чистом Эридане
Наши слезы - янтари.
Наш отец, на колеснице
Рыжеконной, скрылся, злобен,
Там, где океан подобен
Тяжкой крови черных ран.
Вечер, в дымной багрянице
Край закатный застилает;
Мрачным заревом пылает
Светлоструйный Эридан.
И пылают Солнца гневы,
И не молкнут, Гелиады,
Погребальные напевы
В рае солнечных полей.
С той годины, как - умильной
Пеней - из земли могильной
Трем нам встали три прохлады
Белолистных тополей.
Три сестры под тополями
Мы тоскуем, Гелиады,
Каплют слезы белых сеней,
Застывают в янтари...
Он сгорел - нам нет отрады! -
Скошен он, как цвет весенний!
Мы рыдаем над полями
Умирающей зари!

(Вячеслав Иванов, 1904)

Осколки второго Солнца


По одной старинной легенде, когда-то очень давно, ещё до того, как человек появился на Земле, на небе было целых два Солнца! По разным версиям – одно светило взорвалось, по другой – оба светила однажды столкнулись на небосклоне. В конечном итоге, одно Солнце перестало существовать и рассыпалось на миллионы мелких кусочков. Янтарь – это осколки второго Солнца.

Алатырь-камень – всем камням отец

Чудодейственный магический камень янтарь воспет и в русских народных былинах, заклинаниях и заговорах. В древних источниках он упоминается под именем «камень-алатырь» или «латырь-камень» – что дословно означало латышский камень.

Согласно древним сказаниям, алатырь-камень упал с неба, и люди увидели высеченные на нём законы бога Сварога. Стоял тот священный камень в самом Центре Мира, поэтому в русских преданиях о нём говорили «всем камням отец».

НОДЕНДАЛЬСКОЕ ПРЕДАНИЕ.

