Сценарий психолого-педагогической гостиной для родителей

Место проведения : Кабинет психолого-педагогической коррекции Сарыкольского района.

Цель : содействие атмосфере сплочения родителей и педагогов, помощь родителям в овладении навыками семейной педагогики.

Задачи: актуализация психолого-педагогических знаний у родителей;

анализ проблем воспитания детей с ОВ в семье;

выработка стратегии взаимодействия с ребенком с ОВ.

Заведующая. Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Впервые мы решили объединиться и попробовать быть вместе, чтобы лучше узнать друг друга, сообща решать наболевшие вопросы и просто поддерживать друг друга. Мы понимаем: без сотрудничества с вами, без вашей поддержки и помощи коррекция и развитие наших детей невозможны. Так будем же союзниками в вопросах их воспитания и развития. Но прежде чем мы приступим к решению этой задачи, давайте познакомимся!

Презентация КППК, педагогов.

Кабинет коррекции Сарыкольского района был открыт в 2003году. С тех пор очень много детей с теми или иными проблемами в развитии и их родителей нашли у нас помощь и поддержку.

В КППК работают грамотные, интеллигентные и ответственные люди. Я хочу представить их.

Представление каждого педагога: имя и отчество, направления работы, стаж и опыт работы, успехи, личные качества и увлечения /сопровождается презентацией/.

Заведующая. Вы познакомились с нами поближе, сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство с вами.

Упражнение на знакомство /проводит психолог /

Мини-презентация себя”.

Родители по очереди передают шарик, тот, у кого он окажется должен представиться, рассказать о себе.

Надписи на шаре: - Назовите свое имя;

Несколько слов о себе (где Вы работаете, Ваши увлечения, сильные стороны, достоинства, жизненные принципы).

Несколько слов о том, какой Вы родитель?

Упражнение «Снежинка»

Главное условие: закрыть глаза и слушать инструкцию. У каждого родителя есть лист, все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Родители слушают и выполняют следующее:

1. Сложите лист пополам.

2. Оторвите правый верхний уголок

3. Опять сложите лист пополам

4. Снова оторвите правый верхний уголок

5. Продолжайте эту процедуру, пока она будет возможна.

6. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу Вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как у Вас.

Вывод – дети все разные. Различны их способности, возможности и личные качества.

Заведующая . Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Педагог - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) педагог бессилен. Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и развитии детей.

Мастер-класс педагогов.

К
аждый из педагогов проводит игры и упражнения, демонстрирующие конкретные направления их работы. После игры делается пояснение, для каких целей может использоваться данная игра.

Игра «Волшебный мешочек» /дефектолог/

Ход игры: в непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины. Родителю предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет по описанию-загадке. Ответами служат слова, символизирующие моменты воспитания ребенка в семье.

Загадки:

Ни минуты не сидит,

И куда-то всё бежит,

Озорник с пелёнок

Это маленький …

Ребёнок

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук.

Сердце.

Голова огнем пылает,

Тело тает и сгорает.

Я полезной быть хочу:

Лампы нет - я посвечу.

Свечка.

В нём живёт моя родня,

Мне без неё не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый

Зарядка /специалисты ЛФК/

«Найди пару» /дефектолог/

Ход игры: Дефектолог предлагает родителям выйти в круг, раздаёт воздушные шарики, наполненные разной крупой. Задача назвать крупу и найти пару шарику по наполнителю.

«Азбука ласковых слов» / логопед /

Логопед: Как Вы ласково называете своих детей по имени? (Ответы родителей). Сейчас мы с вами поупражняемся в этом.

В коробочке лежат буквы. Каждый из участников игры по очереди вынимает букву и говорит ласковое слово своему ребенку, начинающееся с неё. (Придумать как можно больше ласковых слов)

А – ангел мой, ангелочек.

Д – душенька, детеныш, доченька.

З – золотой мой, зайчик, золотце.

К – котик, котёнок, кнопочка, карапузик.

Л – лапочка, любимый, ласковый.

М – малыш, малютка, медвежонок.

П – птенчик, принцесса, пупсик.

Р – рыбка, радость, родная.

С – солнышко, сладкий, сокровище и т.д.

Собери словосочетание /логопед/

На доске в разброс расположены буквы, родители из этих букв должны составить словосочетание «Права ребенка».

Социальный педагог. Мы не зря предложили вам в последнем задании именно это сочетание слов. Ведь сегодня, 20 ноября, отмечается Всемирный день прав ребенка. Актуальность проблемы соблюдения прав ребенка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на семью, на имя, неприкосновенность личности, на всестороннее развитие - это необходимые условия гармоничного существования современного ребенка. Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка.

Социальный педагог. Мы хотим поговорить с вами сегодня о нарушениях прав детей, но не о тех, за выполнение которых отвечает государство, и которые связаны с экономической ситуацией в стране. Мы остановимся на повседневной жизни, в которой очень часто имеет место ущемление прав ребенка. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий права, в том числе на собственные поступки и мнение. Его права, как и права любого человека, нужно уважать и не нарушать, а также научить пользоваться своими правами в разнообразных видах детской деятельности.

Видеоролик «Наши дети».

Социальный педагог. В нашей стремительной материализованной жизни есть очень мало моментов для того, чтобы остановиться и немного размыслить о своей родительской позиции. Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями? Мы провели анкетирование с целью изучения соблюдения прав детей в семье.

Результаты анкетирования родителей /Социальный педагог/

Д
ля ребенка самое главное – чтобы его любили таким, какой он есть. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потому и у родителей объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие безусловной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Какими бы родителями мы не были (а идеальных родителей все-таки не существует), каждый из нас даст положительный ответ на вопрос «Любите ли вы своего ребенка?». А как мы любим, и тем более умеем ли любить, над этим как-то задумываться не приходится. Сейчас я наглядно продемонстрирую, как родители влияют на своего ребенка, попробуем вместе оценить последствия этого влияния.

Упражнение «Ребенок».

Инструкция: возьмите силуэт человечка. Представьте, что это ребенок, которого ругают за то, что он плохо выполнил работу (загните любую часть (сейчас и далее), которая более всего страдает в настоящий момент). Теперь за то, что он плохо продумал ситуацию (загните соответствующую часть); ходил туда, куда вы ему не разрешали (загиб); ослушался вас (загиб); что-то не выполнил (загиб); получил плохую отметку (загиб); нагрубил (загиб) и т.д….

Посмотрите на этот силуэт. Вы видите «следы» своего воспитания. А если что-то было несправедливо, сгоряча? Пожалейте его (расправьте).

Замечено, что обычно мы гораздо чаще ругаем детей, чем хвалим их. Если наши ребята испытывают трудности в выполнении учебных заданий, им важно реализоваться в чем-то другом. Роль родителей заключается в том, чтобы заметить какие-то достижения, хорошие поступки ребенка, поддержать его, вовремя обнаружить его таланты.

Видеоролик «Мы нуждаемся в вашей любви»

Социальный педагог. Наши дети подобны нежным цветам в огромном саду. Им нужен утренний ветерок и весеннее солнце, а не изнуряющий зной и сильная буря. Нельзя оскорблять и обижать детей, нельзя использовать силу, унижать в присутствии друзей, преувеличивать их ошибки.

Как вы думаете, у кого в семье больше прав - у родителей, или у ребенка?

Работа по подгруппам: «Права родителей и детей».

У
частники делятся на 2 группы, одна из которых представляет детей, другая – родителей. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав. После того, как каждая группа закончила подготовку такого списка, «родители» и «дети» начинают поочередно предъявлять эти права друг другу. Каждое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настоять на его изменении. Социальный педагог регулирует дискуссию и фиксирует на листе ватмана принятые права.

Социальный педагог. Мы убеждены в том, что каждый из нас искренне любит своих детей и обладает достаточной компетентностью в вопросах воспитания и соблюдения прав ребенка. Во все времена говорилось, что в воспитании нет рецептов. И, тем не менее, мы попытаемся вам дать некоторые рекомендации, которые помогут облегчить ваш труд в воспитании ребёнка.

Памятки для родителей

Рефлексия. Обмен впечатлениями.

