Составитель: заместитель заведующего

Духовность и нравственность

«Человек – существо духовное, он

стремится не только к физическому

развитию, но и к духовному

становлению. Соединить в себе личное

и народное, земное и небесное,

телесное и духовное – это

естественная потребность человека,

призванного в этот мир».

(Л. Гладких.)

Странно звучат слова «поговорим о забытом», когда речь идет о том, о чем забывать нельзя, невозможно, - о нравственном воспитании детей, но именно это и происходит сегодня в нашей жизни, в педагогике, в воспитании. Между тем, актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием подрастающего поколения, бесспорна.

По определению академика, духовность – это нравственно-эстетическое состояние человека, выражающееся в приверженности таким ценностям, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, в бесконечном внутреннем диалоге, направленном на познание тайны своего назначения и смысла жизни.

Нравственность представляет собой сложное социально-психологическое образование, состоящее из личных убеждений и эмоциональных позиций, «контролирующих» потребности и мотивы и определяющих интересы личности, её духовный облик и образ жизни. Нравственность «задает» поведение человека изнутри, помогает устоять перед напором негативных внешних воздействий и противоречий, что обеспечивает уважение человека к самому себе.


«Воспитание должно образовывать человека и гражданина. Человек – здравая душа в здравом теле. Гражданин – нравственность, просвещение, искусство, самостоятельность». ().

Важным направлением развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении является его социальное развитие , которое предусмотрено всеми программами дошкольного образования . При этом под социальным развитием понимается процесс и результат усвоения детьми ценностей, традиций, культуры общества. В последнее время серьезное значение в этом процессе придается духовно-нравственному воспитанию. Духовно-нравственное воспитание затрагивает весь спектр отношений ребенка к себе и окружающему миру (семьи, соотечественникам и т. д.) и определяет направление и пути профилактики асоциальных и антигуманных проявлений.

«Дошкольный возраст – это время воспитания души, а не образования ребенка… Духовно-нравственное воспитание дошкольников - это прежде всего воспитание чувств по отношению к самым близким им людям: родителям, братьям, сестрам, воспитателям детского сада, детям группы, Родине.» (Детский сад от А до Я. 2003.№3).

Мы довольно долго изучали работы, Рачинского и, ознакомились с программами по духовно-нравственному воспитанию и остановились на парциальной программе и «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников».

Программа по своей направленности является светской. В соответствии со ст.14 Закона РФ «Об образовании», которая включает требование интеграции личности в систему мировой и национальной культур, её содержание отражает духовный опыт русского православия без введения религиозной информации. Задачи её реализации опираются на цели духовно-нравственного воспитания , сформулированные: «В Душе и сердце Ребенка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения; сознание жизни…».

Преследуемые цели:

Сохранение духовно-нравственного здоровья детей;

Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия Приморского края , России;

Стремление возродить традиции семейного воспитания.

Основные задачи:

1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, ценить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.

2. Создать условия для восприятия целостной картины мира.

3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций: первоначальное представление о культуре, истории и жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве;

4. Помогать родителям в возрождении духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей.

5. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

6. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

7. Воспитать достойного человека и будущего гражданина России.

Принципы духовно-нравственного воспитания:

Природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту);

Культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры);


Гуманистическая направленность воспитания (реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром)

Принципы реализации программы:

Систематичность проведение занятий;

Взаимосвязь с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, музыкальному воспитанию и др.;

Сотрудничество взрослого и ребенка;

Сотрудничество педагогов и родителей.

Направления работы:

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр фильмов).

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

5. Работа с семьёй.

Структура программы

https://pandia.ru/text/78/601/images/image003_144.gif" width="641" height="543 src=">Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">коллективу возможность повышать познавательную активность детей, определить пути формирования у них представлений о православной культуре, истории и традиционной жизни русского народа, помогает формировать интерес к прошлому Руси-матушке.

Когда задумываешься о том, что истина, наследие – это духовное понятие, когда начинаешь понимать, что можешь подарить воспитаннику радость жизни, когда способен оставить сыну или дочери свое имя, свою честь, свое дело, своих друзей, свой процветающий народ, тогда ты твердо можешь сказать: «Я дал своему отроку понимание истины существования и мудрой жизни». По сути, нам ничего не надо выдумывать, ничего не надо искать. Нужно только обратиться к русской народной культуре, к нашему тысячелетнему историческому прошлому, к духовному наследию русских мыслителей, святых отцов, национальных героев.

Термин «духовное воспитание» не может быть идентичен нравственному, так как его смысл шире. Духовность подразумевает удовлетворение и развитие по меньшей мере двух важных потребностей: идеальной потребности познаний смысла жизни и социальной потребности жить для других.

Наша задача, задача педагогов – донести все это до детей в доступной для них форме, приобщая их к духовному наследию России.

Формы работы с детьми:

Занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;

Тема

«Совесть»

«Благодарность и недовольство»

«Добро и зло»

«Щедрость и жадность»

«Правда и ложь»

«Зависть и доброжелательность»

«Послушание и упрямство»

«Трудолюбие и лень»

«Милосердие и жестокость»

«Родина»

«Дружба и верность»

«Предательство»

«Осуждение»

«Сдержанность и вольность»

«Прощение и обида»

«Память»

«Чистое сердце»

Имя – слово, которым называют человека. Значение имени, которое носит человек.

Родные, родня, род. Почему нужно беречь родных? Забота о близких. Значение пословиц. Что разрушает семью, лечит и созидает. Образы родных (родители, братья и сестры)

Слово как источник жизни человека. Какие бывают слова.

Совесть человека – советчик в жизни. Для чего надо хранить совесть, жить по совести, выполнять все заповеди, правила жизни. Не делать того, чего не желаешь себе. Значение пословиц.

Понятие «благодарность». Слова благодарности за доброе дело, услугу. Происхождение этих слов. Значение пословиц.

Добрые слова, добрые дела. Доброта истинная, доброта ложная.

Проявления щедрости. Щедрый человек. Жадность – скупость, нескромность желаний. Значение пословиц.

Что такое правдивость. Почему нельзя обманывать. Возможные последствия правдивых поступков. Отношения людей. Значение пословиц.

Различные проявления зависти в жизни. Доброжелательность - её противоположность. Радость добрая. Радость злая. Значение пословиц.

Различия слов «слышать» и «слушать». Послушание. Упрямый человек. Непослушание. Значение пословиц.

Для чего трудится человек. Что такое трудолюбие. Труд – дело, источник жизни человека. Две беды – лень и праздность. Значение пословиц.

Дела милосердия: помочь нуждающимся, утешить обиженного, ободрить, пожалеть.

Наша Родина – Россия (Русь). Святая Русь. Герб. Родина и её защитники.

Дружба. Кого можно назвать настоящим другом. Какой я сам друг и товарищ. Что такое верность (отзывчивость, чуткость, взаимопомощь , терпимость). Значение пословиц.

Верный друг. Предательство – измена. Как удержать себя от предательства. Что сделать, чтобы исправить ошибки. Значение пословиц.