На севере Финляндии стоит город Або, а невдалеке от него есть прелестное местечко Нодендаль. Теперь летом туда съезжается много путешественников, которые дышат чудным морским воздухом и наслаждаются прогулками по красивым холмам. В прежние времена это место было совсем дикое и пустое. Там стояло всего несколько бедных рыбачьих хижин. Або тоже был тогда сравнительно маленьким, жалким городком. В настоящее время к Нодендалю едут по шхерам, то есть по узкому протоку между красивыми гористыми островами. Но вот что рассказывают об этих местах.
Говорят, будто вместо островков и островов, которые тянутся непрерывной цепью по левому берегу канала, ведущего от Або к морю, прежде была гористая коса, кончавшаяся мысом. На этом мысу стояла хижина рыбака Яна Коухио. Он жил небогато, но счастливо со своей старой женой и дочкой, красавицей Стиной. Во всей Финляндии нельзя было найти девушки красивее, милее и добрее Стины. У нее были большие голубые глаза, светлые, как небо в ясный день, и волосы, которые летом на солнце блестели, как золото. Возле Нодендаля мало цветов, но щечки Стины рдели, как самые лучшие розы. В осенние ночи у берегов Финляндии поднимаются густые молочно-белые туманы, но когда Стина улыбалась, туман редел и рассеивался. Стина любила всех, а больше всего на свете она любила своего старого отца и добрую старушку-мать.
Тяжела жизнь рыбака даже теперь, когда рыбачьи лодки делаются искуснее и крепче, когда существуют спасательные станции, сигналы, буйки и маяки, которые помогают рыбакам находить путь к пристани в жестокие туманы, а уж в то время каждый из рыбаков, отплывавших в море, всякий раз подвергался опасности никогда не вернуться домой. Раз осенью Коухио отплыл в море за рыбой. Стояла чудная светлая погода, и Стина спокойно простилась с ним. Спокойно, но не весело. За три дня перед тем ее старушка-мать сильно заболела, так сильно, что ее пришлось отвезти в Або к доктору, который принимал больных к себе в дом. Настоящих больниц в то время еще не было. Простившись с отцом, Стина убрала все в хижине, покормила кур, потом заперла домик на ключ и поехала в Або на маленькой косматой рыжей лошаденке. В Або она приехала после полудня и с радостью увидела, что ее матери стало немного лучше. Девушка провела с ней весь день и весь вечер, так как отец должен был вернуться только в середине следующего дня. Стина легла спать веселая, но в эту ночь ей привиделся страшный сон.
Ей приснилось, что в комнату врывается белый, совсем непрозрачный туман, наполняет все углы, обволакивает все вещи так, что она ничего не видит, кроме белых густых клубов. И вот из этих клубов постепенно начинает выделяться фигура. Это женщина, вся в белом, с белым, как туман, лицом, в белом покрывале и белом платье. Лицо ее красиво, но так сурово, так холодно. Она подходит к Стине и рукой, холодной, как утренняя роса, дотрагивается до ее лба и говорит:
- Ты моя, дитя, ты моя!
- Не хочу, не хочу, - закричала Стина во сне и проснулась.
Было позднее утро, но ее мать спала крепким сном, так как в комнате стоял полумрак. Еще не оправившись от воспоминания о страшном сне, Стина подбежала к окошку, и ее сердце сжалось уже от настоящего страха, от страха наяву. За стеклом виднелся густой белый туман. А ведь она знала, что часам к четырем пополудни должен был вернуться ее отец и что в такой туман на море возможны несчастья. Ее сердце билось так тревожно, что, недолго пробыв с матерью, она простилась с ней, конечно, ничего не говоря о наступившей сумрачной погоде, простилась также с доктором и его женой, взнуздала свою лошадку и собралась в путь.
- Как ты поедешь, Стина, в такой туман, - сказал ей доктор. - Смотри, лошади легко оступиться! Погоди немного, не проглянет ли солнце, ведь с моря тянет ветер и, может быть, он разгонит туман.
- Нет, нет, - ответила Стина, - мне страшно за отца. Подумайте, туман может задержать его, и если ветер усилится, то его лодке недолго разбиться о камни. Не удерживайте меня, я чувствую, что мне нужно ехать.
Она села на свою рыжую лошадку и поехала по улицам Або. Шаг за шагом ступала лошадка, и хотя Стине очень хотелось поскорее вернуться в Нодендаль, она не решалась подгонять ее.
Вот кончились и последние дома, и Стина очутилась за городом. Тут ей стало страшно. Повсюду стоял такой густой туман, какой она видела до сих пор только во сне. Не отъехав и пятидесяти саженей от Або, она вдруг заметила, что ее лошадка идет все медленнее и медленнее. Наконец, она совсем остановилась.
- Но, но, - закричала на нее Стина, но голос девушки оборвался. Дорогу загораживала высокая белая женская фигура, окутанная покрывалами и в короне, ног ее не было видно, так как они сливались с клубами тумана.
Голосом ровным, глухим и холодным заговорила она со Стиной, и слова ее были холодны и жестоки.
- Морское течение несет лодку твоего отца к Нодендальским подводным камням. Его ослепил туман, он не знает, куда ее направить, он заблудился. Он гребет изо всех сил, разгоняет лодку, и в этом его погибель. Через несколько минут острые края подводных камней пробьют ее дно. Она наполнится водой, и никто не услышит крика рыбака. Если его и услышат другие рыбаки, никто не придет к нему на помощь. В этом тумане никто не найдет твоего утопающего отца.
- Кто ты? - закричала Стина. - И зачем говоришь такие ужасные вещи? Кто ты? Если ты все знаешь и все видишь, верно, можешь также и спасти моего отца. Спаси его, молю тебя. Если ты это сделаешь, я исполню все, что ты велишь.
- Я королева тумана, я приходила к тебе во сне, чтобы подготовить тебя к встрече со мною… У тебя щеки розовые, как розы, а посмотри на мое лицо, оно бело. У тебя золотые волосы, а мои совсем бесцветны. Твоя улыбка разгоняет туман, а я могу только хмуриться. У тебя теплое, живое тело, а мое холодно, как роса… Я завидовала тебе. Во всей Финляндии нет другой такой девушки, как ты. Согласись навсегда остаться со мной, никогда больше не возвращаться к отцу и матери, скользить легкой тенью, тенью бесцветной и холодной, как туман, и тогда твой отец спасется. Я разорву туман перед ним, он увидит опасность и сумеет счастливо добраться до берега. Живой девушкой с теплой кровью, с горячими слезами и живым сердцем ты дойдешь до Нодендальского мыса… А потом… Ну что, согласна?
- Согласна, - ответила Стина, сошла с лошади и подала руку королеве тумана, которая тотчас же повела ее по скользкой влажной тропинке.
Стине казалось, что тысячи ножей режут ее сердце, но она крепилась, только время от времени не могла выдержать, останавливалась, и тогда из ее глаз начинали струиться горькие горячие слезы, а из груди вырывались тяжелые горестные вздохи. Потом она снова овладевала собой и шла за своей холодной проводницей. Но ее слезы были так горячи, что там, куда падали горькие капли из ее глаз, камни таяли и образовывались глубокие трещины, ее вздохи были полны такого горя и печали, что утесы раскалывались от сострадания, в них являлись громадные пропасти, они обрушивались, и длинная коса превращалась в ряд островов и островков.
В эту же ночь старый рыбак счастливо приплыл к берегу и, вернувшись в свой дом, удивился, найдя его запертым на ключ. На следующий день все увидели, что каменная гряда превратилась в ряд островов… Стину повсюду искали, но нигде не нашли, только невдалеке от Або стояла ее лошадка.
С тех пор никто никогда не видел больше Стины и не слышал о ней. Рассказывают, что в бурные ночи, когда волны прыгают, ревут и с бешенством налетают на камни или когда туман обволакивает берега Нодендаля и возвращающимся с моря рыбакам грозит беда и гибель, близ Нодендальского мыса появляется белая легкая фигура и, как бы предостерегая людей, протягивает руки к морю. Тот, кто видит эту фигуру, знает, что он спасен. Всем известно, что она появляется только над самыми опасными местами, над самыми предательскими подводными камнями, указывает мореплавателям места, которых нужно остерегаться, и спасает их от верной смерти…

