Главный герой повести мальчик Вася живёт со своим отцом в большом доме. Его отец известный судья . Они живут богато, ни в чем, не зная нужды. Вася окружён няньками, обут и одет, у него всегда есть еда.

В один из дней он знакомится с бездомными братом и сестрой – Валеком и Марусей . Они живут в подземелье полуразрушенной часовни. Так он знакомится с другой стороной жизни, не сытой и безоблачной, а бедной и голодной.­ Сначала он не может понять, как так нет своего дома или нет еды, и её приходится воровать. Он познания такой правды он даже не может заснуть и плачет по ночам.

К тому же Маруся оказывается тяжелобольной девочкой, и тут Вася проявляет свои добрые качества, начиная заботиться о ней по мере своих сил. Он играет с ней, пытается вызвать у неё улыбку и ему всегда приятно, когда это ему удаётся. Когда ей становится совсем плохо, он решается на отчаянный шаг. Он выпрашивает у своей младшей сестры Сони её любимую куклу. Это не простая кукла – дорогой подарок их умершей матери, очень красивая и большая кукла. Зная, что отец и няньки будут против, он тайно уносит её из дому. Кукле очень обрадовалась Маруся, она сразу в неё влюбилась. Впервые, за долгое время, она стала вставать с кровати, смеяться. Ни на миг не расставалась она с этой куклой, даже спала с ней.

Вася был очень рад, что совершил этот поступок, несмотря на большие проблемы с отцом, он не расстраивался, что совершил такое добро. После смерти Маруси, правда вышла наружу и отец всё простил Васе и даже зауважал его.

Путь к добру Васи был непрост. У него большая беда в жизни произошла. Он потерял маму. Остались лишь папа и младшая сестра. Но проблема ещё в том, что папа так сильно страдал… Из-за этого у него начались сложности с сыном. Просто дочка была похожа на маму. Папа девочку баловал. Конечно, Васе стало немного обидно. Он стал часто уходить из дома надолго. Его за это ругали, а он назло стал гулять ещё больше. И связался с плохой компанией. Там были в их городке и нищие, и разбойники. Все говорили, что Вася, значит, точно тоже станет бандитом. Отец не мог с ним поговорить нормально, а сразу начинал ругаться, поэтому Вася и возмущался, продолжал пропадать где-то.

Вася познакомился с детьми одного почти бандита (все этого человека боялись). Но у того была маленькая, которая напомнила Васе его сестре. Ему с ней няньки её почти не давали общаться. Опять же – им казалось, что он может на неё плохо повлиять! А он без неё скучал.

Так вот, та бедная девочка была совсем слаба и больна. И у неё совсем не было игрушек. Вася решил что-то для бедняжки сделать. И ему пришлось взять куклу сестры. Ну, украсть временно. Больная девочка обрадовалась такой красивой игрушке, улыбнулась. Ей даже немного лучше стало. Но это её не спасло… Хотя бы скрасило последние минуты.

А Васю обвинили в краже. Отец готов был его серьёзно наказать. А тут тот самый «бандит» пришел к ним в гости. Куклу вернул, поблагодарил Васю. То есть все разговоры были зря. Вася оказался на самом деле очень добрым и справедливым мальчиком. Думаю, что его отцу в этот момент стало стыдно за своё поведение. Отношения у них должны наладиться!

Всё может привести к хорошему. Вот я видел по телевизору, как один мальчик играл в компьютерные игры, его все ругали за это. А он подрос и выиграл кубок по этим самым играм. Выиграл очень много денег. И ещё развил в себе сообразительность и внимательность. И меня мама ругает за компьютер, а я вот стану чемпионом!

Главное, что Вася стремился делать добро. Он стремился помочь, а не стать плохим. И каждый тоже может стремится стать хорошим. Как я.

Сочинение рассуждение Путь Васи к правде и добру

В повести В.Г.Короленко "В дурном обществе" показана жизнь низших слоев общества конца XIX века. Автору удалось передать атмосферу того времени; он открыл для нас мир нищеты и беспросветности бездомных людей, не имеющих крова над головой, еды и питья, но тем не менее, несмотря на все трудности и невзгоды, продолжающих бороться за жизнь.

Главный герой повести Вася в шестилетнем возрасте остался без матери, а отношения с отцом были очень сложными: родитель по отношению к сыну был суровым и равнодушным, думая, что мальчик не понимает его, не разделяет скорбь по матери. Вася же, глядя на постоянно угрюмого отца не мог «почувствовать в нем родную душу», пугался и робел. Поэтому мальчик начал часто убегать из дома, гулять по улицам, его стали называть «бродягой, негодным мальчишкой», укорять «в разных дурных наклонностях», так что и Вася, и его отец поверили в это.