Упражнение «Связующая нить»

Родители вместе с педагогами садятся в круг. Психолог перекидывает одному из участников клубок ниток, оставляя себе конец клубка. Тот, к кому попал клубок, наматывает нитку на палец и передает его следующему. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что участник чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим родителям, коллективу КППК. Когда клубок вернется к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью. Спросить участников, что, на их взгляд, напоминает эта связывающая нить, какие ассоциации вызывает. Затем предложить участникам закрыть глаза и удерживая свой конец нити, думать о том, что эта группа – единое целое, и каждый в группе ценен и важен.


Заведующая. Вот и подошла к завершению наша родительская гостиная. Я думаю, сегодняшний опыт взаимодействия педагогов Кабинета коррекции с вами, родителями, удался. Мы всегда открыты для общения, педагоги готовы дать вам квалифицированную консультацию, вы можете получить ответ на самый, казалось бы, неразрешимый вопрос. В первую очередь, для вас всегда открыты двери моего кабинета, кабинета методиста, всех педагогов. Все мы заинтересованы в том, чтобы нашим детям было комфортно и интересно на занятиях. Благодарю вас за участие! До новых встреч!

Педагогическая гостиная «В детский сад с улыбкой»

В воспитании все дело в том, кто воспитатель.

К. Д. Ушинский

Рано или поздно в каждой семье возникает вопрос: «Отдавать ребенка в детский сад или нет?». Многие родители принимают решение отдать ребёнка в сад ввиду занятости или по личным соображениям (в саду ребёнок быстрее социализируется, развивается и т.д.) и тут задача воспитателя создать все условия для того, чтобы малыш безболезненно прошел все этапы адаптации к условиям ДОУ.

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством. Актуальность обусловлена тем, что адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, с новым окружением и новыми отношениями, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита.

Целью моей работы по адаптации являлось:

Создание условий для наиболее безболезненной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения и повышение уровня психолого – педагогической грамотности родителей в вопросах эмоционального развития ребёнка.

Реализация данной цели обусловила решение задач :

1) Изучить проблему адаптации, ее виды и выявить особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

2) Организовать воспитательно-образовательный процесс, в соответствии с возрастными особенностями детей.

3) Создать систему взаимодействия с родителями.

Принципами моей работы по адаптации детей в ДОУ являются:

1) ознакомление родителей с условиями работы ДОУ,

2) постепенное привыкание детей к новым условиям,

3) гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей,

4) сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малышей привычек.

5) индивидуальный подход к ребенку.

В процессе своей работы по адаптации ребенка в ДОУ я использовала такие формы и способы адаптации детей как:

Элементы телесной терапии (обнять, погладить).

С помощью телесно-ориентированной терапии оздоравливаются внутренние органы и улучшается самочувствие.

Исполнение колыбельных песен перед сном.

Колыбельные песни - первые уроки языка для ребенка. Колыбельные снимают тревожность, возбуждение, действуют на малыша успокаивающе.

Релаксационные игры (песок, вода).

Релаксация - это снятие напряжения, расслабление, отдых. Упражнения должны быть в доступной игровой форме.

Кроме того, игрушки для игр с песком и водой обеспечивают детское экспериментирование, разнообразие игровых действий.

Музыкальные занятия и развитие движений.

Музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Песни разного характера вызывают у детей положительный эмоциональный отклик.

Конструирование

Кубики. Строительство из кубиков и конструирование развивают ловкость рук и крупную моторику, целенаправленность своих действий, образное мышление и воображение.

Игровые методы взаимодействия с ребенком.

Предметная деятельность является ведущей, т.к. она обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребёнка: внимания, памяти, речи и мышления.

Рассматривание иллюстраций в книгах. Книжная иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения.

Художественное творчество. Рисование и создание различных объектов своими руками полезно и для моторного, и для психического развития ребенка (развивается эмоциональная сфера, эстетическое восприятие). В том числе, творчество способствует развитию самосознания. Годовалый малыш, рисуя или просто сминая бумагу, и наблюдая результат действий, осознает себя источником происходящего, субъектом действия.

Период адаптации детей раннего возраста разделяют на 3 уровня :

1) Тяжелый уровень адаптации (от 2 до 6 месяцев) - дети проявляют тревогу и беспокойство. Требуют постоянного внимания воспитателя и не замечают ровесников.

2) Средний уровень адаптации (20-40 дней) - дети характеризуются привыканием к детскому саду, адекватным поведением: наблюдают за действиями взрослых и ровесников, в первые дни плачут, вспоминают родителей после их ухода, но в течение дня играют с ровесниками и общаются со взрослыми.

3) Легкий уровень адаптации (7-10 дней) - при ознакомлении с окружающей обстановкой легко включается в предметную, самостоятельную или игровую деятельность. Могут играть как самостоятельно, так и с ровесниками. Быстро и легко устанавливают контакт со взрослыми.

Показатели окончания периода адаптации:

Спокойное, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;

Уравновешенное настроение в течение всего дня;

Адекватное отношение к предложениям взрослых;

Общение со взрослыми по собственной инициативе;

Умение общаться с ровесниками, не конфликтовать;

Желание кушать самостоятельно, доедать норму до конца;

Спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени.

Снизить напряженность острого периода адаптации можно за счет выполнения следующих правил :

Индивидуальный подход к каждой семье;

Своевременное информирование всех заинтересованных сторон;

Создание в детском саду благоприятной психологической атмосферы и условий для воспитанников.

Целенаправленная подготовка родителей и воспитателей дает свои положительные результаты даже при тяжелой адаптации. Семье малыша тоже требуется время, чтобы приспособиться к новым обстоятельствам. Чтобы избежать осложнений и обеспечить нормальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

Организация профессионального взаимодействия между студентами различных специальностей внутри колледжа

Организация взаимодействия студентов младших и старших курсов

Привлечение родителей студентов к профессионально-личностному росту своих детей

Оказание помощи в овладении гуманистической направленности педагогической деятельности

Каждое из этих направлений реализуется с помощью разнообразных форм работы, одной из которых являются Педагогические гостиные .

Принципы организации данной формы соответствуют общим принципам организации различных сообществ, в частности:

· добровольное участие педагогов, учащихся, родителей, представителей учреждений науки, культуры;

наличие педагога-лидера, способного привлекать к образовательному процессу других взрослых и · сотрудничать с ними, занимать педагогическую позицию по отношению к учащимся «вместе, но чуть впереди »;

· принятие ценностей и целей сообщества всеми ее членами.

Педагогическая гостиная - это внеучебная, специально организованная форма взаимодействия педагогов колледжа, педагогов других образовательных учреждений, родителей-педагогов и студентов.

Организация данных гостиных предполагает как участие групп одной специальности, так и проведение гостиных с участием студентов различных специальностей.

Названия гостиных «Педагогические династии», «Продолжи мое дело», «Профессия открытий и удивлений», «Петербургский стиль воспитания» отражают содержание данных мероприятий.

Подготовка к ним проходит в тесном взаимодействии и сотрудничестве, оформление, литературно-музыкальные номера предлагаются студентами. В ходе самой гостиной студенты участвуют не как пассивные слушатели, а как активные участники диалога. Они задают вопросы гостям, являются соведущими, высказывают свою точку зрения по вопросам воспитания и развития детей .


Задачами организации педагогических гостиных являются:

Расширение представлений студентов о педагогической профессии;

Повышение заинтересованности ею;

Совершенствование профессиональных навыков и умений;

· Умственные и нравственные способности учащихся.

· Сформированность их творческого воображения как направления личностного и интеллектуального развития.

· Развитие коммуникативных умений, т. е. умения общаться со взрослыми и сверстниками .

Итак, мы видим, что процесс подготовки ребенка к школе, осуществление задач преемственности между дошкольным и школьным образованием - это задача не одного дня и даже не одного года. И если многие из вас пока

об этом знают только со слов преподавателей, и может кто-то из вас помнит, как вы сами готовились к школе, то студентка 522 группы Васильева Наталья знает об этом не только со слов и собственных воспоминаний, ее дочь Катя пошла 1 сентября этого года в школу. И я передаю слово Наталье.