С тех пор, как люди научились использовать янтарь, – а это произошло как минимум 5-6 тысячелетий назад – неоднократно предпринимались попытки разгадать тайну его происхождения. И в научных трудах, и в произведениях устного народного творчества предлагались версии, по степени фантастичности порой не уступавшие друг другу. Давайте познакомимся с мифами и легендами, которые придумали древние греки и народы, населявшие побережье Балтийского моря.

Легенда о двух солнцах

Давным-давно по небу ходило не одно, а два Солнца. Одно из них было огромное и тяжёлое. Однажды небо не удержало его и Светило упало в море, застыв при падении. Ударившись об острые скалы на дне, оно разбилось на мелкие кусочки. С тех пор волны поднимают со дна моря и выбрасывают на берег большие и маленькие кусочки солнечного камня.


Легенда о птице Гауе

На берегу янтарного моря, в лесной чащобе, куда не ступала нога человека и звериный крик поглощали непроходимые заросли, на самой вершине разлапистого бука жила птица - Гауя. Так называется и река, протекающая на юго-западе Латвии.

Не известно, как за тысячи миль отсюда дошли в заморскую страну Тосканию слухи о птице в ярко -голубом оперении, но приплыл на паруснике к берегу янтарного моря охотник из далекой страны, чтобы убить птицу Гаую.