Во время одной из таких прогулок Вася познакомился с людьми, которых в Княжье-Вено, именно в этом маленьком провинциальном городе происходили описываемые события, называли "дурным обществом". Это были воры, бродяги, бездомные, просящие милостыню на улицах. Но они открыли Васе глаза на вещи, которые он раньше не замечал. Все эти люди, несмотря на свое сомнительное прошлое и настоящее, нищету, не самый правильный образ жизни, смогли изменить его взгляд на окружающий мир, показали настоящую жизнь такой, какая она есть. Мальчик узнал, как живется людям за чертой бедности, впервые задумался о «взрослых» проблемах. Он увидел «черты тяжелого трагизма, глубокого горя и нужды», понял, насколько жесток и сложен мир, научился терпению, почувствовал себя нужным.

Новые друзья Валек и Маруся пробудили в душе Васи добро и сострадание. С ними пережил и радости, и горе, научился взаимопомощи и поддержке. Сравнивая свою сестренку Соню с Марусей, мальчик начал понимать, как счастливо и беспечно живет его сестренка и насколько беспросветна жизнь его маленькой подружки. Вася почувствовал, какая пропасть лежит между тем кругом, к которому принадлежит он сам, и «дурным обществом», а главное – несправедливость происходящего в мире.

В новых обстоятельствах Васе открылась истина, он взглянул на своего отца с другой стороны и понял его. Мальчик узнал, что, как сказал Тыбурций, его отец - «самый лучший из всех судей, начиная от царя Соломона», потому что неподкупен, справедлив и честен со всеми. История с куклой помогла отцу и сыну разобраться в своих чувствах. Отец осознал свою вину перед сыном, а Вася понял и простил его.

Возможно, влияние "дурного общества" могло быть пагубным для мальчика, но общение именно с этими людьми помогло сформировать и закалить характер Васи, изменить его взгляд на жизнь. Недаром Тыбурций сказал главному герою: «… это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу. Для тебя хорошо, потому что иметь в груди кусочек человеческого сердца, вместо холодного камня, - понимаешь?..». И вместе с героем мы понимаем, что эта дорога - путь к добру и правде.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ повести Паустовского Мещерская сторона

    Это очень описательная, красивая повесть. Она объединена, конечно, общей темой – рассказом о той самой стороне. Автор очень любит этот край. Это чувствуется и в самих описаниях, но Паустовский и прямо говорит, что это его «первая любовь»

  • Образ и характеристика Папаши Гранде (Евгения Гранде Бальзака) сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является Феликс Гранде, представленный писателем в образе отца главной героини романа Евгении, богатейшего жителя города Сомюр.

  • Образ Кутузова и его характеристика в романе Война и мир Толстого сочинение

    В романе Л.Н.Толстого присутствует множество персонажей и их образов, которые автор выделяет по-особенному и с мастерством. Одним из наиболее ярких таких героев является Кутузов, главнокомандующий русской армии.

  • Сочинение Бог, природа, человек в поэзии Есенина

    Сергей Есенин – известный поэт, родившийся в селе Константиново Рязанской области. В своих произведениях он затрагивал многие темы. Тут можно увидеть стихотворения

  • Интернет - добро или зло? сочинение 7 класс

    Так интернет тоже зависит от тебя – сам выбираешь, что смотреть. Тут уж, чего в тебе больше – добра или зла. С детства уже можно смотреть мультики по интернету. Но некоторые родители не разрешают своим детям интернет.

Дорога Васи к правде и добру по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» Дорога Васи к правде и добру по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» Школа 255 Адмиралтейского района Адмиралтейского района Павлова Светлана Ивановна Информационно – методический центр Адмиралтейского района Выпускная работа


Тип урока: обобщающий. Цель урока: осмыслить нравственные уроки, полученные главным героем повести В.Г. Короленко в «Дурном обществе». Технология: элементы технологии развития критического мышления и использованием компьютерной презентации. Задачи: 1. обучить частичному анализу художественного произведения через исследование текста; 2. способствовать совершенствованию умения устно и письменно выражать свои мысли; 3. развить умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; 4. воспитывать способности сопереживать и совершенствовать коммуникативную культуру.






Добро- это прекрасное в действии. Отнимите у нашего сердца любовь к добру – вы отнимите всю прелесть жизни. Добро- это прекрасное в действии. Отнимите у нашего сердца любовь к добру – вы отнимите всю прелесть жизни. Жан-Жак Руссо Доброе сердце подобно солнцу: никогда не изменяется и всегда следует верным путем. Доброе сердце подобно солнцу: никогда не изменяется и всегда следует верным путем. Уильям Шекспир















Урок литературы в 5 классе ориентирован на работу над предстоящим домашним сочинением. Основной техникой,с которой знакомит педагог является техника "толстый" и "тонкий" вопрос, что позволяет вспомнить содержание произведения, неодходимое для написания сочинения. Также эта техника интересна тем, что дети учатся не только отвечать на вопросы, но и сами задавать их, дифференцируя на "Толстые" и "тонкие".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением.