Имеем ли мы право осуждать. Правила «тройного решета»: правда ли то, что ты хочешь сказать; хорошо ли то, что ты хочешь сказать; нужно ли это знать другим. Значение пословиц.

Сдерживаться – ограничивать себя в плохих поступках, жить по правилам добрых дел. вольность – нарушение добрых правил. Значение пословиц.

Почему мы обижаемся? Как мы понимаем слово «прощение». Часто ли мы просим прощение? Правила жизни. Справедливое отношение к допустившим ошибку. Значение пословиц.

Память. «Памятование». След человека на земле. Праздники Руси (календарные, храмовые, трудовые, семейные). Памятные даты истории. Значение пословиц.

«Любящее сердце». «Каменное сердце». Заповедь любви: «возлюби ближнего своего как самого себя». Что мешает любви? Правила доброго, любящего сердца.

В связи с изменившейся социально-экономической ситуацией наблюдается доминирование материальных ценностей над духовно-нравственными. Преобладает эгоцентричное поведение: люди отличаются равнодушием к окружающим, отсутствием взаимопонимания и терпимости к недостаткам. Нежелание оказывать помощь бескорыстно обусловило необходимость воспитания личности, которая делает свой выбор, принимает решения и совершает поступки, основываясь на нравственных ценностях. В этой связи формирование нравственных ценностных ориентаций у детей начиная с дошкольного детства является одной из основных задач.

Разработанная тематика занятий ставит своей целью:

Содействовать становлению нравственного компонента личности ребенка;

Учить смотреть на мир сквозь призму нравственных ценностей;

Формировать представления о нравственных ценностях, нравственных качествах;

Адекватное эмоциональное отношение;

Адекватное нравственное поведение.

При планировании и проведении занятий педагоги ДОУ опирались на собственное творчество, вносили некоторые изменения в соответствии с темой и задачами, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Предполагаемый результат

Работая по программе духовно-нравственного воспитания, мы ставили перед собой цель достижения следующих результатов:

1. Первоначальные представления о Родине и семье, добре и зле, щедрости и жадности, любви, послушании, доброжелательности и зависти, верности и предательстве, милосердии, чуткости, совести, благодарности, трудолюбии и др.

2.Нравственные потребности, стремления, чувства:

Активное проявление чувства любви и уважения к родным и близким: желание сделать им что-то приятное, порадовать старших своим поведением, заботливостью, вниманием; чувство благодарности и признательности;

Чувство доброжелательности окружающим (приветливость, готовность быть полезным, проявлять заботу), сочувствие при огорчении, радость за удачи других, стремление не судить о других детях плохо;

Любовь к своему Отечеству, интерес к своему краю;

Чувство симпатии к людям независимо от их национальности;

Приобщение к опыту национальной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах;

Ответственность за свои дела и поступки,

Потребность и готовность проявлять сострадание и со-радование;

Субъективное психо-эмоциональное благополучие;

3. Нравственные умения и привычки:

Следовать традиции празднования именин;

Проявлять внимание и заботу к старшим, больным, младшим;

Анализировать собственное поведение в ситуации морального выбора;

Справедливо относиться к людям, допустившим ошибку, не обвиняя и не осуждая их;

Вести себя организованно в общественных местах (уступать место взрослым, маленьким детям; соблюдать правила приличия, говорить негромко, не привлекая к себе внимания, не мешать другим, соблюдать опрятность;

В приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой поиграть вместе, ответить на просьбу товарища принять его в игру, быть внимательным к предложениям другого ребенка при выполнении совместной деятельности, согласиться с замыслом, предложенным сверстником;

Тактично выражать отказ от участия в общей деятельности, вежливо ответить на отказ другого ребенка;

Привычка делать самому все, что можно, не требуя помощи других;

Бережное отношение к труду взрослых и товарищей, к вещам, соблюдение порядка и чистоты; деятельное отношение к труду.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Список литературы

1. Духовно-нравственное развитие современного ребенка в различных общностях и социальных группах / Под редакцией – М., 2009.

2. , Куприна этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). – М.. 2001.

4. , Смирнова общения: от года до семи лет. – М.,1992.

5. Детский сад и семья/ Под редакцией – М.; Педагогика 1997.

6. Козлова воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М., 1998.

7. Курочкина научить ребенка поступать нравственно. – М., 2003.

8. О формировании нравственных ценностных ориентаций // Дошкольное воспитание. – 2008. №4.

9. Введение дошкольника в мировую культуру //Дошкольное воспитание. – 2006. №5.

10. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. – -Бад. – М., 2002.

11. Программы для специальных дошкольных учреждений. – М., 2004.

12. Современный словарь по педагогике / Сост. . –Минск, 2001.

13. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. – 2001. №9.

14. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. №5.

15. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников: Примерная программа для дошкольных образовательных учреждений. / Под ред. ,

Приложение.

Нельзя:

- огорчать старших, родителей непослушанием, плохими словами и поступками;

Бездельничать, когда все вокруг тебя трудятся, плохо предаваться праздности;

Смеяться над старостью и старыми людьми; в болезни, печали, скорби близких необходимо спешить приходить на помощь, утешать, помогать;

Вступать в споры, пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми;

Выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи, игрушки, лакомства; от своих родителей ты не имеешь права требовать ничего;

Допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает себе: лучшую конфету, угощение, а если и дает, то обязательно нужно делиться; делать то. Что запрещают старшие;

Оставлять старшего, больного, слабого в одиночестве, если у него никого нет, кроме тебя;

Обижать девочку, девушку, маму.

Правила дружбы

Не домогайся первенства среди друзей. Не позволяй брать себе все самое лучшее.

Не хвались и не гордись своими успехами, красивыми вещами, играми, игрушками и т. д. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается.

Всегда оказывай помощь другу, если он попал в беду.

Не ссорься с друзьями, не спорь по пустякам, учись уступать, прощать обиды.

Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу только правду. Если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом, не обвиняя и не осуждая его.

Не завидуй друзьям, а радуйся их успехам. Если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться, попросить прощения и исправиться.

Не наушничай, не доноси на товарища.

Умей принять помощь и советы от других ребят.

Правила любящего сердца

Любящее сердце:

Милосердствует, никогда никому не причиняет зла;

Не превозносится над другими, не гордится;

Много терпит, все переносит без уныния, без печали;

Не гневается, не раздражается, не мыслит зла;

Не завидует, не ищет своего;

Не радуется неправде, а порадуется истине;

Не требует ничего взамен: ни платы, ни одобрения, ни других наград;

Неизменно, не зависит от настроения, удобств или других обстоятельств.

Правила воспитания щедрости

Учим себя отдавать, делиться сначала с другом, который тебе нравится, с родными и близкими, а затем с незнакомым человеком.

Делимся немногим и, оказывается, совсем не можем не страдать.

Никогда никому не говорим о том, что поделились с кем-нибудь. Учимся молчать о сделанном добре.

Правила добрых дел

Поступай так, чтобы сделать как можно больше добра многим людям.

Не твори добра напоказ.

Не утаивай в сердце злобу, неприязнь.

Старайся искоренять плохие привычки.