Хранила у себя в гнезде эта птица янтарное ожерелье удивительной красоты. Странники, попавшие с этих мест в Тосканию, рассказали королю, будто каждая пластинка обладает чудодейственной силой: посмотришь с одной стороны - увидишь затерянный мир с его народами, городами, животными. Глянешь с другого конца - лес, море, горы. С третьего - поля и равнины, небо, реки и по рекам лебеди плывут. Четвертой стороной повернешь - сады, персиковые деревья, тенистые дубовые рощи.


- Добыть янтарное чудо! - приказал король и снарядил в плавание своего лучшего охотника по имени Косо. Разыскал Косо то дерево, подстерег голубую птицу, и, когда та улетела к морю, выкрал ожерелье. Сел на парусник и отчалил, счастливый своей легкой победой. Уже в море он достал из -за пазухи трофей, стал рассматривать диковинку. И правда: куда ни повернет - новые картинки открываются ему, как будто каждый квадратик побывал в разных местах света и впитал виденное им.

Но в тот момент, когда вор охотник прятал находку подальше за пазуху, налетела Гауя и, вцепившись когтями в одежду, подняла королевского посланца в воздух.

- Что ты делаешь , - взмолился Косо, - я отдам тебе твою игрушку, только отпусти меня живым.

- Слушай, - отвечала ему птица Гауя, - твой король - вор, а ты воровской холоп. Вы решили выкрасть то, что вам не принадлежит. В твоей стране меня бы сейчас убили из лука. Но здесь другая страна и другие порядки. Бросай ожерелье и тогда я опущу тебя на парусник.

Услышав такие речи, приободрился Косо и стал предлагать выкуп. Тогда, не дослушав его предложений, Гауя сказала:

- То, что ты прячешь за пазухой, земля подарила людям. Это так. Но владеть тем даром велено не тому, у кого длинные, а тому, у кого работящие руки, кто сумеет добыть этот камень умом и трудом.

С этими словами голубая Гауя разжала когти и королевский посланник шлепнулся в воду. Ожерелье, хоть и не было тяжелым, а потянуло вора ко дну. Перепуганный Косо торопливо выбросил ожерелье и илистое дно тотчас окутало золотистый камень и засосало его. Выплыл разбойник, добрался до своего судна, влез на борт и, погрозив птице, направил парус на юг. Легкий бриз подхватил суденышко и помчал.


Король Тоскании был разгневан и посадил Косо на кол. Прошли годы. Много лет. На берегах янтарного моря поселились люди. Они пахали землю и жгли уголь. Море дарило рыбакам рыбу, а рыбачкам осколки камня - самоцвета. Из поколения в поколение переходила легенда о Гауе и Косо. Никто не видел янтарного ожерелья, не всплывало оно на поверхность. Но старики говорят, будто каждый янтарик ожерелья пустил корни в илистом дне и в этом месте выросло дерево. На его ветках растут хрустальные свечи. Они выделяют капли, похожие на слезы. Это дерево плачет по Гауе, оставившей навсегда эти места. И каждая такая капля, попадая в руки рыбаку или рыбачке, превращается в янтарь и рассказывает о странных мирах, которые видел янтарь и запомнил, чтобы поведать о них людям.

Легенда о Юрате

Давно это было, ещё тогда, когда самым главным среди богов был бог Перкунас (Перун), а богиня Юрате жила на дне Балтийского моря в янтарном замке. В небольшой деревне на берегу моря жил красивый и сильный рыбак Каститис. Когда выходил он в море ловить рыбу, красиво очень пел тогда свои песни. И слушала эти песни Юрате. Забрасывал свои сети Каститис прямо над крышей замка Юрате, предупреждала его богиня, но внял он её предостережениям.


За смелость, красоту и песни полюбила она простого смертного рыбака и забрала его в свой подводный янтарный замок. Но недолгим было их счастье - узнал Перкунас, что бессмертная Юрате нарушила закон моря, полюбив земного человека. Ударил он своими молниями в замок, разрушил его, а Юрате приказал навечно приковать к его развалинам. Волнам же повелел насмерть укачать Каститиса.