Цели урока как планируемые результаты обучения:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные

Понимают и определяют понятия «художественный текст», «композиция произведения», «повесть», «тонкие и толстые вопросы»

Составляют план сочинения

Самостоятельно пишут сочинение на предложенные темы

Регулятивные

совместно с учителем ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном;

Осуществляют контроль своих действий

вспоминают и демонстрируют свои знания, контролируют свои действия и вносят соответствующие коррективы

Познавательные

Выдвигают предположения (гипотезы)

Анализируют информацию и формулируют самостоятельные выводы

Структурируют информацию в виде ответов на вопросы

Осознанно строят высказывание в письменной форме

Коммуникативные

Эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации

Учатся строить и задавать вопросы, работая в паре

Личностные

Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы

Работают в паре, слушают и слышат друг друга, уважительно и доброжелательно относятся к напарнику;

Оценивают свои действия и действия напарника

Толерантно относятся к окружающим

Оборудование : выставка рисунков к повести «В дурном обществе».

Ход урока:

I. Оргмомент. «Цепочка пожеланий».

Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по поводу предстоящей работы. (Передается символ «цепочка»).

II. Целеполагание.

Вступительное слово учителя.

Ребята, посмотрите на доску, как она оформлена? Что интересного, может быть, непонятного вы на ней видите? Предположите, исходя из оформления доски, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.

Что узнаем, чему научимся?

А прежде чем начать писать сочинение, нужно к нему подготовиться, что нужно хорошо знать, чтобы хорошо написать сочинение? (текст произведения)

III. Актуализация (прием «толстые и тонкие вопросы»)

Хорошо. Сегодня мы с вами познакомимся с вопросами, узнаем, какие вопросы называются «тонкими», а какие – «толстыми».

I этап. Дети учатся формулировать «тонкие» вопросы, потом «толстые».

II этап. На этой стадии школьники записывают формулировки.

III этап. В процессе работы с текстом дети вносят вопросы в таблицу, а затем задают их друг другу. От учителя требуется делать смысловые паузы, если материал представляется в устной форме

Задача преподавателя - показать разницу между «тонкими» (однозначными) вопросами и «толстыми», имеющими несколько аспектов рассмотрения. Для этого при введении техники в работу педагог сначала формулирует вопросы сам, затем с помощью учеников.

- "Умный вопрос - это уже добрая половина дела”, - писал Ф.Бекон. Таблица "толстых” и "тонких” вопросов поможет вам составить правильно вопросы, подскажет как, какими словами их можно начать…

"Тонкие” вопросы

"Толстые” вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Что?

Когда?

Как звать...?

Было ли...?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете...?

Почему вы считаете...?

В чём различие...?

Предположите, что будет, если...?

Что, если...?

Может...?

Будет...?

Мог ли...?

Согласны ли вы...?

Верно ли...?

Давайте я буду задавать вопросы, а вы определять, к какому типу их можно отнести к «толстым» или «тонким».

Кто написал повесть «В дурном обществе»? (тонкий)

Первая глава повести называется «Развалины»? (тонкий)

Объясните, почему Вася начинает бродяжничать? (толстый)

Мать Васи умерла, когда мальчику было 6 лет? (тонкий)

Согласны ли вы с тем, что Валек и Маруся стали для Васи лучшими друзьями? Почему? (толстый)

Работу с "тонкими” вопросами ученик может продолжать на творческом уровне, составляя кроссворды или сценарии игр.

"Толстые” вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы.

Теперь попробуйте сами составить тонкие и толстые вопросы и записать их в таблицу. Работаем в паре.

Обсуждаем содержание таблицы (на тонкие вопросы возможен только один ответ, а на толстые возможно несколько ответов)

Составляем таблицу ответов на вопросы. Ею вы будете пользоваться при написании сочинения.

IV. Подготовка к сочинению

Итак, тема сочинения звучит как «Путь Васи к правде и добру» или «Васина дорога к правде и добру»

Как вы понимаете слова « к добру и правде»?

К правде и добру - изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека”.