Не позволяй себе обманывать других. Избегай пустой болтовни и клеветы.

Не нарушай обещания. Если дал слово – постарайся его исполнить.

Не бери, не присваивай чужие, найденные вещи, деньги, игрушки. Не прячь и не утаивай. Постарайся найти, отдать потерявшему.

Без разрешения ничего не бери.

Помогай бедному, голодному. Не проходи равнодушно мимо человеческой беды, горя, отчаяния.

Примиряй ссорящихся.

Утешай в печали, скорби, болезнях.

Никогда не произноси плохих, злых слов, оскверняющих душу человека.

Не будь жадным, негостеприимным.

Говори то. Что думаешь и чувствуешь (не лицемерь).

Не уходи от ответственности за свои поступки (малодушие).

Старайся не строить свои радости на чужом горе (предательство).

Правила вежливости

Будь вежлив. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся, за помощь и заботу благодари, уходя, не забудь попрощаться.

Старшим, больным и усталым уступай место в транспорте; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.

Упавшему помоги встать. Старшему, слабому, слепому помоги перейти через дорогу.

Делай это сердечно, от души, любезно, не смущаясь.

Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, минутка в минутку – береги время других людей.

Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома – скажи куда пошел, когда вернешься и старайся не опаздывать.

Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.

Приложение

«Что такое хорошо и что такое плохо?».

Игра-ассоциация

Цели :

1.Знакомить детей с правилами поведения людей в обществе, учить различать положительные и отрицательные поступки.

2.Воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим и другие гуманные чувства.

3.Развивать способность понимать действия, изображённые на картинке, и соотносить их с действительностью, способствовать развитию эмпатии.

Вариант 1.На поверхности стола элементы лицевой стороной вверх. Собрать карточки по следующим признакам:

Положительные поступки;

Отрицательные поступки;

Вариант 2.Отобрать три элемента игры так, чтобы два из них составляли общую пару. Соединить подходящие элементы в одну карточку, при этом проговаривая ситуацию, изображённую на карточке. Самостоятельно собрать остальные элементы в карточки.

«Телевидение»

Сюжетно-ролевая игра

Цели:

1.Закреплять ролевые действия работников телевидения, показать, что их труд - коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива.

2.Закреплять представления детей о средствах массовой информации , о роли телевидения в жизни людей.

Примерные игровые действия:

Выбор программы, составление программы редакторами;

Составление текстов для новостей, других программ;

Подготовка ведущих, зрителей;

Оформление студии;

Работа осветителей и звукооператоров;

Показ программы.

Компьютеры;

Микрофоны;

Фотоаппараты;

-«хлопушка»;

Программы (тексты);

Символика различных программ;

Элементы костюмов;

Грим, косметические наборы;

Элементы интерьера, декорации;

Сценарии, фотографии.

«Служба спасения»

Сюжетно-ролевая игра

Цели:

1.Создавать условия и поощрять социальное творчество, формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив.

2.Расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения , её необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях.

3. Развивать речь детей.

Примерные игровые действия:

Вызов по тревоге;

Осмотр места происшествия, ориентировка на местности;

Распределение спасательных работ между разными группами;

Использование техники специального назначения;

Спасение пострадавших;

Оказание первой медицинской помощи;

Доставка необходимых предметов в район происшествия;

Возвращение на базу.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

Набор техники специального назначения;

Рации, телефоны;

Планы, карты;

Символика службы спасения;

Инструменты;

Защитные каски, перчатки;

Использование атрибутов из других игр, например «Скорая помощь».

Приложение

«День добра»

Сценарий мероприятия

Цели:

· формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве;

· поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки;

· учить детей передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики,

жестов, а также в речи или рисунке.

Действующие лица:

Мишка – педагог, ребенок или мягкая игрушка, озвучиваемая воспитателем. Воспитатель.

(Группа украшена шарами, цветами, лентами. Накануне оформляется стенгазета, рассказывающая о добрых делах, поступках детей).

(В гости к детям приходит Мишка, который рассказывает им свою невеселую историю).

Мишка: на лес, в котором я живу, напала старуха Лень. Она заколдовала все вокруг: трава сохнет, цветы чахнут, все деревья в паутине. Птицы уже давно не поют своих песен, а звери, лесные жители, впали в спячку, они даже не слышат, как от голода, холода и одиночества плачут их малые детки. Одному только мне удалось вырваться из плена злой и ленивой старухи. Я пришел к вам, ребята, за помощью, чтобы вы помогли мне освободить лес от старухи Лени.

Воспитатель: Дети, поможем нашему гостю?

(Дети соглашаются).

Воспитатель: Мишутка, подскажи нам, пожалуйста, как тебе помочь?

Мишка: Лесных жителей и наш лес спасут добрые поступки детей, трудолюбие, вежливость. Дети, а вы умеете совершать добрые поступки?

(Ответы детей).

Мишка: А вы знаете, что такое "доброта", "добрые поступки"? Как их можно, по – вашему совершить?

(Предполагаемые ответы детей: полить цветы, помочь другу в беде, говорить вежливые слова, помогать малышам, маме, бабушке).

Воспитатель: Добрый – это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых, вежлив и внимателен ко всем, говорит только добрые, хорошие слова.

Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться: "Доброе утро!".

"Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!"

И каждым становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

(Красильникова "Доброе утро".)

Мишка: Дети, а вы тоже, при встрече утром в детском саду друг другу говорите добрые слова – приветствия?

(Утвердительные ответы детей).

Мишка: Вот видите, одно доброе дело у вас есть. Но одним добрым поступком, к сожалению, лес не спасешь, и он может погибнуть.

Воспитатель: Не расстраивайся, Мишка! Мы сейчас насобираем тебе полную "копилку добрых дел". Эту "копилку добрых дел" ты отнесешь в лес.

(Педагог показывает детям копилку и предлагает бросить в нее первую фишку – "добринку").

Воспитатель: Ой, ребятки, посмотрите – кА на наши цветочки: они плачут.

(Педагог обращает внимание детей на сухую землю в цветочных горшках. Дети поливают цветы.)

Мишка: А как еще можно помочь цветам?

Дети: Полить, протереть листочки, подрыхлить землю.

(Дети оказывают помощь цветам).

Воспитатель: Молодцы, ребята, какие вы все добрые, заботливые.

(Мишка предлагает поиграть в игру "Добрые и вежливые слова")

Игра с мячом "Добрые и вежливые слова"

Дети стоят в кругу. Воспитатель берет в руки мяч и начинает игру. Он называет любое доброе или вежливое слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч придумывает новое слово, называет его и бросает мяч другому ребенку. Мяч не ловят, если было произнесено "недоброе" слово, и ребенок может объяснить, почему это слово ему не понравилось или неприятно.

Воспитатель : Дети, пока мы с вами играли, поступил сигнал от наших книжек: им тоже нужна помощь.

(Дети наводят порядок в книжном уголке, при необходимости чинят книги.

Педагог напоминает ребятам, что после каждого доброго дела нужно

в копилку бросать фишки – "добринки").

(Мишка предлагает поиграть в игру "Менялки").