С тех пор вечно рыдает по Каститису Юрате и её слезы в виде мелких кусочков янтаря, чистых и светлых, как любовь богини к рыбаку, море, тяжело вздыхая, выбрасывает на берег. А крупные куски янтаря - это обломки разрушенного Перкунасом янтарного замка Юрате.


Древнегреческая легенда о Фаэтоне

Когда-то, давным-давно у Климены, дочери богини моря Федиты, был сын, которого звали Фаэтоном. Отцом его был сам Гелиос - бог Солнца. Многие не верили этому и уверяли, что Фаэтон - сын простого смертного. И тогда юноша решил пойти к Гелиосу и сам узнать правду. Бог Солнца принял Фаэтона в своем великолепном небесном дворце и утешил его, и сказал, что действительно приходится ему отцом. А в подтверждение этого предложил выполнить любое его желание, какое только вздумается.

И тогда Фаэтон попросил разрешения один раз проехать по небу на золотой колеснице Гелиоса. Отец его пришел в ужас от этой просьбы, ведь на его колеснице не мог устоять ни один из богов, даже сам Зевс. Он просил Фаэтона попросить о чем-нибудь другом, но юноша упорно стоял на своем. Отказаться от данной клятвы Гелиос не мог. Он выполнил все приготовления и еще раз попросил сына отказаться от своей затеи, которая грозила ему верной гибелью. Но Фаэтон не слушал, он уже схватил вожжи и, ликуя, устремился в небо на золотой колеснице, запряженной огненными конями. Но недолгим был восторг сына Гелиоса. Не хватило сил у него справиться с несущимися конями, и помчались они, не чувствуя крепкой руки хозяина, куда глаза глядят, сбившись с привычного пути. Слишком близко спустилась огненная колесница к земле, и пламя с нее стало поджигать земную поверхность: леса, поля, города. Реки и моря пересохли от жара. И тогда Гея, богиня Земли, обратилась к Зевсу с просьбой спасти хотя бы то, что еще осталось на земле не сожженным.

Услышал Зевс, посмотрел на то, что творится с Землей, и одним ударом своей молнии разбил огненную колесницу. Кони рванулись и разбежались в разные стороны. А горящий Фаэтон упал с неба в реку Эридан. Нимфы достали его тело и похоронили на берегу. Несчастная Климена долго искала своего сына. Найдя его гробницу, она горько плакала над ней, а вместе с нею плакали над могилой своего брата ее дочери - гелиады. Так они плакали долго и безутешно, пока великие боги не превратили гелиад в тополя. Но и в облике тополей продолжали они плакать, роняя капли смолы в воды реки Эридан. Капли от холодной воды застывали и превращались в золотистые, прозрачные кусочки янтаря...

Среди всех камней, легенды о янтаре наиболее распространены, поскольку нет ни единой страны или местности, где бы не почитали магические свойства янтаря.

Какие только имена не давались янтарю: в Турции его называют «кехрибар», что в переводе значит «похититель соломы», в Германии - «берштейн», от слова «бренен» - «гореть», в Литве - «гинтарас», в Латвии - «дзинтарс», в Финляндии - «меркиви», что значит - «камень моря», в Белоруссии, Польше и на Украине он называется «бурштын».

Янтарь - один из самых первых драгоценных камней, известных человеку, поэтому существует огромное количество легенд о янтаре и в честности тех, что повествуют о его возникновении. Вот одна из таких легенд о янтаре, которую излагает древнегреческий писатель Софокл.