Вот и прозвучала ключевая фраза, как много зависит от первого учителя. На нашей гостиной присутствует та самая Надежда, о которой только что говорила Наташа. Случайно получилось, что выпускница 2008 года, наша студентка Храброва Надежда, стала первым учителем Кати. И я предаю ей слово.

АДАПТАЦИЯ

Школьная адаптация - это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности , режиму жизнедеятельности.

Вопросы к гостям.

Запись интервью с первоклассниками.

Первые дни ребенка в школе, как значимы они, как тяжелы и интересны, как по-разному воспринимаются детьми. А какие они для вас - студентов. Сейчас я хочу предоставить слово студентам 512 группы, которые в первую неделю сентября освоили новый вид практики.

(Вступление, речь, вопросы)

Вот и подошла к концу наша гостиная

И снова в позолоте тополя,
А школа как корабль у причала…
Здесь ждут учеников учителя,
Чтоб новой жизни положить начало!

1.3 Особый ребенок

Сегодня у нас с вами не обычный урок, а Педагогическая гостиная, тема которой тоже необычная! Мы все не похожи друг на друга, мы все разные, мы все особенные, начиная с того, что у нас с вами особое предназначение в жизни: мы - педагоги. Но речь сегодня пойдет не о нас, а об особенных детях!

У нас сегодня в гостях выпускники нашего колледжа 2005 года и 2007 года.

(Представление)

Начнем мы с того, что определим: кто он – особый ребенок! Я предлагаю вам это решить (каждая группа вместе составляет список и называют по очереди).


Итак, вы считаете, что особым ребенком можно назвать …перечисляются положения, составленные студентами). А как говорит об этом наука (слово студентам: международное определение и сущность понятия).

Все наши гости работают в ДОУ с разными детьми и в разных образовательных учреждениях, Катя, Марина и Маша в обычных детских садах, куда родители приводят детей каждый день, а Лена в психоневрологическом доме ребенка.

Слово Лене Швайштейн. (Рассказ о доме ребенка и о детях - ВИЧ, специфика работы, биологический возраст и психический возраст, контингент, особенности воспитания, обучения, усыновления).

Индивидуальный подход необходим для любого ребенка, но есть дети, для которых важен не только индивидуальный подход, а и специальные знания, умения и навыки.

Слово гостям, которые расскажут о специфике работы сурдопедагога.

Вы сейчас слушали, затаив дыхание, восхищаясь тем мастерством, которым должен обладать педагог для работы с такими детьми. Я, конечно же, всем желаю чтобы, в работе было таких детей меньше. Работая в обычных детских садах, зная хорошо норму развития детей, наблюдая за детьми ежеминутно, вы должны, как можно раньше заметить отклонения в развитии, предупредить попадания такого ребенка в группу риска. Вы знаете, что ранняя диагностика, выявление отклонений и своевременное медико-педагогическое сопровождение ребенка - это 80% успеха.

О способах диагностики слуха, кохлеарных имплантантах и работе с особыми детьми расскажет следующий

наш гость!

Вы уже поняли, как важна для особого ребенка социальная ситуация развития, социализация такого ребенка - это самая главная задача всех специалистов, работающих с этими детьми. На данном этапе развития специальной педагогики и психологии ключевым направлением является интеграция! Об этом современном направлении специального образования расскажет Полина Смирнова (521 группа). (см Приложение 2)

Следующий наш гость - студентка факультета специальной педагогики Беккерова Динара, которая также является выпускницей нашего колледжа. Она сама - особый ребенок и яркий представитель того человека, который на себе испытал плюсы и минусы инклюзивного образования. Слово Динаре.

Закончить нашу встречу я хочу словами древнего индийского мудреца:

В чем добродетель? - В сострадании к живому.

В чем счастье? - В нерушимом здоровье,

Что такое любовь? - Отзывчивость души.

Что есть мудрость? - Верное решение.

Я хочу пожелать вам находить в жизни мудрое и верное решение и никогда не оставаться равнодушными к людям!

Подарок всем присутствующим - песня Мамонтенка (312 группа)

1.4 Эстафета поколений

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
(Ю. Левитанский)

Этими поэтическими строчками я позволю себе открыть нашу сегодняшнюю гостиную, которая называется «Эстафета поколений». Мы все с вами сделали свой выбор. Мы выбрали особую дорогу, можно даже сказать - миссию. Мы с вами - педагоги. Кто-то только в начале этого пути, а кто-то уже достиг высот и мастерства в этой профессии. И сегодня мы поговорим об одной из самых важных профессий на земле - профессии учителя.

Сейчас большой интерес к династиям королевским, дворянским, артистическим. В советское время едва ли не в каждой газете можно было прочесть о династиях рабочих. А вот о профессии, с представителями которой каждый из нас непосредственно сталкивается в своей жизни, говорится не так часто. (Приложение 3)

Я представляю вам наших гостей: Татьяна Всеволодовна Ходжаш - учитель высшей категории, стаж работы - 30 лет и ее дочь Елена Александровна Ходжаш - учитель начальных классов, стаж ее работы 4 года. Лена - выпускница нашего колледжа. Их семью можно по праву назвать династией. Я передаю им слово.

Вопросы к гостям.

Преемственность поколений этих замечательных учителей в кропотливом ежедневном труде, в доброте и милосердии. Никакими неожиданными «сверхсекретами» они не обладают. Просто они жили и живут вместе с ребятами по совести, по чести, по душе. Но для того чтобы вот так работать, как вы поняли, надо обладать и знаниями, и талантами.

На уроках педагогики вы говорили о профессиограмме учителя. Я, когда беру в руки эту книгу (Спирин Л. Ф. Общепедагогическая профессиограмма. ), представляю

сколько должен знать и уметь педагог, у меня складывается впечатление, что хороший учитель - это наместник бога на земле.

Профессиограмма педагога - это идеальная модель учителя, преподавателя, воспитателя, эталон, представляющие основные качества личности, которыми он должен обладать; знания, умения и навыки, необходимые для выполнения своих профессиональных функций.

В соответствии с профессиограммой, учитель в процессе работы должен решать задачи формирования знаний, умений и навыков; задачи воспитания и развития личности учащихся, определенных Законом Российской Федерации «Об образовании», а также Программами, утвержденными Министерством Образования Российской Федерации.

В профессиограмме определены субъектно-деятельностные характеристики педагога: наличие дидактических, конструктивных, перцептивных, экспрессивных, коммуникативных, организаторских способностей; гуманистическая направленность, положительное отношение к педагогической деятельности, желание работать с детьми.

Профессиограмма корректируется в соответствии с содержанием подготовки учителя по каждой специальности, а также с учетом изменений требований общества к педагогу. Процесс достижения уровня, соответствующего требованиям профессиограммы, называется профессиональным ростом, который в колледже только начинается и будет продолжаться всю жизнь.

Педагог должен обладать личными качествами, необходимыми для работы: любовь и уважение к детям, умение понять их запросы и интересы, требовательность и справедливость, доброжелательность и терпение. Противопоказаниями к участию в педагогической деятельности

среди прочих является низкий морально-нравственный уровень личности.

В качестве иллюстрации и проявления своих специальных способностей и как подарок нашим гостям я попрошу студентов 312 и 512 группы исполнить нам песню.

Вот таких педагогов, я думаю, обязательно должны любить дети. Но воспитательно-образовательный процесс в школе - это очень емкое понятие и успешность его зависит от всех его субъектов, от их единых взглядов. Сейчас, я предлагаю вам разделиться на команды и попробовать сочинить памятку: Заповеди для молодого учителя от лица

Самого молодого учителя

От учеников

От родителей

От коллег

Вам необходимо продолжить фразы, которые там уже есть. (Студентам предлагаются карточки, гости и присутствующие педагоги присоединяются к работе в подгруппах).

Обсуждение.

Мне кажется, мы добились единения и взаимопонимания , и эстафета поколений не должна прерваться, и сейчас символическую эстафету мы передадим от старших преподавателей тем, кто только в начале этого пути.