Игра "Менялки"

Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встает и выносит свой стул за круг – стульев становится на один меньше, чем играющих. Воспитатель называет признак, например: "Меняются местами те, у кого…(светлые волосы, красные носочки, синие шорты и т. д.)". Дети, имеющие названный признак, быстро встают и меняются местами. Водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим. Обязательное правило: соблюдение права на личное достоинство и уважение этого достоинства.

Мишка: А вашим игрушкам, ребята, тоже нужна помощь! У многих из них невеселые глаза.

(Дети моют игрушки, приводят в порядок платья кукол, аккуратно складывают строительный материал , вытирают пыль с полок с игровым материалом).

(Проводится игра "Обыграй превращение").

Игра "Обыграй превращение"

Ведущий по кругу передает предметы (мяч, пирамидка, кубик и др.), называя их условными именами. Дети действуют с этими предметами так, как если бы это были названные взрослым объекты. Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его "яблоко" – дети его "моют", "нюхают", "едят".

Мишка: Дети, у вас есть друзья? Часто вы им говорите добрые слова?

(Ответы детей)

(Проводится игра "Волшебный стул").

Игра "Волшебный стул"

Дети стоят в кругу, педагог в центре круга ставит стул и говорит: "Сейчас я прикоснусь своей волшебной палочкой к этому стулу, и он вмиг станет волшебным. А волшебство его заключается в том, что если кто – то сядет на этот стул, окружающие люди сразу начинают об этом человеке (ребенке) говорить только хорошие слова".

Взрослый предлагает одному из детей сесть на "волшебный стул" и сразу начинает об этом ребенке говорить что-нибудь хорошее. Затем "волшебная" палочка передается ребенку, который стоит справа от педагога, и тот продолжает говорить добрые слова о сидящем на стуле воспитаннике. Взрослый дает возможность высказаться каждому участнику игры, а потом интересуется у ребенка, сидящего на стуле, как он себя чувствовал, и приятно ли ему было слышать добрые слова в свой адрес. Затем посидеть на "волшебном" стуле приглашают другого ребенка. Игра продолжается. В конце на "волшебный стул" приглашают сесть Мишку, дети говорят о нем добрые слова.

Мишка: Дети, мне понравилось сидеть на вашем замечательном стуле, но я очень хочу помочь своим друзьям, спасти свой лес от злой старухи Лени.

Воспитатель: Мишутка, в нашей "копилке" уже много добрых дел скопилось, отнеси ее своим друзьям, лесным жителям.

(Мишка берет "копилку добрых дел", благодарит детей за помощь, прощается с ними).

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас чудесный день – День добра. Надеюсь, наши добрые дела спасут лес и его жителей от старухи Лени. А мы с вами продолжим делать добрые дела до самого вечера и будем говорить друг другу только добрые слова, которые всем приятно слышать.

(Вечером воспитатель предлагает детям нарисовать, как они провели этот необычный день. Свои рисунки дети по желанию уносят домой, чтобы познакомить свою семью с таким замечательным днем, как День добра).

Кистер Г.Н., дошкольное структурное подразделение (филиал) МБОУ «СОШ с.Таловка Калининского района Саратовской области».

Современные проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

«Воспитание – великое дело;

им решается участь человека».

В. Белинский

Проблему духовно-нравственного воспитания следует отнести к одной из самых актуальных в современном образовании. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Вызвано это, прежде всего тем, что современное российское общество столкнулось с проблемой бездуховности, циничности, преобладания прагматического в целеполагании подрастающего поколения, утратой духовно-нравственных ориентиров среди молодежи. Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников - основа всех основ. От того, что вложил педагог в ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.

Основой моей педагогической философии являются краткие и ёмкие слова великого педагога А. Макаренко: «…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Работая педагогом дошкольного образования, необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера. Это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на его формирующуюся сферу нравственности. Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная, и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как детей, так и взрослых.

Считаю, что основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие - это духовная культура семьи, детского сада, школы. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

Своё предназначение, как педагога дошкольного образования, вижу в наставничестве, в воспитании духовно-нравственных начал, сохранении и приумножении чистых, светлых и прекрасных образов на пути к формированию индивидуальности маленького человека. Насколько актуальны на сегодняшний день мудрые слова Н. Шелгунова: «Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку».

Как известно, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Какие бы высокие требования не предъявлялись дошкольному учреждению, проблемы духовно-нравственного воспитания нельзя решить только в рамках дошкольного образования. На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо решать для полноценного духовно-нравственного воспитания.

Наиболее важной, на мой взгляд, проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников является девальвация семейных ценностей. Недаром существует высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка приводит к большим проблемам духовно-нравственного воспитания детей в условиях ДОУ. У многих родителей отсутствует такое понятие, как «ответственность» за воспитание. Поистине вспомнишь слова В.Г.Белинского «Как много вокруг родителей, и мало отцов и матерей!». Как следствие этой проблемы - необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

Так же среди основных проблем духовно-нравственного воспитания детей выступает недостаточное кадровое обеспечение. Ставки психологов, педагогов дополнительного образования сокращены, в детском саду их просто нет. Выход из этой ситуации только один – расположить к себе ребенка самостоятельно без помощи психологов, сделать так, чтобы маленький человек стал доверять воспитателю и открылся ему. В своей работе с детьми я не испытываю затруднений при установлении контакта и общения с ними, скорее всего потому, что искренне люблю детей, а они это чувствуют. Это и есть секрет воспитателя. Когда ребёнок доверяет взрослому, он ведёт себя открыто, непосредственно, он предстаёт совершенно в другом образе: доброжелательный, многогранный.

Немаловажной проблемой в духовно-нравственном воспитании является проблема политическая. Государство, призванное выполнять важную функцию в духовно-нравственном просвещении и воспитании, не имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет заполнять духовно-нравственную сферу суррогатами и продуктами западной массовой культуры. Средства массовой коммуникации и информации призваны выполнять функцию не только информативную, развлекательную, но и воспитывающую, просветительскую.

И наконец, среди основных проблем можно выделить отсутствие системы общественного духовно-нравственного воспитания для разных уровней системы образования. Эта проблема современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знает, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Таким образом, решая проблемы духовно-нравственного воспитания детей, мы гарантируем свое светлое будущее. Заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы детям дошкольного возраста станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.

Да, каждый ребёнок вправе выбирать краски и кисти в созидании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть всё. Задача педагога: направить ребёнка к краскам и кистям – Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны – решать только ему.