Однажды царь Калидона Эней, принося жертвы олимпийским богам, забыл принести жертву Артемиде. Богиня в гневе напустила на страну свирепого и грозного кабана, который крушил все на своем пути. Много горя и разрушений принесло это животное, ужас и страх царили в окрестностях Калидона. И тогда Мелегар, сын царя Энея решил спасти город от неуправляемого кабана. Он устроил засаду и убил страшное животное. Узнав это, богиня Артемида перенесла весь свой гнев на Мелеагра и чтобы погубить его, устроила распрю между жителями Калидона и соседнего с ним города Плеврона. Началась война. В пылу битвы Мелеагр случайно убил брата своей матери. Услышав эту новость, мать молит богов покарать ее сына за братоубийство, и Аполлон убивает Мелеагра. Сестры героя от горя превратились в птиц и долго оплакивали брата, а их тяжелые слезы падали на землю и превращались в янтарь.

Другой греческий писатель тоже считал, что легенда о янтаре указывает на то, что янтарь - это слезы, но не сестер Мелеагра, а гелиад - сестер Фаэтона - сына бога Солнца Гелиоса и нимфы Климены, горевавших по несчастному брату. Вот как звучит эта версия легенды о янтаре.

Многие годы Фаэтон просил отца дать ему свою золотую колесницу, запряженную четверкой золотых коней, чтобы проехать по небу и доказать, что он действительно сын великого бога. Гелиос все время отказывал: «Даже бессмертные боги не в силах устоять на моей колеснице. В начале дорога так крута, что и крылатые кони едва ее одолевают. Посредине же идет так высоко над землей, что и мною овладевает страх, а в конце так стремительно опускается, что без опытного управления конями колесница полетит и разобьется. Кроме того, дорога идет еще среди опасностей, ужасов и диких зверей. Если чуть отклонишься влево - можешь угодить на рога грозного тельца или попасть под стрелу кентавра. В правую отклонишься - станешь добычей ядовитого скорпиона или рака. Поверь, я не хочу твоей гибели». Но наступил день, когда отец все-таки уступил просьбам сына и разрешил тому прокатиться в своей колеснице. Но едва юноша вскочил на колесницу, как кони, почувствовав неопытного ездока, понесли быстрее мысли.

Далее легенда о янтаре повествует что Фаэтон испугался и, растерявшись, отпустил вожжи. Огненные кони, ощутив свободу, понеслись что есть мочи. Искры от их безумной скачки летели во все стороны. Они подожгли в нескольких местах небо и землю, вода в реках закипела, и богиня Земли Гея взмолилась, обращаясь к Зевсу-громовержцу с просьбой о спасении. Зевс внял мольбе Геи. Метнув сверкающую молнию, он разбил колесницу, и огонь погас. Огненные кони разбросали по небу осколки золотой колесницы. А Фаэтон, с горящими на голове кудрями, упал в воды реки Эридан. Но гесперийские нимфы не дали утонуть Фаэтону, они подняли тело несчастного и предали земле. Отец юноши - бог Гелиос в глубокой скорби закрыл свой лик и целый день не появлялся на небе, только огонь пожара освещал землю. Горько плакали безутешная мать и сестры-гелиады над погибшим Фаэтоном. Сжалившись над сестрами, боги превратили их в тополя. С той самой поры стоят плачущие тополя-гелиады, склонившись над Эриданом, а их кровавые слезы падают в студеную воду, где, остывая, превращаются в янтарь.

О происхождении этого минерала из слез говорит и древняя прибалтийская легенда о янтаре.

Жила в лесной чаще дивная птица Гауйя, хранившая в своем гнезде волшебное ожерелье из янтаря. Это ожерелье было волшебным: в нем можно было увидеть одновременно 77 чудес света. И вот однажды какой-то охотник, прослышав о диковине, решил его выкрасть. Много дней и ночей он искал гнездо Гауйи, немало часов провел в ожидании момента, когда птица покинет гнездо, и наконец был награжден за свое терпение. Ему удалось похитить прекрасное ожерелье, однако, когда охотник уже возвращался домой, Гауйя все же настигла вора. Она сорвала с него ожерелье, а самого сбросила в море, где он пребывает и по сей день, неутешно оплакивая свою печальную участь янтарными слезами.