(Передача эстафетной палочки со словами напутствия)

Казалось бы, одно и то же
Который день, который год,
И не сдержать с утра волненья,
Как будто в этих буднях ты
Открытья ждешь, и откровенья,
И исполнения мечты!

Любой урок, любая встреча
Всех кладов на земле ценней:
Ведь каждый школьный миг отмечен
Неповторимостью своей.
В поступке, в слове, в строчке смелой
Всегда отрадно подмечать
Начало и судьбы, и дела
И одаренности печать.

И как бы ни был путь мой труден,
Надежда помогает мне:
Я счастлив думать, как о чуде,
О завтрашнем, о школьном дне.
Во имя радостных открытий
Нам быть в походе до конца.
Нельзя иначе: Я - учитель,
И мне доверены сердца.

Вручение цветов гостям.

На этом наша сегодняшняя Педагогическая гостиная «Эстафета поколений» закрывается!

1.5 Петербургский стиль воспитания

Я приветствую всех участников и гостей нашей Педагогической гостиной!

Сегодня мы часто слышим понятие стиль, мы пытаемся и хотим к нему стремиться: в моде, в речи, в обустройстве своего жилья, в воспитании детей! Мы рассуждаем о его соответствии времени и его истоках. Сегодня мы будем говорить об уникальном стиле, единственном в мире - о Петербургском стиле!

Колючего снега морось, воды чрезмерный край,

Мостов растворенные крылья готовы к полёту в рай.

Выстрелит в полдень пушка, блеснёт Петропавловский шпиль.

Размеренность в детстве кипучем - вот Петербургский стиль.

Этими поэтическими строчками мы открываем Педагогическую гостиную «Петербургский стиль воспитания».

Представление гостей

Для всех нас Петербург - это только наш город, неповторимый, родной! Для некоторых из нас, присутствующих здесь, Петербург стал родным совсем недавно! Цель педагогов и родителей: воспитание нового поколения горожан, достойных высокого звания петербуржец.

Готовясь к гостиной, мы попросили ваших родителей ответить на вопросы анкеты (Приложение 4), и, проанализировав результаты, с уверенностью можем сказать, что не только мы - педагоги чувствуем и стремимся к этому неповторимому стилю, но и ваши родители отмечают его в своих ответах. В нашем городе разработан уникальный документ: Концепция воспитания в системе образования Санкт-Петербурга «Воспитание петербуржца XXI века».

Он является:

1. Нормативно-правовым документом региона.

2. Утвержден приказом Комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга № 000 от 26.06.03 г.

3. В концепции определяются базовые подходы педагогического сообщества Санкт-Петербурга к ценностям, целям, содержанию и нормам воспитательной деятельности в различных типах образовательных учреждений Санкт-Петербурга.

Портрет юного петербуржца

Это гражданин своего города, Отечества;

Человек, призванный решать личные и социальные проблемы в XXI веке;

Носитель глобального мышления, ощущающий себя гражданином мира и Вселенной.

Базовые идеи предлагаемой концепции, которые определяют суть понятия Петербургское воспитание

В основу согласования позиций положены характеристики уникального социокультурного пространства Санкт-Петербурга:

· Поликультурность, определяемая изначальным сосуществованием и взаимовлиянием разнообразных культурно-исторических традиций, национальных и конфессиональных особенностей, архитектурных стилей, многосословностью, определенной демократичностью городского сообщества.

· Инновационный и творческий характер петербургского стиля жизни. Город изначально создавался как уникальный проект и является творческой лабораторией, в которой осуществляются самые разные эксперименты (в том числе и педагогические), рождаются тенденции, определяющие перспективы развития для всей России.

· Устремленность петербуржцев к большим и труднодостижимым целям. Жители города во все века решали сложнейшие (порой, неразрешимые) задачи: построили один из красивейших городов мира, отстояли его в дни блокады, проявляя при этом профессионализм, силу воли и духа.

· Открытость города миру. Направленность на взаимодействие и непрерывную коммуникацию с мировой культурой. Город изначально аккумулировал и взращивал лучшие образцы воспитания, привлекая для этого элиту теоретиков и практиков образования и воспитания.

Сегодня мы будем говорить о Петербургском стиле воспитания, о его содержании и особенностях. В гостях у нас люди, которых можно назвать хранителями традиций города. Им я и передаю слово!

1.Ольга Алексеевна - музейная педагогика в ДОУ

2.Алла Чернышева - Петербургский стиль речи (Приложение 5)

3.Музыкальный подарок (Онучень, Андреева)

4.Ларенков Сергей - лоцман, фотохудожник: Петербург вчера и сегодня!

Итак: Петербургский стиль воспитания – это…(перечисление понятий, предложенных студентами).

Давайте вместе создадим данное определение, и будем следовать ему в своей жизни и деятельности!

Петербуржцы XXI века - это мы! Век будет идти на наших глазах. Так что, во-первых, нам очень важно представить себе, что нас ждет в будущем. А во-вторых, именно нам когда-нибудь придется рассказывать о 20 столетии потомкам.

Вручение Символической медали - Хранитель традиций Санкт-Петербурга и почетных грамот!

Заключение

Определение эффективности использования такой формы внеучебной воспитательной работы как Педагогические гостиные относится к числу наиболее сложных педагогических проблем.

На первый план выходит задача определения критериев, по которым данный вид работы возможно оценить.

Эффективность характеризует степень успешности функционирования той или иной формы работы в достижении цели.

Исходя из целей, реализуемых с помощью гостиных, показателями эффективности могут выступать:

Степень актуальности темы и содержания мероприятия

Отзыв о Педагогической гостиной «Особый ребенок».

Конференция, посвященная проблемам особых детей, была очень познавательной, интересной.

Я думаю, она помогла всем участникам задуматься, осознать, что рядом с нами живут дети с особыми потребностями. Меня очень заинтересовали рассказы о слабослышащих и глухих детях, об интеграции особых детей. В ходе таких конференций можно лучше изучить предмет. Так как мы слышим примеры из жизни, а не сухие факты.

(Елена Швайштейн – выпускница 2007 года, воспитатель Психо-неврологического дома ребенка, студентка Пушкинского областного педагогического университета – факультет дефектологии).

Отзыв о Педагогической гостиной «Секреты успешного педагога»

Педагогическая гостиная стала для нас открытием. Очень понравился рассказ, который подкреплялся интересной презентацией. Материал преподносился не только ведущей гостиной, но и была возможность принять участие у студентов. Данная гостиная дала возможность многим определиться - кем бы ты хотел быть в будущем. И многие убедились, что хотят быть учителями и социальными педагогами.

На гостиную были приглашены гости, которые доступно и интересно рассказали о своих профессиях, тех трудностях и успехах, которые им встречались на профессиональном пути.

Жанна Владимировна, большое спасибо за проведенную гостиную.

Студенты 512 группы (учебный год).

Также показателем высокой эффективности проведения гостиных служит тот факт, что после окончания колледжа, получив профессиональный опыт, наши выпускники с удовольствием принимают участие в гостиных и делятся своим опытом.

Оценивая положительные стороны Педагогических гостиных, нельзя не сказать и о трудностях, с которыми

мы сталкивались как в их подготовке, так и в проведении. Во многом успех Педагогической гостиной зависит от приглашенных гостей, от их ораторского мастерства, субъективного видения темы гостиной. С другой стороны - круг педагогических интересов наших студентов достаточно широк и предугадать, какие они зададут вопросы также невозможно.

Для ведущего Педагогической гостиной – это всегда прямой эфир, это необходимость импровизации. Данная сложность не всегда позволяет сделать ведущими гостиных студентов, чаще они выступают как партнеры и активные участники диалога.

В заключении позволим себе отметить, что проведение Педагогических гостиных стало традицией нашего колледжа, их темы и содержание постоянно пополняются, отвечая требованиям времени, а также интересам и запросам студентов.

Литература

1. Вербицкая, говорить правильно: Пособия по русскому языку . - М.: Высшая школа, 2003.

2. Гуткина, готовность к школе.- СПБ.: Питер, 2009.