Список литературы

  1. Брутенц К. Н. Пагубный упадок нравов: нужна действенная терапия / Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. М., 2008.
  2. Воловикова М. И. Нравственно-правовые представления в российском менталитете// Психологический журнал, 2004. N 5.
  3. Воспитание и социализация личности: Материалы областных педагогических чтений. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. - 2011.
  4. Данилюк, А.Я/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России - М.: Просвещение,2010.
  5. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников /под ред. А.Я. Данилюка - М.: Просвещение, 2011.
  6. Кудрявцев Л. Д. Современное общество и нравственность. М., 2000
  7. Оболонский А. В. Этические ценности – «спасательный круг» в меняющемся мире// Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. М., 2008.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

на основе духовных ценностей и идеалов

Макаренко Элла Тагизовна,

МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка»,

г. Ноябрьск

Актуальность духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста обусловлена необходимостью нравственного развития человека. Искажение нравственных идеалов, кризис системы ценностей в современном обществе, необдуманное копирование западного опыта и ценностей, не соответствующих менталитету российского народа, как следствие, возникновение в обществе бездуховности - всё это факторы, усиливающие актуальность проблемы. В обществе повышается необходимость и потребность в духовно-нравственном воспитании, которое нужно начинать в раннем и дошкольном возрасте. Необходимо воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с её нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, поможет стать коллективистами, стремящимися сделать нашу землю ещё лучше.

Мы должны осознавать, что качественное образование - это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовывать ребенка - значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией .

Однако современная система дошкольного образования не в полной мере реализует задачу духовно-нравственного воспитания и развития ребёнка. Прежде всего, этому не способствует состояние современного общества. Одна из причин в системе образования - трудности в установлении взаимосвязей, согласовании позиций православного и светского образования. Другие причины - низкая компетентность взрослых в вопросах духовно-нравственного воспитания и развития детей; отсутствие или слабая взаимосвязь деятельности субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов, представителей разных социальных и религиозных структур) и отсутствие системы в работе.

Таким образом, мы видим противоречие между необходимостью и востребованностью духовно-нравственного воспитания и развития дошкольника и частичной их реализацией в системе дошкольного образования.

Нравственные ценности - важная составляющая каждой личности. В каждом обществе свои нравственные ценности и исходящие из них правила поведения. И именно нравственные ценности определяют, каким будет общество.

Основой жизнедеятельности каждого человека являются его убеждения, культура и мировоззрение, которые становятся личными ценностями, сформированными на практике индивидуального жизненного опыта, приобретённых навыков и знаний, прививаемых посредством воспитания, образования и совершённого выбора. Развитие гражданского общества постоянно нуждается в утверждении соответствующих норм и правил, основанных на гуманизме и сознании личности .

Общество задает свои идеалы, но это не значит, что мы должны быть все одинаковыми. Людям приходится постоянно оценивать новые явления в своей жизни и жизни общества и соотносить их с традиционными системами ценностей.

Каждый из нас должен быть своеобразным воплощением общественных ценностей, и в то же время воплощением индивидуальным, личностным. Всё это способствует повышению нравственных качеств каждого из нас, что говорит, в том числе, и о необходимости охраны, и постоянного совершенствования личностных ценностей.

Нередко мы теряемся в жизни или в каких-то ситуациях. Преданность меняется на лицемерие, а доброта на обман. Так что же такое нравственность? Это понимание жизни и оценивание поступков. Это выбор по совести, который мы совершаем в какой-то степени осознанно, а в какой-то - нет. Нравственность - это проявление свободной воли, внутренняя установка личности, которая основывается на особых принципах, нормах и идеях. Именно она способна определить то, как мы будем вести себя в той или иной ситуации .

Нравственные качества формируются у человека с рождения, каждый день и каждую минуту, с того момента, когда мы начали принимать различного рода решения. Уровень нравственности может характеризовать личность с разных сторон. Он выражается как в отношении человека к самому себе, так и к окружающим людям.

Нравственные качества - это сострадание, честность, доброта, отсутствие агрессии, надежность, щедрость, искренность, миролюбивость, трудолюбие, порядочность и т. д. Каждый может найти и назвать свои качества. Конечно же, не нужно забывать о взаимопонимании и любви, а также об уважении .

Как же добиться проявления таких качеств у ребенка? Все просто: соответствующее воспитание. Нравственное воспитание - это довольно сложный процесс, который должен быть целенаправленным. Также это непрерывный процесс, паузы в котором недопустимы . Это тесное взаимодействие воспитателя и воспитанника в дошкольном учреждении и ребёнка с родителями дома. Конечно, обучающий взрослый должен иметь нравственные качества и процесс воспитания нравственной личности требует терпения и огромного количества времени. Воспитатель в данном случае должен подавать и показывать пример в различных жизненных ситуациях, и каждую жизненную позицию необходимо объяснять и разбирать.

Ребёнок рождается и вступает в этот мир, оказываясь в условиях и событиях, формирующих его мышление, душу, мировоззрение и образ жизни. Важно помочь ему разобраться в этих условиях и научиться действовать и мыслить в согласии с совестью. Ребёнок впитывает нормы морали и со временем учится воплощать их в жизнь. Иногда ребёнок сталкивается с внутренним конфликтом из-за различий в ценностях в обществе и тем, чему учат его в детском саду и дома. В этот момент он учится делать выбор в пользу тех или иных ценностей. Здесь ребёнку необходимо понять, какой выбор он не сделал бы, важно при этом оставаться честным перед самим собой. Чтобы момент нравственного выбора был не тяжел, ребёнку необходим правильный положительный пример. Особую роль в воспитании детей играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Для формирования у детей потребности в идеале нужно показать образец, достойный уважения и подражания. Для этого надо оглянуться назад, вернуться к нашим истокам, чтобы воспитывать детей на русских, православных традициях, а не на чужих, западных. Только система нравственных ценностей, выработанная нашим великим народом, и которая была утеряна в последние десятилетия, может уберечь подрастающее поколение от разлагающего влияния чуждых нам морали и образа жизни.

В русской духовной традиции важнее всего была человеческая нравственность, на первом месте была душа человека, ценились вера и верность, трудолюбие и терпеливость, милосердие и сострадание, уважали старость и почитали семью. Поэтому именно родная культура, которая богата историей родной земли с её героями, святыми устроителями и защитниками Руси, победами и поражениями, печалями и радостями, русским родным языком, литературой, музыкой, русским народом и его традициями, должна лежать в основе воспитания нравственной личности .

Познакомить воспитанников с духовными истоками Бытия, житием святых поможет православная житийная литература, которая имеет большое патриотическое значение. Почитание святых - важная составная часть православного вероучения. Святые - это земные люди, которые достигли состояния причастности к Богу в награду за праведность. С точки зрения осмысления истории человечества, святые - это реальные, исторические лица, открывшие для своего времени пути национального религиозного призвания, ярко характеризующие свою историческую эпоху. Русский историк Г. П. Федотов писал, что именно национальное понятие святости содержит в себе ключ для понимания наиболее сложных и противоречивых явлений русской культуры . Святые прославляются своею жизнью, подвигом, чудесами, совершенными ими при жизни или после смерти. В воспитании подрастающего поколения пример святых угодников Божиих и подвижников благочестия является своеобразной путеводной звездой. Своей жизнью святые показали, что человек может быть призван и способен к богоподобию. Иоанн Златоуст сказал: «Памятниками святым служат не могилы, гробницы, столбы и надписи, но добрые дела, ревность по вере и чистая перед Богом совесть» . Поэтому образы святых и их жизнь должны быть частью содержания воспитания наших детей.