Интересно, что происхождение янтаря с печальными событиями связывают и литовцы, согласно их легендам о янтаре он является осколком замка дочери морского царя. Вот как они рассказывают эту легенду о янтаре.

Одна их легенда гласит, что давным-давно молодой рыбак по имени Кастис увлеченно ловил рыбу на берегу моря. Ему так везло в ловле, что Юрате - дочь морского царя, повелела русалке сказать, чтобы парень прекратил ловлю, иначе он выловит всю рыбу. Русалка выполнила наказ Юрате, но Кастис не внял просьбе и продолжал рыбачить. Ничего не оставалось Юрате, как самой отправиться к непослушному и своенравному юноше. Так она и сделала. Но как только глаза их встретились, они настолько были поражены красотой друг друга, что тут же объяснились в любви. Это так не понравилось отцу Юрате, что он крутой волной убил Кастиса и разрушил янтарный замок своей дочери. Вот с тех пор в стонах моря слышен стон Юрате о Кастисе. Сотрясаются подводные глубины от ее рыданий и выплескивают на берег обломки янтарного замка.

За 3,5 тысячелетия до нашей эры украшения из янтаря носили фараоны и жрецы Египта. В египетских гробницах времен династии Древнего царства археологи нашли многочисленные амулеты и талисманы из янтаря, что указывает на то, что уж в те времена в легендах о янтаре присутствовали сведения о его мощной астральной энергетике.

В Древнем Риме из янтаря изготавливали броши, ожерелья, забавные фигурки всевозможных зверушек, статуэтки. Римский император Нерон очень ценил черный янтарь. Простолюдины же любили носить янтарные бусы. Янтарем также украшали ложа, из него делали сосуды, шары, которыми летом охлаждали руки.

Гунны и авары, германцы и скифы употребляли янтарь как меровую единицу наравне с солью и использовали для изготовления различного рода амулетов и украшений.

В Китае почитался янтарь вишневого цвета, то есть цвета «крови дракона», и его рекомендовалось носить представителям правящей династии. В этой стране янтарь называли «ху-по», что в переводе значит «душа тигра». Согласно китайским легендам о янтаре, душа тигра после смерти уходит в землю и превращается в янтарь.

В древнем мире большой популярностью пользовался янтарь с включением насекомых. Так, в начале нашей эры за янтарь, содержащий мушку, финикийские купцы платили 120 мечей и 60 кинжалов, а в начале XIX века янтарь с насекомыми был особенно моден во Франции и в России.

Но еще большей ценностью обладали кусочки янтаря с отдельными природными отпечатками, особенно когда они напоминали инициалы какой-нибудь выдающейся персоны. Из истории известно, что Фредерик Вильгельм I Прусский очень дорого заплатил торговцу за кусочек янтаря со своими инициалами.

Янтарь широко применялся в Киевской Руси и в древнерусских княжествах еще в домонгольский период. При раскопках в Новгороде археологи нашли мастерскую с заготовками янтарных украшений. Эти находки свидетельствуют о торговых связях новгородцев с Прибалтикой, захваченной в XIII веке крестоносцами, которые установили запрет на свободную добычу и обработку янтаря, сделав его предметом монопольного владения. Поэтому в XVI - XVIII веках балтийский самоцвет был доступен немногим, а в Россию попадал лишь в качестве дипломатических даров.

Археологические раскопки в разных частях земного шара подтверждают, что еще на заре культуры человек уже обрабатывал янтарь и использовал его в магических целях. Так, при раскопках поселений каменного века в Пруссии, Шлесвиг-Хольштайне и Дании были найдены куски необработанного янтаря с круглыми углублениями. По мнению Хорнса, данные углубления являются местом отдыха духа камня, и поэтому, возможно, янтарь использовали в качестве талисмана и амулета.