3. Зимняя, компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - №5. - С.34–42.

4. Колесникова, реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии: курс лекций по философии педагогики / . - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. - 285 с.

5. Кон, и общество: Уч. пос. - М.: Academia, 2003.

6. Концепция воспитания в системе образования Санкт-Петербурга. «Воспитание петербуржца XXI века» - утверждена приказом Комитета по образовании: администрации Санкт-Петербурга № 000 от 26.06.03 г.

7. Кузьмина, Н. В., Пожарский, С. Д., Паутова, качества профессиональной деятельности специалиста. - СПб., Коломна, Рязань, 2008.

Малофеев, Н. Н. , Гончарова, ИКП

8.. РАО в оценке современного этапа развития государственной системы специального образования в России // Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. - 2000 - Вып. 1.

9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (п. 3.3 Развитие образования) - Распоряжение РФ от 01.01.01 г. N 1662-р.

10. Спирин, общепедагогическая. - М., 1997. - С. 11.

Подготовила и провела воспитатель ГБОУ Школа№1195 ДО СП№3 Казакова Светлана Михайловна. Воспитатель. Добрый вечер. Я рада, что вы нашли время для беседы по совместной работе по развитию диалогической речи ваших детей. Известно, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Развитие диалога - это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них - ребенок. Дети не умеют использовать доступные вербальные и невербальные средства, не владеют способами построения диалога, не устанавливают взаимодействия друг с другом в ходе диалога т.е. не умеют слышать, слушать друг друга, инициативно высказываться. Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения. Существуют правила ведения диалога: -Соблюдать очередность в разговоре; - слушать собеседника, не перебивая; -поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее; -проявлять уважение и внимание к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза или в лицо; -не говорить с полным ртом; -говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном; -использовать литературную лексику; -строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника и чтобы оно было понятно ему. Я хочу вам предложить несложные игры для развития речи и построения диалога с ребенком. 1.Подумай,как можно сказать слово ласково: Солнце – солнышко; Заяц – зайчик; Еж – ежик; Утка-уточка; Книга-книжечка; Снег-снежок; Кукла-куколка; Цветок-цветочек; Ваза-вазочка; Гриб-грибочек и т.д. 2. А теперь, как можно сказать ласково оба слова: Синяя чашка- синенькая чашечка; Зеленый мяч- зелененький мячик; Новая машина-новенькая машинка; Серая мышь- серенькая мышка; Голубой шар- голубенький шарик; Красивая кукла- красивенькая куколка и т.д. 3. Придумай слова, противоположные по смыслу и закончи предложение: Слон большой, а мышка…(маленькая); Буратино веселый, а Пьеро…(грустный); Подушка мягкая, а стол…(твердый); Дерево высокое, а куст…(низкий); Река широкая, а ручей…(узкий); Иванушка добрый, а Баба-Яга…(злая); Лед холодный, а огонь…(горячий); Земля черная, а снег…(белый). Дидактические игры. Да и нет. Цель. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизации речевой поисковой активности. Материал. Семь – восемь предметов различного назначения – игрушки, предметы быта, овощи, одежда. Ход игры. Предметы раскладываются на столе. Вы (родитель) предлагаете ребенку загадать какой-нибудь предмет, но вам не говорить. А потом вы задаете разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет он загадал, а он может отвечать только «Да» или «Нет». Ребенку дается время для обдумывания, затем вы начинаете задавать вопросы. - Этот предмет нужен в хозяйстве? - Его едят? - Его надевают на тело? - Он лежит посередине стола? Он лежит рядом с…? - Он круглый? Он коричневый? И т.п. Нужно придерживаться определенной логики: от назначения предмета – к его расположению –к выяснению внешних признаков; лишь затем назвать отгадку. Потом можете поменяться ролями. Что под салфеткой. Цель. Освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядный материал. Материал. Карточки с символами вопросов: пять – семь предметов (игрушка, элемент одежды, овощ, фломастер, чашка, книга); три салфетки. Ход игры. На столе лежат предметы, накрытые салфетками. Вы говорите ребенку: « Под салфетками спрятаны предметы. Я загадала один из них. Только теперь перед тобой очень сложная задача – с помощью вопросов угадать, какой это предмет, не видя его. Вопросы можно задавать разные. Главное, чтобы они помогли узнать о предмете как можно больше. Легко угадать предмет, если ты сначала узнаешь, для чего он нужен, а потом выяснишь, какой он». Ребенок задает вопросы. После того как предмет угадан, салфетку убираете, предмет показываете ребенку и предлагаете угадать, что лежит под следующей салфеткой. В целом игра продолжается 15-20 минут. Встреча. Цель. Развивать воображение и умение вести диалог, учитывая особенности собеседника. Ход игры. Предложить ребенку, представить себе, что встретились двое, например Цветок и Бабочка, и разговорились. О чем они могут разговаривать? Попросите ребенка сыграть эту встречу. Интересно, о чем они могут беседовать? Пары собеседников: Дерево и Ветер; Капелька и Речка; Петушок и Солнышко; Трава и Дождик и т.д. Игра « Соберем семью». (разрезные картинки). Каждой паре (ребенок- родитель) предлагается картинка- образец и такая же картинка, разрезанная на несколько частей. Задача: работая в паре, быстро справится с заданием. Затем предлагается обмен картинками, и игра продолжается. А сейчас хочу вам предложить педагогические ролевые игры. 1. « Папа, одень меня!» Роль 5-6-летнего ребенка играет воспитатель. Кому-то из родителей предлагается решать эту ситуацию путем моделирования собственного поведения. 1. Папа, почему ты меня никогда не поцелуешь, когда приходишь забирать из детского сада? 2. Одень меня. 3. Сначала застегни мне сапожки. 4. Я не умею застегивать пуговицы. 5. А где моя шапка, завяжи мне. 6. А ты купишь мне шоколадку? В зависимости от поведения родителя воспитатель-« ребенок» импровизирует, показывая, как обычно ведут себя дети, уходя с папами и мамами из детского сада. После выполнения задания родителям предлагается ответить на вопросы: Что Вы чувствовали, когда ребенок так себя вел? Вы обычно так реагируете на подобное поведение вашего ребенка? Вам удалось, как Вы думаете, сыграть роль родителя в этой ситуации? 2. «Мама, посмотри, как я нарисовала!». Родителям предлагается проиграть ситуацию: «Вы очень спешите, прибежали в детский сад за ребенком. На улице вас ждет машина, а дочь к вам обращается со своей радостью: «Мама, посмотри как я нарисовала!» Помогает разыграть ситуацию воспитатель в роли ребенка. Затем проводиться анализ поведенческих образцов родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий педагогической гостиной.

Подготовила и провела воспитатель ГБОУ Школа№1195 ДО СП№3 Казакова Светлана Михайловна.

Воспитатель. Добрый вечер. Я рада, что вы нашли время для беседы по совместной работе по развитию диалогической речи ваших детей. Известно, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша.

Развитие диалога - это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них - ребенок. Дети не умеют использовать доступные вербальные и невербальные средства, не владеют способами построения диалога, не устанавливают взаимодействия друг с другом в ходе диалога т.е. не умеют слышать, слушать друг друга, инициативно высказываться.

Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения.

Существуют правила ведения диалога:

Соблюдать очередность в разговоре;

Слушать собеседника, не перебивая;

Поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;

Проявлять уважение и внимание к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза или в лицо;

Не говорить с полным ртом;

Говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;

Использовать литературную лексику;

Строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника и чтобы оно было понятно ему.

Я хочу вам предложить несложные игры для развития речи и построения диалога с ребенком.

Солнце – солнышко;

Заяц – зайчик;

Еж – ежик;

Утка-уточка;

Книга-книжечка;

Снег-снежок;

Кукла-куколка;

Цветок-цветочек;

Ваза-вазочка;

Гриб-грибочек и т.д.

2. А теперь, как можно сказать ласково оба слова:

Синяя чашка- синенькая чашечка;

Зеленый мяч- зелененький мячик;

Новая машина-новенькая машинка;

Серая мышь- серенькая мышка;

Голубой шар- голубенький шарик;

Красивая кукла- красивенькая куколка и т.д.