«При обдумывании темы обсуждаем каждое слово.
Васина - значит, нас будет интересовать судьба именно этого героя. Чем интересен этот герой? Именно он показан в движении - внутреннем движении.
Дорога - необходимо проследить этапы этого движения, его направление.
К правде и добру - изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека».
Эта цитата хорошо показывает важность работы с формулировкой темы сочинения, но даже ради более четкого обозначения темы нельзя говорить, что Вася из бродяги превратился в доброго человека, тем самым утверждая, что, будучи бродягой, он не был ни добрым, ни сострадательным. Будет правильно, если мы скажем, что во время дружбы с обездоленными детьми Вася смог осознать то неясное «что-то», к которому он стремился, и проявить лучшие человеческие качества. Уже в самом начале повести мы видим в Васе желание понять отца, любовь к младшей сестренке, сострадание к людям, которых выгоняют из замка, внимание и любовь к природе («мне нравилось встречать пробуждение природы»), смелость (первый полез в часовню), благородство (не стал драться с Валеком, когда увидел Марусю), верность своему слову.
Авторы цитируемого пособия так выделяют идею сочинения: «...дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям, доброте, вернула добрые отношения с отцом». Говорить «вернула добрые отношения с отцом» - значит утверждать, что раньше эти отношения были, потом по вине Васи они изменились и только дружба с детьми подземелья вернула ему добрые отношения с отцом. Читаем текст повести: «Он слишком любил ее, когда она была жива, не замечая меня из-за своего счастья. Теперь меня закрывало от него тяжелое горе». Правильно будет сказать, что рассказ Тыбурция изменил отношение отца к собственному сыну.
Обозначим
идею сочинения так: дружба Васи с Валеком и Марусей помогла проявиться лучшим Васиным качествам, сыграла главную роль в выборе жизненной позиции.

План сочинения

  1. Вступление (об авторе немного)
  2. Основная часть

Что мы узнаем о Васе в начале повести? Кто он, как выглядит, где живет?
- Какие поступки он совершает, какие качества проявляет:
1) в момент знакомства с Валеком и Марусей;
2) во время дружбы с детьми;
3) во время критического разговора с отцом?
- Какую роль сыграла дружба Васи с обездоленными детьми в судьбе мальчика?

  1. Заключение (мое отношение к произведению).

Составим список человеческих качеств, которые проявляет Вася: любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие .
Итог урока:

«Три М».

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.


Домашнее задание
написать сочинение по плану дома.


Сочинение Путь Васи к правде и добру по рассказу «В дурном обществе».

Произведение «В дурном обществе» рассказывает о жизни в небольшом городе, который располагается в юго-западной части страны. Все жители заботятся о собственной жизни, выполняя мелкие повседневные вещи. Конечно, в этом населенном пункте существуют и изгои общества. Но они далеко незаурядные личности. Большинство жителей насмехаются над бродягами, но мальчик Вася имеет свое мнение по этому поводу. Он сочувствует этим людям и живо интересуется их жизнью.

Знакомства с Васей

Василий является сыном городского судьи. Ему приблизительно 7-8 лет. У него достаточно свободного времени, которое некуда деть. В школу в таком раннем возрасте еще не принимали. Отец не общается с сыном. Он потерял любимую жену и замкнулся в себе. За мальчиком никто не присматривает, не обучает его, не направляет его энергию в правильное русло.

Семья Василия считается благополучной. Родители подарили ему много любви, ласки, заботы. Отец отличался умом и силой. Он считался порядочным судьей. Вася унаследовал лучшие его качества. Мальчик еще совсем юный, но в трудных ситуациях он демонстрирует себя с лучшей стороны. Сын судьи всегда смелый, отважный и порядочный. Он знает, что такое любовь и пытается подарить ее человечеству. Из-за смерти мамы Васи приходится быстро повзрослеть. Он знакомится с Валиком, пережившим непростые жизненные ситуации. Раннее взросление объединяет мальчиков и между ними завязывается дружба.

Логика хороших поступков

Нельзя вспомнить плохие поступки Васи. В каждой ситуации мальчик демонстрирует, что он достойный человек. Честь семьи никак не пострадала. Вася понимал, что юные бродяги нуждаются в заботе. Им нужно помочь. И мальчик действовал. От своих родителей он унаследовал лучшие качества характера, которые и демонстрировал каждый день. Отец увидел стремления сына творить добро. Он стал более лояльным к сыну, открыв свое сердце для любви.

Можно смело утверждать, что Вася является хорошим человеком. На его поступки никак не влияют обстоятельства. Когда мальчик лишился друзей, то все равно не смог стоять в стороне, когда глупый социум пытался обидеть безобидного Профессора. Невозможно терпеть такую несправедливость.

Путь Васи к правде и добру был достаточно коротким. Ведь мальчик и так обладал этими качествами. Он никогда не отходил от своих принципов.

Если вам понравилось сочинение Путь Васи к правде и добру по рассказу «В дурном обществе», то вы так же можете прочитать и следующие сочинения