Дошкольникам нравится тема о супергероях. Но начиная беседу о современных «супергероях», дети не могут ответить на элементарные вопросы, и тут же миф о героизме человеков-пауков, черепашек и прочих американских мутантах лопается. В своей группе мы стараемся развенчать американских мультипликационных супергероев и показать детям героизм настоящих супергероев нашей Родины. Начинаем знакомство с Ильи Муромца - героя русских былин и реального героя Древней Руси, который в опасное для Руси время защищал русскую землю с мечом в руке, а в мирное время защищал её молитвой в рясе монаха. Дети с интересом и чувством гордости слушают рассказы о воине, защитнике нашего Отечества Александре Невском, о святых Сергии Радонежском и Серафиме Саровском. В пример самоотверженности и любви к семье приводим Февронию Муромскую и образ Богоматери. И, конечно, главным примером и для ума, и для чувств и воли человека приводим Иисуса Христа - Богочеловека. Примеры высоконравственных поступков и жизни святых приводятся в Евангелии, и каждая новая беседа о них становится предметом переживания ребёнка, побуждением к поступкам и самопроявлению. Мы учим детей узнавать и видеть смысл полученных знаний в реальной жизни и надеемся, что знакомство с миром православной святости будет способствовать созданию условий для рождения в наших воспитанниках личности.

Мы в самом начале пути. Наша задача - формировать у детей целостное мировоззрение, устойчивую нравственную позицию личности на основе традиционных для России духовных ценностей и идеалов, понятий святости и благочестия . Самим также необходимо накапливать знания и педагогический опыт, чтобы с дошкольного возраста пробудить в детях уверенность в том, что история нашего народа, святыни Отечества и жития святых являются источником мудрости и силы, который необходим каждому человеку.

Список литературы

  1. Григорьева Г. Г. Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Сборник материалов ежегодной международной научно - практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - Н.Новгород: ООО «Мозаика-Синтез», 2012. - № 1.
  2. Духовно-нравственные ценности православной культуры // Уроки доброты.
  3. Минин А. Что такое нравственность // Новости и общество. - 2012.
  4. Селянина Н. Н. Образы святых в воспитании дошкольников // Просветительский центр. Общество православных педагогов.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СЛАДКУЮ СКАЗКУ

сценарий новогоднего праздника для детей средней группы

Действующие лица:

Дед Мороз

Снегурочка

Королева Карамелька

Мальчики (часть)– чупа- чупсы (атласные штанишки и такого же цветы бирет на голове, чупа чупсы из киндеров на палочке завернутые в упаковочную бумагу)

Мальчики (часть) шоколадные мишки

Девочки (часть) сахарные зайчихи

Девочки – конфетки (шапочки – обвертки конфеток)

Звучит музыка начала праздника №2

Дети змейкой за Ведущим проходят по залу и встают в круг.

ВЕДУЩИЙ:

К нам пришёл весёлый праздник

Фантазёр, шутник, проказник!

В хоровод он нас зовёт,

Этот праздник -

Дети: (вместе) Новый год!!!

1 ребенок:

С Новым годом, С Новым годом!

С песней, ёлкой, хороводом!

С бусами, хлопушками,

Новыми игрушками!

2 ребенок:

Как красиво в нашем зале,

Мы гостей сюда позвали.

Веселится весь народ –

Мы встречаем Новый год!

ВЕДУЩИЙ:

Очень весело сегодня,

Песня дружная, звени,

Haша ёлочка родная,

Зажигай свои огни!

Дети: (вместе) Наша елочка гори!

Елочка загорается№3

ВЕДУЩИЙ:

Помогите мне, ребята,

Отвечайте на вопрос:

Кто придёт сейчас на праздник?

Добрый дедушка...

Дети. Мороз!

3 ребенок:

Скоро вместе с нами будет

Наш любимый Дед Мороз.

Никого он не забудет,

Привезет подарков воз.

ВЕДУЩАЯ:

Что прекрасней в этом зале?

Что мы дружно украшали?

Размышлять не нужно долго,

Ну конечно, это...

Дети. Ёлка!

4 ребенок:

И в таком красивом платье

Елка светится от счастья!

С нами пляшет и поет,

И встречает Новый год!

ХОРОВОД №4

ВЕДУЩАЯ: Наша елка всем на диво и стройна и велика.

Сядем тихо и посмотрим на нее издалека.

Дети садятся на стульчики №5

ВЕДУЩАЯ:

Возле елочки сегодня

Происходят чудеса,

Вы прислушайтесь, ребята,

Чья-то песенка слышна!

ВХОДИТ «ПЕСНЯ СНЕГУРОЧКИ» №6

Поет, разбрасывает мишуру, пританцовывает в вальсе

СНЕГУРОЧКА:

Ах, как много ребятишек

И девчонок, и мальчишек!

С Новым годом! С Новым годом!

Я спешу поздравить всех!

Пусть обходит вас ненастье,

Пусть звучит веселый смех!

ВЕДУЩИЙ:

Дети все пришли на елку, гости здесь, но вот вопрос:

Где же бродит наш веселый,

Добрый Дедушка Мороз?

Уж пора ему придти!

Задержался он в пути.

СНЕГУРОЧКА:

Дед Мороз, а-у, а-.у-у-у! Слышишь, я тебя зову-у-у!

ВЕДУЩИЙ:

Ребята давайте поможем Снегурочке.

Дед Мороза позовем, громко песенку споем!

Дети встают в хоровод №7

ИСПОЛНЯЕТСЯ ХОРОВОД №8

В конце песни входит Дед Мороз

ДЕД МОРОЗ:

Здравствуйте, дети и взрослые!

С Новым Годом поздравляю,

Счастья, радости желаю!

Не чихать и не болеть,

Здоровье крепкое иметь!

На елке весело смеяться и Деда Мороза не бояться!

ПРОВОДИТСЯ ИГРА «ЗАМОРОЖУ»№9

ДЕД МОРОЗ: Я подую потихоньку - побежите вы легонько,

На стульчики присядете, с дедушкой поладите. Дует – садятся №10

ВЕДУЩАЯ:

Ребята очень любят праздник Новый год, потому что это самый сладкий праздник! Ведь ты, Дедушка, всегда приносишь сладкие подарки!

Но у нас возник вопрос, где берет подарки Дед Мороз? Открой нам секрет, расскажи, где ты берешь столько сладостей?

ДЕД МОРОЗ:

Конечно, в королевстве Сладостей!

Есть на свете карамельная страна -

Из печенья там построены дома.

Из ванильного зефира там цветы,

Солнце светит с мармеладной высоты.

СНЕГУРОЧКА:

Там большие горы пряников лежат.

Очень много шоколадных медвежат.

Там бежит-течет кисельная река,

И молочные у речки берега.

ВЕДУЩАЯ:

Нет, Дедушка Мороз, мы тебе не верим.

Сегодня Новый год, сделай так, чтобы все ребята попали в Сладкую страну.

Ребята, вам очень хочется побывать в Сладкой стране?

Дети отвечают.

РЕБЕНОК:

Нам хотелось бы в стране такой пожить,

Мы с конфетками хотим дружить!

ДЕД МОРОЗ:

В эту страну не летает самолет, и поезд не идет,

Попасть туда мы можем ТОЛЬКО в НОВЫЙ год!