Некоторые исследователи считают, что русские легенды о янтаре указывают на то, что он и есть тот сказочный «алатырь-камень», который так часто упоминается в заговорах, былинах, сказках, легендах и поверьях. Об Алатырь-камне говорилось, что он «всем камням камень, всем камням отец и мать». Славяне воспринимали его как центр мироздания, пуп земли, наделенный различными сакральными, то есть священными и целебными свойствами. В фольклоре местонахождение камня неразрывно связывалось с островом Буяном, находившемся, как утверждают многие ученые, в Балтийском море, которое в древности называли Алатырским. Ореолом таинственности был окружен и сам остров, так как на нем находилось главное святилище славян-язычников. Поэтому согласно легендам о янтаре, янтарь с берегов Балтики считался волшебным, способным принести счастье, здоровье и удачу.

О том, что янтарь использовали в священных обрядах, говорит его северо-русское название - «морской ладан».

Янтарь широко применялся в Киевской Руси, что подтверждается многочисленными находками янтарных украшений при раскопках городищ Киева, Суздаля, Новгорода.

В августе 1963 года в Паланге, в бывшем дворце графов Тышкевичей был открыт музей янтаря. В его коллекции около ста янтарных изделий, среди которых экспонируются и запечатанные внутри янтаря насекомые, веточки растений, пауки и бабочки.

Но самым крупным музеем янтаря по праву считается музей, открытый в конце 1979 года в Калининграде, в котором выставлено свыше двух тысяч экспонатов.

Оружейная палата Московского Кремля располагает тридцатью янтарными изделиями, относящимися к первой трети XVII и середине XVIII века. Среди них янтарный посох, присланный в дар патриарху Никону герцогом Курляндии в 1658 году, янтарный кубок, подаренный князем Львовым царевичу Иоанну Михайловичу в 1635 году, и красивая янтарная кружка, преподнесенная литовским послом Станиславом Венявским царю Алексею Михайловичу в 1648 году. Но особой гордостью Оружейной палаты является янтарная ваза широкой цветовой гаммы красноватого, желтого, яично-золотого и воскового оттенков. На дне ее сделан подкладной рельеф, где сквозь прозрачную пластинку проступают силуэты двух мужских фигур, несущих на палке большую виноградную гроздь.

Бесспорно, самым великим и таинственным изделием из янтаря считается Янтарная комната. Ее история началась в 1701 году, когда прусский король Фридрих Вильгельм I после своей коронации поручил датскому мастеру Готфриду Туссо построить янтарный кабинет в Потсдаме. Восемь лет Туссо неустанно трудился. И наконец в 1709 году работа была закончена. Кабинет представлял собой сложную композицию из отдельных деталей площадью около пятидесяти пяти квадратных метров. Вся комната буквально светилась изнутри. Такого эффекта мастер добился тем, что под янтарные пластинки подложил листы серебряной фольги.

В 1712 году Фридрих Вильгельм I подарил Янтарную комнату Петру I, когда тот был в Берлине. Это чудо мастера Туссо сначала обрело пристанище в Зимнем дворце, но в 1724 году его перевезли в малый Зимний дворец. Когда же к власти пришла царица Елизавета, то по ее указу в 1755 году Янтарную комнату перенесли в Царское село (ныне город Пушкин). Здесь комнату слегка усовершенствовали - между янтарными панелями поместили двадцать два зеркальных пилястра. Работа длилась десять лет и была закончена в 1765 году.

В 1941 году Янтарная комната попала в руки немецких агрессоров и была перевезена в Кенигсберг (ныне Калининград). Весной 1945 года немцы демонтировали ее и спрятали в подвальчике ресторана «Блютгерихт». Последний раз ящики с панелями видели за три дня до штурма города советскими войсками, а именно - 6 апреля 1945 года. С того времени Янтарная комната считается утерянной.

© Святослав Горский

Читать также :