3. Придумай слова, противоположные по смыслу и закончи предложение:

Слон большой, а мышка…(маленькая);

Буратино веселый, а Пьеро…(грустный);

Подушка мягкая, а стол…(твердый);

Дерево высокое, а куст…(низкий);

Река широкая, а ручей…(узкий);

Иванушка добрый, а Баба-Яга…(злая);

Лед холодный, а огонь…(горячий);

Земля черная, а снег…(белый).

Дидактические игры.

Да и нет.

Цель. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизации речевой поисковой активности.

Материал. Семь – восемь предметов различного назначения – игрушки, предметы быта, овощи, одежда.

Ход игры.

Предметы раскладываются на столе.

Вы (родитель) предлагаете ребенку загадать какой-нибудь предмет, но вам не говорить. А потом вы задаете разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет он загадал, а он может отвечать только «Да» или «Нет».

Ребенку дается время для обдумывания, затем вы начинаете задавать вопросы.

Этот предмет нужен в хозяйстве?

Его едят?

Его надевают на тело?

Он лежит посередине стола? Он лежит рядом с…?

Он круглый? Он коричневый? И т.п.

Нужно придерживаться определенной логики: от назначения предмета – к его расположению –к выяснению внешних признаков; лишь затем назвать отгадку.

Потом можете поменяться ролями.

Что под салфеткой .

Цель. Освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядный материал.

Материал. Карточки с символами вопросов: пять – семь предметов (игрушка, элемент одежды, овощ, фломастер, чашка, книга); три салфетки.

Ход игры.

На столе лежат предметы, накрытые салфетками. Вы говорите ребенку: « Под салфетками спрятаны предметы. Я загадала один из них. Только теперь перед тобой очень сложная задача – с помощью вопросов угадать, какой это предмет, не видя его. Вопросы можно задавать разные. Главное, чтобы они помогли узнать о предмете как можно больше. Легко угадать предмет, если ты сначала узнаешь, для чего он нужен, а потом выяснишь, какой он».

Ребенок задает вопросы. После того как предмет угадан, салфетку убираете, предмет показываете ребенку и предлагаете угадать, что лежит под следующей салфеткой. В целом игра продолжается 15-20 минут.

Встреча.

Цель. Развивать воображение и умение вести диалог, учитывая особенности собеседника.

Ход игры.

Предложить ребенку, представить себе, что встретились двое, например Цветок и Бабочка, и разговорились.

О чем они могут разговаривать?

Попросите ребенка сыграть эту встречу. Интересно, о чем они могут беседовать?

Пары собеседников: Дерево и Ветер; Капелька и Речка; Петушок и Солнышко; Трава и Дождик и т.д.

Игра « Соберем семью».

(разрезные картинки).

Каждой паре (ребенок- родитель) предлагается картинка- образец и такая же картинка, разрезанная на несколько частей.

Задача: работая в паре, быстро справится с заданием.

Затем предлагается обмен картинками, и игра продолжается.

А сейчас хочу вам предложить педагогические ролевые игры.

  1. « Папа, одень меня!»

Роль 5-6-летнего ребенка играет воспитатель. Кому-то из родителей предлагается решать эту ситуацию путем моделирования собственного поведения.

  1. Папа, почему ты меня никогда не поцелуешь, когда приходишь забирать из детского сада?
  2. Одень меня.
  3. Сначала застегни мне сапожки.
  4. Я не умею застегивать пуговицы.
  5. А где моя шапка, завяжи мне.
  6. А ты купишь мне шоколадку?

В зависимости от поведения родителя воспитатель-« ребенок» импровизирует, показывая, как обычно ведут себя дети, уходя с папами и мамами из детского сада.

После выполнения задания родителям предлагается ответить на вопросы:

Что Вы чувствовали, когда ребенок так себя вел?

Вы обычно так реагируете на подобное поведение вашего ребенка?

Вам удалось, как Вы думаете, сыграть роль родителя в этой ситуации?

  1. «Мама, посмотри, как я нарисовала!».

Родителям предлагается проиграть ситуацию: «Вы очень спешите, прибежали в детский сад за ребенком. На улице вас ждет машина, а дочь к вам обращается со своей радостью: «Мама, посмотри как я нарисовала!»

Помогает разыграть ситуацию воспитатель в роли ребенка.

Затем проводиться анализ поведенческих образцов родителей.

Используемая литература:

  1. И.Е.Светлова «Развиваем устную речь» 2003г.
  2. Бизикова О.А. «Развитие диалогической речи дошкольников в игре». Москва 2010г.
  3. Москалюк, О.В., Погонцева Л.В. «Педагогика взаимопонимания» Волгоград 2010г.

«Родительская гостиная – как форма приобретения педагогического опыта родителей».

Педагог-психолог

Пепелина Ольга Сергеевна

Пояснительная записка.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ; главе 12 Семейного кодекса РФ; ст. 17, 18, 19, 52. Закона РФ «Об образовании».

Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и специалистов ДОУ.

Семья –

Важнейшая задача для всех специалистов по работе с семьей в детских садах – найти оптимальный способ гармонизации отношений между семьей и социальным окружением, через поиск позитивных ресурсов внутри семьи.

Практика показывает, что сотрудничество семьи и ДОУ становится все более актуальным. Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, формы работы с родителями.

В повышении педагогической культуры, просвещении родителей, особую роль призван сыграть родительский всеобуч, цель которого «Повышение педагогической культуры родителей» .

На сегодняшний день в МДОУ детский сад «Сказка» 159 воспитанников, общее количество родителей – 266. (см. Приложение № 1).

По результатам проведенного социологического исследования в детском саду, целью которого было выявить социальный запрос родителей, на наиболее интересующие темы, касающиеся воспитания детей, определился круг наиболее актуальных вопросов: .(См. Приложение №2)

а) воспитание и поведение дошкольника;

б) нормативно-правовые вопросы, касающиеся прав ребенка.

Исходя, из большого спектра ответов родителей, можно сделать вывод, что они нуждаются в расширении и приобретении педагогических знаний, в получении психолого-педагогической информации, в тоже время наблюдается пассивность со стороны родителей.

Таким образом, возник вопрос о необходимости создания «Родительской гостиной».

Родительская гостиная – это форма приобретения психолого-педагогических знаний и обогащения воспитательного опыта родителей. Она включает в себя: дискуссионные встречи, вечера «Вопросов и ответов», тренинги, проигрывание проблемных ситуаций, анкетирование, тестирование, игровые упражнения, игры - релаксации, игры - драматизации, семинары - практикумы.

«А.Фромм.

Ц е л ь:

З а д а ч и:

1.

2.

3.

Ожидаемый результат:

Родители являются активными участниками в жизни детского сада, а также ориентируются в вопросах, касающихся воспитания и поведения детей.

Адресат:

Работа «Родительской гостиной» направлена на сопровождение семьи, с момента поступления ребенка в детский сад и до его выпуска.

На каждой возрастной группе запланировано проводить 3-4 заседания в год. Количество посещающих родителей 14-16 человек.

Формы контроля:

1. Анкетирование «Овладение педагогическими знаниями».

(см. Приложение№ 3)

2. Увеличение количества обращений родителей к специалистам по

вопросам воспитания детей.

3. Увеличение посещаемости и участия в мероприятиях.

Этапы реализации программы:

I. Этап. Диагностический. Социальный опрос родителей детей от 3 до 6 лет. Выявление трудностей родителей в воспитании дошкольника. (См. Приложение №2).

Ответственные:

Социальный педагог – Анкетирование II младшей – подготови -

тельной группы.

Педагог-психолог – анализ анкетирования.

II. Этап. Разработка программы, на основе анализа проведенного опроса родителей.

Ответственные:

Педагог-психолог, социальный - педагог – разработка системы

мероприятий.

III. Этап. Реализация программы, через организацию «Родительской гостиной», которая включает в себя различные формы и методы работы с родителями.

Ответственные:

Педагог-психолог, социальный педагог – организация и проведе -

ние мероприятий.