Ведь в Новый год, как вы знаете, все желания исполняются.

Мы приглашаем всех гостей в волшебное Королевство сладостей!

Закрывайте все глазки,и мы с вами отправимся в CЛАДКУЮ СКАЗКУ.

Дети закрывают глаза № 11

выключают свет…..

ДЕД МОРОЗ:

Слышишь, вьюга? Слышишь, снег?

Подхвати нас всех-всех-всех.

В сказку Сладкую неси, возле елки опусти.

Музыка замолкает. Включить гирлянды.

ДЕД МОРОЗ: Вот мы и прибыли.

ВЕДУЩАЯ: Как красиво, правда, ребята?

Видео ролик из мультфильма «Сладкая страна» (Видео отдельно)

ДЕД МОРОЗ: А сейчас мы с вами отправимся в гости к Королеве Карамельке.

Проходят змейкой и подходят к домику№12

ДЕД МОРОЗ:

Смотрите, ребята, это САХАРНЫЙ ДОМИК!

Здесь живет Принцесса Карамелька и все сладости на свете.

Открою тайну вам одну: Сейчас они все оживут.

Садитесь на места, ребята, отдыхайте, а я постучусь в домик.

(Стучит)

Кто живет во Дворце, покажись на крыльце!

Из домика выходит принцесса КАРАМЕЛЬКА № 13

КАРАМЕЛЬКА:

Дедушка Мороз, скажи, почему вернулся ты?

Может, ты забыл подарки - карамельки, шоколадки?

ДЕД МОРОЗ:

Я привез сюда детей, милых, славных малышей.

Покажи им поскорей сладких всех своих друзей.

КАРАМЕЛЬКА:

Здравствуйте, гости-сладкоежки.

Я Принцесса Карамелька! Очень рада я вам, детки,

Посмотрите на наряд - карамельки здесь висят.

(кружится, показывает)

Хотите увидеть моих сладких друзей?

Всех друзей вам покажу и о них вам расскажу.

И про вкусный мармелад, нежный сладкий шоколад.

Вафли ароматные и конфетки мятные.

Хотите с конфетками познакомиться?

Сладкие конфетки, ко мне скорей бегите,

Свои обёртки яркие ребятам покажите!

ВЫБЕГАЮТ КОНФЕТКИ №14

КАРАМЕЛЬКА:

У каждой сладости есть свой секрет,

А самый интересный у конфет!

Вот послушайте, ребята.

Конфетки: (выбрать 4-5 стих-я)

Мы сладкие конфетки,

Попробуй - будешь рад

Хоть сладкое и вредно,

Как люди говорят.

Нас завернули в фантики

Блестящие и яркие.

Нам завязали бантики.

Мы очень-очень сладкие!

3 .

Я пришла на праздник к деткам –

Аппетитьная конфетка.

Яркий фантик – мой наряд.

Ой, боюсь, меня съедят!

Мы конфетки не простые,

Все обертки золотые.

Посмотрите-ка на нас,

Пустимся в веселый пляс.

ИСПОЛНЯЕТСЯ ТАНЕЦ КОНФЕТОК №15

После танца:

Конфетки: Не смотрите так, детишки, вы девчонки и мальчишки.

Мы боимся, что сейчас

Вы все скушаете нас! Ам!

ДЕД МОРОЗ: Какие вкусные конфетки!

Мне как раз нужны конфетки для детей.

Полезайте-ка в мой мешок…

ДОГОНЯЛКИ (продолжение)№15

ДЕД МОРОЗ:

КАРАМЕЛЬКА:

Любят все на свете детки эти чудные конфетки

С ароматом апельсина, шоколада, мандарина

Замечательный на вкус карамельный Чупа-чупс

Выходят ЧУПА-ЧУПСЫ №16

Берут в руки чупа-чупсы

1 ребекнок:

Новый год, Новый год, все танцует и поет,
Даже сладкие конфеты дружно водят хоровод.
2 ребенок:

Раз, два, три, четыре, пять,
Нужно чупа-чупсы взять.
3 ребенок:

Начинаем танец польку с чупа-чупсом танцевать!

Исполняется танец «Чупа-чупсы»№17

Какие Чупа-чупсики сладенькие, ароматные….ух,

Так и хочется вас съесть!

Полезайте-ка в мой мешок…

ДОГОНЯЛКИ (продолжение)№ 17

(мальчики убегают от Д.М.)

ДЕД МОРОЗ:

Принцесса Карамелька, с кем вы еще нас познакомите?

КАРАМЕЛЬКА:

Есть подружки у меня беленькие, сладенькие,

А зовутся они - сахарные заиньки.

Выбегают ЗАИНЬКИ № 18

Я - сахарная Заинька,

Мой хвостик очень маленький.

У меня есть ушки,

На самой на макушке.

Они из сладкой ватки,

А на носу – помадки

А вместо глазок – щоколад.

Угоститься каждый рад!

Мы заиньки все сладкие.

Красивые. Нарядные,

Вы лизните нас в бочок,

Будет сладким язычок.

КАРАМЕЛЬКА: А У наших сахарных заек есть друзья - Шоколадные мишутки.

ВЫХОДЯТ ШОКОЛАДНЫЕ МИШКИ№19

Я мишутка не простой,

Весь из шоколада,

Познакомиться со мной

Все ребята рады!

К елочке на Новый год

Очень торопились.

Посмотрите все на нас,

Как мы нарядились!

С вами спляшут от души

Сахарные зайки,

До чего вы хороши,

Зайки-попрыгайки!

Встают на танец№20

ВЕДУЩАЯ:

Топы-топы, прыг да скок,

В пары дружно встали,

Возле елки новогодней

Дружно заплясали!

ТАНЕЦ САХАРНЫХ ЗАЙЧИКОВ И ШОКОЛАДНЫХ МЕДВЕЖАТ №21

А. Евтодьевой

ДЕД МОРОЗ:

Всех приглашаю в хоровод!

Пусть Королевство Сладостей

Встречает Новый год!

ХОРОВОД №22

ДЕД МОРОЗ:

А теперь скорей за дедом

Мы в вагончиках поедем!

Новогодний паровоз -

Паровозом Дед Мороз!!!

ПЕСНЯ-ИГРА «НОВОГОДНИЙ ПАРОВО3» №24

Все садятся №25

КАРАМЕЛЬКА:

Каждый выглядел чудесно!

Без сомнения, все прелестны!

Конфеты, пряники и шоколад -

Подарок готов для ребят!

Дедушка Мороз, ты рад?

ДЕД МОРОЗ: А давай, Карамелька, спросим у ребят?

Вы, ребята, рады?

(ответ)

КАРАМЕЛЬКА:

Тогда еще сюрприз для вас! Снегурочка, скажи.

Больше всех на свете из сладостей, что любят наши дети?

СНЕГУРОЧКА:

Все дети любят карамель и сладкий мармелад,

Зефир, халву и пастилу, молочный шоколад,

Но больше всех на свете любят наши дети

Большой и и круглый, с кремом, и с вишенкой, как мед –

Все дети обожают большой и сладкий торт!