IV. Этап. Промежуточный. Отслеживание удовлетворенности родителей в полученных психолого-педагогических знаниях.

(см. Приложение №3). Корректировка программы.

Ответственные: Социальный педагог, педагог-психолог.

V. Заключительный. Анализ программы.

Ответственные: Педагог-психолог, социальный педагог.

Ресурсное обеспечение:

Кадровое обеспечение: Подготовка и проведение мероприятий с родителями проводят: педагог-психолог, социальный педагог, с привлечением других специалистов: зам. зав. по ВМР, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО, учителей начальных классов, медицинскую сестру.

Перечень оборудования:

1. Приобретение методической литературы.

2. Ксероксная бумага для оформления памяток и анкет.

3. Ватманы для оформления стендов.

4. Фломастеры, цветные карандаши, акварельные краски.

5. Цветная бумага.

6. Аудиокассеты, видеокассеты.

7. Фланелеграф.

8. Цветные мелки.

11. Папки, файлы.

12. Дискеты.

13. Театральные атрибуты.

14. Фотопленка.

Кабинет социального педагога и педагога-психолога просторный, светлый, рассчитанный на 20 человек. Оборудованный круглым столом, 20 стульями, аудио и видеоаппаратурой, компьютером.

Е.П.Арнаутова.

Тематический план занятий:

Тема

Цель

Формы

работы,

упражнения

Кол-во час.

Литра

(№ ист

Стр.)

I младшая группа

Ноги и ножки топают по дорожке.

Создание творческого пространства для игрового общения родителей и детей; стимулирование желания родителей поддерживать интерес малыша к рисованию красками дома.

Практикум.

Встреча родителей и детей.

II младшая группа

Что важно знать о ребенке 3 лет, чтобы понимать его.

Привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребенком.

Вечер «Вопросов и ответов». Обыгрывание ситуации.

Почему возникают затруднительные ситуации в общении родителя с ребенком.

Обсуждение причин возникновения конфликтных ситуаций в общении с ребенком, поиск удачных способов родительского поведения.

Тренинг, проигрывание проблемных ситуаций. Анкетирование. Памятка.

Использование народных игр с ребенком в жизни вашей семьи.

Ознакомление родителей с детской игрой - как деятельностью, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении со взрослым.

Практикум.

Игра «Угадай, какую игрушку выбрал ваш ребенок».

Средняя группа

Какое место в семейном воспитании ребенка принадлежит книге.

Вовлечение родителей в игровой диалог с детьми, направив игровую инициативу на познание интересов своего ребенка, соучастие в общей деятельности.

Викторина между родителями и детьми.

Старшая группа

Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в

Привлечение родителей к анализу существующей в собственной семье эмоциональной атмосферы отношений и тому, как она может влиять на эмоциональное самочувствие ребенка, настроение других членов семьи.

Практикум.

Поведение в экстремальных ситуациях

Ознакомление родителей с правилами поведения в непредвиденных ситуациях ребенка.

Лекция, тест,

а) практические

б) просмотр

видеофильма.

Метод воздействия на ребенка в семье.

Вовлечение родителей в самоанализ воспитательных приемов, используемых ими по отношению к ребенку.

Практикум.

Упражнения: «Найди нужное»,

«Скульптура».

Творческое развитие ребенка, через

театрально-игровую деятельность в семье.

Использование театрально-игровой деятельности для эмоционального сближения взрослых и детей, общности переживания происходящего.

Семинар-практикум: лекция, игра-релаксация, этюды на развитие воображения. Игра-драматизация по сказке «Репка».

I и II Подготовительная группа.

Кризис предшкольного возраста и что побуждает

ребенка стремиться к взрослению.

Знакомство родителей с возрастным кризисом 7 лет. Предложить родителям понять, что же побуждает ребенка стремиться к взрослению.

Анкетирование.

Обыгрывание пед.ситуации.

на пороге школьной жизни.

Обсуждение точек зрения родителей, педагогов и учителей нач.классов на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка.

Дискуссионная встреча: психологический тест, игровое упражнение с мячом «закончить предложение о том, что значит в моем понимании «хорошо учиться»»,

игра «Таня - неумелочка»,

видеоинтервью с детьми.

Каков мой ребенок в отношениях со сверстниками.

Обмен родительским опытом, по оказанию ребенку помощи и поддержки в установлении им дружеских отношений со сверстниками.

Практикум.

Проигрывание ситуации.

Тестирование.

рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка

Привлечение внимания родителей к ценности изобразительного творчества детей -как источника познания внутреннего мира ребенка, особенностей восприятия им окружающего.

Практикум, игровое упражнение «Закончи фразу».

Педагогические ситуации, анкетирование.

Библиографический список.

1. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

5. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г. Ратифицирована Верховным Советом СССР от 13 июня 1990г.

6. Инструктивное письмо от 22.07.2002г. №30-51-547/16.

7. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.

8. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.

9. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2002г. -192 с.

10. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с.

11. Павлова Л.Н. 365 дней и ночей из жизни ребенка: Год третий, - М.,

12. Сигал М., Адкок Д. Ребенок играет: от 3 до 5 лет. – С-Пб., 1996. –

13. Сермягина О.С. Эмоциональное отношение в семье. – Кишинев,

14. Симановский А.Э., Метенова Н.М. Работа воспитателя детского сада

с семьей. – Ярославль, 1991.

15. «Семья и школа». – 1992.- №7.с.37.

16. Спок Б. Ребенок и уход за ним. – Екатеринбург, ЛТД, 1991г.

17. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.. Как я расту: Советы психолога

родителям. – М., 1996.-С.36-37.

18. Фитцпатрик Д. Диалог с ребенком. Как ответить на трудные

вопросы жизни.- М., 1996.-С.102,168,169.

19. Фромм А. перевод Константиновой И.Г., - Екатеринбург, АРТ ЛТД,

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Родительская гостиная – как форма приобретения педагогического опыта родителей».

Педагог-психолог

Пепелина Ольга Сергеевна

Пояснительная записка.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ; главе 12 Семейного кодекса РФ; ст. 17, 18, 19, 52. Закона РФ «Об образовании».

Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и специалистов ДОУ.

Семья – это малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях.

Важнейшая задача для всех специалистов по работе с семьей в детских садах – найти оптимальный способ гармонизации отношений между семьей и социальным окружением, через поиск позитивных ресурсов внутри семьи.

Практика показывает, что сотрудничество семьи и ДОУ становится все более актуальным. Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, формы работы с родителями.

В повышении педагогической культуры, просвещении родителей, особую роль призван сыграть родительский всеобуч, цель которого «Повышение педагогической культуры родителей» .

На сегодняшний день в МДОУ детский сад «Сказка» 159 воспитанников, общее количество родителей – 266. (см. Приложение № 1).

По результатам проведенного социологического исследования в детском саду, целью которого было выявить социальный запрос родителей, на наиболее интересующие темы, касающиеся воспитания детей, определился круг наиболее актуальных вопросов: .(См. Приложение №2)

а) воспитание и поведение дошкольника;

б) нормативно-правовые вопросы, касающиеся прав ребенка.

Исходя, из большого спектра ответов родителей, можно сделать вывод, что они нуждаются в расширении и приобретении педагогических знаний, в получении психолого-педагогической информации, в тоже время наблюдается пассивность со стороны родителей.

Таким образом, возник вопрос о необходимости создания «Родительской гостиной».

Родительская гостиная – это форма приобретения психолого-педагогических знаний и обогащения воспитательного опыта родителей. Она включает в себя: дискуссионные встречи, вечера «Вопросов и ответов», тренинги, проигрывание проблемных ситуаций, анкетирование, тестирование, игровые упражнения, игры - релаксации, игры - драматизации, семинары - практикумы.

« При воспитании детей необходимо спрашивать себя, можем ли мы стать хорошим родителем и воспитать ребенка, не подавляя его личность». А.Фромм.

Ц е л ь:

Приобретение психолого-педагогических знаний и обогащение воспитательного опыта родителей.

З а д а ч и:

  1. Изучить социальный запрос родителей, на наиболее интересующие темы, касающиеся воспитания детей.
  2. Расширить психолого-педагогическое представление родителей в вопросах воспитания детей.
  3. Способствовать повышению родительской активности, направленной на организацию совместной деятельности ДОУ и семьи.

Ожидаемый результат:

Родители являются активными участниками в жизни детского сада, а также ориентируются в вопросах, касающихся воспитания и поведения детей.

Адресат:

Работа «Родительской гостиной» направлена на сопровождение семьи, с момента поступления ребенка в детский сад и до его выпуска.

На каждой возрастной группе запланировано проводить 3-4 заседания в год. Количество посещающих родителей 14-16 человек.

Формы контроля:

  1. Анкетирование «Овладение педагогическими знаниями».

(см. Приложение№ 3)

  1. Увеличение количества обращений родителей к специалистам по

Вопросам воспитания детей.

  1. Увеличение посещаемости и участия в мероприятиях.

Этапы реализации программы:

  1. Этап. Диагностический. Социальный опрос родителей детей от 3 до 6 лет. Выявление трудностей родителей в воспитании дошкольника. (См. Приложение №2).

Ответственные:

Социальный педагог – Анкетирование II младшей – подготови -

Тельной группы.

Педагог-психолог – анализ анкетирования.

  1. Этап. Разработка программы, на основе анализа проведенного опроса родителей.

Ответственные:

Педагог-психолог, социальный - педагог – разработка системы

Мероприятий.

  1. Этап. Реализация программы, через организацию «Родительской гостиной», которая включает в себя различные формы и методы работы с родителями.

Ответственные:

Педагог-психолог, социальный педагог – организация и проведе -

Ние мероприятий.

  1. Этап. Промежуточный. Отслеживание удовлетворенности родителей в полученных психолого-педагогических знаниях.

(см. Приложение №3). Корректировка программы.

Ответственные: Социальный педагог, педагог-психолог.

  1. Заключительный. Анализ программы.

Ответственные: Педагог-психолог, социальный педагог .

Ресурсное обеспечение:

Кадровое обеспечение: Подготовка и проведение мероприятий с родителями проводят: педагог-психолог, социальный педагог, с привлечением других специалистов: зам. зав. по ВМР, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО, учителей начальных классов, медицинскую сестру.

Перечень оборудования:

  1. Приобретение методической литературы.
  2. Ксероксная бумага для оформления памяток и анкет.
  3. Ватманы для оформления стендов.
  4. Фломастеры, цветные карандаши, акварельные краски.
  5. Цветная бумага.
  6. Аудиокассеты, видеокассеты.
  7. Фланелеграф.
  8. Цветные мелки.
  9. Тетради в клетку.
  10. Авторучка, простой карандаш.
  11. Папки, файлы.
  12. Дискеты.
  13. Театральные атрибуты.
  14. Фотопленка.

Характеристика функционального помещения:

Кабинет социального педагога и педагога-психолога просторный, светлый, рассчитанный на 20 человек. Оборудованный круглым столом, 20 стульями, аудио и видеоаппаратурой, компьютером.

«Если родителям не навязывать полезные знания,

они вообще могут перестать в них нуждаться»

Е.П.Арнаутова .

Тематический план занятий:

Тема

Цель

Формы

Работы,

упражнения

Кол-во час.

Литра

(№ ист

Стр.)

I младшая группа

Ноги и ножки топают по дорожке.

Создание творческого пространства для игрового общения родителей и детей; стимулирование желания родителей поддерживать интерес малыша к рисованию красками дома.

Практикум.

Встреча родителей и детей.

Памятка.

с 117

II младшая группа

Что важно знать о ребенке 3 лет, чтобы понимать его.

Привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребенком.

Вечер «Вопросов и ответов». Обыгрывание ситуации.

Памятка.

с 87

Почему возникают затруднительные ситуации в общении родителя с ребенком.

Обсуждение причин возникновения конфликтных ситуаций в общении с ребенком, поиск удачных способов родительского поведения.

Тренинг, проигрывание проблемных ситуаций. Анкетирование. Памятка.

54-56

Использование народных игр с ребенком в жизни вашей семьи.

Ознакомление родителей с детской игрой - как деятельностью, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении со взрослым.

Практикум.

Игра «Угадай, какую игрушку выбрал ваш ребенок».

Памятка.

с 56

Средняя группа

Какое место в семейном воспитании ребенка принадлежит книге.

Вовлечение родителей в игровой диалог с детьми, направив игровую инициативу на познание интересов своего ребенка, соучастие в общей деятельности.

Викторина между родителями и детьми.

С 84.

Старшая группа

Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в

семье.

Привлечение родителей к анализу существующей в собственной семье эмоциональной атмосферы отношений и тому, как она может влиять на эмоциональное самочувствие ребенка, настроение других членов семьи.

Практикум.

с 102.

Поведение в экстремальных ситуациях

Ознакомление родителей с правилами поведения в непредвиденных ситуациях ребенка.

Лекция, тест,

а) практические

Советы;

б) просмотр

видеофильма.

с 34

Метод воздействия на ребенка в семье.

Вовлечение родителей в самоанализ воспитательных приемов, используемых ими по отношению к ребенку.

Практикум.

Упражнения: «Найди нужное»,

«Скульптура».

с 142.

Творческое развитие ребенка, через

театрально-игровую деятельность в семье.

Использование театрально-игровой деятельности для эмоционального сближения взрослых и детей, общности переживания происходящего.

Семинар-практикум: лекция, игра-релаксация, этюды на развитие воображения. Игра-драматизация по сказке «Репка».

с 135

I и II Подготовительная группа.

Кризис предшкольного возраста и что побуждает

ребенка стремиться к взрослению.

Знакомство родителей с возрастным кризисом 7 лет. Предложить родителям понять, что же побуждает ребенка стремиться к взрослению.

Лекция.

Анкетирование.

Обыгрывание пед.ситуации.

Памятка.

Семья

на пороге школьной жизни.

Обсуждение точек зрения родителей, педагогов и учителей нач.классов на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка.

Дискуссионная встреча: психологический тест, игровое упражнение с мячом «закончить предложение о том, что значит в моем понимании «хорошо учиться»»,

игра «Таня - неумелочка»,

видеоинтервью с детьми.

с. 154

с. 36-37

Каков мой ребенок в отношениях со сверстниками.

Обмен родительским опытом, по оказанию ребенку помощи и поддержки в установлении им дружеских отношений со сверстниками.

Практикум.

Проигрывание ситуации.

Тестирование.

с 174

Детский

рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка

Привлечение внимания родителей к ценности изобразительного творчества детей -как источника познания внутреннего мира ребенка, особенностей восприятия им окружающего.

Практикум, игровое упражнение «Закончи фразу».

Педагогические ситуации, анкетирование.

с 185

Библиографический список.

  1. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
  2. Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948г.
  3. Семейный кодекс РФ (с изменениями на 2 января 2000г).
  4. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959г.
  5. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г. Ратифицирована Верховным Советом СССР от 13 июня 1990г.
  6. Инструктивное письмо от 22.07.2002г. №30-51-547/16.
  7. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.
  8. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
  9. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2002г. -192 с.
  10. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с.
  11. Павлова Л.Н. 365 дней и ночей из жизни ребенка: Год третий, - М.,

1996г.

12. Сигал М., Адкок Д. Ребенок играет: от 3 до 5 лет. – С-Пб., 1996. –

С.184.

13. Сермягина О.С. Эмоциональное отношение в семье. – Кишинев,

1991г.

14. Симановский А.Э., Метенова Н.М. Работа воспитателя детского сада

С семьей. – Ярославль, 1991.

15. «Семья и школа». – 1992.- №7.с.37.

16. Спок Б. Ребенок и уход за ним. – Екатеринбург, ЛТД, 1991г.

17. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.. Как я расту: Советы психолога

Родителям. – М., 1996.-С.36-37.

18. Фитцпатрик Д. Диалог с ребенком. Как ответить на трудные

Вопросы жизни.- М., 1996.-С.102,168,169.

19. Фромм А. перевод Константиновой И.Г., - Екатеринбург, АРТ ЛТД,