КАРАМЕЛЬКА: Этот торт, ребята, подарить вам буду рада!

Приносят торт маленький №26

ВЕДУЩИЙ:

Принцесса Карамелька, ведь Снегурочка говорила про большой торт, а этот маленький.

Не хватит всем детишкам - девчонкам и мальчишкам!

ДЕД МОРОЗ:

Не волнуйтесь, ребята,

Сейчас посох мой волшебный

Чудо сотворит, и этот тортик маленький –

В огромный превратит!

Вносят большой торт №27

Колдует посохом над тортом, общий свет гаснет, крышка торта открывается, из него достают подарки для детей.

ДЕД МОРОЗ:

Дети, лучшие на свете – вам подарки эти!

Раздача подарков№28

ДЕД МОРОЗ:

ЧТО Ж, друзья, пора прощаться!

В зимний лес нам возвращаться!

Ну, а в следующем году –

Снова в гости к вам приду!

КАРАМЕЛЬКА:

Для вас мы показали сказку,

Но добрые песни и пляски

Нам вспомнятся с вами не раз!

А если взгрустнется чуть-чуть,

Конфетку раскрой и - в рот!

На фантик цветной посмотреть не забудь,

И вспомнится наш Новый год!

Снегурочка:

С Новым годом всех мы поздравляем,

Радости и счастья вам желаем.

Праздничных забав, веселья и потех,

С Новым годом вас, ребята, всех-всех-всех!

ДЕД МОРОЗ:

Все ребятки становитесь и в фотографию на память превратитесь!

ФОТО НА ПАМЯТЬ№29

ДЕД МОРОЗ: ДО свиданья, ребята!

Карамелька, Дед Мороз и Снегурочка уходят №30

Дети с подарками уходят в группу№31,№32

СЛАДКАЯ ЕЛКА
Сценарий новогоднего утренника

Действующие лица:
Снегурочка
Дед Мороз
Принцесса Сластена – капризная девчонка, обожающая сладости
Дорогая конфета – придворная дама
Ириска Кискиска -2 придворная дама
Ромовая Баба — нянечка
Мисс Жувачка – иностранная гостья
Ландрин -шут

Появляется Ландрин –шут.
Ландрин –шут: Очень часто говорят:
Дети любят мармелад,
Шоколадные конфеты,
Тоже важные приметы,
Торты, слойки и печенье,
Крем, домашнее варенье
И хрустящие орешки, -
Они просто сладкоежки!
Наша новогодняя сказка про одну Принцессу-сладкоежку, которая захотела отменить Новый год. От нее даже любимые конфеты сбежали. А вот получиться у нее или нет все зависит от нас с вами. Как мы будем играть и веселиться. Вы согласны? Тогда сказка начинается!!!
I БЛОК
На сцене танец конфет. Представление конфет персонажей.
ТАНЕЦ «Цветное дрожже»
Мисс Жувачка: Разные ношу одежды,
Но внутри я, как и прежде:
Ириска Кискиска: Карамельна,
Дорогая конфета: Шоколадна,
Ириска Кискиска: И сгущённа, мармеладна.
Ромовая Баба: И с изюмом, и с орешком,
Дорогая конфета: Вместе с кремом, вперемешку…
Мисс Жувачка: Во всём мире знают дети,
Нет вкусней меня на свете!
Ириска Кискиска: Разверните, посмотрите,
И сразу в рот меня кладите.
Ромовая Баба: Тут уж точно нет секрета.
Две конфеты вместе: Как зовут меня?
Дети: КОНФЕТА!
Появляется Принцесса Сластена гоняется за конфетами, пытаясь их поймать. Конфеты и сладости убегают от нее.

ПЕСНЯ «Принцессы Сластены»
Появляется шут – Ландрин.

Ландрин. Пожалуйте, друзья, в наш замок,
Вас тут ждут!
Дурак придворный я –
Ландрин – безмозглый шут!
А это – (показывает на трон из пряников)
Госпожа сладчайшая моя…
Сластена (с трона) Пошел вон! (к ребятам)
На бал вас приглашала я.
Мое величество.
Мое высочество –
Сластена первая,
Отдайте почести!
Ландрин. Отдаем, отдаем, отдаем!
(в сторону) Их никто не брал!
Аплодисменты, аплодисменты, аплодисменты!
(все аплодируют)
Сластена. Ландрин, спроси гостей, что они предпочитают: «Новый год без подарков или подарки без нового года?»
Ландрин. Сладчайшая, это нечестный вопрос,
К нам дети пришли…
Сластена. Откушу тебе нос!
Детей специально сюда мы позвали –
На сласти они Новый год променяли!
А этот глупый старик Мороз пусть походит и поищет их! (к ребятам) Ну, что же вы не прыгаете от радости, сладкоежки и сластены? Прыгайте, прыгайте! В моем замке сладости круглый год живут.
Есть придворные дамы – конфеты,
Пряник мятный,
И в розовой пачке
К нам на несколько дней залетела
Иностранная гостья – Жувачка!
И как я их всех люблю!
Просто жить без них не могу!
Прямо слюнки текут, как о них вспоминаю!
Ландрин (ребятам, в сторону) От этой любви у нее все зубы выпали! Поедом нас ест! И, заметьте, нам не жалко, но надо же меру знать, а она ни с кем делиться не хочет, зуб железный на всех нас точит. Теперь и дед Мороз без подарков и без вас, ребята, один в лесу бродит.
Сластена. Эй, Ландрин, ты чего там шепчешь? Приведи ко мне лучше моих придворных, вкусных дам. (Ландрин убегает) Что-то очень давно во рту не было ничего сладенького. С кого бы мне начать. С…(забыла название). Не помню как называются. Ребята, миленькие, помогите мне вспомнить название сладостей. (играет в игру)
ИГРА «Угадай сладости»
Ландрин. Их нету, принцесса. Я все этажи обшарил. Без толку – там нет ни души.
Сластена (топает ногами, кричит)
Какой позор! Какой скандал!
Я отменяю Сладкий бал!
Найти и вернуть
Беглецов всех к утру!
А то весь ландрин
С колпака оборву!
Подать из конфетных оберток кровать –
Без сладкого лягу сегодня я спать!
Принцесса Сластена плюхается в кресло. Ландрин приносит шуршащие одеяла и укрывает ее и увозит.
II БЛОК
Ландрин. (отщипывает от трона пряник, жует)
Что делать мне –
Ума не приложу.
Что завтра я принцессе доложу? (снимает колпак)
Ну, что, колпак, зазря звенишь?
Ты думай, брат,

Жувачка. Рановато. Елка, конечно, есть – это о,кей. Но она какая-то не очень сладкая, ай эм сори. Подсластим? О, кей?
Конфета. Мы все для сладкой Елки
Приберегли игрушку,
Игрушку не простую,
Не шарик, не хлопушку.
Ириска. Не бусы, и не шишки,
Ромовая баба. Не зайца и не мишку…
Все. Для елки нашей сладкой
Нам ничего не жалко!
Конфета. На сладкую елку мы вас пригласили..
Ромовая баба. А волка сюда приходить не просили…
Ириска. Не б